Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНАУЧНОГО ПОНЯТИЯ «ЗАКОН» У УЧАЩИХСЯ 5—9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Работа №102875

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы23
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность проблемы и темы исследования. С каждым годом в нашей стране увеличивается число людей, получивших образование, однако уровень их интеллектуального развития не всегда соответствует современным требованиям. В качестве причины такого явления чаще всего называется недостаточность объема полученных знаний, их прочности, глубины или системности. Мы считаем, что обычно именно дефицит знаний является мощным стимулом для творческих решений, востребованных в современных условиях. Кроме того, знания слишком быстро морально «устаревают», а их чрезмерная систематизация может оказаться препятствием на пути формирования нового взгляда на проблему.
По нашему мнению, одна из главных причин несоответствия образованности и интеллектуальной воспитанности людей заключается в недостаточной фундаментализации знаний: их всеобщности, разнообразии, целенаправленности, гибкости, мобильности, доступности во времени и пространстве, а также надежности в качестве основы для принятия эффективных и результативных решений. Необходимым элементом фундаментализации знаний и важнейшим их проявлением мы полагаем наличие в них общенаучного понятия «закон», под которым понимаем систему генерализующих знании, представляющую собой существенные, устойчивые, необходимые, общие, повторяющиеся связи, выражающие отношения сущностей, предметов и явлений и определенную тенденцию их развития в учебной и практической деятельности.
От усвоения общенаучного понятия «закон», на наш взгляд, непосредственно зависит организованность знаний в сознании учащегося, где она одновременно и результат действия общенаучного понятия «закон» по структурированию знаний, и характеристика их фундаментальности. Усвоенное общенаучное понятие «закон» сокращает объем информации, предполагаемый для овладения соответствующим учебным предметом, причем сокращение достигается не в результате механического отбрасывания избыточной ее части, а в результате рационального «уплотнения». На современном этапе развития школьного образования, характеризующемся стремительным возрастанием объема научной информации, ученику во избежание перегрузок предстоит овладевать все более информационно емкими знаниями, то есть совместно с учителем так организовывать свою учебную деятельность, чтобы ее результатом становилось формирование наиболее общих связей и отношений между понятиями. Однако в реальных условиях образовательного процесса это происходит крайне редко. Осознанная необходимость закона, неотвратимость его действия в сочетании с чувством долга и ответственности за свои поступки характеризуют правовой аспект воспитательного значения общенаучного понятия «закон». Его сформированность способствует реализации права каждого ребенка быть умным, так как значительно снижает зависимость результатов обучения от врожденных задатков и способностей учащихся, что ведет к укреплению у них веры в свои силы, интеллектуальному и личностному развитию.
Мы считаем, что именно математика обладает исключительными возможностями для формирования у учащихся общенаучного понятия «закон». Имея дело с абстрактными, идеальными образами, она является источником общих знаний и способов решения проблем. И словом, и знаком, и образом, и действием она способна вовлекать в этот процесс детей с разными познавательными стилями в удобном для них режиме умственного труда. Однако культом математики как учебного предмета, замечает X. Ж. Ганеев, стало «владение алгоритмами, способами решения задач, хорошая тренированность в разрешении типовых ситуаций, то есть традиционное математическое образование утратило целостную ориентацию, стало глубоко технократичным». Это обстоятельство приводит к тому, что значительные потенциальные возможности математики в фундаментализации знаний учащихся пока не реализуются в полной мере. Кроме того, их реализации препятствуют следующие противоречия между:
• все возрастающим значением математики как части общечеловеческой культуры и сокращением количества учебного времени, отведенного на ее изучение;
• фундаментальными целями математического образования и традиционными методами обучения математике, практически исключающими возможность формирования общенаучного понятия «закон»;
• значительным ростом научной информации в содержании курса математики и возможностью ее усвоения каждым школьником;
» востребованной современным обществом необходимостью усвоения учащимися общенаучного понятия «закон» и отсутствием в дидактике и методике преподавания математики теоретически обоснованных методических оснований для ее реализации;
стремлением учащихся самостоятельно проникнуть в творческий процесс нахождения генерализующих знаний и реальностью обучения, в которой преобладает тенденция сообщения знаний в готовом виде;
нацеленностью учащихся на развитие своей личности и психологической косностью большинства учителей, видящих свою основную цель в подготовке учащихся к экзаменам;
1 необходимостью формирования и усвоения учениками общенаучного понятия «закон» и неосведомленностью многих учителей в отношении фундаментализирующего познание потенциала уроков математики.
Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и определения педагогических возможностей курса математики в фундаментализации знаний учащихся на основе общенаучного понятия «закон».
Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил определить тему. «Формирование общенаучного понятия “закон” у учащихся 5—9 классов в процессе обучения математике».
Цель исследования — выявить, определить, обосновать и реализовать педагогические возможности курса математики основной школы для формирования общенаучного понятия «закон».
Объект исследования — процесс обучения математике в 5—9 классах.
Предмет исследования —- формирование общенаучного понятия «закон» в процессе обучения математике в 5—9 классах.
Гипотеза исследования: педагогические возможности математики для формирования общенаучного понятия «закон» будут выявлены, определены, обоснованы и реализованы, если:
• раскрыть значение общенаучного понятия «закон» для фундаментализации образования;
• выявить сущность, структуру, содержание и направленность курса математики основной школы на формирование и усвоение общенаучного понятия «закон»;
• вовлекать учащихся в самостоятельную субъектную деятельность по дидактическому анализу содержания и методических приемов формирования математических понятий и их законов;
• организовать на уроках математики дидактические отношения «исследовательская деятельность — обучение математике».
На основании положений гипотезы мы формулируем следующие задачи:
1. В процессе дидактического анализа литературы философского, педагогического и психологического содержания выявить и определить генезис проблемы формирования общенаучного понятия «закон» в истории педагогики и образования.
2. Обобщая результаты исследовательской деятельности учащихся основной школы, раскрыть педагогический потенциал уроков математики для формирования и усвоения общенаучного понятия «закон».
3. Выявить и обосновать необходимость и преимущества организации исследовательской дидактической деятельности учащихся на уроках математики и на основе анализа имеющейся методической литературы и личного опыта разработать методику отслеживания результатов субъектной деятельности школьников по формированию у них общенаучного понятия «закон».
Методологическая база исследования. Основополагающими методологическими идеями послужили: гегелевское учение о «развитии закона из понятия»; теория формирования понятийных структур Л. С. Выготского; теория содержательного обобщения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова; теория ситуации успеха в обучении А. С. Белкина; концепция Ж. Пиаже, раскрывающая основы формирования понятий, и концепция психологии интеллекта М. А. Холодной.
Теоретические основы исследования базируются на: системном подходе к поэтапному развитию общенаучного понятия «закон», в основе которого лежат работы В. Н. Голованова, В. Н. Панибратова; идеях о фундаментальном образовательном значении общенаучного понятия «закон», встречаемых в исследованиях Ю. К. Бабанского, Г. В. Воробьева, Д. Дьюи, В. И. Загвязинского, У. X. Кильпатрика, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Э. Меймана, М. Н. Скаткина, Э. Торндайка; тесной связи общенаучного понятия «закон» и математики, представленной в работах Г. В. Воробьева, B. П. Кохановского, К. Халла; иерархии законов в научной теории, разработанной М. С. Бургиным, В. И. Кузнецовым; концептуальных положениях Б. П. Беспалько, А. Б. Воронцова, Л. С. Выготского, X. Ж. Ганеева, В. В. Давыдова, В. М. Заславского, М. В. Кларина, И. Б. Котовой, Ж. Пиаже, Дж. Равенна (мл.), Л. М. Фридмана, М. А. Холодной, Г. А. Цукерман, Е. Н. Шиянова, Г. И. Щукиной, Д. Б. Эльконина; концепции отображения сущностного педагогического знания, равноценного категории закона науки и соответствующей ему закономерности, Г. В. Воробьева; теории структурирования за-конов инновационных процессов, являющихся ведущей и необходимой тенденцией развития образования в современном мире, Н. Р. Юсуфбековой; теории генезиса научного педагогического сознания Л. А. Беляевой и
C. А. Днепрова.
В качестве источников исследования использовались:
1. Фундаментальные труды Аристотеля, Ф. Бэкона, Леонардо да Винчи, Г. Галилея, Г. В. Ф. Гегеля, И. Ф. Гербарта, Т. Гоббса, Гомера, А. Дистервега, И. Канта, П. С. Лапласа, Г. В. Лейбница, Д. Локка, И. Г. Песталоцци, Платона, Б. Спинозы, К. Д. Ушинского.
2. Закон РФ «Об образовании» 1996 г., Концепция и программа проекта «Математика. Психология. Интеллект», Программа по математике для общеобразовательных учреждений.
3. Толковый математический словарь под редакцией А. П. Савина, психолого-педагогический словарь под редакцией П. И. Пидкасистого, современный словарь по психологии В. В. Юрчука, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, философский словарь под редакцией И. Т. Фролова.
