Актуальность исследования. Многие аспекты Я-концепции личности являются объектами междисциплинарных направлений, при этом различные теоретические конструкции и методологические подходы к изучению Я- концепции не соотносятся друг с другом, поскольку разные ученые, отправляясь в своих исследованиях от разных целей и задач, приходят к противоречивым взглядам на данную категорию, ее структурные и содержательные составляющие.
На рубеже 19 - 20 веков была задана перспектива изучения Я-концепции трудами С.Н. Булгакова, Б.Л. Вышеславцева, Н.О.Лосского, А.А.Потребни, И.М.Сеченова, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С.Л.Франкла и других ученых, обращающихся к проблеме познания природы Я. В современной философии Я - это теоретическое понятие: термин, реферирующий, обозначающий некоторый гипотетический объект, существующий в мире действительности, но не доступный наблюдению традиционными естественнонаучными методами, подобно иным объектам.
В современной психологии рассматривают различные частные формы Я- концепции (Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, маска (И.С.Кон), воплощенное Я и невоплощенное Я (Р.Лэнг, 2003), фальшивое Я (В.В.Столин), фантастическое Я (А.А. Налчаджан), зеркальное Я (Кули), Я в обществе (С.Меаб), Я-физическое (Ж. Лермит, 1986; Е.Т. Соколова, 2003). Авторы чаще всего выделяют Я-реальное и Я-идеальное (Р. Мэй, 1999; Э.Фромм,1998; А.А.Налчаджян; К.Роджерс; К. Левин, 1999). Излагаемые позиции по проблеме Я разные, но именно это, как представляется, обеспечивает более активное поле для обсуждения. Многие отечественные ученые ставят проблему концепции Я узкоспециально, в рамках своего конкретно-научного подхода (социально-психологического, медицинского, возрастного и т.д.).
В оппозиции к дезинтегрирующим (фрагментарным) тенденциям в исследованиях Я-концепции в последние годы все более отчетливо заявляет о себе интегративная тенденция (В.С. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко и др.). Исследователи концентрируют свое внимание на том, чтобы раскрыть Я как системное образование, установить его системные качества, показать взаимосвязь и взаимозависимость его элементов и компонентов в рамках общей структуры (Е.С. Шильштейн). Интегративность и многоаспектность Я- концепции с позиций концепции метаиндивидуального мира рассматривает Л.Я. Дорфман.
Кроме этого, актуальность исследования Я-концепции осужденных обусловлена запросами уголовно-исполнительной практики в связи с современными процессами, в частности, ростом количества рецидивных преступлений среди их общего количества. Нынешняя исправительная система, следует признать, еще не соответствует тому уровню обращения с преступниками, который имеется в развитых странах.
Изучение особенностей личности преступников началось еще в конце Х1Х века. Психологические особенности личности заключенного (осужденного) всегда интересовали и писателей, и ученых (И.П. Башкатов, Ф.М. Достоевский, В.Пикуль, Н.А. Стручков, Г.Ф. Хохряков, Н.М. Ядринцев, П.Ф. Якубович и др.). Новый импульс криминологические исследования в нашей стране получили в 60-е годы прошлого столетия. Но в тоже время углубленного изучения личности именно осужденных не проводилось, что явилось следствием недопустимо медленного проникновения в науки пенитенциарного профиля и в пенитенциарную практику современных психологических методов.
В первой половине 70-х годов проблемы психологии личности и социальной среды осужденных начинают активно изучаться. В отечественной пенитенциарной практике изучением личности преступника занимались А.Д. Глоточкин, М.Г.Дебольский, В.Г.Деев, А.Г. Ковалев, А.В. Наприс А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, В.М.Поздняков, А.Р.Ратинов, В.А. Семенов, Ю.В. Славинская, А.И. Ушатиков, В.В.Яковлев, и др. Имеются отдельные аспекты изучения Я-концепции осужденных (особенности направленности личности, ценностные ориентации, жизненные планы, самооценка, эмоционально-волевая сфера, влияние установок на поведение и др.), но комплексных исследований нет. На современной этапе развития отечественной психологии в пенитенциарной практике представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира личности осужденного, стержнем которой является ее Я-концепция.
