ГЕНДЕРНО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ГЛАМУРНО ГЛЯНЦЕВЫХ ТЕКСТОВ
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Научные положения, выносимые на защиту 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Актуальность темы исследования 2
Научные положения, выносимые на защиту 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
В диссертационной работе представлен опыт лингвоаксиологической и лингвостилистической интерпретации текстов женской глянцевой публицистики и гламурной прозы.
В XXI веке тексты массовой словесности оказывают существенное влияние на общественное сознание. Необходимо учитывать, что «массовое сознание, его формирование и изменение, определило важнейшие процессы в современном обществе, культуре, языке»1. Исследователи аргументируют необходимость специального изучения медиатекстов происходящей под их воздействием трансформацией общественного сознания, подчеркивают, что «под влиянием медиакультуры формируется особый тип массового сознания - массовое медийное сознание». Такой тип сознания «ограничивается медиаресурсами и массовой литературой, оно воспринимает внешний мир не критически, не отделяет себя от внешнего мира, а внешнюю реальность от реальности массмедиа»2. Интенсивное развитие массовой словесности мотивируется социальным заказом.
Сегментом массовой словесности являются актуальные в постиндустриальном обществе глянцевые и гламурные тексты, тиражирующие новейшие аксиологические предпочтения россиян. Особого внимания заслуживает далеко не всегда соответствующая параметрам художественности, но имеющая читательский спрос массовая литература. Мы разделяем точку зрения Е.Г. Водолазкина: «Даже плохой, слабый текст очень важен для отражения общей картины. Для того, чтобы определить литературную магистраль той или иной эпохи, нужно обращать внимание и на проселочные дороги»3.
В диссертационной работе исследуются тексты популярных в текущее время авторов, которые, будучи носителями культуры гламура, внедряют в сознание целевого адресата ценности данной культуры. Произведения, созданные женщинами для женщин, содержат гендерные установки, которые не всегда соответствуют традициям и нормам русской национальной культуры. Лингвоаксиологический и стилистический анализ речевых средств рассматриваемых текстов проводится в проекции на сложившуюся систему общенациональных ценностей (Н.Ф. Алефиренко, В.П. Барышков, Е.М. Верещагин, С.Г. Воркачев, В.В. Воробьев, В.В. Дементьев, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, О.В. Рябов, С.Г. Тер-Минасова и др.).
Выбор для анализа популярных текстов, не относящихся к высоким образцам словесности, позволяет расширить представление об общих тенденциях развития языка и стиля произведений отдельных жанровых разновидностей и о направлениях формирования «языкового вкуса эпохи»4.
Особое внимание в процессе анализа текстов глянца и гламура уделяется образу автора, который предстает как «реальная подлинная личность»5. Примером такой личности, стратегически формирующей собственный имидж, является Ксения Собчак, завоевавшая популярность прежде всего как телеведущая, главный редактор глянцевых журналов, а также автор гламурной прозы. В 2018 году она приняла участие в избирательной кампании (выборы президента РФ), обратила на себя внимание как политик и автор агитационных текстов. Необходимо отметить, что при исследовании текстов разных функциональных стилей и жанров учитываются особенности категории образа автора (И.И. Бакланова, М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Г.Я. Солганик и др.). Привлечение к анализу устных и письменных текстов К. Собчак позволяет уточнить сложившееся представление о специфике образа автора произведений современной женской массовой словесности разных жанров.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью специального изучения текстов массовой словесности, оказывающих влияние на формирование собственно языковых и аксиологических предпочтений носителей современного русского языка и культуры...
В XXI веке тексты массовой словесности оказывают существенное влияние на общественное сознание. Необходимо учитывать, что «массовое сознание, его формирование и изменение, определило важнейшие процессы в современном обществе, культуре, языке»1. Исследователи аргументируют необходимость специального изучения медиатекстов происходящей под их воздействием трансформацией общественного сознания, подчеркивают, что «под влиянием медиакультуры формируется особый тип массового сознания - массовое медийное сознание». Такой тип сознания «ограничивается медиаресурсами и массовой литературой, оно воспринимает внешний мир не критически, не отделяет себя от внешнего мира, а внешнюю реальность от реальности массмедиа»2. Интенсивное развитие массовой словесности мотивируется социальным заказом.
