Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ

Работа №103043

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы25
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ - начале XXI веков, реалии формирующегося в России информационного общества с неотложностью предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики. Фактор глобализации, интенсивность воздействия массовой коммуникации изменили коммуникативное поведение аудитории, что предельно актуализирует проблему развития субъектности в жизни современного общества. Ведь возможность его поступательного развития, как показывает практика последних лет, зависит не только от темпов внедрения в экономику той или иной страны рыночных отношений, высокоэффективных технологий, механизмов хозяйствования, но и от того, насколько учитываются при этом коренные интересы всех социальных групп, насколько успешно и позитивно разрешаются на этой основе социальные противоречия. В связи с этим, предельно актуальной видится нам проблема влияния Internet на формирование и развитие социума.
Информационное общество рассматривается как эволюционное продолжение индустриального общества, в котором наиболее высокими темпами растут секторы, связанные с созданием и потреблением информации, а новые информационные и коммуникационные технологии, возникшие в результате технологической конвергенции, влияют на характер коммуникаций. Доступ к информации выступает решающим фактором организации демократического общества. Производство, обработка и передача информации становятся новой, мощной производительной силой и значительно влияют на социальные, экономические и политические процессы, происходящие не только в России, но и в мире в целом. Одновременно с преобразованиями в социально-экономической и политической сферах становление информационного общества оказывает социальное, психологическое и культурное воздействие на личность и социум в целом. Вполне естественно, что в период становления информационного общества особую актуальность приобретают вопросы теории и практики массовой коммуникации и, особенно, ее новых высокотехнологичных форм.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий относится к периоду конца 80-х - начала 90-х гг. Однако, по мнению автора, большинство работ того периода, содержат значительную долю футуристических предположений, что вполне объяснимо, так как речь шла о процессах, едва начавшихся.
Концепция «постиндустриального» и «информационного» общества получила свое развитие в трудах Д. Белла, 3. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта, У. Дайзарда, М. Кастельса.
В отечественной науке проблемы становления информационного общества и возможностей новых информационных и коммуникационных технологий проанализированы в трудах Абдеева Р.Ф., Баразговой Е.С., Громова Г.Р., Земляновой Л.М., Костенко Н.В., Новика И.Б., Олешко В.Ф., Павлова Б.С., Ракитова А.И., Уварова А. А.
Начиная со второй половины 90-х годов новые информационные и коммуникационные технологии и Интернет, в частности, активно внедряются во все сферы жизнедеятельности российского общества. Их возможности в процессе культурных, социально-экономических и политических преобразований становятся предметом интереса социологов, политологов, философов, юристов, экономистов. Надежную методологическую опору для организации дальнейших исследований дают, в частности, труды Вишневского Ю.Р., Грунт Е.В., Заборовой Е.Н., Капустина Б.Г., Меренкова А.В., Орлова Г.П., Пантина И.К., Рыбцовой Л.Л., Рубиной Л.Я., Свитич Л.Г., Шапко В.Т., Шестопал Е.Б. и других. Научное осмысление получают также вопросы формирования новой информационной культуры, информационной политики, информационной безопасности, информационного законодательства, связанные, в том числе, и с использованием Интернета (Авраамов Д.С., Багиров Б.Б., Дзялошинский И.М., Ермаков Ю.А., Лозовский Б.Н., Рихтер А.).
Значительный вклад в разработку вопросов использования возможностей новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как: Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Засурский Я.Н., Зубарева Ю.Б., Иноземцев В.Л., Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Мелюхин И., Семенюк Э.П., Симоненко В.Б., Смолян Г.Л., Тихонов М.Ю., Урсул А. Д., Шафрин Ю.А.
Социологическому анализу массовой коммуникации посвящены труды известных советских и российских ученых Багирова Э.В., Богомоловой Н.Н., Грушина Б.А., Дридзе Т.М., Левады Ю.В., Федотовой Л.Н., Шарикова А.П. и других. Как правило, исследователи обращаются к трем основным звеньям коммуникативного процесса: исследование коммуникатора, контент-анализ текстов, исследование аудитории средств массовых коммуникаций.
