Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №103146

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы164
Год сдачи2003
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Методологические основы социологического анализа современной массово-коммуникационной деятельности
Теоретико-методологические подходы к
исследованию массовой коммуникации 15
Феномен массовой коммуникации: исторический и
функциональный аспекты
Массово-коммуникационный диалог в Интернете:
методология подхода 61
Глава II. Аудитория российского сегмента глобальной сети Интернет:
Социально-демографический портрет аудитории Рунета 80
Перспективы развития социума под воздействием сети Интернет 102
Заключение 130
Список литературы 137
Приложения 146


Актуальность темы исследования. Бурное развитие информационно- коммуникационных технологий в конце ХХ – начале XXI веков, реалии формирующегося в России информационного общества с неотложностью предполагают по- иск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики. Фактор глобализации, интенсивность воздействия массовой коммуникации изменили коммуникативное поведение аудитории, что пре- дельно актуализирует проблему развития субъектности в жизни современного общества. Ведь возможность его поступательного развития, как показывает практика последних лет, зависит не только от темпов внедрения в экономику той или иной страны рыночных отношений, высокоэффективных технологий, механизмов хозяйствования, но и от того, насколько учитываются при этом коренные интересы всех социальных групп, насколько успешно и позитивно раз- решаются на этой основе социальные противоречия. В связи с этим, предельно актуальной видится нам проблема влияния Internet на формирование и развитие социума.
Информационное общество рассматривается как эволюционное продолжение индустриального общества, в котором наиболее высокими темпами растут секторы, связанные с созданием и потреблением информации, а новые ин- формационные и коммуникационные технологии, возникшие в результате технологической конвергенции, влияют на характер коммуникаций. Доступ к ин- формации выступает решающим фактором организации демократического общества. Производство, обработка и передача информации становятся новой, мощной производительной силой и значительно влияют на социальные, экономические и политические процессы, происходящие не только в России, но и в мире в целом. Одновременно с преобразованиями в социально-экономической и политической сферах становление информационного общества оказывает социальное, психологическое и культурное воздействие на личность и социум в целом. Вполне естественно, что в период становления информационного общества особую актуальность приобретают вопросы теории и практики массовой коммуникации и, особенно, ее новых высокотехнологичных форм.
По мнению многих отечественных авторов, теория и методология социо- логии массовой коммуникации находятся в стадии становления. До сих пор отсутствует единый общепринятый категориально-понятийный аппарат теории массовой коммуникации. Достаточно богатый накопленный эмпирический материал, полученный в ходе многочисленных прикладных исследований процессов массовой коммуникации, как правило, используется в практических целях. Хотя, по нашему мнению, подобный материал, прежде всего, является основой для дальнейшего теоретического анализа, определения социальных законов, в соответствии с которыми функционирует массовая коммуникация в обществе. Другими словами, большая часть современных эмпирических исследований массовой коммуникации не выполняет своей эвристической функции. С другой стороны, отсутствие прочного теоретико-методологического фундамента по- рой ставит под сомнение адекватность и качество многих прикладных исследований, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на целенаправленное развитие и совершенствование системы массовых коммуникаций в обществе.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий относится к периоду конца 80-х – начала 90-х гг. Однако, по мнению автора, большинство работ того периода, содержат значительную долю футуристических предположений, что вполне объяснимо, так как речь шла о процессах, едва начавшихся.
Концепция «постиндустриального» и «информационного» общества по- лучила свое развитие в трудах Д. Белла, 3. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта, У. Дайзарда, М. Кастельса.
В отечественной науке проблемы становления информационного общества и возможностей новых информационных и коммуникационных технологий проанализированы в трудах Абдеева Р.Ф., Баразговой Е.С., Громова Г.Р., Земляновой Л.М., Костенко Н.В., Новика И.Б., Олешко В.Ф., Павлова Б.С., Ракитова А.И., Уварова А.А.
Начиная со второй половины 90-х годов новые информационные и коммуникационные технологии и Интернет, в частности, активно внедряются во все сферы жизнедеятельности российского общества. Их возможности в процессе культурных, социально-экономических и политических преобразований становятся предметом интереса социологов, политологов, философов, юристов, экономистов. Надежную методологическую опору для организации дальнейших исследований дают, в частности, труды Вишневского Ю.Р., Грунт Е.В., Заборовой Е.Н., Капустина Б.Г., Меренкова А.В., Орлова Г.П., Пантина И.К., Рыбцовой Л.Л., Рубиной Л.Я., Свитич Л.Г., Шапко В.Т., Шестопал Е.Б. и других. Научное осмысление получают также вопросы формирования новой информационной культуры, информационной политики, информационной безопасности, информационного законодательства, связанные, в том числе, и с использованием Интернета (Авраамов Д.С., Багиров Б.Б., Дзялошинский И.М., Ермаков Ю.А., Лозовский Б.Н., Рихтер А.).