Степень реализации психологических знаний на практике зависит от уровня психологической подготовленности персонала, его убежденности в необходимости терпеливого индивидуального воздействия на личность. По- прежнему в уголовно-исполнительной системе работает много сотрудников, воспитанных на традициях 30-50-х годов, считавших, что гораздо эффективнее, а главное - проще добиться нужного поведения от осужденного, если водворить его в штрафной изолятор, надеть наручники, смирительную рубашку, нежели осуществлять кропотливую работу.
Анализ современной психологической литературы свидетельствует о наличии множества неисследованных вопросов и противоречий в области изучения личности преступника. Среди большого количества материала и теоретических концепций, посвященных различным аспектам изучения личности осужденных, очень мало работ, затрагивающих проблему Я- концепции заключенных. Предпринятое нами изучение особенностей Я- концепции осужденных к лишению свободы является для психологии не только интересной теоретической, но и важной практической задачей.
Объект исследования - Я-концепция личности.
Предмет исследования - Психологическое содержание, структура Я- концепции осужденных.
Цель исследования - изучение особенностей Я-концепции осужденных, выявление отличий в составляющих Я-концепции от законопослушных лиц.
Задачи исследования:
1. Выявить основные концептуальные подходы к понятию Я и «Я- концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Обосновать и адаптировать комплекс методик, позволяющих получить объективные, достоверные и валидные данные о Я-концепции осужденных с учетом применения методов математической статистики.
3. Провести корреляционный анализ компонентов Я-концепции с показателями других свойств личности.
4. Проанализировать факторную структуру Я-концепции осужденных.
5. Сравнить особенности составляющих Я-концепции осужденных к лишению свободы и законопослушных лиц.
Гипотезы исследования:
Я-концепция осужденных к лишению свободы имеет свою специфику и по ряду параметров ее составляющих и показателей ответственности отличается от законопослушных лиц.
Теоретико-методологической основой исследования являются принципы системного подхода в психологии (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн), общепсихологические принципы деятельностного подхода, научные работы отечественных и зарубежных ученых, в которых заложены принципы анализа сознания и самосознания, Я и Я-концепции (Р. Бернс, У. Джемс, Д. Мид, К. Роджерс, М.Розенберг, Р.Уайли, В.С. Агапов, А.Г. Асмолов, И.В. Барышникова, В.М. Бехтерев, А.А.Бодалев, Л.Я.Дорфман, Д.А. Леонтьев, И.М. Сеченов, В.В. Столин, Л. Д. Столяренко, А.Г.Спиркин, В.Ю.Хотинец, Е.С. Шильштейн и др.).
Частными теоретическими основаниями послужили работы пенитенциарных психологов, посвященных изучению личности осужденных (В .Г. Деев, А.Д. Глоточкин, А.С. Михлин, А.И. Мокрецов, А.Н. Пастушеня, А.Г. Перегудов, В.Ф. Пирожков, В.И. Поздняков и др.).
Методы исследования:
В работе использовались диагностические методики, предусматривающие комплексное психологическое изучение Я-концепции осужденного (охватывающее 101 параметр оценки ее составляющих); методики, измеряющие другие свойства личности; методы математической статистики.
Для изучения составляющих Я-концепции были использованы следующие методики: шкала самовосприятия Р. Бернса (1986); рефлексивная методика «Кто Я?» в модификации М. Куна, Т. Макпартлэнда (Kuhn, McPartland, 1954); методика исследования самоотношения (МИС, С.Р. Пантилеев, 1993); личностный опросник «Суверенность психологического пространства» (СПП, С.К. Нартова-Бочавер, 2003); опросник для выявления предпочитаемых типов защит, используемых субъектом в процессе правонарушений ( М.В. Худоянц, 2003). В дополнение к названным методикам были использованы: методика измерения ответственности (В.П. Прядеин, А.И. Крупнов, 2000); опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ, В.М. Русалов, 1990).
В ходе исследования принимали участие осужденные мужчины, отбывающие наказание в исправительных учреждениях общего режима г.Екатеринбурга и Свердловской области, общей численностью 208 человек и законопослушные лица - 47 человек.
Обоснованность результатов обеспечивалась целями, задачами и выдвинутой гипотезой, системным подходом к описанию и изучению объекта исследования.
