Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ» ЭРНСТА ЮНГЕРА КАК ПРОЕКТ МОДЕРНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Работа №103196

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы24
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Первая треть XX века представляет собой кризисный период перехода от классического модерна к постмодерну. Наступление этого кризиса было в полной мере осознано европейскими интеллектуалами после первой мировой войны. Переход от модерна к постмодерну проходил под знаком процесса, получившего определение «мобилизация масс». Осознание этого процесса подтолкнуло мыслителей первой трети XX века к разработке концепций развития общества, в которых массы и техника рассматривались как основной ресурс для его преобразования.
Несмотря на неоднократные попытки исследователей дать полную картину этой исторической эпохи, многие вопросы остаются открытыми. Одной из лакун в истории является неизученность нереализованных проектов «нового» порядка, созданных интеллектуалами того времени. Настоящая работа представляет собой исследование исторического письменного памятника - раннего творчества Эрнста Юнгера 1920-30-х гг. ХХ века. В этот период он сформулировал свой вариант ответа на вызовы кризиса модерна, получивший название проекта «тотальной мобилизации». Эрнст Юнгер был выдающейся личностью германской истории XX в., немецким мыслителем, ставшим современником XX столетия: он родился в 1895 г. и умер в 1998 г., не дожив до 103-летия чуть более месяца. Его раннее политико-философское творчество охватывает период от первой мировой войны, проходит через Веймарскую республику и заканчивается установлением нацистского режима в Германии. Письменное наследие Э. Юнгера представляет собой интеллектуальную рефлексию исторического времени.
Термин «тотальная мобилизация» был введен самим Э. Юнгером в одноименном эссе в 1930 г. Первоначально выражение «тотальная мобилизация» в противоположность «всеобщей мобилизации» было одним из основных эле-ментов, позволяющих осмыслить военно-мобилизационный опыт первой мировой войны и применимых для подготовки и проведения будущих военных конфликтов. В последующих работах «тотальная мобилизация» приобрела характер своеобразного политико-философского проекта или идеологического конструкта. Юнгеровский проект «тотальной мобилизации» подвергается анализу как одна из типичных реакций интеллектуалов на кризис модерна. Типичность проекта «тотальной мобилизации» Э. Юнгера в том, что он является одним из многих вариантов интеллектуальной рефлексии периода начала XX века.
Труды Э. Юнгера стоят в ряду таких произведений, как «Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета, «Закат Европы» О. Шпенглера, футуристического проекта Маринетти, и других, возможно, не столь «салонных» вариантов «нового» порядка периода 1914-1933 гг. Эти работы объединяет осознание кризиса модерна, ценности, базовые установки и основные институты которого были заложены на рубеже XVII-XVШ вв., и стремление придать современности новые ценности и новое направление.
В отличие от нацистских, фашистских, либеральных, советских политических проектов проект «тотальной мобилизации» Э. Юнгера никогда не был реализован. Более того, сам автор при всех режимах в Германии являлся интеллектуальным изгоем для политической власти и кумиром диссиденствующей интеллигенции. Это, однако, вовсе не умаляет значение трудов Э. Юнгера для понимания политических и социально-экономических процессов первой трети XX века. В полном смысле этого определения Э. Юнгер являлся «властителем умов». Как отмечает, Г. Ленк, «знание и действие связаны и пересекаются...» Э. Юнгер обладал потрясающим чутьем в отношении социальных и политических «настроений» эпохи, что позволяло ему в ряде случаев предвосхищать развитие событий, обобщать и предсказывать их ход. Как справедливо пишет российский философ В. А. Лекторский, «человеческие действия не только производят и воспроизводят социальные структуры, но в свою очередь сами обусловлены последними» .
Политико-философский проект «тотальной мобилизации», выраженный Э. Юнгером в двух основных неразрывно связанных друг с другом эссе 1930¬1932 гг. «Рабочий. Господство и гештальт» и «Тотальная мобилизация», в данном сочинении трактуется как «диагноз эпохи». Слово «диагноз» в контексте юнгеровских произведений имеет принципиальное значение. Автор не подразумевал вынести оценку своему времени или критиковать его, он был настроен на топографирование изменений, хотел встать «над историей» . Э. Юнгер понимал «эпоху» в соответствие с греч. происхождением этого слова - «епо/ц» - воздержание от оценок, отстранение. Его целью было захватить «субстанциональное ядро» событий. Э. Юнгер был выразителем духа времени, неким рупором, через который трансформации эпохи высказывали себя с концептуальной ясностью и точностью.
