Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию потребностей учащейся молодежи в техническом образовании 18
1.1 Сущность потребностей в техническом образовании 18
1.2 Основные факторы формирования и реализации потребностей учащейся
молодежи в техническом образовании в современных условиях 55
Глава 2. Особенности и противоречия формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях 87
2.1 Особенности формирования потребностей учащихся школ в техническом
образовании 87
2.2 Противоречия реализации потребностей студентов в техническом
образовании во время учебы и при трудоустройстве после окончания вуза 113
Заключение 142
Список литературы 148
Приложения 166
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию потребностей учащейся молодежи в техническом образовании 18
1.1 Сущность потребностей в техническом образовании 18
1.2 Основные факторы формирования и реализации потребностей учащейся
молодежи в техническом образовании в современных условиях 55
Глава 2. Особенности и противоречия формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях 87
2.1 Особенности формирования потребностей учащихся школ в техническом
образовании 87
2.2 Противоречия реализации потребностей студентов в техническом
образовании во время учебы и при трудоустройстве после окончания вуза 113
Заключение 142
Список литературы 148
Приложения 166
Актуальность темы исследования. Современный научно-технический прогресс характеризуется высокими темпами обновления технических устройств, используемых как на промышленных предприятиях, так и в быту, при организации повседневной жизнедеятельности людей. Появляется техника, ведущая к созданию новых видов материалов, производству продуктов питания с заданными свойствами, применению качественно иных способов лечения болезней, передачи и обработки информации и т. п. Практически каждый человек включается в своей повседневной трудовой, бытовой, досуговой деятельности в освоение постоянно обновляющихся технических устройств. Возникает новая система требований к взаимодействию человека с создаваемым им миром машин и механизмов, не только существенно облегчающих его физический труд, но и превосходящих его умственные возможности.
Создание, внедрение в промышленность новейших технических разработок сопровождается усилением конкурентной борьбы между странами. Те государства, которые способны проектировать, конструировать и использовать лучшие машины и механизмы, обеспечивают не только высокие темпы экономического развития, но и повышают свою национальную безопасность, независимость в проведении внешней и внутренней политики. В связи с этим актуализируется проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, способных заниматься разработкой, внедрением, эксплуатацией инновационной техники, эффективно управлять жизненным циклом создаваемого продукта, вплоть до момента его утилизации.
На сегодняшний день Россия существенно отстает в создании передовых технологий в ряде отраслей промышленного производства. Многие виды современной техники, используемой на заводах, фабриках, применяемой при передаче и обработке данных, в медицине, образовании приобретаются за границей. В условиях санкций возникают проблемы в получении необходимых для ряда производств новых технических устройств. Курс на импортозамещение требует подготовки кадров, способных создавать нужные отечественной промышленности машины и механизмы, не уступающие мировым образцам.
Возникает проблема создания эффективной системы привлечения в колледжи, вузы наиболее способной к работе с техникой молодежи. Требуется еще в школе формировать у учащихся устойчивую потребность в получении в будущем технической подготовки в организациях среднего профессионального и высшего образования. Актуализируется проблема создания образовательного процесса, который обеспечивает приобретение студентами компетенций, позволяющих активно включиться после завершения учебы в проектирование, конструирование, создание современных технических устройств, повышающих конкурентоспособность отечественной промышленности в мире.
В стране в последние несколько лет стали появляться центры дополнительного образования, в которых подростки могут проверить свои склонности к созданию роботов и других технических устройств. Вузы, занимающиеся подготовкой будущих инженеров, организуют малые предприятия, позволяющие включать студентов не только в проектирование новейших технических устройств, но и создание опытных образцов, предлагая впоследствии тиражировать их на крупных промышленных предприятиях страны.
При этом отмечается ряд противоречий, требующих своего разрешения в условиях возрастания требований к молодым специалистам, занимающихся проектированием, конструированием, эксплуатацией новейших машин и механизмов и т. д.
Прежде всего, выделяется противоречие между потребностями страны, работодателей, вузов в приеме на технические направления подготовки выпускников школ, имеющих склонности к успешному освоению специальных знаний, умений и организацией эффективной профориентационной работы по выявлению таких молодых людей. До сих пор не сложилась устойчивая, повсеместно действующая система совместной работы общеобразовательных школ, вузов, промышленных предприятий по поиску, отбору среди старшеклассников талантливой молодежи, имеющей задатки к освоению технических наук, инновационной деятельности после получения профессионального образования.
