Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №102949

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы23
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Настоящее исследование посвящено изучению развития простых и дифференцировочных реакций у детей дошкольного возраста в период с 4 до 6 лет. Развитие сенсомоторных реакций рассматривается с точки зрения созревания функциональной системы, обеспечивающей данный вид поведенческой активности ребенка.
Актуальность исследования. Исследование психофизиологического созревания ребенка является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем возрастной психологии. Интенсивно развиваются такие направления психологии развития как возрастная психофизиология и детская нейропсихология (Т.М.Марютина, 1995; Д.А.Фарбер и др., 1998; Э.Г.Симерницкая, 1985; Т.В.Ахутина, 1998; Ю.В.Микадзе, 1998 и др.). В рамках указанных направлений особое внимание уделяется дошкольному возрасту, так как это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания (Л.А.Венгер, 1969; Структурно-функциональная организация развивающегося мозга, 1990; Т.Н.Осипенко, 1996 и др.).
В настоящее время в детской психофизиологии и нейропсихологии интенсивно исследуются закономерности развития восприятия, внимания, памяти и других психических функций детей (Т.Г.Бетелева, 1983; Э.Г.Симерницкая, 1985; Н.В.Дубровинская, 1985; Микадзе, 1998; Д.А.Фарбер и др., 1998 и др.). Большое число работ посвящено изучению закономерностей структурно-функционального созревания мозга ребенка (Структурно-функциональная организация развивающегося мозга, 1990; Т.М. Марютина, 1995 и др.). Вместе с тем, все еще остаются мало исследованными многие формы целостной поведенческой активности ребенка. В частности, до сих пор не проводилось
систематического изучения развития в онтогенезе ребенка произвольных сенсомоторных реакций (СМР).
Изучение произвольных сенсомоторных реакций занимает одно из важных мест в экспериментальной психологии и психофизиологии (Е.И. Бойко, 1964; Н.И. Чуприкова, 1967, 1979; R.D.Luce, 1986 и др.). Большая прикладная значимость, относительная несложность организации эксперимента, произвольность, опосредованность речью и другие особенности предопределили давний и устойчивый интерес исследователей к изучению сенсомоторного реагирования как к модели наиболее простых форм специфически человеческого сознательного поведения (Е.И. Бойко, 1964; Р.Шошолль, 1966).
Одно из важных направлений исследования сенсомоторных реакций - изучение их развития в онтогенезе (C.E.Nobble et al., 1964; F.Klimt, 1969; W.W.Surwillo, 1972, 1973; В.П Лисенкова, 1971; И.И. Солодовникова, 1966; S.A.Hale, 1990 и др.). В связи с последними достижениями возрастной психофизиологии и нейропсихологии одной из актуальных проблем является изучение закономерностей развития сенсомоторных реакций ребенка с позиции структурно-функционального созревания мозга.
Объектом исследования выступают простые и дифференцировочные реакции у детей 4-6 лет.
Предметом исследования является развитие и особенности организации простых и дифференцировочных реакций у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в изучении динамики созревания у детей дошкольного возраста функциональной системы, обеспечивающей протекание сенсомоторных реакций.
Гипотеза исследования. В связи с гетерохронностью структурно-функционального созревания мозга ребенка предполагается, что динамика развития различных звеньев функциональной системы, обеспечивающей протекание сенсомоторных реакций, (звена регуляции, звена принятия решения и др.) и ее свойств (реактивности, подвижности) имеет специфические особенности в разные периоды онтогенеза детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
- разработать методические подходы и адаптированные к детскому возрасту компьютерные методики для исследования простых и дифференцировочных реакций у детей дошкольного возраста;
- разработать способ оценки динамики развития различных звеньев и свойств функциональной системы (ФС), обеспечивающей сенсомоторные реакции;
- выявить ведущие факторы и их вклад в прогрессивное развитие простых и дифференцировочных реакций у детей 4-6 лет;
- проанализировать темпы развития различных звеньев и свойств исследуемой функциональной системы у детей дошкольного возраста (сенсорно-перцептивного звена, звена принятия решения, звена регуляции, моторного и памятного звена, реактивности и подвижности);
- исследовать половые различия в динамике развития сенсомоторных реакций;
- исследовать связь между временем сенсомоторных реакций и показателями интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база. В экспериментальном исследовании приняли участие 165 детей в возрасте 4-6 лет из ДОУ г.Екатеринбурга и г.Москвы.
Методологической основой исследования является концепция функциональной системы и системогенеза П.К. Анохина, а также теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р Лурия.
Научная новизна и теоретическая значимость работы. У детей дошкольного возраста исследуется с позиции системного подхода возрастная динамика не только простых, но дифференцировочных реакций. Развитие сенсомоторных реакций рассматривается с точки зрения развития отдельных звеньев и свойств функциональной системы, обеспечивающей данную форму поведенческой активности ребенка.
Разработаны методические подходы для исследования сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста. Предложен способ оценки динамики созревания различных звеньев и свойств исследуемой функциональной системы.
Выявлены ведущие факторы совершенствования простых и дифференцировочных реакций у детей 4-6 лет, а также особенности организации сенсомоторных реакций у дошкольников разного возраста. Показаны половые различия в возрастной динамике сенсомоторных реакций. Получены новые экспериментальные данные, касающиеся темпов созревания различных звеньев и свойств исследуемой функциональной системы.
Внесен вклад в разработку одной из наиболее дискутируемых в современной психологии проблемы взаимосвязи времени реакции и интеллекта у детей.
Практическая значимость. Установлены возрастные нормативы для детей 4, 5 и 6 лет по отдельным показателям простых и дифференцировочных реакций.
Разработанная психофизиологическая методика может быть использована совместно с нейропсихологическими, психологическими и нейрофизиологическими методами для исследования уровня развития психических функций у детей дошкольного возраста. Ценность разработанной методики заключается в том, что она имеет ярко выраженный игровой характер, достаточно проста в использовании и носит характер экспресс диагностики.
Апробация работы. Отдельные положения работы были доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка» (Санкт-Петербург, 1999), на юбилейной, конференции УрГУ им. А.М. Горького (Екатеринбург, 2000), на международной конференции, посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО, (Москва, 2000).
Результаты исследования отражены в публикациях (8 статей), в том числе в двух коллективных монографиях.
Работа выполнялась в рамках научного проекта, поддержанного грантом РФФИ (06-99-80123). Руководитель проекта - Киселев С.Ю.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были разработаны адаптированные к детскому возрасту компьютерные методики, направленные на исследование простых и дифференцировочных реакций (С.Ю. Киселев и др., 1996; С.Ю.Киселев и др., 2001).
Для исследования интеллекта использовался детский вариант теста Векслера, адаптированный и стандартизированный на отечественной выборке А.Ю.Панасюком.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Совершенствование разных сенсомоторных реакций в онтогенезе дошкольника связано с различными ведущими факторами, в качестве которых выступают процессы созревания тех или иных звеньев и свойств функциональной системы, обеспечивающей данный вид поведенческой активности ребенка.
2. Темпы созревания различных звеньев и свойств исследуемой функциональной системы (реактивности, подвижности, звена принятия решения, звена регуляции и др.) неодинаковы на разных этапах развития дошкольника.
3. Существуют половые различия в динамике развития сенсомоторных реакций.
4. Время простых и дифференцировочных реакций не связано с показателями интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 201 наименование, из них 63 на иностранных языках. Текст диссертации из-ложен на 160 страницах. Работа содержит 2 рисунка и 19 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


