Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАМЯТЬ И ЗАБВЕНИЕ КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ

Работа №102527

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

культурология

Объем работы28
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена целым рядом причин.
Во-первых, память всегда имела непреходящее значение в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Обнаруживая связь и преемственность прошлого, настоящего и будущего, она является важным способом формирования и поддержания коллективной и персональной идентичности. В условиях ускорения темпов социокультурных изменений и увеличения форм репрезентации прошлого, память перестает мыслиться как целостное образование, обнаруживая множество форм и проявлений. Таким образом, проблема памяти и забвения, возникшая в глубинах реального социокультурного опыта, становится предметом философской рефлексии именно в силу своей особой значимости для самоидентификации как человека, так и общества в целом.
Во-вторых, указанные социокультурные трансформации сопровождаются изменениями в современной философии. Проблемная ситуация, актуализировавшая исследование памяти и забвения как феноменов культуры, определяется, прежде всего, существующим эпистемологическим разрывом, наметившимся в философии культуры ХХ века. В этот период обнаружился кризис монизма традиционных методологий, вступивших в противоречие с множественностью ипостасей реального мира, с плюрализмом и релятивностью ценностей и культур. В результате, возник интерес к тем феноменам, которые на протяжении столетий систематически вытеснялись из сферы собственно философского анализа (забвение, смерть, аффект и т.д). Память и забвение как атрибуты культуры перестают быть периферийной темой общих размышлений - они предстают в качестве весьма значимой проблемы философского исследования.
В-третьих, социокультурные и политические проблемы современной российской действительности придают указанной тематике особую остроту: политическое и юридическое сведение счетов с прошлым; критика официальных версий истории и возвращение на поверхность вытесненных воспоминаний; смена идеологии забвения идеологией памятования и национально-культурного наследования и преемственности культур; активное развитие мемориальных практик и генеалогических изысканий; повышенное внимание к сбору архивов и открытию «памятных мест» - все это является свидетельством того, что перед российским обществом стоит вполне ощутимая потребность в формировании системы представлений и идей, репрезентирующих «коллективную память» народа.
Степень разработанности проблемы. Отсутствие специальных работ, непосредственно посвященных комплексному изучению памяти и забвения как феноменов культуры, определили круг источников, к которым мы обращались в процессе диссертационного исследования.
Первую группу составляют работы, в которых представлен анализ культуры как целостности, а также механизмов культурного наследования и памяти. В рамках структурно-семиотического подхода (А.К. Байбурин, Ю.М. Лотман) память определяется как структура, генерирующая прошлое. Аксиологический подход, согласно которому память характеризуется как хранительница ценностей и смыслов культуры, широко представлен в исследованиях отечественных мыслителей: А.Ф. Еремеева, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, В.И. Плотникова, Э.Ю. Соловьева, Н.К. Эйнгорн и др. Феномен «нравственной памятливости», наиболее полно раскрывающийся в диалоге культур, концептуально разработан в трудах М.М. Бахтина, В.С. Библера. Необходимо отметить исследования, посвященные анализу искусства памяти (Ф.А. Йейтс, П.Х. Хаттон) и искусства забывания (Х. Вайнрих).
Культурно-антропологический подход к исследованию проблем памяти и забвения, а также рассмотрение трансформаций памяти и забвения в современной культуре в связи с проблемами формирования идентичности и автобиографии представлены в работах В.Г. Безрогова, В.В. Бычкова, Л. Гудкова, П.С. Гуревича, Н.Н. Козловой, Е.Г. Трубиной и др.
Базисной в философском исследовании проблем памяти и забвения явилась группа работ, в которых применяется феноменологический подход: труды Э. Гуссерля, связавшего проблемы памяти и сознания; М. Мерло-Понти, который ввел проблематику «памяти» и «забвения» в контекст «телесности», отношения «Я-Другой»; П. Рикера, представившего феноменолого¬герменевтическое осмысление трех основных тем: памяти, истории и забвения; Э. Левинаса, предложившего этическое осмысление феноменологии памяти и забвения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подводятся основные итоги работы и намечаются дальнейшие перспективы исследования темы. Результаты исследования могут быть сформулированы в качестве тезисов, выносимых на защиту:
1. Память и забвение выступают как взаимосвязанные феномены культуры. Память - это не только хранилище прошлого, но и «ретроактивный процесс», дифференцирующий прошлое и будущее. Смысл мнемических следов ретроактивно конструируется в настоящем и транслируется в будущее.
2. На основе сравнения двух парадигм в исследовании памяти и забвения выделено две соперничающие версии памяти: а) память как хранилище прошлого (Августин, Дж. Локк, Н. Федоров и др.); б) память как «ретроактивный процесс» (Ж. Лакан, С. Жижек, Н. Луман и др.), а также, соответственно, две противоположные теории забвения: а) забвение как утрата доступа к прошлому, стирание и уничтожение мнемических следов (Платон, Аристотель, Дж. Локк и др.); б) забвение как резерв, условие восприятия нового (Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд и др.).
3. Культурная память рассматривается как структура удержания прошлого в настоящем, направленная на конструирование культурного пространства и времени, смысл которой задается различием воспоминания и забвения.
4. Культурная память воплощается в определенном пространстве и актуализируется в определенном времени посредством практик «ars memorativa» и «memoria».
5. «Ars memorativa» направлена на конструирование социокультурного
пространства. Она создает пространства памятных мест, связанных с основополагающими смыслами культуры того или иного периода. В ходе развития культуры, «агз memorativa» претерпела множество трансформаций: от телесной записи социального кода до риторических приемов запоминания; от магической практики до педагогики памяти; от методологических упражнений до искусства, воплощенного в конструировании биографического проекта.
6. «Memoria» направлена на конструирование социокультурного времени: объединяя прошлое и настоящее в одном измерении - в форме обращенности к умершим, она направлена и в будущее как проект сохранения памяти у последующих поколений. «Memoria» является практикой, реализующейся через поминовение умерших.
7. Память и забвение как феномены манифестируют себя через
коммуникацию «Я-Другой», образующую универсальную антропологическую структуру формирования субъективных ценностных ориентаций в жизненном мире и основу «этики взаимного незабвения».