В связи с этим следует отметить противоречие между потребностями обучающихся в получении качественного образования, обеспечивающего высокую конкурентоспособность выпускников технических направлений подготовки, и возможностями вузов создать условия для их реализации на основе постоянного взаимодействия с различными предприятиями региона, страны. Не сложилась устойчивая система заказов высшими учебными заведениями от бизнес-структур на подготовку определенного уровня специалистов, существуют трудности в организации производственной практики студентов на заводах, фабриках.
Сохраняется противоречие между уровнем знаний, навыков, которыми обладают нынешние выпускники технических направлений подготовки , и требованиями к ним работодателей. После поступления на работу многим молодым специалистам приходится вновь учиться, чтобы компенсировать то, что не получили в вузе. Увеличивается время их адаптации к требованиям современного производства.
Следует выделить противоречие между потребностью государства в подготовке инженерных кадров, готовых к активной инновационной деятельности во всех сферах современного научно-технического прогресса, и созданием условий для ее реализации на основе материального, финансового, кадрового, организационного сотрудничества промышленных предприятий и вузов страны. Заявления о необходимости и важности формирования у студентов в процессе учебы навыков разработки и реализации инновационных проектов не подкрепляются совместными действиями всех субъектов, призванных участвовать в решении этой задачи.
Указанные противоречия затрудняют процесс подготовки кадров, способных активно включаться в постоянное обновление техники, применяемой на отечественных предприятиях, создание новой, не уступающей мировым образцам.
В связи с этим возникает необходимость в социологических исследованиях выпускников школ, студентов технических факультетов, молодых специалистов для выявления совокупности факторов, определяющих формирование и реализацию потребностей учащейся молодежи в техническом образовании. Теоретические и эмпирические исследования позволяют выявить особенности осознания этих потребностей, мотивы выбора конкретных направлений обучения, способы разрешения молодыми людьми проблем, возникающих как во время приобретения специальных знаний, умений, так и их совершенствования в первые годы работы на производстве. Появляется возможность принятия обоснованных решений по совершенствованию системы подготовки кадров, готовых к активному участию в инновационном развитии отечественной промышленности на основе устойчивой потребности молодежи в самореализации и самоутверждении в профессиональной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании отражена в трудах представителей следующих отраслей науки: исторических, педагогических, психологических, социологических, технических, философских, экономических.
Ведущим фактором формирования и реализации потребностей в техническом образовании выступает появление на определенном этапе исторического развития технических устройств. Исследованием техники как результата человеческой деятельности и ее влиянием на общество занимались И. Ю. Алексеева, Ц. Г. Арзаканян, О. В. Аронсон, Н. А. Бердяев, Ф. Бэкон, Г. Бехманн, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Горохов, Э. Капп, Б. И. Кудрин, К. Маркс, Л. Ф. Матронина, К. Митчсм, Л. Мэмфорд, Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, Х. Ортега-и-Гассет, Ф. Рапп, В. П. Рачков, В. М. Розин, Г. Ф. Ручкина, О. Б. Скородумова, В. С. Степин, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, В. Хесле, В. Ф. Шаповалов, П. Энгельмейер, К. Ясперс и другие.
Рассмотрению истории техники как движущей силы общественного развития посвящены труды В. В. Алексеева, Е. С. Бальжановой, Е. Ю. Баранова, А. В. Бармина, В. С. Виргинского, В. А. Дорошенко, Н. И. Дятчина, И. Е. Еробкина, В. В. Запария, А. И. Кузнецова, М. Р. Москаленко, С. А. Нефедова, Н. В. Паниной, В. Ф. Хотеенкова и других.
Изучению особенностей взаимодействия техники и человека посвящены работы по психологии труда, инженерной психологии и эргономики В. М. Бехтерева, Б. А. Душкова, В. П. Зинченко, Е. А. Климова, М. А. Котика, A. А. Крылова, Б. Ф. Ломова, О. Г. Носковой, А. В. Платоновой, К. К. Платонова, Н. С. Пряжникова, С. Ф. Сергеева, Г. К. Середы, Э. Тейлора, В. Б. Ястшембовского и других.
