Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стили речи на уроках в 5-6 классах

Работа №103204

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы36
Год сдачи2022
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер..
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы изучения стилей речи на уроках русского языка 5
1.1. Понятие о стилях речи 5
1.2. Методы и приемы обучения на уроках русского языка стилям речи 9
Глава 2. Практические аспекты изучения стилей речи на уроках русского языка в 5-6 классах 17
2.1. Анализ программ по русскому языку с точки зрения изучения стилей речи 17
2.2. Разработка технологической карты урока по теме «Текст и стили речи» для учащихся 6-го класса по УМК М.М. Разумовской 24
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение. Пример задания по теме «Стили речи» 36


Методика обучения стилям речи в курсе русского языка основной и средней школе достаточно изучена на современном этапе. Т.М. Воителева, Т.А. Войко и др. раскрывают основные методические аспекты по ознакомлении учащихся со стилями речи. А.В. Гаспарян, М.В. Ерещенко и др. предлагают изучение стилей речи на основе комплексного анализа языковых явлений в тексте. Т.Н. Загорулько, Н.А. Купина, Н. Ю. Штрекер и др. рекомендуют в работе по изучении стилей речи использовать такие методы, как проблемный, поисковый, творческий.
Проблема исследования: какова методика обучения стилям речи.
Цель исследования – раскрылись методические особенности изучения стилей речи на уроках русского языка в школе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся стилям речи.
Предмет исследования – методические особенности изучения стилей речи на уроках русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «стили речи», описать методы и приемы обучения на уроках русского языка стилям речи.
2. Проанализировать образовательные программ по русскому языку с точки зрения изучения стилей речи.
3. Разработать технологическую карту урока для учащихся 6 класса по теме «Текст и стили речи».
Гипотеза исследования: обучение стилям речи учащихся будет эффективно, если использовать метод комплексного анализа текста.
Методологическую основу исследования составляют:
- общеметодический подход к изучению стилей речи на уроках русского языка в школе – В.А. Багрянцева, М.А. Бондаренко, Е.И. Литневская и др.;
- концептуальный подход к выбору форм и методов обучения – Е.А. Быстрова, А.В. Гаспарян, М.В. Ерещенко и др.
Теоретическую основу исследования составляют:
- подходы к определению стилистики как науки о языке – Т.М. Воителева, Т.А. Ладыженская и др.;
- подходы к единству культуры речи с языковыми явлениями – Т.А. Войко, Е.И. Литневская и др.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспермиентальные – анализ образовательных программ, проектировочный – разработка технологической карты урока.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ УМК по русскому языку по проблеме изучения стилей речи в 5-9 классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что технологическая карта урока и дидактический материал к уроку может быть использован учителями русского языка при изучении темы «Стили речи».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Преподавание русского языка в школе решает две главные взаимосвязанные задачи. Одна из них состоит в том, чтобы воспитать подготовленных слушателей и читателей. Вторая главная задача связывается с необходимостью научить школьников свободно пользоваться родным языком, воспитать подлинных носителей образцовой речи. Умело использовать средства языка можно только при условии знания его ресурсов. И здесь, конечно, не обойтись без знания стилистики.
Занятия по культуре речи и стилистике, как правило, носят хотя и обязательный, но факультативный характер: рассматривая то или иное лексическое или грамматическое средство языка, учитель при этом может указать на его стилистические качества. Подобные замечания могут даваться во время работы по орфографии и пунктуации. О стилистических достоинствах текста заходит речь при рассмотрении исходного материала для выполнения письменных работ (прежде всего обучающего изложения) и при анализе. Опора на стилистику необходима и на занятиях по литературе и, особенно, в процессе анализа художественного текста.
УМК М.М. Разумовской в 5-9 классов предусматривает 16 часов для изучения стилей речи, УМК С.Г. Бархударова – 8 часов. Анализ предметного содержания УМК под редакцией М.М. Разумовской показал, что при изучении стилей и жанров есть обращение к языковой системе. То есть развитие речи происходит параллельно с освоением грамматики, при этом нет связи с теорией, которую должны знать учащиеся. УМК С.Г. Бархударова также предлагает учащимся упражнения на закрепление стилей речи, однако они единичны. В ходе исследования была разработана технологическая карта урока русского языка для учащихся 6 класса по теме «Текст и стили речи» (УМК М.М. Разумовской). Урок предполагает закрепить понятие о стилях речи и их особенностях; закрепить умение различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, тексты художественной литературы.



