Актуальность темы исследования. Завершился ХХ век - век утверждения неклассической философии, науки, искусства. Этот период ознаменован множеством открытий в области художественного творчества. Появление и бурное развитие некоторых из них выявили значительный художественно-творческий потенциал искусства, расширение его видового, жанрового, стилевого разнообразия, то есть изменение не только границ художественности, но и самого феномена художественности как такового. Во второй половине ХХ века реальная практика искусства указала на необходимость теоретического осмысления исследуемого феномена - появившиеся творения реципиенты не всегда оценивают как художественные, в отличие от самих авторов, критиков или других агентов мира искусства. Дело в том, что понимание особенностей современного искусства состоит, видимо, не столько в самой оценке, сколько в прояснении оснований различного использования таких понятий как "произведение искусства", "артефакт" и центральной категории, специфицирующей искусство, - "художественность".
В современных эстетических теориях прослеживается смещение предмета исследования, и важнейшую роль в этом играет само искусство. Если традиционная эстетика концентрировала собственное внимание по преимуществу вокруг проблемы прекрасного и в основном понималась как философия красоты, эстетизируя и сущность искусства, то современные теории пытаются противопоставить себя классической эстетике в качестве философии нового искусства. Не случайно сегодня в эстетических исследованиях все больше внимания обращается на реальную практику искусства и новый художественный опыт, а сами художники сопровождают свои творения теоретическими изысканиями, пытаясь, тем самым, обосновать возможность нового видения окружающего мира. Однако многообразие и неоднозначность художественного процесса, наблюдаемые в различных видах и направлениях искусства, ставят проблему уточнения специфики искусства. Сохраняется ли возможность назвать все объекты искусства художественными? Изменяется ли, и если да, то как, сама художественность?
В попытке ответить на эти вопросы следует обратиться к одному из центральных понятий философии искусства - "художественности". Но парадоксально то, что в современных эстетических исследованиях, как и в обыденных представлениях, это понятие довольно неопределенно. Оно подобно бесконечному множеству, элементы которого легко узнать, и в то же время нельзя отождествить с ним, вследствие неопределенности его границ. Художественность сложна, многоаспектна, "неуловима" и вместе с тем будто бы изначально дана каждому, кто берется судить о произведении искусства или стремится к его созданию. Эстетики, обращаясь к проблеме художественности, пытаются теоретически обосновать возможность инвариантного существования искусства, но затрудняются в определении художественности как таковой. Решение данной проблемы на основе выявления исторических парадигм искусства позволяет ответить на ряд вопросов, заданных самой практикой современной художественной жизни и актуальных как для нее, так и для культуры в целом.
Состояние и степень разработанности проблемы. Степень разработанности обозначенной проблематики сложно определить однозначно, поскольку каждый автор, размышляющий об искусстве, предполагает то или иное рассмотрение этого центрального вопроса философии искусства. Но при этом не существует какой-то общей теории художественности.
В отечественной эстетике рассмотрением этой проблемы как фундаментальной занимались М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, Е.В. Волкова, Н.К. Гей, А.Ф. Еремеев, Д.В. Затонский, Л.А. Закс, А.Я. Зись, М.С. Каган, О.А. Кривцун, Ю.М. Лотман, В.И. Тюпа, Л.Н. Столович и др. В конце 60-х гг. ХХ века Н.К. Гей в книге "Искусство слова" выдвинул тезис о синтетическом характере художественности и, в связи с этим, предложил выделить изучение художественности в качестве самостоятельной отрасли (правда, только лишь в рамках литературоведения). Постановке и возможным решениям проблемы посвящены сборники "Критерий художественности в литературе и искусстве: В свете содружества наук" (Казань, 1984), "Художественное в эстетике и в искусстве" (Киев, 1990).
