Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ СРЕДОВОЙ АДАПТАЦИИ

Работа №103172

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы23
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью психологического анализа ситуации, связанной с затянувшимся духовно-нравственным кризисом, решительным пересмотром базовых ценностей российского общества. В связи с этим обостряются проблемы вхождения в общество, принятия его основополагающих ценностей, усвоения норм, традиций и обычаев. Увеличивается количество людей маргинальной ориентации, чьи представления, взгляды и ценности не соотнесены с общепринятыми и социально одобряемыми, а противопоставлены им.
Культурные, социально-политические и экономические преобразования в большей степени, чем на других категориях населения, отражаются на подростках. Развитие личности подростка, формирование качественно нового уровня самосознания опосредуется ситуацией, сложившейся в российском обществе, которая характеризуется своеобразным кризисом личности, проявляющимся как кризис ее духовности и нравственности. Без осознания и оценки личностью своих мыслей, чувств, морального облика, идеалов и мотивов поведения, собственных действий и их результатов становятся практически невозможными соотнесение подростка с социальными требованиями, построение на их основе системы личностно значимых ценностей и успешная интеграция в общество. В условиях духовного вакуума закономерно возникают трудности средовой адаптации подростка, целостной оценки самого себя и своего места в жизни, что без должной воспитательной работы приводит к развитию личности по девиантному пути, одиночеству или уходу в группы асоциальной направленности и принятию контрнормативных ценностей.
Одной из ведущих проблем педагогической психологии в современных условиях развития страны становится изучение психологических механизмов формирования морально-нравственной сферы личности «трудных» подростков с целью создания особой воспитательной среды для их взаимодействия со взрослыми, условий для полноценной самоактуализации личности, благополучной адаптации в обществе, самостоятельной выработки нравственных ценностей. Вхождение в общество в качестве полноправного гражданина должно сопровождаться разработкой новых психолого-педагогических технологий и форм развития нравственного самосознания подростка.
Объект исследования - психологические особенности нравственного самосознания в подростковом возрасте.
Предмет исследования - взаимосвязь нравственного самосознания с различными вариантами средовой адаптации, ее своеобразие в зависимости от гендерного признака.
Цель исследования - изучение психологических особенностей нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации, а также разработка программы, ориентированной на предупреждение девиантного поведения.
Гипотезы исследования.
1. Нравственное самосознание подростка характеризуется сложным, неоднозначным характером взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации, своеобразным в зависимости от гендерной специфики.
2. Отклонениям, наблюдаемым в процессе средовой дезадаптации, соответствует незрелость нравственного самосознания подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать опыт исследований проблемы становления нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации, разработать теоретическую структуру нравственного самосознания личности.
2. Исследовать взаимосвязь средовой дезадаптации подростков с формированием девиантного поведения, учитывая гендерную специфику.
3. Провести эмпирическое исследование нравственного самосознания подростка во взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации с учетом гендерного признака.
4. Разработать и реализовать программу формирования нравственного самосознания подростка для профилактики девиантного поведения.
5. Провести пилотажное лонгитюдное исследование с целью изучения возможности психологического влияния на морально-нравственное самосознание подростков посредством разработанной программы.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Богданов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков), в контексте которого нравственное самосознание рассматривается в рамках основных признаков системности: целостности, структурности, иерархичности и динамичности; деятельностный подход и его основополагающий принцип единства сознания и деятельности (С. Л .Рубинштейн), исходя из которого психические процессы протекают в деятельности; принцип детерминизма (А.Г.Асмолов, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн), который понимается в психологии как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
Частным теоретическим основанием работы выступили концепция психической средовой дезадаптации (Б.Н. Алмазов), историко-системная, структурная модель морали (А.И. Титаренко). Теоретической основой эмпирического изучения нравственного самосознания личности выступила психосемантическая традиция в психологических исследованиях личности (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, В.И. Похилько, Е.О. Федотова, А.Г. Шмелев).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Предложена структура нравственного самосознания личности.
2. Эмпирически подтверждено наличие вариантов средовой адаптации и выявлена взаимосвязь средовой дезадаптации подростка с формированием девиантного поведения с учетом гендерного признака.
3. Изучены особенности нравственного самосознания подростков при различных вариантах средовой адаптации с учетом гендерной специфики.
4. Создана и реализована программа формирования нравственного самосознания подростка в целях профилактики девиантного поведения.
5. Проведено пилотажное лонгитюдное исследование возможности психологического влияния на морально-нравственное самосознание подростков посредством разработанной программы.
Теоретическая значимость работы заключается в обогащении психологических представлений, во-первых, об особенностях нравственного самосознания как об интегральном личностном образовании, структурно представленном в уровнях и компонентах, и специфики его становления в подростковом возрасте; во-вторых, о взаимосвязи между вариантами средовой адаптации и нравственным самосознанием подростка.
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам эмпирического исследования, проведенного на базе Центра ресоциализации молодежи, вернувшейся из исправительных учреждений и других спецучреждений г. Екатеринбурга, в сотрудничестве со смежными организациями (Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции по Свердловской области, Главным управлением внутренних дел г. Екатеринбурга по Уральскому федеральному округу, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по делам несовершеннолетних Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга), разработана и внедрена программа «Рука друга», ориентированная на работу с подростками группы риска, в том числе вернувшимися из закрытых специальных учреждений и с условно осужденными. Программа и методические разработки к ней могут быть использованы специалистами по предупреждению девиантного и преступного поведения подростков (психологами сферы образования, пенитенциарной и постпенитенциарной системы).