История, состояние и противоречия развития технического образования в России исследовались в работах А. А. Барзова, А. Е. Беляева, А. И. Боровкова, Г. А. Будник, С. Ф. Бурдакова, А. В. Вавилова, О. И. Клявина, В. М. Кутузова, B. В. Ленченко, В. И. Лившица, Г. И. Ловецкого, В. Н. Лозовского, С. В. Лозовского, B. И. Лысака, М. М. Малышевой, М. П. Мельниковой, Ю. Д. Мишина, Л. С. Московчук, А. Г. Никитенко, В. А. Пальмова, П. М. Постникова, Ю. П. Похолкова, В. А. Прохорова, А. И. Рудского, М. В. Рябова, Д. Л. Сапрыкина, Е. Н. Силиной, Г. М. Сорокина, Е. М. Тарасова, О. А. Хасбулатовой, П. С. Чубика, А. И. Чучалина, В. Е. Шукшунова, Л. И. Щербаковой и других.
Проблемы формирования потребностей учащейся молодежи в профессиональном образовании изучали отечественные исследователи: Ю. П. Аверичев, Е. С. Баразгова, Ю. Р. Вишневский, Е. И. Головаха, М. К. Горшков, Б. С. Волков, Г. Е. Зборовский, Э. Ф. Зеер, Ю. А. Зубок, Е. А. Климов, Д. Л. Константиновский, Г. Б. Кораблева, А. Н. Леонтьев, А. В. Меренков, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников, М. Х. Титма, Г. А. Чередниченко, C. Н. Чистякова, В. И. Чупров, Ф. Э Шереги, В. Н. Шубкин и другие.
Изучение темы диссертации также требует рассмотрения работ, связанных с системой детерминации выбора человеком конкретной профессии. Особо следует выделить работы, которые посвящены такому ведущему фактору, определяющему действие людей, как потребности. В психологической науке изучением потребностей занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как К. Альдерфер, Л. И. Божович, Ф. Герцберг, Д. И. Додонов, В. И. Загвязинский, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Д. К. Макклелланд, А. Маслоу, Д. Н. Узнадзе и другие. Они выясняли особенности психических процессов, определяющих возникновение и реализацию потребностей личности. В работах философов Н. М. Бережного, Н. Н. Михайлова, А. И. Самсина дан анализ различных трактовок сущности потребностей, выделены факторы, определяющие их формирование у личности.
Значительный вклад в развитие теории потребностей внесли социологи, исследовав внешние и внутренние факторы, влияющие на их формирование и реализацию у различных социальных групп. Среди отечественных исследователей следует выделить И. В. Бестужева-Лада, А. И. Вишняка, A. Г. Здравомыслова, Г. Г. Дилигенского, Д. А. Кикнадзе, А. В. Меренкова, B. В. Радаева, Л. Я. Рубину, М. Н. Руткевича, В. И. Тарасенко. Среди западных — Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Спенсера.
В России социологическими исследованиями особенностей, противоречий формирования и реализации потребностей молодежи в техническом образовании занимались Р. Н. Абрамов, А. Л. Арефьев, Л. Н. Банникова, Л. Н. Боронина, Е. В. Виноградова, Ю. Р. Вишневский, Н. П. Дронишинец, Г. Е. Зборовский, А. Г. Здравомыслов, И. М. Козина, О. В. Крыштановская, А. В. Меренков, Е. А. Михайлова, О. Б. Михайлова, Б. С. Павлов, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, М. Х. Титма, Е. А. Шаповалов, Ф. Э. Шереги, О. И. Шкаратан, И. И. Шолина, Л. И. Щербакова, В. А. Ядов.
Исследованием факторов выбора учащейся молодежью технической профессии, изучением состояния и мер, повышающих качество инженерного образования в других странах, занимались К. Д. Аллен, Дж. Д. Башам, Р. В. Берн, Е. Браун, Л. Вайс, Х. Эль-Гаиди, Б. Дхар, Ф. О. Каратас, Б. Р. Кларк, Э. Ф. Кроули, А. Кумар, В. М. Ласситер, М. Т. Марино, А. Очиенг, С. Саглам, Дж. А. Сайерс, А. Е. Стич, П. В. Хааг, М. Эйзенхарт и другие.
