Актуальность темы данной диссертационной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики существенно изменилась ситуация с состоянием и развитием национальных отношений в нашей стране. Распад СССР негативным образом сказался не только на материальном положении больших групп населения, но и породил ряд проблем, в том числе межнациональных, связанных с переходом от одного типа государственного устройства к другому. Есть примеры проявления национализма, шовинизма со стороны отдельных молодежных группировок, которые готовы к уничтожению представителей некоренных народов. Ситуация на Северном Кавказе также обострила проблему формирования толерантного сознания и поведения у представителей всех этносов, населяющих современную Россию.
В течение почти четырехсот лет в России формировалась система взаимодействия между различными народами на основе ведущей роли русской нации. В царской России отсутствовало реальное равенство между различными этносами в овладении материальной и духовной культурой, развитии национального творчества, формировании собственных национальных кадров в различных отраслях производства. В то же время предпринимались попытки для создания отношений терпимости к национальным традициям, обычаям, религиозным воззрениям, которые существовали у представителей народов, входящих в огромное российское государство.
Проблема толерантности и практика ее реализации, следовательно, порождена не только проблемами межэтнического взаимодействия последнего десятилетия ХХ века. Она существо-вала всегда в отношениях между представителями разных культур в нашей стране. Был накоплен определенный опыт ее решения, который требует своего рассмотрения с точки зрения применимости к современной ситуации. Актуальной проблемой является социологическое изучение особенностей решения проблемы формирования межэтнической толерантности в условиях противоречивого становления рыночных отношений.
Безусловно, следует учитывать тот опыт развития национальных отношений, который сложился в процессе утверждения социализма. В тот период воплощалась концепция сближения и расцвета наций. С одной стороны, предпринимались значительные усилия для формирования национального рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Активно проводилась политика развития отдельных элементов духовной культуры различных наций и народностей. В частности, это выражалось в сохранении и поддержании традиций, которые формировались у народов, проживающих на территории СССР в течение многих веков. Если они прямо не противоречили коммунистической идеологии, то партии и государство не мешали их воспроизводству. С другой стороны, сохранялась ведущая роль русской культуры в формировании единого образовательного пространства, языка межнационального общения, экономической, политической, научной и т.д. деятельности.
Сама социальная мобильность выходцев из тех или иных этносов определялась в значительной степени не только знанием ими русского языка, но и русской культуры в целом, моральных, эстетических и трудовых норм, которые исторически формировались, в первую очередь, в русском этносе. Толерантность формировалась на основе классовых интересов, которые во главу угла ставили принадлежность человека к трудящейся массе. Равенство трудящихся выступало основой равенства представителей раз-личных этнических общностей. По этой причине отмечались лишь локальные конфликты на бытовой почве между представителями разных народов, проживающих в одной местности и постоянно взаимодействующих между собой.
Советский период также характеризовался огромными миграционными процессами представителей различных народов. В каждом регионе в составе населения можно было найти представителей не менее чем 20-30 национальностей.
Переход к рыночной экономике привел не только к распаду бывшего союза различных наций и народов, построенного на классовой солидарности. Возникла качественно новая ситуация в формировании толерантности в отношениях представителей разных этносов. Прежде всего, возникла проблема формирования основы для бесконфликтного взаимодействия представителей разных этносов, проживающих на территории нового государственного образования. Рыночная Россия не может воспроизводить опыт подавления русской нацией остальных народов, который был выработан при царизме. В то же время, невозможно на основе пролетарской идеологии строить союз разных народов и культур. Должна возникнуть новая единая цель, открывающая перспективы для совершенствования жизнедеятельности каждого народа путем объединений ценностей, традиций и обычаев с другими этносами, проживающими вместе с ним на единой территории. Президент В.В. Путин назвал такой целью: «Достижение высокой конкурентоспособности каждого человека, предприятия, страны в целом.» .
В условиях современной глобализации малые и большие народы могут решить проблемы собственного процветания только путем объединения своих усилий, направленных на обеспечение как общего развития различных форм создаваемых союзов, так и отдельных этносов, входящих в них. Только объединение достижений всех народов России может сделать страну конкурентоспособной в соревновании с другими странами. По отдельности эту задачу не решить.