4. Учебники по математике для 5—6 классов Э. Р. Нурка, Н. Я. Виленкина, И. В. Барановой, Г. В. Дорофеева, Б. П. Эрдниева и П. М. Эрдниева, учебник-собеседник Л. Н. Шеврина, книги серии МПИ, созданные авторским коллективом под руководством Э. Г. Гельфман; учебники «Алгебра-8» Ш. А. Алимова, Н. Я. Виленкина, «Дополнительные главы к школьному учебнику» Ю. Н. Макарычева, «Квадратные уравнения» Э. Г. Гельфман, книга «Современная алгебра и тригонометрия» Э. Вэнса, профессора Оберлинского колледжа, изданная в США на английском языке.
5. Результаты исследовательской деятельности учащихся школы №91 г. Екатеринбурга.
Базой исследования служили школы г. Екатеринбурга (№91, 131, 135, 52, 94, 63, «Родники», Дягелевский лицей), а также г. Новоуральска, Березовского, Кушвы, Ревды.
Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения методологических, теоретических и практических проблем. В работе нашли отражение различные методы научного познания. Среди них теоретические: комплексный анализ и синтез философского, педагогического и психологического знания по проблеме исследования; аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и метод восхождения от абстрактного к конкретному для обоснования преимуществ исследовательской деятельности учащихся с целью формирования общенаучного понятия «закон»; эмпирические: контентный анализ определений понятия «закон»; сравнительный дидактический анализ действующих учебников по математике; мониторинг уровня сформированности общенаучного понятия «закон» у учащихся на уроках математики. Итогом стали обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа-.
1996—1999 гг. — практическая и научно-исследовательская деятельность в школе, обобщение и систематизация личного опыта по проблеме формирования общенаучного понятия «закон» у учащихся 5—9 классов в процессе обучения математике;
1999—2000 гг. — выявление актуальности и степени разработанности проблемы исследования на основе теоретического анализа философской и научной литературы педагогического, психологического и математического содержания; определение концепции, методологических основ и структуры исследования; разработка и обоснование основных положений исследования;
2000— 2002 гг. — обобщение и систематизация данных теоретического и практического характера по проблеме исследования, внесение уточнений и дополнений, редактирование и оформление диссертации.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Выявлена актуальность и обоснована необходимость научных исследований процессов формирования и усвоения общенаучного понятия «закон» в современной школе.
2. Установлены и доказаны эффективность и результативность выбора исследовательской дидактической деятельности учащихся для усвоения ими общенаучного понятия «закон».
3. Выделены и систематизированы социальные, психофизиологические, психологические, дидактические и методические условия, подтверждающие необходимость организации исследовательской деятельности учащихся 5—9 классов на уроках математики, а также те, которые способствуют такой организации, и те, которые препятствуют ей.
4. Выявлен дидактический потенциал уроков математики в организации исследовательской деятельности учащихся по усвоению ими общенаучного понятия «закон» средствами математики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыто педагогическое значение и дано определение общенаучного понятия «закон» через систему категориальных отношений, отражающую динамику его исторического становления.
Практическая значимость исследования:
• определена и обоснована методическая основа для формирования общенаучного понятия «закон» у учащихся 5—9 классов на уроках математики, которая может быть применена при изучении как любой дисциплины школьного курса, так и социальных законов, а также для правового воспитания школьников. Результаты исследования использованы в практике общего образования основной школы;
• обобщены результаты дидактического анализа школьных учебников по математике, проведенного учащимися основной школы, доказывающие, что учебники серии МПИ («Математика. Психология. Интеллект») способствуют реализации педагогического потенциала уроков математики для формирования общенаучного понятия «закон» у детей с разными познавательными стилями;
• систематизированы цель, предметное содержание, средства, приемы, формы и результаты методики организации исследовательской дидактической деятельности учащихся;
• на основе имеющейся литературы и личного опыта разработана методика отслеживания результатов субъектной деятельности школьников по усвоению ими общенаучного понятия «закон».
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими и теоретическими позициями; применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватных природе исследуемого объекта; многолетней опытно-экспериментальной работой автора, а также повторяемостью и воспроизводимостью ее результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования', основные положения работы были представлены автором на районных и городских педагогических чтениях; на городской научно-практической конференции учителей математики «Школьное математическое образование в преддверии нового тысячелетия: достижения и перспективы» (Екатеринбург, 1998); на межрегиональном семинаре «Мастерство учителя в психологически ориентированных моделях обучения» (Томск, 2001). Материалы диссертационного исследования многократно обсуждались с учителями математики города и области на консультациях, встречах участников методических групп, курсах повышения квалификации, организованных муниципальным учебно-методическим центром «Развивающее обучение». Тема и результаты исследования получили одобрение профессора Э. Г. Гельфман, одного из руководителей проекта МПИ («Математика. Психология. Интеллект»).
