Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России

Работа №103274

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы145
Год сдачи2004
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-12
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
представлений молодежи о жизненном успехе 13-67
§ 1. Жизненный успех как социальный феномен 13-42
§ 2. Противоречия системы ценностей, детерминирующей представления молодежи о жизненном успехе 43-67
Глава 2. Основные характеристики жизненного успеха в сознании молодежи в современной России 68-114
§ 1. Объективные и субъективные факторы формирования представлений молодежи о жизненном успехе 68-98
§ 2. Типология представлений молодежи о жизненном успехе 99-114
Заключение 115-120
Библиография 121-138
Приложение


Актуальность темы исследования. Трансформации базисных структур российского общества, динамизм обновления среды обитания неизбежно приводит к изменению механизмов жизнедеятельности личности. Старые модели, по которым ранее действовал человек, не работают в новой среде, следовательно, возникает необходимость приспособления к новым моделям поведения, что, в конечном счете, требует обновления взглядов, мнений, ценностей личности.
Таким образом, преобразования в культуре закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у различных социальных групп.
Жизненный успех является сложным, многомерным явлением.
Сложность изучения успеха обусловлена его противоречивым характером.
Во – первых, можно говорить о противоречии субъективного и объективного в успехе.
С одной стороны, успех субъективен, так как соотносится с личностными критериями успешности – неуспешности, с индивидуализацией своей личности в социальной среде. С другой стороны, успех объективен, так как обусловлен социальными стереотипами успешности, стремлением не быть изолированным от окружения, стремлением быть признанным в социальной группе, самоутвердиться в ней.
Во – вторых, жизненный успех, с одной стороны, является результатом жизнедеятельности личности, выстроенной в логике последовательных достижений, с другой стороны, отправным пунктом, целью, направляющей личность на ее жизненном пути.
В – третьих, существует противоречие между жизненными притязаниями и реальными возможностями для их реализации.
Это обусловлено, с одной стороны, нестабильностью социальной среды, с другой – неготовностью, неумением личности к проектированию своей жизни.
Все это делает актуальной проблему жизненного успеха, а если быть точнее, проблему содержания представлений, изучению которой и посвящена данная диссертационная работа.
Проблема жизненного успеха важна для всех социальных групп. Следовательно, актуально и изучение представлений различных групп об успехе в условиях современной России. Однако особый интерес для нас представляет молодежь.
Интерес к данной группе традиционно обостряется в кризисные периоды развития общества. Нестабильность среды ведет к трансформации механизмов социализации молодого поколения. Молодежь является важным объектом и субъектом социальных преобразований, обладающая мобильностью, инновационностью, инициативностью. Таким образом, изучая представления о жизненном успехе у молодежи, мы изучаем и качественные характеристики данной социальной группы.
Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования результатов.
Анализ представлений молодежи о жизненном успехе в современной России, сущностных характеристик успеха в сознании различных категорий молодежи, факторов формирования представлений необходим для разработки учебных программ и технологий в средней и высшей школе.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен жизненного успеха до настоящего времени еще не стал предметом целенаправленного научного анализа в отечественной социологии. Работы, в которых осуществлялись попытки изучения успеха, малочисленны. В большинстве исследований рассматриваются отдельные аспекты и элементы данного феномена. Таким образом, концепция жизненного успеха требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволило выделить несколько подходов к анализу жизненного успеха.
Социологический подход. К нему относятся работы В.И. Бакштановского, М. Вебера, Г.Л. Тульчинского, Ю.А. Согомонова, Ю.В. Согомонова, В.А. Чурилова, в которых рассматривается сущность, структура успеха, специфика успеха молодежи. Работы, посвященные проблемам самоутверждения личности (Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой). Также к данному подходу следует отнести работы, предметом исследований в которых являются факторы формирования жизненного успеха (У. Бек, П. Бергер, Т. Веблен, Э. Гидденс, Т. Лукман, Дж. Мид, А. Щюц).
