Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЗВАНИЕ ГАЗЕТЫ: ономасиологический и стилистический аспекты

Работа №102884

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы24
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Выводы
Публикации

Феномен газеты исследуется уже на протяжении многих десятилетий, но до сих пор остаются “белые пятна” в познании “главного заголовка газеты” - названия самого издания. Если заголовок отдельной газетной публикации изучен достаточно подробно - в стилистическом, функциональном, синтаксическом, структурном аспектах (Богословская, Махнёва, 1985; Гоциридзе, 1981; Джанджакова, 1979, 1988; Дроздовский, 1982; Костомаров, 1971; Лазарева, 1989; Сафонов, 1981; Стам, 1982; Фоменко, 1983; Хазагеров, 1984 и другие), то название газеты еще ждет своих исследователей. Причи¬на этого ясна: газета до сих пор не рассматривалась как целостный текст, а значит, и не характеризовалась структурная ее часть - название.
Накопление знаний об отдельных произведениях в составе газеты обусловило логичный переход ученых-лингвистов к рассмотрению газетного номера в целом. Можно отметить работы И.П. Лысаковой, в которых анализируются части газеты (рубрики, подборки) в совокупности (Лысакова, 1982,1986,1987,1989). Общий взгляд на газету представлен в исследованиях Э.А. Лазаревой (Лазарева, 1993); исходным для автора является подход к газете, совокупности разных номеров одной газеты и разных газет как к единому тексту, постулированный Ю.В. Рождественским (Рождественский, 1979). Э.А. Лазарева проанализировала текстовые категории (Гальперин, 1981; Майданова, 1987; Матвеева, 1981; Реферовская, 1988; Солганик, 1984) применительно к единому тексту газеты и вывела, что газета обладает всеми признаками текста (целостностью, связностью, отдельностью, модальностью) в их специфическом проявлении. Газета - это текст текстов, целостный текст, составленный из множества произведений.
Рассматривая название как структурную единицу совокупного текста, в первую очередь ставим вопрос о принципах его создания. Исследование этого аспекта диктует обращение к теории номинации. Вопросам номинации посвящены работы многих ученых (Габинская, 1986; Гак, 1977; Голомидова, 1987,1998; Лосев, 1990; Рут, 1992; Торопцев, 1970, 1974). Исследовались названия различных объектов - населенных пунктов, улиц, пароходов и т.д. (Голомидова, 1987, 1995; Дьяконова, Домрачева, 1974; Соболева, Суперанская, 1986; Тимофеев, 1988), но названия газетного издания среди них еще не было.
Помимо номинативного аспекта потребность в познании специфических черт “имен” периодических изданий определяется и той ролью, которую средства массовой информации играют в обществе. «Действенно жить как человеческое существо - это значит жить, располагая информацией» (Бесонов, 1971, с. 188). Ясно, что в современном обществе потребность в информации, а следовательно, и зависимость человека от различных источников информации очень велики. Газета, призванная отражать актуальные события в жизни общества, не может не реагировать на те изменения, которые в нем происходят, что, соответственно, находит воплощение как в содержании, так и в названии (Колоколова, Дрягина, 1986; Костомаров, 1971; Лысакова, 1981; Мишурис, 1968; Панфилова, 1975; Солганик, 1980, 1981 и другие). Перестройка разрушила идеологические ус¬тои тоталитарного общества, господствовавшего семь десятилетий, возникла многопартийность. Преобразования вызвали бурный рост новых изданий и изменение стилистического облика известных газет.
Итак, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения специфики названия газетного издания как номинативной и стилистической единицы. Разрешение данной проблемы имеет не только узколингвистическое, но и культурологическое значение: актуально выявление особенностей тех компонентов произведения, которые важны в аспекте общения, - это направление задано в работах “Оптимизация речевого воздействия” (1990), “Культура русской речи и эффективность общения” (1996), “Проблемы речевой коммуникации” (2000). Общение с газетой начинается именно с названия. Также выявление специфики газетного названия имеет значение для нормализации номинативного процесса в этой области.
Объектом настоящего исследования является название газетного издания.
Предмет исследования - ономасиологический и стилистический аспекты названия газетного издания.
Цель работы - установление типов номинации газетного издания и определение особенностей влияния идеологии на “имя” газеты.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить своеобразие газетного издания как объекта именования.
2. Определить специфику названия газеты в отличие от заголовка отдельного газетного текста.
3. Установить критерии, определяющие процесс номинации газеты.
4. Выделить структурно-семантические модели газетных на-званий, рассмотреть значение их компонентов.
5. Определить мотивировочные признаки, лежащие в основе номинации газетных изданий.
6. Обозначить специфические черты газеты как идеологического объекта.
7. Выявить особенности взаимодействия названия с совокупным вторичным текстом газеты в отличие от соотношения “заголовок - первичный текст”.
8. Определить влияние идеологических установок времени на газетные названия.
9. Сопоставить результаты исследования процесса номинации и влияния идеологии на названия газет различных периодов времени.
Материал исследования составляют названия газет двух периодов - современного, связанного с осуществлением демократических реформ (1989-1999 гг), и периода, связанного с проведением Октябрьской революции (1913-1923 гг). Данные этапы показательны для сравнения: они характеризуются кардинальными преобразованиями в обществе (сменой политического курса) и бурным ростом периодической печати. Для удобства сравнения выделенных отрезков времени мы обозначим период, связанный с совершением Октябрьской революции, как исторический. Соответственно, газетные названия этого периода будут иметь определение “исторические”. Всего проанализировано 500 газет: 250 - современных и 250 - исторических.