На защиту выносятся следующие положения:
1. На современном этапе развития общего образования проблема формирования и усвоения общенаучного понятия «закон» приобрела фундаментальное образовательное значение.
2. Содержание курса математики основной школы обладает исключительно большим педагогическим потенциалом для формирования и усвоения общенаучного понятия «закон», который, однако, практически не реализуется.
3. В структуре школьного образования действует система социальных, психофизиологических, психологических, дидактических и методических условий, выявляющих необходимость организации исследовательской дидактической деятельности учащихся и доказывающих ее эффективность и результативность для формирования у них общенаучного понятия «закон».
4. На уровне дидактических отношений «исследовательская деятельность — обучение математике» объективные условия препятствуют, а субъективные способствуют углублению противоречия между обучением и деятельностью.
5. Мониторинг уровня сформированное™ общенаучного понятия «закон» показывает его тесную связь с интеллектуальным ростом школьников, их личностным развитием в процессе обучения математике.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 168 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертации исследован процесс формирования общенаучного понятия «закон» у учащихся 5—9 классов в процессе обучения математике. Работа выполнена на трех уровнях: методологическом, теоретическом и методико-технологическом. На методологическом уровне в процессе осмысления значения и сущности общенаучного понятия «закон» было установлено, что исследование формирования общенаучного понятия «закон» открывает новые возможности для исследования принципа фундаментализации образования. На теоретическом уровне определено и обосновано общенаучное понятие «закон» как педагогическая категория. На методико-технологическом уровне выявлено, что изучение процесса формирования общенаучного понятия «закон» способствует появлению исследований по методике формирования математических понятий и их законов на уроках математики в основной школе. Анализ литературы по проблеме исследования и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Развитие общенаучного понятия «закон» в истории педагогики и образования — процесс во многом спонтанный. Оно началось с перехода от мифологических представлений о всеобщей связи явлений к художественно-образному (эпосу), а затем к абстрактно-понятийному ее отражению со стороны пространственно-временной и генетической упорядоченности.
2. По аналогии с двусторонним характером обучения процесс формирования общенаучного понятия «закон» представляет собой как усилия по формированию понятия, так и усилия по его усвоению.
3. Сформированность у учащихся общенаучного понятия «закон» сокращает объем необходимой для усвоения информации, которым располагает каждый учебный предмет, причем сокращение достигается не путем механического отбрасывания избыточной ее части, а путем «уплотнения», то есть сведения конкретных и единичных свойств к сущностным отношениям, в результате чего информация приобретает наиболее рациональную форму для хранения, передачи и использования.
4. Уроки математики обладают большим педагогическим потенциалом для формирования общенаучного понятия «закон», который практически не реализуется.
5. На современном этапе развития школьного образования, характеризующемся стремительным возрастанием объема научной информации, ученик во избежание перегрузок должен владеть все более информационно-емкими знаниями, то есть совместно с учителем организовать свою учебную деятельность так, чтобы ее результатом стало формирование наиболее общих связей и отношений между понятиями.
6. Исследовательская дидактическая деятельность учащихся на уроках математики наиболее эффективна и результативна для освоения ими общенаучного понятия «закон» и применения его в учебной и пред-стоящей практической деятельности.
7. Уровни сформированное™ у учащихся общенаучного понятия «закон» можно отследить через уровни сформированности компонентов их учебной деятельности или через систему шестимерных векторов текущего состояния их ментального опыта.
8. Усвоение учащимися общенаучного понятия «закон» носит индивидуальный характер.
9. Выявление возможных индивидуальных траекторий роста усвоения учащимися общенаучного понятия «закон» свидетельствует об индивидуальном характере фундаментализапии знаний учащихся и предоставляет учителю возможность управления процессами их обучения и развития в психологически комфортном режиме умственного труда.



1. Артемьева А. П. Решение уравнений в 5 классах, занимающихся по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина— В. В. Давыдова // Педагогика развития в образовательной практике Екатеринбурга. Психолого-педагогические и методические условия раскрытия и развития возможностей ребенка и школьника. Екатеринбург, 1997. 0,5 п. л.
2. Артемьева А. П. Организация исследовательской деятельности учащихся 5—6 классов на уроках математики // Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике. Екатеринбург, 1999. 0,2 п. л.
3. Артемьева А. П. Формирование общенаучного понятия «закон» как условие фундаментализации образования // «Пайдея». № 3. Екатеринбург, 2001. 0,3 п. л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