Актуальность темы исследования. Современное общество переживает череду качественных изменений, связанных с медиатизацией и распространением новых медиа в качестве сильнейшего инструмента власти и влияния на общественное сознание. В условиях медиатизации общества, то есть непрерывного повсеместного проникновения медиа в нашу жизнь, происходят трансформации, которые касаются не только социальных институтов, процессов, но и внутреннего мира людей.
Влиянию медиатизации в большой степени подвергается социальный институт журналистики. Изменения охватывают профессиональную культуру журналиста, образцы и ориентиры профессиональной деятельности. В процесс производства и распространения контента, формирования общественного мнения активно вступают блогеры, не имеющие профессионального журналистского образования, стандартов и этических принципов, но занимающиеся интерпретацией существующих в медиапространстве фактов. Аудитория, в свою очередь, часто не отличает блогеров от профессиональных журналистов. Растет количество нарушений журналистами профессиональной этики: субъективность в оценках, использование личного контента пользователей, создание фейковых новостей, погоня за сенсациями, самореклама. Это вызывает появление законов о запрете фейковых новостей, о блокировке запрещенного контента, об оскорблении власти и т. п. В медиасреде активно ведется дискуссия о трансформации профессиональных ценностей журналиста.
В представленной работе рассматривается трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях перехода от «традиционных СМИ» (этап «старых» медиа, «аналоговый период» ) к современной журналистике, которая формируется в условиях распространения Интернета, цифровых технологий, «новых» медиа. Период «старых», или «традиционных» медиа (печать, радио, телевидение) характеризовался, во- первых, тем, что журналисты выступали как активные субъекты формирования общественного мнения, во-вторых, данной профессиональной группой можно было управлять через государство/политические партии. Новую медиасреду характеризует многоканальность и децентрализованность коммуникации, интерактивность. Вертикально направленная односторонняя коммуникация (власть - журналист - аудитория) сменяется горизонтальной двусторонней коммуникацией, когда журналист и аудитория вступают в постоянное общение, сокращается дистанция между автором и адресатом. Новая медиасреда предполагает иные принципы медиакоммуницирования: не иерархические, субъект-субъектные. Возникают прежде отсутствовавшие субъекты формирования общественного мнения: непрофессиональные производители медиаконтента (блогеры, мобильные репортеры), что ведет к определенной депрофессионализации журналистики.
Проблемы трансформации профессиональных ценностей журналистов активно изучаются социологами . Однако выбранный нами ракурс - трансформация профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского периодов и современных журналистов на основе анализа принятия журналистами требований разных социальных групп - на данный момент остается малоизученным, а актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления особенностей профессиональных ценностей журналистов в современном мире, так как именно ценностные ориентиры журналиста оказывают существенное влияние на восприятие его деятельности аудиторией, обществом в целом, отражают качество выполняемой журналистами деятельности.
Социологический анализ профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества требует рассмотрения ряда противоречий, актуализирующих исследование:
- между должным и реальным: выполнением требований, которые журналисту предъявляет аудитория - защита общественных интересов, и тем, что журналист нередко обеспечивает реализацию частных интересов. Под общественными интересами подразумеваем интересы малых и больших социальных общностей, связанные с обеспечением их благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития. Реализацию частных интересов связываем с удовлетворением потребностей отдельных социальных субъектов в самовозвышении, получении и сохранении экономической, политической власти;
- между восприятием журналистами своей профессиональной деятельности как социальной миссии, заключающейся в защите интересов большинства, помощи социальным группам и отдельным людям в выявлении и решении насущных проблем путем оперативного, объективного информирования и качественного анализа событий и фактов, и ориентацией на журналистику как источник заработка/извлечения прибыли, инструмент воздействия на массовую аудиторию в интересах коммерческих заказчиков;
- между декларируемой журналистами приверженностью нормам профессиональной этики и реальным их соблюдением. Ценности, зафиксированные в профессиональных кодексах, нередко нарушаются, заменяясь неформально выраженными нормами, правилами редакционной политики, формирующимися внутри конкретного издания;
- между ценностями профессиональных журналистов и ценностями непрофессиональных производителей новостного контента (блогеры, администраторы сетевых сообществ, каналов в мессенджерах), конкурирующими в деятельности по распространению информации и формированию общественного мнения;
Степень научной разработанности проблемы. При анализе трансформации профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации использовались работы отечественных и зарубежных авторов.