Значительный вклад в разработку вопросов использования возможностей новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как: Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Засурский Я.Н., Зубарева Ю.Б., Иноземцев В.Л., Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Мелюхин И., Семенюк Э.П., Симоненко В.Б., Смолян Г.Л., Тихонов М.Ю., Урсул А.Д., ШафрСиноцЮио. Алогическому анализу массовой коммуникации посвящены труды известных советских и российских ученых Багирова Э.В., Богомоловой Н.Н., Грушина Б.А., Дридзе Т.М., Левады Ю.В., Федотовой Л.Н., Шарикова А.П. и других. Как правило, исследователи обращаются к трем основным звеньям коммуникативного процесса: исследование коммуникатора, контент-анализ текстов, исследование аудитории средств массовых коммуникаций.
Большое значение для раскрытия темы диссертационной работы имеют теоретические разработки новых подходов к изучению проблем информатизации общества, и, в первую очередь, вопросов, связанных с созданием и функционированием новых информационно-коммуникационных технологий; осмыслением ряда социальных и экономических проблем, связанных с широким внедрением ЭВМ в производственную и общественную деятельность; исследованием не только информационных и научно-технических аспектов компьютеризации, но и ее социально-экономических, социокультурных последствий.2 Большое значение имеют также работы, в которых анализируются особенности коммуникации человека и компьютера.3
В 1980-1990-х гг. отечественными исследователями был создан обширный массив литературы, в котором анализировались основные научно- технические и социально-коммуникативные элементы (разветвленные теле- коммуникационные сети и межсетевые коммуникации), синтез которых привел к возникновению Интернета. Но, к сожалению, эти работы не дают целостного представления о социальных факторах развития и использования Интернета. Существует лишь несколько работ отечественных и зарубежных авторов, в которых содержится общая характеристика Интернета, как социокультурного явления, и разъясняются его информационно-коммуникационные особенности. Эти публикации носят научно-популярный характер и не преследуют серьезных исследовательских задач.
Тематика, связанная с функционированием Интернета как «стержня» социального пространства, получила определенное освещение в отечественной литературе. В поле зрения отечественных исследователей оказываются важнейшие прикладные аспекты Интернета: рассматриваются некоторые частные вопросы его использования в различных сферах социокультурной деятельности, роль Интернета в развитии образования и его место в политической сфере и т.д.
С конца 1990-х гг. социологов привлекает внимание проблематика изучения количественного и качественного состава аудитории российского Интернета как нового сообщества, обладающего собственными социологическими характеристиками.
Характеризуя степень научной разработанности выбранной темы исследования, автор приходит к выводу о том, что перспективы развития Интернета как средства массовой коммуникации, становления массовой Интернет- культуры являются пока недостаточно изученными, что подчеркивает необходимость дальнейшего осмысления и разработки темы. При этом стоит отметить, что многие из указанных выше авторов сами признают, что их анализ далек от исчерпанности, так как Интернет продолжает активно развиваться, а его аудитория приобретает новые черты.
Объектом исследования является современная информационная культура российского общества.
Предмет исследования – состояние и тенденции изменения информационной культуры под воздействием сети Интернет.
Целью диссертационной работы является определение степени и характера влияния Интернета как средства массовой коммуникации на формирование новой информационной культуры в России.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
-анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению массовой коммуникации и ее роли в общественном развитии;
-рассмотрение феномена массовой коммуникации в историческом и функциональном аспектах;
-теоретический анализ Интернета как новой формы массовой коммуникации;
-изучение и анализ социальной базы аудитории российского сегмента се-
ти Интернет на основе конкретных социологических исследований;
-оценка перспектив развития социума под воздействием Интернета.
Теоретико-методологическую базу диссертации составляют основные парадигмы, идеи и концепции классиков социологической и философской мысли, труды современных отечественных социологов, философов, политологов, психологов, посвященные проблемам массовой коммуникации.
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического анализа, а также системного, сравнительно-исторического и культурологического подходов. Системный подход позволил раскрыть целостность феномена массовой коммуникации, выявить взаимосвязи между ее структурными элементами, рассмотреть информационную культуру как часть культуры общества. Кроме того, принципы системного подхода использовались при анализе специфики Интернета как средства массовой коммуникации. С помощью сравнительно-исторического подхода выявлены изменения в информационной культуре в российском и мировом сообществе, определены тенденции ее развития. Методологические принципы культурологического подхода позволили выявить механизмы трансформации информационной культуры. В исследовании применялась общесоциологическая методология и социологические методы анализа эмпирических данных, в частности, группировка и эмпирическая типологизация.
