ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В
ВУЗЕ 18
1.1. Подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в
вузе как психолого-педагогическая проблема 21
1.2. Обоснование организационно-педагогических условий подготовки студентов
по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе 43
1.3. Критерии и показатели подготовленности студентов по военно-учетным
специальностям солдат запаса в вузе 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 87
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ 92
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов по
военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе 94
2.2. Реализация организационно-педагогических условий подготовки студентов
по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе 111
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 153
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 175
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В
ВУЗЕ 18
1.1. Подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в
вузе как психолого-педагогическая проблема 21
1.2. Обоснование организационно-педагогических условий подготовки студентов
по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе 43
1.3. Критерии и показатели подготовленности студентов по военно-учетным
специальностям солдат запаса в вузе 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 87
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ 92
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов по
военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе 94
2.2. Реализация организационно-педагогических условий подготовки студентов
по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе 111
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 153
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 175
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Для повышения обороноспособности государства в связи с растущими внешними угрозами национальной безопасности и анализом опыта локальных вооруженных конфликтов появилась необходимость перехода армии на преимущественно контрактный способ комплектования. В результате чего снижение количества должностей военнослужащих по призыву привело к поиску дополнительных источников пополнения запаса Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время наблюдается увеличение государственного задания на подготовку по военно - учетным специальностям военнослужащих запаса граждан, обучающихся в вузах. С 1 сентября 2014 года в вузах страны впервые приступили к подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса. Данная подготовка регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом министра обороны Российской Федерации и министерства образования и науки Российской Федерации №666/249 от 10 июля 2009 года.
Необходимость научного осмысления и обновления процесса подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе определяется так же рядом обстоятельств:
- политикой государства, направленной на освоение студентами наряду с образовательной программой высшего образования программы подготовки по военно-учетным специальностям запаса Вооруженных Сил;
- потребностью образовательных организаций высшего образования в разработке новых подходов, выборе, обосновании моделей и условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса.
Степень научной разработанности проблемы. В науке созданы предпосылки для подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Подготовка студентов в образовательных организациях высшего образования стала предметом исследований В. А. Адольфа, Н. Э. Касаткиной, В. В. Серикова, А. П. Тряпицыной, Т. К. Клименко, А. М. Новикова,
О. Г. Смоляниновой и рассматривается учеными в различных модальностях.
Подготовленность как результат подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, как особое психологическое состояние рассматривали И. А. Зимняя, Н. В. Клюева, М. М. Кашапов, В. Д. Шадриков и др.; как состояние, определяющее способность и возможность реализовать знания и умения в ситуации неопределенности В.В. Игнатова, Н. Ф. Ильина, В. С. Лазарев.
Проблемы интеграции различных специальностей и специализаций в вузе раскрыты на основе концепции интегративной картины обучения (Г. Н. Сериков), концепции синтеза дидактических систем (Л. А. Артемьева, М. И. Махмутов), концепции интеграции и дифференциации форм организации обучения (И. Г. Ибрагимов). Данные концепции послужили основой для разработки идеи интеграции содержания основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе в рамках настоящего исследования.
Научные труды, отражающие различные аспекты военно-профессиональной подготовки (И. А. Алехин, А. В. Барабанщиков, П. П. Дерюгин,
И. В. Сыромятников и др.), определяют теоретико-методологическую основу для осмысления проблемы подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Следует отметить, что в психолого-педагогических исследованиях главным образом рассматривался феномен подготовки военных специалистов в специализированных вузах и солдат запаса на базе воинских частей. Поэтому, отмечая важность и ценность исследований по обозначенной выше проблематике, следует уточнить, что в педагогической теории и практике недостаточно проработаны вопросы содержания и технологий подготовки студентов по военно¬учетным специальностям солдат запаса в вузе с учетом современных подходов к ведению боевых действий. На основании вышеизложенного нами выявлены следующие противоречия:
на общественно-государственном уровне: между заказом государства на подготовку студентов по основным образовательным программам высшего образования с одновременным освоением ими военно-учетной специальности солдат запаса и недостаточно выраженной ориентированностью образовательных организаций высшего образования на интеграцию содержания данных видов подготовки;
на образовательно-отраслевом уровне: между потенциалом
образовательного процесса в вузе в контексте подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий данной подготовки с учетом требований к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;
на социально-личностном уровне: между потребностью студента совместить образование в вузе с обучением по военно-учетной специальности и его недостаточной подготовленностью продуктивно решать поставленные перед ним учебные задачи при одновременном освоении основной образовательной программы высшего образования и программы подготовки по военно-учетной специальности солдат запаса.
Преодоление выявленных противоречий связано с решением проблемы исследования: каковы возможные пути и условия подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, необходимость ее всестороннего рассмотрения и решения, поиск оптимальных путей разрешения обозначенных выше противоречий обусловили выбор темы исследования: «Подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе».