В методологическую базу исследования вошли концепции и идеи философов и социологов, которые раскрывают сущность и содержание понятия «ценности», являющегося ключевым в нашем исследовании: философов В. Виндельбанда, Р. Г. Лотце, Г. Риккерта. Социологическая интерпретация ценностей рассматривается в трудах зарубежных социологов: М. Вебера, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, У. Томаса, и российских: В. Г. Алексеевой, К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, А. Г. Здравомыслова, Н. И. Лапина, А. В. Меренкова, В. Н. Стегния.
При изучении массовых коммуникаций и медиа использовались труды западных ученых: М. Кастельса, Д. МакКуэйла, М. Маклюэна, и российских: С. Д. Балмаевой, О. А. Гримова, И. М. Дзялошинского, В. П. Коломийца. Сущность медиатизации подробно рассмотрена в работах западных исследователей: Дж. Томпсона, С. Хьярварда, В. Шульца, и отечественных: В. В. Анохиной, А. Н. Гуреевой, Л. М. Земляновой, Н. Б. Кирилловой.
Этапы становления института журналистики и развития профессии журналиста отражены в трудах В. В. Ворошилова, Б. Есина, В. В. Учёновой. Рассмотрены исследования, посвященные профессиональной общности журналистов: Е. Л. Вартанова, Г. В. Лазутина, В. Ф. Олешко, Л. Г. Свитич, Н. Б. Симонова, О. В. Смирнова, А. А. Ширяева.
С целью социологической концептуализации современных процессов в сфере профессиональных ценностей журналистов выявлены ключевые идеи таких исследователей, как М. Е. Аникина, И. М. Дзялошинский, С. Г. Корконосенко, Б. Н. Лозовский, К. Р. Нигматуллина, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева.
В связи с тем, что журналисты являются важными субъектами формирования общественного мнения, анализировались труды, посвященные теории общественного мнения. Среди них выделим зарубежных авторов: У. Липпман, Г. Гегель, М. Маккомбс, Э. Ноэль-Нойман, Ж. Руссо, Ю. Хабермас, Д. Шоу, и отечественных исследователей: Б. А. Грушин, М. К. Горшков, А. К. Уледов.
Работы указанных исследователей позволили подробно разобраться в особенностях профессиональных ценностей журналистов, выявить факторы, влияющие на трансформацию ценностей и раскрыть сущность этого процесса.
В связи с необходимостью сравнения профессиональных ценностей журналистов разных периодов развития российского общества анализировались результаты российских и международных эмпирико-социологических исследований, среди них: «Таганрогский проект», серия экспертных интервью «Тетради гуманитарной экспертизы», проект «Миры журналистики», исследования фонда «Медиастандарт» и фонда «Общественное мнение».
Рассмотрен широкий спектр трудов, посвященных отдельным аспектам журналистской деятельности, что позволило осуществить сравнительный анализ советских, постсоветских и современных журналистов как носителей профессиональных ценностей.
Объект исследования - профессиональные ценности журналистов. Предметом изучения является трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации современного общества.
Цель работы: осуществить теоретико-методологический и эмпирико-социологический анализ трансформации профессиональных ценностей журналистов - представителей советского, постсоветского периодов и периода новых медиа.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретико-социологические подходы к анализу профессиональных ценностей журналистов.
2. Рассмотреть журналистов как субъектов формирования общественного мнения.
3. Выделить особенности формирования профессиональных ценностей журналистов - представителей советского и постсоветского периодов и периода новых медиа.
4. Исследовать факторы, определяющие трансформацию профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского периодов и периода новых медиа.
Теоретико-методологической основой исследования является выявление сущности и содержания профессиональных ценностей журналистов, основных факторов, определяющих их трансформацию в условиях утверждения новых медиа.
Методологическую основу диссертации составили: теория ценностей (А. Г. Здравомыслов, Т. Парсонс, Н. И. Лапин), теория медиа (М. Кастельс, В. П. Коломиец, М. Маклюэн), теория медиатизации (А. Н. Гуреева, Дж. Томпсон, С. Хьярвард), теория общественного мнения (У. Липпман, М. Маккомбс, Э. Ноэль-Нойман, Ю. Хабермас, Д. Шоу). В качестве методологических ориентиров для исследования профессиональных ценностей журналисткой общности использовались теоретические положения, представленные в работах М. Е. Аникиной, Е. Л. Вартановой, И. М. Дзялошинского, Н. И. Лапина, А. В. Меренкова, К. Р. Нигматуллиной, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой.