Теоретической основой работы явились труды отечественных специалистов в области социологии, журналистики, психологии, посвященные проблемам массовой коммуникации, информационной культуры, развитию сети Интернет. Особенно ценным для решения поставленных задач стал деятельностный подход, согласно которому массовая коммуникация рассматривается как духовно-практическая деятельность, имеющая своей функцией внедрение в массовое сознание определенной системы ценностей, необходимой с точки зрения социальных субъектов.
Оценка влияния Интернета на развитие социума, определение механизмов и моделей этого влияния вызвали необходимость использования основных положений социологии культуры, теорий социальной структуры, социализации личности. Учитывая многогранность феномена массовой коммуникации и Интернета, в частности, вполне объяснимо обращение к смежным наукам: социальной психологии, теории журналистики, политологии.
Таким образом, основную методологическую базу исследования составил комплексный подход.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы двух социологических исследований, проведенных автором в 2001 – 2003 годах по аналогичным программам. Методом сбора первичной информации выступил анкетный опрос. Генеральная совокупность состоит из жителей города Челябинска старше 16 лет. Поскольку генеральная совокупность объективно распадается на некоторое количество однородных общностей, применяется метод многоступенчатой районированной квотной выборки по признакам: район, микрорайон, пол, возраст. Таким образом, достигается репрезентативность выборки структуре населения города Челябинска. Всего опрошено 1846 человек.
Кроме анкетных опросов автором работы были проведены качественные исследования методом интервью. Всего процедуре интервьюирования было подвергнуто 50 человек.
Помимо результатов, полученных автором самостоятельно, в работе использованы данные других эмпирических исследований, посвященных проблемам массовой коммуникации.
Полученные данные стали материалом для анализа социальной базы аудитории российского сегмента сети Интернет, оценки влияния Интернета как средства массовой коммуникации на формирование новой информационной культуры в России.
Новизна работы заключается в следующем:
1. Предпринята одна из первых попыток оценки влияния Интернета как средства массовой коммуникации на информационную культуру российского общества. Показано, что сформировавшаяся субкультура современного российского Интернет-сообщества является основой для формирования новой информационной культуры социума и включает в себя соответствующие нормы и ценности, а именно: уважение свободы слова и плюрализма мнений, наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе информации из множества разнообразных источников, высокая скорость массовых коммуникаций, высокая избирательность и активность участников массово-коммуникационного процесса, диалоговые формы массовой коммуникации, рациональность, независимость, оптимизм.
2. Предложен вариант решения вопроса об отнесении Интернета к числу средств массовой коммуникации. По мнению автора, к числу средств массовой коммуникации относится та часть сети Интернет, посредством которой происходит сбор, обработка и распространение массовой оперативной информации.
3. Доказано, что по степени влияния Интернет как средство массовой коммуникации сопоставим с традиционными – прессой, радио и телевидением, несмотря на относительно небольшой раз- мер потенциальной аудитории.
4. Показано, что под воздействием Интернета значительно изменяется содержание социальных ролей участников массово- коммуникационных процессов. В том числе с появлением и распространением Интернета связано появление нового и важнейшего типа социальной стратификации – информационного. Соответственно, доступ к информационным ресурсам открывает дополнительные возможности для более интенсивной социальной мобильности, что благоприятно влияет на становление и развитие открытого общества в России.
5. Выявлены тенденции дальнейшего развития российского сегмента сети Интернет, связанные с количественным ростом аудитории, качественными изменениями последней, снижением социально-демографического и географического неравенства, связанного с доступом к сети.