Работы указанных авторов позволили проанализировать особенности становления потребностей разных социальных групп индивидов в техническом образовании. Однако, несмотря на значительное количество работ по тематике диссертационной работы, существует необходимость в социологическом изучении нынешнего состояния системы формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образования, противоречий, которые сопровождают эти процессы.
Объект диссертационного исследования: потребности учащейся молодежи в техническом образовании.
Предмет исследования: формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в высшем техническом образовании.
Цель диссертационного исследования: исследовать влияние основных внешних и внутренних факторов, определяющих формирование и реализацию потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
1. раскрыть сущность понятия «потребности в техническом образовании»;
2. рассмотреть основные факторы, действующие на макро-, мезо- и микроуровнях на формирование и реализацию потребностей учащейся молодежи в техническом образовании;
3. выявить особенности формирования у учащихся школ потребностей в получении после окончания учебы высшего технического образования;
4. исследовать основные противоречия, существующие в настоящее время при реализации студентами вузов потребностей в техническом образовании в период обучения и в процессе трудоустройства на промышленные предприятия.
Теоретико-методологическую основу кандидатской диссертации составляют системный, структурно-функциональный подходы, теории мотивации, основные положения которых представлены в теории потребностей К. Альдерфера, иерархии потребностей А. Маслоу, теории приобретенных потребностей Д. К. Макклелланда, двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга.
Работы социологов, раскрывающие особенности формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в профессиональном образовании — Е. С. Баразговой, Л. Н. Банниковой, Ю. Р. Вишневского, Г. Е. Зборовского, М. К. Горшкова, Д. Л. Константиновского, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова; посвященные теории детерминации человеческого поведения (труды А. Г. Здравомыслова, Г. Г. Дилигенского, А. В. Меренкова, В. А. Ядова). В них анализируются внешние и внутренние факторы, определяющие становление и удовлетворение потребностей личности в образовании, которое соответствует ее склонностям, способностям и интересам общества в подготовке высококвалифицированных специалистов для современного промышленного производства.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы следующих социологических исследований:
В 2014 г. были опрошены 1725 первокурсников Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (далее — УрФУ), из них: Институт материаловедения и металлургии — 345; Институт радиоэлектроники и информационных технологий — 278; Механико-машиностроительный институт — 412; Строительный институт — 297; Уральский энергетический институт — 393. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, сплошной.
В 2015 г. были опрошены 652 студента 2-4 курсов, обучающихся по техническим направлениям подготовки в УрФУ: Институт материаловедения и металлургии — 166; Институт радиоэлектроники и информационных технологий — 105; Механико-машиностроительный институт — 92; Строительный институт — 132; Уральский энергетический институт — 157. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, квотная выборка.
Опрошено 19 работодателей (руководители отделов предприятий среднего, крупного бизнеса, работающих в Свердловской области); 16 студентов магистратуры институтов, ведущих подготовку по техническим направлениям обучения с целью выявления мотивов получения инженерных специальностей. В качестве метода сбора информации использовалось глубинное интервью.
Опрос 324 абитуриентов, поступающих в УрФУ, Уральский государственный горный университет (далее — УГГУ), Уральский государственный университет путей сообщения (далее — УрГУПС) по техническим направлениям подготовки. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, целевая двухступенчатая выборка.
Опрос 1890 первокурсников, поступивших на технические специальности в УрФУ. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, сплошной.
В 2016 г. опрошено 1034 студента старших курсов обучения по техническим направлениям бакалавриата и магистратуры, получающих образование в УрФУ, УГГУ, УрГУПС, Уральском государственном лесотехническом университете (далее — УГЛТУ). В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, квотная двухступенчатая выборка.
В 2017 г. опрошено 78 руководителей цехов, отделов промышленных предприятий Свердловской области, на которых работают выпускники направления подготовки «Машиностроение», с целью выявления уровня сформированности у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос.
Опрошено 11 руководителей, начальников отделов государственных и коммерческих предприятий г. Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. В качестве метода сбора информации использовалось глубинное интервью.
Опрос 19 молодых выпускников, получивших 2-3 года назад техническое образование в разных вузах страны. Использован биографический метод получения эмпирических данных. Получена информация о том, когда и под влиянием каких внешних и внутренних факторов происходило становление потребности в получении конкретного технического образования и ее реализация во время учебы, а также трудоустройстве после окончания вуза.
