Самооценка в подростковом возрасте (Возрастная психология, Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено экспериментально исследование.
Выборка: 15 школьников 6 класса средней общеобразовательной школы г. Москва ( 11 девочек и 4 мальчика). Средний возраст 12 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА 5
1.1. Характеристика отдельных аспектов самооценки 5
1.2. Влияние взрослых на самооценку подростка 7
1.3. Влияние сверстников на самооценку подростка 11
Выводы по I главе 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2.1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси 19
2.2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн 19
2.2.3. Проведение социометрии 22
2.3. Результаты исследования 23
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси 23
2.3.2. Результаты тестирования по методике Дембо-Рубинштейн 24
2.3.3. Результаты социометрии 26
Выводы по II главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Выборка: 15 школьников 6 класса средней общеобразовательной школы г. Москва ( 11 девочек и 4 мальчика). Средний возраст 12 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА 5
1.1. Характеристика отдельных аспектов самооценки 5
1.2. Влияние взрослых на самооценку подростка 7
1.3. Влияние сверстников на самооценку подростка 11
Выводы по I главе 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2.1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси 19
2.2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн 19
2.2.3. Проведение социометрии 22
2.3. Результаты исследования 23
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси 23
2.3.2. Результаты тестирования по методике Дембо-Рубинштейн 24
2.3.3. Результаты социометрии 26
Выводы по II главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
У родителей возникает множество проблем в установлении контакта со своими детьми-подростками. Они не могут найти к ним подход, и, в конце концов, могут опустить руки. В этом возрасте у детей в организме и в психике происходит перестройка, и они могут стать упрямыми, трудными для воспитания.
Кроме того, трудности возникают не только у родителей, но и у педагогов. Важно использовать не привычные методы, которые они применяли раньше, а начать использовать те методы, которые помогут установить контакт с трудными подростками. Многие методы просто оказываются не действенными.
Психолог А. Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.
В настоящее время исследования самооценки имеют все большее значение для теории и практики, психологи стараются как можно больше внимания уделять этой проблеме. Именно поэтому решено взять именно этот аспект для изучения.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки подростков по сравнению с другими личностными чертами изучен довольно мало. Переходный возраст отличается от любого другого тем, что подростки, самые трудные для воспитания, нужно приложить очень много усилий, чтобы понять их, понять, чего они хотят, и подобрать правильные методы их воспитания.
Цель: изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: особенности самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
- теоретически обосновать особенности самооценки в подростковом возрасте;
- определить взаимосвязь самооценкии статуса подростка;
- экспериментально выявить уровень и адекватность самооценки в подростковом возрасте;
- обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует прямо пропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста.
Теоретическо-методической базой исследования являются труды по изучению уровня самооценки таких авторов как Б. С. Волкова, Ю. И. Фролова, В. А. Крутецкого, Д. И. Колесова, А. А. Реана, О. В. Хухлаевой, И.С. Кона и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании данного исследования, можно найти наиболее приемлемые способы воспитания подростка.
Кроме того, трудности возникают не только у родителей, но и у педагогов. Важно использовать не привычные методы, которые они применяли раньше, а начать использовать те методы, которые помогут установить контакт с трудными подростками. Многие методы просто оказываются не действенными.
Психолог А. Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.
В настоящее время исследования самооценки имеют все большее значение для теории и практики, психологи стараются как можно больше внимания уделять этой проблеме. Именно поэтому решено взять именно этот аспект для изучения.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки подростков по сравнению с другими личностными чертами изучен довольно мало. Переходный возраст отличается от любого другого тем, что подростки, самые трудные для воспитания, нужно приложить очень много усилий, чтобы понять их, понять, чего они хотят, и подобрать правильные методы их воспитания.
Цель: изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: особенности самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
- теоретически обосновать особенности самооценки в подростковом возрасте;
- определить взаимосвязь самооценкии статуса подростка;
- экспериментально выявить уровень и адекватность самооценки в подростковом возрасте;
- обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует прямо пропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста.
Теоретическо-методической базой исследования являются труды по изучению уровня самооценки таких авторов как Б. С. Волкова, Ю. И. Фролова, В. А. Крутецкого, Д. И. Колесова, А. А. Реана, О. В. Хухлаевой, И.С. Кона и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании данного исследования, можно найти наиболее приемлемые способы воспитания подростка.
Проведя анализ самооценки подростков, литературы по теме, следует отметить, что основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей подросткового возраста, являются их родители, учителя и друзья. Также самооценка является неустойчивой, взрослые не могут установить с ними контакт, многие действия с их стороны воспринимаются «в штыки». Требования педагогов могут выполняться с неохотой либо вообще не выполняются.
