Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ГЛАМУРНО ГЛЯНЦЕВЫХ ТЕКСТОВ

Работа №102374

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы26
Год сдачи2021
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Научные положения, выносимые на защиту 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

В диссертационной работе представлен опыт лингвоаксиологической и лингвостилистической интерпретации текстов женской глянцевой публицистики и гламурной прозы.
В XXI веке тексты массовой словесности оказывают существенное влияние на общественное сознание. Необходимо учитывать, что «массовое сознание, его формирование и изменение, определило важнейшие процессы в современном обществе, культуре, языке»1. Исследователи аргументируют необходимость специального изучения медиатекстов происходящей под их воздействием трансформацией общественного сознания, подчеркивают, что «под влиянием медиакультуры формируется особый тип массового сознания - массовое медийное сознание». Такой тип сознания «ограничивается медиаресурсами и массовой литературой, оно воспринимает внешний мир не критически, не отделяет себя от внешнего мира, а внешнюю реальность от реальности массмедиа»2. Интенсивное развитие массовой словесности мотивируется социальным заказом.
Сегментом массовой словесности являются актуальные в постиндустриальном обществе глянцевые и гламурные тексты, тиражирующие новейшие аксиологические предпочтения россиян. Особого внимания заслуживает далеко не всегда соответствующая параметрам художественности, но имеющая читательский спрос массовая литература. Мы разделяем точку зрения Е.Г. Водолазкина: «Даже плохой, слабый текст очень важен для отражения общей картины. Для того, чтобы определить литературную магистраль той или иной эпохи, нужно обращать внимание и на проселочные дороги»3.
В диссертационной работе исследуются тексты популярных в текущее время авторов, которые, будучи носителями культуры гламура, внедряют в сознание целевого адресата ценности данной культуры. Произведения, созданные женщинами для женщин, содержат гендерные установки, которые не всегда соответствуют традициям и нормам русской национальной культуры. Лингвоаксиологический и стилистический анализ речевых средств рассматриваемых текстов проводится в проекции на сложившуюся систему общенациональных ценностей (Н.Ф. Алефиренко, В.П. Барышков, Е.М. Верещагин, С.Г. Воркачев, В.В. Воробьев, В.В. Дементьев, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, О.В. Рябов, С.Г. Тер-Минасова и др.).
Выбор для анализа популярных текстов, не относящихся к высоким образцам словесности, позволяет расширить представление об общих тенденциях развития языка и стиля произведений отдельных жанровых разновидностей и о направлениях формирования «языкового вкуса эпохи»4.
Особое внимание в процессе анализа текстов глянца и гламура уделяется образу автора, который предстает как «реальная подлинная личность»5. Примером такой личности, стратегически формирующей собственный имидж, является Ксения Собчак, завоевавшая популярность прежде всего как телеведущая, главный редактор глянцевых журналов, а также автор гламурной прозы. В 2018 году она приняла участие в избирательной кампании (выборы президента РФ), обратила на себя внимание как политик и автор агитационных текстов. Необходимо отметить, что при исследовании текстов разных функциональных стилей и жанров учитываются особенности категории образа автора (И.И. Бакланова, М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Г.Я. Солганик и др.). Привлечение к анализу устных и письменных текстов К. Собчак позволяет уточнить сложившееся представление о специфике образа автора произведений современной женской массовой словесности разных жанров.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью специального изучения текстов массовой словесности, оказывающих влияние на формирование собственно языковых и аксиологических предпочтений носителей современного русского языка и культуры...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В серии романов, объединенных образом героини, развивается собирательный лингвокультурный типаж девушки-охотницы, одержимой стремлением добиться финансового благополучия с помощью выгодного замужества: Он (будущий муж) даст мне определенный статус, материальное благополучие, комфортную жизнь и уверенность в завтрашнем дне (текст 1). Типажеобразующие характеристики: стратегически заданный отказ от традиционных духовных ценностей в пользу материальных, следование аксиологическим установкам культуры гламура, алчность, цинизм, беспринципность, эгоцентризм: Мужчин надо использовать, а не слюни распускать - люблю, целую... (текст 2); Любовь по расчету - это верный путь к успеху (текст 1); Там, где богатство и знатность, нет места искренним чувствам (текст 2); Любовь без денег мне действительно не нужна. Хочется, чтобы любовь была финансово обеспеченной (текст 2).
Названия брендов, за исключением марок машин, не встречаются в анализируемых текстах. Их функции выполняют контекстные синонимы: роскошь (шик, гламур, богатство), роскошный (на высочайшем уровне, отменный, для избранных, безупречный, фантастический, шикарный, изумительный, безумно дорогой). Активно используются номинации предметов роскоши: модный аксессуар, бриллиантовое колье, тиара с бриллиантами. Показатели роскоши: пентхаус, апартаменты класса люкс, свой особняк, огромный дом, бассейн, теннисный корт, винный погреб, красивая спальня, огромная антикварная кровать; частный борт, яхта.
Складывающийся в серии романов лингвокультурный типаж охотницы может быть интерпретирован как «диагноз». Болезненная страсть к богатству, как следует из текстов, разрушает личность и способствует гибели близких. Путь к замужеству (всего 5 опытов) и супружеская жизнь - основы единой сюжетной линии, которая завершается выходом из аксиологического тупика: охотница, переставшая быть охотницей, полюбила и вышла замуж, не прибегая к коварству (текст 3). Не обладающий художественной достоверностью, авторский аксиологический компромисс - утверждение любви как базовой гендерной ценности - сочетается с укоренившимся в гламурной среде стереотипом: известность и карьеру женщине обеспечивают финансовое положение и связи мужа. Сюжетный поворот - влюбленность и брак по любви - не способствует вытеснению ценностей гламура. Героиня становится женой успешного, обеспеченного человека и кинозвездой. Успех и богатство остаются в ядре базовых ценностей.
Проведенный анализ позволил установить сближение стиля гламурной женской прозы со стилем глянцевых журналов. Общие стилеобразующие характеристики: аксиологемы, способствующие выделению особой системы ценностей культуры гламура, номинации востребованных брендов, прагматонимы, лингвоцинизмы. Гламурную прозу и глянцевые медиатексты сближает также прямая дидактичность, находящая выражение в аксиологических установках и суждениях. И глянцевые журналы, и гламурная проза адресуются сегменту целевой женской аудитории. Объединяет их и образ автора, выступающего как реальная личность, характеризующаяся стратегически сформированным имиджем. Новейшие тексты гламурно-глянцевой словесности, тиражирующие ценности богатых и знаменитых, должны стать объектом специального лингвоаксиологического анализа.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, намечается его перспектива, связанная с возможностью дальнейшего изучения фиксируемых авторами текстов массовой словесности аксиологических сдвигов в массовом сознании, а также с описанием лингвокультурных типажей, конструируемых в произведениях, адресованных мужской читательской аудитории.