Сегментом массовой словесности являются актуальные в постиндустриальном обществе глянцевые и гламурные тексты, тиражирующие новейшие аксиологические предпочтения россиян. Особого внимания заслуживает далеко не всегда соответствующая параметрам художественности, но имеющая читательский спрос массовая литература. Мы разделяем точку зрения Е.Г. Водолазкина: «Даже плохой, слабый текст очень важен для отражения общей картины. Для того, чтобы определить литературную магистраль той или иной эпохи, нужно обращать внимание и на проселочные дороги»3.
В диссертационной работе исследуются тексты популярных в текущее время авторов, которые, будучи носителями культуры гламура, внедряют в сознание целевого адресата ценности данной культуры. Произведения, созданные женщинами для женщин, содержат гендерные установки, которые не всегда соответствуют традициям и нормам русской национальной культуры. Лингвоаксиологический и стилистический анализ речевых средств рассматриваемых текстов проводится в проекции на сложившуюся систему общенациональных ценностей (Н.Ф. Алефиренко, В.П. Барышков, Е.М. Верещагин, С.Г. Воркачев, В.В. Воробьев, В.В. Дементьев, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, О.В. Рябов, С.Г. Тер-Минасова и др.).
Выбор для анализа популярных текстов, не относящихся к высоким образцам словесности, позволяет расширить представление об общих тенденциях развития языка и стиля произведений отдельных жанровых разновидностей и о направлениях формирования «языкового вкуса эпохи»4.
Особое внимание в процессе анализа текстов глянца и гламура уделяется образу автора, который предстает как «реальная подлинная личность»5. Примером такой личности, стратегически формирующей собственный имидж, является Ксения Собчак, завоевавшая популярность прежде всего как телеведущая, главный редактор глянцевых журналов, а также автор гламурной прозы. В 2018 году она приняла участие в избирательной кампании (выборы президента РФ), обратила на себя внимание как политик и автор агитационных текстов. Необходимо отметить, что при исследовании текстов разных функциональных стилей и жанров учитываются особенности категории образа автора (И.И. Бакланова, М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Г.Я. Солганик и др.). Привлечение к анализу устных и письменных текстов К. Собчак позволяет уточнить сложившееся представление о специфике образа автора произведений современной женской массовой словесности разных жанров.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью специального изучения текстов массовой словесности, оказывающих влияние на формирование собственно языковых и аксиологических предпочтений носителей современного русского языка и культуры...
В серии романов, объединенных образом героини, развивается собирательный лингвокультурный типаж девушки-охотницы, одержимой стремлением добиться финансового благополучия с помощью выгодного замужества: Он (будущий муж) даст мне определенный статус, материальное благополучие, комфортную жизнь и уверенность в завтрашнем дне (текст 1). Типажеобразующие характеристики: стратегически заданный отказ от традиционных духовных ценностей в пользу материальных, следование аксиологическим установкам культуры гламура, алчность, цинизм, беспринципность, эгоцентризм: Мужчин надо использовать, а не слюни распускать - люблю, целую... (текст 2); Любовь по расчету - это верный путь к успеху (текст 1); Там, где богатство и знатность, нет места искренним чувствам (текст 2); Любовь без денег мне действительно не нужна. Хочется, чтобы любовь была финансово обеспеченной (текст 2).
Названия брендов, за исключением марок машин, не встречаются в анализируемых текстах. Их функции выполняют контекстные синонимы: роскошь (шик, гламур, богатство), роскошный (на высочайшем уровне, отменный, для избранных, безупречный, фантастический, шикарный, изумительный, безумно дорогой). Активно используются номинации предметов роскоши: модный аксессуар, бриллиантовое колье, тиара с бриллиантами. Показатели роскоши: пентхаус, апартаменты класса люкс, свой особняк, огромный дом, бассейн, теннисный корт, винный погреб, красивая спальня, огромная антикварная кровать; частный борт, яхта.
Складывающийся в серии романов лингвокультурный типаж охотницы может быть интерпретирован как «диагноз». Болезненная страсть к богатству, как следует из текстов, разрушает личность и способствует гибели близких. Путь к замужеству (всего 5 опытов) и супружеская жизнь - основы единой сюжетной линии, которая завершается выходом из аксиологического тупика: охотница, переставшая быть охотницей, полюбила и вышла замуж, не прибегая к коварству (текст 3). Не обладающий художественной достоверностью, авторский аксиологический компромисс - утверждение любви как базовой гендерной ценности - сочетается с укоренившимся в гламурной среде стереотипом: известность и карьеру женщине обеспечивают финансовое положение и связи мужа. Сюжетный поворот - влюбленность и брак по любви - не способствует вытеснению ценностей гламура. Героиня становится женой успешного, обеспеченного человека и кинозвездой. Успех и богатство остаются в ядре базовых ценностей.
