Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук

Работа №103050

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы151
Год сдачи2004
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 10
1.1. Сущность социального мышления и его основные характеристики 10
1.2. Особенности развития социального мышления в процессе взаимодействия учителя и учащихся при изучении общественных наук. 44
Выводы по первой главе 69
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 71
2.1. Особенности социального мышления и социальной компетентности старшеклассников 71
2.2. Критическая модель преподавания обществознания как возможность развития социально-критического мышления109
Выводы по второй главе 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
ЛИТЕРАТУРА 133

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность темы исследования.
Современное общество в ситуации перманентной трансформации меняет условия жизни и сознание людей, внося существенные коррективы в социальное мышление. Многообразие мира, взаимодействие сообществ с различными, подчас противоречивыми системами ценностей требует от индивида понимания и принятия этих особенностей. Ускорение темпов изменения условий жизнедеятельности человека не позволяет ему замыкаться в рамках заданного устойчивого мировоззрения. Признание ограниченности своих взглядов и представлений об обществе и возможности их пересмотра, самостоятельность мышления в решении экономических, социальных и политических проблем становится важной частью жизнедеятельности индивида. В то же время положение о том, что общество требует от личности рационального, критического мышления, отчасти неверно. Общество часто пытается навязать индивиду свои собственные выборы: в политической жизни идёт борьба за каждого избирателя, в экономической - за каждого потребителя, часто без учёта интересов и желаний последнего. Именно в современном обществе возникает термин - «роботизация человека». Скорее, следует говорить о необходимости такого самостоятельного, критического мышления для самой личности, чтобы противостоять давлению различных сфер жизни общества. В частности, увеличение свободы индивида связано не только и не столько с расширением возможностей человека в обществе, сколько с его умением их реализовывать, что наиболее ярко проявляется в трансформирующемся российском обществе.
Развитие социального мышления является важным элементом процесса формирования культуры личности и обусловливает её социальную компетентность. Основной проблемой для молодых россиян является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей и в силу общей образовательной ситуации (в школе и в семье) не могут создавать сами.
Возрастание значимости общественных наук в современных условиях признаётся всеми. «Образование, особенно гуманитарное и социально-экономическое, является важным фактором формирования нового качества общества, специфические проблемы которого в условиях перехода России к правовому государству вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Образование должно стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности». Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации. Остаётся открытым вопрос о способах развития самостоятельного, критического мышления. Характерной для российской школы остаётся однонаправленность процесса взаимодействия учителя и ученика: от обучающего к обучаемому, от знающего к незнающему. Ученики старших классов не признаются субъектами, наделёнными опытом и обладающими собственным ценностным потенциалом, рассматриваются как «ещё несостоявшиеся взрослые». Философско-мировоззренческий подход в образовании, на который возлагают большие надежды, не всегда создаёт такую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным в силу возможного отрыва от реального опыта учащихся.
При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации. Возможности его влияния на развитие социального мышления и социальной компетентности учащихся определяются исключительно его профессионализмом и методами, которые он использует в процессе преподавания, а не монополией на обладание информацией. В то же время учитель может оказаться одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы не только эмоционально и описательно, но и аналитически, помогая понять суть происходящего, что предполагает активное взаимодействие, одним из важных ресурсов которого является собственный опыт ученика, его взгляды на общественные явления и процессы. Использование данного ресурса предполагает специальные социологические исследования социального мышления и социальной компетентности молодых людей.
Актуальность социологического исследования данной проблемы определяется следующими обстоятельствами:
• Необходимостью изучения социального мышления как особого типа мышления, как важного элемента процесса формирования культуры личности, прежде всего её социальной компетентности.
• Необходимостью поиска способов развития социального мышления, предполагающих признание значимости собственных взглядов и представлений молодых людей об обществе, с целью организации продуктивного взаимодействия в процессе изучения общественных наук.
Исследование проводилось при поддержке Международной программы стипендий Фонда Форда.
Методологической основой исследования послужили феноменологические традиции в философии (Э. Гуссерль, М. Шелер, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти) и социологии (Дж.Г. Мид, А. Шюц), социология знания (К. Мангейм, П. Бергер, Т. Лукман), критическая философия И. Канта, «понимающая» социология М. Вебера, философия экзистенциализма (А. Камю, Ж-П. Сартр), теория культурных систем К. Гирца, труды о формах коллективного бессознательного К. Юнга и исторической школы «Анналов». Изложенный в этих трудах подход к анализу общественного сознания, концепция мировоззрения, способов его формирования, познания окружающего мира послужили основой для определения понятий «социально-критическое мышление» и «социальная компетентность». В качестве одного из элементов социальной компетентности рассматривается понимание «свободы» на основе теорий А. Шопенгауэра, Э. Фромма, С. А. Левицкого.
