Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: проблемы и теории правоприменения
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 9
1.1. Юридическая природа должностных полномочий, их специфические признаки 9
1.2. Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 18
Глава 2. Особенности законодательной регламентации уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 29
2.1. Законодательная конструкция состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) 29
2.2. Обзор судебно-следственной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий 38
Глава 3. Проблемы правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий в российском законодательстве 50
3.1. Проблемы законодательного закрепления и правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 50
3.2. Предложения по совершенствованию практики применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 57
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 72
Приложения 79
Работа 2022 года, оценка "отлично", оригинальность антиплагиат.ру 88%
Глава 1. Теоретические аспекты исследования уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 9
1.1. Юридическая природа должностных полномочий, их специфические признаки 9
1.2. Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 18
Глава 2. Особенности законодательной регламентации уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 29
2.1. Законодательная конструкция состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) 29
2.2. Обзор судебно-следственной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий 38
Глава 3. Проблемы правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий в российском законодательстве 50
3.1. Проблемы законодательного закрепления и правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 50
3.2. Предложения по совершенствованию практики применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий 57
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 72
Приложения 79
Работа 2022 года, оценка "отлично", оригинальность антиплагиат.ру 88%
В России на протяжении последних лет проводится государственная политика, направленная на противодействие должностным преступлениям, в том числе отраженным в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», о чем свидетельствуют непосредственно принимаемые нормативные правовые акты. Кроме того, статистические данные свидетельствуют о том, что с каждым годом этих преступлений не становится меньше.
Данный вид преступлений является опасным с точки зрения функционирования органов государственной власти, формирования доверия к должностным лицам и отдельным органам. Приоритетом в данном случае является необходимость снижения случаев преступлений предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ с целью достижения оптимального уровня развития государственного управления. Постоянный рост количества преступлений в данной области является основанием для выявления существующих проблем и необходимости совершенствования правовых механизмов назначения уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями или их превышения.
Злоупотребление должностными полномочиями является специфичным видом преступления, которое, как правило, происходит в следующих сферах: государственное управления, банковская, финансовая система, военная, органов местного самоуправления и т.д. К основному способу совершения данного вида преступления является использование лицом служебных полномочий для достижения собственных целей. В результате этого перед государством стоит важная задача в назначении уголовной ответственности с учетом характера противоправных действий лица и необходимости создания условий для реализации интересов государственной службы.
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями имеет целый ряд проблем в рамках теории и правоприменения, что обуславливается отсутствием достаточного уровня развития уголовного законодательства. Развитие уголовное законодательства в данной области должно осуществляться с учетом приоритетов интересов государственной службы, актуальности вопроса формирования необходимого уровня доверия к органам государственной власти, отдельным должностным лицам и реализации обязанностей и правомочий с учетом принципов законности и приоритета защиты прав и законных интересов человека, общества и государства в целом. Вследствие этого, современная система законодательства и практика применения требует совершенствования в целях формирования единого подхода к формированию и развитию основ государственного управления и снижения случаев совершения преступлений должностными лицами.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти приобрела системный и глобальный характер. Коррупция оказывает значительное влияние на национальную безопасность и препятствует развитию в государстве института демократии и гражданского общества, создания оптимальных условий для реализации прав и законных интересов граждан в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Коррупция оказывает негативное влияние на развитие экономики, функционирования и развития финансовой системы и обеспечения совершенствования правовых механизмов организации деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Коррупция значительно снижает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления в обществе, в результате чего подрывается общий уровень развития демократических начал. Это обуславливает тем, что коррупционные преступления посягают на установленный законодательством порядок функционирования и развития органов государственной власти.
Теоретическую основу исследования составили научные труды следующих авторов: Бавсун М. В., Корбутова О.М., Балык П. П., Авдеев С.В., Струков А.Е., Воробьева С.В., Волков И.А., Мевлуд Д.Д., Кунц В.В., Семенюк А. В., Бем А.А., Гааг И.А., Разыграева Е.Н., Андреев В.Л., Дронова Ю.А., и других, которые осуществляют изучение вопросов уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Нормативно-правовую основу исследования составили следующие законодательные акты: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022), Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» и другие.
