Актуальность темы исследования. Тенденции развития современной промышленности требуют корректировки социального заказа на содержание профессиональной подготовки на основе актив - ного сотрудничества промышленных предприятий и учреждений начального , среднего специального и высшего профессионального об - разования. Без организации системы профессиональной ориентации на стадии средней школы эта задача просто невыполнима.
Профильное обучение является одним из приоритетных направлений обновления современного образования, достижения им нового качества путем существенного изменения способов формирования и развития ориентаций старшеклассников на будущую профессию . Сегодня социальный заказ общества школе - подготовить не только активных, высококультурных и образованных людей, но и профессионально определившихся членов общества.
Профильное обучение - современное комплексное средство повышения качества, эффективности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.
Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора. Поиск подходящей профессии представляет собой особое социальное взаимодействие, в котором участвуют различные субъекты: старшеклассники, их родители, педагоги, представители учреждений профессионального образования, работодатели. Каждый субъект имеет свои специфические интересы, которые не всегда совпадают по содержанию и направленности. В связи с этим возникает необходимость изучения тех противоречий, которые возникают на том этапе, когда только начинает внедряться профильное обучение в школах страны.
Оно выступает как одна из форм реализации принципа непрерывного образования. Обучаясь в школе, учащийся уже готовит себя к обучению в системе специального профессионального образования. Став специалистом, он включается в процесс постоянного саморазвития в результате ускорения темпов обновления тех технологий и техники, которые используются на современном производстве. Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание оптимальных условий профессионального совершенствования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что необходима «структурная перестройка профессионального образования, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего специального и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов». 1
Возникновение в ряде регионов страны специальных университетских комплексов позволяет обеспечить преемственную связь всех звеньев общего и специального образования, совместно и скоординированно решать задачи образовательной, политехнической, профессиональной подготовки и воспитания учащейся молодежи.
В Свердловской области пилотный проект в сфере реализаций инновационных форм организации профильного обучения в рамках университетских комплексов уже в течение нескольких лет осуществляет Уральский государственный горный университет. Им накоплен интересный опыт создания системы последовательного формирования и развития ориентаций детей, начиная с раннего детства, на трудовую деятельность на предприятиях горнодобывающего комплекса региона. Возникает необходимость в рамках монографического исследования изучить состояние и противоречия современного этапа организации профильного обучения, осуществляемого в рамках конкретного университетского комплекса (УГГУ), для выявления перспективных вариантов его реализации в различных регионах страны.
Актуальной проблемой социологического анализа современных инноваций в профильном образовании становится, во-первых, выявление тех проблем, которые существуют в системе выработки у обучающихся ориентаций и установок на раннее выявление склонностей к определенному типу профессий, и их раскрытие в процессе профильного обучения в старших классах.
Во-вторых, исследование тех способов интеграции учреждений общего и специального образования, которые позволяют создать систему непрерывного образования, включающую полное среднее образования, начальное профессиональное, среднее специальное и высшее.
В-третьих, изучение опыта работы новой формы взаимодействия учреждений общего и профессионального образования, представленной в виде университетского комплекса, включающего детские сады, школы, профтехучилища, колледжи, вуз...
В настоящее время 70 % выпускников колледжа сразу продолжают обучение на очных или заочных отделениях университета. Диссертант делает вывод о наличии преемственности разных ступеней образования. Большинство обучающихся в университете поступает на 1-й курс после окончания школы. Среди них 45 % являются выпускниками профильных классов.
Диссертант выяснил особенности развития профессиональных ориентаций у тех студентов университета, которые учились в профильных классах. Слабое понимание будущей профессиональной деятельности наблюдается среди студентов 1-2-го курсов, которые не учились в профильных классах. Они только начинают знакомиться с теми требованиями, которые предъявляет к работнику будущая профессия. Кто занимался в профильных классах, имея более полное представление о своих способностях, в процессе получения высшего образования расширяют и углубляют свои представления о них, занимаясь различными видами творческой деятельности. Среди данной категории студентов больше тех, кто показывает высокие результаты учебы, участвует в научно-практических конференциях, совместно с преподавателями выполняет хоздоговорные работы.
В работе делается вывод, что получение профильного образования в школе позволяет ускорить процесс становления профессиональных навыков как у студентов колледжа, так и вуза. Различия проявляются в том, что получение профессиональных знаний начинается в вузе не с первого, а фактически с третьего курса. Такая ситуация удлиняет период развития профессиональных способностей. По мнению диссертанта, необходимо увеличить в первые два года обучения в университете количество специальных дисциплин, что позволит создать непрерывную систему выявления и развития профессиональных способностей, начиная с профильных классов и продолжая заниматься этим в вузе.