Психологический подход (Дж. Аткинсон, О.Н. Арестова, Л.В. Бороздина, А.В. Глухарева, Л.М. Головина, У. Джеймс, Т. Дембо, К. Левин, О.Н. Родина, Г.В. Турецкая, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе, М. Хорнер). Эти исследователи делают акцент на изучении психологической сущности успеха
– уровне притязаний, мотивации достижения / избежания успеха, их детерминации и влияния на поведение индивида.
Культурно – антропологический подход. К данному подходу следует отнести работы Р. Бенедикт, Ф. Боаса, К. Гирца, Б. Малиновского, В. Тернера, Д. Шнейдера. В центре анализа находится культурная детерминация достижения успеха, социокультурные модели достижения успеха. Жизненный успех, таким образом, это жизненная стратегия личности, выстроенная в логике следования культурным образцам и идеалам.
Философский подход (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Е.В. Грунт, Р. Декарт, И. Кант, Л.Н. Коган, С. Кьеркегор, Т.Мор, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо). Жизненный успех рассматривается как решение проблемы смысла жизни и смысл жизни как выражение представлений об успехе.
К отдельной группе работ следует отнести исследования, посвященные изучению молодежи как социально – демографической группы. Ее сущностные характеристики рассмотрены в работах И. Андреевой, Д. Аусубеля, Р. Бенедикт, В.М. Быкова, Ю.Р. Вишневского, С.Н. Воробьева, Н. Голубковой, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, М. Мид, Л. Новиковой, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, О.А. Раковской, З.В. Сикевич, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, С. Хола, В.И. Чупрова, В.Т. Шапко, Э. Шпрангера, С. Эйзенштадта и др.
в отдельную группу работ мы выделили исследования, посвященные проблеме ценностей: природы ценностей, сущностных характеристик, функций, классификаций ценностей; проблеме трансформации ценностей в современной России. Здесь следует отметить работы С.Ф. Анисимова, В. Брожика, В.А. Василенко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Г.Я. Головиных, А.В. Гулыги, В.Д. Диденко, О.Г. Дробницкого, Д.А. Леонтьева, Б.В. Орлова и Н.К. Эйнгорн, Т. Парсонса, Г. Риккерта, Я.А. Розина, У. Томаса и Ф. Знанецкого, В.П. Тугаринова.
Признавая значение отмеченных выше работ по жизненному успеху, стоит отметить, что в отечественной социологии изучение представлений молодежи о жизненном успехе необходимо продолжать, выявляя новые факторы формирования, противоречия и тенденции развития.
Используя названные научные труды, мы предлагаем один из возможных подходов к решению поставленной проблемы.
Таким образом, актуальность темы исследования и необходимость ее изучения в отечественной социологии определили цель и задачи диссертации.
Цель диссертационной работы состоит в изучении основных характеристик и противоречий развития представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Уточнить понятие «жизненный успех».
2. Выявить основные сущностные характеристики жизненного успеха в представлениях молодежи и особенности их проявления в нескольких подгруппах изучаемого объекта.
3. Исследовать влияние основных объективных и субъективных факторов на представления молодежи о жизненном успехе.
4. На основании теоретического и эмпирического исследования разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
Объектом исследования выступила молодежь г. Екатеринбурга в возрасте от 16 до 30 лет.
Предметом исследования явились представления различных групп молодежи о жизненном успехе.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой работы являются труды современных отечественных и зарубежных психологов, культур-антропологов, философов, социологов, посвященных проблемам культуры, жизненного успеха, молодежи.
Выявление сущности и структуры жизненного успеха потребовало обращения к идеям современных отечественных и зарубежных исследователей (М. Вебера, Е.П. Никитина, А.Ю. Согомонова, Ю.В. Согомонова, Н.Е. Харламенковой).
В анализе молодежи теоретической основой явились идеи и концепции современных отечественных и зарубежных ювенологов (Д. Аусубель, Е.С. Баразгова, Р. Бенедикт, Ю.Р.Вишневский, С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М. Мид, В. Т. Шапко, С. Эйзенштадт).
