Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ» ЭРНСТА ЮНГЕРА КАК ПРОЕКТ МОДЕРНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Работа №103317

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы166
Год сдачи2004
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Характеристика источников и историография 41
Глава II. «Тотальная мобилизация»: Концепция «нового человека» 64
Война как новая форма жизни и Воин 64
Техника и Рабочий 84
Глава III. «Тотальная мобилизация»: концепция нового мира 99
III.1 Ценности нового мира 99
Формы познания нового мира 109
«Тотальная мобилизация» как метанарратив модерна 126
Заключение 138
Список использованных источников и литературы 143


Общая характеристика работы
Настоящая работа представляет собой исследование исторического письменного памятника – раннего творчества Эрнста Юнгера 1920-30-х гг. ХХ века. Эрнст Юнгер – немецкий мыслитель, ставший современником XX столетия: он родился в 1895 г. и умер в 1998 г., не дожив до 103-летия чуть более месяца. Его раннее политико-философское творчество охватывает период от первой мировой войны, проходит через Веймарскую республику и заканчивается установлением нацистского режима в Германии. Э. Юнгер – выдающаяся личность германской истории XX в., чьи интеллектуальные усилия направлены на ее преобразование, и именно в этом его значение для ее понимания. Его письмен- ное наследие представляет собой интеллектуальную рефлексию исторического времени. Под историческим временем в данной работе понимается период кризиса классического модерна, наступление которого было в полной мере осозна- но европейскими интеллектуалами по окончании первой мировой войны. Великая французская революция положила начало процессу национализации масс, который после окончания первой мировой войны перетек в новое качество и стал обозначаться при помощи термина «мобилизация масс».
Как справедливо пишет российский философ В.А. Лекторский, «человеческие действия не только производят и воспроизводят социальные структуры, но в свою очередь сами обусловлены последними»1. Через исследование наследия Э. Юнгера предпринимается попытка осуществить реконструкцию его модернистского проекта. Тот факт, что он не был реализован не вводит автора данной работы в смущение, поскольку, как известно, в открытых, сложно организованных системах возможно появление нескольких сценариев развития. Если сложно организованная система выбрала один из возможных сценариев, это могло быть обусловлено неким случайным событием, которое нельзя было предвидеть заранее. Но когда это событие произошло и стало известным исследователю, поведение системы в прошлом может быть объяснено
Актуальность темы исследования
Если Великая французская революция положила начало национализации масс, то первая мировая война стала точкой отчета такого явления, как мобилизация масс. Мобилизация масс совпала с кризисом эпохи модерна, так называемым периодом «рефлексивной модернизации». Интеллектуалы первой трети XX века разрабатывали проекты, призванные дать то или иное направление этому процессу. Проект «тотальной мобилизации» Э. Юнгера – один из таких вариантов «нового» порядка. Историческая реконструкция и интерпретация этого проекта да сих пор не была предпринята. Отчасти, это связано с тем, что проект Э. Юнгера остался нереализованным, а исследование нереализованных, маргинальных концепций сталкивается с трудностями методологического по- рядка. Так, методы нарративной истории, руководствующейся постулатами классического «историзма», не в состоянии адекватно разрешить такую задачу. Поэтому методологическая концепция данной работы опирается на синтез классических и постструктуралистских методов исторического познания, ак- тивно применяя междисциплинарный подход.
Объектом исследования являются труды Э. Юнгера раннего периода его творчества (политико-философские эссе: «Рабочий. Господство и гештальт», «Тотальная мобилизация», «О боли»; военные дневники: «В стальных грозах», «Война как внутреннее переживание», «Перелесок 125», «Огонь и кровь» и др., так называемая «национал-революционная» публицистика), непосредственно затрагивающие проблематику кризиса модерна, а также работы «консервативного» периода, рефлектирующие проект «тотальной мобилизации» («Maxima-Minima. Заметки по поводу «Рабочего»», «Автор и авторство» и др.).
