Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Работа №102648

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы23
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследовании. Позитивные изменения в современной жизни российского общества невозможны без широкого переосмысления той важной роли, которую играет образование в общественно-политическом, экономическом и культурном развитии страны. Характер и содержание образования, формируясь под влиянием требований общественной жизни, оказывают всестороннее воздействие на развитие общества, его мировоззренческие установки, нравственные ценности, политическую культуру, достижения науки, техники, экономики.
Российская школа за последнее десятилетие претерпела значительные изменения в своей организации и содержании образования. Однако предстоит еще решить немало сложнейших проблем. Особенно важна сегодня концептуальная направленность реформирования школы, определение базовых идей и духовных ценностей её развития. Создание современной российской образовательной системы не может происходить только на основе заимствования зарубежного опыта модернизации школы, часто чуждого, не укорененного в российском менталитете. Развитие отечественного образования должно опираться прежде всего на самобытные национальные культурные ценности, отвечать запросам российской действительности.
Дореволюционная история накопила богатый опыт в развитии школьного дела. Особенно интересны механизм взаимодействия государственной, общественной, частной образовательных инициатив, региональные традиции истории школы, поиски решения проблем межнационального культурного взаимодействия различных народов в сфере образования. Изучение дореволюционной школьной системы, анализ её структурных элементов, принципов организации способствует постижению исторических закономерностей развития образования.
История отечественной школы первой половины XIX в. представляет особый интерес. Это переломный период в ее развитии, время зарождения массовой государственной школы на местах, создания первых элементов будущей образовательной системы. Учебные заведения дореформенной России, учреждавшиеся в условиях вызревания в стране капиталистического уклада, развивались в тесной взаимозависимости с производственными, административными, внутри- и внешнеполитическими, культурными потребностями общества и государства. На начальном этапе своего становления государственная школа наиболее активно впитывала в себя национальные культурные традиции народов страны, чутко реагировала на специфические нужды регионов. Изучение истории народного образования на Южном Урале в первой половине XIX в. позволяет проследить эти закономерности на конкретном историческом материале, выявить общее и особенное в историческом развитии школы огромного российского региона, расширить наши представления о культурных процессах, протекавших в крае.
Объектом исследования является начальный этап становления государственной системы народного образования на Южном Урале в первой половине XIX в. Предмет исследования - государственные учебные заведения, представленные многоведомственной школой раз-личных типов. В работе рассматриваются учебные заведения министерств народного просвещения, военного, иностранных дел, финансов, государственных имуществ, уделов, а также школы Синода, ведомства учреждений императрицы Марии. В диссертации принято утвердившееся в отечественной историографии деление учебных заведений на начальные и средние, общеобразовательные и профессиональные.
Хронологические рамки исследования ограничены концом XVIII - началом 60-х гг. XIX вв. Данный период представляет собой начальный этап становления государственной системы учебных заведений, целостный с точки зрения действия общих тенденций, уровней развития образования, типов школ. Нижняя хронологическая грань связана с началом распространения школ на местах в русле претворения в жизнь первого школьного устава 1786 г. и министерской реформой начала XIX в., выделившей народное просвещение и образование в отдельную отрасль государственного управления. Верхняя хронологическая грань исследования ограничена началом буржуазных преобразований в стране.
Территориальные рамки работы охватывают Южный Урал в административных границах Оренбургской губернии, учрежденной в 1796 г. В ее состав входили Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий, Челябинский, Уфимский, Стерлитамакский, Бирский, Мензелинский, Бугульминский, Бузулукский, а с 1802 г. Белебеевский и Бугурусланский уезды. Этот обширный край, расположенный на юго- востоке страны, представлял собой типичную аграрную окраину Российской империи. В первой половине XIX в. он был довольно глубоко интегрирован в происходившие в стране социальные, экономические, культурные процессы. В то же время сохранялись заметные особенности в развитии региона. Они были вызваны пограничным положением губернии, находившейся на стыке Европы и Азии, военным характером управления краем. Своеобразие исторического развития региона определялось пестрым этноконфессиональным составом населения. Здесь проживали башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, мордва и др. Сложной была и религиозная ситуация: в крае сосуществовали ислам, христианство, язычество. Географические границы губернии охватывали основную территорию расселения и проживания башкирского народа. Поэтому этот регион часто называли Башкирией, Башкирским краем. В данном исследовании понятия Башкирия, Оренбургская губерния, Южный Урал используются как тождественные.
