Актуальность темы исследования. Происходящие под влиянием социально-экономических факторов изменения в сфере образования приводят к необходимости усиления в профессиональной деятельности педагогов субъект-субъектных отношений. Эго обусловлено также потребностью современного общества в воссоздании гуманности во взаимоотношениях человека в окружающем его пространстве. В этом смысле большей возможностью в создании оптимальных условий для развития личности обладает педагогическое взаимодействие в образовательном процессе.
В основе построения отечественной модели образования лежат личностный и деятельностный подходы, исследованием которых занимались С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев. В соответствии с этими подходами личность есть субъект деятельности, который, сам формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности. Разработке проблемы становления позиции субъектности в педагогической деятельности способствовали психологические исследования различных сторон взаимодействия субъектов образовательного процесса. Изучая различные стороны педагогического взаимодействия, отечественные исследователи обращают внимание на возможность организации продуктивных способов взаимодействия, которые обеспечивают приоритет субъектных отношений в образовательном процессе.
Отечественные и зарубежные исследователи (Т.П.Гаврилова, Л.М.Митина, К.Роджерс, Д.А. Хьюстон, В.А.Петровский, И.М.Юсупов, Е.В.Коротаева), изучая педагогическое взаимодействие, обращают внимание на эмпатию как катализатор продуктивных способов взаимодействия в образовательном процессе. При этом эмпатия выступает как личностная установка учителя, которая реализуется в ходе его взаимодействия с учащимися. Личностную установку, которая направляет профессиональную деятельность учителя, А.К. Маркова, В.Е.Клочко, К.М.Левитан и др. определяют как профессиональную установку.
Педагогическая практика показывает, что несмотря на признание важности эмпатии как личностной установки учителя, она недостаточно проявляется в профессиональной деятельности педагога в ходе взаимодействия с учащимися на всех этапах урока. Профессиональная установка педагога на эмпатию во взаимодействии с учащимися (на сотрудничество, на восприятие настроений учащихся, а также реакции самого педагога на эти настроения) обуславливает готовность педагога к продуктивному педагогическому взаимодействию. Такая профессиональная установка способствует изменению характера педагогического взаимодействия. Это профессионально важное качество педагога известно и применяется на практике, но развитие его до уровня профессиональной установки привело бы к продуктивному педагогическому взаимодействию, что способствовало бы эффективному обучению учащихся. Обозначая в дальнейшем изложении такой способ взаимодействия эмпатийным, отмечаем, что проблема реализации профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия обуславливает необходимость более глубокого исследования его содержания и особенностей проявления на уроках.
Важность изучения данной проблемы обусловлена рядом причин. Во-первых, необходима ориентация современного образования на поиск новых средств и путей профессиональной подготовки учителя, способного работать в условиях перехода школы на гуманистическую основу, что требует формирования у него соответствующих профессиональных установок, реализующихся в процессе педагогического взаимодействия. Во-вторых, обострились противоречия между требованием современного общества к профессиональной деятельности учителя и недостаточной разработанностью путей формирования профессиональных установок учителя на продуктивные формы взаимодействия с учащимися. В-третьих, назрела необходимость системного и комплексного исследования проблемы формирования профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия.
Решение этих вопросов требует поиска и нахождения научно обоснованных, эффективных путей изучения содержания и формирования профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия.
Таким образом, тема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: «Формирование профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия».
Объект исследования - психологическое содержание педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности педагога.
Предмет исследования - психологическое содержание профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия, способы целенаправленного формирования психологических компонентов профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия.
Цель исследования - выявление психологического содержания профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия и определение способов целенаправленного её формирования.
Гипотеза исследования:
1) влияние уровней развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов эмпатии различно при разных типах профессиональных установок педагога на восприятие учащихся;
2) профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия имеет структуру, в которую включены эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты;
3) профессиональной установке педагога на эмпатийный способ взаимодействия на уроке соответствуют психологические механизмы (подбадривание, принятие идей со стороны учащихся, создание условий для сотрудничества учащихся между собой) его реализации;
4) развитие профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия реализовывается путем формирования её психологических компонентов в соответствии с специально разработанной программой.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к анализу и интерпретации профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия в психологической и педагогической литературе.