Взгляды Э. Юнгера претерпели значительную эволюцию. Его творчество совпало по времени со значительными вехами германской и мировой истории. Уже ранний период его авторской деятельности можно подразделить на несколько этапов: поначалу Э. Юнгер - «автор дневников и эссеист Первой миро- вой войны», затем, во время попыток активного вмешательства в политику, - национал-революционер периода середины 1920-х, и, в конце 1920-х - начале 30-х годов, автор как диагност эпохи, «в своем эссе «Рабочий» (1932) эстетически универсализировавший понятия работы и техники». После захвата власти Гитлером, которого автор называл своим политическим «ментором ex negativo», Э. Юнгер становится автором так называемой «внутренней» эмиграции. В это время он создал роман «На мраморных утесах», воспринятый со- временниками как критика гитлеровского режима. После второй мировой войны автор вступил в позднюю фазу своего творчества, растянувшуюся почти на полвека, во время которой Э. Юнгер этаблировался как консервативный писатель, больше не страстный «идеолог и мыслитель»23. Он не изменил своей дикции «сейсмографа» эпохи, но перешел от «диагноза» к «прогнозам», лишенным профетического пафоса раннего периода творчества.
Предмет исследования составляет проект «тотальной мобилизации», являющийся непосредственным ответом Э. Юнгера на вызовы рефлексивной модернизации. В работе проводится реконструкция проекта «тотальной мобилизации» и определение его места в историческом контексте эпохи.
Цели и задачи исследования.
Данная работа посвящена декодированию проекта «тотальной мобилизации» в творчестве Э. Юнгера как рефлексии исторического времени.
Теоретическая и практическая значимость работы. Разработка данной проблематики позволяет ввести в научный оборот ключевые моменты исторической дискуссии вокруг кризиса модерна и по-новому взглянуть на значение эссеистики Э. Юнгера для установления исторических закономерностей и диагностики современной эпохи. В исследовании изучена степень научной разработанности данной проблематики в отечественной и зарубежной историографии. Материалы и выводы работы могут быть использованы в научных исследованиях по истории идей XX века, а также для разработки лекционных и практических занятий, посвященных социальной и политической истории Германии первой трети XX в., и спецкурсов по проблемам модерна, модернизации и модерности.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации легли в основу факультативного курса, подготовленного на факультете международных отношений УрГУ («Консерватизм и «консервативная революция», 2000-2001 гг.) и нашли отражение в четырех публикациях. Кроме того, по теме диссертации были подготовлены и прочитаны два доклада (Летняя школа «Институты пря- мой и представительной демократии», УрГУ, Круг друзей Восточной Европы, Виадрина-Университет, г. Франкфурт-на-Одере, Германия). Диссертация была обсуждена на кафедре теории и истории международных отношений факультета международных отношений УрГУ и рекомендована к защите.
Структура работы. Порядок изложения исследуемого материала определяется целями и задачами исследования. В соответствие с этим диссертационное сочинение подразделяется на введение, основную часть, заключение и список использованных источников и научно-исследовательской литературы. Основная часть исследования состоит из трех глав.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Первая мировая война стала ключевым опытом модерна. Она отменила классические модернистские ценности и положила начало «новой» эпохе. Были поколеблены базовые устои модерна: когерентная картина мира, автономия субъекта и рациональность. Рациональность привела к созданию техники, обернувшейся против своего создателя. В процессе униформизации и пролетаризации масс, которым сопровождалась первая мировая война субъект утерял свою автономность. Осознание возможной бессмысленности войны и внешнее, механистическое постулирование ее смысла свидетельствовало о распаде когерентной картины мира и о возможности установления плюрализма индивидуальных миропорядков.
Политические и социальные ориентиры модерна перестали удовлетворять требованиям времени. «Когда в 1931 году отрекся от престола король Испании и была провозглашена либеральная парламентская республика, Муссолини сказал, что это «возвращение к масляным светильникам в эру электричества»417. Либеральная парламентская республика, как и другие индикаторы гуманистического мира, стали принадлежностью прошлого.