Эмпирическую основу исследования составила судебно-следственная практика, в частности следующая: Кассационное определение от 7 сентября 2019 г. №75-УД 16-3, Приговор Благовещенского гарнизонного военного суда от 26 мая 2020 г. по делу № АДКН/22123, Приговор № 1–42/2020 от 6 ноября 2020 г. по делу № 1–42/2020, Приговор Шегарского районного суда по делу № 1-56/2021 от 21 июля 2021 г. по делу № 1-56/2021 и другие.
Цель: выявить проблемы теории и правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий и разработка предложений по их решению.
Задачи:
проанализировать юридическую природу должностных полномочий, их специфические признаки;
изучить историю развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий;
рассмотреть законодательные конструкции состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
обзор судебно-следственной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий;
выявление проблем законодательного закрепления и правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий;
разработка предложений по совершенствованию практики применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Объект: общественные отношения в области уголовной ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Предмет: проблемы теории и правоприменения уголовной ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Методология и методика исследования. Для изучения темы работы были использованы общенаучные и частно-научные методы познания. К числу общенаучных относятся: исторический, диалектический. К числу частно-научных относятся такие методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный и иные методы познания.
Научная значимость исследования обуславливается раскрытием нормативных и теоретических положений в области изучения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, их систематизацией и выявлением основных тенденций развития.
Практическая значимость исследования обуславливается систематизацией судебно-следственной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий, выявления на основе нее проблемы в области правового регулирования и разработка путей совершенствования законодательства.
Структура исследования введение, три главы, разделенные на шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты исследования уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. В 1.1. рассматривается юридическая природа должностных полномочий и их специфические признаки.
Во второй главе выявляются особенности законодательной регламентации уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. В 2.1. раскрывается законодательная конструкция состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). В 2.2. производится обзор судебно-следственной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.
В третьей главе выявляются проблемы правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий в российском законодательстве. В 3.1. определяются проблемы законодательного закрепления и правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. В 3.2. разрабатываются предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Данный вид преступлений является опасным с точки зрения функционирования органов государственной власти, формирования доверия к должностным лицам и отдельным органам. Приоритетом в данном случае является необходимость снижения случаев преступлений предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ с целью достижения оптимального уровня развития государственного управления. Постоянный рост количества преступлений в данной области является основанием для выявления существующих проблем и необходимости совершенствования правовых механизмов назначения уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями или их превышения.
Злоупотребление должностными полномочиями является специфичным видом преступления, которое, как правило, происходит в следующих сферах: государственное управления, банковская, финансовая система, военная, органов местного самоуправления и т.д. К основному способу совершения данного вида преступления является использование лицом служебных полномочий для достижения собственных целей. В результате этого перед государством стоит важная задача в назначении уголовной ответственности с учетом характера противоправных действий лица и необходимости создания условий для реализации интересов государственной службы.
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями имеет целый ряд проблем в рамках теории и правоприменения, что обуславливается отсутствием достаточного уровня развития уголовного законодательства. Развитие уголовное законодательства в данной области должно осуществляться с учетом приоритетов интересов государственной службы, актуальности вопроса формирования необходимого уровня доверия к органам государственной власти, отдельным должностным лицам и реализации обязанностей и правомочий с учетом принципов законности и приоритета защиты прав и законных интересов человека, общества и государства в целом. Вследствие этого, современная система законодательства и практика применения требует совершенствования в целях формирования единого подхода к формированию и развитию основ государственного управления и снижения случаев совершения преступлений должностными лицами.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти приобрела системный и глобальный характер. Коррупция оказывает значительное влияние на национальную безопасность и препятствует развитию в государстве института демократии и гражданского общества, создания оптимальных условий для реализации прав и законных интересов граждан в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Коррупция оказывает негативное влияние на развитие экономики, функционирования и развития финансовой системы и обеспечения совершенствования правовых механизмов организации деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Коррупция значительно снижает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления в обществе, в результате чего подрывается общий уровень развития демократических начал. Это обуславливает тем, что коррупционные преступления посягают на установленный законодательством порядок функционирования и развития органов государственной власти.
