Институт правоохранительной деятельности в механизме защиты конституционных прав и свобод граждан в РФ
|
Введение 3
Глава 1. Юридическая сущность института правоохранительной деятельности 7
1.1. Понятие, сущность, предназначение института правоохранительной деятельности 7
1.2. История становления и совершенствования института правоохранительной деятельности 12
1.3. Зарубежный опыт функционирования правоохранительных органов и возможность использования в РФ 21
Глава 2. Порядок и особенности организации и осуществления полномочий правоохранительных органов в сфере признания, соблюдения и защиты конституционных прав и свобод граждан 29
2.1. Понятие, сущность и содержание механизма обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан 29
2.2. Полномочия правоохранительных органов по поддержанию законности и порядка 36
2.3. Прокуратура РФ в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина 54
Заключение 65
Список использованных источников 68
Работа сдана на «хорошо», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 61%
Глава 1. Юридическая сущность института правоохранительной деятельности 7
1.1. Понятие, сущность, предназначение института правоохранительной деятельности 7
1.2. История становления и совершенствования института правоохранительной деятельности 12
1.3. Зарубежный опыт функционирования правоохранительных органов и возможность использования в РФ 21
Глава 2. Порядок и особенности организации и осуществления полномочий правоохранительных органов в сфере признания, соблюдения и защиты конституционных прав и свобод граждан 29
2.1. Понятие, сущность и содержание механизма обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан 29
2.2. Полномочия правоохранительных органов по поддержанию законности и порядка 36
2.3. Прокуратура РФ в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина 54
Заключение 65
Список использованных источников 68
Работа сдана на «хорошо», уровень оригинальности по антиплагиат.ру 61%
Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина является приоритетной функцией государства. Права человека являются неотъемлемой частью правовой системы любого общества, занимая одно из главных мест среди общечеловеческих ценностей современного мира. Права и свободы закреплены в общепризнанных принципах и нормах международного права, а также в конституциях многих стран.
Несмотря на то, что охрана конституционных прав и свобод осуществляется различными отраслями права (конституционным, гражданским, уголовным, административным, трудовым и др.), в целом по стране наблюдается низкая эффективность в сфере обеспечения конституционных прав и свобод.
Одним из эффективных механизмов в борьбе с нарушениями конституционных прав является правоохранительная деятельность, однако и она не всегда достигает положительного результата. Трудности воплощения в жизнь идеи прав и свобод человека и гражданина в нашей стране вытекает из множества причин: недостаточного уровня экономического развития, низкой правовой культуры, нравственной воспитанности, правового нигилизма, менталитета населения и т.д.
Осуществление правоохранительной деятельности является важной функцией государства. Именно благодаря этой деятельности обеспечивается законность и правопорядок, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Для того чтобы все эти цели были достигнуты, необходимо иметь четкую структуру правоохранительных органов, четкую их централизацию и осуществлять надзор за этими органами.
Правоохранительная деятельность совершенствовалась и развивалась во все времена, ее значимость очевидна, поскольку даже в Киевской Руси существовали органы, осуществлявшие защиту прав населения.
Институт правоохранительных органов – неотъемлемый элемент любого государства, благодаря которому граждане могут быть уверены, что их права и свободы находятся под надежной защитой.
Тема достаточно актуальна, так как в настоящее время участились случаи обращения граждан различных социальных групп ввиду нарушения их конституционных прав и свобод, а правоохранительные органы должны реагировать на такие жалобы и заявления незамедлительно, иначе может возникнуть конфликт между гражданами и государством, что повлечет за собой разрушение устоявшейся системы правоохранительной деятельности. Произошедшие в настоящее время в России изменения затронули практически все сферы общественно-политической и социально-экономической жизни и коснулись прав и свобод каждого. Поэтому именно государство должно обеспечить гарантии прав и справедливость.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает деятельность правоохранительных органов по защите конституционных прав и свобод населения Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, а также природа, принципы и основные направления защиты прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами в Российской Федерации.
Цель данного исследования состоит в раскрытии сущности института правоохранительных органов в механизме защиты прав и свобод граждан.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность института правоохранительной деятельности.
2. Рассмотреть историю развития института правоохранительной деятельности.
3. Рассмотреть возможность применения зарубежного опыта правоохранительной деятельности в России.
4. Рассмотреть механизм осуществления и реализации конституционных прав и свобод.
5. Рассмотреть полномочия правоохранительных органов по поддержанию законности и правопорядка.
6. Охарактеризовать деятельность Прокуратуры РФ в сфере защиты прав и свобод граждан.
Методологическую основу исследования составляет комплекс различных методов познания. При проведении исследования использовались формально-юридический метод, выразившийся в анализе нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой, отразившийся в сопоставлении нормативного материала, относящегося к правовому статусу правоохранительных органов в различных государствах, сравнительно-исторический при изучении становления правоохранительных органов в России, а также моделирование при построении схемы, отображающей порядок действия правозащитной деятельности правоохранительных органов и др.
