Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОСТОЯНИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №102618

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы20
Год сдачи2007
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
Заключение 14
Список литературы 15

Актуальность темы исследования. Тенденции развития со­временной промышленности требуют корректировки социального за­каза на содержание профессиональной подготовки на основе актив - ного сотрудничества промышленных предприятий и учреждений на­чального , среднего специального и высшего профессионального об - разования. Без организации системы профессиональной ориентации на стадии средней школы эта задача просто невыполнима.
Профильное обучение является одним из приоритетных на­правлений обновления современного образования, достижения им нового качества путем существенного изменения способов формиро­вания и развития ориентаций старшеклассников на будущую профес­сию . Сегодня социальный заказ общества школе - подготовить не только активных, высококультурных и образованных людей, но и профессиональ­но определившихся членов общества.
Профильное обучение - современное комплексное средство повы­шения качества, эффективности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обу­чающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответст­вии с их профессиональными интересами.
Основной целью профилизации старшей школы является предостав­ление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформиро­вать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессио­нального выбора. Поиск подходящей профессии представляет собой осо­бое социальное взаимодействие, в котором участвуют различные субъек­ты: старшеклассники, их родители, педагоги, представители учреждений профессионального образования, работодатели. Каждый субъект имеет свои специфические интересы, которые не всегда совпадают по содержа­нию и направленности. В связи с этим возникает необходимость изучения тех противоречий, которые возникают на том этапе, когда только начинает внедряться профильное обучение в школах страны.
Оно выступает как одна из форм реализации принципа непрерывного образования. Обучаясь в школе, учащийся уже готовит себя к обучению в системе специального профессионального образования. Став специали­стом, он включается в процесс постоянного саморазвития в результате ус­корения темпов обновления тех технологий и техники, которые использу­ются на современном производстве. Непрерывность образования обеспе­чивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание оптимальных условий профессионального со­вершенствования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что необходима «структурная перестройка профессионального образования, отработка различных моделей интегра­ции начального и среднего, среднего специального и высшего профессио­нального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов». 1
Возникновение в ряде регионов страны специальных университет­ских комплексов позволяет обеспечить преемственную связь всех звеньев общего и специального образования, совместно и скоординированно ре­шать задачи образовательной, политехнической, профессиональной подго­товки и воспитания учащейся молодежи.
В Свердловской области пилотный проект в сфере реализаций ин­новационных форм организации профильного обучения в рамках универ­ситетских комплексов уже в течение нескольких лет осуществляет Ураль­ский государственный горный университет. Им накоплен интересный опыт создания системы последовательного формирования и развития ори­ентаций детей, начиная с раннего детства, на трудовую деятельность на предприятиях горнодобывающего комплекса региона. Возникает необхо­димость в рамках монографического исследования изучить состояние и противоречия современного этапа организации профильного обучения, осуществляемого в рамках конкретного университетского комплекса (УГГУ), для выявления перспективных вариантов его реализации в раз­личных регионах страны.
Актуальной проблемой социологического анализа современных ин­новаций в профильном образовании становится, во-первых, выявление тех проблем, которые существуют в системе выработки у обучающихся ори­ентаций и установок на раннее выявление склонностей к определенному типу профессий, и их раскрытие в процессе профильного обучения в старших классах.
Во-вторых, исследование тех способов интеграции учреждений об­щего и специального образования, которые позволяют создать систему не­прерывного образования, включающую полное среднее образования, на­чальное профессиональное, среднее специальное и высшее.
В-третьих, изучение опыта работы новой формы взаимодействия учреждений общего и профессионального образования, представленной в виде университетского комплекса, включающего детские сады, школы, профтехучилища, колледжи, вуз...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время 70 % выпускников колледжа сразу продолжают обучение на очных или заочных отделениях университета. Диссертант де­лает вывод о наличии преемственности разных ступеней образования. Большинство обучающихся в университете поступает на 1-й курс после окончания школы. Среди них 45 % являются выпускниками профильных классов.
Диссертант выяснил особенности развития профессиональных ориен­таций у тех студентов университета, которые учились в профильных клас­сах. Слабое понимание будущей профессиональной деятельности наблю­дается среди студентов 1-2-го курсов, которые не учились в профильных классах. Они только начинают знакомиться с теми требованиями, которые предъявляет к работнику будущая профессия. Кто занимался в профиль­ных классах, имея более полное представление о своих способностях, в процессе получения высшего образования расширяют и углубляют свои представления о них, занимаясь различными видами творческой деятель­ности. Среди данной категории студентов больше тех, кто показывает вы­сокие результаты учебы, участвует в научно-практических конференциях, совместно с преподавателями выполняет хоздоговорные работы.
В работе делается вывод, что получение профильного образования в школе позволяет ускорить процесс становления профессиональных навы­ков как у студентов колледжа, так и вуза. Различия проявляются в том, что получение профессиональных знаний начинается в вузе не с первого, а фактически с третьего курса. Такая ситуация удлиняет период развития профессиональных способностей. По мнению диссертанта, необходимо увеличить в первые два года обучения в университете количество специ­альных дисциплин, что позволит создать непрерывную систему выявления и развития профессиональных способностей, начиная с профильных клас­сов и продолжая заниматься этим в вузе.
Исследование показало, что студенты, являющиеся выпускниками профильных классов, в большей степени расширяют свои профессиональ­ные знания, занимаясь в библиотеке, обращаясь в Интернет. Среди них на 15 % больше тех, кто уже сочетает учебу с работой. 53 % опрошенных из этой группы отметили необходимость увеличить объем практических за­нятий на третьем-четвертом курсах. Среди студентов, которые не учились в профильных классах, данную потребность отметили 45 %.
Среди выпускников профильных классов 55 % во время учебы утвер­дились в правильности своего профессионального выбора. В сравниваемой группе таких 36 %. Диссертант делает вывод о позитивной роли профиль­ного обучения в формировании у личности умения обоснованно выбирать траекторию профессионального развития. 16 % выпускников профильных классов указали на наличие у них стремления получить специальность, востребованную на различных предприятиях области, и найти желаемое место работы. Среди не обучавшихся в профильных классах таких 10 %.
В то же время выявился ряд противоречий в организации профильно­го обучения. Для многих оно является ступенькой, повышающей шансы на поступление в желаемый вуз, хотя целью создания данных классов являет­ся более полное познание старшеклассниками своих задатков и способно­стей.
35 % старшеклассников рассматривают профильные классы как за­мену подготовительных курсов при вузе. В этом заключается главное про­тиворечие нынешнего этапа их внедрения в практику деятельности школ. Вместо того чтобы направить свои усилия на активную деятельность по самопознанию, старшеклассники в первую очередь пытаются повысить ка­чество знаний, требуемых на вступительных экзаменах. Во время учебы происходит некое «натаскивание» учащихся для успешного преодоления конкурсных испытаний. Необходимо, по мнению диссертанта, изменить как содержание, так и формы работы учителей школ и преподавателей ву­зов в профильных классах.
Опыт организации профильного обучения на базе УГГУ выявил как позитивные результаты системы организации непрерывного развития про­фессиональных ориентаций личности, так и те проблемы отечественной системы общего и профессионального образования, которые необходимо решать в ближайшем будущем.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследова­ния, обобщаются его результаты, даются выводы и рекомендации.