Теоретическую основу исследования составили научные труды следующих авторов: Бавсун М. В., Корбутова О.М., Балык П. П., Авдеев С.В., Струков А.Е., Воробьева С.В., Волков И.А., Мевлуд Д.Д., Кунц В.В., Семенюк А. В., Бем А.А., Гааг И.А., Разыграева Е.Н., Андреев В.Л., Дронова Ю.А., и других, которые осуществляют изучение вопросов уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Нормативно-правовую основу исследования составили следующие законодательные акты: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022), Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» и другие.
Эмпирическую основу исследования составила судебно-следственная практика, в частности следующая: Кассационное определение от 7 сентября 2019 г. №75-УД 16-3, Приговор Благовещенского гарнизонного военного суда от 26 мая 2020 г. по делу № АДКН/22123, Приговор № 1–42/2020 от 6 ноября 2020 г. по делу № 1–42/2020, Приговор Шегарского районного суда по делу № 1-56/2021 от 21 июля 2021 г. по делу № 1-56/2021 и другие.
Цель: выявить проблемы теории и правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий и разработка предложений по их решению.
Задачи:
проанализировать юридическую природу должностных полномочий, их специфические признаки;
изучить историю развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий;
рассмотреть законодательные конструкции состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
обзор судебно-следственной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий;
выявление проблем законодательного закрепления и правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий;
разработка предложений по совершенствованию практики применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Объект: общественные отношения в области уголовной ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Предмет: проблемы теории и правоприменения уголовной ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Методология и методика исследования. Для изучения темы работы были использованы общенаучные и частно-научные методы познания. К числу общенаучных относятся: исторический, диалектический. К числу частно-научных относятся такие методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный и иные методы познания.
Научная значимость исследования обуславливается раскрытием нормативных и теоретических положений в области изучения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, их систематизацией и выявлением основных тенденций развития.
Практическая значимость исследования обуславливается систематизацией судебно-следственной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий, выявления на основе нее проблемы в области правового регулирования и разработка путей совершенствования законодательства.
Структура исследования введение, три главы, разделенные на шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты исследования уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. В 1.1. рассматривается юридическая природа должностных полномочий и их специфические признаки.
Во второй главе выявляются особенности законодательной регламентации уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. В 2.1. раскрывается законодательная конструкция состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). В 2.2. производится обзор судебно-следственной практики по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.
В третьей главе выявляются проблемы правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий в российском законодательстве. В 3.1. определяются проблемы законодательного закрепления и правоприменения уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. В 3.2. разрабатываются предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Основу реализации государственного управления составляет функционирование органов государственной власти, обеспечения реализации принципов законности деятельности должностных лиц, реализации ими совокупности прав и обязанностей, составляющие основу правового статуса. Согласно ст. 285 УК РФ должностными лицами является лица, которые постоянно, временно или по специально уполномочены на осуществление функций представителя власти или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, в органах местного самоуправления и в соответствующих учреждениях, а также в Вооружённых силах РФ. Данное определение является ключевым в рамках установления содержания должностного лица и его полномочий, требований которые предъявляются к ним, ограничениям относительно статуса, совокупности прав и обязанностей, которыми он наделяется.
Злоупотребление должностными полномочиями является специфичным видом преступления, которое, как правило, происходит в следующих сферах: государственное управления, банковская, финансовая система, военная, органов местного самоуправления и т.д. К основному способу совершения данного вида преступления является использование лицом служебных полномочий для достижения собственных целей.
Данный вид деяния значительно причиняет вред интересам службы в органах местного самоуправления и органов государственной власти, что во многом нарушает авторитет государственной власти и основ ее функционирования и оказывает значительное негативное влияние на иные сферы общественной жизни. В результат этого на протяжении длительного времени шло активное развитие законодательства в области обеспечения назначения уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и определения направлений развития законодательства в данной области с учетом повышения эффективности государственной власти.
