Работа носит методический характер..
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы изучения стилей речи на уроках русского языка 5
1.1. Понятие о стилях речи 5
1.2. Методы и приемы обучения на уроках русского языка стилям речи 9
Глава 2. Практические аспекты изучения стилей речи на уроках русского языка в 5-6 классах 17
2.1. Анализ программ по русскому языку с точки зрения изучения стилей речи 17
2.2. Разработка технологической карты урока по теме «Текст и стили речи» для учащихся 6-го класса по УМК М.М. Разумовской 24
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение. Пример задания по теме «Стили речи» 36
Методика обучения стилям речи в курсе русского языка основной и средней школе достаточно изучена на современном этапе. Т.М. Воителева, Т.А. Войко и др. раскрывают основные методические аспекты по ознакомлении учащихся со стилями речи. А.В. Гаспарян, М.В. Ерещенко и др. предлагают изучение стилей речи на основе комплексного анализа языковых явлений в тексте. Т.Н. Загорулько, Н.А. Купина, Н. Ю. Штрекер и др. рекомендуют в работе по изучении стилей речи использовать такие методы, как проблемный, поисковый, творческий.
Проблема исследования: какова методика обучения стилям речи.
Цель исследования – раскрылись методические особенности изучения стилей речи на уроках русского языка в школе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся стилям речи.
Предмет исследования – методические особенности изучения стилей речи на уроках русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «стили речи», описать методы и приемы обучения на уроках русского языка стилям речи.
2. Проанализировать образовательные программ по русскому языку с точки зрения изучения стилей речи.
3. Разработать технологическую карту урока для учащихся 6 класса по теме «Текст и стили речи».
Гипотеза исследования: обучение стилям речи учащихся будет эффективно, если использовать метод комплексного анализа текста.
Методологическую основу исследования составляют:
- общеметодический подход к изучению стилей речи на уроках русского языка в школе – В.А. Багрянцева, М.А. Бондаренко, Е.И. Литневская и др.;
- концептуальный подход к выбору форм и методов обучения – Е.А. Быстрова, А.В. Гаспарян, М.В. Ерещенко и др.
Теоретическую основу исследования составляют:
- подходы к определению стилистики как науки о языке – Т.М. Воителева, Т.А. Ладыженская и др.;
- подходы к единству культуры речи с языковыми явлениями – Т.А. Войко, Е.И. Литневская и др.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспермиентальные – анализ образовательных программ, проектировочный – разработка технологической карты урока.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ УМК по русскому языку по проблеме изучения стилей речи в 5-9 классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что технологическая карта урока и дидактический материал к уроку может быть использован учителями русского языка при изучении темы «Стили речи».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Преподавание русского языка в школе решает две главные взаимосвязанные задачи. Одна из них состоит в том, чтобы воспитать подготовленных слушателей и читателей. Вторая главная задача связывается с необходимостью научить школьников свободно пользоваться родным языком, воспитать подлинных носителей образцовой речи. Умело использовать средства языка можно только при условии знания его ресурсов. И здесь, конечно, не обойтись без знания стилистики.
Занятия по культуре речи и стилистике, как правило, носят хотя и обязательный, но факультативный характер: рассматривая то или иное лексическое или грамматическое средство языка, учитель при этом может указать на его стилистические качества. Подобные замечания могут даваться во время работы по орфографии и пунктуации. О стилистических достоинствах текста заходит речь при рассмотрении исходного материала для выполнения письменных работ (прежде всего обучающего изложения) и при анализе. Опора на стилистику необходима и на занятиях по литературе и, особенно, в процессе анализа художественного текста.
УМК М.М. Разумовской в 5-9 классов предусматривает 16 часов для изучения стилей речи, УМК С.Г. Бархударова – 8 часов. Анализ предметного содержания УМК под редакцией М.М. Разумовской показал, что при изучении стилей и жанров есть обращение к языковой системе. То есть развитие речи происходит параллельно с освоением грамматики, при этом нет связи с теорией, которую должны знать учащиеся. УМК С.Г. Бархударова также предлагает учащимся упражнения на закрепление стилей речи, однако они единичны. В ходе исследования была разработана технологическая карта урока русского языка для учащихся 6 класса по теме «Текст и стили речи» (УМК М.М. Разумовской). Урок предполагает закрепить понятие о стилях речи и их особенностях; закрепить умение различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, тексты художественной литературы.
