Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ СКРИПИЧНОГО АНСАМБЛЯ

Работа №102733

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы182
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНО¬ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
1.1. Художественное общение как понятие в философии, эстетике и педагогике 14
1.2. Готовность к художественному общению в ансамблевом исполнительстве 42
1.3. Принципы формирования готовности к художественному общению в ансамблевом исполнительстве 61
Выводы по главе 76
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ В СКРИПИЧНОМ АНСАМБЛЕ 78
2.1. Диагностика формирования готовности к художественному общению у
участников скрипичного ансамбля (констатирующий этап) 78
2.2. Методика формирования готовности к художественному общению
младших школьников в скрипичном ансамбле 102
2.3. Диагностика формирования готовности к художественному
общению младших школьников - участников скрипичного ансамбля (итоговый этап) 123
Выводы по главе 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 161
Приложение 1 162
Приложение 2 165
Приложение 3 168
Приложение 4 171
Приложение 5 173
Приложение 6 176
Приложение 7

Актуальность исследования. Кардинальные социокультурные и экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, сформировали целый ряд предпосылок, обусловивших необходимость новых подходов в образовании. Одной из таких предпосылок можно считать создание целого ряда образовательных стандартов и федеральных государственных требований для института образования в Российской Федерации.
Согласно заложенным в них метапредметным результатам, у подрастающего поколения необходимо формировать умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и т.д., всего того, что в педагогике и психологии определяется понятием «общение».
Общение в педагогических исследованиях рассматривается как сложный, многоуровневый процесс установления и развития контактов между субъектами. Основу данного процесса составляют потребности субъектов в совместной деятельности, в «выработке единой стратегии действий» (Е. В. Коротаева), которые невозможны без взаимодействия (М. И. Лисина). Взаимодействие рассматривается авторами с разных сторон: как коммуникативный процесс (Т В. Кудимова); как обмен ценностями (И. А. Колесникова); как триединый процесс коммуникации, интеракции и социальной перцепции (Е. И. Рогов).
В рамках педагогики художественного образования исследованием путей установления взаимодействия между композитором и ребенком занимались Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева Л. В. Школяр, художником и зрителем - Т Г. Русакова, Т А. Бреусова. Однако, аспекты данной проблемы были раскрыты исследователями только в русле уроков предметной области «искусство» в общеобразовательной школе. Но, формирование готовности к общению может, по мнению А. П. Ершовой, В. М. Букатова, Н. М. Аггеевой, Л. А. Баренбойма, О. В. Бочкоревой, реализоваться не только в рамках общеобразовательных, но и во внеучебных объединениях, в том числе в музыкальных школах, школах искусств, в детских концертных организациях (образцовых коллективах, детских филармониях).
Среди способов и средств формирования взаимодействия выделяются те, которые связаны с художественной деятельностью человека. В самой такой деятельности М. С. Каган выделяет художественное общение, в основе которого лежит диалог, описанный в работах философов М. М. Бахтина и В. С. Библера. Проблемой разработки концепции художественного общения, в опоре на идеи М. С. Кагана, занимались И. А. Джидарьян, В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. Указанные авторы рассматривали художественное общение в общефилософском аспекте (работы носили фундаментальный характер), описывая его структуру, виды, функции, подчеркивая, что оно невозможно без такого феномена, как взаимодействие.
На необходимость формирования готовности к взаимодействию в русле художественного диалога и художественного общения указывали такие авторы, как Т Г. Русакова, Л. П. Казанцева, В. Н. Холопова, Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева, А. М. Чабаева. В свою очередь, такие авторы, как Б. М. Неменский, Е. М. Торшилова, А. А. Мелик-Пашаев, подчеркивали, что в искусстве воплощается опыт человеческого отношения к миру. Зритель, воспринимая произведения искусства, вступает во взаимодействие с автором, обмениваясь с ним ценностями и смыслами. Все эти идеи позволяют утверждать, что формы совместного общения и творчества в художественной деятельности имеют наибольший потенциал для формирования художественного общения.
Самым естественным путем формирования художественного общения в детских формах творчества являются совместные занятия сверстников в коллективных видах деятельности, в том числе и музыкальных, и в частности - в ансамбле (ensemble - «вместе»). Занятия в ансамбле создают естественную среду для формирования готовности к взаимодействию. С изменением возраста детей, характер и сложность занятий изменяется, но коллективные виды деятельности сопровождают ребенка всю жизнь.
Ансамблевое исполнительство в музыкальном искусстве, как указывают Р Р Давидян, Б. К. Караев, Р К. Хурматуллина, Л. Л. Дедук и др., является промежуточным между коллективным и сольным творчеством. Участие в ансамбле уравновешивает личные и коллективно-групповые начала - это позволяет самовыражаться каждому участнику, проявляя свою самость через ощущения целостности и совместности бытия и творчества. Созданный в ансамблевом исполнительстве опыт сольного и коллективного музицирования приводит учащихся к профессиональному росту и способствует успешному вхождению в большие оркестры, где необходимы умения играть сольно, а также выстраивать взаимодействия с другими участниками коллектива, вступая с ними в художественное взаимодействие.