Объект исследования - взаимодействие учителя и ученика с целью развития социального мышления старшеклассников.
Предмет исследования - особенности развития социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук.
Целью диссертационной работы является выявление основных противоречий развития социального мышления учащихся и возможностей повышения эффективности изучения общественных наук в их разрешении.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. Дать определение основных теоретических понятий «социальное мышление», «социально-критическое мышление», «социальная компетентность», раскрыть характер взаимосвязи между ними.
2. Исследовать особенности социального мышления старшеклассников.
3. Определить содержание социальной компетентности современных старшеклассников, прежде всего компетентности взросления.
4. Определить эффективность существующих моделей преподавания общественных наук в средней школе с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учеников.
5. Определить степень влияния изучения общественных наук на развитие социального мышления старшеклассников.
6. Обосновать необходимость введения новой модели преподавания обществознания с целью развития социально-критического мышления учащихся.
Научная новизна исследования:
• Предложена авторская трактовка понятий «социальное мышление», «социально-критическое мышление», установлена связь между ними и понятием «социальная компетентность». Социальное мышление рассматривается как особый тип мышления, конструирование и понимание индивидом социальной реальности как условий среды своей собственной жизни, как взгляд «изнутри».
• Выявлена роль школьного обществознания и эффективность различных моделей его преподавания с точки зрения развития социально-критического мышления старшеклассников, которое возможно только в условиях субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащихся в процессе преподавания общественных наук.
• Осуществлён анализ социальной компетентности старшеклассников, доказано, что в основе своей она противоречива, представлена ситуативно полученными, неупорядоченными знаниями и способами достижения целей, основанными на непосредственном опыте учащихся и их ближайшего окружения.
• Определены возможности развития социально-критического мышления в процессе реализации новой модели преподавания обществознания в средней школе. Социально-критическое мышление - более высокий уровень социального мышления, который предусматривает понимание сложности взаимодействия «человек - общество», анализирует скрытые смыслы социальной реальности, а самое главное - предполагает готовность к пересмотру своих представлений об обществе.
• Раскрыты эвристические возможности изучения социальной компетентности и социального мышления «изнутри».
• Показаны возможности критической модели преподавания общественных наук, которая позволяет использовать собственные представления и опыт старшеклассников. Она носит ярко выраженный гносеологический характер и складывается на основе развития критичности. Такой подход позволяет преодолеть наиболее значимую проблему преподавания обществознания, кажущуюся понятность общественного устройства.
• Введён в научный оборот опыт зарубежных исследований социальной компетентности молодых людей в процессе взросления, проведён сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость работы состоит:
• В определении понятия «социально-критическое мышление» как особого типа мышления, жизненно необходимого для современного человека, составляющего основу его социальной компетентности.
• В обосновании особенностей и способов разрешения противоречий в разных формах социального взаимодействия с целью развития социального и социально-критического мышления.
Практическое значение проведённого исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в разработке содержания учебных курсов как для средней школы, особенно в рамках предложенной диссертантом модели, так и для высшей школы как часть курсов «Социология возраста и взросления», «Социология образования», в педагогической практике.
Апробация и внедрение результатов исследования. Идеи и результаты исследования обсуждались на региональных научно-практических конференциях «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические аспекты» (Екатеринбург, 2001, 2002, 2003 г.г.), на первой научно-практической конференции аспирантов и соискателей УрГПУ «Философия и наука» (Екатеринбург, 2002 г.), на четвёртой международной конференции «Crossroads in cultural studies» (Тампере, Финляндия, 2002 г.), на конференции грантополучателей программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» - «Потенциал социально-гуманитарных наук и проблемы развития современного российского общества» (Санкт-Петербург, 2002 г.), на шестой конференции Европейской Социологической Ассоциации «Ageing Societies, new sociology» (Мурсия, Испания, 2003), в публикациях и докладах автора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Социальное мышление - это конструирование и понимание индивидом социальной реальности как условий, среды своей собственной жизни, что предполагает: взгляд «изнутри», поскольку оценка всех общественных явлений и процессов происходит в соотнесении с его собственной жизнью; яркую эмоциональную окраску подобной оценки; более осознанное постижение и порождение смыслов, если речь идёт о близкой среде, среде личного взаимодействия. Социальное мышление не сводится к «несовершенному» социологическому, а рассматривается как особый тип мышления.
