Актуальность исследования обусловлена необходимостью психологического анализа ситуации, связанной с затянувшимся духовно-нравственным кризисом, решительным пересмотром базовых ценностей российского общества. В связи с этим обостряются проблемы вхождения в общество, принятия его основополагающих ценностей, усвоения норм, традиций и обычаев. Увеличивается количество людей маргинальной ориентации, чьи представления, взгляды и ценности не соотнесены с общепринятыми и социально одобряемыми, а противопоставлены им.
Культурные, социально-политические и экономические преобразования в большей степени, чем на других категориях населения, отражаются на подростках. Развитие личности подростка, формирование качественно нового уровня самосознания опосредуется ситуацией, сложившейся в российском обществе, которая характеризуется своеобразным кризисом личности, проявляющимся как кризис ее духовности и нравственности. Без осознания и оценки личностью своих мыслей, чувств, морального облика, идеалов и мотивов поведения, собственных действий и их результатов становятся практически невозможными соотнесение подростка с социальными требованиями, построение на их основе системы личностно значимых ценностей и успешная интеграция в общество. В условиях духовного вакуума закономерно возникают трудности средовой адаптации подростка, целостной оценки самого себя и своего места в жизни, что без должной воспитательной работы приводит к развитию личности по девиантному пути, одиночеству или уходу в группы асоциальной направленности и принятию контрнормативных ценностей.
Одной из ведущих проблем педагогической психологии в современных условиях развития страны становится изучение психологических механизмов формирования морально-нравственной сферы личности «трудных» подростков с целью создания особой воспитательной среды для их взаимодействия со взрослыми, условий для полноценной самоактуализации личности, благополучной адаптации в обществе, самостоятельной выработки нравственных ценностей. Вхождение в общество в качестве полноправного гражданина должно сопровождаться разработкой новых психолого-педагогических технологий и форм развития нравственного самосознания подростка.
Объект исследования - психологические особенности нравственного самосознания в подростковом возрасте.
Предмет исследования - взаимосвязь нравственного самосознания с различными вариантами средовой адаптации, ее своеобразие в зависимости от гендерного признака.
Цель исследования - изучение психологических особенностей нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации, а также разработка программы, ориентированной на предупреждение девиантного поведения.
Гипотезы исследования.
1. Нравственное самосознание подростка характеризуется сложным, неоднозначным характером взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации, своеобразным в зависимости от гендерной специфики.
2. Отклонениям, наблюдаемым в процессе средовой дезадаптации, соответствует незрелость нравственного самосознания подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать опыт исследований проблемы становления нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации, разработать теоретическую структуру нравственного самосознания личности.
2. Исследовать взаимосвязь средовой дезадаптации подростков с формированием девиантного поведения, учитывая гендерную специфику.
3. Провести эмпирическое исследование нравственного самосознания подростка во взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации с учетом гендерного признака.
4. Разработать и реализовать программу формирования нравственного самосознания подростка для профилактики девиантного поведения.
5. Провести пилотажное лонгитюдное исследование с целью изучения возможности психологического влияния на морально-нравственное самосознание подростков посредством разработанной программы.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Богданов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков), в контексте которого нравственное самосознание рассматривается в рамках основных признаков системности: целостности, структурности, иерархичности и динамичности; деятельностный подход и его основополагающий принцип единства сознания и деятельности (С. Л .Рубинштейн), исходя из которого психические процессы протекают в деятельности; принцип детерминизма (А.Г.Асмолов, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн), который понимается в психологии как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
Частным теоретическим основанием работы выступили концепция психической средовой дезадаптации (Б.Н. Алмазов), историко-системная, структурная модель морали (А.И. Титаренко). Теоретической основой эмпирического изучения нравственного самосознания личности выступила психосемантическая традиция в психологических исследованиях личности (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, В.И. Похилько, Е.О. Федотова, А.Г. Шмелев).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Предложена структура нравственного самосознания личности.
2. Эмпирически подтверждено наличие вариантов средовой адаптации и выявлена взаимосвязь средовой дезадаптации подростка с формированием девиантного поведения с учетом гендерного признака.
3. Изучены особенности нравственного самосознания подростков при различных вариантах средовой адаптации с учетом гендерной специфики.
4. Создана и реализована программа формирования нравственного самосознания подростка в целях профилактики девиантного поведения.
5. Проведено пилотажное лонгитюдное исследование возможности психологического влияния на морально-нравственное самосознание подростков посредством разработанной программы.
Теоретическая значимость работы заключается в обогащении психологических представлений, во-первых, об особенностях нравственного самосознания как об интегральном личностном образовании, структурно представленном в уровнях и компонентах, и специфики его становления в подростковом возрасте; во-вторых, о взаимосвязи между вариантами средовой адаптации и нравственным самосознанием подростка.
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам эмпирического исследования, проведенного на базе Центра ресоциализации молодежи, вернувшейся из исправительных учреждений и других спецучреждений г. Екатеринбурга, в сотрудничестве со смежными организациями (Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции по Свердловской области, Главным управлением внутренних дел г. Екатеринбурга по Уральскому федеральному округу, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по делам несовершеннолетних Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга), разработана и внедрена программа «Рука друга», ориентированная на работу с подростками группы риска, в том числе вернувшимися из закрытых специальных учреждений и с условно осужденными. Программа и методические разработки к ней могут быть использованы специалистами по предупреждению девиантного и преступного поведения подростков (психологами сферы образования, пенитенциарной и постпенитенциарной системы).
