Актуальность темы исследования.
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и укреплению. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания.
Значительно возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами. В частности, по этим причинам увеличивается число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.
Распространенность среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о том, что существующие методы формирования культуры здорового образа жизни пока не дают желаемых результатов. Эффективность существующих методов гигиенического воспитания, используемых как в школе, так и в семье требует существенной корректировки.
При рассмотрении здоровья сегодня специалистами оценивается в лучшем случае роль биологического компонента, экологического фактора, условий труда, быта, досуга человека, а не система его собственной активной деятельности, направленной на постоянное укрепление жизненных сил организма.
Система профилактики, традиционно используемой в учебных заведениях, чаще всего сводится к формированию знаний у детей и подростков об опасности тех или иных заболеваний. Отсутствует развернутая система выработки практических навыков конструирования молодежью такого психического и физического здоровья, которое позволяет успешно справиться с постоянно возрастающими нагрузками современной жизни на человеческий организм.
Поэтому для сохранения здоровья актуальной является задача формирования у всего населения новой культуры здоровья, которая снижает не только вероятность появления болезней, но и позволяет постоянно укреплять жизненные силы человека на основе использования традиционных и нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья. Управление здоровьем является главным рычагом профилактики. Человек должен не только знать о болезнях и причинах их появления, он должен с раннего детства приобретать практические навыки саморегуляции своего организма.
В связи с этим представляется целесообразным кардинальное изменение целевой установки воспитательной деятельности, осуществляемой в системе современного образования в сфере укрепления здоровья подрастающего поколения. Главной задачей должно стать формирование знаний, ценностей, практических умений, обеспечивающих эффективное управление жизненными силами организма при максимальной реализации соматических, физиологических возможностей.
В связи с этим одной из приоритетных задач современного этапа модернизации образования должно стать формирование и развитие культуры здоровья подрастающего поколения.
Основными проблемами, определяющими актуальность темы исследования, являются следующие. Во-первых, у большинства населения господствует установка на укрепление психофизического здоровья лишь тогда, когда появляются различные соматические и психические заболевания. Такое отношение старшего поколения передается младшему, поэтому подавляющее большинство детей и подростков не испытывают потребности в систематической заботе о своем здоровье.
Во-вторых, отсутствует целостная система формирования культуры здоровья, так как между учреждениями образования, здравоохранения, средствами массовой информацией, семьей существуют значительные расхождения по содержанию и способам решения исследуемой нами проблемы. Главной задачей здравоохранения является чаще всего лечение больных, а не формирование культуры здоровья. Школа основной целью ставит обучение, которое, пока, не включает в качестве обязательного элемента овладение навыками зрелой культуры здоровья. Средства массовой информации нередко пропагандируют те формы жизнедеятельности, которые ведут к разрушению жизненных сил организма.
В-третьих, актуальной проблемой является обеспечение единства знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья. Многие взрослые и дети имеют определенную информацию о тех формах жизнедеятельности, которые разрушают здоровье. Однако в повседневной жизни эти знания не реализуют.
В-четвертых, в настоящее время в рамках общего образования существует ряд учебных курсов, дающих учащимся информацию о здоровье человека и методах его сохранения и укрепления. Однако эти курсы дают лишь фрагментарные знания и не дают целостных представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни. Кроме того, данные курсы (биология, ОБЖ, физическая культура) не формируют у большинства учащихся ориентаций на самостоятельную деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Особенностью социологического анализа данной проблемы является то, что сама культура здоровья формируется и совершенствуется в процессе активного взаимодействия всех субъектов, участвующих в ее становлении и развитии. Социологический анализ позволяет выделить содержание самой культуры здоровья, основные противоречия, возникающие в современном обществе при ее формировании у различных социальных общностей. Также появляется возможность выделить систему детерминации той деятельности человека, которая позволяет ему успешно овладевать основными требованиями культуры здоровья.
При рассмотрении культуры здоровья подрастающего поколения социологический анализ позволяет выделить особенности взаимодействия семьи, школы, средств массовой информации при решении задач выработки у детей и подростков практических навыков постоянного укрепления своих жизненных сил.
Необходимо тщательно изучить противоречия нынешнего состояния деятельности по формированию культуры здоровья и выделить наиболее перспективные пути решения задачи воспитания здорового поколения в нашей стране.
Степень научной разработанности проблемы
Прежде всего, следует выделить валеологический подход к проблеме здоровья. Значительный вклад в исследования по этой теме внесли Н.М. Амосов, Г.Л. Апанасенко, В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.С. Фомин. В работах этих исследователей выделены основные причины появления многих болезней у подрастающего поколения, намечены пути более эффективной пропаганды валеологических знаний среди детей и подростков.