2. Социально-критическое мышление как конструирование социальной реальности предусматривает понимание сложности взаимодействия «человек - общество», существования скрытых смыслов социальной реальности, а самое главное, предполагает готовность к пересмотру своих представлений об обществе. Характеристиками такого мышления неизбежно являются: принятие позиции Другого, восприятие конфликта как возможности для развития и т.п.
3. Необходимость в развитии социально-критического мышления возникает в связи с тенденциями развития общества, как потребность индивида в противостоянии давлению различных сфер жизни общества с целью осознания и реализации собственных интересов с одной стороны и понимание важности согласования интересов, оценки последствий своих решений для других.
4. В старших классах средней школы существуют две модели преподавания обществознания: теоретическая и нормативная. Обе эти модели имеют ярко выраженный онтологический характер, когда во главу угла ставятся содержание предмета и его усвоение, и не предполагают активного использования жизненного опыта и взглядов самих учащихся, что не позволяет развивать социально-критическое мышление у старшеклассников.
5. Содержание социальной компетентности взросления, как яркое, эмоционально окрашенное понимание общественных условий процесса взросления, представляет собой хорошее поле для исследования его самими старшеклассниками и позволяет тем самым организовать целенаправленную работу по развитию социально-критического мышления, тем самым разрешается проблема необходимости выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей и в силу общей образовательной ситуации ( в школе и в семье) не могут создавать сами.
6. Целесообразно ввести ещё одну модель преподавания обществознания в средней школе - критическую. Эта модель позволит использовать собственные представления и опыт старшеклассников. Она носит ярко выраженный гносеологический характер и складывается на основе развития критичности. Такой подход позволяет преодолеть наиболее значимую проблему преподавания обществознания - изначальную понятность общественного устройства.



1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Н.А. Головина и В.В. Козловского. СПб.: Алетейя, 1999. 272 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности:
проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т.14. № 4. С. 39-55.
3. Амонашвили Ш. Размышления о гуманитарной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Аспект-пресс, 2000. 288 с.
5. Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека // Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988. С. 158-180.
6. Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формулы свободы не существует» // Политические исследования. 1996. № 1. С. 128-137.
7. Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 6-13.
8. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. М.: Просвещение, 1991. 224 с.
9. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 348 с.
10. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.
11. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Аспект-Пресс, 1996. 255 с.
12. Бауман З. Социологическая теория постсовременности //
Социологические очерки. М.: Институт молодёжи, 1991. С 28-48.
13. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс. Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 352 с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 423 с.
15. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс - Традиция, 2001. 304 с.
16. Беляева Л.А. Гуманитарность исторического знания и методика его преподавания // Третьи Уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1999. C. 15-16.
17. Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: учеб. пособие к спецкурсу. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1995. 74 с.
18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Московский философский фонд. М.: Медиум, 1995. 335 с.
19. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. Статьи, письма / Составление, вступит статья, публикация архивных материалов и комментарий Р.А. Гальцевой // Новый мир. 1990. № 1. С.207-232.
20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Авт. вступ. ст. А. Гулыга. М.: Сварог и К, 1997. 415с.
21. Берт П. История настоящего Фуко как самореферентное приобретение знания // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.11, Социология: РЖ РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. отд. социологии и социальной психологии. 2000. № 4. С.35-39.
22. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка / пер. Е.М. Лысенко, прим. и статья А.Я. Гуревича. М.: Наука, 1986. 231 с.
23. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. 96 с.
24. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2001. 196 с.
25. Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. С. 124-155.
26. Бутусова С.Н. Человек в мире и мир в человеке // Обществознание в школе. 1999. №1. С. 41-43.
27. Вайянт Ж. Образовательные стандарты в американской школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 3. С. 75-78.
28. Вальденфельс Б. Мотив чужого / Сб. пер. с нем. Научный ред. А.А. Михайлов; отв. ред. Т. В. Шитцова. Мн.: Пропилеи, 1999. 176 с.
29. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков // Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 491-506.
30. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 455-490.
31. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
32. Вендровская Р. Изучение общества в его прошлом и настоящем в школах США (на материалах Калифорнии) // Обществознание в школе.
1999. № 5. С. 65-71.