2. Определить структуру профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия.
3. Выявить типы профессиональных установок на эмпатийный способ взаимодействия и определить механизмы его реализации.
4. Разработать и апробировать программу формирования профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия, подготовить рекомендации для ведущих и участников.
Методологической и теоретической основой исследования являются: системный, личностный и деятельностный подходы (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, В.С. Мерлин, К.К.Платонов, А.Г.Асмолов, А.Б.Орлов и др.); общая теория установки (Д.Н. Узнадзе, А.С.Прангишвили, Ш.Н.Чхартишвили и др.); психолого-педагогические концепции и идеи о сущности и природе человека и его воспитании (С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев); психологические теории труда и профессиональной педагогической деятельности (Е.А.Климов,
Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М.Митина, В.А. Петровский, В.Г. Маралов, В.Е.Клочко, О.М. Краснорядцева, Е.В. Коротаева и др.); психологические теории эмпатии (К.Роджерс, Т.П. Гаврилова, Ф.Е.Василюк, Н.Н.Обозов, Д.А.Хьюстон, Н.И.Сарджеваладзе и др.); психологические теории общения (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, Я.Л.Коломенский, А.А.Кан-Калик и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс адекватных им методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование с использованием комплекса методик: 1) методики Ф.Фидлера для диагностики профессиональных установок педагогов (в модификации И.П.Волкова, Н.Ю. Хрящевой, А.Ю. Шалыто); 2) методики «Шкала эмоционального отклика» А.Меграбиана и Н. Эпштейна; 3) методики исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж Гилфорда и М. Салливена; 4) методики анализа вербального (речевого) взаимодействия учителя на занятиях в школе Н. Фландерса (в варианте А.А.Реана); обучающий эксперимент, направленный на реализацию разработанной программы формирования профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия.
Качественный и количественный анализ полученных результатов был осуществлен с помощью методов математической статистики: коэффициента ранговой корреляции r.v Спирмена; метода MANOVE (многофакторный дисперсионный анализ); метода Плохинского для установления достоверности влияния фактора на результативность признака; Т-критерия Вилкоксона для установления направленности изменений и их выраженности; критерия Фишера для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости эффекта.
Научная новизна исследования: введено понятие «профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия», выявлено психологическое содержание профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия (структура, типы, механизмы), определены закономерности развития профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные знания о психологических особенностях профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия могут быть использованы при разработке концепции педагогического взаимодействия.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная программа по формированию профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия может быть использована в работе школьных психологов с педагогами, а также при профессиональной подготовке студентов, в том числе при разработке содержания занятий курса «Педагогическая психология».
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается соблюдением методологических принципов проведения исследования, теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы формирования профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия, применением адекватных цели и задачам исследования методов, репрезентативностью выборки, использованием математических методов количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологическая структура профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия включает три компонента: эмоциональный (способность к эмоциональному отклику на переживания другого); когнитивный (способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении и способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации); поведенческий (способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения, способность понимать изменения в отношениях, существующих между единицами информации о поведении). В структуре профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия может доминировать один или несколько компонентов в различном их сочетании.
2. Уровни проявления профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия обуславливают существование пяти типов педагогического взаимодействия: активно¬положительная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (направленная на установление доверительных отношений); функциональная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (ориентированная на избирательность взаимоотношений); нейтрально-безразличная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (направленная на установление официальных отношений); ситуативная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (ориентированная на изменчивость отношений); скрытно-отрицательная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (ориентированная на формальные отношения).
3. Механизмами реализации эмпатийного способа взаимодействия педагога на уроке являются подбадривание, принятие идей со стороны учащихся и создание условий для сотрудничества учащихся между собой. Эти механизмы способствуют формированию доверительных отношений, появлению элементов сотрудничества, создают условия для свободного высказывания собственных мыслей и идей учащимися, а также приводят к изменению качества потенциально продуктивной паузы на уроке.