Материал исследуется различными методами. Название рассматривается в двух аспектах - как самостоятельно употребляющаяся лингвистическая единица и как элемент текста. Соответственно, основу анализа составляет сплав компонентного (Кузнецова, 1980, 1982; Литвин, 1984; Никитин, 1983; Стернин, 1985) и контекстуального методов. При определении своеобразия газеты как объекта именования, специфики роли названия, его структурно-семантических особенностей, идеологических типов газет применяется описательный метод. Для выявления общих тенденций и закономерностей создания названий газет и влияния идеологии на названия используется сравнительный анализ: сопоставляются аналогичные процессы двух исторических периодов.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые:
- объектом исследования стал такой класс номинативных единиц, как названия газет;
- обозначен подход к газетному названию как к элементу единого целостного текста, состоящего из множества других текстов;
- представлены различные взгляды на газетные названия в идеологическом плане;
- использовано сочетание синхронического и диахронического подходов к проблеме газетного названия.
Теоретическая значимость работы заключается: в характеристике такого явления, как газетное название (с позиций теории текста, номинативного процесса, стилистики текста); в собрании и классификации фактического материала, дающего перспективу в исследовании русского языка, истории и постижении ментальности общества; в возможности использования выводов и наблюдений автора в работах по стилистике текста, теории журналистики, теории номинации.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в журналистской практике для более эффективного выбора названия издания в условиях жесткой конкуренции, а также - для выработки рекомендаций номинаторам в целях совершенствования номинативного процесса в этой области. Материалы диссертации могут быть полезны и в изучении курса стилистики на факультетах журналистики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Название составного вторичного текста газеты (текста текстов) - это неизученный лингвистический феномен. Необходимо вы-явление его сущности, создание теории этого текстового явления.
2. Особенности названия газетного вторичного составного текста выявляются при рассмотрении его как номинативной единицы, с одной стороны, и структурной единицы, стоящей во главе текста, с другой стороны.
3. Корректность исследования названия газеты наиболее эффективна при сопоставлении названий газет двух сравнимых общественно-исторических периодов -- перестройки (1989-1999 гг) и Октябрьской революции (1913-1923 гг).
4. Номинативные особенности газетного названия демонстрируют структурно-семантические модели, которые позволяют вы-делить мотивировочные признаки, лежащие в основе названий. При рассмотрении данных признаков учитываются синтаксический статус названий, частеречная принадлежность и семантика входящих в состав названия компонентов.
5. Стилистические характеристики названий газет формируются за счет отражения влияния идеологических установок общества. Они проявляются в периоды коренной ломки устоев жизни.
Основные положения и результаты исследования прошли апробацию в ходе обсуждения на кафедре стилистики и русского языка факультета журналистики Уральского государственного университета, а также были представлены на международной, региональных и межвузовских конференциях в Екатеринбурге (1995), Челябинске (1996), Москве (1999, 2000), Омске (1999).
Композиция диссертационной работы состоит из двух частей: часть I “Типы номинации газетного издания”, часть II “Влияние идеологии на “имя” газеты”. Диссертация также содержит Введение, Заключение и Приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Название газеты - своеобразный феномен, имеющий текстовую природу и характеризующийся как номинативная единица.
2. Процесс образования названий в основном идет по моделям метонимического и метафорического переносов. На современном этапе активно используются новые модели: сложение основ, предложение с диалоговой семантикой. В образовании названий участвуют родовые термины, имеющие значение “информация”.
3. Выделяются четыре типа номинации газетного издания: основанные на признаках информации, темы, места/времени и при-знаке, отражающем метареферентную ситуацию. Авторов изданий отличает стремление как к концептуальным (тематическим) названиям, так и к “свободным” (не задающим концепцию издания) названиям.
4. Смена единой идеологии на многопартийную систему влияет на изменение концепции давно существующих изданий и определении лица новых: “старые” издания меняют свои названия или сохраняют в переосмысленном виде, новые названия отличаются либо четкой политической направленностью, либо отказом от любой идеологической окраски.
5. Переход от многопартийной системы к однопартийной обусловливает сохранение среди давно существующих изданий только тех, которые отражают соответствующую идеологию, и появление новых изданий с названиями единой идеологической направленности.
6. Необходима дальнейшая разработка теории названия целостного составного текста текстов. Результаты данного исследования имеют значение не только для познания “главного заголовка газеты”, но и для характеристики названий других составных текстов - книг, журналов.



1. Название газетного издания: новые тенденции //Сотрудничество в сфере массовой коммуникации: Средний Урал (Россия) - Северная Каролина (США): Тез. докл. междунар. научн.-практич. конф./УрГУ. Екатеринбург, 1995. С.62-64 (в соавторстве с Э.А. Ла-заревой).
2. Что там - за “Окном”?// Факс: журнал уральских журналистов/УрГУ. Екатеринбург, 1998. №№ 1-2 (9-10). С. 35-38.
3. Название газетного издания: формирование смысла// Журналистика в 1998 году. Проблемы и опыт функционирования в условиях системного кризиса СМИ: Тез. докл. научн.-практич. конф./ МГУ. М., 1999. С. 44-46.
4. Особенности процесса номинации газетного издания И Журналистика в 1999 году: Тез. докл. научн.-практич. конф./МГУ. М., 2000. С. 18-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