Следует отметить, что вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан привлекают внимание ученных в области права. Вопросы реализации, обеспечения прав и свобод человека и гражданина всегда были в центре внимания юридической науки. Так как, тема исследования носит комплексный характер, при написании выпускной квалификационной работы идет отсылка на труды представителей различных отраслей права. В области теории государства и права, конституционного права на работы таких авторов как Алексеев С. С., Глущенко П.П., Кикотъ В.Я., Белянская О.В., Абдулаев М. И., Комаров С.А., Козлова, Е. И., Кутафин О.Е., Ливмиц Д.З. и других. Изучению теоретических основ прокурорского надзора, раскрытию его различных аспектов посвятили свои труды такие ученые, как Ахетова О.С., Воронин О.В., Брагин А.П., Пронякин А.Д., Винокурова Ю.Е. и другие. В ходе написания выпускной квалификационной работы представилось необходимым обращение к работам таких ученых как Печников Н.П., Гуценко К. Ф., Ковалев М. А., Мягкова Е.Л., Савюк, Л.К., Гавриленко А.А.,Шахбанова Ю.А. и других ученых в работах, которых раскрывается система правоохранительных органов, а также система органов, осуществляющих защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Теоретическая значимость исследования заключается в необходимости развития конституционно-правовой науки и совершенствования деятельности правоохранительных органов в механизме защиты конституционных прав и свобод граждан с учетом отечественной практики и опыта зарубежных стран в целях укрепления демократических основ защиты прав и свобод человека и гражданина.
Практическая значимость выражается в том, что результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности для дальнейшего совершенствования механизма защиты конституционных прав и свобод граждан, в деятельности правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, в деятельности законодательных органов с целью совершенствования правозащитного законодательства, а также при преподавании таких учебных дисциплин как, конституционное право, правоохранительные органы, прокурорский надзор.
Несмотря на то, что охрана конституционных прав и свобод осуществляется различными отраслями права (конституционным, гражданским, уголовным, административным, трудовым и др.), в целом по стране наблюдается низкая эффективность в сфере обеспечения конституционных прав и свобод.
Одним из эффективных механизмов в борьбе с нарушениями конституционных прав является правоохранительная деятельность, однако и она не всегда достигает положительного результата. Трудности воплощения в жизнь идеи прав и свобод человека и гражданина в нашей стране вытекает из множества причин: недостаточного уровня экономического развития, низкой правовой культуры, нравственной воспитанности, правового нигилизма, менталитета населения и т.д.
Осуществление правоохранительной деятельности является важной функцией государства. Именно благодаря этой деятельности обеспечивается законность и правопорядок, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Для того чтобы все эти цели были достигнуты, необходимо иметь четкую структуру правоохранительных органов, четкую их централизацию и осуществлять надзор за этими органами.
Правоохранительная деятельность совершенствовалась и развивалась во все времена, ее значимость очевидна, поскольку даже в Киевской Руси существовали органы, осуществлявшие защиту прав населения.
Институт правоохранительных органов – неотъемлемый элемент любого государства, благодаря которому граждане могут быть уверены, что их права и свободы находятся под надежной защитой.
Тема достаточно актуальна, так как в настоящее время участились случаи обращения граждан различных социальных групп ввиду нарушения их конституционных прав и свобод, а правоохранительные органы должны реагировать на такие жалобы и заявления незамедлительно, иначе может возникнуть конфликт между гражданами и государством, что повлечет за собой разрушение устоявшейся системы правоохранительной деятельности. Произошедшие в настоящее время в России изменения затронули практически все сферы общественно-политической и социально-экономической жизни и коснулись прав и свобод каждого. Поэтому именно государство должно обеспечить гарантии прав и справедливость.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает деятельность правоохранительных органов по защите конституционных прав и свобод населения Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, а также природа, принципы и основные направления защиты прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами в Российской Федерации.
Цель данного исследования состоит в раскрытии сущности института правоохранительных органов в механизме защиты прав и свобод граждан.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность института правоохранительной деятельности.
2. Рассмотреть историю развития института правоохранительной деятельности.
3. Рассмотреть возможность применения зарубежного опыта правоохранительной деятельности в России.
4. Рассмотреть механизм осуществления и реализации конституционных прав и свобод.
5. Рассмотреть полномочия правоохранительных органов по поддержанию законности и правопорядка.
6. Охарактеризовать деятельность Прокуратуры РФ в сфере защиты прав и свобод граждан.