Поражение Германии и установление Веймарской демократии – «республики без республиканцев» - подтолкнуло германских интеллектуалов как левого, так и правого толка к созданию альтернативных проектов будущего миро- порядка. Основным потенциалом государства будущего стали массы и техника. Когда человек был осознан как ресурс, произошел отказ от одной из базовых ценностей модерна – автономного субъекта. 1920-1930-е гг. характеризуются попытками создать концепцию нового человека как части надиндивидуального коллектива418. Не только левые и правые, смыкавшиеся в своем отрицании Веймарской «системы», но и опора республики - так называемые «Vernunftsre- publikaner» («демократы по выбору»), не были привержены идее свободного индивидуума настолько, чтобы не поддержать создание президиальных кабинетов, которые по мнению К.Д. Брахера, привели Германию к авторитарной системе. В этот период идея «общности» в Германии превалировала над идеей «общества». Пришла пора замены буржуазного общества некой общностью, чьи ценности претендовали на тотальность в не меньшей степени, чем модернисткие идеалы.
Э. Юнгер предложил свой проект, получивший название «тотальной мобилизации». Этот проект был направлен на разрешение противоречий модерна и возведение тотальности бытия. Юнгеровским вариантом общности была рабочая общность. Им была разработана типология массы. В ходе переработки военного опыта Э. Юнгер выделил тип Воина, радикализированный и мифологизированный автором. Воин огнем и мечом был призван расчистить дорогу новому миру. Но полноценное сращение с техникой было дано осуществить следующему типу, вобравшему в себя признаки типа воина, - Рабочему, настоящему репрезентанту новой эпохи. Если в понимании модерна техника имела инструментальный характер, то Э. Юнгер возвысил ее до органического сращения с человеком. Рабочий, по Э. Юнгеру, претендует на глобальное распространение, его господство выходит за рамки присущих модерну дистинкций: классов, сословий, границ национального государства. Индивидуум слишком хрупок, чтобы совладать с разрушительным процессом смены старых новыми ценностями. Личность должна уступить тотальности рабочего процесса. Достоинство человека новой эпохи состоит в его заменимости, его функциональности. Такая потребность в типизации явилась рефлексией социального атомимза и разобщенности как одного из последствий радикальной модернизации. Идеалам рабочей эпохи в изображении Э. Юнгера присуще отсутствие некоего самостоятельного субстанционального наполнения. Причина этого заключается в том, что эти идеалы, кроме очевидного стремления к омнипотентности и функциональности, выстроены как отрицание модернистских идеалов.
Э. Юнгер настаивал на отказе от рациональности, которая по его мнению была инструментом поддержания безопасности в буржуазном мире. Стихия жизни должна была заменить буржуазную безопасность. Вторжение «опасного» в жизненное пространство стало бы, по Э. Юнгеру, залогом его коренного преобразования. Прогрессу и демократии - ценностям англо-французской «цивилизации» – Э. Юнгер противопоставлял нацию как репрезентанта гештальта рабочего – высшую ценность немецкой «культуры». В качестве альтернативы рациональному познанию мира Э. Юнгер разработал новую методологию по- знания, так называемое «видение» гештальтов.
Таким образом, проект «тотальной мобилизации» Э. Юнгера представляет собой фундаменталистскую альтернативу модерну и заключается в попытке построения радикального, заостренного варианта выхода из кризиса новоеропейской субъективности. Он несет типические черты проектов периода «рефлексивной модернизации» - аналитичность и универсальность. Этот проект претендует на то, чтобы стать фундаментом нового миропорядка и стремится заново оформить человеческую повседневность. Проект «тотальной мобилизации» - знак отхода Э. Юнгера от национал-революционной публицистики, круг тем которой ограничивался внутригерманской проблематикой. «Тотальная мобилизация» – ответ Юнгера на общеевропейский кризис модерна, тематизирующий признаки мировоззренческого и социального кризиса модерна и предлагающий свое, необходимым образом, утопическое решение модернизации модерна. Глобальность (планетарное распространение) предложенного проекта, выход размышления за пределы национального государства являются признаком близящегося перехода к постмодерну. На этом основании «тотальная мобилизация» Э. Юнгера становится непригодной для непосредственной политической реализации, что подтверждается реакцией на проект непосредственного окружения Э. Юнгера, стремившегося к политическому действию.