В вопросах развития художественного общения у младших школьников в ансамблевой деятельности есть своя специфика, обусловленная возрастными особенностями детей, уровнем общекультурной развитости, технической подготовленности. Такие авторы, как М. Л. Жулябина, Д. Г. Драгайцева, Д. Д. Благой в своих работах указывают на необходимость формирования художественного общения в процессе коллективного музицирования. Однако, на сегодняшний день комплексных методик для формирования готовности к художественному общению у младших школьников в процессе ансамблевого музицирования не существует. Такие методики существуют для формирования художественного общения у взрослых исполнителей или обучающихся исполнительскому искусству студентов (А. Д. Готлиб, Е. П. Лукьянова, Л. А. Казахватова, Г. Г. Сибирякова).
Таким образом, возникают противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью в формировании готовности к общению и недостаточной разработанностью средств формирования готовности к общению в русле педагогики художественного образования;
- на научно-педагогическом уровне - между разработанностью проблем общения и взаимодействия в педагогике и недостаточной разработанностью их в рамках педагогики художественного образования;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью разработки методик, способствующих формированию готовности к художественному общению у младших школьников в творческой деятельности, и недостаточностью таких методик в системе дополнительного художественного образования.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: поиск путей формирования готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля.
Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля.
Объект исследования: процесс формирования готовности к художественному общению у младших школьников.
Предмет исследования: методика формирования готовности к художественному общению у участников младшей группы ансамбля скрипачей.
Гипотеза исследования: формирование готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля будет успешным если:
- учтена особенность ансамблевого искусства, когда при исполнении на репетициях и концертах необходимо общение между ансамблистами, ансамблистами и дирижером для получения определенного музыкально-творческого продукта;
- в процесс художественного общения вовлекаются такие реальные субъекты, как исполнители, дирижер и слушатели, а также нереальный субъект - автор произведения, включающийся в процесс художественного общения с участниками ансамбля;
- разработана методика, позволяющая младшему школьнику - участнику ансамбля выходить на общение с ансамблистами в процессе исполнения и по поводу исполнения, а также с авторами музыкальных произведений в процессе подготовки ансамблевого произведения к концерту.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической, психолого-педагогической, научно-методической литературы сформулировать содержание понятия «художественное общение» применительно к теме исследования, определить его виды.
2. Провести анализ литературы по теме «готовность» и сформулировать определение «готовность к художественному общению» в ансамблевом исполнительстве.
3. Разработать критерии и показатели для определения уровня сформированности готовности к художественному общению.
4. Определить этапы и методы формирования готовности к художественному общению.
5. Проверить эффективность разработанной методики в опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения психологической концепции деятельности (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р Лурия и др.), подходы к изучению понятия «готовность» (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Сластёнин, Д. Н. Узнадзе, Я. Л. Коломинский), положения концепции художественного общения (М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. И. Дианова), позиции авторов рассматривающие художественное общение в педагогическом аспекте (Т. Г. Русакова,
М. Л. Жулябина, Н. Г. Тагильцева), концепции программ музыкального образования, включающие художественное общение (Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. В. Школяр, Г. П. Сергеева), теории ансамблевого исполнительства (И. И. Польская, Т. В. Воскресенская, Т. И. Карнаухова, А. Д. Готлиб, И. Н. Немыкина, Е. П. Лукьянова).
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и обобщение музыковедческих, психолого-педагогических исследований по проблеме исследования;
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование, беседа, творческое задание, наблюдение, методы математической обработки с помощью критерия Манна-Уитни.
База исследования: В исследовании приняло участие 85 человек (участников скрипичных ансамблей и руководителей: ГАУК СО Свердловская государственная детская филармония (далее ГАУК СО СГДФ), ЕДШИ № 15, ДМШ № 2 им. М. И. Глинки, ДШИ № 12, ДМШ №7 им. С. В. Рахманинова г. Екатеринбурга, ДШИ № 1 г. Березовский Свердловской области). В соответствии с поставленными задачами выборка была разделена на четыре группы: экспериментальная группа - 26 человек; контрольная группа I - 23 человека; контрольная группа II - 24 человека; группа экспертов - 12 человек.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа на протяжении 2017-2021 гг
На первом этапе (2017-2018 гг.) осуществлялся анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; формулировались проблема и тема исследования, определялись его цель, объект, предмет, гипотеза, концептуальная основа, научный аппарат. Создавался диагностический инструментарий для опытно-поисковой работы.
На втором этапе (2018-2019 гг.) разрабатывалась процедура диагностирования сформированности готовности к художественному общению, проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы, включающий диагностику сформированное™ готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля. Разрабатывалась и внедрялась методика формирования готовности к художественному общению.
На третьем этапе (2019-2021 гг.) проводились итоговый этап опытно-поисковой работы, обработка результатов, анализ, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Выделены виды художественного общения, осуществляемые в ансамблевом исполнительстве: диалог с «квазисубъектом» между композитором и исполнителями в процессе восприятия и работы над произведением; межличностное художественное общение во время репетиционного процесса ансамблистов - восприятия произведения и исполнения; межличностный диалог по поводу произведения в процессе воссоздания авторской концепции на репетиции.
2. Определено понятие готовности к художественному общению как настроенности субъекта на взаимодействие между исполнителями в ходе восприятия произведения искусства, исполнителями-ансамблистами и дирижером при воссоздании авторской интерпретации, а также между исполнителями и автором в ходе восприятия и подготовки произведения к концерту.
