Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи

Работа №102613

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы23
Год сдачи2007
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 7
Заключение 20
Список литературы 21

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук, профессор
Общая характеристика работы
Реферируемая диссертация посвящена лингво-культурологическому описанию значимого для русской ментальности концепта СОЛНЦЕ.
В настоящее время в современной лингвистической науке активно изученаются отдельные концепты, составляющие национальную концептосферу (Н.Д. Арутюнова, Е. В. Астремская, А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Колесов, В.В. Красных, Д.С. Лихачев, С.Х. Ляпин, В.П. Нерознак, С.Е. Никитина, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, Л.О. Чернейко, А.Д. Шмелев и др.). При таком подходе языковая номинация объектов и явлений внешнего мира неразрывно связывается с особенностями их восприятия человеком, актуальными оказываются такие проблемы, как связь языка и сознания, языка и культуры (Ю.Д. Апресян, Н.Н. Болдырев, Н.С Болотнова, А. Вежбицкая, Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, В.Г. Гак, В.З. Демьянков, А.А. Зализняк, О.А. Корнилов, В.Г. Костомаров, Е.С. Кубрякова, О.А. Михайлова,
З.Д. Попова, О.Г. Почепцов, И.А. Стернин, В.Н. Телия, Н.И. Толстой, Е.В. Урысон, Р.М. Фрумкина, Е.С. Яковлева и др.). В свете антропоцентрической парадигмы знания значение слова не исчерпывается зафиксированным в словарной дефиниции понятием, а само слово соотносится с концептом.
В рамках лингвокультурологии концепт рассматривается как семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры (В.А. Маслова). Центром концепта всегда является ценность, поскольку концепт служит исследованию культуры, а в основе культуры лежит именно ценностный принцип (В.И. Карасик).
Некоторые аспекты концепта СОЛНЦЕ были исследованы и описаны ранее: лексический фон слова СОЛНЦЕ и его синтагматика (Л.К. Капралова), основные направления семантического развития поэтического слова-образа СОЛНЦЕ в целом (О.В. Кондрашова, И.В. Шельдешова), и у отдельных авторов (Г.Е. Гуляева, А.А. Коростелева, Н.О. Осипова, С.Ю. Толоконникова).
Актуальность настоящей работы определяется необходимостью разностороннего лингвокультурологического описания одной из центральных единиц русской концептосферы - концепта СОЛНЦЕ.
Объектом анализа в настоящей работе является содержание концепта СОЛНЦЕ в русском языке.
Цель работы - выявление и описание концептуальных признаков, формирующих структуру концепта СОЛНЦЕ в русской языковой картине мира.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
1. по данным словарей выделить признаки концепта СОЛНЦЕ, составляющие его понятийное содержание;
2. выделить концептуальные признаки, присутствующие в традиционном русском народном сознании и репрезентированные в славянских мифах и в русских фольклорных текстах различных жанров;
3. в ходе ассоциативного эксперимента выявить набор концептуальных признаков, релевантных для современного носителя наивного сознания и составляющих ассоциативно-фоновое содержание концепта СОЛНЦЕ;
4. выявить представленные в авторских художественных текстах XIX-XXI вв. концептуальные признаки, составляющие ассоциативно-фоновое и ценностное содержание, определить особенности развития содержания концепта СОЛНЦЕ в современном языковом сознании...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении обобщаются результаты проведенного исследования. Структуру концепта СОЛНЦЕ в русской картине мира можно представить следующим образом:
На вышеприведенной граф-схеме в полужирных овалах изображены понятийные признаки концепта СОЛНЦЕ, они составляют ядро концепта, являясь базовыми для развития ассоциативно-фонового и ценностного содержания (направления развития образных признаков концепта СОЛНЦЕ показаны на схеме стрелочками). Оценочный слой концепта представлен с помощью условного разделения на три области: «-» слева, «+» справа и нейтральную область в центре. В центральной области схемы расположены безоценочные признаки, а также признаки, оценка которых амбивалентна: «огонь», «яркое», «труд». Как видно, положительно оцениваемых признаков в структуре концепта СОЛНЦЕ значительно больше, чем оцениваемых негативно.


1. Концепт солнце в русских волшебных сказках // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. История. Филология. Искусствоведение. Вып. 6. 2003. №28. - с. 198-205.
2. Концепт «солнце» в русском языковом сознании // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий: тез. докл. и сообщ. всероссийск. науч.-метод. конф.; Екатеринбург, 19-21 марта 2000г. Екатеринбург: УрГУ, 2000. - с. 139-141.
3. Концепт как культурно-языковое явление // Актуальные проблемы культурологии: Мат-лы научно-практич. конф., посвященной памяти В.И. Колосницына. Екатерин-бург, 14-15 апреля 2000 г. Екатеринбург, изд-во Уральского ун-та, 2001. - с. 32-34.
4. Концепт «солнце» в сознании русского этноса // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук. Шестой конкурс научных работ студентов высших учебных заведений Свердловской области. Сборник тезисов работ - призеров. Екатеринбург, 2001. - с. 9-11.
5. Звукопортрет концепта солнце (фоносемантический эксперимент) // LINGÜISTICA JUVENIS: Сборник научных трудов молодых ученых / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - С. 13-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