Феномен газеты исследуется уже на протяжении многих десятилетий, но до сих пор остаются “белые пятна” в познании “главного заголовка газеты” - названия самого издания. Если заголовок отдельной газетной публикации изучен достаточно подробно - в стилистическом, функциональном, синтаксическом, структурном аспектах (Богословская, Махнёва, 1985; Гоциридзе, 1981; Джанджакова, 1979, 1988; Дроздовский, 1982; Костомаров, 1971; Лазарева, 1989; Сафонов, 1981; Стам, 1982; Фоменко, 1983; Хазагеров, 1984 и другие), то название газеты еще ждет своих исследователей. Причи¬на этого ясна: газета до сих пор не рассматривалась как целостный текст, а значит, и не характеризовалась структурная ее часть - название.
Накопление знаний об отдельных произведениях в составе газеты обусловило логичный переход ученых-лингвистов к рассмотрению газетного номера в целом. Можно отметить работы И.П. Лысаковой, в которых анализируются части газеты (рубрики, подборки) в совокупности (Лысакова, 1982,1986,1987,1989). Общий взгляд на газету представлен в исследованиях Э.А. Лазаревой (Лазарева, 1993); исходным для автора является подход к газете, совокупности разных номеров одной газеты и разных газет как к единому тексту, постулированный Ю.В. Рождественским (Рождественский, 1979). Э.А. Лазарева проанализировала текстовые категории (Гальперин, 1981; Майданова, 1987; Матвеева, 1981; Реферовская, 1988; Солганик, 1984) применительно к единому тексту газеты и вывела, что газета обладает всеми признаками текста (целостностью, связностью, отдельностью, модальностью) в их специфическом проявлении. Газета - это текст текстов, целостный текст, составленный из множества произведений.
Рассматривая название как структурную единицу совокупного текста, в первую очередь ставим вопрос о принципах его создания. Исследование этого аспекта диктует обращение к теории номинации. Вопросам номинации посвящены работы многих ученых (Габинская, 1986; Гак, 1977; Голомидова, 1987,1998; Лосев, 1990; Рут, 1992; Торопцев, 1970, 1974). Исследовались названия различных объектов - населенных пунктов, улиц, пароходов и т.д. (Голомидова, 1987, 1995; Дьяконова, Домрачева, 1974; Соболева, Суперанская, 1986; Тимофеев, 1988), но названия газетного издания среди них еще не было.
Помимо номинативного аспекта потребность в познании специфических черт “имен” периодических изданий определяется и той ролью, которую средства массовой информации играют в обществе. «Действенно жить как человеческое существо - это значит жить, располагая информацией» (Бесонов, 1971, с. 188). Ясно, что в современном обществе потребность в информации, а следовательно, и зависимость человека от различных источников информации очень велики. Газета, призванная отражать актуальные события в жизни общества, не может не реагировать на те изменения, которые в нем происходят, что, соответственно, находит воплощение как в содержании, так и в названии (Колоколова, Дрягина, 1986; Костомаров, 1971; Лысакова, 1981; Мишурис, 1968; Панфилова, 1975; Солганик, 1980, 1981 и другие). Перестройка разрушила идеологические ус¬тои тоталитарного общества, господствовавшего семь десятилетий, возникла многопартийность. Преобразования вызвали бурный рост новых изданий и изменение стилистического облика известных газет.
Итак, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения специфики названия газетного издания как номинативной и стилистической единицы. Разрешение данной проблемы имеет не только узколингвистическое, но и культурологическое значение: актуально выявление особенностей тех компонентов произведения, которые важны в аспекте общения, - это направление задано в работах “Оптимизация речевого воздействия” (1990), “Культура русской речи и эффективность общения” (1996), “Проблемы речевой коммуникации” (2000). Общение с газетой начинается именно с названия. Также выявление специфики газетного названия имеет значение для нормализации номинативного процесса в этой области.
Объектом настоящего исследования является название газетного издания.
Предмет исследования - ономасиологический и стилистический аспекты названия газетного издания.
Цель работы - установление типов номинации газетного издания и определение особенностей влияния идеологии на “имя” газеты.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить своеобразие газетного издания как объекта именования.
2. Определить специфику названия газеты в отличие от заголовка отдельного газетного текста.
3. Установить критерии, определяющие процесс номинации газеты.
4. Выделить структурно-семантические модели газетных на-званий, рассмотреть значение их компонентов.
5. Определить мотивировочные признаки, лежащие в основе номинации газетных изданий.
6. Обозначить специфические черты газеты как идеологического объекта.
7. Выявить особенности взаимодействия названия с совокупным вторичным текстом газеты в отличие от соотношения “заголовок - первичный текст”.
8. Определить влияние идеологических установок времени на газетные названия.
9. Сопоставить результаты исследования процесса номинации и влияния идеологии на названия газет различных периодов времени.
Материал исследования составляют названия газет двух периодов - современного, связанного с осуществлением демократических реформ (1989-1999 гг), и периода, связанного с проведением Октябрьской революции (1913-1923 гг). Данные этапы показательны для сравнения: они характеризуются кардинальными преобразованиями в обществе (сменой политического курса) и бурным ростом периодической печати. Для удобства сравнения выделенных отрезков времени мы обозначим период, связанный с совершением Октябрьской революции, как исторический. Соответственно, газетные названия этого периода будут иметь определение “исторические”. Всего проанализировано 500 газет: 250 - современных и 250 - исторических.