3. Разработана методика формирования готовности к художественному общению у детей младшего школьного возраста участников скрипичного ансамбля, включающая три этапа: 1) технический, направленный на совершенствование технических навыков учащихся и знакомство с произведениями и их авторами (методы: интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, ролевая игра и упражнения); 2) коммуникационный, направленный на формирование взаимодействия между всеми участниками ансамбля и автором произведения (методы: беседа, размышление о музыке, проектов, побуждение к сопереживанию, создание художественного контекста); 3) исполнительский, направленный на воссоздание авторской концепции в процессе воспроизведения произведения (метод взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе).
Теоретическая значимость работы:
1. Уточнено понятие «художественное общение», которое является взаимодействием различных субъектов и имеет следующие виды: реальное (субъект-субъектное общение участников ансамбля в процессе размышления о музыкальном произведении и в процессе исполнения музыкального произведения) и «квази» взаимодействие (субъект-субьектное общение участников ансамбля с автором произведения в процессе воссоздания его авторской концепции при подготовке произведения к концертному исполнению).
2. Определено, что ансамбль, выступает средством формирования художественного общения, так как ансамблевое исполнительство требует сформированности взаимодействия между исполнителями (ансамблистами, ансамблистами и дирижером), исполнителями и автором.
3. Обоснован комплекс принципов: диалогичности, способствующего взаимодействию и обмену информацией; единства художественного и технического, способствующего воплощению художественного замысла автора детьми, с учетом их технической подготовленности; единства эмоционального и сознательного, способствующего формированию эмоционального отношения к музыке и ее пониманию.
Практическая значимость:
1. Разработана и апробирована диагностика сформированности готовности к художественному общению, включающая критерии: готовность к взаимодействию между исполнителями по поводу музыкального произведения; готовность к взаимодействию между участниками в процессе репетиционной работы и исполнения, а также участниками и дирижером в процессе репетиционной работы и исполнения; готовность к общению с автором.
2. Подобран адекватный по уровню сложности, а также соразмерный техническим навыкам нотный материал, необходимый для формирования готовности к художественному общению у младших школьников.
3. Реализован ряд творческих проектов, способствующих закреплению уровня сформированности готовности к художественному общению у участников скрипичного ансамбля.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась на базе ансамбля скрипачей ГАУК СО СГДФ. Материалы диссертационного исследования опубликованы в сборниках научных трудов и конференций разного уровня (пятнадцать публикаций), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации (три публикации). Основные теоретические и методические положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования Института музыкального и художественного образования ФГБОУ ВО УрГПУ
На защиту выносится следующие положения:
1. Художественное общение является взаимодействием различных субъектов и имеет следующие виды: реальное (субъект-субъектное общение участников ансамбля в процессе размышления о музыкальном произведении и в процессе исполнения музыкального произведения) и «квази» взаимодействие (субъект-субьектное общение участников ансамбля с автором произведения в процессе воссоздания его авторской концепции при подготовке произведения к концертному исполнению).
2. Ансамбль, как форма музыкального исполнительства, выступает средством формирования художественного общения, являющегося взаимодействием между исполнителями, исполнителями и дирижером или концертмейстером, исполнителями и автором, и именно оно во многом определяет качество ансамблевого музицирования.
3. Формирование готовности к художественному общению участников скрипичного ансамбля - это педагогический процесс, включающий в себя комплекс методов, используемых педагогом и концертмейстером для стимулирования настроенности субъекта на взаимодействие: между участниками ансамбля в ходе восприятия произведения искусства, ими же и дирижером при воссоздании авторской интерпретации в исполнении, а также между исполнителями-ансамблистами и автором в ходе восприятия и подготовки произведения к концертному исполнению.
4. Методика формирования готовности к художественному общению у младших школьников, реализуемая на занятиях ансамбля скрипачей, включает три этапа. Технический этап, направленный на совершенствование технических навыков учащихся и знакомство с произведениями и их авторами, имеющий задачи: формирование готовности к взаимодействию между участниками, между участниками и дирижером в процессе репетиционной работы, а также приобретение (у тех, кто такими навыками не обладает) и оттачивание (у тех детей, кто уже такие навыки имеет) технических навыков, в том числе навыков ансамблевого исполнительства. На данном этапе используются методы интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, ролевая игра и упражнения. Коммуникационный этап, направленный на формирование взаимодействия между всеми участниками ансамбля и автором произведения, имеющий задачи: формирование готовности к взаимодействию между исполнителями по поводу музыкального произведения и формирование готовности к общению с автором. В данном этапе выделены подэтапы, которые можно назвать «информационный» и «образный». На данном этапе используются методы беседы, размышления о музыке, проектов, побуждения к сопереживанию, создания художественного контекста. Исполнительский этап, направленный на воссоздание авторской концепции в процессе воспроизведения произведения, имеющий задачи: формирование готовности к взаимодействию между участниками, а также между участниками и дирижером в процессе исполнения произведения. На данном этапе используется метод взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической базой, включающей в себя научные разработки в области методологии и методики музыкального образования; использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его целям и задачам; личным участием автора в педагогическом эксперименте.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


формулированы следующие выводы:
1. Художественное общение является взаимодействием различных субъектов и имеет следующие виды: реальное (субъект-субъектное общение участников ансамбля в процессе размышления о музыкальном произведении и в процессе исполнения музыкального произведения) и «квази» взаимодействие (субъект-субьектное общение участников ансамбля с автором произведения в процессе воссоздания его авторской концепции при подготовке произведения к концертному исполнению). Видами художественного общения в ансамблевом исполнительстве являются диалог с «квазисубъектом»  композитором и исполнителем, межличностное художественное общение во время репетиционного процесса, межличностный диалог по поводу произведения между исполнителями.