Вторичный анализ результатов мониторинга качества приема в российские государственные вузы, проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики»; данных статистики о социально-экономическом положении России в 2016 г. в сравнении с предыдущими годами, обнародованные Федеральной службой государственной статистики; результатов исследований российских социологов, в том числе уральских, посвященных проблемам подготовки инженерных кадров в вузах.
Научная новизна диссертационной работы заключается в раскрытии влияния внешних и внутренних факторов на формирование и реализацию потребностей учащейся молодежи в получении технического образования в современных российских условиях. Основные научные результаты, полученные автором и содержащие новизну, заключаются в следующем:
- дано определение потребности в техническом образовании, представляющее собой внутреннее побуждение социального субъекта к активной деятельности по получению компетенций, необходимых для создания, производства, использования различных технических устройств, совершенствующих физический и умственный труд человека;
- выделены основные факторы формирования и реализации потребностей в техническом образовании, действующие на макро-, мезо- и микроуровнях;
- доказано, что в России в разных социально-экономических и социокультурных условиях развития отечественной промышленности ведущим субъектом формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании являлось государство, а не бизнес-сообщество;
- показано, что отсутствие согласованных действий государства и бизнес- сообщества в формировании и реализации общих и конкретных потребностей учащейся молодежи в техническом образовании является основным фактором, снижающим эффективность действий, направленных на их развитие;
- исследован механизм взаимодействия внешних и внутренних факторов, определяющих становление и реализацию общих потребностей учащихся школ в получении технического образования в вузах;
- раскрыты основные противоречия, характеризующие реализацию конкретных потребностей студентов в техническом образовании в период обучения в вузе и при трудоустройстве, вызванные ограниченным участием бизнес-сообщества в этом процессе;
- определены основные направления совершенствования системы формирования и реализации общих и конкретных потребностей учащейся молодежи в техническом образовании на основе комплексной системы профориентационной работы, стимулирования работодателей, участвующих в создании условий для выявления способностей школьников к работе с техникой и их развитие в процессе получения студентами конкретной специальности в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
- доказано, что ведущая роль при формировании потребностей учащихся школ в получении технического образования принадлежит факторам, действующим на макро- и микроуровнях. Всеобщее использование в повседневной жизни современных технических устройств, личная склонность к изучению их устройства, методов конструирования новых механизмов, усиленная влиянием референтной группы, побуждает поступать в вузы на технические направления подготовки;
- раскрыт механизм становления личной потребности в получении технического образования, включающий: осознание склонностей к работе с техникой; интериоризацию общественной потребности в специалистах, способных ее использовать и создавать; интерес к способам ее реализации в процессе профессиональной подготовки; ориентацию на ценность выбранного направления образования; установку на его получение;
- показано, что отсутствие постоянного взаимовыгодного взаимодействия вузов с предприятиями при подготовке молодых специалистов не позволяет выработать у них конкретные потребности в знаниях и умениях, необходимых для работы на определенных производствах; уровень развития профессиональных компетенций выпускников технических направлений подготовки оценивается работодателями в среднем на 3 балла из 5;
- выявлено противоречие между потребностями государства в подготовке высококвалифицированных кадров, способных использовать и создавать современную технику, и системой их закрепления на промышленных предприятиях. Ведущими потребностями выпускников при трудоустройстве являются высокие заработки, карьерный рост, независимо от возможностей самореализации и самоутверждения в профессиональной деятельности;
- доказано на материалах эмпирических исследований, что в процессе обучения у студентов к выпускному курсу происходит снижение потребности стать высококвалифицированными специалистами из-за неудовлетворенности качеством образования, неопределенности трудоустройства, профессионального и карьерного роста: 23 % убедились за время обучения в том, что приобретаемая профессия соответствует их способностям, 47 % выпускников намерены искать работу, соответствующую полученному образованию;
- выявлены основные требования работодателей к выпускникам технических направлений подготовки, определяющие направленность развития конкретных потребностей молодых специалистов: способность взаимодействовать со всеми работниками, занимающимися эксплуатацией, конструированием, изготовлением изделий; самостоятельность в приобретении новых знаний, умений в связи с изменениями в технологиях и технических устройствах;
- разработаны конкретные рекомендации по созданию системы формирования общих потребностей школьников в техническом образовании в процессе изучения основных направлений современного научно-технического прогресса, ознакомления с требованиями современной техники к человеку; реализации конкретных потребностей студентов в приобретении опыта проектирования, конструирования инновационных разработок в совместной с работодателями и преподавателями вузов деятельности по модернизации промышленных предприятий.