Интерпретация проекта «тотальной мобилизации» затруднена без включения этого проекта в контекст эпох. Противоречивое отношение к произведениям Э. Юнгера, свойственное его современникам и критикам, во многом снимается, когда они рассматриваются под углом «рефлексивной модернизации». Становится очевидной типичность юнгеровского «нового порядка». Интеллектуальные усилия элиты после первой мировой войны были направлены на насильственное восстановление тотальности утраченного метанарратива. Среди прочих следует назвать попытки установления тотальности в искусстве: «Черный квадрат» Малевича, Баухауз и прочие направления радикального авангарда. Тотальная мобилизация гештальтом рабочего у Э. Юнгера – трансцендентная схема будущего, как «Черный квадрат» Малевича – трансцендентная схема всякой возможной картины, «отправная точка для нового искусства, которое не только анализирует старое искусство, но и должно при случае его заменить»420.
Изучение таких альтернативных модернистских метанарраций, как юнгеровский проект «тотальной мобилизации» позволяет по-новому увидеть последовательность модерна, кризиса модерна и нашей современности, которую принято обозначать как постмодерн. Будучи проектом переходной стадии модерна, «тотальная мобилизация» содержит индикаторы, обозначающие ее принадлежность к периоду рефлексивной модернизации. В отличие от консервативных вариантов «нового порядка», «тотальная мобилизация» является прогрессивным модернистским проектом и не направлена на реакционное преодоление модерна и возвращение к до-модерну.
В ходе исследования была проведена историческая реконструкция проекта «тотальной мобилизации» немецкого мыслителя Э. Юнгера. Проект «тотальной мобилизации», который сам автор считал своим диагнозом современности, в данном исследовании был прочитан как ответ Э. Юнгера на вызовы рефлексивной модернизации. «Тотальная мобилизация» Э. Юнгера является, таким образом, одним из многочисленных вариантов нелиберального «нового» по- рядка, появившихся в первой трети XX века. Этот проект претендует на глобальное распространение, за которым, однако, угадывается расширенная до рамок европейского господства Германия. Объектом «тотальной мобилизации» являются массы, в которых индивидуум редуцирован до типа. В юнгеровском варианте мобилизации масс выделяются социальные, психологические, идеологические и мифологические составляющие, такие, как концепты «Воина», «Рабочего», «прогресса», «революции», «преемственности» и «разрыва».
Идея «тотальной мобилизации» была попыткой Э. Юнгера моделировать картину будущего мира – пост-модерна, при становлении которого он присутствовал. Созданная им модель, однако, была лишь ментальным конструктом и не содержала никаких практических указаний. Она стала одной из многих маргинальных европейских идей прошлого века. Несмотря на это, репрезентативность юнгеровского проекта «тотальной мобилизации» очевидна. Тоталитарные режимы провели мобилизацию масс; рабочий, герой труда стал основным носителем идеалов большевизма и национал-социализма. Таким образом, изучение проекта «тотальной мобилизации» Э. Юнгера дает возможность приращения научного знания по истории тоталитарных идеологий, истории Германии и миропонимания XX века в целом. Однако этим его актуальность не исчерпывается. Такие сюжеты, разработанные Э. Юнгером, как «человек и машина»,
«безопасность и вторжение опасного», «кризис буржуазной культуры» и др. вносят существенный вклад в дискурс о сущности западной цивилизации, многие проблемы которой предстоит разрешить в XXI веке.



ТРУДЫ Э. ЮНГЕРА
1. Юнгер Э. В стальных грозах / Пер. с нем. Н.О. Гучинской, В.Г. Ноткиной. - СПб: Владимир Даль, 2000. - 329 с.
2. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли / Пер. с нем. А.В. Михайловского. - СПб.: Наука, 2000. - 539 с.
3. Юнгер Э. Гелиополь: Роман / Пер. с нем. Г. Косарик. – СПб: Амфо- ра, 2000. – 446 с.
4. Юнгер Э. Излучения (февраль 1941-апрель 1945) / Пер. с нем. Н.О. Гучинской, В.Г. Ноткиной. – СПб: Владимир Даль, 2002. – 782 с.