6. Доказано, что Интернет как средство массовой коммуникации не вытесняет другие формы последней, а лишь опосредованным образом влияет на видоизменение медийного пространства.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и результаты могут быть использованы:
-для дальнейшей теоретической разработки концепции информационной культуры (Интернет-культуры) и разрешения методологических проблем ее исследования;
-в социологии массовой коммуникации, где Интернет может исследоваться как новая форма массовой коммуникации на теоретическом уровне;
-для систематизации понятийного аппарата социологического анализа массовых коммуникаций и Интернета, в частности;
-предложенные теоретические и практические выводы могут помочь более глубокому пониманию специфики массово-коммуникационных отношений в российском обществе, способствовать разрешению возникающих противоречий;
-в практической деятельности журналистов, политиков, специалистов по связям с общественностью, педагогов в рамках организации в России системы медиа-образования;
-многие положения предлагаемой работы используются автором при чтении специальных курсов «Интегрированные маркетинговые коммуникации», «Интернет-маркетинг»;
-результаты диссертационного исследования могут также войти в курс лекций по социологии массовых коммуникаций, социологии культуры и Интернет-журналистике;
-полученные выводы используются в ходе практической реализации проекта
«Электронный город» в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Апробация работы. Положения, выносимые автором на защиту, представлены в двух монографиях, излагающих результаты комплексных социологических исследований, написанных в соавторстве, и четырех публикациях. Материалы диссертации легли в основу выступления автора на научно- практических конференциях, проходивших в Уральском государственном университете им. А.М. Горького (2000, 2001 гг.), Челябинском государственном университете (2002 г.), на Уральском информационном форуме (2003 г.), а также на ряде региональных конференций и совещаний. После выступления соискателя на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования информационного пространства России» (Челябинск, 2002 г.), им была подготовлена аналитическая записка для членов Совета Федерации от Уральского Федерального округа. Основные результаты и выводы исследования используются автором в практической деятельности в качестве помощника члена Совета Федерации, представителя правительства Челябинской области Е.А. Елисеева.
Диссертация обсуждена на межкафедральном семинаре профессорско-преподавательского состава кафедр журналистики и социологии Челябинского государственного университета, на совместном заседании кафедр прикладной социологии и периодической печати Уральского государственного университета им. А.М. Горького.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Влияние массовой коммуникации как многомерного и многостороннего процесса на культурный и духовный климат нашей эпохи огромен. Быстрые изменения во всех сферах жизнедеятельности человека приводят к многочисленным трансформациям социума. Становление информационного общества ведет к модификации мировоззрения, информационной культуры, идентичности личности XXI века.
В период становления информационного общества особую актуальность приобретают проблемы массовой коммуникации. В соответствии с подходами, принятыми в данной работе, средства массовой коммуникации и средства массовой информации не являются синонимами. Хотя и замена одного понятия другим не является грубой ошибкой. Следует лишь заметить, что функция воздействия на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации как социальному процессу, реализующему данную функцию при помощи информации. В этой связи представляется более корректным использование термина средства массовой коммуникации в отношении прессы, радио, телевидения, а также Интернета.
Несмотря на разноречивость существующих позиций по отношению к информационному обществу, главным его достоинством признается реальность радикальных положительных демократических изменений в интересах развития личности, общества и государства посредством использования новых возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Не менее разноречивы в настоящее время и теоретико-методологические подходы в отечественной социологии массовой коммуникации. Однако комплексный подход, принятый за методологическую основу данного исследования, по мнению автора, позволил наиболее полно и адекватно описать и объяснить роль и место Интернета в современной системе средств массовой коммуникации и в социуме в целом. Полученные результаты и выводы могут быть полезны для дальнейшего развития теории массовой коммуникации.
В предлагаемой работе рассматривается Интернет как средство массовой коммуникации и его влияние на формирование новой информационной культуры в России. В части сбора, обработки и распространения оперативной массовой информации Интернет обладает всеми необходимыми и достаточными признаками для отнесения его к числу средств массовой коммуникации. Несмотря на относительно невысокий уровень распространения Интернета в России, его влияние как средства массовой коммуникации вполне сопоставимо с влиянием прессы, радио и телевидения.
Симбиоз и конвергенция «традиционных» и «новых» средств массовой коммуникации способствуют увеличению объема производства и потребления информации. При этом важно учитывать, что традиционные издательские системы интегрируются с аудиовизуальными технологиями посредством Интернета, объединяя различные типы содержания. Подобная интеграция приводит к тому, что информационная индустрия расширяется, стирая жесткие границы между секторами традиционных средств массовой коммуникации и создавая новые открытые медиа-системы.
Анализ эмпирических данных, полученных как автором самостоятельно, так и из других источников, позволил сделать важный вывод о том, что Интернет, являясь основным фактором симбиоза и конвергенции «традиционных» и «новых» средств массовой коммуникации, не вытесняет другие формы и типы масс-медиа. Более того, удалось установить повышенный интерес и внимание Интернет-аудитории к определенным изданиям и каналам, а также повышенную избирательность Интернет-аудитории в отношении всего спектра средств массовой коммуникации. То есть, Интернет не вытесняет другие формы массовой коммуникации, а прямо влияет на изменение их содержания.
Теоретический анализ и эмпирические исследования также показали, что для Интернета характерны все основные функции, выполняемые средствами массовой коммуникации в обществе:
-информирования;
-формирования мнения;
-конативная (поведенческая);
-рекреационная;
-общения.