Таким образом, в данной работе предпринята попытка не только изучить интеллектуальную рефлексию Э. Юнгера, реконструировать один из модернистских проектов, но и установить его влияние на общественное развитие Германии в 1920-30-х гг., а также внести вклад в изучение исторических и политических процессов в переходные периоды германской истории, прежде всего такого явления этого периода как «массовизм» (по определению Б.Р. Лопухова), «восстание масс» (по определению Х. Ортеги-и-Гассета) и/или «тотальная мобилизация» (по определению Э. Юнгера), а также определить психологический, идеологический, мифологический, экзистенциальный смысл и фон исторических событий рассматриваемого времени. Тем самым, в более широком контексте исторического исследования изучается положение человека в обществе, конкретной жизненной ситуации.
Проект «тотальной мобилизации» был проанализирован как один из вариантов «нового порядка», который автор пытался возвести вместо прежнего, разрушенного в ходе мировой войны и безвозвратно потерянного в момент поражения Германии и установления Веймарской Республики «порядка» Просвещения. Пытаясь охватить новые черты изменившегося мира, Э. Юнгер концентрировался на таких феноменах, как война, масса, власть, техника.
Ценность изучения трудов отдельного человека для исторической науки состоит в том, что сознание незаурядного человека не просто погружается в мировосприятие своего времени, но преображает его. Надличностные установки эпохи преломляются, будучи обработанными его видением, происходит испытание и преобразование коллективных матриц и настроений времени. Способ осознания и мотивации входит в историко-культурную объективность, если под объективностью понимать иноположного нам субъекта. Чтобы понять эпоху, нужно понять типичность «привычек сознания» отдельных ее представителей, приемы их видения мира. Идеи Э. Юнгера помогают понять дух его эпохи. Изучение интеллектуального наследия Э. Юнгера как феномена своего времени позволяет исследователю увидеть историческое время сквозь двойную оптику. С одной стороны, взглянуть на личность внутри ее культурной системы и на время сквозь перспективу личности, и, с другой стороны, сквозь свое собственное видение, то есть применить диалоговый способ рассмотрения. Таким образом, объект исторического исследования выступает не как нечто внешнее познающему субъекту, а как то, что конструируется языковой и дискурсивной практикой.
В отечественной исторической науке не было предпринято попыток ре-конструкции «тотальной мобилизации» Э. Юнгера как проекта модерности. Подобная реконструкция предполагает необходимость анализа политико-философского творчества Э. Юнгера в целом, который также отсутствует в отечественной исторической и философской литературе. Несмотря на большое количество работ зарубежных исследователей, рассматривающих раннее политико-философское творчество Э. Юнгера в контексте модерна, полноценная интерпретация проекта «тотальной мобилизации» в рамках исторического дискурса до сих пор отсутствует. Не было предпринято анализа исторического феномена тотальной мобилизации как этапа индустриальной, социальной, культурной революции европейской цивилизации. Вопрос о локализации проекта «тотальной мобилизации» в исторических координатах периода кризиса модерна был решен лишь отчасти. До сих пор остается неясным, является ли проект «тотальной мобилизации» регрессивно- или прогрессивно модернистским.
Таким образом:
- назрела необходимость проанализировать исторический феномен тотальной мобилизации через призму отдельного человека, т.е. исследовать проект «тотальной мобилизации» в творчестве Э. Юнгера как авторскую рефлексию исторического времени;
- возникла потребность в разработке методики исследования, объединяющей классические исторические методы исследования и поструктуралистскую методологию.
В этой связи представляется актуальным провести историческую реконструкцию и интерпретацию проекта «тотальной мобилизации» Э. Юнгера в контексте модерности.
Цель исследования - проанализировать проект «тотальной мобилизации» в творчестве Э. Юнгера как авторскую рефлексию исторического времени. Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку целого ряда задач:
- проанализировать источники и литературу, в том числе, варианты интерпретаций проекта «тотальной мобилизации» Э. Юнгера другими исследователями, включая отчасти и самоинтерпретацию автора идеи; ввести в научный оборот ранее недоступные отечественным исследователям источники; определить хронологические рамки работы в связи с периодизацией творчества Э. Юнгера;
- выявить предпосылки создания проекта «тотальной мобилизации», в том числе изучить биографию Э. Юнгера, так как обстоятельства его жизни оказали непосредственное влияние на формирование его политических убеждений, и выделить таким образом истоки проекта «тотальной мобилизации»;
- определить специфику методологии познания Э. Юнгера (физиогномический метод, мышление гештальтами);
- реконструировать юнгеровский проект «тотальной мобилизации»;
- сформулировать и осуществить собственную, авторскую интерпретацию этого проекта как «диагноза эпохи», выделив ее основные составляющие и определив его место в ряду других концепций модерна;
- определить место проекта Юнгера в исторической эпохе и выявить степень влияния проекта «тотальной мобилизации» и ареал его действия в период создания;
- обосновать модернистское происхождение проекта Юнгера и его критики модерна.