Результаты диссертационного исследования включены в программы курсов для вузов педагогического и юридического профилей «Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных подростков», «Психология несовершеннолетних с девиантным поведением», «Психология девиантного развития несовершеннолетних», «Специальная педагогика и специальная психология», «Основы психологии семьи и семейного консультирования».
Достоверность результатов исследования обеспечивались теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, адекватностью методов исследования его задачам, целям и логике, репрезентативностью выборки, применением математических методов обработки результатов, соотнесением полученных результатов с данными других авторов, апробацией результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Современная преступность: состояние, тенденции, средства преодоления» (Екатеринбург, 1999); Всероссийском съезде психологов (Санкт- Петербург, 2003); круглом столе при администрации г. Екатеринбурга на тему «Инновационные методы работы в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» (Екатеринбург, 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2003, 2004); Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004); Международной научно-практической конференции «Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы развития» (Екатеринбург, 2004); межрегиональной научно-практической конференции «Создание психолого-педагогических условий для духовно-нравственного развития личности в крупном промышленном регионе» (Екатеринбург, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Москва- Челябинск, 2004); региональной научно-практической конференции «Акмеология общего и профессионального образования» (Екатеринбург, 2004).
Результаты исследования обсуждались на заседаниях методического семинара кафедры социальной и прикладной психологии РГППУ в 2002 - 2004 г.г., на заседаниях кафедр педагогической психологии и психологии профессионального развития РГППУ в 2004 г., были представлены на защите квалификационной работы в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при УрГУ имени А.М. Горького в 2004 г.
По теме исследования опубликовано 13 работ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Структурно нравственное самосознание представлено уровнями («праморальный», «моральный», «нравственный») и компонентами (аффективный, когнитивный, волевой). Смена ведущих (доминирующих) компонентов и переход на последующие уровни определяет нравственное становление личности.
2. Взаимосвязь между средовой дезадаптацией и девиантным поведением имеет гендерную специфику: у мальчиков признаки девиантного поведения находятся вне зависимости от вариантов средовой адаптации, у девочек с усугублением ситуации средовой дезадаптации в поведении проявляются нонконформистские установки, негативизм, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, дискодантность в поведении, что соответствует выбору преступного пути самоутверждения.
3. Нравственное самосознание подростка характеризуется сложной взаимосвязью с вариантами средовой адаптации. Отклонениям, наблюдаемым в процессе средовой дезадаптации, соответствует незрелость нравственного самосознания.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 235 наименований, из них 6 на иностранном языке, изложена на 206 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц, 5 рисунков, 12 приложений.
1. Церковникова Н.Г. Особенности самосознания трудновоспитуемых подростков // Современная преступность: состояние, тенденции, средства преодоления: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 1999. С. 321-327.
2. Церковникова Н.Г. Составляющие социально-педагогической работы с трудновоспитуемыми подростками // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. М.А.Галагузова. - Екатеринбург, 2001. - Вып.4. - С.378-386.
3. Церковникова Н.Г. Перспективные направления реабилитационной работы с подростками // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г. СПб., 2003. - Т.8. - С. 239-242.
4. Церковникова Н.Г. Теоретические аспекты изучения морального самосознания в психологии // Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2003. С. 323-327.
5. Церковникова Н.Г., Зеер Э.Ф. Деформация морального сознания как одна из причин девиантного поведения подростка // Образование и наука: Известия Урал. отд-ния РАО, 2003. № 5 (23). С. 91-99.
6. Церковникова Н.Г. К вопросу трактовки понятия «адаптация» отечественными исследователями // Психология профессионально-образовательного пространства личности: Сб. ст. / Науч. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург, 2003. С. 80-83.
7. Церковникова Н.Г., Ситяева Л.П. Нравственное самосознание как фактор развития личности // «Акмеология общего и профессионального образования»: Материалы регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург. 2004 г. С. 186-190.
8. Церковникова Н.Г. Особенности воспитательной работы с подростками «группы риска» // «Инновационные процессы в образовании»: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2004. В 3 частях. Ч. 2. С. 254-259.
9. Церковникова Н.Г. Развитие морального самосознания как условие социальной реабилитации правонарушителей // «Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы развития»: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 112-116.
10. Церковникова Н.Г. Роль конфликта в морально-нравственном развитии личности подростка // «Создание психолого-педагогических условий для духовно-нравственного развития личности в крупном промышленном регионе»: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004 г. С. 54-59.
11. Зайнитдинова А.Р., Крашенинникова Н.И., Мельников А.В., Церковникова Н.Г., Чингин А.В. Программа «Рука друга»: Метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. 38 с.
12. Власова М.Б., Зайнитдинова А.Р., Уралова А.С., Церковникова Н.Г., Чингин А.В. Программа «Волонтер»: Метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. 24 с.
13. Церковникова Н.Г., Мирошниченко Т.В. Особенности смысловой сферы учащихся с девиантным поведением // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.: В 5 ч. Ч.3, / Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. - М.; Челябинск, 2004. С.120-123.