Историография темы. Отдельные аспекты истории народного образования на Южном Урале уже с середины XIX в. привлекали внимание некоторых авторов: преподавателей школ, чиновников, краеведов. Их интерес к истории местной школы первоначально был связан с деятельностью наиболее крупных и известных учебных заведений края. Так, А. Поликарпов, И. Хохлов, П. Митурич и другие на страницах периодической печати, а также в юбилейных изданиях обратились к истории гимназии и духовной семинарии в г. Уфе, Оренбургского уездного училища, Неплюевского кадетского корпуса'. В то же время появились работы, освещавшие вопросы развития русскоязычного образования среди башкир, оренбургских казаков, казахов. Особый вклад в разработку рассматриваемой темы внесла в конце XIX - начале XX вв. Оренбургская ученая архивная комиссия. В ее трудах был опубликован ряд цепных работ по отдельным аспектам истории школ конца XVIII - XIX вв., содержавших богатый фактический материал’.
История народного образования на Южном Урале занимает определённое место в обобщающих трудах XIX в. Среди них выделяется, прежде всего, работа В.М. Черемшанского. Автор обобщил данные об учебных заведениях губернии за 1850 г., показал динамику развития образования в крае за предшествующее десятилетие. Вопросы обучения оренбургских казаков получили обзорное освещение в трудах Ф.И. Старикова, горнозаводского населения — в работах Н.К. Чупина, В.Д. Белова. Богатый фактический материал о духовных учебных заведениях содержит фундаментальный труд Н.М. Чернавского.
Таким образом, в XIX — начале XX вв. были сделаны первые шаги в изучении истории народного образования на Южном Урале. Исследователи произвели первичный сбор, обработку и систематизацию доступного им материала. Созданные ими труды отличаются богатым фактическим содержанием. Многие авторы достаточно объективно проанализировали проблемы, стоявшие перед школами, определили основные вехи истории отдельных учебных заведений, предприняли попытку рассмотреть историю местной школы в контексте экономической, военно-политической, церковной истории края. Однако указанные исследования по истории народного образования страдают разобщенностью. Материалы первой половины XIX в. часто занимают в них незначительную по объему часть, изложены фрагментарно. Многие типы школ, отдельные учебные заведения так и не привлекли внимания авторов.
Новым этапом в изучении истории народного образования стало исследование ее с марксистских позиций. Марксистская методология высветила новые грани истории школы, привела к постановке новых задач исследования. Отныне история образования в России и ее регионах рассматривалась в тесной связи с экономическим, социальным развитием общества, колонизаторской политикой царизма в национальных окраинах. Однако на исследованиях сказывалась абсолютизация классового подхода, схематизм интерпретации материала, чрезмерная политизация исторического развития школы. Общий обзор состояния образования в Башкирии с XVIII в. до начала XX в. был дан в работах X. Амирова и Ш. Абзанова . Авторы привели фрагментарные данные о социальном составе учащихся некоторых школ, проявив тем самым интерес к сюжетам, не нашедшим большого места в дореволюционных трудах. Важной вехой в изучении истории школы на Южном Урале стали диссертации А.А. Еникеева, Н.А. Селезнева, Т.М. Мамлеевой и других, имевшие историко-педагогический характер. В.М. Горохов, А.Ф. Эфиров проанализировали политику самодержавия в просвещении народов Поволжья, Урала, Сибири. Эти работы свидетельствовали о расширении тематики исследований и интересе к проблемам истории национальной школы в Башкирии. Объектом исследования указанных авторов по-прежнему была история народного образования второй половины XIX - начала XX вв. История школы дореформенного шестидесятилетия практически не затрагивалась. Только в диссертации А.А. Еникеева отдельная глава посвящена истории государственной школы в крае в XVIII — первой половине XIX вв. Автор выделил основные типы школ, рассмотрел вопросы обучения башкир в русскоязычных учебных заведениях, сделал вывод о значительных успехах в развитии образования в Башкирии в первой половине XIX в., подчеркивая колонизаторский, классовый характер государственной политики в школьном деле.
В конце 50-х - 70-е гг. исследования по истории школы получили новый импульс. На основе широкой Источниковой базы началось планомерное изучение истории народного образования в стране, в том числе и на Южном Урале. Важным шагом на этом пути стал выход в свет первого тома "Очерков по истории Башкирской АССР", в котором была сделана попытка дать целостное изложение истории просвещения и образования в крае в XVIII - первой половине XIX вв. Отдельные вопросы истории школы изучали М.М. Вольфсон, Т.Т. Тажибаев'. Значительный вклад в разработку истории народного образования в крае в период кантонного управления сделан А.З. Асфандияровым. На широком круге источников исследователь показал распространение русского просвещения среди башкирского народа . История школы в Башкирии нашла некоторое отражение в обобщающих трудах по истории Урала, его городов, просвещения и культуры Урало-Поволжского региона’.