Педагогический подход, раскрывающий роль системы образования в формировании общей культуры и культуры здоровья, представлен в работах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.М. Громбах, Г.К. Зайцева, А.П. Исаева, В.В. Колбанова, И.В. Муравова, Л. А. Семенова, Л.Г. Татарниковой. В трудах этих исследователей анализируется современная практика преподавания тех знаний, которые позволяют школьникам при-обрести базовые представления о ЗОЖ, тех опасностях, которые вызывают различные виды зависимостей.
Социологические проблемы образования и формирования культуры человека в процессе обучения в школе изучали Е.С. Баразгова, Ю.Р. Вишневский, Е.В. Грунт, Г.Е. Зборовский, В.Я. Нечаев, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов, В.Т. Шапко, Ф.Э. Шереги. Ими выявлены основные противоречия, характеризующие взаимоотношения между семьей, школой, детским коллективом в приобщении подрастающего поколения к современной культуре.
Социологические исследования, ставившие целью получить комплексную характеристику здоровья населения путем интеграции данных обо всех факторах здоровья в единый оценочный показатель, а также изучить социальные проблемы роли общего образования в формировании культуры здоровья, разрабатывали такие российские социологи, как А.И. Антонов, М.С. Бедный, И.В. Журавлева, В.А. Зотин, Е.И. Кудрявцева, Ю.П. Лисицын, В.М. Медков, А.В. Меренков, Л.С. Шилова.
Однако остаются неизученными особенности формирования той культуры здоровья подрастающего поколения, которая отвечает современным требованиям сохранения и укрепления жизненных сил организма. Не в полной мере выявлены те противоречия, которые препятствуют эффективной организации формирования культуры здоровья в рамках общеобразовательной школы.
Методологической основой исследования являются: системный, структурно-функциональный, исторический анализ становления и развития культуры здоровья подрастающего поколения.
Выделяются основные закономерности формирования культуры здоровья, рассматриваются исторические особенности становления культуры здоровья в нашей стране и ориентации субъектов образовательного процесса на здоровый образ жизни. Анализируются те противоречия, которые осложняют процесс формирования культуры здоровья подрастающего поколения.
Также был использован междисциплинарный подход, который позволил автору определиться с категориальным аппаратом, так как в силу недостаточной изученности проблемы культуры здоровья в отечественной науке, и, прежде всего, в социологии, не в полной мере разработаны не только подходы к изучению данной проблемы, но и соответствующий категориальный аппарат.
Объект исследования - учащиеся старших классов общеобразовательных школ, их родители, учителя общеобразовательных школ Свердловской области.
Предмет исследования - особенности формирования культуры здоровья подрастающего поколения в современной системе общего среднего образования.
Цель диссертационной работы - выявление основных противоречий формирования культуры здоровья подрастающего поколения и пути их разрешения на современном этапе модернизации российского общего среднего образования.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность культуры здоровья как особого социального образования.
2. Выявить роль общего образования в формировании ориентаций и установок на культуру здоровья у подрастающего поколения.
3. Выявить место и роль культуры здоровья в системе жизненных ценностей основных участников образовательного процесса.
4. Исследовать существующие противоречия в системе формирования культуры здоровья детей в семье и школе и наметить конкретные варианты их разрешения.
Эмпирической базой диссертационной работы послужили материалы количественных и качественных исследований, проведенных под руководством автора в 2000-2003 гг. в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга и Свердловской области.
С помощью опросного метода в г. Екатеринбурге, г. В. Пышма, г. Новоуральске Свердловской области были опрошены 600 учащихся 9-11 классов, 550 их родителей и 400 учителей общеобразовательных школ (двухступенчатая квотная выборка).
Методом глубинного интервью по проблеме противоречий формирования культуры здоровья были опрошены 30 учителей, 20 директоров и завучей, 50 учащихся общеобразовательных школ и 50 родителей учащихся.
Также был проведен контент-анализ образовательных программ для общеобразовательной школы, включающих разделы, посвященные здоровью и способам его сохранения.
Было проведено исследование уровня основных физических качеств у учащихся общеобразовательных школ (1100 чел.).
