Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фамильярная тональность в текстах таблоидных изданий

Работа №102451

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы23
Год сдачи2009
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 5
Научные положения, выносимые на защиту 5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Диссертационное исследование посвящено анализу категории фамильярной тональности как доминирующей в текстах таблоидных изданий и типичных способов ее выражения.
Современное состояние печатных СМИ характеризуется увеличением стилевого разнообразия прессы, ее «стилистической многомерностью» (Г.Я. Солганик). Постсоветская действительность формирует появление изданий нового типа, созданных на основе стилеобразующих концепций, которые отсутствовали в практике советских СМИ.
Новой по стилевому облику в российской печати стала таблоидная пресса. Стремление исследуемых изданий к переходу на уровень неофициального общения с персонажами газетных текстов, имеющими высокий социальный статус, приводит к тому, что речеповеденческая модель таблоидных публикаций демонстрирует смещение, а иногда и нарушение этических и этикетных норм. Ориентация на сферу быта, на частную сторону жизни публичной личности определяет стилевой характер бульварной прессы, формирует особую эмоционально-психологическую тональность речи. Маркирующей тональностью таблоидной прессы можно назвать тональность фамильярности, которая стимулирует общение на сокращенной социальной и психологической дистанции между партнерами в статусно-ориентированной ситуации.
Исследователями языка газеты подчеркивается актуальность проблемы сдвига представлений журналистов о нормах речевого общения, так как использование языка в сфере массовой коммуникации во многом определяет языковую ситуацию в современном обществе. Стилистический узус современной публицистики оказывает влияние на культурно-речевую ситуацию, участвует в формировании литературной нормы, языковых вкусов (Ю.А. Бельчиков, Н.С. Валгина, С.И. Виноградов, М.Н. Володина, Е.В. Какорина, Н.И. Клушина, М.А. Кормилицына, В.Г. Костомаров, О. А. Лаптева, И.П. Лысакова, Л.М. Майданова, Н. Муравьева, Г.П. Нещименко, Г.Ю. Никипорец-Тикигава, О.Б. Сиротинина, И.А. Соболева, Э.В. Чепкина, Т.В. Чернышова, Н.С. Черняев, Е.Н. Ширяев, М.А. Ягубова и др.).
Актуальность данного исследования определяется предпринятым в работе детальным описанием лингвистической техники достижения эффекта фамильярности, которое углубляет сложившиеся лингвистические представления об изменениях, происходящих в языке современных российских СМИ.
Цель настоящей работы - стилистическое исследование категории фамильярности, определение лингвистической технологии ее реализации в таблоидной публицистике.
Данная цель конкретизируется рядом задач, которые ставятся на каждом этапе исследования.
1. На основе специальной литературы, словарных данных и контекстных материалов представить теоретическое осмысление ключевого понятия фамильярность.
2. Последовательно выявить и описать средства и способы реализации категории фамильярности в текстах таблоидной прессы.
3. На основе характеристики категориальных экспликаторов и особенностей их размещения в таблоидных текстах проверить гипотезу о текстовом характере рассматриваемой категории.
Объектом исследования являются тексты таблоидных изданий российских средств массовой информации.
Предмет - совокупность характерных для таблоидных изданий речевых сигналов фамильярной тональности.
Разработка темы диссертационной работы проходила в два этапа. На каждом этапе работы выделяется свой объект и свои задачи исследования. В зависимости от этого разнится и материал, на основе которого выполнена диссертация. Двухэтапный подход к объекту исследования обусловлен тем, что в ходе анализа таблоидных текстов мы пришли к выводу, что изучение проблемы фамильярной тональности как стилевой константы таблоидов невозможно без обращения к общеязыковой семантике категории фамильярности, без опоры на теоретические данные, без лексикографического и контекстологического анализов, которые обеспечили бы достоверность стилистических построений. Эти задачи определили ход диссертационного исследования.
На первом этапе исследования поступенчато формировалось семантическое пространство семантико-стилистической категории
фамильярности. Первичный объект исследования - представление опорной единицы фамильярность в терминологических словарях и научных исследованиях. Задача первого шага исследования - обобщение научных дефиниций и терминологическое осмысление анализируемого понятия...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особую значимость при установлении контакта со «своей» аудиторией в таблоидной публицистике приобретают специфические способы изложения информации, которые не апеллируют к интеллектуальной деятельности и не требуют от читателя широкой эрудиции, больших фоновых знаний. Массовые издания пользуются прецедентами, отсылающими к клише массовой культуры, что соответствует культурному уровню современного массового читателя, который «плохо знаком со сферой культуры, не идентифицирует многие цитаты, не знает истории, не помнит классиков русской литературы» (В .И. Коньков, А.Н. Потсар, С.И. Сметанина).
В третьем параграфе «Опыт комплексного анализа тонального оформления таблоидного текста» подтверждена гипотеза о текстовом характере категории фамильярной тональности.
Для того чтобы проследить, каким образом различные по своей природе показатели психологической установки автора участвуют в формировании фамильярной тональности в пределах целого текста, был проведен сопоставительный анализ публикаций, сходных тематически. Нами были выбраны три текста: Новогоднее свин-ТВ (М.К. 01. 2007); Операция «С Новым годом!» (Э.Г. 12. 2007); Бардак на «Голубом огоньке»: канал «Россия» выгнал упившихся звезд со съемок (Ж.Г. 12. 2002). Данные статьи посвящены новогодним телевизионным шоу.
Анализ проявления авторской фамильярности на примере целых текстов позволил сделать вывод о многослойности выражения данной категории. В рассмотренных текстах таблоидных изданий по-разному скомпонованы различные сигналы авторской фамильярности: языковые единицы различных уровней языка (средства) и собственно речевые сигналы (приемы). Такие показатели субъективной установки автора конвергируют по своему стилистическому значению, применяются пишущим комплексно, усиливая и взаимодополняя друг друга. Рассыпанные в тексте сигналы авторской фамильярности ощутимо поддерживают друг друга согласованностью своей эмоциональной семантики и укрепляют создаваемую автором единую субъективно-модальную линию текста - фамильярную тональность.
Кроме того, в таблоидных текстах фамильярная тональность определяется содержательной спецификой текста (обращением к тематике повседневности, к частной стороне жизни публичных людей), языковыми (речевыми) показателями «вторжения» в частную жизнь персонажей. Компоновка различных языковых сигналов и речевых способов создания авторской фамильярности позволяет создавать разнообразные тексты, в той или иной степени эксплицирующие характерную для таблоидной публицистики фамильярную установку автора.
В заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования.