Материал исследуется различными методами. Название рассматривается в двух аспектах - как самостоятельно употребляющаяся лингвистическая единица и как элемент текста. Соответственно, основу анализа составляет сплав компонентного (Кузнецова, 1980, 1982; Литвин, 1984; Никитин, 1983; Стернин, 1985) и контекстуального методов. При определении своеобразия газеты как объекта именования, специфики роли названия, его структурно-семантических особенностей, идеологических типов газет применяется описательный метод. Для выявления общих тенденций и закономерностей создания названий газет и влияния идеологии на названия используется сравнительный анализ: сопоставляются аналогичные процессы двух исторических периодов.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые:
- объектом исследования стал такой класс номинативных единиц, как названия газет;
- обозначен подход к газетному названию как к элементу единого целостного текста, состоящего из множества других текстов;
- представлены различные взгляды на газетные названия в идеологическом плане;
- использовано сочетание синхронического и диахронического подходов к проблеме газетного названия.
Теоретическая значимость работы заключается: в характеристике такого явления, как газетное название (с позиций теории текста, номинативного процесса, стилистики текста); в собрании и классификации фактического материала, дающего перспективу в исследовании русского языка, истории и постижении ментальности общества; в возможности использования выводов и наблюдений автора в работах по стилистике текста, теории журналистики, теории номинации.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в журналистской практике для более эффективного выбора названия издания в условиях жесткой конкуренции, а также - для выработки рекомендаций номинаторам в целях совершенствования номинативного процесса в этой области. Материалы диссертации могут быть полезны и в изучении курса стилистики на факультетах журналистики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Название составного вторичного текста газеты (текста текстов) - это неизученный лингвистический феномен. Необходимо вы-явление его сущности, создание теории этого текстового явления.
2. Особенности названия газетного вторичного составного текста выявляются при рассмотрении его как номинативной единицы, с одной стороны, и структурной единицы, стоящей во главе текста, с другой стороны.
3. Корректность исследования названия газеты наиболее эффективна при сопоставлении названий газет двух сравнимых общественно-исторических периодов -- перестройки (1989-1999 гг) и Октябрьской революции (1913-1923 гг).
4. Номинативные особенности газетного названия демонстрируют структурно-семантические модели, которые позволяют вы-делить мотивировочные признаки, лежащие в основе названий. При рассмотрении данных признаков учитываются синтаксический статус названий, частеречная принадлежность и семантика входящих в состав названия компонентов.
5. Стилистические характеристики названий газет формируются за счет отражения влияния идеологических установок общества. Они проявляются в периоды коренной ломки устоев жизни.
Основные положения и результаты исследования прошли апробацию в ходе обсуждения на кафедре стилистики и русского языка факультета журналистики Уральского государственного университета, а также были представлены на международной, региональных и межвузовских конференциях в Екатеринбурге (1995), Челябинске (1996), Москве (1999, 2000), Омске (1999).
Композиция диссертационной работы состоит из двух частей: часть I “Типы номинации газетного издания”, часть II “Влияние идеологии на “имя” газеты”. Диссертация также содержит Введение, Заключение и Приложения.
1. Название газеты - своеобразный феномен, имеющий текстовую природу и характеризующийся как номинативная единица.
2. Процесс образования названий в основном идет по моделям метонимического и метафорического переносов. На современном этапе активно используются новые модели: сложение основ, предложение с диалоговой семантикой. В образовании названий участвуют родовые термины, имеющие значение “информация”.
3. Выделяются четыре типа номинации газетного издания: основанные на признаках информации, темы, места/времени и при-знаке, отражающем метареферентную ситуацию. Авторов изданий отличает стремление как к концептуальным (тематическим) названиям, так и к “свободным” (не задающим концепцию издания) названиям.
4. Смена единой идеологии на многопартийную систему влияет на изменение концепции давно существующих изданий и определении лица новых: “старые” издания меняют свои названия или сохраняют в переосмысленном виде, новые названия отличаются либо четкой политической направленностью, либо отказом от любой идеологической окраски.
5. Переход от многопартийной системы к однопартийной обусловливает сохранение среди давно существующих изданий только тех, которые отражают соответствующую идеологию, и появление новых изданий с названиями единой идеологической направленности.
6. Необходима дальнейшая разработка теории названия целостного составного текста текстов. Результаты данного исследования имеют значение не только для познания “главного заголовка газеты”, но и для характеристики названий других составных текстов - книг, журналов.
1. Название газетного издания: новые тенденции //Сотрудничество в сфере массовой коммуникации: Средний Урал (Россия) - Северная Каролина (США): Тез. докл. междунар. научн.-практич. конф./УрГУ. Екатеринбург, 1995. С.62-64 (в соавторстве с Э.А. Ла-заревой).
2. Что там - за “Окном”?// Факс: журнал уральских журналистов/УрГУ. Екатеринбург, 1998. №№ 1-2 (9-10). С. 35-38.
3. Название газетного издания: формирование смысла// Журналистика в 1998 году. Проблемы и опыт функционирования в условиях системного кризиса СМИ: Тез. докл. научн.-практич. конф./ МГУ. М., 1999. С. 44-46.
4. Особенности процесса номинации газетного издания И Журналистика в 1999 году: Тез. докл. научн.-практич. конф./МГУ. М., 2000. С. 18-22.