Научная новизна работы заключается в следующем:
- дается авторская трактовка сущности и содержания культуры здоровья как системы целенаправленного управления человеком своими жизненными силами;
- вводится новое понятие «культура предупреждения и преодоления болезни», раскрывающая систему действий, направленных на защиту и восстановление физических сил организма при возникновении болезненных состояний;
- исследована роль системы современного общего среднего образования в формировании ценностных ориентаций и установок на культуру здоровья у подрастающего поколения. Показано, что в настоящее время применяемые образовательные программы преимущественно ориентируют на освоение культуры предупреждения и преодоления болезни, а не культуры здоровья;
- выяснены основные противоречия между абстрактными ориентациями на здоровье у родителей, педагогов, учащихся и динамическими стереотипами по реализации имеющихся знаний и умений;
- выявлены противоречия в формировании культуры здоровья в семье и школе, выражающиеся в разнонаправленных действиях родителей и педагогов по выработке у детей установок на постоянную самостоятельную деятельность по сохранению и укреплению своего психофизического здоровья;
- определены основные причины, вызывающие расхождения между знаниями о методах укрепления здоровья учащимися, ценностным отношением к здоровью и реальной практикой по укреплению жизненных сил организма;
- разработаны рекомендации, направленные на совершенствование формирования культуры здоровья у детей разного возраста в процессе активного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Практическая значимость работы.
Результаты исследований автора уже используются в реализации программ модернизации образования г. Новоуральска Свердловской области. На их основе была разработана программа «Здоровье подрастающего поколения» для Стратегического плана развития г. Екатеринбурга.
Результаты как теоретических, так и эмпирических исследований, представленные в диссертационной работе, могут быть использованы для дальнейшего теоретического осмысления проблемы формирования современной культуры здоровья и качественного совершенствования нынешней системы приобщения детей и подростков к культуре здоровья в семье и школе.
Также они могут использоваться для развития тематики и содержания учебных курсов для студентов социологических от-делений ВУЗов по «Социологии культуры», «Социологии образования», «Социология физического воспитания и спорта» и «Социология физической культуры и спорта».
Апробация диссертационной работы
Положения и выводы настоящего исследования нашли свое отражение:
- в выступлениях автора на Межрегиональной научной конференции «Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни» (Екатеринбург, 2000); на II Международном конгрессе валеологов и IV Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы валеологии» (Санкт-Петербург, 2000); на научно-практической конференции «Современные проблемы повышения роли физического воспитания в образовательных учреждениях» (Екатеринбург, 2000); на научно-практической конференции «Современные аспекты развития физической культуры и спорта: тенденции и перспективы» (Екатеринбург, 2001); на региональной конференции «Валеопедагогические аспекты здоровьесбережения в образовательных учреждениях» (Екатеринбург, 2002); на I Всероссийской научно-практической конференции (г. Нальчик, 2003).
Материалы работы использовались при подготовке лекций в рамках учебных курсов «Социология физического воспитания и спорта» и «Социология физической культуры и спорта» в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура и объем диссертационной работы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы. Содержание работы изложено на 145 страницах, библиография содержит 180 наименований.
1. Семенова Е.Л., Семенов Л. А. Изучение валеологических знаний и ориентаций на здоровый образ жизни будущих специалистов по физической культуре. // Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и формирования здорового образа жизни: Тезисы межрегиональной научной конференции. Часть 2. - Екатеринбург, 2000. - С. 42-45.
2. Семенова Е.Л., Семенов Л.А. Исследование валеологической культуры учителей общеобразовательной школы. // Здоровье и образование. Материалы II Международного конгресса валеологов и IV Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы валеологии» / Под. ред. проф. В.В. Колбанова. - СПб, 2000. - С. 175-176.
3. Семенова Е.Л. Исследование отношения к школьному физическому воспитания учителей общеобразовательных предметов. // Современные проблемы повышения роли физического воспитания в образовательных учреждениях: Тезисы докладов научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2000. - Екатеринбург, 2000. - С. 112-115.
4. Семенова Е.Л. Мониторинг физической подготовленности школьников: состояние, проблемы, перспективы. // Современные аспекты развития физической культуры и спорта: тенденции и перспективы: Труды научно-практической конференции. - Ека-теринбург: УГТУ-УПИ, 2001. - С. 31-35.
5. Семенова Е.Л. Основные модели формирования культуры здорового образа жизни субъектов образовательного процесса. // Валео-педагогические аспекты здоровьесбережения в образовательных учреждениях: Материалы региональной конференции. 17-18 апреля 2002 г. г. Екатеринбург. Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2002.- С. 86-88
6. Семенова Е.Л. Социологическое исследование как средство повышения эффективности мониторинга состояния физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 17-19 января 2003 г. - г. Нальчик, 2003. - С. 196-199.
7. Семенова Е.Л., Хозяинова-Цегельник Т.К., Мальцев Ю.С. Анализ отношения к занятиям физической культурой учащихся специальной медицинской группы // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы. Материалы II российской научно-практической конференции. Екатеринбург, 14 апреля 2004 г. - Екатеринбург, 2004. - С. 60-64.