Введение 2
Образ дон Жуана у Тирсо де Молина 4
Образ Дон Жуана у Мольера 6
Образ Дон Жуана у Дж. Байрона 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
В мировой литературе присутствуют устойчивые образы, которые способны собой олицетворять тот либо другой тип человека, которые абсолютно разные писатели по-разному описывают в своих произведениях. Дон Жуан - один из них.
Прототипом Дон Жуана считают севильского дворянина дон Хуан де Тенорио, который жил в XIV ст. Приближенный короля Педро Жестокого, дон Хуан своими любовными похождениями держал в напряжении всю Севилью. На поединке он убил командора дона Гонзаго, который защищал честь своей дочери, однако через некоторое время исчез при весьма загадочных обстоятельствах. Многие утверждали, что Тенорио убили монахи-францисканцы.
Первого Дон Жуана в литературе создал испанский монах Тирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость». Из Испании такой сюжет перекочевал во Францию, где в 1665 г. Мольер поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Далее в 1817 г. Дж. Байрон написал поэму «Дон Жуан».
В литературе присутствуют различные трактовки образа Дон Жуана. Они колеблются между двумя противоположными точками зрения: те, кто осуждают Дон Жуана и те, кто оправдывает его.
Люди, подвергающие осуждению Дон Жуана, делают акцент на том, что его действия - это насмешливая игра комика-циника, глумливого пакостника; он упивается тем, что может другим людям принести несчастье, однако главным для него является одно - осквернить то, перед чем преклоняются другие люди. Дон Жуан с легкостью переходит от одной женщине к другой, постоянно соблазняя их, разбивая их сердца и делая их несчастными.
Другой трактовкой любовные поиски Дон Жуана подразумеваются как поиск «идеальной женщины», а Дон Жуан, как некий мечтатель. Всю свою жизнь он ищет идеал женщины, вложенный Богом в него. Он отдает на алтарь такому идеалу свои гений и славу, и, невзирая на то, что он все же любит и любим, все равно продолжает менять женщин как перчатки, в каждой из них пытаясь отыскать осуществление своих желаний. Он ищет женщину, которая, будучи олицетворением женственности, дала бы ему возможность удовлетворить стремление к обладанию всеми женщинами. Это желание - выражение уже не физического, а духовного эротизма, которого не удовлетворяют ограниченные возможности тела. Только через чувственность он может прикоснуться к этому миру. Дон Жуан, овладев очередной женщиной, ощущает себя некой частицей производящей силы, которая пронизывает вселенную. Другими словами, он возводит чувственность до подобия религии, она ему дает возможность лучше понять мироздание, что противоречит измышлениям некоторых писателей об атеизме Дона Жуана, которые были основаны на неприятии им социальных условностей.
В данной работе мы предпримем попытки отметить главные этапы развития сюжета и трансформации образа «севильского обольстителя» на протяжении 400 лет. Для этого мы рассмотрим произведения Тирсо де Молина, Мольера, Байрона, которые отличаются специфической трактовкой образа Дон Жуана.
И в наши дни Дон Жуан остается самым известным героев мировой литературы, провоцируя горячие споры, философские дискуссии, новые стихи и прозу, заново создающие образ беспринципного соблазнительного красавца.
В данной контрольной работе мы рассмотрели несколько интерпретаций образа Дон Жуана. Выявили их общие черты и различия.
Тирсо де Молина определял образ героя как циничного и жестокого дебошира, не имеющего в своей жизни абсолютно никаких ценностей, для него не было ничего святого.
У Жана-Батиста Мольера образ Дон Жуана использовался для того, чтобы можно было показать пороки аристократических кругов, которые были во времена Мольера. Каждый из двух таких авторов в конце произведения наказывал своего героя при помощи каменного изваяния.
Хотя основой произведения Дж. Байрона был сюжет о непревзойденном обольстителе, его герой часто играет в эпизодах пассивную роль, не соблазняя самолично, а оказываясь соблазненным. Дон Жуан остается пассивным протагонистом и в тех эпизодах, которые никоим образом не были связаны с женщинами. Автор подвергает ироническому переосмыслению каноны «серьёзной» эпической поэзии с её героическим нарративом, его герой предстает мятущимся человеком, не хранящим никому верности. Его поэма содержит сатирическую оценку современного английского общества.
Исходя из того, как различные авторы, в различные эпохи описывали образ Дон Жуана. Можно понять, что он является «вечным» и нестатическим образом в мировой литературе. Каждое историческое время, вносило что-либо свое, новое в легенду, наполняло ее новым содержанием.
1. Николенко А. Н. Барокко и классицизм как художественные системы XVII в. // Всемирная литература в средних учебных заведениях, 2002. - № 11
2. Пахсарьян Н. Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Высшая Школа, 2001
3. Пронкевич А. Дон Хуан сквозь призму национального мифа // Слово и время, 2003. - № 4
4. Силюнас В. Ю. Стиль жизни и стили искусства. (Испанский театр маньеризма и Барокко): о пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость». - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000
5. Шалагинов Б. Зарубежная литература от античности до начала XIX столетия. Историко-эстетический очерк. - М.: Академия, 2004
6. История зарубежной литературы XVII века: Учебник для фил. спец. вузов / Н. А Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и др.; Под ред. М. В Разумовской. - М.: Высшая школа, 2001