5. Юнгер Э. Фрагменты из книг: «Автор и авторство»; «Граффити»;
«Авантюрное сердце»; «Излучения» («Парижские дневники»: Париж 2.11.41, 22.06.42; «Кавказские заметки»: Ворошиловск 6.12.42, Кропоткин 9.12.42, Май- коп 12.12.42, Кутаис 31.12.42 Апшеронская 1.01.43); «Бой как внутреннее пе- реживание»: Эрос; «Охота на вепря»; «Тотальная мобилизация»; «Рабочий. Господство и образ»; «Максима-Минима» / Пер. В. Рынкевича и А. Лукина //
Иностранная литература. – 1991. - №11. - С. 210–227.
6. Юнгер Э. О боли / Пер. Г. Хайдаровой // Ступени. - 2000. - №11. –
С. 47-50.
7. Юнгер Э. Эпиграммы / Вступительная статья, перевод А.В. Михай- ловского // Новая Юность. – 1999. - №2 (35). - С. 90–100.
8. Юнгер Э. Тонкий охотник / Пер. А.В. Михайловского // Лицейское
& гимназическое образование (ЛГО). – 1999. - № 5 (12). - С. 88–93.
9. Jünger E. Sämtliche Werke: in 18 Bd. - München: Klett-Cotta, 1879.
10. Briefe von E. Jünge und an E. Jünger. – Marbach: Deutsches Literaturarchiv.
11. Briefe 1935-1955 / Ernst Jünger; Rudolf Schlichter. / Hrsg., kommentiert und mit einem Nachw. D. Heiβerer. – Stuttgart: Klett-Cotta. – 605 S.
12. Das Antlitz des Weltkrieges. Fronterlebnisse deutscher Soldaten / Hrsg.
E. Jünger. – Berlin: Neufeld&Heinsius Verlag, 1930. – 328 S.
13. Der gefährliche Augenblick / Hrsg. F. Bucholtz. Mit einer Einleitung von E. Jünger. – Berlin: Junker und Dünnhaupt, 1931. – 199 S.
14. Die veränderte Welt. Eine Bilderfibel unserer Zeit / Hrsg. E. Schultz. Mit einer Einleitung von E. Jünger. – Breslau 1: Wilh.Gottl.Korn, 1933. – 194 S.
15. Jünger E. Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt; Die Totale Mobilmachung; Über den Schmerz. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1982. - 322 S.
16. Jünger E. Auf den Marmorklippen. - Berlin: Ullstein, 1998. - 151 S.
17. Jünger E. Feuer und Blut. - Hamburg: Hanseatische Verlagsanstalt, 1929. - 124 S., 1997. – 605 S.
18. Jünger E. Der Kampf als inneres Erlebnis. - Berlin: Verlag von E.S. Mittler und Sohn, 1942. - 111 S.
19. Jünger E. Das Abenteuerliche Herz. Erste Fassung. Aufzeichnungen bei Tag und Nacht. - Stuttgart: J.G. Cotta'sche Buchhandlung Nachfolger GmbH, 1987. - 156 S.
20. Jünger E. Das Abenteuerliche Herz. Zweite Fassung. Figuren und
Capriccios. - München: Klett-Cotta, 1997. - 201 S.
21. Jünger E. An der Zeitmauer. - Stuttgart: J.G. Cotta'sche Buchhandlung Nachfolger GmbH, 1998. - 253 S.
22. Jünger E. Maxima – Minima. Adnoten zum “Arbeiter”. - München: Klett-Cotta, 1983. - 71 S.
23. Jünger E. Sizilischer Brief an den Mann im Mond // Text+Kritik. – 1995.
- №105/106. – S. 4-12.
24. Jünger E. Die Zwille. - München: Klett-Cotta, 1998. - 237 S.
25. Jünger E. In Stahlgewittern. - München: Klett-Cotta, 1998. - 324 S.
26. Jünger E. Strahlungen I. Gärten und Straβen. Das erste Pariser Tagebuch. Kaukasische Aufzeichnungen. - München: Klett-Cotta, 1998. - 495 S.