Результаты диссертационного исследования включены в программы курсов для вузов педагогического и юридического профилей «Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков», «Психология несовершеннолетних с девиантным поведением», «Психология девиантного развития несовершеннолетних», «Специальная педагогика и специальная психология», «Основы психологии семьи и семейного консультирования».
Достоверность результатов исследования обеспечивались теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, адекватностью методов исследования его задачам, целям и логике, репрезентативностью выборки, применением математических методов обработки результатов, соотнесением полученных результатов с данными других авторов, апробацией результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Современная преступность: состояние, тенденции, средства преодоления» (Екатеринбург, 1999); Всероссийском съезде психологов (Санкт- Петербург, 2003); круглом столе при администрации г. Екатеринбурга на тему «Инновационные методы работы в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» (Екатеринбург, 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2003, 2004); Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004); Международной научно-практической конференции «Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы развития» (Екатеринбург, 2004); межрегиональной научно-практической конференции «Создание психолого-педагогических условий для духовно-нравственного развития личности в крупном промышленном регионе» (Екатеринбург, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Москва- Челябинск, 2004); региональной научно-практической конференции «Акмеология общего и профессионального образования» (Екатеринбург, 2004).
Результаты исследования обсуждались на заседаниях методического семинара кафедры социальной и прикладной психологии РГППУ в 2002 - 2004 г.г., на заседаниях кафедр педагогической психологии и психологии профессионального развития РГППУ в 2004 г., были представлены на защите квалификационной работы в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при УрГУ имени А.М. Горького в 2004 г.
По теме исследования опубликовано 13 работ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Структурно нравственное самосознание представлено уровнями («праморальный», «моральный», «нравственный») и компонентами (аффективный, когнитивный, волевой). Смена ведущих (доминирующих) компонентов и переход на последующие уровни определяет нравственное становление личности.
2. Взаимосвязь между средовой дезадаптацией и девиантным поведением имеет гендерную специфику: у мальчиков признаки девиантного поведения находятся вне зависимости от вариантов средовой адаптации, у девочек с усугублением ситуации средовой дезадаптации в поведении проявляются нонконформистские установки, негативизм, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, дискодантность в поведении, что соответствует выбору преступного пути самоутверждения.
3. Нравственное самосознание подростка характеризуется сложной взаимосвязью с вариантами средовой адаптации. Отклонениям, наблюдаемым в процессе средовой дезадаптации, соответствует незрелость нравственного самосознания.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 235 наименований, из них 6 на иностранном языке, изложена на 206 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц, 5 рисунков, 12 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Церковникова Н.Г. Особенности самосознания трудновоспитуемых подростков // Современная преступность: состояние, тенденции, средства преодоления: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 1999. С. 321-327.
2. Церковникова Н.Г. Составляющие социально-педагогической работы с трудновоспитуемыми подростками // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. М.А.Галагузова. - Екатеринбург, 2001. - Вып.4. - С.378-386.
3. Церковникова Н.Г. Перспективные направления реабилитационной работы с подростками // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г. СПб., 2003. - Т.8. - С. 239-242.
4. Церковникова Н.Г. Теоретические аспекты изучения морального самосознания в психологии // Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2003. С. 323-327.
5. Церковникова Н.Г., Зеер Э.Ф. Деформация морального сознания как одна из причин девиантного поведения подростка // Образование и наука: Известия Урал. отд-ния РАО, 2003. № 5 (23). С. 91-99.
6. Церковникова Н.Г. К вопросу трактовки понятия «адаптация» отечественными исследователями // Психология профессионально-образовательного пространства личности: Сб. ст. / Науч. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург, 2003. С. 80-83.
7. Церковникова Н.Г., Ситяева Л.П. Нравственное самосознание как фактор развития личности // «Акмеология общего и профессионального образования»: Материалы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург. 2004 г. С. 186-190.
8. Церковникова Н.Г. Особенности воспитательной работы с подростками «группы риска» // «Инновационные процессы в образовании»: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2004. В 3 частях. Ч. 2. С. 254-259.
9. Церковникова Н.Г. Развитие морального самосознания как условие социальной реабилитации правонарушителей // «Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы развития»: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 112-116.
10. Церковникова Н.Г. Роль конфликта в морально-нравственном развитии личности подростка // «Создание психолого-педагогических условий для духовно-нравственного развития личности в крупном промышленном регионе»: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004 г. С. 54-59.
11. Зайнитдинова А.Р., Крашенинникова Н.И., Мельников А.В., Церковникова Н.Г., Чингин А.В. Программа «Рука друга»: Метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. 38 с.
12. Власова М.Б., Зайнитдинова А.Р., Уралова А.С., Церковникова Н.Г., Чингин А.В. Программа «Волонтер»: Метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. 24 с.
13. Церковникова Н.Г., Мирошниченко Т.В. Особенности смысловой сферы учащихся с девиантным поведением // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.: В 5 ч. Ч.3, / Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. - М.; Челябинск, 2004. С.120-123.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