Эмпирическую базу работы составили материалы социологических исследований, проведенных в период с 2017 по 2021 гг., в которых были использованы количественный и качественный методы сбора и анализа социологической информации:
1. Онлайн-опрос студентов-журналистов г. Екатеринбурга (п=400, целевой вид отбора).
2. Онлайн-опрос студенческой и работающей молодежи г. Екатеринбурга от 18 до 30 лет (п=750, квотный вид отбора).
3. Полуформализованные интервью с журналистами, работавшими в советский и постсоветский период, а также в настоящее время (п=20). Среди них два информанта, работавших в советский период, четыре - в постсоветский период, четырнадцать журналистов работают в современных условиях. Десять информантов представляют региональные интернет-издания, три информанта - региональные газеты, один информант - районную газету, четверо информантов работают на региональном телевидении, один информант - на региональном радио, один - на международном телеканале.
4. Экспертное интервью с деканами факультетов журналистики университетов г. Екатеринбурга (п=2).
Проведен анализ материалов российских исследований, посвященных личности журналиста советского, постсоветского периодов и периода новых медиа: «Исследования журналистов в историческом контексте» (Л. Г. Свитич и А. А. Ширяева); «Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход» (М. Е. Аникина); международный проект «Миры журналистики»; проекты фонда Медиастандарт «Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе» и «Образ журналиста в массовом сознании россиян»; исследование ФОМ «Представления о профессионализме журналистов»; «Профессиональная культура журналистов в России» (К. Р. Нигматуллина). Проведен анализ текстов интервью, представленных в работе «Тетради гуманитарной экспертизы» (1999 г.).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в социологическом анализе трансформации профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского и современного периодов развития российского общества в процессе принятия ими требований субъектов, определяющих их профессиональную деятельность. Основные научные результаты, полученные автором и содержащие новизну, состоят в следующем:
- определено, что профессиональные ценности журналиста определяются ценностями культуры социальных групп, в чьих интересах он собирает, анализирует, представляет информацию, формируя общественное мнение;
- показано влияние двух противоборствующих культур - эгоизма и сотрудничества - на профессиональные ценности журналиста, представляющего либо позицию субъектов, стремящихся к самовозвышению в условиях культуры эгоизма, либо субъектов, заинтересованных в решении социальных проблем общими усилиями в рамках культуры сотрудничества;
- обоснована ведущая роль идеологического фактора в деятельности журналиста как субъекта формирования общественного мнения, определяющего направленность, содержание информации, предлагаемой аудитории СМИ. Свобода журналиста выражается в согласии или отказе транслировать ценности социальной группы, которая экономически, политически влияет на деятельность конкретного издания, редакции, с которыми он сотрудничает;
- доказано на материалах эмпирического исследования, что важную роль в формировании и реализации профессиональных ценностей журналиста играет «внутренний редактор/цензор», определяющий самостоятельный выбор журналистом содержания подаваемой информации при возникновении противоречия между внутренними убеждениями и требованиями редакции, издателя;
- выделены основные факторы, определяющие формирование и реализацию профессиональных ценностей журналистов трех периодов развития российской журналистики: советского, постсоветского, современного.
Политический фактор определяется требованиями социальных групп, направленных на сохранение существующей власти или на ее изменение; экономический фактор проявляется в усилении потребительской и символической ценности информации, представляемой журналистом, что ведет к прагматизации профессии; фактор влияния профессионального сообщества, воздействующего на формирование и реализацию профессиональных ценностей журналиста; технологический фактор, определяющий медиатизацию как систему многоканального формирования общественного мнения в современных условиях;
- показано, что в условиях медиатизации, наряду с «горизонтальной» конкуренцией, то есть конкуренцией между журналистами разных изданий, развивается и «вертикальная» конкуренция за распространение информации и формирование общественного мнения между журналистами и непрофессиональными производителями контента ;
- выявлено, опираясь на материалы опроса студентов-журналистов, противоречие между восприятием журналистики как общественно значимой деятельности и инструментом достижения материальных благ. Лидирующее положение среди мотивов выбора профессии принадлежит мотивам саморазвития, творческой самореализации, получения новых знаний, которые можно охарактеризовать как индивидуализированные, направленные на реализацию собственных интересов. Только 35,3 % студентов хотят в процессе своей работы приносить пользу обществу, помогать людям ;
- предложены рекомендации, нацеленные на повышение статуса профессии журналиста как лидера формирования общественного мнения, ответственности журналиста за реализацию данной цели, а также партисипацию в культуру сотрудничества для дальнейшего развития общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определено, что в советский период журналист удовлетворял потребности правящей коммунистической партии в создании положительного общественного мнения о целях, задачах, результатах строительства общества социального равенства, его превосходства над капитализмом; постсоветский журналист формировал разное по направленности и содержанию общественное мнение, транслируя идеологические ценности борющихся за власть социальных групп; на современном этапе развития российского общества журналист транслирует ценности «провластных» и «противовластных» групп, пытаясь создать необходимое им общественное мнение.