Утверждая, что Интернет является новым средством массовой коммуникации, имеющим много общего с традиционными прессой, радио и телевидением в функциональном, технологическом и других аспектах, мы подчеркиваем его особую роль в формировании новой информационной культуры, в трансформации процессов социализации, социальной мобильности.
Практически неограниченное количество источников информации и, соответственно, субъектов массовой коммуникации как вида духовно-практической деятельности, высокая скорость распространения информации, диалоговые формы массовой коммуникации – основные отличительные признаки Интернета как средства массовой коммуникации.
Проведенный анализ аудитории современного российского сегмента сети Интернет дает основания говорить о наличии субкультуры сетевого сообщества, основными ценностями и нормами которой являются:
- уважение свободы слова и плюрализма мнений;
- наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе информации из множества разнообразных источников;
- высокая скорость массовых коммуникаций;
- высокая избирательность и активность участников массово-коммуникационного процесса;
- диалоговые формы массовой коммуникации;
- рациональность;
- независимость;
- оптимизм.
Стремительный рост численности аудитории Интернета как средства массовой коммуникации в ближайшие годы, по нашему мнению, приведет к тому, что указанная выше субкультура станет информационной культурой, характерной для большей части российского общества, органичной частью культуры нации в целом. Интернет внедряет новые культурные образцы в массовое сознание, делая это на индивидуальном уровне.
Дальнейшее распространение Интернета влечет за собой значительное изменение содержания социальных ролей участников массово-коммуникационного процесса. Совокупность ожиданий в отношении новых ролей будет включать в себя: повседневное использование ресурсов Интернета в быту или профессиональной деятельности, вступление в диалог со средствами массовой коммуникации, избирательность в отношении медийных каналов и т.д. Наметились тенденции видоизменения структуры социальной стратификации в связи появлением ее нового признака - информационного, изменения скорости и интенсивности вертикальной социальной мобильности и, соответственно, ускоренного развития социума в сторону открытого общества.
Интернет не вытесняет другие формы массовой коммуникации, а прямо влияет на изменение их содержания. Это означает, что серьезные перспективы присутствия в информационном пространстве имеют лишь те средства массовой коммуникации, деятельность которых строится в соответствии с приведенными нормами и ценностями новой информационной культуры. Издания и каналы, ориентирующиеся на аудиторию как пассивного приемника массовой информации, материал для манипуляций, вряд ли имеют шансы на успех.
Таким образом, Интернет как средство массовой коммуникации является одним из важнейших факторов формирования в российском обществе новой информационной культуры, способствующей становлению информационного общества.
Итак, имеются все основания полагать, что Интернет позитивно влияет на развитие российского общества. Безусловно, имеют место и негативные проявления, связанные с распространением с помощью Интернета антиобщественных материалов (жестокость, насилие, порнография, терроризм и т.д.). Однако подобные проявления характерны и для других средств массовой коммуникации. Ограничение распространения таких материалов имеет чрезвычайно высокую важность и требует предельного внимания со стороны государства и общества. Мы же в данном случае говорим о влиянии Интернета как средства массовой коммуникации на социум в целом, о влиянии новой формы массовой коммуникации, не акцентируя внимание на содержании конкретных ресурсов.
Позитивное влияние Интернета на развитие общества проявляется:
-в формировании новой информационной культуры, способствующей становлению информационного общества в России;
-в содействии становлению открытого общества в России;
-в создании условий для интеграции России в мировое информационное пространство;
-в появлении новой среды реализации демократических принципов.
Развитие и проникновение Интернета происходит, с одной стороны, в соответствии с объективными информационными потребностями населения и действующими рыночными экономическими законами. С другой стороны, имеется значительное количество барьеров и проблем на пути развития Интернета в России, связанных с неравномерностью социально-экономического развития регионов, низким уровнем доходов населения, слабым развитием телекоммуникационной инфраструктуры и т.д. Задача государства и общества состоит в уст- ранении указанных барьеров и проблем.
Федеральная целевая программа «Электронная Россия», реализуемая федеральным Правительством, по мнению автора, призвана в течение предстоящего десятилетия решить основные проблемы и устранить барьеры на пути развития новейших информационно-коммуникационных технологий.
Совершенно правильным и своевременным представляется приоритет Программы по созданию системы доступа к ресурсам сети Интернет всего населения страны. Создание общедоступной инфраструктуры в большой степени решает проблему так называемой информационной стратификации. Как известно, важнейшим ресурсом в информационном обществе является информация. Именно доступ к информации и знаниям становится определяющим, с точки зрения занятости, благосостояния, досуга и т.д. Конечно, информационное общество в России – реальность не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Однако, по мнению большинства специалистов, можно говорить о реальном становлении информационного общества в России уже в первой четверти XXI века. То есть, усилия руководства страны по обеспечению равного доступа населения к информационным ресурсам сети Интернет являются абсолютно обоснованными и стратегически верными.