Автору диссертационной работы пришлось обратиться как к исследованиям ХХ века, так и к теориям искусства, зародившимся в другие исторические периоды, но востребованным и актуальным сегодня. Достаточно хорошо известны имеющие многовековую историю традиционные представления о сущности искусства как деятельности по преимуществу миметической или эстетической, которые предопределяют его основные эссенциалистские интерпретации. И в ХХ веке значительная часть исследователей пытается продолжить эссенциалистское толкование художественности, хотя исходит из различно понимаемой специфики искусства. Так, признание формы главным "носителем" художественности стало ядром концепций у таких исследователей как В. Виноградов, С. Виткевич, А. Замойский, Б. Успенский, А. Чесноков, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, В. Эрлих, Р. Якобсон и др. Рассмотрением искусства как особого языка, выражающего свою художественную специфику в знаково-символической форме, занимались Е. Басин, К. Белл, Л. Землянова, Э. Кассирер, Б. Кроче, С. Лангер, Ю. Лотман, Ч. Моррис, Я. Мукаржовский, Ч. Пирс и др. Сущностным в этих случаях оказывалось коммуникативное начало искусства.
Некоторые исследователи, стремясь уйти от крайности эссенциализма, при рассмотрении феномена художественности акцентируют национально-культурные особенности искусства, в частности, В. Бранский, Г. Гачев, И.А. Ильин, А. Короцкая и др.
Другие рассматривают художественность в более общем историческом контексте, опираясь на парадигмальный подход. Основные разработки этого подхода применительно к истории развития искусства были сделаны С. Аверинцевым, П. Бурдье, Г. Зедльмайром, Р. Костелянцем, Т. Куном, Н. Кэрроллом, М. Липовецким, Э. Панофским, В. Татаркевичем, В. Тюпа, М. Фуко и др.
Для анализа современной парадигмы искусства важными оказываются исследования смысловых аспектов искусства, осуществленные в работах таких авторов, как Т. Адорно, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, А. Генис, Ж. Делёз, С. Зенкин, Ч. Моррис, Е. Надеждина, В. Подорога, И. Смирнов и др. Различные интерпретации важнейших вопросов современного искусства, связанные с прояснением статуса художественности, были предложены такими исследователями и художниками, как С. Батракова, Б. Бернштейн, П. Булез, П. Бурдье, И. Васильев, Б. Гройс, Э. Джонсон, А. Зверев, Л. Землянова, С. Зонтаг, И. Ильин, А. Капроу, Д. Кейдж, М. Кирби, Р. Костелянец, Р. Краусс, С. Кропотов, Б. Кроче, В. Курицын, Р. Лихтенштейн, Н. Маньковская, А. Митрофанова, К. Олденбург, А. Осмоловский, С. Рейч, Г. Розенберг, Т. Рокмор, В.Савчук, О. Туганова, Э. Уорхол, И. Хассан, Т. Чередниченко, К. Штокхаузен, М. Эпштейн и др.
В американской эстетике второй половины ХХ века, недостаточно известной в России, была сформулирована идея понятийного рассмотрения искусства - содержание этого термина признается "пустым", заполняемым в зависимости от деятельности по прояснению языка. Невозможность выявления универсального понятия искусства, как проблема его художественной спецификации, была обоснована радикальным крылом антиэссенциализма, представленного такими авторами как М. Вейц, П. Зифф, У. Кенник, М. Коэн, М. Мандельбаум, Б. Тильмен. Они, в свою очередь, опирались на идеи, высказанные Л. Витгенштейном относительно языка как "формы жизни". Обоснование специфики художественного мира как института, оформляющего артефакты и придающего им художественный статус, осуществлено Т. Бинкли, А. Данто, М. Деверо, Д. Дики, М. Итон, Т. Коэном, А. Силверс. В работах А. Берлеанта, М. Вартофского, Д. Марголиса, П. Стросона, Р. Шустермана искусство признается по преимуществу общественным явлением и внимание при его исследовании обращается, прежде всего, на социокультурный и исторический контекст художественности.
Предмет и объект исследования. Проблемным полем исследования стали размышления о differentia specifica искусства как об особом - художественном - феномене. Предметом исследования явилась художественность в ее исторической смысловой множественности, а объектом - современные эстетические теории, в которых она по-разному интерпретируется в зависимости от исторических парадигм искусства.
Цель исследования. Цель диссертационного исследования - выявление специфики современной художественности на основе осмысления историчности парадигм искусства.
Задачи исследования. Для достижения намеченной цели был сформулирован ряд задач:
• Выявить возможности и условия применения категории "художественность".
• Обосновать значимость парадигмального подхода и выделить исторические парадигмы искусства.
