Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В РОССИИ В ХХ В

Работа №103303

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы40
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Русскую философию изначально отличало стремление проявиться в различных сферах бытия человека. Она всегда была практически направленной. Эта особенность отечественного философствования является одной из причин того, что в России философия и педагогика были тесно связаны. Большинство русских мыслителей считали педагогику практическим полем воплощения философских идей и одновременно указывали на значительные теоретические возможности педагогики при рассмотрении целого ряда философских проблем. В свою очередь русская педагогика всегда отражала наиболее популярные философские тенденции времени, а отечественные педагоги сами непосредственно занимались философскими проблемами, разрабатывали те или иные философские течения. И в педагогике, и в философии, особенно первой половины ХХ в., воспитание относили к приоритетной области человеческой жизни, видели в нем путь преобразования человека и человечества, а педагогические проблемы рассматривали исходя из философских методологических оснований, философской антропологии.
Русская педагогика в ХХ в. пережила все исторические катаклизмы, она откликалась на все веяния времени: от оптимистических надежд на возможность построения новой свободной школы до репрессий, уничтоживших не только надежды, но и лучших мыслителей. К тому же история отечественной философии ХХ в., как и отечественной педагогики, долгое время определялась идеологическими шаблонами, в результате которых многие страницы той и другой были неизвестны или трактовались односторонне. Поэтому можно утверждать, что данное исследование развивается в современной тенденции гуманитарных наук, стремящихся к полному и адекватному раскрытию опыта ХХ в.
Несмотря на то, что в последнее время возник интерес к вопросам философии образования и воспитания в России в ХХ в., они далеко не до конца изучены. Исследования в этой области, безусловно, пополнят историю, теорию и практику отечественной педагогики и философии. Это актуализирует тему данной диссертационной работы.
В начале ХХ в. активно стала развиваться идея «новой школы», которая впитала в себя теоретические и практические эксперименты как русских педагогов, так и педагогов Европы и Америки. «Новая школа» как учебно-воспитательное заведение имела в своей основе гуманистическую педагогическую идеологию и оперировала определенной педагогической техникой. Опыт, наработанный педагогами в те годы, представляет значительную ценность и в наше время. Сегодня, при реформировании образования в России, этот опыт является интересным и актуальным как с практической точки зрения, так и с теоретической. Однако еще не все аспекты «новой школы» изучены. Данное диссертационное исследование представляет интерес и своей практической направленностью на современное развитие, как педагогики, так и философского знания, предоставляя панораму возможного развития философии воспитания и образования в дальнейшем.
Сегодня педагоги и философы совместно ищут пути дальнейшего развития, подчеркивая, что от сегодняшних детей зависит будущее, от того, каким будет современная школа, зависит, каким будет завтрашний мир. Создать такую систему образования и воспитания, которая обеспечила бы формирование и развитие нового, свободного, творчески действующего человека, невозможно без формирования соответствующего философского основания. Поиски такого основания идут в последнее время активно. Этот процесс сопровождается возрастающим интересом к опыту прошлого.
Степень научной разработанности проблемы. В XIX в. начинается философское осмысление образовательных парадигм. Но при этом не-обходимо отметить, что в дореволюционный период вопросом философского базиса педагогического опыта занимались в основном историки педагогики. На рубеже XIX и XX вв. были созданы фундаментальные труды, положившие начало исследованиям в указанной области (Модзелевский Л.И., Каптерев П.Ф., Медведков А.П.); представляют интерес теоретические сочинения педагогов (Пирогов Н.И., Ушинский К.Д., Толстой Л.Н., Юркевич П.Д.), а также сочинения, созданные уже в первой половине ХХ в. (Вентцель К.Н., Гессен С.И., Зеньковский В. В.). В советское время история отечественной философской и педагогической мысли определялась ориентацией мыслителей на «прогрессивную материалистическую философию». Поэтому рассмотрение взаимосвязи философии и педагогики было представлено именами таких мыслителей, как Белинский В.Г., Герцен А.И., Добролюбов Н.А., Шелгунов Н.В. И лишь со временем появляется упоминание таких имен как Толстой Л.Н., Пирогов Н.И., Ушинский К.Д. Ситуация начинает коренным образом изменяется с 90-х гг. ХХ в. Постепенно начинают издавать труды педагогов и философов-идеалистов (Блонский П.