Большое значение для раскрытия темы диссертационной работы имеют теоретические разработки новых подходов к изучению проблем информатизации общества, и, в первую очередь, вопросов, связанных с созданием и функционированием новых информационно-коммуникационных технологий; осмыслением ряда социальных и экономических проблем, связанных с широким внедрением ЭВМ в производственную и общественную деятельность; исследованием не только информационных и научно-технических аспектов компьютеризации, но и ее социально-экономических, социокультурных последствий. Большое значение имеют также работы, в которых анализируются особенности коммуникации человека и компьютера.
В 1980-1990-х гг. отечественными исследователями был создан обширный массив литературы, в котором анализировались основные научно-технические и социально-коммуникативные элементы (разветвленные телекоммуникационные сети и межсетевые коммуникации), синтез которых привел к возникновению Интернета. Но, к сожалению, эти работы не дают целостного представления о социальных факторах развития и использования Интернета. Существует лишь несколько работ отечественных и зарубежных авторов, в которых содержится общая характеристика Интернета, как социокультурного явления, и разъясняются его информационно-коммуникационные особенности. Эти публикации носят научно-популярный характер и не преследуют серьезных исследовательских задач.
Тематика, связанная с функционированием Интернета как «стержня» социального пространства, получила определенное освещение в отечественной литературе. В поле зрения отечественных исследователей оказываются важнейшие прикладные аспекты Интернета: рассматриваются некоторые частные вопросы его использования в различных сферах социокультурной деятельности, роль Интернета в развитии образования и его место в политической сфере и т.д.
С конца 1990-х гг. социологов привлекает внимание проблематика изучения количественного и качественного состава аудитории российского Интернета как нового сообщества, обладающего собственными социологическими характеристиками.
Характеризуя степень научной разработанности выбранной темы исследования, автор приходит к выводу о том, что перспективы развития Интернета как средства массовой коммуникации, становления массовой Интернет- культуры являются пока недостаточно изученными, что подчеркивает необходимость дальнейшего осмысления и разработки темы. При этом стоит отметить, что многие из указанных выше авторов сами признают, что их анализ далек от исчерпанности, так как Интернет продолжает активно развиваться, а его аудитория приобретает новые черты.
Объектом исследования является современная информационная культура российского общества.
Предмет исследования - состояние и тенденции изменения информационной культуры под воздействием сети Интернет.
Целью диссертационной работы является определение степени и характера влияния Интернета как средства массовой коммуникации на формирование новой информационной культуры в России.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
-анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению массовой коммуникации и ее роли в общественном развитии;
-рассмотрение феномена массовой коммуникации в историческом и функциональном аспектах;
-теоретический анализ Интернета как новой формы массовой коммуникации;
-изучение и анализ социальной базы аудитории российского сегмента сети Интернет на основе конкретных социологических исследований;
-оценка перспектив развития социума под воздействием Интернета.
Теоретико-методологическую базу диссертации составляют основные парадигмы, идеи и концепции классиков социологической и философской мысли, труды современных отечественных социологов, философов, политологов, психологов, посвященные проблемам массовой коммуникации.
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического анализа, а также системного, сравнительно-исторического и культурологического подходов. Системный подход позволил раскрыть целостность феномена массовой коммуникации, выявить взаимосвязи между ее структурными элементами, рассмотреть информационную культуру как часть культуры общества. Кроме того, принципы системного подхода использовались при анализе специфики Интернета как средства массовой коммуникации. С помощью сравнительно-исторического подхода выявлены изменения в информационной культуре в российском и мировом сообществе, определены тенденции ее развития. Методологические принципы культурологического подхода позволили выявить механизмы трансформации информационной культуры. В исследовании применялась общесоциологическая методология и социологические методы анализа эмпирических данных, в частности, группировка и эмпирическая типологизация.