2. Готовность к художественному общению представляется настроенностью на взаимодействие: между ансамблистами, выступающими в роли слушателей в ходе восприятия произведения искусства, ансамблистами и дирижером или концертмейстером при воссоздании авторской интерпретации, а также между ансамблистами и автором в ходе восприятия и подготовки музыкального произведения к концерту.
3. Критериями, позволяющими определить уровень сформированности готовности к художественному общению младших школьников, являются: готовность к взаимодействию между исполнителями по поводу музыкального произведения, готовность к взаимодействию между участниками в процессе репетиционной работы и исполнения, а также между участниками и дирижером в процессе репетиционной работы и исполнения, готовность к общению с автором.145
4. Методика формирования готовности к художественному общению у детей младшего школьного возраста  участников скрипичного ансамбля, включает этапы: 1) технический (состоит из двух подэтапов: игровой, профессиональный), направленный на совершенствование технических навыков учащихся и знакомство с произведениями, их авторами (методы: интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, ролевая игра и упражнения);
2) коммуникационный (состоит из двух подэтапов: информационный, образный), направленный на формирование взаимодействия между всеми участниками ансамбля и автором произведения (методы: беседы, размышления о музыке, проектов, побуждения к сопереживанию, создания художественного контекста);3) исполнительский, направленный на воссоздание авторской концепции в процессе воспроизведения произведения (метод взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе).
5. Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, в том числе и методом математической статистики (критерий Манна-Уитни) показали, что разработанная методика формирования готовности к художественному общению является успешной.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в разработке и апробации методики художественного общения на ансамбле коллективов спутников, в которые входят участники подросткового возраста, а также в рассмотрении и реализации диагностической процедуры по выявлению у них готовности к художественному общению


1. Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «ВесьМир», 2002. - 256с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л.:1969.-С. 18.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений / Г. М. Андреева – Москва: АспектПресс, 2001. – 290 с.
4. Арановская, И. В. Музыкальное искусство и развитие личности/ И. В.
Арановская // Известия Волгоградского государственного
педагогического университета. Волгоград, 2008. – С. 124-130.
5. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев – Москва:
Книга по требованию, 2012 – 376 с.
6. Ачкасова, Г. Л. Диалог как категория философии, психологии,
педагогики (к вопросу разработки методической концепции изучения
литературы на основе диалогического принципа) / Г. Л. Ачкасова //
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского
государственного университета. – 2007. - №5. – С. 42-53. – URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kak-kategoriya-filosofii-psihologiipedagogiki-k-voprosu-razrabotki-metodicheskoy-kontseptsii-izucheniyaliteratury-na-osnove (дата обращение 16.09.2019)
7. Бабайцев, А. Ю. Межличностные отношения / А. Ю. Бабайцев – В
лгоград: Югполиграфиздат, 2004. – 497 с.
8. Бакланова, И. И. Образ автора и образ адресата нехудожественного
текста: Монография – Москва, 2014. – 272 с.
9. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию/ Л.А. Баренбойм // Л. – М.,
«Сов. композитор», 1973. – 270 с.
10.Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других
гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин –
Москва: Искусство, 1986. – 300 с.147
11.Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин – Москва:
Искусство, 1979. – 420 с.
12.Библер, В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного
диалога) / В. С. Библер – Москва: Политиздат, 1975 – 399 с.
13.Благой, Д.Д. Неотъемлемо от развития музыканта-исполнителя / Д. Д.
Благой // Советская музыка. – 1973. - №10. – 82 с.
14.Богословский В.И. Информационные потребности студентов
педагогического вуза и учителей в контексте
профессиональной(информационной) культуры и компетентности
[Текст] / В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, Е.В. Каширина // Наука и
школа. - 1999. - №6. - С. 35-40
15.Борев, Ю. Б. Художественное общение и его языки. Теоретикокоммуникативные и семиотические проблемы художественной
культуры. Теории, школы, концепции. Художественная коммуникации и
семиотика. / Ю. Б. Борев // Теории, школы, концепции: (Критические
анализы): Художественная коммуникация и семиотика: сб.ст.; отв. Ред.
Ю. Б. Борев – Москва, 1986. – 24–35 с.
16.Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю.Б. Борев – Москва: Высшая школа, 2002. – 511
с.
17.Бочкарева, О.В. Теоретические аспекты рассмотрения диалогического
взаимодействия «композитор» - «исполнитель» - «слушатель» [Текст]/
О.В. Бочкарева // Музыкальное образование в новом тысячелетии
материалы обл. научн. -практ. конф. / отв. ред. О.М. Фалетрова. –
Ярославль: ЯГПУ, 2004. – 31-31 с.