2. Выявлено, что трансформация профессиональных ценностей журналистов выражается в изменении их содержания, форм реализации под влиянием культуры сотрудничества или культуры эгоизма. В советский период СМИ официально утверждали ценности культуры сотрудничества: забота о людях, взаимопомощь, создание условий для всестороннего развития личности. В условиях рыночной экономики журналисты находятся в ситуации выбора: транслировать ценности индивидуализма, выражающие сущность культуры эгоизма, или утверждать значимость деятельности, направленной на реализацию общественных интересов.
3. Установлено, что профессиональные ценности современного журналиста представляют собой противоречивое соединение сохранившихся с советского периода ценностей помощи конкретным людям в решении разных проблем с ценностями получения личной выгоды, самовозвышения.
4. Показано, что медиатизация ведет к появлению и развитию новых инструментов выработки общественного мнения (мессенджеры, форумы, социальные сети) и субъектов формирования общественного мнения (блогеры, активные пользователи-комментаторы). Происходит процесс размывания границ профессии (депрофессионализация) и обесценивания профессии (десакрализация) журналиста.
5. Выявлены особенности профессиональной культуры современных журналистов, характеризующихся недостаточным уровнем осознания своей роли в формировании общественного мнения. Журналисты сводят свою деятельность к информированию и комментированию фактов и событий, представлению мнений разных социальных групп, но не связывают задачи профессии с формированием общественного мнения. При этом опрос молодежной аудитории показал, что данная функция воспринимается молодежью как ведущая в работе журналиста (61,4 %).
6. Показано, что для большинства журналистов ведущими являются ценности конкретных СМИ, включающие неформально закрепленные правила подачи и трактовки информации, исходящие от редактора, владельца СМИ, а не заявленные в профессиональных кодексах нормы.
7. Установлено на основе анализа профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского периода и периода новых медиа, что профессиональные ценности характеризуются противоречивостью, вызванной выбором между утверждением общечеловеческих ценностей и ценностей субъектов, определяющих работу редакции, издательства. Нарушение предъявляемых ими требований создает угрозу потери работы, ведет возникновению проблем при трудоустройстве.
Теоретическая и практическая значимость. Проведенное исследование расширяет научные представления о процессе медиатизации общества, изучении особенностей трансформации профессиональных ценностей журналистов. Полученные результаты представляют собой важный вклад в теорию и методологию социологии медиа. Социологический анализ профессиональных ценностей журналистов советского, постсоветского и современного периодов развития российского общества, впервые осуществленный в рамках диссертационного исследования через призму принятия журналистами требований различных социальных групп, может служить основой для дальнейшего исследования данной профессиональной общности.
Материалы исследования могут быть полезны представителям профессионального сообщества (профессиональные организации, медиаменеджеры, редакторы и учредители СМИ) для понимания особенностей и направленности работы современной журналистики. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов «Социология медиа», «Профессиональная этика журналиста», а также при разработке спецкурсов по медиаэтике для работающих журналистов.
Достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, подтверждается обоснованностью методологических и теоретических положений, а также использованием методов и процедур сбора, обработки и анализа данных, отвечающих поставленным цели и задачам.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы прошли апробацию на следующих международных и всероссийских конференциях: XX, XXI, XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, УрФУ, 2017, 2018, 2019 гг.); Международной научно-практической конференции «Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста» (Екатеринбург, УрФУ, 2018 г.); XIII Конкурсе научно-практических работ студентов, магистрантов, аспирантов «Новые голоса в науке: идеи и проекты», (Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2018 г); IX Международной научно-практической конференции Национальной ассоциации исследователей масс-медиа «Актуальные проблемы медиаисследований - 2019» (Москва, МГУ, 2019 г.); XXI Российской научно-практической конференции «Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире» (Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2019, 2020 гг.); XXII Российской научно-практической конференции «Публичное/частное в современной цивилизации» (Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2020 г.); II декабрьских социально-политических чтениях «Как живешь, Россия?» (Москва, ФНИСЦ РАН, 2020 г.); V Международной научно-практической конференции «Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: полилингвизм, мультимодальность и поликультурность как предпосылки новой креативности (Екатеринбург, УрФУ, 2020 г.); XXII Уральских социологических чтениях «Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона» (Екатеринбург, УрФУ, 2020 г.); Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения «Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2020 г.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 4 параграфа), заключения и библиографического списка, включающего 170 наименований. Содержание работы изложено на 150 страницах
1. Хафизова, В. Р. Роль региональных медиа в формировании социальных страхов молодежи / В. Р. Хафизова, С. Б. Абрамова, Н. Л. Антонова // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2020. - №6 (47). - С. 110¬116. (0,43 п. л. / 0,31 п. л.).