Толерантность возникает на базе создания условий для постоянного поиска способов взаиморазвития в процессе дальнейшего сближения различных этносов в экономическом, политическом и культурном отношении. Поэтому возникает необходимость поиска иных основ становления системы мирного сосуществования, взаимодействия, взаиморазвития различных этно-сов, проживающих на территории современной России.
Особо выделяются вопросы, связанные с формированием толерантного сознания и поведения населения тех регионов Рос-сии, которые не выступают в качестве самостоятельных национальных автономий. Таких территорий в России несколько десятков. К ним относится и Урал, который в течение пяти веков заселялся представителями различных этносов. Еще до революции на его территории проживали совместно русские, татары, башкиры, евреи, украинцы и т.д. В процессе индустриализации представители разных народов вместе осваивали его богатства, строили промышленные предприятия, открывали учебные заведения и т.д.
Перестройка, а затем рыночная экономика привели, с одной стороны, к усилению элементов национального самосознания каждого этноса, проживающего на территории России, в. т.ч., на Урале. С другой стороны, возникли проблемы формирования оснований для становления толерантного сознания и поведения тех народов, которые проживают в этом регионе.
Проблема социологического изучения толерантности чрезвычайно актуальна в связи с необходимостью активного укрепления целостности России. Как известно, в начале 90-х годов не всегда удачно решались проблемы предоставления самостоятельности в экономическом, политическом, культурном развитии отдельным национальным образованиям, находящимся на территории России. Возникла борьба за расширение суверенитетов не-которых республик, предоставление им особых условий экономического развития. В одной из южных республик возник и до сих пор не разрешился военный конфликт.
Последние несколько лет проводится активная политика государства по укреплению целостности страны. Она включает в себя в качестве обязательного компонента формирование и постоянное развитие межэтнической толерантности в любом регионе, т.к. нет такой территории в нашем многонациональном государстве, где бы совместно не проживали и не трудились представители разных народов.
Тем самым особо важным и актуальным становится обращение к изучению проблем этнической толерантности и профилактики межэтнической напряженности как характеристике меж-национальных отношений. Современная ситуация в России характеризуется активным поиском новых форм взаимоотношений различных слоев населения, которые испытывают большие трудности в удовлетворении своих базовых потребностей. Независимо от национальной принадлежности, люди решают проблемы с поиском работы, приобретением комфортного жилья, повышением своего жизненного уровня, укреплением здоровья, получением детьми желаемого образования и т.д. Необходимо совместными усилиями решать задачи экономического и культурного возрождения России.
Уральский регион отличается тем, что в нем уже на протяжении многих лет осуществляется активная работа национально-культурных организаций по формированию толерантных установок при взаимодействии с представителями разных этносов. Однако обобщение имеющегося опыта, выделение тех перспективных направлений, в рамках которых должна в дальнейшем развиваться этническая толерантность, осуществляется социологическими методами явно недостаточно. Отсутствуют специальные исследования, которые позволили бы выявить основные противоречия, имеющиеся в этой сфере, а так же наметить те меры, которые позволяют наладить эффективную систему взаимодействия центральной и местной власти, различных этнических общественных объединений с целью обеспечения эффективного формирования толерантного сознания и поведения всех категорий населения.
Требуют специального исследования следующие актуальные проблемы.
Во-первых, необходимо выяснить содержание тех ориентаций и установок, которые определяют наиболее типичную и распространенную форму этнических взаимоотношений сегодня в стране в целом и в Уральском регионе, в частности.
Во-вторых, важной задачей в современных условиях является поиск такой системы взаимодействия центральной и мест-ной власти с различными национальными объединениями, при которой у каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, будет формироваться потребность в толерантном поведении.
В-третьих, требуется провести анализ и обобщение регионального опыта развития толерантного сознания в межнациональных отношениях как того отдельного, в рамках которого выделяется общее, обладающее ценностью для решения данной проблемы в масштабах всей страны.
В предлагаемой работе намечаются основные пути разрешения указанных проблемных ситуаций.
Степень научной разработанности проблемы.
Феномен этнической толерантности исследуется различными специалистами.
Прежде всего, необходимо отметить тех социологов, в чьих работах заложена методологическая основа исследования этносов и этнических отношений. Это, в первую очередь, исследования Андерсена Б., Арутюняна В.О., Бауэра О., Беннета Дж., Бромлея Ю.В., Волкова Г.Н., Гаджиева А.Х., Геллнера Э., Гуми-лева Л.Н., Дробижевой Л.М., Иорданского В.Б., Коротеевой В.В., Лотмана М. Ю., Малахова В., Ренана Ж.Э., Тишкова В.А., Тока-рева С.А., Фуко М., Цюрхера К., Элез А.Й. и др.