Соответствие темы диссертации специальности ВАК 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы выражается в реализации требований следующих пунктов:
26. Социальные функции системы образования; функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование.
30. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. Молодежь на рынке труда, перспективы трудоустройства. Региональные особенности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении роли факторов, действующих на макро-, мезо- и микроуровнях при формировании и реализации потребностей учащейся молодежи в высшем техническом образовании в условиях современного научно-технического прогресса. Исследована взаимосвязь внешней и внутренней необходимости, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и установок, определяющих активность молодежи при получении специальных знаний, умений, обеспечивающих профессиональную деятельность по эксплуатации действующих машин и механизмов, проектированию, конструированию новых технических устройств. Материалы и результаты проведенных исследований могут представлять интерес для организаций общего, среднего профессионального и высшего образования, предприятий при совершенствовании работы по формированию и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании, повышении уровня соответствия молодых специалистов требованиям работодателей.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов для студентов социологических факультетов: «Социология образования», «Социология духовной жизни», «Социология молодежи», а также для исследования эффективности практик раннего выявления склонностей учащихся школ к работе с техникой, формирования у студентов компетенций, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Достоверность результатов, полученных автором, подтверждается совпадением теоретических положений работы с результатами проведенных социологических исследований при использовании апробированных методов сбора и анализа эмпирических данных, обоснованностью выводов и рекомендаций.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на 14-ти международных, 11-ти всероссийских и 1-й региональной конференциях: Всероссийская научно - практическая конференция УП-Х Ковалевские чтения (г. Санкт-Петербург, 2012-2015 гг.); ХХ-ХХ1У Международная конференция студентов и молодых ученых «Ломоносов — 2013» (г. Москва, 2013-2017 гг.); ХУ11-ХХ Международная конференция памяти Л. Н. Когана (г. Екатеринбург, 2014-2017 гг.); Вторая выездная научная конференция студентов ИСПН (г. Екатеринбург, 2014 г.); Всероссийская молодежная научно-исследовательская конференция «Инновационный потенциал молодежи: формирование нового типа культуры» (г. Екатеринбург, 2014 г.), IX Международная научная конференция «Сорокинские чтения» (г. Москва, 2014 г.); юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция XX Уральские социологические чтения (г. Екатеринбург, 2015 г.); Всероссийская научно-практическая интернет-конференция с элементами школы для молодых исследователей (г. Пермь, 2015 г.); Всероссийская научная конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда (г. Екатеринбург, 2015 г.); ХУ111 Международная научно-практическая конференция молодых ученых (г. Уфа, 2015 г.); Научно-практическая конференция с международным участием (г. Москва, 2015 г.); Всероссийская междисциплинарная научная конференция с международным участием «У Информационная школа молодого ученого» (г. Екатеринбург, 2015 г.); Первые чтения памяти В. А. Ядова (г. Санкт-Петербург, 2015 г.); Международная междисциплинарная научная конференция «Стыки модерности: жизнестойкость личности и обществ» (г. Екатеринбург, 2016 г.); У Всероссийский социологический конгресс — 2016 «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» (г. Екатеринбург, 2016 г.); У Тюменский международный социологический форум «Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты» (г. Тюмень, 2017 г.).
Результаты исследований отражены в 30 научных публикациях, общим объемом 10,7 п. л., в том числе в рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в базу данных Scopus, Web of science — 1 и перечень ВАК — 3.
Создание, внедрение в промышленность новейших технических разработок сопровождается усилением конкурентной борьбы между странами. Те государства, которые способны проектировать, конструировать и использовать лучшие машины и механизмы, обеспечивают не только высокие темпы экономического развития, но и повышают свою национальную безопасность, независимость в проведении внешней и внутренней политики. В связи с этим актуализируется проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, способных заниматься разработкой, внедрением, эксплуатацией инновационной техники, эффективно управлять жизненным циклом создаваемого продукта, вплоть до момента его утилизации.
На сегодняшний день Россия существенно отстает в создании передовых технологий в ряде отраслей промышленного производства. Многие виды современной техники, используемой на заводах, фабриках, применяемой при передаче и обработке данных, в медицине, образовании приобретаются за границей. В условиях санкций возникают проблемы в получении необходимых для ряда производств новых технических устройств. Курс на импортозамещение требует подготовки кадров, способных создавать нужные отечественной промышленности машины и механизмы, не уступающие мировым образцам.