Проведенный анализ позволил установить сближение стиля гламурной женской прозы со стилем глянцевых журналов. Общие стилеобразующие характеристики: аксиологемы, способствующие выделению особой системы ценностей культуры гламура, номинации востребованных брендов, прагматонимы, лингвоцинизмы. Гламурную прозу и глянцевые медиатексты сближает также прямая дидактичность, находящая выражение в аксиологических установках и суждениях. И глянцевые журналы, и гламурная проза адресуются сегменту целевой женской аудитории. Объединяет их и образ автора, выступающего как реальная личность, характеризующаяся стратегически сформированным имиджем. Новейшие тексты гламурно-глянцевой словесности, тиражирующие ценности богатых и знаменитых, должны стать объектом специального лингвоаксиологического анализа.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, намечается его перспектива, связанная с возможностью дальнейшего изучения фиксируемых авторами текстов массовой словесности аксиологических сдвигов в массовом сознании, а также с описанием лингвокультурных типажей, конструируемых в произведениях, адресованных мужской читательской аудитории.
Названия брендов, за исключением марок машин, не встречаются в анализируемых текстах. Их функции выполняют контекстные синонимы: роскошь (шик, гламур, богатство), роскошный (на высочайшем уровне, отменный, для избранных, безупречный, фантастический, шикарный, изумительный, безумно дорогой). Активно используются номинации предметов роскоши: модный аксессуар, бриллиантовое колье, тиара с бриллиантами. Показатели роскоши: пентхаус, апартаменты класса люкс, свой особняк, огромный дом, бассейн, теннисный корт, винный погреб, красивая спальня, огромная антикварная кровать; частный борт, яхта.
Складывающийся в серии романов лингвокультурный типаж охотницы может быть интерпретирован как «диагноз». Болезненная страсть к богатству, как следует из текстов, разрушает личность и способствует гибели близких. Путь к замужеству (всего 5 опытов) и супружеская жизнь - основы единой сюжетной линии, которая завершается выходом из аксиологического тупика: охотница, переставшая быть охотницей, полюбила и вышла замуж, не прибегая к коварству (текст 3). Не обладающий художественной достоверностью, авторский аксиологический компромисс - утверждение любви как базовой гендерной ценности - сочетается с укоренившимся в гламурной среде стереотипом: известность и карьеру женщине обеспечивают финансовое положение и связи мужа. Сюжетный поворот - влюбленность и брак по любви - не способствует вытеснению ценностей гламура. Героиня становится женой успешного, обеспеченного человека и кинозвездой. Успех и богатство остаются в ядре базовых ценностей.
Проведенный анализ позволил установить сближение стиля гламурной женской прозы со стилем глянцевых журналов. Общие стилеобразующие характеристики: аксиологемы, способствующие выделению особой системы ценностей культуры гламура, номинации востребованных брендов, прагматонимы, лингвоцинизмы. Гламурную прозу и глянцевые медиатексты сближает также прямая дидактичность, находящая выражение в аксиологических установках и суждениях. И глянцевые журналы, и гламурная проза адресуются сегменту целевой женской аудитории. Объединяет их и образ автора, выступающего как реальная личность, характеризующаяся стратегически сформированным имиджем. Новейшие тексты гламурно-глянцевой словесности, тиражирующие ценности богатых и знаменитых, должны стать объектом специального лингвоаксиологического анализа.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, намечается его перспектива, связанная с возможностью дальнейшего изучения фиксируемых авторами текстов массовой словесности аксиологических сдвигов в массовом сознании, а также с описанием лингвокультурных типажей, конструируемых в произведениях, адресованных мужской читательской аудитории.
Подобные работы
- Гендерно-аксиологическая специфика гламурно-глянцевых текстов
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК ТЕКУЩЕГО ВРЕМЕНИ В РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ НОСИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАМУРА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Психолингвистические особенности рекламного текста (на материале журнала «Правила жизни»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2024 - Нарративные стратегии в публикациях российских глянцевых
журналов
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФОТОИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019