Необходимость научного осмысления и обновления процесса подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе определяется так же рядом обстоятельств:
- политикой государства, направленной на освоение студентами наряду с образовательной программой высшего образования программы подготовки по военно-учетным специальностям запаса Вооруженных Сил;
- потребностью образовательных организаций высшего образования в разработке новых подходов, выборе, обосновании моделей и условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса.
Степень научной разработанности проблемы. В науке созданы предпосылки для подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Подготовка студентов в образовательных организациях высшего образования стала предметом исследований В. А. Адольфа, Н. Э. Касаткиной, В. В. Серикова, А. П. Тряпицыной, Т. К. Клименко, А. М. Новикова,
О. Г. Смоляниновой и рассматривается учеными в различных модальностях.
Подготовленность как результат подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, как особое психологическое состояние рассматривали И. А. Зимняя, Н. В. Клюева, М. М. Кашапов, В. Д. Шадриков и др.; как состояние, определяющее способность и возможность реализовать знания и умения в ситуации неопределенности В.В. Игнатова, Н. Ф. Ильина, В. С. Лазарев.
Проблемы интеграции различных специальностей и специализаций в вузе раскрыты на основе концепции интегративной картины обучения (Г. Н. Сериков), концепции синтеза дидактических систем (Л. А. Артемьева, М. И. Махмутов), концепции интеграции и дифференциации форм организации обучения (И. Г. Ибрагимов). Данные концепции послужили основой для разработки идеи интеграции содержания основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе в рамках настоящего исследования.
Научные труды, отражающие различные аспекты военно-профессиональной подготовки (И. А. Алехин, А. В. Барабанщиков, П. П. Дерюгин,
И. В. Сыромятников и др.), определяют теоретико-методологическую основу для осмысления проблемы подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Следует отметить, что в психолого-педагогических исследованиях главным образом рассматривался феномен подготовки военных специалистов в специализированных вузах и солдат запаса на базе воинских частей. Поэтому, отмечая важность и ценность исследований по обозначенной выше проблематике, следует уточнить, что в педагогической теории и практике недостаточно проработаны вопросы содержания и технологий подготовки студентов по военно¬учетным специальностям солдат запаса в вузе с учетом современных подходов к ведению боевых действий. На основании вышеизложенного нами выявлены следующие противоречия:
на общественно-государственном уровне: между заказом государства на подготовку студентов по основным образовательным программам высшего образования с одновременным освоением ими военно-учетной специальности солдат запаса и недостаточно выраженной ориентированностью образовательных организаций высшего образования на интеграцию содержания данных видов подготовки;
на образовательно-отраслевом уровне: между потенциалом
образовательного процесса в вузе в контексте подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий данной подготовки с учетом требований к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;
на социально-личностном уровне: между потребностью студента совместить образование в вузе с обучением по военно-учетной специальности и его недостаточной подготовленностью продуктивно решать поставленные перед ним учебные задачи при одновременном освоении основной образовательной программы высшего образования и программы подготовки по военно-учетной специальности солдат запаса.
Преодоление выявленных противоречий связано с решением проблемы исследования: каковы возможные пути и условия подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, необходимость ее всестороннего рассмотрения и решения, поиск оптимальных путей разрешения обозначенных выше противоречий обусловили выбор темы исследования: «Подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе».
В ходе теоретико-экспериментального исследования по теме «Подготовка студентов по военно-учетным специальностям в вузе» решена научная проблема, связанная с теоретическим обоснованием возможных путей подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью пополнения запаса Вооруженных Сил России военно-обученными специалистами в условиях перехода армии на преимущественно контрактный способ комплектования личным составом посредством увеличения объема подготовки мобилизационного ресурса, получающего военно-учетные специальности солдат запаса в вузе.
Разработана научная идея подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе как процесса, представленного мотивационно-ценностным, содержательно-целевым, организационно¬
деятельностным, оценочно-результативным компонентами, определяющими организационно-педагогические условия его реализации: ориентирование студентов на освоение военно-учетных специальностей солдат запаса в вузе; интеграция содержания основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса; обогащение знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе; приобщение студентов к военно-профессиональным действиям при прохождении учебных сборов на базе воинских частей.
В ходе исследования нами уточнено содержание понятия «подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе» как целенаправленного процесса освоения студентами наряду с основной образовательной программой высшего образования содержания общевоенных, тактико-специальных и военно-специальных дисциплин с целью развития их организационно-волевых качеств, формирования мотивации освоения военно-учетной специальности солдат запаса в вузе, освоения специальных знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Данный процесс реализуется посредством педагогических стратегий «ориентирование», «интеграция», «обогащение», «приобщение».