Возникает проблема создания эффективной системы привлечения в колледжи, вузы наиболее способной к работе с техникой молодежи. Требуется еще в школе формировать у учащихся устойчивую потребность в получении в будущем технической подготовки в организациях среднего профессионального и высшего образования. Актуализируется проблема создания образовательного процесса, который обеспечивает приобретение студентами компетенций, позволяющих активно включиться после завершения учебы в проектирование, конструирование, создание современных технических устройств, повышающих конкурентоспособность отечественной промышленности в мире.
В стране в последние несколько лет стали появляться центры дополнительного образования, в которых подростки могут проверить свои склонности к созданию роботов и других технических устройств. Вузы, занимающиеся подготовкой будущих инженеров, организуют малые предприятия, позволяющие включать студентов не только в проектирование новейших технических устройств, но и создание опытных образцов, предлагая впоследствии тиражировать их на крупных промышленных предприятиях страны.
При этом отмечается ряд противоречий, требующих своего разрешения в условиях возрастания требований к молодым специалистам, занимающихся проектированием, конструированием, эксплуатацией новейших машин и механизмов и т. д.
Прежде всего, выделяется противоречие между потребностями страны, работодателей, вузов в приеме на технические направления подготовки выпускников школ, имеющих склонности к успешному освоению специальных знаний, умений и организацией эффективной профориентационной работы по выявлению таких молодых людей. До сих пор не сложилась устойчивая, повсеместно действующая система совместной работы общеобразовательных школ, вузов, промышленных предприятий по поиску, отбору среди старшеклассников талантливой молодежи, имеющей задатки к освоению технических наук, инновационной деятельности после получения профессионального образования.
В связи с этим следует отметить противоречие между потребностями обучающихся в получении качественного образования, обеспечивающего высокую конкурентоспособность выпускников технических направлений подготовки, и возможностями вузов создать условия для их реализации на основе постоянного взаимодействия с различными предприятиями региона, страны. Не сложилась устойчивая система заказов высшими учебными заведениями от бизнес-структур на подготовку определенного уровня специалистов, существуют трудности в организации производственной практики студентов на заводах, фабриках.
Сохраняется противоречие между уровнем знаний, навыков, которыми обладают нынешние выпускники технических направлений подготовки , и требованиями к ним работодателей. После поступления на работу многим молодым специалистам приходится вновь учиться, чтобы компенсировать то, что не получили в вузе. Увеличивается время их адаптации к требованиям современного производства.
Следует выделить противоречие между потребностью государства в подготовке инженерных кадров, готовых к активной инновационной деятельности во всех сферах современного научно-технического прогресса, и созданием условий для ее реализации на основе материального, финансового, кадрового, организационного сотрудничества промышленных предприятий и вузов страны. Заявления о необходимости и важности формирования у студентов в процессе учебы навыков разработки и реализации инновационных проектов не подкрепляются совместными действиями всех субъектов, призванных участвовать в решении этой задачи.
Указанные противоречия затрудняют процесс подготовки кадров, способных активно включаться в постоянное обновление техники, применяемой на отечественных предприятиях, создание новой, не уступающей мировым образцам.
В связи с этим возникает необходимость в социологических исследованиях выпускников школ, студентов технических факультетов, молодых специалистов для выявления совокупности факторов, определяющих формирование и реализацию потребностей учащейся молодежи в техническом образовании. Теоретические и эмпирические исследования позволяют выявить особенности осознания этих потребностей, мотивы выбора конкретных направлений обучения, способы разрешения молодыми людьми проблем, возникающих как во время приобретения специальных знаний, умений, так и их совершенствования в первые годы работы на производстве. Появляется возможность принятия обоснованных решений по совершенствованию системы подготовки кадров, готовых к активному участию в инновационном развитии отечественной промышленности на основе устойчивой потребности молодежи в самореализации и самоутверждении в профессиональной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании отражена в трудах представителей следующих отраслей науки: исторических, педагогических, психологических, социологических, технических, философских, экономических.