Теоретической основой работы явились труды отечественных специалистов в области социологии, журналистики, психологии, посвященные проблемам массовой коммуникации, информационной культуры, развитию сети Интернет. Особенно ценным для решения поставленных задач стал системно-деятельностный подход, согласно которому массовая коммуникация рассматривается как духовно-практическая деятельность, имеющая своей функцией внедрение в массовое сознание определенной системы ценностей, необходимой с точки зрения социальных субъектов.
Оценка влияния Интернета на развитие социума, определение механизмов и моделей этого влияния вызвали необходимость использования основных положений социологии культуры, теорий социальной структуры, социализации личности. Учитывая многогранность феномена массовой коммуникации и Интернета, в частности, вполне объяснимо обращение к смежным наукам: социальной психологии, теории журналистики, политологии.
Таким образом, основную методологическую базу исследования составил комплексный подход.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы двух социологических исследований, проведенных автором в 2001 - 2003 годах по аналогичным программам. Методом сбора первичной информации выступил анкетный опрос. Генеральная совокупность состоит из жителей города Челябинска старше 16 лет. Поскольку генеральная совокупность объективно распадается на некоторое количество однородных общностей, применяется метод многоступенчатой районированной квотной выборки по признакам: район, микрорайон, пол, возраст. Таким образом, достигается репрезентативность выборки структуре населения города Челябинска. Всего опрошено 1846 человек.
Кроме анкетных опросов автором работы были проведены качественные исследования методом интервью. Всего процедуре интервьюирования было подвергнуто 50 человек.
Помимо результатов, полученных автором самостоятельно, в работе использованы данные других эмпирических исследований, посвященных проблемам массовой коммуникации.
Полученные данные стали материалом для анализа социальной базы аудитории российского сегмента сети Интернет, оценки влияния Интернета как средства массовой коммуникации на формирование новой информационной культуры в России.
Новизна работы заключается в следующем:
1. Предпринята одна из первых попыток оценки влияния Интернета как средства массовой коммуникации на информационную культуру российского общества. Показано, что сформировавшаяся субкультура современного российского Интернет-сообщества является основой для формирования новой информационной культуры социума и включает в себя соответствующие нормы и ценности, а именно: уважение свободы слова и плюрализма мнений, наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе информации из множества разнообразных источников, высокая скорость массовых коммуникаций, высокая избирательность и активность участников массово-коммуникационного процесса, диалоговые формы массовой коммуникации, рациональность, независимость, оптимизм.
2. Предложен вариант решения вопроса об отнесении Интернета к числу средств массовой коммуникации. По мнению автора, к числу средств массовой коммуникации относится та часть сети Интернет, посредством которой происходит сбор, обработка и распространение массовой оперативной информации.
3. Доказано, что по степени влияния Интернет как средство массовой коммуникации сопоставим с традиционными - прессой, радио и телевидением, несмотря на относительно небольшой размер потенциальной аудитории.
4. Показано, что под воздействием Интернета значительно изменяется содержание социальных ролей участников массово-коммуникационных процессов. В том числе, с появлением и распространением Интернета связано появление нового и важнейшего типа социальной стратификации - информационного. Соответственно, доступ к информационным ресурсам открывает дополнительные возможности для более интенсивной социальной мобильности, что благоприятно влияет на становление и развитие открытого общества в России.
5. Выявлены тенденции дальнейшего развития российского сегмента сети Интернет, связанные с количественным ростом аудитории, качественными изменениями последней, снижением социально-демографического и географического неравенства, связанного с доступом к сети.