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, сравнительно – исторического, психологического, культурно – антропологического, философского подходов.
Системный анализ позволил раскрыть целостность феномена жизненного успеха, выявить взаимосвязи между его структурными компонентами, рассмотреть жизненный успех молодежи как часть культуры общества в целом.
Сравнительно – исторический подход позволил выявить изменения в представлениях о жизненном успехе у молодежи, определить противоречия и тенденции их развития и трансформации.
Психологический подход позволил рассмотреть успех в его взаимосвязи с жизненными притязаниями личности, мотивацией достижения успеха / избежания неудачи.
Культурно – антропологический подход позволил изучить ценностную составляющую жизненного успеха.
Философский подход позволил раскрыть взаимосвязь успеха с целью жизни, смыслом жизни личности.
Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (факторный анализ, типологизация).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в период 2003 – 2004 гг. в г. Екатеринбурге. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, глубинное интервью. Выборочная совокупность анкетного опроса: 509 человек – молодых людей г. Екатеринбурга. Способ организации выборки: выборка многоступенчатая – квотная, пропорциональная половозрастному составу генеральной совокупности, с последующим выравниванием по учебно – образовательным и профессионально – трудовым группам (квотные признаки – пол, возраст, место учебы, учебно – образовательная, профессиональная группа). Выборочная совокупность для глубинного интервью: 18 человек (6 школьников, 6 студентов и 6 представителей работающей молодежи); выборка – целевая.
Помимо данных, полученных в ходе решения поставленных задач, в работе использовались данные исследований других социологов (Ю.Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной, В.Т. Шапко).
Научная новизна исследования.
1. Определено социологическое содержание понятия «жизненный успех» понимаемое как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
2. Выявлена иерархия жизненных ценностей, определяющих представления молодежи о жизненном успехе. Ведущими ценностями являются семья, материальное благополучие.
3. Выявлены особенности представлений различных групп молодежи о жизненном успехе, они характеризуются:
- у учащейся молодежи: превалированием критерия наличия хороших друзей, предпочтением способа поддержки друзей при достижении успеха;
- у студенческой молодежи: доминированием критерия удовлетворенности в интимной жизни, любви, предпочтением способов – образование, упорный труд, работа при достижении успеха;
- у работающей молодежи: превалированием критериев наличия счастливой семьи, детей, наличия высокого заработка, предпочтением таких способов достижения успеха в жизни как образование, упорный труд, работа.
4. Выявлены основные противоречия в представлениях молодежи о жизненном успехе: противоречие между персонификацией и деперсонификацией личных достижений; противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне.
5. Выявлены основные объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы – группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно – образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности. Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха.
6. Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
В основании первой типологии лежат такие признаки как: субъективная оценка успешности жизни, степень реализации намеченных целей задач. В соответствии с этим, выделены три типа молодежи: «самореализовавшийся рационалист», «частично реализовавшийся идеалист», «несамореализовавшийся иррационалист». В основании второй типологии лежат такие признаки как: соотношение активности и пассивности в достижении успеха, субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха. Согласно этому выделено три типа:
«конструктивист», «адаптивист», «конформист».