Обосновано, что процесс подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе направлен на формирование мотивов получения военной специальности, профессионально значимых ценностей, освоение знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе и развитие организационно-волевых качеств.
В ходе исследования разработана модель подготовки студентов по военно - учетным специальностям солдат запаса в вузе, которая является совокупностью взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов,
обнаруживающих устойчивое единство и целостность, направленных на достижение цели и задач обеспечения подготовленности студентов вуза к действиям в рамках полученной военно-учетной специальности солдат запаса.
Модель разработана на основе требований к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе и особенностей подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе. Предложенная модель обоснована введением принципов, ориентированных на формирование подготовленности студентов по военно-учетным специальностям.
Целью построения модели является создание теоретической базы и разработка на ее основе организационно-педагогических условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе. В качестве методологической основы подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе в рамках модели выделены следующие подходы:
- системный подход, который позволяет организовать подготовку студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе как целостный процесс, основанный на интеграции основных компонентов образовательной деятельности;
- компетентностный подход, предусматривающий возможность
использования компетенций, сформированных у студентов при освоении ими основной образовательной программы высшего образования в качестве основы для развития организационно-волевых качеств, формирования специальных знаний и умений при подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;
- личностно-деятельностный подход, позволяющий при определении содержания подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе сделать акцент с одной стороны, на формирование ценностей, мотивов и организационно-волевых качеств, с другой - обеспечить приобщение будущих солдат запаса к военно-профессиональным действиям.
Разработаны критерии и показатели результативности, установлены иерархические уровни подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Доказано, что подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе является сложным, многоуровневым процессом, который реализуется посредством педагогических стратегий «ориентирование», «интеграция», «обогащение», «приобщение». На тактическом и операциональном уровнях стратегии воплощаются посредством организационно-педагогических условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия в единстве и взаимосвязи, усиливающие результативность процесса подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе:
- ориентирование студентов на освоение военно-учетных специальностей солдат запаса в вузе;
- интеграция содержания основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса;
- обогащение знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;
- приобщение студентов к военно-профессиональным действиям при прохождении учебных сборов на базе воинских частей.
Выявлено, что подготовленность студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе является результатом подготовки и включает в себя сформированность мотивов, ценностей, знаний (общевоенных, тактико¬специальных, военно-специальных) и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе, развитие организационно-волевых качеств.
Результатом реализации организационно-педагогических условий является положительная динамика подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе, что подтверждается результатами опытно¬экспериментальной работы. Так в рамках опытно-экспериментальной работы существенно повысилась доля студентов экспериментальной группы, имеющих базовый и повышенный уровни подготовленности по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе на 7 % и 26,67 % соответственно.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были отобраны и внедрены технологии, позволяющие обеспечить подготовленность студентов по военно¬учетным специальностям солдат запаса в вузе, спроектирована и внедрена в образовательную деятельность факультета военного обучения ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» авторская версия учебного плана по подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса ракетно¬технического и артиллерийско-технического обеспечения, созданы методические рекомендации по реализации организационно-педагогических условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Опытно-экспериментальным путем подтверждена воспроизводимость результатов исследования при реализации, разработанных нами организационно- педагогических условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе в Хакасском техническом институте - филиале ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
В ходе исследования доказана справедливость выдвинутой гипотезы, теоретических оснований подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе и организационно-педагогических условий в единстве и взаимосвязи усиливающих результативность подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Установлено, что пределы и перспективы применения выдвинутой научной идеи определяются наличием в вузе специальных условий: проектирование программы военной подготовки с учетом межпредметных связей между содержанием основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе; наличием высококвалифицированного профессорско- преподавательского состава, обладающего большим практическим служебным опытом; организации обучения с использованием современной учебно- материальной базы; возможностей проводить учебные сборы на базе воинских частей.
Проведённое исследование не исчерпывает всего спектра затронутой проблематики подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе. В дальнейшем исследовании нуждаются факторы, влияющие на формирование и развитие внутренней мотивации студентов выбора подготовки по военно-учетным специальностям солдат запаса в период обучения в вузе; патриотическое воспитание студентов, обучающихся по военно-учетным специальностям солдат запаса, управление подготовкой студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью пополнения запаса Вооруженных Сил России военно-обученными специалистами в условиях перехода армии на преимущественно контрактный способ комплектования личным составом посредством увеличения объема подготовки мобилизационного ресурса, получающего военно-учетные специальности солдат запаса в вузе.
Разработана научная идея подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе как процесса, представленного мотивационно-ценностным, содержательно-целевым, организационно¬
деятельностным, оценочно-результативным компонентами, определяющими организационно-педагогические условия его реализации: ориентирование студентов на освоение военно-учетных специальностей солдат запаса в вузе; интеграция содержания основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса; обогащение знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе; приобщение студентов к военно-профессиональным действиям при прохождении учебных сборов на базе воинских частей.