1. Храмцова И. А. Факторы, определяющие выбор обучения в вузе вы­пускниками школ. // Известия Уральского государственного универ­ситета. Серия 3. Общественные науки.- 2007, № 51 (3). - С. 229-233.
Статьи, опубликованные в научных сборниках и материалах конференций:
2. Храмцова И. А. Состояние и проблемы становления образовательно­го сообщества п/о Порошино. //Материалы Годичного совещания. - Камышлов, 2003. - С. 32-37.
3. Храмцова И. А. Формирование экологического мировоззрения в процессе обучения и воспитания студентов (на примере колледжа Горной академии). // Экологические проблемы промышленных ре­гионов: Материалы Всероссийской конференции.- Екатеринбург, 2004.- С. 103-104.
4. Храмцова И. А. Особенности адаптации студентов колледжа Горной академии в системе среднего профессионального образования. // Со­циальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи: Материалы Российской научно­практической конференции. - Екатеринбург, 2004. - С. 57-64.
5. Храмцова И. А. Ценностный мир человека. // Человек. Культура. Управление: Сборник научных статей. - Екатеринбург, 2004. - С. 116-133.
6. Храмцова И. А. Профильное обучение старшеклассников в условиях Уральского горнопромышленного комплекса. //Материалы Ураль­ской горнопромышленной декады. - Екатеринбург, 2005. - С. 246­247.
7. Храмцова И. А. Образование в системе духовный ценностей челове­ка/ И. А. Храмцова // Человек. Культура. Управление: Сборник на­учных статей. - Екатеринбург, 2005. - С. 63-82.
8. Храмцова И. А. Обзор теоретических оснований системы непрерыв­ного образования как решающего фактора формирования профес­сионального самоопределения молодежи. // Непрерывное образова­ние: региональный аспект: Коллективная монография/ Под. ред. Н. П. Косарева. - Екатеринбург, 2006.- С. 247-262.
9. Храмцова И. А. Детство не только подготовка к взрослой жизни, но и прежде всего самоценный и уникальный период. // Непрерывное образование: региональный аспект: Сборник материалов Всероссий­ской научно-практической конференции/ Под. ред. Н. П. Косарева. - Екатеринбург, 2006. - С. 202-208.
10. Храмцова И. А. Основные факторы, влияющие на выбор студентами обучения в Уральском государственном горном университете. // Не­прерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с ра­ботодателем: Сборник материалов II Всероссийской научно­практической конференции/ Под. ред. Н. П. Косарева. - Екатерин­бург, 2006. - С. 48-53.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