33. Веселкова Н.В. Время в жизни молодых людей: темпоральности взросления // Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании. Материалы VII региональной научно-практической конференции 25 декабря 2003 г. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2003. С. 63-67.
34. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология 4М: методология, методы, математическое моделирование. 1995. № 5-6. С. 28-48.
35. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Коллизии и парадоксы взросления (на
примере исследования старшеклассников и студентов младших курсов г Екатеринбурга) // Проблема толерантности в социально¬
гуманитарном образовании. Материалы VII региональной научно-практической конференции 25 декабря 2003 г. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2003. С. 50-62.
36. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. Пер. с нем. / Составл., вступ. статья, примеч. М. С. Козловой. Перевод М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
37. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 56-63.
38. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Текстологический комментарий И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2001. 368 с.
39. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Сост. В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С. 377¬383.
40. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
41. Гирц К. Идеология как культурная система / Пер. с англ. Г. Дашевского // Новое литературное обозрение. 1998. № 29. С. 7-38.
42. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры //Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. http://sociologist.nm.ru/articles/geertz 01.htm
43. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 208 с.
44. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. М.: Канон - Пресс - Ц, Кучково поле, 2000. 304 с.
45. Гречко П. А. Обществознание - каким бы хотелось его видеть в школе // Обществознание в школе. 2000. № 3. С. 32-40.
46. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. 2000. № 10. С. 32-48.
47. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2001. 224 с.
48. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 / Пер. с нем. А. В. Михайлова. Вступительная статья В. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
49. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М: Книжный дом «Университет», 2002. 296 с.
50. Девятко И. Пределы понимания: лингвистская метафора и проблемы этнографической интерпретации культуры // Аспекты 2000: Аспекты социальной теории и современного общества / Под ред. С. Е. Кухтерина и А. Ю. Согомонова. Центр социологического образования института социологии РАН; Программа поддержки высшего образования Института «Открытое Общество» (OSI, Будапешт); Институт «Открытое общество» (Россия, Москва). М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. 178 с.
51. Демидов А.Б. Основоположения философии коммуникации и диалога // Dialogue. Carnival. Chronotop. 1995. № 4. С. 5-35.
52. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135-152.
53. Долинина И.Г. Работа с понятиями на уроках обществознания // Обществознание в школе. 1999. № 2. С. 47-49.
54. Дубин Б. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 416 с.
55. Дьюи Д. Реконструкция в философии. / Пер. с англ.: М. Занадворов (введ., гл. 3-8), М. Шиков (гл. 1-2). М.: Логос, 2001. 168 с.
56. Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика- Пресс, 2000. 384 с.
57. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с фр. А. Б. Гофмана, примечания В. В. Сапова. М.: Канон, 1996. 432 с.
58. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.
59. Елизарова Г.В. О природе социокультурной компетенции / Сб. ст. Studia Lingüistica - 8. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Спб.: Тригон, 1999. С. 274-281.
60. Епифанцева М. В. Развитие социологического мышления учащихся: теория и методика. Автореф. дис. ... канд-та пед. наук. Екатеринбург,
2000. 23 с.
61. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / ред. и сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. 464 с.
62. Загладина Х.Т. Программы по граждановедению: ценности и приоритеты // Обществознание в школе. 1999. № 5. С. 43-51.
63. Зиммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 16-26.
64. Зиммель Г. Проблема социологии // Западно-европейская социология XIX - начала XX века / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 415¬435.
65. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 112 с.
66. Ильин Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта // Вопросы психологии. № 3-4. 1992. С. 19-23.
67. Калачева Т.Г., Абросимова Л.В. Установки выпускников школ на получение высшего образования // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 98-103.
68. Камю Альберт. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. С. 222-318.
69. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1999. 655 с.
70. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования (Из серии "Авторские школы Москвы"). М., 1992. 128 с.
71. Касавин И.Т. Язык повседневности: между логикой и феноменологией // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 14-29.
72. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
73. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л. Иноземцева. М.: Асабешха, 1999. С. 492-506.
74. Качанов Ю. Социальная реальность - социальное отношение - габитус - позиция // Социологические чтения. Выпуск 2. Сборник материалов методологического семинара «Личность и новые общности: проблема
социологической интерпретации». М.: Изд-во «Институт
экспериментальной социологии», 1997. С. 90-112.
75. Кинкулькин А.Т. Проблемы учебника обществознания //
Обществознание в школе. 1999. № 1. С. 17-23.
76. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Развитие критического мышления через чтение и письмо. Часть 1. Приложение к газете “Первое сентября”. 2001. С. 3-6.