• Охарактеризовать художественность, представленную в современной "постхудожественной" парадигме.
• Обосновать множественность "ризоматически" существующего художественного смысла как первоосновы художественности нового типа.
• Показать значимость антиэссенциалистского подхода к
искусству (на примере американских эстетических теорий второй половины ХХ века), специфицирующего
художественность на социокультурной основе в рамках "постхудожественной" парадигмы.
Методологические и теоретические принципы исследования. В целом исследование строилось с ориентацией на фундаментальные принципы современной эстетики, пользующейся различными типами методологий. Собственная методологическая основа исследования определяется целью и задачами диссертации. Для уточнения современного статуса категории "художественность" оказались значимы идеи аналитической эстетики. Для анализа смысловых аспектов художественности привлекались постструктуралистская методология и шизоанализ. Выделение различных парадигм искусства проводится на основе рассмотрения исторических оснований этих парадигм, поэтому использовались методы историко-культурного, историко-эстетического и сравнительного анализа. Для схватывания своеобразия современной парадигмы искусства оказались важными идеи современной американской философии искусства - антиэссенциализма, институционализма, культурологического направления. В этой связи диссертантом были сделаны переводы работ американских философов искусства, что позволило применить их в проведенном исследовании.
Научная новизна. Научная новизна исследования определяется предложенным решением проблемы художественности в современной эстетике. В ходе исследования получены результаты, имеющие значимость для теоретического осмысления и прикладного решения проблемы в контексте философско-эстетического знания, а именно:
- художественность рассматривается в качестве базисной категории, через которую осмысливается, прежде всего, существование искусства, а не его сущность;
- историческое развитие искусства представлено как смена различных парадигм; выявлен ряд оригинальных парадигм искусства, обозначенных как "внеэстетическая", "эстетическая", "художественная" и "постхудожественная";
- анализ художественности современного искусства проведен на основе "постхудожественной" парадигмы; выделены важнейшие свойства художественности в рамках данной парадигмы, а именно: процессуальность, провокативность, парадоксальность;
- выявлено своеобразие смысловой множественности художественности современного типа через такие характеристики художественного смысла как открытость и "ризоматичность";
- на материале американских эстетических теорий второй половины ХХ века показана значимость для современной эстетики антиэссенциалистского подхода, выявляющего социокультурную специфику художественности в рамках "постхудожественной" парадигмы.
Научно-практическая значимость работы связана с возможностью использования ее положений и выводов в преподавательской деятельности - при чтении курсов и спецкурсов по современной эстетике, культурологии, а также в художественной критике.
Апробация исследования. Гипотеза и проспект исследования обсуждались на заседаниях кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры философского факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького (г. Екатеринбург). Различные аспекты проблематики диссертации получили разработку в статьях, тезисах докладов, выступлений и сообщений. Количество публикаций по теме - 9. Результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях областного, всероссийского и международного уровней в период с 2000 по 2004 гг. Например, на международных научных конференциях "Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал" (г. Екатеринбург, 2004), "Эстетика научного познания" (г. Москва, 2003), "Толерантность в контексте многоукладности российской культуры" (г. Екатеринбург, 2001); всероссийских научных конференциях "Образ человека в картине мира" (г. Новосибирск, 2003), "Проблема нового гуманизма в мировом и российском контекстах" (г. Екатеринбург, 2001), "Ценности и социальные технологии демократического общества ХХ1 века как цель высшего гуманитарного образования" (г. Екатеринбург, 2000). А также на научно-практическом семинаре "Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление" (г. Екатеринбург, 2001) и областной научной конференции "Литература как форма существования русской философии" (г. Екатеринбург, 2001). Основные положения работы были опубликованы в сборниках, выпущенных по итогам работы различных научных конференций, организованных вузами Екатеринбурга, Новосибирска и Москвы.
Структура и объем работы. Структура диссертационной работы подчинена целям и задачам исследования. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Содержание работы изложено на 145 страницах, библиографический список включает 230 наименований источников.