Научно – практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
- для дальнейшей разработки теоретических и практических основ концепции жизненного успеха молодежи и решения методологических проблем ее конкретно – социологического исследования;
- для систематизации понятийного аппарата социологического анализа жизненного успеха молодежи, разработки типологии;
- для получения эмпирической информации о представлениях молодежи о жизненном успехе и прогнозирования на этой основе тенденций их развития;
- при разработке и чтении курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Социология молодежи», «Социология жизненного успеха» для студентов социологических и культурологических специальностей.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на шестой международной научно – практической конференции «Социально – гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации» (Екатеринбург, 2002), всероссийской научно – практической конференции, посвященной памяти В.Т. Лисовского, «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт – Петербург, 2002), всероссийской научно – практической конференции «Россия и регионы: новая парадигма развития» (Челябинск, 2002), пятой международной летней школе «Коммуникативные стратегии культуры: событие и его интерпретация в нарративе» (Новосибирск, 2002), научно – практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана, «Социология в российской провинции: тенденции и перспектив развития» (Екатеринбург, 2003), двадцатой международной научно – практической конференции «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» (Челябинск, 2003), всероссийской научной конференции «XIV Уральские социологические чтения» (Тюмень, 2003), на втором всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003), научно – практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана, «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004), двадцать первой международной научно – практической конференции «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти» (Челябинск, 2004).
Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедр теории и истории социологии и прикладной социологии факультета политологи и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги диссертационному исследованию, следует сделать несколько основных выводов.
Теоретико – методологическую базу изучения феномена жизненного успеха составляют психологический, культурно – антропологический, философский и социологический подходы. Каждый из этих подходов обладает собственными познавательными возможностями в изучении проблематики успеха. В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть успех:
• во – первых, в единстве и взаимосвязи объективных и субъективных факторов, детерминирующих представления личности об успехе и способах его достижения;
• во – вторых, в единстве целей достижения, способов достижения и результата достижения.
Это позволило классифицировать факторы на:
• факторы, влияющие на представления личности о жизненном успехе и
• факторы, влияющие на представления личности о способах достижения успеха.
Таким образом, в диссертационном исследовании мы определяем жизненный успех как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения, в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
В работе делается акцент на том, что в жизненном успехе роль социальной группы значительно выше, нежели природные возможности личности – в этом и состоит сущность социологического подхода к проблеме.
Актуальным явилось изучение основных характеристик жизненного успеха в сознании молодежи, поскольку данная общность является и объектом, и субъектом социальных трансформаций в обществе, обладает такими важными особенностями как потребность в самоутверждении, мобильность, инновационность.
В своей работе мы рассматриваем молодежь как социально – дифференцированную группу людей в возрасте от 16 до 30 лет, характеризующуюся процессом завершения этапа первичной и прохождением этапа вторичной социализации, и ведущие виды деятельности которой учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессионально – трудовая (для работающей молодежи) и досуговая.
В работе показывается, что формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России детерминированы господствующей в обществе системой ценностей.
Теоретико – методологическую базу изучения феномена ценности составляют философский («значимостная», «оценочная», «интегративная» концепции) и социологический подходы. В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода к определению ценности. В соответствии с этим, ценность мы рассматриваем как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.
Эмпирический анализ проблемы позволил выявить такие основные сущностные характеристики жизненного успеха в представлениях молодежи как:
• ориентация на прагматический успех, т.е. стремление обеспечить себе достойное социальное положение за счет материального благополучия: доминирование в сознании молодого поколения такого критерия успеха как материальное благополучие;
• превалирование модели достижения успеха за счет собственных знаний, умений, усилий над моделью достижения успеха посредством помощи извне: предпочтение молодежью способов достижения успеха – образование, профессионализм, упорный труд, работа;
Выделены особенности проявления основных характеристик жизненного успеха молодежи в представлениях нескольких подгрупп объекта.
Успех в представлениях учащейся молодежи характеризуется:
• превалированием критерия наличия хороших друзей;
• ориентацией на достижения родителей / родственников, друзей в стремлении к успеху;
• предпочтением «молодежного» способа – наличие и поддержка друзей –
для достижения успеха.
Успех в представлениях студенческой молодежи характеризуется:
• доминированием критериев удовлетворенности в интимной жизни, любви;
• ориентацией на достижения друзей в стремлении к успеху;
• предпочтением «традиционных» способов достижения успеха –
образование, профессионализм, упорный труд, работа.
