Работа сделана на примере ПАО «Аэрофлот.
Проведен анализ финансового состояния за 2020-2021 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1. Основы стратегического планирования авиакомпании. 5
1.1 Сущность, цели и виды стратегического планирования. 5
1.2 Этапы стратегического планирования. 7
1.3 Особенности стратегического планирования в современных авиакомпаниях. 10
2. Стратегическое планирование деятельности организации на примере ПАО «Аэрофлот» 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Аэрофлот» 13
2.2 Анализ финансовой отчетности ПАО «Аэрофлот» 15
2.3. Стратегический анализ ПАО «Аэрофлот» в рамках стратегического планирования деятельности организации 21
3. Направления развития выбранной стратегии ПАО «Аэрофлот» 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 39
Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды в совокупности обуславливают возрастающее значения конкурентоспособности компаний. В подобных условиях организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит им успешно функционировать в рамках изменений, происходящих во внешнем окружении. Наличие стратегии является обязательным условием успешного роста и развития любой компании, поскольку позволяют сформировать и укрепить ее конкурентные преимущества.
Все задачи, связанные с принятием стратегических решений о развитии бизнеса, требуют проведения соответствующих исследований. В этой связи стратегический анализ призван сформировать информационную базу о состоянии и динамики не только внутренней среды организации, но и внешнего окружения, что позволит принимать лучшие управленческие решения в условиях неопределенности.
Для крупных организаций особо важное значение хорошо разработанная стратегия, способная возвести организацию на новый уровень, поспособствовать ее росту и развитию, а также осуществлению намеченных целей. В этой связи тема данной курсовой работы является очень актуальной.
Целью данной учебной практики является изучение теоретических основ стратегического планирования деятельности организации, а также осуществления стратегического планирования деятельности ПАО «Аэрофлот».
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие и роль стратегического планирования деятельности организации;
• рассмотреть основные этапы стратегического планирования деятельности организации;
• рассмотреть теоретические основы, необходимые для проведения стратегического анализа;
• изучить экономические характеристики и особенности деятельности анализируемой компании;
• исследовать эффективность ее деятельности путем проведения стратегического анализа;
• разработать направления развития компании, а также способов оптимизации ее деятельности.
Объектом исследования является ПАО «Аэрофлот»
Предметом исследования является стратегический анализ и оценка эффективности выбранной стратегии роста ПАО «Аэрофлот».
В качестве источников информации использовались различные статьи в журналах и на интернет-порталах СМИ, такие как Консультант +, Электронный и печатный журнал «Генеральный директор», Электронный журнал «Коммерческий директор», печатный журнал «Harvard Business Review» и прочие. В качестве методической литературы были использованы труды отечественных и зарубежных экономистов, таких как Комаева Л.Э., Аскеров П.Ф., Кобелева И.В., Грант Р., Вилисов В.Я., Казакова Н.А., Грушенко В.И., Баринов В.А., Баженов О.В., Томсон-мл. А., Стрикленд III Дж. и другие.
Методология исследования включала такие общенаучные методические приемы как: анализ и синтез, абстрагирование, аналогия, системный анализ и моделирование.
Данный отчет по учебной практике состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключении данного отчета по учебной практике стоит отметить, что стратегическое планирование является одним из важных процессов на предприятии. Стратегическое планирование направлено на разработку специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. Оно играет важную роль в развитии каждой организации. От целей, которые ставит перед собой компания, и от путей их реализации зависит как будет развиваться организация и какое место она займет на рынке.
По итогам данного исследования, можно сделать следующие выводы, касающиеся деятельности компании ПАО «Аэрофлот» и реализуемых ею стратегий.
• Аэрофлот является бесспорным лидером гражданской авиации России, фактическим национальным перевозчиком. Аэрофлот, основанный 17 марта 1923 года, является одной из успешных авиакомпаний мира и одним из наиболее узнаваемых российских брендов.
• Наиболее сильное давление на Аэрофлот отказывает конкуренция внутри отрасли и рыночная власть поставщиков. Государственно-частное партнерство обеспечивает Аэрофлоту лидирующие позиции на российском рынке, как по уровню качества, пассажирообороту, так и по уровню лояльности клиентов.
• Аэрофлот имеет хорошее перспективное положение и вполне успешно реализует свои стратегии. Возможности компании во многом совпадают с её стратегическими ориентирами. Основными преимуществами компании являются: многочисленные представительства за рубежом, лидерство на российском рынке, сотрудничество с государством, наличие дочерних компаний, наличие самого молодого самолетного парка в Европе.
• Согласно матрице Mc Kinsey, компании «Аэрофлот» следует совершенствовать уровень сервиса, инвестировать и сохранять разумные цены. Необходимо поддерживать свою конкурентно способность, а по возможности и укреплять позиции не только на российском, но и на мировом рынке авиаперевозок.
• Аэрофлот довольно успешно реализует стратегию интеграции, в результате которой обе стороны получают дополнительные преимущества. Новые дочерние компания получают дополнительные возможности для дальнейшего развития, могут предоставлять клиентам новые выгодные условия, а также автоматические становятся членами международного альянса Skyteam.
• Сама интеграция Аэрофлота в международный альянс имеет не только огромное количество преимуществ, но и такие недостатки, как невыгодные условия со стороны американских компаний и невозможность сотрудничества с компаниями, не являющимися членами международного альянса Skyteam.
• Существует четыре пути оптимизации стратегии интеграции в компании «Аэрофлот»:
1. Укрепление лидирующих позиций на рынке путем реализации действующих стратегий.
2. Продолжение и развитие сотрудничества с государством.
3. Продолжение сотрудничества с альянсом Skyteam
В заключении, стоит отметить, что ПАО «Аэрофлот» следует действовать согласно предложенным стратегиям одновременно для того, чтобы сохранить свое лидирующую позицию на рынке, приобрести новые конкурентные преимущества, стать более привлекательное компанией для инвесторов и клиентов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.06.2017)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ в ред. от 14.11.2017 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ в ред. от 14.11.2017 г.
5. Воронин, Н.В. Специфика выбора стратегии развития предприятия / Н.В. Воронин // Вестник науки и образования. – 2019. – №12-2 (66). – С. 17-20.
6. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
7. Губарева, Е.Г. Теоретико-методические основы стратегического управления предприятием / Е.Г. Губарева, А.С. Будагов, А.М. Колесников // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2018. – №4. – С. 3-9.
8. Джуха, В.М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В.М. Джуха, Н.П. Жуковская, А.Н. Кокин, И.С. Штапова – КноРус, 2019 – 282с.
9. Егоршин, А. П. Стратегический менеджмент : учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 290 с.
10. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 375 с.
11. Калашникова, И.А. Проблемы формирования стратегии развития предприятия / И.А. Калашникова // ЭКОНОМИНФО. – 2019. – №1. – С. 11-16.
12. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 176 с.
13. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.
14. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 361 с.
15. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 176 с.
16. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справочное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
17. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот» // https://www.aeroflot.ru/cms/
18. Центр управления финансами: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Центр управления финансами. – Электрон. дан.– Режим доступа: http://center-yf.ru. - (Дата обращения: 18.10.2022)
19. Электронно-библиотечная система «ZNANIUM» [электронный ресурс] / Электронно-библиотечная система «ZNANIUM». – Электрон. дан. – Режим доступа: http://znanium.com. - (Дата обращения: 19.10.2022).