27. Jünger E. Strahlungen II. Das zweite Pariser Tagebuch. Kirschhorster Blätter. Die Hütte im Weinberg. - München: Klett-Cotta, 1998. - 659 S.
28. Jünger E. Der Waldgang. - München: Klett-Cotta, 1998. - 96 S.
29. Jünger E. Sturm. - München: Klett-Cotta, 1979. - 86 S.
30. Jünger E. Aladins Problem. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1985. - 121 S.
31. Jünger E. Autor und Autorschaft. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1984. - 277 S.
32. Jünger E. Politische Publizistik 1919 bis 1933 / Hrsg. S.O. Berggötz. – Stuttgart: Klett-Cotta, 2001. – 898 S.
33. Jünger E. – Schmitt C. Briefe 1930-1983 / Hrsg. H. Kiesel. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1999. – 894 S.
II. ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А.В. Дранова. – М.: Республика, 2001. – 527 с.
2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И.В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А.Д. Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л.А. Седова. Под ред. М.С. Ковалевой, Л.М. Носова. - М: ЦентрКом, 1996. - 672 с.
3. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина; Под ред. Д.М. Носова. – СПб.: Алетейа, 2000. – 437 с.
4. Архипов Ю. Мафусаил немецкой словесности // Москва. – 1998. -
№8. - С. 190-192.
5. Архипов Ю. Эрнст Юнгер, буревестник «стальных ураганов» // Литература человеконенавистничества / Сост. Н. Анастасьев, М. Озеров. – М.: Художественная литература, 1980. – С. 118 – 138.
6. Архипов Ю. Рецензия (Юнгер Э. После семидесяти. Дневники 65– 80 гг. В 2-х тт.) // Современная художественная литература за рубежом, 1989. -
№ 4. - С. 95–96.
7. Архипов Ю. Писатели ФРГ о России. Вступление, составление, перевод Ю. Архипова // Иностранная литература, 1990. - № 8. - C. 210–211.
8. Барбюс А. Огонь. – М.: Художественная литература, 1967. - 672 с.
9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М.: Наука, 1989. - 272 с.
10. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2002. – 390 с.
11. Берлин И. Философия свободы. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 448 с.
12. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Канон-Пресс, 1998. - 382 с.
13. Борозняк А.И. Искупление. Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого? – М.: Независимое издательство «Пик», 1999. – 288 с.
14. Бузгалин А.В. Постмодернизм устарел…(Закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии») // Вопросы философии. - 2004. - № 2. – С. 3- 16.
15. Буханов В.А. Европейская стратегия германского национал- социализма и ее крах. Идейно-политические проблемы. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. - 347 с.
16. Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. – М.: Российская политическая энциклопедия, (РОССПЭН), 2002. – 336 с.
17. Галкин А.А. Германский фашизм. – М.: Наука, 1967. – 399 с.
18. Генис А. Треугольник // Иностранная литература. - 1994. - № 10. - с. 244-248.
19. Гете И. В. Собрание сочинений: В 10-и тт. - М.: Художественная литература, 1980. - Т. 10. - С. 26-30.
20. Гофман Э. Т. А. Новеллы / Сост. Н. А. Жирмунская. - Л.: Лениздат, 1990.-607 с.
21. Грицанов А.А. Юнгер Эрнст // Всемирная энциклопедия: Философия XX век./ Гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 947-948.
22. Гройс Б. Фундаментализм как средний путь между высокой и массовой культурой. Пер. с немецкого // Ступени. Петербургский альманах. – 2000.
- №1 (11). – С. 148-160.
23. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. – 318 с.
24. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология //
Воспросы философии. – 1988. - №1. – С. 56-70.
25. Давыдов Ю. Н. Ханна Аренд и проблема тоталитаризма. - М: ЦентрКом, 1996. - 28 с.
26. Драбкин Я.С. Ноябрьская революция в Германии. – М.: , 1967. – с.
27. Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики. – М.: Наука, 1978. – 376 с.
28. Дугин А. Консервативная революция. - М.: Арктогея, 1994. - 344 с.