П., Гессен С.И., Вентцель К.Н., Зеньковский В.В.). О том, что общество и научная общественность нуждались в подобном «прорыве», говорит тот факт, что одновременно с изданием сочинений русских педагогов-философов появляются исследования, посвященные им (Артамонова Е.Р., Богуславский М.В., Мальцева В.М., Осовский Е.Г., Ситаров В.А., Маралов В.Г., Стек¬лов М.Е.). Особый интерес представляют биографические издания, которые дают целостную панораму эпохи и философов-педагогов, отразивших искания времени в своих сочинениях (См.: Педагогическая мысль России второй половины XIX - начала ХХ вв.: Библиографическое пособие/Авт.-сост. Б.В. Емельянов, В.В. Куликов. Чита,1999; Профессора Российского государственного университета имени А.И. Герцена в ХХ в.: Биографический справочник/Сост. Е.М. Колосова. СПб., 2000). Интерес к опыту отечественной философии и педагогики ХХ в. проявляется и в том, что прослеживаются попытки продолжения традиций, например - возрождение журнала «Свободное воспитание», в котором пропагандировались идеи Вентцеля К.Н., Горбунова-Посадова И.И. Интересны обобщающие исследования, в которых на историческом материале авторы предпринимают попытку построения философии воспитания и образования в России, прослеживают развитие опыта европейских стран в русской педагогике (Емельянов Б.В., Петрунина Т.А., Соколова Н.Д., Степашко Л. А.). С 90-х гг. ХХ в. начинают активно обсуждаться проблемы философии образования и воспитания в России, что объясняется актуальностью поиска национальных и культурных традиций, опыта, накопленного отечественными мыслителями, но, к сожалению, незаслуженно забытого. Проводятся научные конференции, посвященные данной тематике (См.: Воспитание и обучение. Традиции, инновации, результативность/Ред.-сост. Н.С. Рыбаков. Псков,2001; Судьба России: образование, наука, культура/Отв. ред. В.И. Копалов. Екатеринбург, 2000). То, что тема философских оснований педагогических теорий вызывает живой отклик, демонстрирует и факт научных исследований, посвященных выявлению педагогического контекста в философских, культурологических и социологических теориях ХХ в. в России (Ан С.А., Сергеева Т.Б.). Особый интерес представляют исследования, посвященные современному состоянию отечественной педагогики и философии, в которых проводятся параллели между современностью и традициями, устанавливается философское основание педагогических идей (Ан С.А., Голубева Л.Н., Дудина М.Н., Максакова В.И., Семенов В.Д.). Несмотря на уже имеющиеся исследования, мы можем отметить, что данная работа является во многом новаторской, т. к. представляет собой концептуальное построение взаимоотношений философии и педагогики в ХХ в., а также выявляет влияние политической ситуации на изменение философии воспитания и образования в России.
Цель о задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение логики эволюции педагогических теорий в России в ХХ в. и анализ их философских оснований.
Исходя из этого, определялись задачи исследования: 1) рассмотреть взаимоотношение философии и педагогических теорий в ХХ в. в России, исходя из традиций их взаимоотношений уже сформировавшихся к началу ХХ в.; 2) изучить характер взаимовлияния философии, педагогики, политики и идеологии, учитывая значимость социальных и политических преобразований в России в данный период; 3) рассмотреть развитие философских идей в различных направлениях педагогической мысли (педагогическая антропология и педология, педагогика свободного воспитания, неокантианская педагогика, православная педагогика, советская педагогика); 4) проанализировать поиск пути социального и духовного становления человека в русской философской и педагогической мысли ХХ в.
Методология и источники исследования. Исходя из сложности и многоаспектности материала исследования, общей теоретической и методологической основой работы явились принципы диалектики и историзма. Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения современной науки в диалогическом отношении к культурному наследию прошлого, рассматривающие педагогические идеи в социокультурном контексте, в деятельности и творческой природе человека, в антропологизации историко-педагогического знания. Для решения поставленных задач использовались сравнительно-исторический, логико-исторический, историко-ретроспективный методы исследования.
Исследование основывалось на широком спектре разнообразных источников: трудах выдающихся отечественных и зарубежных философов и педагогов, педагогической периодике ХХ в., на современных исторических, философских и педагогических источниках по вопросам философско-педагогического движения в России указанного периода, мемуарной литературе, диссертационных и монографических исследования, учебно-методических пособиях.