Успех в представлениях работающей молодежи характеризуется:
• превалированием таких критериев жизненного успеха как наличие счастливой семьи, детей, наличие высокого заработка;
• ориентацией на достижения друзей, коллег по работе в стремлении к успеху;
• предпочтением «традиционных» способов достижения успеха в жизни.
Выделены особенности представлений юношей и девушек об успехе в жизни.
Жизненный успех в представлениях юношей характеризуется: доминированием в сознании таких критериев успеха как признание окружающими, слава, наличие хороших друзей; предпочтением способа – поддержка друзей при достижении успеха.
Успех в представлениях девушек характеризуется: доминированием критерия душевного равновесия, гармонии; предпочтением способа личного обаяния, привлекательности при достижении успеха в жизни.
В работе выделены основные противоречия в представлениях молодежи о жизненном успехе:
• противоречие между персонификацией и деперсонификацией личных достижений;
• противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне.
Эмпирический анализ проблемы выявил влияние следующих факторов на формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы: семья, учебно – образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности.
Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы.
Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт достижения успеха.
Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
В основании первой типологии лежат такие признаки как: субъективная оценка успешности жизни, степень реализации намеченных целей задач. В соответствии с этим выделены три типа молодежи:
• «самореализовавшийся рационалист» - 53%;
• «частично реализовавшийся идеалист» - 20%;
• «несамореализовавшийся иррационалист» - 27%.
В основании второй типологии лежат такие признаки как: условия достижения успеха (субъективная оценка), субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха. Согласно этому выделено три типа:
• «конструктивист» - 19%;
• «адаптивист» - 53%;
• «конформист» - 28%.
Проведенный в диссертационном исследовании факторный и типологический анализ проблемы жизненного успеха позволил зафиксировать следующие тенденции развития феномена:
• тенденция замещения «профессионального» успеха «деловым» успехом;
• тенденция возрастания ориентации на собственные знания, умения, усилия в достижении жизненного успеха и снижения ориентации на помощь извне – доминирование индивидуализма в достижении успеха.
Мы признаем, что в рамках одного исследования невозможно охватить все проблемы жизненного успеха молодежи. Мы полагаем, что перспективными темами исследования могут стать:
• изучение представлений о жизненном успехе у молодежи в сравнении с представлениями других возрастных групп, в частности, с представлениями старшего поколения;
• изучение представлений о жизненном успехе на различных этапах развития личности молодого человека; изучение динамики представлений об успехе; актуальным является проведение лонгитюдного исследования;
• изучение влияния образовательной и профессиональной сред на формирование представлений молодежи об успехе и способах его достижения: изучение дифференциации представлений школьников, обусловленной специализированностью / неспециализированностью школы обучения; дифференциации представлений студентов в зависимости от уровня получаемого образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и т.д.;
• изучение влияния средств массовой информации (телевидения, радио, печати) на формирование представлений молодежи об успешном человеке в современной России; актуальным является проведение контент-анализа телевизионных передач, радио – передач, печатных изданий.



1. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социологическое исследование. Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. - №1
2. Альбуханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991
3. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. – М.: Мысль, 1989
4. Амбарова П.А. Профессиональная культура офицеров российской армии в условиях трансформации российского общества; Дисс. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2002
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001
6. Андреева И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультуры: нормы и система ценностей. // Социс. – 1989. - №4
7. Андреенкова А.В. Материалистические постматериалистические ценности в России. Социс. – 1994. - №1. - с.73-81
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М., 1988
9. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненны мир личности и «техники ее бытия». Психологический журнал. – 1993. – Т.4.- №2. – с. 3 – 16
10. Арестова О.Н., Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером. // Вестник Моск. Ун-та. – сер. 14, психология. – 1996. - №1
11. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. – М.: Политиздат, 1983
12. Бакштановский В.И., Карнаухов Н.Н. Какой успех выбирает новое поколение? – Тюмень: Изд-во НИИ ПЭ, 1996
13. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. – Тюмень: Центр прикладной этики, 1997
14. Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. -
Екатеринбург, Бишкек, 1997
15. Баразгова Е.С. Идеологическое воспитание молодежи в США. –
Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989
16. Баразгова Е.С., Рыбакова О.В. Жизненное проектирование молодежи в переходный период развития России как методологическая проблема. Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. - Ч.1. - Екатеринбург, 1999
17. Барсукова С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество. Социс. – 2001. - №2
18. Батурин Н.А. Влияние успеха на функциональные состояния человека.