Объектом исследования являются труды Э. Юнгера раннего периода его творчества (политико-философские эссе: «Рабочий. Господство и гештальт», «Тотальная мобилизация», «О боли»; военные дневники: «В стальных грозах», «Война как внутреннее переживание», «Перелесок 125», «Огонь и кровь» и др., так называемая «национал-революционная» публицистика), представляющие собой непосредственную авторскую рефлексию своего времени, а также работы «консервативного» периода, комментирующие проект «тотальной мобилизации» («Maxima-Minima. Заметки по поводу «Рабочего»», «Автор и авторство» и др.).
Взгляды Э. Юнгера претерпели значительную эволюцию. Его творчество совпало по времени со значительными вехами германской и мировой истории. Уже ранний период его авторства можно подразделить на несколько этапов: поначалу Э. Юнгер - «автор дневников и эссеист Первой мировой войны», затем, во время попыток активного вмешательства в политику, - национал- революционер периода середины 1920-х, и, в конце 1920-х - начале 30-х годов, автор как диагност эпохи, «в своем эссе «Рабочий» (1932) эстетически универсализировавший понятия работы и техники». После захвата власти Гитлером, которого Э. Юнгер называл своим политическим «ментором ex negativo», автор становится представителем «внутренней» эмиграции. В это время он создал роман «На мраморных утесах», воспринятый современниками как критика гитлеровского режима. После второй мировой войны автор вступил в позднюю фазу своего творчества, растянувшуюся почти на полвека, во время которой Э. Юнгер этаблировался как консервативный писатель, более не страстный «идеолог и мыслитель». Он не изменил своей дикции «сейсмографа» эпохи, но перешел от «диагноза» к «прогнозам», лишенным профетического пафоса раннего периода творчества.
Предмет исследования составляет проект «тотальной мобилизации», являющийся непосредственным ответом Э. Юнгера на вызовы рефлексивной модернизации. В работе проводится реконструкция проекта «тотальной мобилизации» и определение его места в историческом контексте эпохи.
Хронологические рамки исследования взаимосвязаны с творчеством Э. Юнгера, которое охватывает период с 1920 по 1998 гг. Основной акцент в работе сделан на изучении трудов Э. Юнгера 1920-1933 гг., в которых проект «тотальной мобилизации» получил свое оформление. Данный временной промежуток совпадает с ранним периодом творчества автора. После прихода национал-социалистов к власти, Э. Юнгер удалился в так называемую «внутреннюю эмиграцию». С 1946 г. он вновь активно присутствовал на литературной арене Германии и не прекращал своей деятельности до конца жизни. Но это был иной период творчества Э. Юнгера в другой исторический период.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в научной литературе осуществлена историческая реконструкция проекта «тотальной мобилизации» Эрнста Юнгера. Реконструкция и интерпретация проекта «тотальной мобилизации» произведена на основе ввода в научный оборот источников, ранее не привлекавшихся в отечественной историографии. В диссертации применен симбиоз классических и постструктуралистих методов познания, позволяющий адекватно реконструировать и интерпретировать проект «тотальной мобилизации». Проект «тотальной мобилизации» был подвергнут системному исследованию как один их несостоявшихся проектов модерна, в то время как в отечественной исторической мысли чаще всего изучаются состоявшиеся проекты, такие, как национал-социалистический, фашистский и др. Проект Э. Юнгера был рассмотрен как характерный для периода социально-экономических, политических, культурных и духовных транзитов.
Методология исследования разработана с учетом того, что в работе ав¬тор с одной стороны интерпретирует теоретические конструкты, разработанные Э. Юнгером, а с другой стороны осуществляет рациональную реконструкцию, реактивацию юнгеровских проектов, чтобы затем подвергнуть их научному анализу. Методологическим основанием данной работы является синтез классической и постструктуралистской методологии. Так, автор принимает принцип «историзма», определяющийся как «подход к пониманию истории, подчеркивающий уникальность каждой эпохи, в которой любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях». Данная работа выполнена в русле исторической антропологии, выдающимися отечественными представителями которой были Л.М. Баткин и А.Я. Гуревич. А.Я. Гуревич дал следующее определение этому направлению: «Исследовательский пафос исторической антропологии состоит в раскрытии человеческого содержания истории - во всех без исключения проявлениях общественного человека и, главное, в достижении на этой основе качественно нового исторического синтеза» . Исследуя проект «тотальной мобилизации» Э. Юнгера, закрепленный в корпусе текстов автора, данная работа стремится выявить их внутреннюю сущность и в их структуре увидеть симптомы коллективных мыслительных установок.