Достоверность и надежность результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки, применением апробированного инструментария, методами статистической обработки данных, теоретической, эмпирической, конструктной и факторной валидностью методов исследования.
Научная новизна исследования:
1. Впервые комплексно исследована Я-концепции осужденных.
2. Создан и апробирован диагностический комплекс методик, способствующий исследованию составляющих Я-концепции осужденных к лишению свободы.
3. Проведен корреляционный, факторный анализ, 1-критерий составляющих Я- концепции осужденных.
4. Выявлены отличия составляющих Я-концепции осужденных к лишению свободы и законопослушных лиц с помощью 1-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость заключается, с одной стороны, в обогащении психологических представлений теории Я-концепции в рамках интегративного подхода, с другой стороны, во внесении определенного вклада по выявлению ее специфики в личности осужденных.
Практическая значимость определяется разработкой типов Я- концепции осужденных, что помогает обеспечивать психологическое сопровождение и психокоррекцию.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебных программах, спец. курсах при обучении слушателей психологических и юридических факультетов соответствующих учебных заведений, в различных областях психологии и правоохранительной деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Для осужденных характерно сохранение ценности собственного Я, положительное отношение к себе, наличие противоборствующих Я.
2. Насильственное принятие неблизких ценностей, переживание собственного бессилия сочетается с оценкой себя как неудачника, но в рассуждениях о жизни осужденных присутствует оптимизм.
3. Выделенные на основании факторного анализа типы Я-концепций осужденных характеризуются с позиции переложения ответственности на других людей и обстоятельства. Типы Я-концепций у осужденных предполагают ценность для себя и закрытость для окружающих.
4. Значимое содержание и общий уровень итоговой Я-концепции осужденных определяется уровнем самоотношения, самовосприятием и пониманием ответственности.
5. Факторные модели структуры Я осужденных и законопослушных лиц различны и представлены разнообразными составляющими.
6. Осужденным характерны более высокие, чем у законопослушных лиц, значения коммуникативной пластичности, импульсивность.
Апробация и внедрение результатов исследования
Положения по проблеме исследования обсуждались на межвузовской конференции «Актуальные проблемы практической психологии» (Екатеринбург, 2005), межрегиональных семинарах психологов уголовно-исполнительной системы (2004, 2005).
Основные теоретические выводы внедрены в практическую деятельность психологических служб, в преподавании дисциплин «Юридическая психология» студентам факультета «Педагогики и психологии» и психологических факультетов, «Психология личности» осужденным, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
По теме исследования опубликовано 7 работ.
Структура и объем диссертационного исследования
Диссертация состоит из введения, 3 глав, обсуждения, выводов, списка литературы, 6 приложений. Работа изложена на 175 страницах, содержит 48 таблиц. Список литературы насчитывает 393 наименования, из них 17 - на английском языке.
1. Анализ различных точек зрения ученых о структурных и содержательных компонентах Я-концепции позволил нам остановиться на интегративном подходе к изучению особенностей данного явления у осужденных к лишению свободы.
Изучив особенности Я-концепции осужденных к лишению свободы, мы пришли к ряду выводов:
У осужденных существуют такие Я, которые противоборствуют друг другу. В попытках себя охарактеризовать присутствует сильный личностный, оценочный момент. Осужденные отрицательно оценивают прожитую жизнь, повседневные дела и жизненные перспективы, у них снижена потребность в самореализации, и в дальнейшем они планируют пассивное существование.
Позитивное восприятие себя как субъекта, совершившего совершения преступное деяние, у осужденных выражается в самооправдании, в приписывании себе положительных черт. Согласованность собственного Я- образа с образом человека, для которого приемлемо совершить преступное деяние, ослабляет или исключает переживание чувства вины, стыда за совершение противозаконных действий.
Особенностью самоотношения осужденных является привязанность к неадекватному образу «Я». Тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания.
2. Насильственное принятие неблизких ценностей, переживание собственного бессилия сочетается с оценкой себя как неудачника, но в рассуждениях о жизни осужденных присутствует оптимизм.
Оценка себя как опрометчивого, обманщика и раздражительного у осужденных связана с их конформностью и выраженной мотивацией социального одобрения и безразличным отношением к себе. Отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку связано с выбором положительных характеристик себя (счастливый, оптимистичный, общительный и т.п.).