Особо выделяются исследования специфики социологического изучения национальной культуры и национального само-сознания, предпринятые Арутюняном Ю.В., Берзиным Б.Ю., Владыкиным В.Е., Гущиной А.Э., Дробижевой Л.М., Здравомысловым А.Г., Ившиной Н.В., Лебедевой Н.В., Мид М., Науменко Л.И., Пименовым В.В., Сикевичем З.В., Скворцовым Н.Г., Холмогоровым А.И., Хотинец В.Ю. и др.
Значительное количество работ посвящено этнопсихологическим проблемам взаимодействия наций. Это такие известные исследователи, как Андреева Г.М., Божко Н., Крысько В., Маслоу А., Олпорт Г., Панеш Э., Поршнев Б.Ф., Солдатова Г.У., Стефаненко Т.Г. и др.
Этническая толерантность определяется, в первую очередь, особенностями формирования личности и ее социализации. В этой связи необходимо подчеркнуть исследования, посвящен-ные актуальным проблемам совершенствования социализации личности, роли различных социальных институтов в данном процессе. По этой проблематике выделяются работы Баразговой Е.С., Библера В.С., Вишневского Ю.Р., Зборовского Г.Е., Кона И.С., Лихачевой Л.С., Меренкова А.В., Омельченко Е.Л., Осипова А.М., Рубиной Л.Я., Шапко В.Т., Шереги Ф.Э. и др.
Важно специально выделить исследователей, занимающихся изучением толерантности в целом, и, в частности, этнической толерантности, Отметим таких исследователей, как Арапова М.А., Гончаров З.С., Кротков Е.А., Ладыжец Н.С., Михайлова О.А., Новичков В.Б., Пичугина Т.А., Рубина Л.Я., Хомяков М.Б., Шевченко Е.В., Шубина О.А., Шугуров М. В. и др.
Признавая значение и роль указанных исследователей в разработке отдельных аспектов этнической толерантности, стоит отметить, что в отечественной социологии еще явно недостаточно изучена данная проблема, особенно на региональном уровне, и требуются дальнейшие исследования состояния и основных тенденций развития этого важного социального явления.
Объектом исследования является состояние и развитие этнической толерантности при взаимодействии различных социальных субъектов в современных условиях в Уральском регионе.
Предметом исследования выступают основные противоречия и тенденции развития толерантного сознания и поведения социальных субъектов в основных видах социальных взаимодействий.
Цель диссертационной работы состоит в изучении со-стояния и основных тенденций развития толерантного сознания и поведения у представителей разных народов, проживающих в настоящее время в Уральском регионе.
Задачи исследования:
- выявить основные характеристики современного состояния этнически толерантных взаимоотношений.
- исследовать основные направления развития этнической толерантности и социальные механизмы ее формирования
- выяснить диалектику общего и особенного в становлении этнической толерантности в России в целом и в Уральском регионе, в частности.
- изучить особенности ориентаций и установок на толерантность в межэтническом взаимодействии у различных социальных групп, проживающих на Урале.
Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции классиков социологической мысли, труды современных отечественных и западных социологов, специалистов по этническим взаимоотношениям, национальной культуре и национальному самосознанию. Основными концептуальными положениями являются представления о развитии и саморазвитии социальных субъектов различного уровня в процессе совершенствования этнически толерантного взаимодействия между ними. В работе использован системный и междисциплинарный анализ, позволяющий обеспечить комплексность социологического изучения данного явления.
Эмпирическую базу диссертационного исследования со-ставили материалы социологических исследований, проведенных исследовательской группой региональной общественной ассоциации «Большой Кавказ».
• Методом полустандартизованного интервью было опрошено 900 человек, представляющих основные национальности, проживающие на Урале: русские, татары, евреи, башкиры, немцы, представители кавказских народов.
• Для измерения социальной дистанции взаимодействия субъектов применялась адаптированная шкала Эмори Богардуса, позволившая зафиксировать межэтнические установки населения на толерантное (интолерантное) поведение.