В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные результаты, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эссенциалисткие теории не дают возможности для схватывания специфики художественности всех произведений современного искусства. Более продуктивными оказываются антиэссенциалистские версии, осуществляющие поиск художественности не в сущности искусства, а в его существовании, специфика которого устанавливается через социокультурный контекст. Однако при этом антиэссенциалистские теории впадают в другую крайность - если многообразие искусства не имеет общих оснований, то статусом художественности может быть наделен, при определенных условиях, любой объект, что приводит к потере критериев художественности.
2. Обращение к парадигмальной трактовке позволяет уйти от крайностей как эссенциализма, так и антиэссенциализма, и посмотреть на художественность прежде всего в историческом аспекте. Парадигма искусства исходно понимается как базисная мыслеформа, с помощью которой возможно теоретически охватить множество явлений художественного мира в контексте развития искусства.
3. Выделенные в исследовании парадигмы ("внеэстетическая", "эстетическая", "художественная" и "постхудожественная") предстают как различные грани единого исторического процесса развития искусства. Каждая парадигма вырабатывает доминантные признаки художественности, позволяющие обществу принимать или не принимать оцениваемые объекты в качестве художественных в том или ином социально-историческом контексте.
4. Несмотря на декларацию антихудожественности
современного искусства, художественность в рамках современной парадигмы сохраняется, но раскрывается в новом качестве. Для современной "постхудожественной" парадигмы, анализ которой проведен наиболее полно, такими доминантными признаками выступают, например, парадоксальность, провокативность, процессуальность.
5. Художественный смысл как первооснова феномена художественности обладает статусом множественности. При этом характер современного искусства влечет за собой понимание художественного смысла, по преимуществу как открытого, не ограниченного жесткими критериями и рамками, то есть как лабильного и множественного ("ризоматического").
6. Американская философия искусства второй половины ХХ века представляет собой попытку осмысления новой парадигмы с различных точек зрения, выявляя такие особенности "постхудожественной" парадигмы искусства как универсальность и альтернативность.
1. Рубцова Е.В. Искусство как процесс (смена парадигмы художественности в американском авангарде) // Ценности и социальные технологии демократического общества ХХ1 века как цель высшего гуманитарного образования. Тезисы научной конференции Гуманитарного университета, г. Екатеринбург, 22-23 мая, 2000 г.; г. Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2000 г. Т. 2. - с.222-225.
2. Рубцова Е.В. Абстрактное искусство как воплощение Духовного // Проблема нового гуманизма в мировом и российском контекстах. Тезисы IV ежегодной научно-практической конференции Гуманитарного университета, г. Екатеринбург, 15-16 мая 2001 г. Т. 2. - с.87-89.
3. Рубцова Е.В. От традиции к традиции: развитие искусства как смена парадигм художественности // Толерантность в контексте многоукладности российской культуры. Тезисы Международной научной конференции. г. Екатеринбург, 29¬30 мая 2001 г. - с.52-53.
4. Рубцова Е.В. Идея художественности в русской формальной
школе // Литература как форма существования русской философии. Материалы научной конференции. г. Екатеринбург, 17 апреля 2001 г. - с.99-101.
5. Рубцова Е.В. Институционально оформленный артефакт: версия Дж. Дики // Арт - рынок Екатеринбурга: стихия и управление. Материалы научно-практического семинара 14¬15 декабря 2001 г. г. Екатеринбург. - с.153-159.
6. Рубцова Е.В. Шизоаналитический дискурс: Адорно УБ. Делёз // Образ человека в картине мира. Сборник статей на основе всероссийской гуманитарной научной конференции. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 2003. - с.34-38.
7. Рубцова Е.В. "Когда есть искусство?" Семантическая теория Н. Гудмена // Эстетика научного познания: Материалы Международной научной конференции 21-23 октября 2003 г. - М.: Современные тетради, 2003. - с.139-141.
8. Рубцова Е.В., Круглова Т.А., Орлов Б.В., Харитонов В.В. Социокультурные основания и духовные парадигмы художественной культуры ХХ в. // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Конкурс грантов 2003 г. Сборник рефератов избранных работ. Екатеринбург, УрГУ, 2003. - с.69-73.
9. Рубцова Е.В. Стратегии эстетики перед лицом информации: художественная теория А. Данто // Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал. Материалы международной научно-практической конференции, проведенной Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург), 12-13 мая 2004г. Т. I. Екатеринбург, Издательство Гуманитарного университета, 2004. - с.164-167.