Методологическую основу исследования составляет комплекс различных методов познания. При проведении исследования использовались формально-юридический метод, выразившийся в анализе нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой, отразившийся в сопоставлении нормативного материала, относящегося к правовому статусу правоохранительных органов в различных государствах, сравнительно-исторический при изучении становления правоохранительных органов в России, а также моделирование при построении схемы, отображающей порядок действия правозащитной деятельности правоохранительных органов и др.
Следует отметить, что вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан привлекают внимание ученных в области права. Вопросы реализации, обеспечения прав и свобод человека и гражданина всегда были в центре внимания юридической науки. Так как, тема исследования носит комплексный характер, при написании выпускной квалификационной работы идет отсылка на труды представителей различных отраслей права. В области теории государства и права, конституционного права на работы таких авторов как Алексеев С. С., Глущенко П.П., Кикотъ В.Я., Белянская О.В., Абдулаев М. И., Комаров С.А., Козлова, Е. И., Кутафин О.Е., Ливмиц Д.З. и других. Изучению теоретических основ прокурорского надзора, раскрытию его различных аспектов посвятили свои труды такие ученые, как Ахетова О.С., Воронин О.В., Брагин А.П., Пронякин А.Д., Винокурова Ю.Е. и другие. В ходе написания выпускной квалификационной работы представилось необходимым обращение к работам таких ученых как Печников Н.П., Гуценко К. Ф., Ковалев М. А., Мягкова Е.Л., Савюк, Л.К., Гавриленко А.А.,Шахбанова Ю.А. и других ученых в работах, которых раскрывается система правоохранительных органов, а также система органов, осуществляющих защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Теоретическая значимость исследования заключается в необходимости развития конституционно-правовой науки и совершенствования деятельности правоохранительных органов в механизме защиты конституционных прав и свобод граждан с учетом отечественной практики и опыта зарубежных стран в целях укрепления демократических основ защиты прав и свобод человека и гражданина.
Практическая значимость выражается в том, что результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности для дальнейшего совершенствования механизма защиты конституционных прав и свобод граждан, в деятельности правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, в деятельности законодательных органов с целью совершенствования правозащитного законодательства, а также при преподавании таких учебных дисциплин как, конституционное право, правоохранительные органы, прокурорский надзор.
Обеспечение гражданам защиты их прав и свобод – одна из приоритетных задач демократического государства, стремящегося создать все условия для эффективного развития страны. Это проявление со стороны государства уважения к населению.
Подводя итоги исследования законодательства и практической деятельности правоохранительных органов России и зарубежных государств можно сделать следующие выводы. Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов и лиц по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка в обществе, важнейшей функцией которых является обеспечение режима законности в демократическом обществе. Функция защиты прав и свобод в России возложена на институт правоохранительных органов, которые являются одним из видов государственной деятельности.
Основы правоохранительной деятельности в России закладывались еще в Древней Руси. Формирование и развитие института правоохранительной деятельности прошло несколько этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
Рассмотрев особенности правоохранительных органов РФ, структуру, цели и задачи, принципы, на которых базируется их деятельность, можно с уверенностью сказать, что граждане находятся под надежной защитой государства. Тем не менее, чтобы добиться лидирующего положения относительно других стран (по показателям степени защищенности граждан в отношении их прав и свобод), Россия, несомненно, должна ориентироваться на пример стран Западной Европы, на США, где правоохранительные органы тесно взаимодействуют с населением. Представляется возможным для совершенствования правоохранительной деятельности в России использовать опыт зарубежных стран, достигших высокие показатели по предупреждению, раскрытию и расследованию правонарушений, устранению нарушений законности со стороны представителей власти и участию общественности в разработке решений по управлению полицейским аппаратом. Например, в Финляндии практикуется подключение населения к контролю над деятельностью национальных полицейских формирований. В США, Канаде, Японии и в большинстве стран Западной Европы признана успешной концепция «коммунальной полиции». Суть данной концепции состоит в установлении партнерства между полицией и населением на уровне общины и подчинении правоохранительных органов местным властям. Следует обратить внимание на тесное взаимодействие с населением, на примере Великобритании, где полицейский аппарат находится под надзором особых органов муниципальных советов.
Для эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления функций правоохранительных органов, необходимо наличие норм права, обеспечивающих не только права и свободы, но и механизм контроля за деятельностью государственных институтов. На сегодняшний день правоохранительная деятельность регулируется законами «О системе государственной службы в Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Правоохранительные органы представлены рядом служб, полномочия которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, различными постановлениями Правительства страны. Пока не существует единого закона, регулирующего правоохранительную деятельность. Однако на рассмотрении находится закон «О правоохранительной службе», призванный определить содержание, функции и систему правоохранительных органов.
Деятельность правоохранительных органов сложна и многообразна. Стабильность общества тесно связана с взаимодействием государственной власти, в лице правоохранительных органов с интересами человека и гражданина. Права и обязанности, возложенные на эти службы, достаточно обширны. Тем не менее, люди, работающие в данной сфере, заинтересованы в эффективности используемых средств и методов для защиты прав и свобод граждан, для процветания и развития государства.