1) Проблема культурного воспроизводства в социальной теории (в соавторстве с Д.В. Лебедевым) // Культура & Общество [Электронный ресурс]: Интернет- журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств - Электронный журнал. - М.: МГУКИ, 2004. - № гос. регистрации 0420600016. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Lebedev.pdf, свободный - Загл. с экрана. (0,5 п.л.)
2) «Этический реквием» М.М. Бахтина: «смерть для себя» и «смерть другого» // Памяти М.М. Бахтина: Материалы научной конференции. - Екатеринбург, 2000. - 66с.- С. 25-27 (0,1 п.л.)
3) О проблеме наследия памяти в пространстве культуры // Культура. Власть. Общество: Пути интеграции. Сборник материалов научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2002.- 154с. - С.115-117 (0,1 п.л.)
4) Проблема культуры «исторической памяти» // Мировоззрение как социокультурный феномен: Материалы Всерос. науч. конф. «Мировоззрение и культура».- Екатеринбург, 2002. - 400с. - С.310-313 (0,2 п.л.)
5) Искусство памяти: психологический и этический аспекты // Актуальные проблемы развития гуманитарный наук. Седьмой конкурс научных работ студентов высших учебных заведений Свердл. обл. Сборник тезисов работ- призеров. - Екатеринбург, 2003. - 134с. - С.31-33. (0,2 п.л.)
6) Свобода "между": ритуально-мнемонический аспект (в соавторстве с Лебедевым Д.В.) // Коллизии свободы в постиндустриальном обществе: Материалы международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2003. - 776с.- С.80-82. (0,1 п.л.)
7) Деформации памяти и забвения в пространстве современной культуры // Человек в мире культуры. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2004. - 266 с.- С.56-59 (0,2 п.л.)
8) Проблема памяти и забвения в современной культуре // Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал. Материалы VII Международной научно-практической конференции. - Екатерибург,2004. - 448 с. - С. 202-205 (0,2 п.л.)
9) Трансформации памяти и ритуала в современной культуре (в соавторстве с
Д.В. Лебедевым) // Актуальные проблемы культурологии. Тезисы
Международной научной конференции аспирантов и студентов.- Екатеринбург, 2004.- 112 с. - С.15-18 (0,2 п.л.)
10) Память и забвение: проблема этического осмысления // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук. Сборник тезисов работ-призеров.- Екатеринбург, 2005. - 160с. - С. 30-32 (0,1 п.л.)
11) Проблема репрезентации прошлого в исторической памяти // Между
прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России: VIII научно-практическая конференция. -
Екатеринбург, 2005. - Т.1.- 548с. - С. 194-197 (0,2 п.л.)
12) Память и забвение как феномены культуры // К 40-летию философского факультета: Труды преподавателей кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры. - Екатеринбург, 2005. - 104с. - С.50-68 (1 п.л.)
13) Коллективное и персональное в исторической памяти // К 40-летию философского факультета: Труды аспирантов и докторантов. - Екатеринбург, 2005. - 122 с. - С.46-49 (0,25 п.л.)
14) «Память» и «забвение» в пространстве этического описания: аксиологический и генеалогический подходы // К 40-летию философского факультета: Труды аспирантов и докторантов. - Екатеринбург, 2005. - 122 с. - С.50-55 (0,35 п.л)
15) Образование как стратегия ментальной толерантности // Толерантность как практическая философия педагогики: Коллективная монография. - Екатеринбург, 2005. - С. 164 - 188. (1,5 п.л.)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