• Так же был проведен экспертный опрос специалистов, занимающихся разработкой и осуществлением основных направлений современной национальной политики в Свердловской, Челябинской и Курганской областях (30 человек). В качестве экспертов выступили представители Общества Российских немцев «Возрождение», Национальной татарской автономной организации, Еврейской общественной организации «Аттиква», региональной общественной ассоциации «Большой Кавказ».
• Ценным для нас было выяснение мнений школьников по поводу их отношения к представителям разных национальностей, в частности, к их сверстникам. Методом анкетирования опрошено 350 старшеклассников.
• Нами также использовались материалы других исследований, проведенных в 90-е годы в различных регионах России по проблемам национальных отношений и толерантности.
• Также был проведен анализ статистических данных за последние годы, что позволило выявить основные противоречия и направления развития этнической толерантности, характерные для современного состояния общества.
Научная новизна заключается в следующем:
- уточнен сам термин «толерантность», применяемый для обозначения качественно своеобразной формы взаимодействия людей на основе того общего, что объединяет их в совместной жизнедеятельности;
- исследованы социальные механизмы возникновения толерантного и интолерантного сознания при взаимодействии личности с представителями разных этнических общностей;
- раскрываются социальные механизмы становления толерантного сознания и поведения по отношению к представителям «своего» и «чужого» этноса на основе опыта межличностного общения и системы воспитания в онтогенезе;
- исследованы основные противоречия формирования этнической толерантности в России при социализме и в процессе становления рыночных отношений;
- на материалах конкретно-социологических исследований доказывается, что на личностном уровне межнациональные от-ношения отличаются высоким уровнем толерантности, по сравнению с уровнем межгрупповых и межгосударственных отношений;
- впервые дан анализ содержания и особенностей деятельности различных национально-культурных ассоциаций по формированию толерантного сознания и поведения у жителей Уральского региона;
- на материалах конкретно-социологических исследований показан уровень социальной дистанции, существующий у представителей разных этносов по отношению к другим национальностям в различных видах деятельности.
Научно-практическая значимость работы.
Выводы и результаты проведенного автором исследования уже использованы в работе Национальной общественной ко-миссии по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе.
Они также могут применяться:
- при совершенствовании работы органов федеральной и местной власти с различными этносами, проживающими на Урале, а также в других регионах России;
- при дальнейшем совершенствовании работы различных национальных обществ, действующих на Урале, а также в других регионах страны;
- при разработке и чтении учебных курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Этносоциология», «Этнопсихология», «Национальная политика», «Социология конфликта».
Апробация работы.
Результаты данного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: V Международный конгресс клубов ЮНЕСКО, (Россия, Екатеринбург, июль, 1999); Региональная научно-практическая конференция «Уральская социология на рубеже веков», (Екатеринбург, 2000); выступление на заседании Национальной общественной комиссии по расследованию право-нарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе, (Москва, 2001); выступление на Круглом столе Комитета по Законодательству ГД ФС РФ, (Москва, 2003); Всероссийская конференция « Политическая культура и политические процессы», (Екатеринбург, 2004).
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура и объем диссертационной работы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключение, список литературы. Со-держание работы изложено на 142 страницах, библиографический список включает 135 наименований.
1. Abdulkarimov G.G. Cultural and Social Organizations and New Principles In Building Interethnic Relations. 5th World Congress of WFUCA UNESCO. Russia. Yekaterinburg. 9-13 July 1999. Р. 32-35
2. Абдулкаримов Г.Г. Национальная проблема в теории и на практике .//Уральская социология на рубеже веков. - УрГУ. Екатеринбург. 2000. С. 47-49
3. Абдулкаримов Г.Г. Из опыта работы по регулированию меж-национальных отношений в регионе. // Регион как социум. - УрАГС. Екатеринбург. 2001. С. 67-69
4. Абдулкаримов Г.Г., Крашенинников П.В. Ситуация в Чечне и пути выхода из кризиса. // Итоговый доклад за 2000 год. Национальная Общественная Комиссия по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе. - М. Правовое просвещение, 2001. С. 11-86
5. Абдулкаримов Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности. // Дополнительное образование, 2002, №2(28). С. 47-59
6. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе, 2002, №4. С. 31-39
7. Абдулкаримов Г.Г.,Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. //Образование в современной школе, 2003, № 7. С. 67-75
8. Абдулкаримов Г.Г. Роль общественных организаций в реализации ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». // Круглый стол: Реализация ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Комитет по законодательству ГД ФС РФ, 2003. С. 45-63