Большое внимание обеспечению прав и свобод человека уделяется органами прокуратуры. Прокуратура обладает широким спектром правовых средств, позволяющих прослеживать, устранять нарушения прав и свобод человека, а также принимать меры по предупреждению таковых. Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфике ее деятельности место. Прокурорский надзор, занимает приоритетное место в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и является во многих случаях единственным результативным средством реагирования государства на нарушения закона.
Несомненно, для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов необходимо совершенствование законодательной базы, изменения в подборе и подготовки кадров, повышение престижа должностей правоохранительных служб и многое другое.
Только сочетание науки и практики, теоретических разработок, направленных на повышение качества контроля и надзора за осуществлением правоохранительной деятельности станут залогом повышения эффективности и стабильности данной деятельности, а значит и деятельности по защите прав и свобод граждан в России.
Подводя итоги исследования законодательства и практической деятельности правоохранительных органов России и зарубежных государств можно сделать следующие выводы. Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов и лиц по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка в обществе, важнейшей функцией которых является обеспечение режима законности в демократическом обществе. Функция защиты прав и свобод в России возложена на институт правоохранительных органов, которые являются одним из видов государственной деятельности.
Основы правоохранительной деятельности в России закладывались еще в Древней Руси. Формирование и развитие института правоохранительной деятельности прошло несколько этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
Рассмотрев особенности правоохранительных органов РФ, структуру, цели и задачи, принципы, на которых базируется их деятельность, можно с уверенностью сказать, что граждане находятся под надежной защитой государства. Тем не менее, чтобы добиться лидирующего положения относительно других стран (по показателям степени защищенности граждан в отношении их прав и свобод), Россия, несомненно, должна ориентироваться на пример стран Западной Европы, на США, где правоохранительные органы тесно взаимодействуют с населением. Представляется возможным для совершенствования правоохранительной деятельности в России использовать опыт зарубежных стран, достигших высокие показатели по предупреждению, раскрытию и расследованию правонарушений, устранению нарушений законности со стороны представителей власти и участию общественности в разработке решений по управлению полицейским аппаратом. Например, в Финляндии практикуется подключение населения к контролю над деятельностью национальных полицейских формирований. В США, Канаде, Японии и в большинстве стран Западной Европы признана успешной концепция «коммунальной полиции». Суть данной концепции состоит в установлении партнерства между полицией и населением на уровне общины и подчинении правоохранительных органов местным властям. Следует обратить внимание на тесное взаимодействие с населением, на примере Великобритании, где полицейский аппарат находится под надзором особых органов муниципальных советов.
Для эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления функций правоохранительных органов, необходимо наличие норм права, обеспечивающих не только права и свободы, но и механизм контроля за деятельностью государственных институтов. На сегодняшний день правоохранительная деятельность регулируется законами «О системе государственной службы в Российской Федерации», «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Правоохранительные органы представлены рядом служб, полномочия которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, различными постановлениями Правительства страны. Пока не существует единого закона, регулирующего правоохранительную деятельность. Однако на рассмотрении находится закон «О правоохранительной службе», призванный определить содержание, функции и систему правоохранительных органов.
Деятельность правоохранительных органов сложна и многообразна. Стабильность общества тесно связана с взаимодействием государственной власти, в лице правоохранительных органов с интересами человека и гражданина. Права и обязанности, возложенные на эти службы, достаточно обширны. Тем не менее, люди, работающие в данной сфере, заинтересованы в эффективности используемых средств и методов для защиты прав и свобод граждан, для процветания и развития государства.
Большое внимание обеспечению прав и свобод человека уделяется органами прокуратуры. Прокуратура обладает широким спектром правовых средств, позволяющих прослеживать, устранять нарушения прав и свобод человека, а также принимать меры по предупреждению таковых. Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфике ее деятельности место. Прокурорский надзор, занимает приоритетное место в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и является во многих случаях единственным результативным средством реагирования государства на нарушения закона.
Несомненно, для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов необходимо совершенствование законодательной базы, изменения в подборе и подготовки кадров, повышение престижа должностей правоохранительных служб и многое другое.
Только сочетание науки и практики, теоретических разработок, направленных на повышение качества контроля и надзора за осуществлением правоохранительной деятельности станут залогом повышения эффективности и стабильности данной деятельности, а значит и деятельности по защите прав и свобод граждан в России.
Подобные работы
- КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Конституционное право на судебную защиту в Российской Федерации: гарантии и проблемы реализации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Судебная защита прав и свобод граждан от незаконных действий государственных органов и должностных лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Понятие и система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по Конституции РФ (РАНХ и ГС (алтайский филиал))
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2018 - Правовые основы правозащитной деятельности прокуратуры
Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