3. Типы Я-концепций осужденных характеризуются с позиции переложения ответственности на других людей и обстоятельств при поведенческой активности. Типы Я-концепций - позитивный, самодостаточный и компенсирующий - отражают положительное самоотношение, правильное понимание ответственности.
У осужденных недостаточно сформировано качество ответственности (как внутренней необходимости). Имеют место непредвиденные препятствия и трудности, лежащие за пределами возможностей осужденных. Различные формы самооправдания криминального поведения уменьшают ответственность за совершенное преступление.
Самоописания осужденных строятся в соответствии с поверхностным пониманием ответственности, привязанности к себе и закрытости от окружающих. «Суверенное Я» осужденных включает оценки, способствующие пониманию себя и помогающие ясно осознать границы, отделяющие их Я от других.
4. Составляющие Я-концепции осужденных связаны с показателями ответственности и формально-динамическими свойствами индивидуальности. Значимое содержание и общий уровень итоговой Я-концепции осужденных определяется уровнем самоотношения, самовосприятием и пониманием ответственности.
Выбор у законопослушных лиц отрицательных характеристик себя коррелирует с неудовлетворенностью своими возможностями; выбор осужденными положительных характеристик себя связан с отношением к себе как уверенному, самостоятельному волевому человеку.
5. Типы Я-концепций у законопослушных лиц сочетаются с желанием изменяться, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе. У осужденных - предполагают ценность для себя и закрытость для окружающих. У законопослушных лиц положительное самоотношение находится в оппозиции к типам Я-концепции неудачника и обманщика.
Самооценки законопослушных лиц и осужденных по выбору у себя положительных и отрицательных качеств, эмоциональному отношению к ним одинаковы.
Факторные модели структуры Я осужденных и законопослушных лиц различны и представлены следующими составляющими:
у осужденных - «Идеальное Я», «Ответственное Я», «Самоописания Я», «Эгоистическое Я», «Суверенное Я»;
у законопослушных лиц - «Ранимое Я», «Самодостаточное Я», «Агармоническое, компенсирующее Я», «Открытое Я», «Положительное Я».
6. Исследуемую группу осужденных отличают менее прочные границы психологического пространства, дающие чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. Осужденные более внутренне конфликтны, менее ответственны, добросовестны, ориентированы на внешнюю реальность, невнимательны к деталям, следуют не общепринятым нормам, а нормам уголовной среды.
Осужденным характерны более высокие, чем у законопослушных лиц, значения коммуникативной пластичности, психомоторной и коммуникативной эмоциональности, высокая чувствительность, неуверенность, раздражительность, лёгкость вступления в новые социальные контакты, импульсивность.
Особого внимания для дальнейшей работы заслуживают психокоррекционные программы, предусматривающие изменение Я-концепции осужденных, осознание личностных причин совершения преступления, формирование чувства покаяния, ответственности за будущее, готовности признать вину перед жертвой и пострадавшими.
1. Чернышева Е.В. Криминологические и психологические показатели личности осужденного //Пасхи: научный психологический журнал /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2005. -№ 2 (12). -С. 191-209.
2. Чернышева Е.В. Особенности представлений осужденных к лишению свободы о себе //Пасхи: научный психологический журнал /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2005. -№ 2 (12). -С.210-218.
3. Чернышева Е.В. Подходы к пониманию Я-концепции //Проблемы личностно-ориентированного образования /ПМТ; Первоуральск, 2005, с. 56¬61.
4. Чернышева Е.В. Психологическая профилактика суицидального поведения
//Информационно-аналитический бюллетень ГУИН МЮ РФ по
Свердловской области. -2003. -№1 (3). -С. 122-124.
5. Чернышева Е.В. Психология личности. Программа для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях //Информационно-аналитический бюллетень ГУ ФСИН МЮ РФ по Свердловской области. - 2005. -№2 (6). -С.174-181.
6. Чернышева Е.В. Юридическая психология. Программа для студентов факультета педагогики и психологии (специальность 031000 «Педагогика и психология»). -Екатеринбург: изд-во «Центр Проблем детства», 2001. -12с.
7. Чернышева Е.В., Прядеин В.П. Психологический портрет личности осужденного: Учеб.пособие /Урал.гос.пед.ун-т., Екатеринбург, 2005. -108с.