1. Бондаренко, М. А. Приемы изучения официально-делового стиля речи на уроках русского языка [Текст] / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе. – 2016. – № 7. – С. 18-21.
2. Быстрова, Е. А. Диалог культур на уроках русского языка : Пособие по развитию речи учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Е. А. Быстрова. – Санкт-Петербург Просвещение, 2018. – 144 с.
3. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку [Текст] / Т. М. Воителева. – Москва : Дрофа, 2006. – 319 с.
4. Войко, Т. А. Художественный текст на уроках русского языка как средство обучения языку и речи [Текст] / Т. А. Войко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2019. – № 2. – С. 45-46.
5. Гаспарян, А. В. Анализ художественного текста на уроке практического русского языка [Текст] / А. В. Гаспарян // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. – № 1 (24). – С. 43-49.
6. Гузиекова, С. М. Инновационные подходы в методике преподавания русского языка [Текст] / С. М. Гузиекова, С. К. Хачак // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – № 2. – 2013. – С. 4-6.
7. Ерещенко, М. В. Графическая наглядность в обучении научному стилю речи [Текст] / М. В. Ерещенко // В сборнике : Русский язык в современном Китае. сборник научно-методических статей VI Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 62-66.
8. Ермолаева, М. Г. Современный урок : анализ, тенденции, возможности : учебно-методическое пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 225 с.
9. Загорулько, Т. Н. Несписанное сочинение [Текст] / Т. Н. Загорулько // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 33. – С. 375-376.
10. Купина, Н. А. Работа над словом и текстом [Текст] / Н. А. Купина. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 467 с.
11. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Т. А. Ладыженская. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 358 с.
12. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст] / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – Москва : Академический проект, 2006. – 590 с.
13. Никитина, Е. И. Русская речь : Учеб.пособие по развитию связной речи : Для 5-7-х кл. общеобразоват. Учреждений [Текст] / Е. И. Никитина; Науч. ред. В. В. Бабайцева. – 4-е изд. – Москва : Просвещение, 1995. – 190 с.
14. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.: под ред. Е. А. Быстровой. – Москва : Дрофа, 2012 – 240 с.
15. Панов, М. В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе [Текст] / М. В. Панов. – Москва : Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2014. – 272 c.
16. Русский язык. 5 класс [Текст] / С. Г. Бархударов, С. С. Крючков, Л. Ю. Максимов. – Москва : Просвещение, 2010. – 202 с.
17. Русский язык. 6 класс [Текст] / С. Г. Бархударов, С. С. Крючков, Л. Ю. Максимов. – Москва : Просвещение, 2010. – 218 с.
18. Русский язык и культура речи : учебник [Текст] / под ред. проф. В. И. Максимова. 2-е изд., стереотипное. – Москва : Гардарики, 2004. – 413 с.
19. Русский язык. 5 кл. : учеб.для общеобразоват. Учреждений [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос [и др.] / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2011. – 285 с.
20. Русский язык. 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений [Текст] / Л. А. Тростнецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина [и др.] / науч. ред. Н. М. Шанский. – 7-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 237 с.
21. Русский язык. 6 кл. : учеб .для общеобразоват. Учреждений [Текст] / М. М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос [и др.] / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2011. – 286 с.
22. Русский язык. 6 класс : учеб.для общеобразоват. Учреждений [Текст] / Л. А. Тростнецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина [и др.] / науч. ред. Н. М. Шанский. – 7-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 206 с.
23. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 55 с.
24. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
25. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи [Текст] / Н. Ю. Штрекер. – Москва : Дрофа, 2003. – 223 с.
26. Цой, Л. П. Методические подходы к лингвистическому анализу текста на уроках русского языка в средних классах [Текст] / Л. П. Цой // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 7. – С. 181-185.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