1. Смирнова М. П. Фамильярная тональность в текстах современных российских таблоидных изданий / М. П. Смирнова // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2009. - № 1/2 (63). - С. 50-56. (0,5 п.л.).
Другие публикации
2. Смирнова М. П. Черты таблоидного стиля в современных массовых изданиях / М. П. Смирнова // Человек в мире культуры. Материалы науч. конф. молодых ученых (28 октября 2005 г., Екатеринбург) / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - С. 69-71.
3. Смирнова М. П. О проявлении речевого экстремизма на страницах желтой прессы / М. П. Смирнова // Научные труды профессоров Уральского института экономики, управления и права. - Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2006. - Вып. 3. - С. 27-42. (Соавт.: И.Т. Вепрева).
4. Смирнова М. П. Таблоидная разновидность публицистического стиля: комплекс объективных признаков / М. П. Смирнова // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический факультет, 20-23 марта 2007 г.): Труды и материалы. - М.: МАКС Пресс, 2007. - С. 531-532.
5. Смирнова М. П. Моделирование адресата таблоидной прессы как носителя массовой культуры / М. П. Смирнова // Взаимодействие национальных художественных культур: литература и лингвистика (проблемы изучения и обучения): материалы XIII научно-практической конференции словесников. Екатеринбург, 23-24 октября 2007 г. / УрО РАО; РОПРЯЛ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», ИФИОС «Словесник»; УрМИОН УрГУ; МНИЦ «Европейский проект» БГПУ. - Екатеринбург, 2007. - С. 187-193.
6. Смирнова М. П. Коммуникативный портрет адресата таблоидной прессы / М. П. Смирнова // Естественно-научные, гуманитарные и социально­экономические науки: первая заочная международная научно-практическая конференция (24 мая 2008 года). - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - С. 186­191.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