29. Историография истории Нового и Новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. Н.П. Дементьева, А.И. Патрушева. – М.: Простор, 2000. – 432 с.
30. Ишимбаева Г.Г. Фауст в стиле Экзистенц (Антиутопия Эрнста Юнгера «Гелиополис») // Филологические науки. – 1999. - №4. – С. 50-56.
31. Карельский А. Против идеологии реваншизма // Вопросы литературы. – 1963. - №7. – С. 216-220.
32. Карельский А. Станции Эрнста Юнгера // Иностранная литература.
- 1964. - № 4. - С. 230-237
33. Козловски П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юнгера // Вопросы философии. - 1992. - №7. - С. 15-27.
34. Козловски П. Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера / Пер. с нем. М.Б. Корчагиной, Е.Л. Петренко, Н.Н. Трубниковой. Общая редакция д.ф.н., проф. Е.Л. Петренко. - М.: Республика, 2002. - 239 с.
35. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. с англ. Ю. А. Асеева. – М.: Наука, 1980. – 486 с.
36. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭП), 2001. – 191 с.
37. Копелев Л. Немецкая литература // Краткая литературная энциклопедия/ Под ред. А.А. Суркова. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – С. 212, 216.
38. Кропотов С.Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 1999. – 408 с.
39. Кроче Б. Антология сочинений по философии. - Санкт-Петербург:
«Пневма», 1999. - 480 с.
40. Купина Н. А. Тоталитарный язык. - Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 1995. - 143 с.
41. Кучуради И. Философия перед лицом мировых проблем // Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С. 5-12.
42. Лебон Г. Психология масс. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 320 с.
43. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С. 44-50.
44. Ленк Г. К методологической интеграции наук с интерпретационистской точки зрения // Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С.50-56.
45. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература.
– 1994. - №1. – С. 56-59.
46. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с франц. Н.А. Шматко.
– СПб.: Ин-т экспериментальной социологии; Алетейя, 1998. – 160 с.
47. Лифшиц М. Люцифер духа // Литературная газета. – 1969. – 23. 04.
48. Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. – М.: Наука, 1977. – 295 с.
49. Лукач Д. Конец двадцатого века и конец эпохи модерна. – СПб: Наука, 2003. – 256 с.
50. Малер А. Рецензия (Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб, 2000) // Философская газета. – 2001. - № 2 (3).
51. Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и анг. – М.:
«Юрист», 1994. – 700 с.
52. Михайленко В.И. ХХ век: короткий век – длинная эпоха // Известия Уральского государственного университета. Доклады юбилейной научной конференции. № 19. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2000. - С. 12-28.
53. Михайленко В.И., Нестерова Т.П. Тоталитаризм в ХХ веке. Теоретический дискурс. Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. – 182 с.
54. Михайлов А.В. Юнгер, Эрнст // Философская энциклопедия: В 5-
ти тт. - М., 1970. - Т. 5. – С. 602.
55. Михайлов А.В. Юнгер, Эрнст // Краткая литературная энциклопедия. /Гл. ред. А.А. Сурков. - М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 1022.
56. Михайловский А.В. От переводчика // Новая Юность. - 1999. - №35.
– С.90-100.
57. Михайловский А.В. Послесловие переводчика // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О Боли. – СПб.: Наука, 2000.– С. 528-537.
58. Михайловский А. Вопрос о технике. Критика эпохи у Эрнста Юнгера и Мартина Хайдеггера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М., 2001.
59. Михайловский А. Дар зрения // Лицейское & гимназическое образование (ЛГО). 1999. - № 5 (12). С. 86–88.
60. Михайловский А. Рабочий // Новая философская энциклопедия: В
4-х тт. - М.: Мысль, 2000. - Т. 3. - C. 392.
61. Михайловский А. Зрение и ответственность. Образ времени в эссеистике Эрнста Юнгера // Ex Libris НГ. – 18.01. 2001. - № 2 (174).
62. Михайловский А. Значение языка «Рабочего» для хайдеггеровской критики метафизики // Историко-философский ежегодник ‘2001. – М.: Наука, 2003. – С. 218-248.