I. Совершенствование различных видов сенсомоторных реакций в онтогенезе детей дошкольного возраста связано преимущественно с созреванием разных звеньев и свойств исследуемой функциональной системы:
а) ведущим фактором развития простых сенсомоторных реакций является увеличение реактивности сенсомоторной системы;
б) созревание звена принятия решения является одним из ведущих факторов развития реакций различения и реакций выбора;
в) ведущим фактором совершенствования реакций различения стимулов, отличающихся по ориентации, является созревание сенсорно-перцептивного звена;
г) увеличение подвижности сенсомоторной системы является ведущим фактором совершенствования реакций выбора после переделки; .
д) ведущим фактором развития реакций выбора из четырех альтернатив является созревание памятного и моторного звена.
2. Различные звенья и свойства функциональной системы, обеспечивающей протекание сенсомоторных реакций, имеют разные темпы развития в онтогенезе детей дошкольного возраста:
а) наиболее высокие темпы созревания наблюдаются у памятного и моторного звена, особенно в период с 4 до 5 лет;
б) подвижность сенсомоторной системы имеет наибольший темп развития в период с 4 до 5 лет и значимо не изменяется в период с 5 до 6 лет;
в) реактивность сенсомоторной системы имеет равномерный темп развития в период с 4 до 6 лет;
г) пространственный аспект работы сенсорно-перцептивного звена имеет наибольший темп развития в период с 4 до 5 лет и значимо не изменяется в период с 5 до 6 лет;
д) звено принятия решения в реакциях различения имеет равномерный темп созревания в период с 4 до 6 лет, а в составе реакций выбора темп созревания данного звена в период с 4 до 5 лет выше, чем в период с 5 до 6 лет.
3. Созревание звена регуляции обеспечивает в онтогенезе детей дошкольного возраста увеличение стабильности реагирования в ре-акциях различения трудно дифференцируемых стимулов и реакциях выбора.
4. В дошкольный период развития у девочек наблюдается относительное преобладание в темпах развития когнитивного и регуляционного компонента дифференнировочных реакций, а у мальчиков реактивного.
5. Не обнаружено связи времени сенсомоторных реакций с показателями уровня развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.



1. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста// Журн. высш. нерв. деят. - 1996. - Т. 46, №1. -0,1 п.л.
2. Время сенсомоторной реакции у детей дошкольного и младшего школьного возраста// Журн. высш. нерв. деят. - 1997, - Т. 47, №1.¬0,2 п.л.
3. Динамика развития времени реакции на зрительные стимулы у детей дошкольного возраста// Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. - СПб., 1999. - 0,3 п.л.
4. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у
детей старшего дошкольного возраста//Вопросы психологии. - 2000. - №4. - 0,3 п.л. -
5. Возрастные особенности простых и дифференцировочных реакций у детей дошкольного возраста// Физиология развития человека (Материалы международной конференции, посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО). - М., 2000. - 0,2 п.л.
6. Закономерности развития простых и дифференцировочных реакций у детей дошкольного возраста// Психологический вестник Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2000. - 0,2 п.л.
7. Динамика развития времени реакции на зрительные стимулы в онтогенезе ребенка// Журн. высш. нерв. деят. - 2001. - Т. 51, №1. - 0,1 п.л.
8. Компьютерная методика исследования простых и дифференцировочных реакций у детей дошкольного и младшего школьного возраста// Журн. высш. нерв. деят. - 2001. - Т.51, №2. - 0,3 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