В то же время при создании повсеместной инфраструктуры доступа к сети, на наш взгляд, не в полной мере проработаны вопросы, связанные с популяризацией новых компьютерных информационных технологий, с наполнением государственных и муниципальных Интернет-ресурсов соответствующим актуальным содержанием. Конечно, можно возразить, что информационную нишу займет частный бизнес в свое время. Отчасти, да. Но существуют и такие ин- формационные потребности населения, которые в состоянии удовлетворить либо только власти различного уровня, либо частные и некоммерческие структуры, но при информационной поддержке властей: бесплатная медицина, государственная регистрация, образование, социальная защита и т.д.
В этой связи при непосредственном участии автора диссертационного исследования был разработан и предложен проект «Электронный город». Суть проекта заключается в создании в рамках муниципального образования Интернет-ресурса, представляющего собой так называемую среду обитания горожанина, обратившись к которому пользователь находит необходимую информацию практически по любому жизненно важному вопросу или проблеме: от наличия в аптеке лекарства и билета на самолет до устройства ребенка в школу и регистрации предприятия. Содействуя реализации подобного проекта, государственная и муниципальная власть реализует свою главную цель – повышение качества жизни населения.
По итогам рассмотрения в Министерстве связи и информатизации Российской Федерации, обсуждения в ходе Уральского информационного форума 19 – 21 марта 2003 года в городе Челябинске указанный проект был одобрен и включен в перечень проектов на 2004 год в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Проблемы развития Интернета, становления информационного общества в России, формирования новой информационной культуры, влияния новых информационно-коммуникационных технологий на развитие социума являются сами по себе новыми и малоизученными. В рамках данного исследования предпринята попытка социологического анализа Интернета как средства массовой коммуникации, его влияния на существующую систему средств массовой коммуникации, на социум в целом. Полученные результаты и выводы могут быть использованы как для теоретических обобщений более высокого уровня, так и для использования в практической массово-коммуникационной деятельности.



1. Абаев В.И. Отражение работы сознания в лексико-семантической системе языка // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. – М.: Наука, 1970.
2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.
3. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М.: Институт социологии РАН. 1999.
4. Багиров Э. Телевидение как средство массовой информации и художественная культура // Проблемы телевидения. – М.: Издательство Московского университета, 1976.
5. Бастрикова С.А. Интернет в системе взаимодействия государства и формирующегося гражданского общества Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / РАГС при Президенте РФ. М. 2000.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования./Пер. с англ. под ред. Иноземцева В.Л. - М.:Академия. 1999.
7. Березин С. Internet у вас дома. СПб.: BHV - Санкт-Петербург, 1999.
8. Бжезинский 3. Большой провал. Агония коммунизма // Квинтэссенция: Философский альманах. - М.: Политиздат, 1990.
9. Бритков В.Б., Дубовский С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность. 2000.№ 1.
10. Вартанова Е.Л. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М., 1999.
11. Гейтс Б. Дорога в будущее./ Пер. с англ. М.: «Русская редакция», 1996.
12. Герасимова Ю.И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца 1850-х – начала 1860-х гг. – М., 1974.
13. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М., 1993.
14. Грушин Б.А. Четыре жизни России: в зеркале опросов общественного мнения. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. – М.: Прогресс – Традиция, 2001.
15. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Наука, 1979.
16. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс. 1986.
17. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс. 1986.
18. Дейян Арманд. Реклама. – М., 1993.
19. Дискин И.Е. Социокультурный базис перестройки. – М.: Наука, 1992.
20. Докторов Б.З. Российский Интернет: новое русское чудо. http://www.socio.ru/public/doktorov/Chudo.doc
21. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М.: Наука, 1984.
22. Есин Б.И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX века). – М.,1982.
23. Залесский П. Измерение Интернет-аудитории методом личных опросов. http://www. comcon-2. com/Publication/web-vektor 3 .html
24. Засурский Я.Н. Массовая коммуникация в современном мире // Вест- ник МГУ, Серия №18, Социология и политология. – 1999. - №3.
25. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. – СПб., 1997.
26. Землянова Л.Я. Зарубежная коммуникативистика в преддверии ин- формационного общества. – М., 1999.
27. Землянова М.Л. Современная американская коммуникативистика. –М., 1995.