В общероссийском масштабе появились работы по отдельным звеньям системы образования, проблемам организации и содержание обучения, школьной политике властей. Эти публикации были обобщены в фундаментальном труде "Очерки истории школы и педагогит ческой мысли народов СССР: XVIII в. - первая половина XIX в." (М., 1973). В начале 80-х гг. активно исследовались теоретические, методологические и историографические вопросы истории школы. Была поставлена задача системного анализа истории народного образования как целостного развивающегося объекта.
Во второй половине 80-х - 90-е гг. в изучении истории народного образования на Южном Урале в XIX в. в настоящее время наметилось несколько центров. Комплексное исследование горнозаводского образования на Урале ведётся в г. Екатеринбурге Л.А. Дашкевич, А.М. Сафроновой, Э.А. Черноуховым . Развитие школьного дела в Оренбургском казачьем войске изучается историками Челябинска и Оренбурга А.П. Абрамовским, В.С. Кобзовым и другими'. Различные аспекты истории школы на Южном Урале разрабатываются уфимскими учеными. Наиболее полная картина состояния государственной школы в Башкирском крае в период феодализма дана в главе монографии М.Н. Фархшатова .Автор определил общие тенденции и факторы развития народного образования в крае, показал многоведомственный характер государственной школы. В последнее десятилетие история школы на Южном Урале получила обзорное освещение в обобщающих трудах.
Таким образом, в изучении истории народного образования первой половины XIX в. на Южном Урале были достигнуты значительные результаты: накоплен определенный фактический материал, изучены отдельные аспекты проблемы, воссоздана ее общая картина. Но тема не была предметом специального рассмотрения в отечественной историографии. К истории школы дореформенного шестидесятилетия исследователи, как правило, обращались при анализе других проблем исторического развития края в XIX в. Поэтому назрела необходимость обстоятельного изучения истории народного образования на Южном Урале в первой половине XIX в.
Целью данной работы является комплексное исследование истории государственных учебных заведений края в первой половине XIX в. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
- выявить факторы, этапы становления государственной школы в крае;
- проанализировать законодательную основу деятельности учебных заведений;
- рассмотреть организацию, содержание и уровень обучения в
учебных заведениях различных типов, проследить соотношение начального и среднего, общего и специального образования; .
— показать динамику развития государственной школы: количество учебных заведений, численность учащихся и учителей, их социальный состав и т.д.;
- проследить тенденции развития многоведомственной школы края в первой половине XIX в., определить специфику государственного народного образования на Южном Урале.
Некоторые вопросы, связанные с темой исследования, лишь за-тронуты в работе, но подробно не рассматриваются. Например, научная и просветительская деятельность учителей, вопросы методики преподавания и учебная литература, частное и домашнее образование и т.д. Отдельного изучения требует история мусульманских учебных заведений края, имевших совершенно отличные от государственных школ принципы развития и функционирования.
Методологическую основу работы определяют принципы историзма, научной объективности, системный подход к явлениям исторического прошлого. Используются общенаучные, а также специально-исторические методы исследования. Одним из основных методов изучения истории школы является сравнительно-исторический, используется проблемно-хронологический метод. История народного образования изучается на основе анализа максимально возможного и доступного круга источников. В качестве практических средств исследования истории учебных заведений выступают методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии и др.
Источниковая база диссертации представлена опубликованными и архивными источниками. Среди первых выделяются источники нормативного характера: законодательные акты правительства, опубликованные в "Полном собрании законов Российской империи", циркуляры, распоряжения министерств. Они дают представление о на-правлениях школьной политики государства, внутренней структуре и организации образовательных учреждений. Сводные данные о численности школ, учащихся представлены в опубликованных отчетах Министерства народного просвещения, попечителя Казанского учебного округа и т.д., а также в изданиях справочно-статистического характера о состоянии школьного дела в России и ее регионах.
Основную часть источников составляют неопубликованные материалы из фондов шести архивохранилищ страны: Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Научного архива Уфимского научного центра Российской Академии наук (НА УНЦ РАН). Среди архивных материалов также выделяются документы законодательного характера (указы, положения, уставы, штаты школ, циркуляры), а также источники, отражающие формирование нормативной деятельности центральных и местных органов власти. Особый интерес представляют докладные записки оренбургских военных губернаторов в центральные учреждения, часто служившие основной базой для школьного законодательства на Южном Урале.