В ходе исследования нами уточнено содержание понятия «подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе» как целенаправленного процесса освоения студентами наряду с основной образовательной программой высшего образования содержания общевоенных, тактико-специальных и военно-специальных дисциплин с целью развития их организационно-волевых качеств, формирования мотивации освоения военно-учетной специальности солдат запаса в вузе, освоения специальных знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Данный процесс реализуется посредством педагогических стратегий «ориентирование», «интеграция», «обогащение», «приобщение».
Обосновано, что процесс подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе направлен на формирование мотивов получения военной специальности, профессионально значимых ценностей, освоение знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе и развитие организационно-волевых качеств.
В ходе исследования разработана модель подготовки студентов по военно - учетным специальностям солдат запаса в вузе, которая является совокупностью взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов,
обнаруживающих устойчивое единство и целостность, направленных на достижение цели и задач обеспечения подготовленности студентов вуза к действиям в рамках полученной военно-учетной специальности солдат запаса.
Модель разработана на основе требований к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе и особенностей подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе. Предложенная модель обоснована введением принципов, ориентированных на формирование подготовленности студентов по военно-учетным специальностям.
Целью построения модели является создание теоретической базы и разработка на ее основе организационно-педагогических условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе. В качестве методологической основы подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе в рамках модели выделены следующие подходы:
- системный подход, который позволяет организовать подготовку студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе как целостный процесс, основанный на интеграции основных компонентов образовательной деятельности;
- компетентностный подход, предусматривающий возможность
использования компетенций, сформированных у студентов при освоении ими основной образовательной программы высшего образования в качестве основы для развития организационно-волевых качеств, формирования специальных знаний и умений при подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;
- личностно-деятельностный подход, позволяющий при определении содержания подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе сделать акцент с одной стороны, на формирование ценностей, мотивов и организационно-волевых качеств, с другой - обеспечить приобщение будущих солдат запаса к военно-профессиональным действиям.
Разработаны критерии и показатели результативности, установлены иерархические уровни подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Доказано, что подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе является сложным, многоуровневым процессом, который реализуется посредством педагогических стратегий «ориентирование», «интеграция», «обогащение», «приобщение». На тактическом и операциональном уровнях стратегии воплощаются посредством организационно-педагогических условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия в единстве и взаимосвязи, усиливающие результативность процесса подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе:
- ориентирование студентов на освоение военно-учетных специальностей солдат запаса в вузе;
- интеграция содержания основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса;
- обогащение знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;
- приобщение студентов к военно-профессиональным действиям при прохождении учебных сборов на базе воинских частей.
Выявлено, что подготовленность студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе является результатом подготовки и включает в себя сформированность мотивов, ценностей, знаний (общевоенных, тактико¬специальных, военно-специальных) и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе, развитие организационно-волевых качеств.
Результатом реализации организационно-педагогических условий является положительная динамика подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе, что подтверждается результатами опытно¬экспериментальной работы. Так в рамках опытно-экспериментальной работы существенно повысилась доля студентов экспериментальной группы, имеющих базовый и повышенный уровни подготовленности по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе на 7 % и 26,67 % соответственно.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были отобраны и внедрены технологии, позволяющие обеспечить подготовленность студентов по военно¬учетным специальностям солдат запаса в вузе, спроектирована и внедрена в образовательную деятельность факультета военного обучения ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» авторская версия учебного плана по подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса ракетно¬технического и артиллерийско-технического обеспечения, созданы методические рекомендации по реализации организационно-педагогических условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Опытно-экспериментальным путем подтверждена воспроизводимость результатов исследования при реализации, разработанных нами организационно- педагогических условий подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе в Хакасском техническом институте - филиале ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
В ходе исследования доказана справедливость выдвинутой гипотезы, теоретических оснований подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе и организационно-педагогических условий в единстве и взаимосвязи усиливающих результативность подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Установлено, что пределы и перспективы применения выдвинутой научной идеи определяются наличием в вузе специальных условий: проектирование программы военной подготовки с учетом межпредметных связей между содержанием основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе; наличием высококвалифицированного профессорско- преподавательского состава, обладающего большим практическим служебным опытом; организации обучения с использованием современной учебно- материальной базы; возможностей проводить учебные сборы на базе воинских частей.
Проведённое исследование не исчерпывает всего спектра затронутой проблематики подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе. В дальнейшем исследовании нуждаются факторы, влияющие на формирование и развитие внутренней мотивации студентов выбора подготовки по военно-учетным специальностям солдат запаса в период обучения в вузе; патриотическое воспитание студентов, обучающихся по военно-учетным специальностям солдат запаса, управление подготовкой студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Подобные работы
- ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ - ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017