4. Профессиональную установку педагога на эмпатийный способ взаимодействия можно развивать путем формирования психологических компонентов профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия при помощи специально разработанной программы.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на Международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (г. Бийск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции (г. Тобольск, 2004), XXXVI региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Менделеевские чтения» (г. Тобольск, 2005), на V Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 2005), на заседаниях кафедры практической психологии Тобольского государственного педагогического института им. Д.И.Менделеева.
Структура диссертации. Диссертационное исследование содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 2 рисунками.
Библиографический список включает 162 наименования источников, в том числе 15 - на английском, 1 - на чешском языках.
1. Развитие эмпатийного способа взаимодействия до уровня профессиональной установки приводит к продуктивному педагогическому взаимодействию. Такую профессиональную установку, изменяющую способ взаимодействия, мы обозначаем как «профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия» и выделяем данный способ взаимодействия как один из принципов педагогического взаимодействия.
2. Профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия объединяет трехкомпонентную структуру педагогического взаимодействия и эмпатии как профессионально важного личностного качества педагога в единое целое и состоит из эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
3. Влияние уровней развития компонентов эмпатии на профессиональную установку педагога на восприятие учащихся различно при разных ее типах. Уровни развития компонентов эмпатии, являются действующими факторами результативности профессиональной установки на восприятие учащихся, а она, в свою очередь, определяет использование эмпатии как способа взаимодействия.
4. Уровень проявления профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия обуславливает существование пяти типов педагогического взаимодействия: активно-положительная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (направлена на установление доверительных отношений); функциональная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (ориентирована на избирательность взаимоотношений); нейтрально-безразличная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (направлена на установление официальных отношений); ситуативная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (ориентирована на изменчивость отношений); скрытно-отрицательная профессиональная установка на эмпатийный способ взаимодействия (ориентирована на формальные отношения).
5. Механизмами эмпатийного способа взаимодействия педагога на уроке являются похвала, подбадривание, принятие идей со стороны учащихся и создание условий для сотрудничества учащихся между собой. Эти механизмы способствуют формированию доверительных отношений, появлению элементов сотрудничества, создают условия для свободного высказывания собственных мыслей и идей учащимися, а также приводят к изменению качества потенциально продуктивной паузы на уроке.
6. Развитие профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия реализовывается с помощью специальной программы через формирование её психологических компонентов (эмоционального, когнитивного, поведенческого) параллельно с развитием личностных качеств педагога.
Результаты настоящей работы подтверждают правомерность гипотезы исследования и обоснованность выдвинутых на защиту положений. Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее изучение проблемы профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия ввиду ее сложности и многозначности. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении условий и факторов оптимизации процесса развития профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия у студентов педагогических вузов.
1. Бобкова М.Г. Проблема изучения продуктивности педагогической деятельности, как одного из главных элементов образовательной среды // Сборник статей II научно-практической конференции практических психологов образования «Опыт и перспективы психологической службы образования в сохранении психологического здоровья детей и подростков». - Тобольск, 2001. -С. 8-11.
2. Бобкова М.Г. Проблема противоречий в обучении // Материалы международной научно-практической конференции аспирантов, студентов пучащихся. - Бийск, 2002. - С. 75-78.
3. Бобкова М.Г. Особенности взаимодействия учителя с подростками на уроке // Подросток Тобольска на рубеже эпох: Социально-психологический аспект / Под ред. Н.Ф. Вешкурцевой.
- Тобольск, 2003. - С. 93-101.
4. Бостанджиева Т.М., Бобкова М.Г. Исследование условий эффективного взаимодействия в образовательном процессе как путь преодоления противоречий в современном образовании // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник научно-практических материалов. - Тюмень, 2003. - С. 40-56.
5. Бобкова М.Г. Профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образование в Западно-Сибирском регионе: история, современность, перспективы».-Тобольск, 2004. - С. 166-167.
6. Бобкова М.Г. Атаханов Р.А. Типы профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия // Материалы V Международной научно-практической конференции «Личностно развивающее профессиональное образование». - Екатеринбург, 2005. -Ч.1.- С. 225-228.
7. Бобкова М.Г. Проблема изучения профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися на уроке // Материалы XXXVI региональной научно- практической конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Менделеевские чтения - 2005». - Тобольск, 2005. - С. 180-181.