Вопросы психологии. – 1984. - №5
19. Батурин Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности.
Психологический журнал. - 1987. - №3. - с.87-93
20. Баумгартнер Х.М. Философия жизни //Вестник Моск. Ун-та. – сер.7, философия. – 1993. - №4. – с. 70-75
21. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. – М.: Прогресс –
Традиция, 2000
22. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. – М.: Пресс – Традиция, 2001
23. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – М., 1991
24. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Academia, 1999 25.Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания. Социс. –2001 . - №6. – с. 44
26.Бергер П. Общество в человеке. // Социологический журнал. – 1995. - №2 27.Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. –
М.: Аспект Пресс, 1996
28. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995
29. Биркенбиль В. Как добиться успеха в жизни. - М.: СП Интерэксперт, 1992
30. Боас Ф. История антропологии. // Этнографическое обозрение. – 2002. –№6
31. Богаров В.В. Антропология возраста. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001 32.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, 2001 33.Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. – М.: Изд-во Моск. Унта, 1986
34.Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер – пресс, 1996 35.Брожик В. Марксистская теория оценки. – М., 1982
36. Бурмыкина И.В. Социальная адаптация молодежи в трансформирующемся обществе; Автореф. дисс. канд. социол. наук. – Липецк, 2000
37. Быков В.М. В поисках будущего: Политическая эволюция молодого поколения в США (50-80 гг.). – М.: Политиздат, 1988
38. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. –
Киев: Наукова Думка, 1991
39. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения. / Проблема ценности в философии. – М., Л., 1966
40. Вебер М. Основные социологические понятия. / В кн. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990
41. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / В кн. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990
42. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984
43. Веселкова Н.В. Методологические принципы полуформализованного интервью. // Социология: 4М (методология, методы, математические модели). – 1995. – №№5-6. – с. 28-48
44. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Противоречия взросления и социальная компетентность молодежи. / Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития. – В 5 Ч. – Екатеринбург, 2003. – Ч. 2.– с. 180-183
45. Витгенштейн Л. Культура и ценность. // Человек. – 1991. - №5,6 46.Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х гг.
// Социс. – 1997. - №10. с. 56-68
47. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. – Екатеринбург, 1995
48. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90–х – социокультурная динамика. Социс. – 2000. - №12. – с.56-63
49. Влияние средств массовой информации на интересы детей и молодежи: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.С. Школьника. – М.: НИИОП, 1989
50. Волков Ю.Г. Молодежь и гуманистическая перспектива России. / Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе
«Российское общество и социология в XXI веке». – В 3 Т. – М.: Альфа –
М., 2003. – Т. 3. – с. 56-59
51. Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе. – М.: Молодая гвардия, 1990
52. Воробье С.В. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. – Н. Новгород, 1991
53. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций (поколенный подход). // Социс. – 2002. - №1 54.Гендин А.М, Дроздов Н.И, Сергеев М.И. Выпускники педагогического
вуза о факторах жизненного успеха в современных условиях. // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе
«Российское общество и социология в XXI веке». – В 3 Т. – М.: Альфа –
М., 2003. – Т.2. – с. 604-605
55. Гидденс Э. Ускорение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2003
56. Головаха Е.И. Демократизация общества и развитие личности. – Киев: Наукова Думка, 1992
57. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова Думка, 1988
58. Головаха Е.И. Психология человеческого взаимоотношения. – Киев: Наукова Думка, 1989
59. Головина Л.М. Изучение процесса целеобразования в экспериментальной ситуации выбора задач после успеха неуспеха. В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. – М., 1979
60. Головиных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания. / Философские науки. – 1989. - №6
61. Готкиб А.С. Социально – экономическая адаптация россиян: факторы успешности – неуспешности. Социс. – 2001. - №7. – с. 51
62. Григорьев С.И., Суббетто А.И. Основы неклассической социологии: новые тенденции развития культуры социального мышления. – М.: РУСАКИ, 2000
63. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта. // Социс. – 1991. - №10
64. Грунт Е.В. Методология исследования проблемы смысла жизни человека.
Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. –
Ч.1. – Екатеринбург, 1999
65. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западно – европейской философии (от античности до конца XIX века). – Челябинск: ЧИРПО, 1996
66. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М., 1987
67. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М.: Лабиринт, 1994
68. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. // Логос. – 2002. - №1. – с. 132-143
69. Гуссерль Э. Феноменология. // Логос. – 1991. - №1. – с. 12-21
70. Дембо Т. Гнев как динамическая проблема. / В кн. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001
71. Демин А.Н. Достижение успеха в ситуации безработицы // Социс. – 2002.
– №10
72. Джеймс У. Научные основы психологии. – СПб., 1902
73. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики. / Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Изд-во КАНОН – пресс – Ц, 2001
74. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М., 1967
75. Дэвис Ф. Создай себе имидж: Как всем своим видом излучать успех. –
Минск: Попурри, 1998
76. Егоров В.К. История есть смена поколений. Преемственность поколений в условиях социалистического строительства: проблемы теории и практики. – М.: Молодая гвардия, 1986
77. Жизненные планы молодежи: Сб. статей. / Отв. ред. М.Н. Руткевич. –
Свердловск, 1966
78. Жизненные пути одного поколения. / Отв. ред. М.Х. Титма. – М.: Наука, 1992
79. Жизненные силы человека: социальная метатеория или виталистская социологическая парадигма. / Под ред. Л.Д. Деминой. – Барнаул: Изд-во Алтайского Ун-та, 2000
80. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально – психологического исследования). / Отв. ред. Л.В. Сохань. – Киев: Наукова Думка, 1987
81. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно – структурная концепция. – М., 2002
82. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986
83. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. – М.: Изд-во МГУ, 1981 84.Иваненков Е.П. Проблемы социализации современной молодежи. –Оренбург: ДИМУР, 1999
85. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. – М.: Знание, 1989
86. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально –
психологический анализ. – Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1974
87. Иконникова С.Н. Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика). – Л.: Знание, 1985
88. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. – Л.: Лениздат, 1969
89. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – Изд-е 3-е,
перераб. и доп. – М.: Логос, 2000
90. Кант И. Основы метафизики нравственности. / Сочинения. – Т.4. – Ч.1. –М., 1965
91. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. –
Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1975
92. Карнеги Д. Язык успеха. – М.: ЭКСПО – Пресс, 2001
93. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. // Социс. – 2000. – №3. –с.124-129
94. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социс. – 1998. – №12. – с.89-94
95. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. // Социс. – 2003. - №7
96. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (По материалам международных исследований). / Под ред. В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова. – М.: Москов. общест. науч. фонд, ИС РАН, 1999
97. Климова С.Г. Стратегия успеха в меняющемся мире. Социальная идентификация личности. – М., 1994. – кн.1. – с. 50 – 78
98. Коган Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. –
Екатеринбург, 1994
99. Коган Л.Н. Жизнь в поколениях. Классика и современность –
Екатеринбург, 1995
100. Коган Л.Н. Понятие «поколение» в теории научного коммунизма //
Научный коммунизм. - 1974. - №5. – с. 73
101. Коган Л.Н. Современная молодежь и духовная культура. / Молодежь: ее интересы стремления идеалы. / Под ред. Ю. Торсуева, Л.Н. Когана. – М.: Молодая гвардия, 1969
102. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль, 1984 103.Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М.: Мысль, 1988
104. Коган Л.Н., Попов В.Г, Цыпленков В.П. Социальные проблемы молодежи в начальный период перехода к рыночной экономике. – Екатеринбург, 1993
105. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи первые шаги после окончания учебного заведения). / Отв. ред. Г.А. Чередниченко. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001
106. Козлова Н. Социология повседневности: переоценка ценностей. ОНС.