77. Коган Л. Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. 283 с.
78. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.
79. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.
80. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшекласников 90-х годов: планы и их реализация. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. 224 с.
81. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9. С. 20-30.
82. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. 1999. № 5. С. 24-34.
83. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 314-327.
84. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
85. Кюэн Ш-А. Социологи и одержимость пониманием.
Неопозитивистское прочтение Макса Вебера // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 3-15.
86. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики: Моногр. М.: Школа-Пресс, 2000. 160 с.
87. Лебедев О.Е. Цели школьного образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 2. С 50-60.
88. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. 512 с.
89. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Хрестоматия по психологии / Сост. В.Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.С. 140-146.
90. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. 160 с.
91. Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических
обществ // Социальные процессы на рубеже веков:
феноменологическая перспектива. Научные труды МГИМО. М.: изд. МГИМО, 2000. С. 4-14.
92. Лукман Т. Герменевтика как социологическая парадигма? // Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. Научные труды МГИМО. М.: изд. МГИМО, 2000. С. 15¬26.
93. Макаренко А. С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
94. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Вестник высшей школы. 1989. № 2. С. 80-87.
95. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 416 с.
96. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. С. 7-276.
97. Маслова Н.Н. «Черепаха и зеркало» Опыт решения задач по обществознанию // Обществознание в школе. 1999. № 2. С. 30-39.
98. Меренков А. В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 290 с.
99. Меренков А.В., Глушкова В.С. Школа в XXI веке. Екатеринбург, 2000. 118 с.
100. Мертон Р.К. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. C. 393-461.
101. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. 232 с.
102. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. 224 с.
103. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 213-221.
104. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение // Пер. с англ. О.А.
Оберемко. Под общей редакцией и с предисловием Г.С. Батыгина. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. 264 с.
105. Морган Д. Социологическое воображение и воображаемая социология: тела, автобиографии и другие тайны // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.11, Социология: РЖ РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. отд. социологии и социальной психологии. 2000. № 4. С. 39-42.
106. Мушинский В.О. Нет такого учебника, который бы не базировался на определённом круге идей // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 4. С. 37-48.
107. Насонова Л.И., Кузьмин А.А. Лазебный Л.И. Рефлексы и рациональность в социальном познании. М.: Российское философское общество, 1998. 218 с.
108. Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина: Сборник статей по материалам полевых исследований / Под ред. В. Воронкова, О. Паченкова, Е. Чикадзе. Центр независимых социологических исследований. Труды. Вып. 9. Санкт-Петербург, 2001. 124 с.
109. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: Учеб.пособие. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 188 с.
110. Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. 1280 с.
111. О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина ХХ века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. 696 с.
112. Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжанская С.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982-1997 годы) // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 88-95.
113. Ортега-и-Гассет. Х. Избранные труды / Пер. с исп. Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. М.: Весь Мир, 2000. 704 с.
114. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 494-526.
115. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 462-478.
116. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения / Пер. с англ. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М.: Логос, 2000. 448 с.
117. Подвойская Л.Т. Школьный реферат по обществознанию // Обществознание в школе. 1999. № 7. С. 66-71.
118. Прасолова Ю.А. Учёт индивидуальных особенностей учащихся при изучении курса обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 3. С. 29-35.
119. Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность // В поисках нового мировидения: Пригожин И., Рерих Е. и Н. М.: Знание, 1991. С. 32-41.
120. Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. и предисловие А.Ф. Грязнова. М.: Дом интеллектуальной книги. Идея - пресс, 2000. 288 с.
121. Психология подростка. Полное руководство / Под редакцией члена корреспондента РАО А. А. Реана. СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.432 с.
122. Райкка Ю. Свобода и право (не) знать // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.11, Социология: РЖ РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. отд. социологии и социальной психологии. 2000. №4. С. 42-46.
123. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы / Пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 2001. 560 с.
124. Риккерт Г. Философия жизни: Пер. с нем. Киев: Ника-Центр, 1998. 512 с.
125. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 620 с.
126. Росс Л. Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект-пресс, 2000. 429 с.
127. Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в
формировании социального заказа на образование? //
Социологические исследования. 2000. № 5. С. 81-89.
128. Рубина Л.Я О новом качестве социально-гуманитарного образования / Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: Методологические и методические проблемы. Материалы научно-практической конференции 28 апреля 2000 г. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2000. С. 64-66.
129. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. 200 с.
130. Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2. С. 176-189.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