Развитие отечественного законодательств происходило поэтапно с учетом изменения категории и понимания должностного лица, уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Преобразование законодательства в данной области происходило в рамках реформирования уголовного права, приоритета реализации принципов законности в рамках функционирования органов государственной власти. Итогом развития стало современное состояние уголовного законодательства в области назначения ответственности по ст. 285 и 286 УК РФ.
Законодательная конструкция состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) имеют ряд схожих черт, что обуславливается их содержанием, в частности специфичным субъектом и объективной стороне. Состав преступления во многом определяет особенности характера противоправных действий лица и нарушениям основ функционирования и развития государственной службы.
Рассмотренные положения составов преступления ст. 286 и 286 УК РФ позволило установить наличия множество схожих черт, которые во многом создают препятствия в правильной квалификации действий субъектов и установления ответственности с учетом характера противоправного деяния. В данном аспекте актуальным является вопрос дополнения законодательства и создания условий для оценки противоправного характера действий лица и установления уголовной ответственности с учетом совокупности факторов, отдельных обстоятельств.
В отличие от злоупотребления должностными полномочиями ответственность за превышение должностными полномочиями наступает исключительно при совершении должностным лицом активных действий, которые явно выражаются в выходе за пределы его полномочий, которые стали основой для нарушения совокупности прав и законных интересов физических и юридических лиц или иных охраняемых законодательством интересов общества и государство, при условии, что должностное лицо осознало, что его действия выходят за пределы полномочий, которые определяются законодательством.
Анализ практики демонстрирует, что интересы службы и служебный долг составляет основу статуса должностного лица, который определяет объемом обязанностей и полномочий, которые устанавливаются в отношении него и вытекают из положений законодательства, трудового договора и локальных актов отдельных органов государственной власти. Если должностное лицо осуществляет деятельность вопреки интересам службы, то выявляется факт нарушения положений ст. 286 УК РФ и достаточно сложным является вопрос разграничения с требованиями к составу преступления, который устанавливается ст. 285 УК РФ. В том случае, если сотрудник правоохранительных органов укрыл преступление посредством фальсификации доказательств, материалов осуществления проверки, то его действия следует квалифицировать согласно положениям ч. 1 ст. 285 УК РФ, а в отдельных случаях согласно ст. 286 УК РФ.
Исходя из анализа норм ст. 285 и 286 УК РФ можно сделать вывод, что данные виды преступления имеют общий объект посягательства. В качестве основного объекта посягательств данных составов преступления следует рассматривать общественные отношения, которые нацелены на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные составы преступления включают один и тот же субъект преступления это должностное лицо, которое осуществляет свои обязанности в соответствие с законодательством. Также оба деяния совершаются исключительно при наличии прямого умысла.
Как показывает анализ практики, при совпадении основных признаков составов квалификация по ст. 285 УК РФ или ст. 286 УК РФ зависит от установления или не установления такого факультативного признака субъективной стороны, характеризующей ст. 285 УК РФ, как мотив – корыстная или иная личная заинтересованность. В результате этого в рамках анализа судебной практики следует прийти к выводу, что существуют значительные сложности в правильной квалификации действий лица и разграничения от иных составов преступления.
К основным проблемам в области назначения уголовной ответственности за данные виды преступления следует относить: отсутствие единого понимания должностного лица в рамках административного и уголовного законодательства, в связи, с чем формируются противоречия между определением должностных полномочий и обязанностей и требований, которые предъявляются к субъектам; отсутствие закрепление в положениях ст. 285 УК РФ квалифицирующих признаков совершения преступления группой лиц по предварительному сговору; отсутствие положений предусматривающих квалифицирующие признаки уголовной ответственности за совершение преступления предусмотренного ст. 285 УК РФ в случае нарушения международного договора и общепризнанных принципов права, которые причиняют вред законным интересам РФ и репутации государства на международно арене включить отдельные положения в УК РФ, которая предполагает ответственность за аналогичные действия; ошибки в квалификации действий лица со смежными составами преступления.