28. Зубарев Ю.Б. Еще один взгляд на информационную революцию
//НТИ. Сер. 1, Орг. И методика информ. работы. – 1998. - №7.
29. Зырянов С.Г., Соколова Г.В., Шеремет А.Н. Информационное пространство Челябинска: СМИ в восприятии зрителей, слушателей, читателей (социологический очерк). Челябинск: Восточные ворота. 2002.
30. Зырянов С.Г., Соколова Г.В., Шеремет А.Н. Информационное пространство Челябинска: СМИ в восприятии зрителей, слушателей, читателей (социологический очерк). Челябинск: ЧФ УрАГС. 2003.
31. Иванов В.Г. Народ эсперанто: от сетевых сообществ к сетевым этно- сам // Интернет. Общество. Личность. Тезисы для междунар. конфер. – СПб., 1999.
32. Иванов Д. В. Идея информационного общества и INTERNET. http://www.soc.pu.ru:8101/persons/dvi/intemet.html.
33. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. – 1997. - № 10.
34. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социологические исследования. – 1995. - №2.
35. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культу- ра./ Пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
36. Кент П. Internet / Пер. с англ. М.: «Компьютер»: «Юнити», 1996.
37. Кессельман Л.Е. Уличный опрос в социологическом исследовании. –
Самара: Фонд социальных исследований, 2001.
38. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
39. Ковригина О.В. Роль средств массовой информации в развитии федеративных отношений современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / ИСПИ РАН. М. 2001.
40. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
41. Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. – Киев, 1993.
42. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: На Воробьевых горах,
1994.
43. Кристальный Б.В. Вопросы построения в России информационного
общества // НТИ. Сер. 1 Орг. и методика информ. Работы. – 1997. - №10.
44. Кузьмичев В.П. Печатная агитация и пропаганда. – М. – Л.: ГИЗ, 1930.
45. Курносов И.Н. Информационный потенциал России: стартовые условия // Информ-ревю. – 1997. - №22 (22).
46. Ланге Б.-П., Барон А. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества // Среда. – 1996. - №5 – 6.
47. Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1984. – М.: Наука, 1984.
48. Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974.
49. Леонтьев Б.В. Все, что вы хотите знать об Internet. М.: Фирма «МиК»:
ИЧП «Либерал-М». 1996.
50. Лютикова Г.В. Компьютерная цивилизация - технотронный сон наяву (аналитический обзор) // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М.: РГБ. 1995. Вып. 6.
51. Маклей М. Наука и социология знания. – М.: Прогресс, 1983.
52. Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905 – 1914). – М.,1991.
53. Мелюхин И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999.
54. Миронов С.М. Выступление на Уральском информационном форуме
//Сборник докладов Уральского информационного форума. Челябинск: Восточные ворота. 2003.
55. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. - СПб, 1992.
56. Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М.: издательство «Перспектива», 2003.
57. Новик И.Б. Введение в информационный мир. – М., 1991.
58. Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // www.politstudies.ru/fulltext/2002/1/5.htm
59. Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика. опыт.
–Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.
60. Поварщикова О.А. Исследования on-line: не поддавайтесь мифам! //
Среда. – 2001. № 10(34).
61. Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. – М.: ИНИОН, 1989.
62. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.
63. Рубакин Н.А. Этюды по психологии читательства. – СПб.: Изд. К. Тихомирова, 1919.
64. Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. – М.: Книга, 1975. – Т. 1.
65. Сарасов Е.А. Региональная пресса в системе политических коммуникаций (на примере печатных СМИ Челябинской области). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Екатерин- бург: Издательство УрГУ. 2003.
66. Свириденко С. С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь. 1989.
67. Свитич Л.П., Ширяева А. Ю. Журналистское образование: взгляд социолога / Под. ред. проф. Я.Н. Засурского. – М.: Издательство ИКАР, 1997.
68. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет. 1998.
69. Семенюк Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // НТИ. Сер. 1 Орг. и методика информ. работы. – 1997. - №1.
70. Сергеев В., Бирюков Н. В чем секрет «современного» общества //
Политические исследования. – 1998. - №2.
71. Симоненко В.Б. Информационное общество: социологический аспект исследования // Вестник МГУ, Серия №18, Социология и политология, - 1997. -№3.
72. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вершинская О.Н., Костюк В.Н., Герасимов Б.М. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба. – М., 1997.
73. Смушкова М.И. Первые итоги изучения читателя. – М. – Л.: ГИЗ,1926.
74. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
75. Сорокин Ю.А., Белянин В.П. Оценка художественного текста с учезамены анхистонимов / Современные методы исследования средств массовой коммуникации. – Таллин, 1983.
76. Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992.
77. Терин В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации. http://www.isn.ru/info/seminar-doc/inf.doc
78. Тихонов М.Ю. Информация. Информационные технологии. Информационное общество. – М., 1997.
79. Уваров А. Информатизация общества и модернизация системы образования // Прогнозное социальное проектирование: теоретико- методологические и методические проблемы. – М., 1994.
80. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего развития // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. – 1997. -№2.
81. Хасэгава X. Мир компьютеров / Пер. с яп. М.: Мир, 1990.
82. Церенов Ц.В. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» в региональном аспекте // Сборник докладов Уральского информационного форума. Челябинск: Восточные ворота. 2003.
83. Чернуха В.Г. Правительственная политика в отношении печати
(60-е – 70-е годы XIX века). – М., 1989.
84. Чесноков С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность. http://www.socio.ru/public/chesnokov/doc.
85. Чугунов А.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / СПбГУ. СПб. 2000.
86. Шадрин А.Е. Трансформация политических и социально- экономических институтов и переход к информационному обществу. // Информационное общество. 1999. №2. http.7/www.ieie.nsc.ru:8101/parinov/arteml .html.
87. Шариков А. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований: 1994-96 гг.) // Мир России. – 1997. - №1.
88. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. №8. 2001.
89. Шафир Я.С. Очерки психологии читателя. – М. – Л.: ГИЗ, 1927.
90. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М., 1998.
91. Шеремет А.Н. Интернет в информационном пространстве Челябинска: социологический анализ // Сборник докладов Уральского информационно- го форума. Челябинск: Восточные ворота. 2003.
92. Шимбирева Н. «Финансовые известия» приходят к студентам // Финансовые известия. – 1998. – 26 марта.
93. Штейнбух К.М. Автомат и Человек. – М.: Сов. радио, 1967.
94. Эриксон Д.Ф. Мировоззрение «антиглобалистских» движений современности: источники и тенденции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / УрГУ. Екатеринбург. 2002.
95. Эфендиев А.Г. Социокультурный процесс // Основы социологии. – М.: Знание, 1994.
96. Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социс. 2001. №7.
97. Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения: очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. – М.: Искусство, 1983.
98. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет. – 1999.
99. Американская социологическая мысль (Тексты: Переводчик- Сосотавитель Е.И. Кравченко); Под общ.ред. В.И. Добренькова. М.: Международный университет бизнеса и управления. 1996.
100. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса. – М.: Прогресс, 1972.
101. Бюллетень ФЦП «Электронная Россия». Ноябрь, 2002.
102. Бюллетень ФЦП «Электронная Россия». Декабрь, 2002.
103. Бюллетень по российскому Интернет-рынку. М.: J'son & Partners и
SpyLOG. 2003.
104. Из истории русской журналистики начала XX века. // Под ред. Б.И. Есина. – М., 1984.
105. Письмо первого заместителя Министра РФ по связи и информатиза- ции исх. №КА – П12 – 3069 от 6 мая 2003 года.
106. Социокультурное исследование / Под ред. Проф. Ф.И. Минюшева. –
М.: МГУ, 1994.
107. Фонд «Общественное мнение». Интернет в России / Россия в Интернете. – www.fom.ru/reports/frames/short/os010318.html
108. Этические проблемы компьютеризации: реф. сборник. М.: ИНИОН,1990.
109. Bogart L. Changing News Interest and the News Media // Public Opinion
Quarterly. – 1965.
110. Gerbner G. Mass Communication and Human Communication Theory // Dance F. (ed.). Human Communication Theory: Original Essays. – N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1967.
111. Luckmann T. The social construction of reality (with P. Berger). N.Y.,
1966.
112. Masuda Y. Information Society as Postindustrial Society / Wash / World
Future Soc., 1983.
113. McQail D. Mass Communication Theory: An Introduction. – Second Edi- tion. – Beverly Hills, CA: SAGE Publications, 1987.
114. Merril J., Lownstane R. Media, Message and Man. – N. Y.: The Free Press, 1971.
115. The Gallup Opinion Index. – Pr., 1970. – May.
116. http://www.e-1.ru/scripts/forprint.asp?id=5072
117. http://www.e-rus.ru/news/2003/05/231337_5216.shtml
118. www.eeliseev.ru
119. www.respublika.ru
120. www.spilog.ru
121. http://top100.rambler.ru/top100/Classificators/
122. http://top100.rambler.ru/top100/Media/rate4.0.shtml.ru
123. www.webplanet.ru
124. www.74.ru
125. http://www.newsman.tsu.ru/library/main/media_law.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