63. Можейко М.А. Модернизации концепция // Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. И дополн. – Мн: Интрепрессервис, Книжный Дом, 2001. – С. 639-642.
64. Мокроусов А. Фанфары для читателя. // Новое время. – 1999. - №19.
– С. 42-43.
65. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1056 С.
66. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. И дополн. – Мн: Интрепрессервис, Книжный Дом, 2001. – 1280 с.
67. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. - СПб: Гуманитарное агенство, 1999. - 206 с.
68. Одуев С.Ф. Воля к власти как воля к тотальной мобилизации. Э. Юнгер // Одуев С.Ф. Тропами Заратустры (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). М.: Мысль, 1971. – С. 151 – 176.
69. Одуев. С.Ф. Философия «тотальной мобилизации» // Вопросы философии. - 1971. -№3. - С. 136-148.
70. Ортега – и –Гассет Х. Эсетика. Философия культуры /Вступ. Ст. Г.М. Фридлендера; Сост. В.Е. Багно. – М.: «Искусство», 1991. – 588 с.
71. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. - Спб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 576 с.
72. По Э. Стихотворения. Проза. - М.: Художественная литература, 1976. - 878 с.
73. Постмодернизм. Энциклопедия. – Мн.: Интрепрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.
74. Рассел Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. – М.: Академический проект, 2000. – 768 с.
75. Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. - М.: Правда, 1895. -193 с.
76. Румянцева М.Ф. Теория истории. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 319 с.
77. Русакова О.Ф. Философия и методология истории в XX веке: школы, проблемы, идеи. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2000. – 354 с.
78. Руткевич А. Прусский социализм и консервативная революция // Шпенглер О. Пруссачество и социализм./ Пер. с нем. Г. Д. Гурвича. – М.: Праксис, 2002. – С. 187-228.
79. Рынкевич В., Лукин А. Эрнст Юнгер: личность и творчество. Авантюрное сердце // Иностранная литература. 1991, №11. С. 203–210.
80. Солонин Ю.Н. Эрнст Юнгер: Образ жизни и духа / Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О Боли. - СПб.: Наука, 2000. – С. 5 – 54.
81. Солонин Ю. Н. Эрнст Юнгер: от воображения к метафизике истории // Юнгер Э. В стальных грозах / Пер. с нем. Н.О. Гучинской, В.Г. Ноткиной.
–СПб: Владимир Даль, 2000 год. - С. 11-35.
82. Солонин Ю. Н. Дневники Э. Юнгера. Впечатления и суждения //
Юнгер Э. Излучения (февраль 1941-апрель 1945) / Пер. с нем. Н. Гучинской, В.
Ноткиной. – СПб: Владимир Даль, 2002. – С. 737-759.
83. Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. – М., 1997. – 185 с.
84. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения //
Вопросы философии. – 2000. - №4. – С. 3-27.
85. Фест Й. Гитлер. Биография: В 3 т. / Пер. с нем. под ред. С.З. Случа, П.Ю. Рахшмира. – Пермь: Культурный центр «Алетейа», 1993.
86. Фигаль Г. Юнгер Эрнст // Современная западная философия: Словарь (сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов). 2-е изд., переработанное и дополнен-ое. М.: ТОН — Остожье, 1998. С. 526–529.
87. Филатов М. Н. Эрнст Юнгер и его мифы // Философские науки. - 1977. - № 2. - С. 91-102
88. Фрейд З.. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995. -400 с.
89. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи,
выступления и интервью/ Пер. с франц. С.Ч. Офертаса под общей редакцией В.П. Визгина и Б.М. Скуратова. – М.: Праксис, 2002. – 384 с.
90. Хабермас Ю. «Модерн – незавершенный проект» // Вопросы философии. – 1992. - №4. – С. 40-52.
91. Хазанов Б. Эрнст Юнгер, или Прелесть новизны // Вопросы литературы. 1996, № 6. – С 178-201.
92. Хазанов Б. Эрнст Юнгер. Сластолюбец варварства // Новое время. – 1999. - №46. – С. 36-37.
93. Хайдарова Г. Превращенная боль // Ступени. Петербургский альманах. – 2000. - №1 (11). - С. 13-21.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