В рамках проведенного исследования были выработаны следующие предложения по совершенствованию практики применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий:
1. требуется дополнить положения КоАП РФ, в частности целесообразно изменить понятие должностного лица с учетом положений ст. 285 УК РФ для формирования единого понимания должностного лица, совокупности полномочий и обязанностей которыми он наделяется;
2. требуется изложить ч. 2 ст. 285 УК РФ в следующей редакции:
2. То же деяние, совершенное: а) лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
б) группой лиц по предварительному сговору.
3. требуется дополнить положения ч. 4 ст. 285 УК РФ, которая предусматривала уголовную ответственность за нарушение международного договора и общепризнанных принципов права, которые причиняют вред законным интересам РФ и репутации государства на международно арене включить отдельные положения в УК РФ, которая предполагает ответственность за аналогичные действия.
Таким образом, на основании вышеизложенного, следует прийти к выводу, что поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме, в рамках исследовательской работы был осуществлен анализ аспектов уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий с учетом современной правоприменительной практики. Совершенствование в данной области требует дополнения законодательства и создания эффективной системы правового регулирования вопросов назначения уголовной ответственности и формирования единого подхода к организации государственной службы и достижения приоритетных целей и задач, которые ставятся перед ними.
Злоупотребление должностными полномочиями является специфичным видом преступления, которое, как правило, происходит в следующих сферах: государственное управления, банковская, финансовая система, военная, органов местного самоуправления и т.д. К основному способу совершения данного вида преступления является использование лицом служебных полномочий для достижения собственных целей.
Данный вид деяния значительно причиняет вред интересам службы в органах местного самоуправления и органов государственной власти, что во многом нарушает авторитет государственной власти и основ ее функционирования и оказывает значительное негативное влияние на иные сферы общественной жизни. В результат этого на протяжении длительного времени шло активное развитие законодательства в области обеспечения назначения уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и определения направлений развития законодательства в данной области с учетом повышения эффективности государственной власти.
Развитие отечественного законодательств происходило поэтапно с учетом изменения категории и понимания должностного лица, уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Преобразование законодательства в данной области происходило в рамках реформирования уголовного права, приоритета реализации принципов законности в рамках функционирования органов государственной власти. Итогом развития стало современное состояние уголовного законодательства в области назначения ответственности по ст. 285 и 286 УК РФ.
Законодательная конструкция состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) имеют ряд схожих черт, что обуславливается их содержанием, в частности специфичным субъектом и объективной стороне. Состав преступления во многом определяет особенности характера противоправных действий лица и нарушениям основ функционирования и развития государственной службы.
Рассмотренные положения составов преступления ст. 286 и 286 УК РФ позволило установить наличия множество схожих черт, которые во многом создают препятствия в правильной квалификации действий субъектов и установления ответственности с учетом характера противоправного деяния. В данном аспекте актуальным является вопрос дополнения законодательства и создания условий для оценки противоправного характера действий лица и установления уголовной ответственности с учетом совокупности факторов, отдельных обстоятельств.
В отличие от злоупотребления должностными полномочиями ответственность за превышение должностными полномочиями наступает исключительно при совершении должностным лицом активных действий, которые явно выражаются в выходе за пределы его полномочий, которые стали основой для нарушения совокупности прав и законных интересов физических и юридических лиц или иных охраняемых законодательством интересов общества и государство, при условии, что должностное лицо осознало, что его действия выходят за пределы полномочий, которые определяются законодательством.
Анализ практики демонстрирует, что интересы службы и служебный долг составляет основу статуса должностного лица, который определяет объемом обязанностей и полномочий, которые устанавливаются в отношении него и вытекают из положений законодательства, трудового договора и локальных актов отдельных органов государственной власти. Если должностное лицо осуществляет деятельность вопреки интересам службы, то выявляется факт нарушения положений ст. 286 УК РФ и достаточно сложным является вопрос разграничения с требованиями к составу преступления, который устанавливается ст. 285 УК РФ. В том случае, если сотрудник правоохранительных органов укрыл преступление посредством фальсификации доказательств, материалов осуществления проверки, то его действия следует квалифицировать согласно положениям ч. 1 ст. 285 УК РФ, а в отдельных случаях согласно ст. 286 УК РФ.