2. Хафизова, В. Р. Образ журналиста в оценках молодежи // Теория и практика общественного развития. - 2020. - №1 (143). - С. 88-92. (0,31 п. л.)
3. Хафизова, В. Р. Студенты-журналисты: профессиональные намерения и ценностные ориентации в условиях медиатизации общества / Н. Л. Антонова, В. Р. Хафизова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2019. — Т. 14, № 2 (188). — С. 39-46. (0,5 п. л. / 0,37 п. л.).
Материалы конференций и прочие публикации
4. Хафизова, В. Р. Профессиональные ориентации журналистов в условиях медиатизации общества / В. Р. Хафизова // Koinon. - 2021. - Т. 2. - №1. - С. 200-211 (0,75 п. л.).
5. Хафизова, В. Р. Журналистское образование в странах БРИКС в эпоху глобализации / В. Р. Хафизова // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2020. — Т. 4, вып. 3. — С. 274-280. (0,43 п. л.).
6. Хафизова, В. Р. Город как культурный ландшафт в пространстве медиа (социологическая рефлексия протестных событий) / В. Р. Хафизова // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально - экономическое развитие Уральского региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17-18 марта 2020 года). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. — С. 413¬418. (0,37 п. л.).
7. Khafizova, V. Media Globalisation and Desacralisation of a Journalist’s Image /
N. Antonova, V. Khafizova, A. Gurarii // Communication Trends in the Post-Literacy Era: Polylingualism, Multimodality and Multiculturalism as
Preconditions for New Creativity / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University, Ural State Pedagogical University. — Ekaterinburg: Ural Univ. Press, 2020. — pp. 584-594. DOI 10.15826/B978-5-7996-3081-2.40 (0,7 п. л. / 0,43 п. л.).
8. Хафизова, В. Р. Роль фейковых новостей в формировании социальных страхов в условиях пандемии COVID-19 / В. Р. Хафизова // Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности: материалы научно-практической конференции (Москва, 10 декабря 2020 г.) - М.: ФНИСЦ РАН, 2020. - С. 324-327. (0,25 п. л.).
9. Хафизова, В. Р. Трансформация публичной сферы в условиях новых медиа:
частное vs публичное / В. Р. Хафизова // Публичное/частное в современной цивилизации: материалы XXII российской научно-практической
конференции (с международным участием), 16-17 апреля 2020 года. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. - С. 513-517. (0,31 п. л.).
10. Хафизова, В. Р. Профессиональные ценности будущих журналистов: фактчекинг, точность, честность / Н. Л. Антонова, В. Р. Хафизова // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире: материалы XXI российской научно-практической конференции (с международным участием), 12-13 апреля 2019 года: доклады / редкол. : Л. А. Закс и др. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. - С. 407-410. (0,25 п. л. / 0,2 п. л.).
11. Хафизова, В. Р. Влияние изменений в медиапотреблении на профессиональные ценности студентов-журналистов / В. Р. Хафизова // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2019. — С. 794-798. (0,31 п. л.).
12. Хафизова, В. Р. Образ журналиста в восприятии молодежи / В. Р.
Хафизова // Актуальные проблемы медиаисследований - 2019. IX
Международная научно-практическая конференция НАММИ: мат. конф. — М.: Фак. журн. МГУ, 2019. — С. 156-158. (0,2 п. л.).
13. Хафизова, В. Р. Профессионально-ценностные ориентации студентов- журналистов г. Екатеринбурга / В. Р. Хафизова // Новые голоса в науке: идеи и проекты - 2018: сборник материалов XIII Всероссийского конкурса научно-практических работ студентов, магистрантов, аспирантов. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2018. - С. 96-101. (0,37 п. л.).
14. Хафизова, В. Р. Профессиональные ценности советских и постсоветских журналистов / В. Р. Хафизова // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22—23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 411—415. (0,31 п. л.).
15. Хафизова, В. Р. Журналисты как профессиональная общность / В. Р. Хафизова // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16—18 марта 2017 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — С. 227—231. (0,31 п. л.).