Богатый фактический материал содержат делопроизводственные источники, включающие в себя прежде всего первичную документацию учебных заведений. В ней особую ценность представляют формулярные списки учителей, являющиеся источником сведений о кадровом составе школ, а также ведомости учебных заведений. Последние содержат данные об учебной работе, числе и составе учеников, финансировании школ и т.д. Однако эта информация зачастую противоречива, не всегда соотносима по разным ведомствам, так как каждое из них имело свои формы предоставления документов.
Важную часть делопроизводственных источников составляет от-четная документация. Она содержит разнообразные и достоверные сведения о состоянии школьного дела в регионе. Особой информативностью обладают отчеты школ среднего звена и начальных учебных заведений повышенного типа, отчеты директора училищ Оренбургской губернии, командующих Оренбургскимо казачьим и Башкирским войсками. Последние содержат данные об обучении казаков, башкир, мишарей в Казанском университете, кадетских корпусах и других учебных заведениях. Самое целостное представление о состоянии образования на Южном Урале дают годовые отчеты военных и гражданских губернаторов. Они учитывали не только государственные, но и частные и общественные школы, хотя и не отличались четкостью классификации учебных заведений. Отчетные документы школ первой половины XIX в., как и другие источники, часто противоречивы и неточны. Несоотносимость сведений вызвана отсутствием единых форм документации. Это было следствием того, что система государственных учебных заведений в рассматриваемый период еще не сложилась.
Ценные сведения о деятельности школ дают материалы их ревизий. Они содержат данные о качестве и уровне преподавания, обеспеценности учебными пособиями и литературой, сведения о личностях учителей, их мастерстве. К этим источникам близки другие документы, отражающие ход учебного процесса в школах: расписания занятий, учебные планы и программы, реестры книг, материалы испытаний учеников и т.д. Интерес представляют исторические записки школ. Особенно важны из них те, что были написаны очевидцами событий, обычно учителями. Данные источники наиболее ярко характеризуют историю средних школ и учебных заведений повышенного типа, по другим школам они отрывочны. Анализ и обобщение указанных источников дали возможность изучить историю школы на Южном Урале в конце XVIII - первой половине XIX вв.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые исследована и изложена история государственной школы обширного российского региона в первой половине XIX в. Комплексно изучены все типы многоведомственных учебных заведений Оренбургской губернии. В научный оборот вводится широкий круг новых материалов. На основе архивных и опубликованных источников выявлены основные этапы, тенденции, особенности развития государственной школы на Южном Урале в дореформенное время. Проблема рассматривается в сравнительно-историческом плане с другими регионами страны, а также в контексте общего развития края.
Практическая значимость и апробация результатов исследования, Материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов, учебных пособий по истории Башкортостана и соседних регионов, разработке общих и специальных лекционных курсов для студентов вузов.
Основные положения и выводы диссертации изложены в статьях, а также в материалах научных конференций: "Урал в прошлом и настоящем" (Екатеринбург, 1998), "Вторые Уральские историко-педагогические чтения" (Екатеринбург, 1998).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, содержит таблицы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Из истории народного образования на Южном Урале в первой половине XIX в. // Урал в прошлом и настоящем / Материалы научной конференции. Часть 2- Екатеринбург, 1998.- С 40-42.- 0,2 п.л.
Из истории развития среднего образования на Южном Урале в первой половине XIX в. // Вторые Уральские историко-педагогические чтения,- Екатеринбург, 1998.- С. 38-44 - 0,3 п.л.
Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX в - Екатеринбург: УралНАУКА, 2000,- 240 с.- 12 п.л.
Уфимская мужская гимназия в 1828-1860 гг. // Ватандаш,- 2000.- № 1,- 0,6 п.л. (в печати)
Военные учебные заведения на Южном Урале в первой половине XIX в. //Актуальные проблемы истории культуры: взгляд молодых ученых,- Уфа, 2000,- 0,5 п.л. (в печати)
Специальные учебные заведения Южного Урала в первой половине XIX в. // В центре Евразии - Вып.2 - Стерлитамак. 1 п.л. (в печати)
Из истории народных училищ на Южном Урале в конце XVIII - начале XIX вв. // В центре Евразии - Вып. 2 - Стерлитамак. 0,8 п.л. (в печати)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