18.Бреусова, Т. А. Духовная культура младшего школьника: опыт
диагностического исследования/ Т. А. Бреусова // Гуманизация
образования. – 2009. – №9. – 62-67 с.
19.Бреусова, Т. А. Художественное общение как фактор становления
духовного опыта младшего школьника / Т. А. Бреусова // Электронный
научно-педагогический журнал. – 2008 – №8. – 27-36 с.148
20.Брудный, А. А., Феномен двойника и «стадия зеркала» / А. А. Брудный,
А. М. Демильханова / / Историческая психология и социология истории.
– 2009. – №2. – 42-54 с.
21.Бычков, О. В. Формирование ансамблевой техники музыкантаисполнителя: дис. … канд. пед. наук : 13.00.02./ О. В. Бычков – СПб.,2006. – 188 с.
22.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка. / Н. А. Ветлугина -
Москва: Просвещение, 1968. – 150 с.
23.Воскресенская, Т. В. Эволюция русского камерно-инструментального
жанра с участием фортепиано: автореф. дис. … канд. искусствоведения
17.00.02 / Т.В. Воскресенская. – СПб., 1992. – 23 с.
24.Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский – Москва:
Искусство, 1968. – 345 с.
25.Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. / Л. С.
Выготский – Москва: АПН РСФСР, 1960. – 60 с.
26.Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.
Я. Гальперин – Москва: МГУ, 1985. – 344 с.
27.Гартман П. К основоположению онтологии [Текст] / Н. К. Гартман. -
СПб.: Наука, 2003.- 639 с.
28.Горюнова, Л. В. Музыка — язык общения. / Л. В. Горюнова // Искусство
в школе. – 2004 – №5. – 3-11 с.
29.Готлиб, А. Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб – Москва:
Музыка, 1971. – 94 с.
30.Давидян, Р. Р. Камерный ансамбль: педагогика, исполнительство / Р. Р.
Давидян // Камерный ансамбль: педагогика, исполнительство. – 1996. –3 с.
31.Давыдова, А. А. Формирование ансамблевой культуры у учащихсямузыкантов: на материале работы в концертмейстерском классе: дис.
канд. пед.наук : 13.00.02 / А. А. Давыдова – Москва, 2007. – 196 с.149
32.Джидарьян, И. А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян – Москва:
Наука, 1976. – 217 с.
33.Дианова, В. М. Искусство как форма общения: сборник научных трудов
– Ленинград, ЛГИ театра, музыки и кинематографии, 1981. – 90-94 с.
34.Должанский, А. Н. Краткий музыкальный словарь. / А. Н. Должанский
– СПб., 2000. - 448 с.
35.Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности
студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. …д-ра пед.
наук. – М., 1983. – 32 с.
36.Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности
[Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1978.— 175 с.
37.Еремеев, А. Ф. Границы искусства: социальная сущность
художественного творчества / А. Ф. Еремеев. – Москва: Искусство, 1987.– 318 с.
38.Еремеев, А. Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / А. Ф.
Еремеев – Свердловск, 1971. – 328 с.
39.Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования / Г. Л. Ержемский –
Москва: Музыка, 1988. – 96 с.
40.Ершов, П.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя/
Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. // Изд. 2е, перераб. и доп. – М.:
Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 366 с.
41.Жуковский, В. И. Коммуникативные основы художественной культуры:
монография / В. И. Жуковский, М. В. Тарасова – Красноярск, 2010. – 179с.
42.Жулябина, М. Л. О некоторых психологических аспектах профессии
дирижера / М. Л. Жулябина // Вестник Костромского государственного
университета. – 2016. – №4. – 86-87 с.150
43.Зверева, Л. И. Основы ансамблевого исполнительства на начальном
этапе / Л. И. Зверева // Культура. Духовность. Общество. – 2014. – 221-
227 с.
44.Зимняя, И.А. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее / И.
А. Зимняя, А. М. Матюшкин, Е. В. Ковалевская и др. // Лингвопедагогические модели проблемного обучения. – Нижневартовск. –2019. Том книга 2. – 310 с.
45.Зимняя, И.А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность,
вербальное общение / И.А. Зимняя, А.И. Мазаева, М.Д. Лаптева //
Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательство
"Аспект Пресс" - 2020. – 400 с.
46.Извозчиков В.А. Концепция педагогики информационного общества
[Текст] / В. А. Извозчиков, В. В. Лаптев, М. П. Потемкин // Паука и
школа. -1999.- № 2 . – 41- 45 с.
47.Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Д. Б.
Кабалевский - Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.
48.Кабалевский, Д. Б. Как рассказать детям о музыке / Д. Б. Каблевский —
Москва: Просвещение, 1989. – 191 с.
49.Каган, М. С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения
// Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. – ООО
«Издательство «Петрополис», 2011 – С. 169
50.Каган, М. С. Искусство и общение / отв. ред. Э. В. Леонтьева. Л.:
ЛГИТМиК, 1984. – 15–28 с.
51.Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.
С. Каган – Москва: Политиздат, 1988. – 319 с.
52.Казанцева, Л.П. Автор в музыкальном содержании: Дис. ... док. исскуст.
[Текст] / Л.П. Казанцева. - Москва, 1998. - 248 с.