1. Бондаренко, М. А. Приемы изучения официально-делового стиля речи на уроках русского языка [Текст] / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе. – 2016. – № 7. – С. 18-21.
2. Быстрова, Е. А. Диалог культур на уроках русского языка : Пособие по развитию речи учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Е. А. Быстрова. – Санкт-Петербург Просвещение, 2018. – 144 с.
3. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку [Текст] / Т. М. Воителева. – Москва : Дрофа, 2006. – 319 с.
4. Войко, Т. А. Художественный текст на уроках русского языка как средство обучения языку и речи [Текст] / Т. А. Войко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2019. – № 2. – С. 45-46.
5. Гаспарян, А. В. Анализ художественного текста на уроке практического русского языка [Текст] / А. В. Гаспарян // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. – № 1 (24). – С. 43-49.
6. Гузиекова, С. М. Инновационные подходы в методике преподавания русского языка [Текст] / С. М. Гузиекова, С. К. Хачак // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – № 2. – 2013. – С. 4-6.
7. Ерещенко, М. В. Графическая наглядность в обучении научному стилю речи [Текст] / М. В. Ерещенко // В сборнике : Русский язык в современном Китае. сборник научно-методических статей VI Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 62-66.
8. Ермолаева, М. Г. Современный урок : анализ, тенденции, возможности : учебно-методическое пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 225 с.
9. Загорулько, Т. Н. Несписанное сочинение [Текст] / Т. Н. Загорулько // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 33. – С. 375-376.
10. Купина, Н. А. Работа над словом и текстом [Текст] / Н. А. Купина. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 467 с.
11. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Т. А. Ладыженская. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 358 с.
12. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст] / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – Москва : Академический проект, 2006. – 590 с.
13. Никитина, Е. И. Русская речь : Учеб.пособие по развитию связной речи : Для 5-7-х кл. общеобразоват. Учреждений [Текст] / Е. И. Никитина; Науч. ред. В. В. Бабайцева. – 4-е изд. – Москва : Просвещение, 1995. – 190 с.
14. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.: под ред. Е. А. Быстровой. – Москва : Дрофа, 2012 – 240 с.
15. Панов, М. В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе [Текст] / М. В. Панов. – Москва : Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2014. – 272 c.
16. Русский язык. 5 класс [Текст] / С. Г. Бархударов, С. С. Крючков, Л. Ю. Максимов. – Москва : Просвещение, 2010. – 202 с.
17. Русский язык. 6 класс [Текст] / С. Г. Бархударов, С. С. Крючков, Л. Ю. Максимов. – Москва : Просвещение, 2010. – 218 с.
18. Русский язык и культура речи : учебник [Текст] / под ред. проф. В. И. Максимова. 2-е изд., стереотипное. – Москва : Гардарики, 2004. – 413 с.
19. Русский язык. 5 кл. : учеб.для общеобразоват. Учреждений [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос [и др.] / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2011. – 285 с.
20. Русский язык. 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений [Текст] / Л. А. Тростнецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина [и др.] / науч. ред. Н. М. Шанский. – 7-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 237 с.
21. Русский язык. 6 кл. : учеб .для общеобразоват. Учреждений [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос [и др.] / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2011. – 286 с.
22. Русский язык. 6 класс : учеб.для общеобразоват. Учреждений [Текст] / Л. А. Тростнецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина [и др.] / науч. ред. Н. М. Шанский. – 7-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 206 с.
23. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 55 с.
24. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
25. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи [Текст] / Н. Ю. Штрекер. – Москва : Дрофа, 2003. – 223 с.
26. Цой, Л. П. Методические подходы к лингвистическому анализу текста на уроках русского языка в средних классах [Текст] / Л. П. Цой // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 7. – С. 181-185.