Исследование показало, что студенты, являющиеся выпускниками профильных классов, в большей степени расширяют свои профессиональные знания, занимаясь в библиотеке, обращаясь в Интернет. Среди них на 15 % больше тех, кто уже сочетает учебу с работой. 53 % опрошенных из этой группы отметили необходимость увеличить объем практических занятий на третьем-четвертом курсах. Среди студентов, которые не учились в профильных классах, данную потребность отметили 45 %.
Среди выпускников профильных классов 55 % во время учебы утвердились в правильности своего профессионального выбора. В сравниваемой группе таких 36 %. Диссертант делает вывод о позитивной роли профильного обучения в формировании у личности умения обоснованно выбирать траекторию профессионального развития. 16 % выпускников профильных классов указали на наличие у них стремления получить специальность, востребованную на различных предприятиях области, и найти желаемое место работы. Среди не обучавшихся в профильных классах таких 10 %.
В то же время выявился ряд противоречий в организации профильного обучения. Для многих оно является ступенькой, повышающей шансы на поступление в желаемый вуз, хотя целью создания данных классов является более полное познание старшеклассниками своих задатков и способностей.
35 % старшеклассников рассматривают профильные классы как замену подготовительных курсов при вузе. В этом заключается главное противоречие нынешнего этапа их внедрения в практику деятельности школ. Вместо того чтобы направить свои усилия на активную деятельность по самопознанию, старшеклассники в первую очередь пытаются повысить качество знаний, требуемых на вступительных экзаменах. Во время учебы происходит некое «натаскивание» учащихся для успешного преодоления конкурсных испытаний. Необходимо, по мнению диссертанта, изменить как содержание, так и формы работы учителей школ и преподавателей вузов в профильных классах.
Опыт организации профильного обучения на базе УГГУ выявил как позитивные результаты системы организации непрерывного развития профессиональных ориентаций личности, так и те проблемы отечественной системы общего и профессионального образования, которые необходимо решать в ближайшем будущем.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты, даются выводы и рекомендации.
1. Храмцова И. А. Факторы, определяющие выбор обучения в вузе выпускниками школ. // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки.- 2007, № 51 (3). - С. 229-233.
Статьи, опубликованные в научных сборниках и материалах конференций:
2. Храмцова И. А. Состояние и проблемы становления образовательного сообщества п/о Порошино. //Материалы Годичного совещания. - Камышлов, 2003. - С. 32-37.
3. Храмцова И. А. Формирование экологического мировоззрения в процессе обучения и воспитания студентов (на примере колледжа Горной академии). // Экологические проблемы промышленных регионов: Материалы Всероссийской конференции.- Екатеринбург, 2004.- С. 103-104.
4. Храмцова И. А. Особенности адаптации студентов колледжа Горной академии в системе среднего профессионального образования. // Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи: Материалы Российской научнопрактической конференции. - Екатеринбург, 2004. - С. 57-64.
5. Храмцова И. А. Ценностный мир человека. // Человек. Культура. Управление: Сборник научных статей. - Екатеринбург, 2004. - С. 116-133.
6. Храмцова И. А. Профильное обучение старшеклассников в условиях Уральского горнопромышленного комплекса. //Материалы Уральской горнопромышленной декады. - Екатеринбург, 2005. - С. 246247.
7. Храмцова И. А. Образование в системе духовный ценностей человека/ И. А. Храмцова // Человек. Культура. Управление: Сборник научных статей. - Екатеринбург, 2005. - С. 63-82.
8. Храмцова И. А. Обзор теоретических оснований системы непрерывного образования как решающего фактора формирования профессионального самоопределения молодежи. // Непрерывное образование: региональный аспект: Коллективная монография/ Под. ред. Н. П. Косарева. - Екатеринбург, 2006.- С. 247-262.
9. Храмцова И. А. Детство не только подготовка к взрослой жизни, но и прежде всего самоценный и уникальный период. // Непрерывное образование: региональный аспект: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции/ Под. ред. Н. П. Косарева. - Екатеринбург, 2006. - С. 202-208.
10. Храмцова И. А. Основные факторы, влияющие на выбор студентами обучения в Уральском государственном горном университете. // Непрерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с работодателем: Сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции/ Под. ред. Н. П. Косарева. - Екатеринбург, 2006. - С. 48-53.