53.Казахватова, Л. А. Теоретические аспекты профессиональной
подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого151
исполнительства / Л. А. Казахватова, Г. Г. Сибирякова // Молодой
ученый. – 2013. - №8. – С. 395.
54.Караев, Б. К. Методика работы с ансамблем/ Б. К. Караев // Учеб-метод.
Пособие. – Санкт-Петербург. – 2015. – 27 с.
55.Карнаухова, Т. И. Особенности формирования навыков игры в
инструментальном ансамбле в процессе подготовки педагогамузыканта / Т. И. Карнаухова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2015. – 126-130 с.
56.Карцева, Г. А. Музыка как ритмообразующее начало сценических
искусств / Г. А. Карцева, С. В. Карцев // Аналитика культурологии. –
2006. – №6 – 6 с. – URL - https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-kakritmoobrazuyuschee-nachalo-stsenicheskih-iskusstv (дата обращения 22.09.2019)
57.Кашина, Н.И. Развитие навыков художественного общения у дирижеровхормейстеров в процессе профессиональной подготовке в ВУЗе / Е.Л.
Языков, Н.И. Кашина // Вестник Томского государственного
университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. - №32. – 92-100 с.
58.Каюков, В. А. Визуализация сознания и воли дирижера в концертном
выступлении посредством языка жестов / В. А. Каюков // Молодой
ученый. – 2010. – № 10. – 353-356 с.
59.Кирсанова, Н. Н. Знаковые аспекты искусства и художественного
восприятия: дис. … кан. философ. наук: 09.00.04 / Н. Н. Кирсанова –
Свердловск, 1982. - 189 с.
60.Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А.
Ю. Коджаспирова – Москва: ИКЦ «МарТ, 2005. – 216 с.
61.Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст] :
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова.
– М. : Академия, 2007. – 336 с. - С. 28.152
62.Корман, Б. О. Изучение текста художественного произведения: учебное
пособие / Б. О. Корман – Москва, 1972. – 74 с.
63.Коротаева, Е. В. «Педагогика взаимодействий в образовательном
пространстве»: научная школа Е. В. Коротаевой / Е. В. Коротаева //
Педагогическое образование в России. – 2016. – №2. – 195-199 с.
64.Коротаева, Е. В. Организация взаимодействий в образовательном
процессе школы / Е. В. Коротаева — Москва: Национальный книжный
центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с.
65.Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий в современном
образовательном процессе: дис. .... док. пед .наук : 13.00.01 / Е. В.
Коротаева – Екатеринбург, 2000. – 342 с.
66.Корюков, В. А. Визуализация сознания и воли дирижера в концертном
выступлении посредством языка жестов / В. А. Корюкоа // Молодой
ученый. – 2010. - №10. – 353-356 с.
67.Кугно Э.Э. Содержание и структура готовности военнослужащегося к
деятельности в экспериментальных ситуациях // Вектор науки ТГУ,
Серия: Педагогика и психология. № 1(8). – 2012. – С. 195-198., с. 197
68.Кудимова, Т. В. Модели педагогического общения в воспитательнообразовательном процессе / Т. В. Кудимова // Молодой ученый. — 2016.
— №23. — 494-496 с.
69.Куланина, И. Н. Искусство как форма общения в дошкольном возрасте /
И. Н. Куланина // Педагогика и психология образования. – 2016. – № 2.– 25-35 с.
70.Курлапов, М.Н. Методика формирования навыков художественного
общения младших школьников в ансамбле скрипачей/ М. Н. Курлапов //
Педагогическое образование в России 2020. №4 ISSN 2079-8717. – 59 –64 с.
71.Курлапов, М.Н. Понятие и критерии художественного общения153
72.Курлапов, М.Н. Реализация метода проектов при обучении в классе
скрипичного ансамбля в детской музыкальной школе / М. Н. Курлапов //
Danish scientific journal, No11/2018. ISSN 3375-2389. – 44-47 с.
73.Курлапов, М.Н. Формирование взаимодействия между участников и
дирижером в ансамблевой деятельности / М. Н. Курлапов //
Современные проблемы высшего образования. Теория и практика.
Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции,
организованной институтом культуры и искусств Московского
городского педагогического университета. Под общей редакцией С.М.
Низамутдиновой. - Москва: «Перспектива», 2020. – 82-87 с.
74.Курлапов, М.Н. Проектный менеджмент как средство продвижения
творческого коллектива (на примере ансамбля скрипачей СГДФ):
выпускная квалификационная работа: Магистр дис. [Текст] / М. Н.
Курлапов. – Екатеринбург, 2017. – 88 с.
75.Лаптев В.В. Социокультурные носледствия социальных изменений в
современной России: Дис. ... канд. социол. наук [Текст] / В.В. Лаптев. —
Казань, 2004.-152 с
76.Леонтьев А.А. Психология общения: монография [Текст] / А.А.
Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
77.Лисина, М. И. Формирование личности ребёнка в общении / М. И.
Лисина – СПб.:Питер, 2009. – 318 с.
78.Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии музыки / А. Ф. Лосев //
Философия. Мифология. Культура. – Москва: Политиздат, 1991. – 315-335 с.