– 1992. - №3. - с.47-56
107. Козлова Н., Рылеева С., Степанов С., Федотова В. Ценностная ориентация – предпосылка программ переустройства общества. ОНС. – 1992. - №1
108. Колин К. Человек и будущее: динамический вызов. Alma Mater. – 1999. - №10
109. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984
110. Кон И.С. НТР и проблемы социализации современной молодежи. – М.: Знание, 1988
111. Кон И.С. Открытия «Я». – М.: Политиздат, 1978
112. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982 113.Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования
личности). – М.: Просвещение, 1979
114. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха: Книга для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. – М.: Дело, 1993
115. Кузнецов В.С. Человек: потребности и ценности. – Свердловск: Изд-во УрГУ, 1992
116. Култаева М.Д., Уварова Е.Л. Интерпретация проблем молодежи: западные концепции и варианты. – Харьков: Изд-во при Харьков. Ун-те, 1989
117. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. / Под ред.
Г.Г. Воробьева. – М.: Изд-во МГУ, 2000
118. Курашов В.И. Философия: человек и смысл его жизни. – Казань: Изд-во КГТУ, 2001
119. Курек Н.С. И все – таки головокружение от успеха - это плохо.
Человек. – 1991. - №5
120. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001
121. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПБ.: Сенсор, 2000 122.Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт
многомерной реконструкции. / Современный социо-анализ. Сборник статей. – М., 1998
123. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи. –
СПб., 2000
124. Лисовский В.Т. От поколения к поколению. Заметки социолога. //
Диалог. – 1994. - №7
125. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социол. Очерки. – М.: Высшая школа, 1990
126. Лисовский В.Т. Что значит быть современным? – М.: Политиздат, 1983 127.Магун В.С. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий
молодежи: 1985 – 1995 гг. // Социологический журнал. – 1996. - №3/4
128. Магун В.С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. – М.: Изд-во ИС РАН, 1993
129. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. – М., Воронеж, 1999 130.Малиновский Б. Научная теория культуры. – М.: ОГИ, 1999 131.Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. – Киев: Наукова Думка, 1990
132.Мартынюк И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи.
Опыт прикладного исследования. – Киев: Наукова Думка, 1993 133.Масленцева Н.Ю. Молодежная мода в одежде в условиях современной России (социологический анализ); Дисс. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2003
134. Маслова О.М. Образы изучаемой реальности в формализованном и нарративном интервью. Социология: методология, методы, математические модели (4М). – М. – 1998. - №10. – с. 5-15
135. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999
136. Меренков А.В. Как влияет на стереотипы жизнедеятельности человека ускорение темпов жизни в современном мире. / Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития. – В 5 Ч. – Екатеринбург, 2003. – Ч. 2. – с. 64-70
137. Меренков А.В. Система детерминации человеческой деятельности. –
Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. горно-геологической академии, 2003 138.Меренков А.В., Рыбцова Л.Л., Кольцова В.А. Семейное воспитание:
кризис и пути его преодоления. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997 139.Мид Дж. Интернализованные другие и самость. // В кн. Американская
социологическая мысль. / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994
140. Мид Дж. От жеста к символу. / В кн. Американская социологическая мысль. / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994
141. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. – М.: Наука, 1988

142. Молодежная культура: проблемы перспективы развития. / Под ред. А. Козлова, Э. Саралиева. – М., 1991
143. Молодежь России: социальное развитие. / Отв. ред. В.И. Чупров. – М.: Наука, 1992
144. Молодежь: ориентации и жизненные пути. / Под ред. М.Х. Титма. – Рига, 1988


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