В целом работа написана в контексте междисциплинарных подходов, наиболее адекватно отвечающих задачам интеллектуальной истории. При рас-смотрении исторических феноменов тотальной мобилизации, мифологии и представлений Э. Юнгера о своем времени автор обращался к лингвистическо¬му, переводческому, литературоведческому, философскому и другим видам анализа текста, к использованию феноменологии, семиотики, герменевтики, историко-системного метода, социокультурного и других методологических подходов, эпистемологическому наследству классической и неклассической науки. На наш взгляд, барьеры, выстраиваемые между классическими и постструктуралистими (неклассическими) методологиями зачастую имеют искусственный характер. Конфликту методологий автор предпочитает их креативный диалог или, используя понятийный аппарат турецкого философа И. Кучуради, подход «к одной и той же проблеме с разных точек зрения». Вместе с тем, автор осознает ограниченность междисциплинарных методов в том контексте, о котором справедливо пишет Л.П. Репина: «идеальная междисциплинарность представляется недостижимой».
Источники, на которые опирается исследование, являются текстами в понимании «новой интеллектуальной истории», направления, сложившегося в русле «лингвистического поворота» и «семиотического вызова». Так как основным объектом исторического исследования является текст, подлежащий де-кодированию и интерпретации, был применен герменевтический метод, предполагающий понимание инаковости авторского языка и мышления и критический подход к собственной предвзятости. Интерпретация юнгеровского проекта «тотальной мобилизации» не может обойтись без изучения его прочтения другими авторами, как своими современниками, так и исследователями.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что разработка данной проблематики позволяет ввести в научный оборот ключевые моменты исторической дискуссии вокруг кризиса модерна и по- новому взглянуть на значение эссеистики Э. Юнгера для установления исторических закономерностей и диагностики современной эпохи. В исследовании изучена степень научной разработанности данной проблематики в отечественной и зарубежной историографии. Материалы и выводы работы могут быть использованы в научных исследованиях по истории идей XX века, а также для разработки лекционных и практических занятий, посвященных социальной и политической истории Германии первой трети XX в., и спецкурсов по проблемам модерна, модернизации и модерности.
В соответствии с результатами исследования на защиту выносятся следующие положения:
- модернистский проект «тотальной мобилизации» Э. Юнгера изучается в рамках дискурса «рефлексивной» модернизации в ее специфически германском варианте; он имеет индикаторы, свидетельствующие о его принадлежности к стадии перехода от модерна к постмодерну;
- проект «тотальной мобилизации» Э. Юнгера представляет собой фундаменталистскую альтернативу ценностям Просвещения;
- проект «тотальной мобилизации» Э. Юнгера исследуется как репрезентативный для нелиберальных проектов интеллектуалов первой трети XX века;
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации легли в основу факультативного курса, подготовленного на факультете международных отношений УрГУ («Консерватизм и «консервативная революция», 2000-2001 гг.) и нашли отражение в четырех публикациях. Кроме того, по теме диссертации были подготовлены и прочитаны два доклада (Летняя школа «Институты прямой и представительной демократии», УрГУ, Круг друзей Восточной Европы, Виадрина-Университет, г. Франкфурт-на-Одере, Германия).
Структура работы. Порядок изложения исследуемого материала определяется целями и задачами исследования. В соответствие с этим диссертационное сочинение подразделяется на введение, основную часть, заключение и список использованных источников и научно-исследовательской литературы. Основная часть исследования состоит из трех глав.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Философия «тотальной мобилизации» в творчестве Эрнста Юнгера // Институты прямой и представительной демократии: генезис политических режимов в XX веке. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - С. 67-74.
2. Модерн и проблема «протофашизма» в творчестве Эрнста Юнгера 1920-1930-х гг. // Сто лет европейской истории. - Екатеринбург: Свердловское отделение АЕВИС, 2000. - С. 3-13.
3. Первая мировая война и ее влияние на творчество Эрнста Юнгера // Тысяча лет европейской истории. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003 . - С. 26-32.
4. Неизвестный пророк. Опыт прочтения Эрнста Юнгера в России // Уральский вестник международных исследований. Выпуск 2. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004 . - С. 128-141.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