79.Лотман Ю.М. Общество, культура, человек [Текст] / Ю.М. Лотман. -
Москва: Новое литер, образ. - 1993. - С. 53 - 58.154
80.Лукьянова, Е. П. Формирование профессионально-коммуникативных
качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе
камерного ансамбля: дис. ... кан. пед .наук : 13.00.08 / Е. П. Лукьянова –
Екатеринбург, 2006. – 174 с.
81.Лхамцэрэн, Б. К вопросу восприятия художественного произведения / Б.
Лхамцэрэн // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – Выпуск 12(68). – 177-181 с.
82.Массанов А.В. Формирование психологической готовности старших
подростков к профессиональному самоопределению: автореф. дис. …
канд. психол. наук. — Киев, 1988. — 17 с
83.Меандров Г. Метод проектов в начальной школе. В помощь комплекснопроектной работе. Метод. пособие для педагогов. Уральская обл.
опытная станция соцвоса им. В.И. Ленина / под ред. Пумпянского,
Калгановой. Свердловск; М.: Госиздат, Уральское обл. отделение, 1931.
– 9–18 с.
84.Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование
Монография / В. В. Медушевский - Москва: Композитор, 1993. - 262 с.
85.Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» /
В. В. Медушевский // Восприятие музыки. – 1980. – 141-155 с.
86.Минакова, Ю. В. Искусство раннего коллективного музицирования в
обучении детей на скрипке / Ю. В. Минакова // Педагогическое
мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь
2014 г.). – Москва:Буки-Веди, 2014. - 125-129 с.
87.Миронова, М. П. Сущность и особенности осуществления
коммуникации в музыкально-педагогической деятельности / М. П.
Миронова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и
образование». – 2016. – №2. – 30 с.
88.Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин – Москва:
Музыка, 2006. – 232 с.155
89.Мусин, И. А. Техника дирижирования / И. А. Мусина - Москва:
Музыка, 1967 – 352 с.
90.Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В.
Назайкинский – Москва: Музыка, 1982. – 221 с.
91.Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. Заведений / Е. В. Назайкинский — Москва: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
92.Неверова, А. А. Проблема художественного восприятия в психологопедагогической литературе / А. А. Неверова // Психологические науки:
теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва,
ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — 44-48 с.
93.Немыкина, И. Н. Особенности межличностного взаимодействия
музыкантов в камерном ансамбле / И. Н. Немыкина, О. Ю. Гришкова //
Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. – № 2. – 52-53 c.
94.Нерсесян Л.С. Психологическая структура готовности оператора к
экстремальным условиям [Текст] / Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин. -
Просвещение. 1996.-С.45.
95.Огурцов, А. П. Исторические формы дискуссий в науке / А. П. Огурцов
– Москва: Наука, 1977. – 119 с.
96.Орлова Е.Б. Формирование психологической готовности к
педагогическому общению у будущих учителей: Дис. ... док. психол.
наук [Текст] / Е.Б. Орлова. - Тула, 1998. - 323 с.
97.Павлова, Е. В. Музыкальное образование как необходимый аспект
развития личности ребенка /Е. В. Павлова // Инновационные
педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г.
Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - 135-139 с.
98.Позднякова, О. А. Особенности субъектов художественной
кинокоммуникации / О. А. Позднякова, К. В. Резникова // Современные
проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – 385 с.156
99.Польская, И. И. Камерный ансамбль: История, теория, эстетика:
монография / И. И. Польская – Харьков: ХГАК, 2001. - 396 с.
100. Радзецкая, Е. А. Специфика процесса музыкальной
коммуникации на занятиях по дисциплине «камерный ансамбль» / Е.
А. Радзецкая // Культура и образование: научно-информационный
журнал вузов культуры и искусств. – 2019. – №1. – 115-125 с.
101. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я.
Л. Коломинский. – СПб. : ЗАО „Издательство Питер”, 1999. – 416 с., с.406
102. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов – Москва:
ВЛАДОС, 2001. – 26 с.
103. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.; 1946. – 303 с.
104. Русакова, Т. Г. Формирование навыков художественного общения
у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Г.
Русакова - Оренбург, 1996.- 19 с.
105. Скоморохова, Т. С. Формирование музыкальной культуры
младших школьников в условиях дополнительного образования / Т. С.
Скоморохова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 2 (39).– 124-125 с.
106. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка
современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко [Текст] //
Советская педагогика. - 1991. — № 10. - С. 23 – 2
107. Сластенин В.А. Формирование личности учителя как предмет
социально-педагогического исследования // Вопросы высшего
педагогического образования. – Томск, 1971.
108. Смирнов, Б. Ф. Дирижерское искусство как художественный и
социокультурный феномен: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Б.
Ф. Смирнов – Челябинск, 2004. – 330 с.
109. Соболева, Н. А. О сущности художественной техники
дирижирования / Н. А. Соболева // Известия Российского157
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –
2011. – 148-152 с.
110. Соколов, А. Н. Теория стиля /А. Н. Соколов - Москва: Искусство,
1968. – 207 с.
111. Соколов, Э. В. Смысл и культура человеческого общения / Э В.
Соколов // Духовное становление человека. Л: Общество «Знание»
РСФСР, 1972. — 100-124 с.
112. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор –
Москва: Советский композитоп, 1975. - 342 с.
113. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. 11 изд.: учеб. пособие / Л.
Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 672 с.
114. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика
коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О. В.
Сухомлинская. – Москва: Педагогика, 1990. – 288 с.
115. Сыроежина, Ю.И. Эмоциональное воздействие музыки на
личность (на примере учащихся ПТУ) : автореф. дис. … канд. психол.
наук : 19.00.05. / Ю. И. Сыроежина – Ленинград, 1986. – 232 с.
116. Тагильцева, Н. Г. Диагностика развитости коммуникативных
навыков младших школьников - участников скрипичного ансамбля / Н.
Г. Тагильцева, М. Н. Курлапов // Педагогическое образование в России.
– 2017. – №3. – 68-75 с.
117. Теория и методика музыкального образования детей: науч.- метод.
пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская [и др.] —
Москва: Наука, 1998. – 329 с.
118. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М.
Теплов – Москва-Ленинград: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.
119. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология
музыкального образования: учебник для бакалавриата и магистратуры
/ А. В. Торопова. – Москва: Юрайт, 2016. - 245 с.158
120. Торопова, А.В. Объективные и субъективные факторы
распознавания эмоционального содержания музыки / А. В. Торопова, Т.
С. Князева // Музыкальное искусство и образование. – 2013. – №2. –43-49 с.
121. Торшилова, Е.М. Общие принципы художественного развития
детей и направления их совершенствования в системе дополнительного
образования / Е.М. Торшилова // Наука и школа. – 2015. - №5. – 190-194с.
122. Тумина, Л. Е. Невербальное поведение / Л. Е. Тумина //
Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарьсправочник. Москва: ООО «Агентство КРПА Олимп», 2005. – 434-440с.
123. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – Питер, 2001 – 416 с.
124. Ушинский, К. Д. Наука и искусство воспитания / сост. С. Ф. Егоров.
– Москва: Образование и бизнес, 1994. – 207 с.
125. Фатхуллина, А. Г. Любительский музыкальный коллектив в
системе образования молодёжи / А. Г. Фахуллина // Молодой ученый.
— 2015. — №9. — 1207-1211 с.
126. Философско-психологические проблемы развития образования /
под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1981. – 176 с., с. 64
127. Фирсова А. В. Организация работы камерного ансамбля / А. В.
Фирсова, Н. А. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы VIII
Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - Москва: Буки-Веди,
2016. – 46-49 с.
128. Флеш, К. Искусство скрипичной игры / К. Флеш – Москва:Музыка, 1964. - 274 с.
129. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к
либеральной евгенике [Текст] / Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2002. - 143с159
130. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы:
методическое пособие / А. Ш. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, А. А.
Адаскина [и др.]. – Москва, 2010. – 272 с.
131. Хурматуллина, Р. К. Инструментальные ансамбли: учебное
пособие / Р. К. Хурматуллина. - Казань: «Астория и К», 2016. – 74 с.
132. Чабаева, А.М. Модель формирования у учащихся художественнодиалогического стиля общения (на примере фортепианного дуэта) / А.М.
Чабаева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. - №1. –
119 с.
133. Чупахина, Т. И. Особенности художественной деятельности
музыканта-исполнителя / Т. И. Чупахина // Культурология и
искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май
2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - 13-18 с.
134. Шилова О.Н. Теоретические основы становления информационно
педагогического тезауруса в системе высшего педагогического
образования: Дис. ...док. пед. наук [Текст] / О.Н. Шилова. - СПб, 2001. -
365 с
135. Щербакова, А.А. Произведение искусства в системе общения / А.
А. Щербакова // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – 79-84 с.
136. Ярошевский М.Г. История психологии [Текст] / М.Г. Ярошевский.
- М.: Прогресс, 1990.-416 с.
137. Konovalova, S.A., Kashina, N.I., Tagiltseva N.G., Ward S.V., Valeeva
E.M., Mokrousov S.I. Application of smart-education technologies in the
institutions of the russian system of additional education of children [Text] //
Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2019. – Т. 99. – С. 204-213.
138. Овчинникова А. Ж., Нехлопочина А.Н. Полихудожественный
подход как основа интегрированного обучения младших школьников
[Text] // Дидактически основи наизследователския подход в обучението.
– Т.2. – Благоевград (Республика Болгария), 2014. – С.221- 229.160
139. Sergeeva N.N. Педагогические условия организации
художественного общения участников детского скрипичного ансамбля /
N. N. Sergeeva, M.N. Kurlapov // // Актуальные проблемы
профессиональной сферы в современном мире [Текст] : материалы VI
международной научно-практической конференции молодых ученых на
иностранных языках. 14 марта 2019г. / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Н.
Н. Сергеевой. – Екатеринбург: [б. и.], 2019. Ч. III. – 57-60 с.
140. Tagiltseva N.G. Digital technologies in the development of ensemble
musical culture of string ensemble members / N.G.TAGILTSEVA, M.N.
Kurlapov, JIA JIFENG // Аdvances in social science, education and
humanities research. Proceedings of the International Scientific Conference
“Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020).
2020 Издательство: Atlantis Press. – 57-61 s.
141. Tagiltseva N.G., Petrachkov K.V., Bogdanova T.S. Musical culture of
belarus in the system of music education of russian schoolchildren [Text] //
Искусство и культура. – 2017. – № 4 (28). – С. 106-110

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