Результаты показали, что из 15 учащихся данного класса: у 3 учащихся низкий уровень самооценки, у 7 – средний, у 5 высокий.
Также после проведенных исследований, можно прийти к выводу, что данные по использованным методикам не совпадают. У многих учащихся по методике Будасси средняя самооценка, а по методике Дембо-Рубинштейн – завышенная. Это объясняется тем, что может они и смеются над слабыми, над теми, кто, по их мнению, недостоин быть в их компании, на самом деле они просто стараются выделиться и они сами очень скромные и замкнутые.
Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том, что смогут найти контакт со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подростку сложнее адаптироваться в группе сверстников. Дети с завышенной самооценкой общаются с детьми, социальный статус которых находится на их уровне. С ними трудно установить контакт, как родителям, так и учителям. Они обидчивы, вспыльчивы, а иногда даже агрессивны. На уроке они ведут себя шумно, мешают учителю вести урок, их трудно успокоить. Ребята с заниженной самооценкой не ставят перед собой никаких целей, они не пытаются выделиться из толпы. Большим и шумным компаниям они предпочитают малочисленные и спокойные. Они считают себя незаметными, ни на что не претендуют, не принимают участия во внеклассных мероприятиях. У них есть способности, есть таланты, но они предпочитают не использовать их.
С подростками, у которых адекватный уровень самооценки, приятно работать, они прилежно и добросовестно выполняют все требования педагога. Они адекватно оценивают свои возможности и способности. Эти ребята быстро находят общий язык со сверстниками, всегда доброжелательны и вежливы. К взрослым они относятся с уважением. Всегда готовы прийти на помощь друзьям. Подростки с завышенной или заниженной самооценкой менее работоспособны, не так активны и целеустремлены. Также уровень самооценки влияет и на успешность обучения. У ребят с завышенной самооценкой может быть плохая успеваемость только потому, что они не хотят и не выполняют требований педагога или родителей.
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов. Действительно, самооценка влияет на статус учащихся, на отношения со сверстниками и взрослыми на успешность обучения.
Результаты показали, что из 15 учащихся данного класса: у 3 учащихся низкий уровень самооценки, у 7 – средний, у 5 высокий.
Также после проведенных исследований, можно прийти к выводу, что данные по использованным методикам не совпадают. У многих учащихся по методике Будасси средняя самооценка, а по методике Дембо-Рубинштейн – завышенная. Это объясняется тем, что может они и смеются над слабыми, над теми, кто, по их мнению, недостоин быть в их компании, на самом деле они просто стараются выделиться и они сами очень скромные и замкнутые.
Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том, что смогут найти контакт со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подростку сложнее адаптироваться в группе сверстников. Дети с завышенной самооценкой общаются с детьми, социальный статус которых находится на их уровне. С ними трудно установить контакт, как родителям, так и учителям. Они обидчивы, вспыльчивы, а иногда даже агрессивны. На уроке они ведут себя шумно, мешают учителю вести урок, их трудно успокоить. Ребята с заниженной самооценкой не ставят перед собой никаких целей, они не пытаются выделиться из толпы. Большим и шумным компаниям они предпочитают малочисленные и спокойные. Они считают себя незаметными, ни на что не претендуют, не принимают участия во внеклассных мероприятиях. У них есть способности, есть таланты, но они предпочитают не использовать их.
С подростками, у которых адекватный уровень самооценки, приятно работать, они прилежно и добросовестно выполняют все требования педагога. Они адекватно оценивают свои возможности и способности. Эти ребята быстро находят общий язык со сверстниками, всегда доброжелательны и вежливы. К взрослым они относятся с уважением. Всегда готовы прийти на помощь друзьям. Подростки с завышенной или заниженной самооценкой менее работоспособны, не так активны и целеустремлены. Также уровень самооценки влияет и на успешность обучения. У ребят с завышенной самооценкой может быть плохая успеваемость только потому, что они не хотят и не выполняют требований педагога или родителей.
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов. Действительно, самооценка влияет на статус учащихся, на отношения со сверстниками и взрослыми на успешность обучения.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование семейных ценностей у детей подросткового возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Особенности самооценки подростков в неблагополучных семьях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ В КОНТЕКСТЕ ТАКТИК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И СТРАТЕГИЙ КОМПЕНСАЦИИ САМООЦЕНКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая безопасность личности обучающегося среднего
подросткового возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СО
СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



