Работа носит методический характер..
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы изучения стилей речи на уроках русского языка 5
1.1. Понятие о стилях речи 5
1.2. Методы и приемы обучения на уроках русского языка стилям речи 9
Глава 2. Практические аспекты изучения стилей речи на уроках русского языка в 5-6 классах 17
2.1. Анализ программ по русскому языку с точки зрения изучения стилей речи 17
2.2. Разработка технологической карты урока по теме «Текст и стили речи» для учащихся 6-го класса по УМК М.М. Разумовской 24
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение. Пример задания по теме «Стили речи» 36
Методика обучения стилям речи в курсе русского языка основной и средней школе достаточно изучена на современном этапе. Т.М. Воителева, Т.А. Войко и др. раскрывают основные методические аспекты по ознакомлении учащихся со стилями речи. А.В. Гаспарян, М.В. Ерещенко и др. предлагают изучение стилей речи на основе комплексного анализа языковых явлений в тексте. Т.Н. Загорулько, Н.А. Купина, Н. Ю. Штрекер и др. рекомендуют в работе по изучении стилей речи использовать такие методы, как проблемный, поисковый, творческий.
Проблема исследования: какова методика обучения стилям речи.
Цель исследования – раскрылись методические особенности изучения стилей речи на уроках русского языка в школе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся стилям речи.
Предмет исследования – методические особенности изучения стилей речи на уроках русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «стили речи», описать методы и приемы обучения на уроках русского языка стилям речи.
2. Проанализировать образовательные программ по русскому языку с точки зрения изучения стилей речи.
3. Разработать технологическую карту урока для учащихся 6 класса по теме «Текст и стили речи».
Гипотеза исследования: обучение стилям речи учащихся будет эффективно, если использовать метод комплексного анализа текста.
Методологическую основу исследования составляют:
- общеметодический подход к изучению стилей речи на уроках русского языка в школе – В.А. Багрянцева, М.А. Бондаренко, Е.И. Литневская и др.;
- концептуальный подход к выбору форм и методов обучения – Е.А. Быстрова, А.В. Гаспарян, М.В. Ерещенко и др.
Теоретическую основу исследования составляют:
- подходы к определению стилистики как науки о языке – Т.М. Воителева, Т.А. Ладыженская и др.;
- подходы к единству культуры речи с языковыми явлениями – Т.А. Войко, Е.И. Литневская и др.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспермиентальные – анализ образовательных программ, проектировочный – разработка технологической карты урока.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ УМК по русскому языку по проблеме изучения стилей речи в 5-9 классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что технологическая карта урока и дидактический материал к уроку может быть использован учителями русского языка при изучении темы «Стили речи».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Преподавание русского языка в школе решает две главные взаимосвязанные задачи. Одна из них состоит в том, чтобы воспитать подготовленных слушателей и читателей. Вторая главная задача связывается с необходимостью научить школьников свободно пользоваться родным языком, воспитать подлинных носителей образцовой речи. Умело использовать средства языка можно только при условии знания его ресурсов. И здесь, конечно, не обойтись без знания стилистики.
Занятия по культуре речи и стилистике, как правило, носят хотя и обязательный, но факультативный характер: рассматривая то или иное лексическое или грамматическое средство языка, учитель при этом может указать на его стилистические качества. Подобные замечания могут даваться во время работы по орфографии и пунктуации. О стилистических достоинствах текста заходит речь при рассмотрении исходного материала для выполнения письменных работ (прежде всего обучающего изложения) и при анализе. Опора на стилистику необходима и на занятиях по литературе и, особенно, в процессе анализа художественного текста.
УМК М.М. Разумовской в 5-9 классов предусматривает 16 часов для изучения стилей речи, УМК С.Г. Бархударова – 8 часов. Анализ предметного содержания УМК под редакцией М.М. Разумовской показал, что при изучении стилей и жанров есть обращение к языковой системе. То есть развитие речи происходит параллельно с освоением грамматики, при этом нет связи с теорией, которую должны знать учащиеся. УМК С.Г. Бархударова также предлагает учащимся упражнения на закрепление стилей речи, однако они единичны. В ходе исследования была разработана технологическая карта урока русского языка для учащихся 6 класса по теме «Текст и стили речи» (УМК М.М. Разумовской). Урок предполагает закрепить понятие о стилях речи и их особенностях; закрепить умение различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, тексты художественной литературы.