6. Доказано, что Интернет как средство массовой коммуникации не вытесняет другие формы последней, а лишь опосредованным образом влияет на видоизменение медийного пространства.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и результаты могут быть использованы:
-для дальнейшей теоретической разработки концепции информационной культуры (Интернет-культуры) и разрешения методологических проблем ее исследования;
-в социологии массовой коммуникации, где Интернет может исследоваться как новая форма массовой коммуникации на теоретическом уровне;
-для систематизации понятийного аппарата социологического анализа массовых коммуникаций и Интернета, в частности;
-предложенные теоретические и практические выводы могут помочь более глубокому пониманию специфики массово-коммуникационных отношений в российском обществе, способствовать разрешению возникающих противоречий;
-в практической деятельности журналистов, политиков, специалистов по связям с общественностью, педагогов в рамках организации в России системы медиаобразования;
-многие положения предлагаемой работы используются автором при чтении специальных курсов «Интегрированные маркетинговые коммуникации», «Интернет-маркетинг»;
-результаты диссертационного исследования могут также войти в курс лекций по социологии массовых коммуникаций, социологии культуры и Интернет- журналистике;
-полученные выводы используются в ходе практической реализации проекта «Электронный город» в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Апробация работы. Положения, выносимые автором на защиту, представлены в двух монографиях, излагающих результаты комплексных социологических исследований, написанных в соавторстве, и четырех публикациях. Материалы диссертации легли в основу выступления автора на научно-практических конференциях, проходивших в Уральском государственном университете им. А.М. Горького (2000, 2001 гг.), Челябинском государственном университете (2002 г.), на Уральском информационном форуме (2003 г.), а также на ряде региональных конференций и совещаний. После выступления соискателя на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования информационного пространства России» (Челябинск, 2002 г.), им была подготовлена аналитическая записка для членов Совета Федерации от Уральского Федерального округа. Основные результаты и выводы исследования используются автором в практической деятельности в качестве помощника члена Совета Федерации, представителя правительства Челябинской области Е.А. Елисеева.
Диссертация обсуждена на межкафедральном семинаре профессорско- преподавательского состава кафедр журналистики и социологии Челябинского государственного университета, на совместном заседании кафедр прикладной социологии и периодической печати Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в шести научных публикациях.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, первой главы, включающей три параграфа, второй главы, включающей два параграфа, заключения, списка литературы и семи приложений. Содержание работы изложено на 142 страницах, библиография содержит 125 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Шеремет А.Н. Эффективность местных СМИ: тенденции и противоречия/ Материалы научно-практической конференции. Специальный выпуск журнала уральских журналистов «Факс». Екатеринбург, 2000, № 1-2. С. 6-7;
2. Шеремет А.Н. Связи с общественностью как механизм урегулирования интересов народа и власти / Российская журналистика на старте XXI века: приобретения и потери. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 2001. С. 135-138;
3. Шеремет А.Н. Развитие информационного пространства России: инфраструктура и технологии / Проблемы формирования информационного пространства России. Материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2002;
4. Шеремет А.Н. Интернет в информационном пространстве Челябинска: социологический анализ / Сборник докладов Уральского информационного форума, организованного Советом Федерации Федерального собрания РФ и Правительством Челябинской области. Челябинск, 2003.
Личный вклад в печатные работы, написанные в соавторстве:
1. Зырянов С.Г., Соколова Г.В., Шеремет А.Н. Информационное пространство Челябинска: СМИ в восприятии зрителей, слушателей, читателей (социологический очерк). Челябинск: Восточные ворота. 2002.
Автором написаны:
Глава 1, с. 8-14 «Зрители, слушатели, читатели (социально-демографический портрет потребителя информации)».
В главе 2, с. 57-62 «Значимость для жителей Челябинска основных видов СМИ».
Глава 5, с. 98-116 «Пресс прессы».
2. Зырянов С.Г., Соколова Г.В., Шеремет А.Н. Информационное пространство Челябинска: СМИ в восприятии зрителей, слушателей, читателей (социологический очерк). Челябинск: ЧФ УрАГС. 2003.
Автором написана глава 6 «Интернет в информационном пространстве Челябинска» (с. 110-135).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