Исходя из анализа норм ст. 285 и 286 УК РФ можно сделать вывод, что данные виды преступления имеют общий объект посягательства. В качестве основного объекта посягательств данных составов преступления следует рассматривать общественные отношения, которые нацелены на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные составы преступления включают один и тот же субъект преступления это должностное лицо, которое осуществляет свои обязанности в соответствие с законодательством. Также оба деяния совершаются исключительно при наличии прямого умысла.
Как показывает анализ практики, при совпадении основных признаков составов квалификация по ст. 285 УК РФ или ст. 286 УК РФ зависит от установления или не установления такого факультативного признака субъективной стороны, характеризующей ст. 285 УК РФ, как мотив – корыстная или иная личная заинтересованность. В результате этого в рамках анализа судебной практики следует прийти к выводу, что существуют значительные сложности в правильной квалификации действий лица и разграничения от иных составов преступления.
К основным проблемам в области назначения уголовной ответственности за данные виды преступления следует относить: отсутствие единого понимания должностного лица в рамках административного и уголовного законодательства, в связи, с чем формируются противоречия между определением должностных полномочий и обязанностей и требований, которые предъявляются к субъектам; отсутствие закрепление в положениях ст. 285 УК РФ квалифицирующих признаков совершения преступления группой лиц по предварительному сговору; отсутствие положений предусматривающих квалифицирующие признаки уголовной ответственности за совершение преступления предусмотренного ст. 285 УК РФ в случае нарушения международного договора и общепризнанных принципов права, которые причиняют вред законным интересам РФ и репутации государства на международно арене включить отдельные положения в УК РФ, которая предполагает ответственность за аналогичные действия; ошибки в квалификации действий лица со смежными составами преступления.
В рамках проведенного исследования были выработаны следующие предложения по совершенствованию практики применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий:
1. требуется дополнить положения КоАП РФ, в частности целесообразно изменить понятие должностного лица с учетом положений ст. 285 УК РФ для формирования единого понимания должностного лица, совокупности полномочий и обязанностей которыми он наделяется;
2. требуется изложить ч. 2 ст. 285 УК РФ в следующей редакции:
2. То же деяние, совершенное: а) лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
б) группой лиц по предварительному сговору.
3. требуется дополнить положения ч. 4 ст. 285 УК РФ, которая предусматривала уголовную ответственность за нарушение международного договора и общепризнанных принципов права, которые причиняют вред законным интересам РФ и репутации государства на международно арене включить отдельные положения в УК РФ, которая предполагает ответственность за аналогичные действия.
Таким образом, на основании вышеизложенного, следует прийти к выводу, что поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме, в рамках исследовательской работы был осуществлен анализ аспектов уголовной ответственности за злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий с учетом современной правоприменительной практики. Совершенствование в данной области требует дополнения законодательства и создания эффективной системы правового регулирования вопросов назначения уголовной ответственности и формирования единого подхода к организации государственной службы и достижения приоритетных целей и задач, которые ставятся перед ними.
Подобные работы
- Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: проблемы теории и правоприменения
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 950 р. Год сдачи: 2023 - Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение полномочиями по Уголовному кодексу РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Злоупотребление должностными полномочиями статья 285 УК РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Злоупотребление должностными полномочиями и превышение
должностных полномочий
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫНЕСЕНИЕ ЗАВЕДОМО НЕПРАВОСУДНЫХ ПРИГОВОРА, РЕШЕНИЯ ИЛИ ИНОГО СУДЕБНОГО АКТА
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Проблемы уголовной ответственности за самоуправство (ст.330 УК РФ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Уголовная ответственность за дачу взятки (Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