Научная новизна исследования и теоретическое значение. Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что: 1) выявлены философские основания, определившие теорию и практику педагогических исканий в России в ХХ в.; 2) представлены целостно и системно основные направления отечественной педагогики рассматриваемого периода; 3) выявлены новаторские идеи, характерные для философско-педагогической мысли ХХ в.; 4) выявлены особенности рассмотрения проблемы целостности человека в русской философско- педагогической мысли ХХ в.; 5) показана политическая и идеологическая канва развития философии и педагогики в указанный период.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно направлено на расширение и углубление наших представлений о возможностях использования духовного и культурного потенциала, накопленного русской философско-педагогической традицией. Исключительное богатство этой традиции позволяет найти ответы на многие сложные вопросы современного развития образования и воспитания, способствовать гуманизации образования. Полученные результаты диссертационного исследования, теоретические выводы и разработки могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований в области истории философии и педагогики в России, методологических исследований взаимовлияний философии и педагогики в ХХ в.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в данном диссертационном исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы: 1) для чтения курсов лекций, спецкурсов, проведения семинарских занятий по истории философской и педагогической мысли в России ХХ в.; 2) для дальнейшей исследовательской деятельности в области изучения отечественной педагогики и философии; 3) для обоснования научных подходов к решению проблем современного образовательного процесса в России и мире; 4) для прогноза путей инновационного развития образовательных систем, построения новых педагогических технологий гуманистического типа; 5) для практического проектирования образовательных учреждений, реализующих идеи антропологической педагогики, неокантианской педагогики, свободного воспитания, православной педагогики, лучших достижений советской педагогики.
Апробация исследования. Основные идеи диссертационного исследования автор представил на научных конференциях: «Традиции православной педагогики и гуманизации образования» (Барнаул, 1998), «Отечественная философия: русская, российская, всемирная» (Нижний Новгород, 1998), «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 1999), «Педагогическое творчество в образовании и культуре» (Нижневартовск,2001), «Гуманизация образования в XXI веке» (Шадринск, 2001), др.
Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора (в монографических исследованиях и учебно-методических изданиях: «Русская философия как педагогика (вторая половина XIX - начало XX в.)» (Екатеринбург, 1999), «Выдающиеся педагогики России. Книга очерков и извлечений» (Екатеринбург, 2000), «Педагогическая антропология в России» (Екатеринбург, 2001), «Русская педагогика в ХХ веке: основные направления и философские основания» (Екатеринбург, 2003)), в статье «Блонский П.П.: философ и педагог», опубликованной в издании - «Известия Уральского государственного университета» (2003, № 27) - включенном в рекомендательный список ВАК РФ для публикации основных положений докторских диссертаций.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории философии Уральского государственного университета имени А.М. Горького и рекомендована к защите.
Структура и объем диссертации. Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Русская педагогика в ХХ веке: основные направления и философские основания. Монография. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2003. 16,2 п.л.
2. Выдающиеся педагогики России. Книга очерков и извлечений. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2000. 11,9 п.л.
3. Педагогическая антропология в России (Х1Х-ХХ вв.). Хрестоматия / Сост. Б.В. Емельянов, Н.Д. Наумов, Н.В. Остапчук, Т.А. Петрунина. Екатеринбург: Издательство УрГСХА, 2001. 11,5 п.л.
4. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX - начало ХХ в.) Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. 14,3 п.л. (в соавторстве).
5. Блонский П.П.: философ и педагог // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2003. № 27. 1 п.л.
6. Вопрос о религиозной толерантности в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля // Педагогическое образование в России: история и современность. Коллективная монография. СПб.: РГПУ, 2003. 0,9 п.л.
7. В.Розанов и его педагогические «Афоризмы и наблюдения»//Философия и педагогика. Вторые Соколовские чтения. Материа-лы региональной научно-практической конференции. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 1999. 0,1 п.л.
8. К вопросу о педагогической антропологии в России // Антропоориентированные технологии в образовательном процессе школы и вза. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2002. 0,2 п.л. (в соавторстве).
9. К истории вопроса о свободном воспитании//Философия и наука на рубеже веков. Материалы Российской школы-семинара докторантов. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2000¬2001. 0,2 п.л. (в соавторстве).
10. К истории вопроса развития теории деятельности в отечественной психологии // Актуальные вопросы педагогики, психологии и частных методик. Сборник научных трудов. Вып. 1. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2000-2001. 0,4 п.л.