1. Гертнер Е. В. Экспозиция предвыборной кампании - 2018: гендерная составляющая / Е. В. Гертнер // Политическая лингвистика. — 2018.- № 2 (68). - С. 40-44; 0,46 п. л.
2. Гертнер Е. В. Типаж девушки-охотницы в гламурно-глянцевых текстах / Е. В. Гертнер // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12, вып. 6. - С. 308-312; 0,46 п. л.
3. Гертнер Е. В. Гламурная проза как сверхтекст: опыт лингвоаксиологической интерпретации / Е. В. Гертнер // Известия УрФУ. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 21, № 1 (184). - С. 172-180; 0,65 п. л.
Другие публикации:
4. Гертнер Е. В. (Караваева Е. В.) Взаимодействие сигналов разных политических субъязыков в программной речи Ксении Собчак / Е. В. Караваева // Молодые голоса : сб. тр. - Екатеринбург : Литур, 2013. - С. 28-33; 0,37 п. л.
5. Гертнер Е. В. (Караваева Е. В.) Многоречие как примета диалогичности риторического образа Ксении Собчак / Е. В. Караваева // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. Гуманитарного университета, 15-16 апреля 2013 года : доклады. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2013. - Т. 1. - С. 649-651; 0,125 п. л.
6. Гертнер Е. В. (Караваева Е. В.) Об экспериментальном изучении полиглоссии / Е. В. Караваева // Многоречие: проблемы изучения : тез. докл. и сообщ. межвуз. науч. семинара с междунар. участием, Екатеринбург, 14 мая 2013. - Екатеринбург, 2013. - С. 40; 0,04 п. л.
7. Гертнер Е. В. (Караваева Е. В.) Имиджевый риск: лингвокультурологический этюд / Е. В. Караваева // Молодые голоса : сб. тр. / под ред. И.В. Шалиной. - Екатеринбург : Ажур, 2014. - С. 117-121; 0,2 п. л.
8. Гертнер Е. В. (Караваева Е. В.) Ксения Собчак как журналист: представление главного редактора о целевой аудитории / Е. В. Караваева // Язык. Культура. Коммуникации.
• 2014. - № 2. - ПКЕ: http://journals.susu.ru/lcc/article/view/63/72; 0,23 п. л.
9. Гертнер Е. В. (Караваева Е. В.) Стратегическая установка и ее реализация в журналистском тексте / Е. В. Караваева // Молодые голоса : сб. тр. / под ред. И.В. Шалиной.
• Екатеринбург : Ажур, 2015. - С. 104-108; 0,2 п. л.
10. Гертнер Е. В. Аксиологическая неудача в политической речи / Е. В. Гертнер // Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований / под ред. Ю.М. Михайловой. - Екатеринбург : Ажур, 2016. - С. 13-14; 0,14 п. л.
11. Гертнер Е. В. Штрихи к речевому имиджу Ксении Собчак: на пути к политической аналитике / Е. В. Гертнер // Речевое воздействие в политическом дискурсе / гл. ред. А.П. Чудинов. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - С. 20-22; 0,32 п. л.
12. Гертнер Е. В. Гламурная проза в контексте современной культуры: к проблеме формирования представлений иностранного студента о русской языковой личности / Е. В. Гертнер // Язык. Коммуникация. Культура : сб. материалов Первой междунар. заоч. науч.- практ. конф. молодых ученых (20 апреля 2017 г.) / отв. ред. В. В. Богуславская. - Москва : Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2017. - С. 112-114; 0,1 п. л.
13. Гертнер Е. В. Оценочные высказывания воспринимающего как средство диагностики имиджа медиаперсоны / Е. В. Гертнер // Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований / под ред. Ю.М. Михайловой. - Екатеринбург : Ажур, 2017. - С. 13-15; 0,17 п. л.
14. Гертнер Е. В. Гендерно ориентированные мастер-классы: трансляция ценностных установок / Е. В. Гертнер // Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований / под ред. Ю.М. Михайловой. - Екатеринбург : Ажур, 2018. - С. 10-11; 0,17 п. л.
15. Гертнер Е. В. Текущая политическая ситуация: гендерный вызов времени / Е. В. Гертнер // Учимся понимать Россию: политическая и массмедийная коммуникация / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. А.П. Чудинов. - Екатеринбург : [б.и.], 2018. - С. 65-66; 0,23 п. л...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