11. К истории развития свободного воспитания // Философия и педагогика. Вторые Соколовские чтения. Материалы региональной научно-практической конференции. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 1999. 0,1 п.л. (в соавторстве).
12. К.Н. Вентцель: учение о свободном воспитании и революция // Русская философия и власть (К 80-летию «философского парохода»). Материалы VI Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2002. 1 п.л.
13. Личностно-ориентированное обучение и развитие как фактор гуманизации и гуманитаризации образования//Школа самореализации личности: шаг за шагом. Материалы научно-методической конференции. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 1998. 0,2 п.л.
14. Личность и деятельность: анализ философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии. Коллективная монография. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2002. 1,1 п.л.
15. Обретение духовности в российских традициях образования и воспитания // Россия ХХ1в.: мировоззренческие аспекты. Материалы научно-теоретической конференции докторантов, аспирантов и соискателей. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2000. 0,2 п.л.
16. Педагогическая антроподицея В.В. Зеньковского // Антроподицея. Сборник научных статей. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2003. 1 п.л.
17. Педагогические идеи П.П. Блонского//Современные проблемы науки и образования. Материалы республиканской школы докторантов. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2001. 0,8 п.л.
18. Педагогические интересы русской философии//Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Материалы V Российского симпозиума историков русской философии. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. 0,2 п.л.
19. Педагогические интересы русской философии ХХ в. // XXI век: Будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса: В 4 т. Т. 4, ч. 1. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. 0,1 п.л.
20. Политическая судьба педологии // Русская философия ХХ века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Материалы III Всероссийской научной заочной конференции Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2000. 0,5 п.л.
21. Проблема пола в педагогической антропологии К.Н. Вентцеля // Русская философия как философия любви. Материалы научной конференции. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2002. 0,7 п.л.
22. Психологическая диагностика как фактор развития личности // Личностно-ориентированное воспитание: сущность, пути и проблемы становления. Материалы Волгоградской региональной научно-практической конференции. Волгоград: Оптим, 1993. 0,5 п.л.
23. Развитие сознания как философская характеристика человека // Человек в философско-правовом измерении Четвертые Соколовские чтения. Материалы научно-теоретической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2000. 0,3 п.л.
24. Роль психолого-педагогических знаний в формировании профессионального мышления будущих учителей // Пути формирования нового педагогического мышления. Материалы конференции. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт,1994. 0,2 п.л.
25. Русская молодежь и ее идеалы: веховские предупреждения и заветы // Интеллигенция России в истории ХХ в.: неоконченные споры. К 90-летию сборника «Вехи». Всероссийская научная конференция. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1998. 0, 2 п.л.
26. С.И. Гессен: диалектика мировоззрения и образования//Философия и наука на рубеже веков. Материалы Российской школы докторантов. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2001. 0,2 п.л.
27. Современны ли педагогические идеи А. С. Макаренко? // Философия и наука на рубеже веков. Материалы Российской школы докторантов. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2001.0,2 п.л. (в соавторстве).
28. Современные концепции развития образования и их взаимосвязь с развивающимся характером обучения // Гуманизация культуры и образования в ХМАО на пороге третьего тысячелетия. Материалы окружной научно-практической конференции. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2000. 0,2 п.л.
29. Традиции христианской антропологии в педагогических воззрениях В.В. Зеньковского // Русская философия между Западом и Востоком. Материалы V Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2001. 1 п. л.
30. У истоков педагогической антропологии в России: Н.И. Пирогов // Традиции православной педагогики и гуманизации образования. Сборник научных трудов. Барнаул, 1998. 0,2 п.л.
31. Философский аспект развития педагогики и идеологии в России // Теоретические и практические аспекты физического воспитания. Материалы межвузовской конференции. Набережные Челны: КамГИФК, 2003. 1,6 п.л.
32. Философско-педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине ХХ столетия [Электрон. ресурс] // София: Рукописный журнал ОРРФ. № 5 / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б.В. Емельянов. Екатеринбург: Б. и., 2002. Режим доступа: URL: http: // vir- lib. eunnet. net / sofia / 05-2002 / text / 0518. html. 1 п.л.
33. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина. Обучение с целью уменьшения насилия // Материалы 24 Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2003. 0,8 п.л.
34. Философско-педагогические идеи В.С.Соловьева // В.С. Соловьев. Жизнь. Учение. Традиции. Материалы первой всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2000. 0,5 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