Ведущим фактором формирования и реализации потребностей в техническом образовании выступает появление на определенном этапе исторического развития технических устройств. Исследованием техники как результата человеческой деятельности и ее влиянием на общество занимались И. Ю. Алексеева, Ц. Г. Арзаканян, О. В. Аронсон, Н. А. Бердяев, Ф. Бэкон, Г. Бехманн, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Горохов, Э. Капп, Б. И. Кудрин, К. Маркс, Л. Ф. Матронина, К. Митчсм, Л. Мэмфорд, Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, Х. Ортега-и-Гассет, Ф. Рапп, В. П. Рачков, В. М. Розин, Г. Ф. Ручкина, О. Б. Скородумова, В. С. Степин, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, В. Хесле, В. Ф. Шаповалов, П. Энгельмейер, К. Ясперс и другие.
Рассмотрению истории техники как движущей силы общественного развития посвящены труды В. В. Алексеева, Е. С. Бальжановой, Е. Ю. Баранова, А. В. Бармина, В. С. Виргинского, В. А. Дорошенко, Н. И. Дятчина, И. Е. Еробкина, В. В. Запария, А. И. Кузнецова, М. Р. Москаленко, С. А. Нефедова, Н. В. Паниной, В. Ф. Хотеенкова и других.
Изучению особенностей взаимодействия техники и человека посвящены работы по психологии труда, инженерной психологии и эргономики В. М. Бехтерева, Б. А. Душкова, В. П. Зинченко, Е. А. Климова, М. А. Котика, A. А. Крылова, Б. Ф. Ломова, О. Г. Носковой, А. В. Платоновой, К. К. Платонова, Н. С. Пряжникова, С. Ф. Сергеева, Г. К. Середы, Э. Тейлора, В. Б. Ястшембовского и других.
История, состояние и противоречия развития технического образования в России исследовались в работах А. А. Барзова, А. Е. Беляева, А. И. Боровкова, Г. А. Будник, С. Ф. Бурдакова, А. В. Вавилова, О. И. Клявина, В. М. Кутузова, B. В. Ленченко, В. И. Лившица, Г. И. Ловецкого, В. Н. Лозовского, С. В. Лозовского, B. И. Лысака, М. М. Малышевой, М. П. Мельниковой, Ю. Д. Мишина, Л. С. Московчук, А. Г. Никитенко, В. А. Пальмова, П. М. Постникова, Ю. П. Похолкова, В. А. Прохорова, А. И. Рудского, М. В. Рябова, Д. Л. Сапрыкина, Е. Н. Силиной, Г. М. Сорокина, Е. М. Тарасова, О. А. Хасбулатовой, П. С. Чубика, А. И. Чучалина, В. Е. Шукшунова, Л. И. Щербаковой и других.
Проблемы формирования потребностей учащейся молодежи в профессиональном образовании изучали отечественные исследователи: Ю. П. Аверичев, Е. С. Баразгова, Ю. Р. Вишневский, Е. И. Головаха, М. К. Горшков, Б. С. Волков, Г. Е. Зборовский, Э. Ф. Зеер, Ю. А. Зубок, Е. А. Климов, Д. Л. Константиновский, Г. Б. Кораблева, А. Н. Леонтьев, А. В. Меренков, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников, М. Х. Титма, Г. А. Чередниченко, C. Н. Чистякова, В. И. Чупров, Ф. Э Шереги, В. Н. Шубкин и другие.
Изучение темы диссертации также требует рассмотрения работ, связанных с системой детерминации выбора человеком конкретной профессии. Особо следует выделить работы, которые посвящены такому ведущему фактору, определяющему действие людей, как потребности. В психологической науке изучением потребностей занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как К. Альдерфер, Л. И. Божович, Ф. Герцберг, Д. И. Додонов, В. И. Загвязинский, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Д. К. Макклелланд, А. Маслоу, Д. Н. Узнадзе и другие. Они выясняли особенности психических процессов, определяющих возникновение и реализацию потребностей личности. В работах философов Н. М. Бережного, Н. Н. Михайлова, А. И. Самсина дан анализ различных трактовок сущности потребностей, выделены факторы, определяющие их формирование у личности.
Значительный вклад в развитие теории потребностей внесли социологи, исследовав внешние и внутренние факторы, влияющие на их формирование и реализацию у различных социальных групп. Среди отечественных исследователей следует выделить И. В. Бестужева-Лада, А. И. Вишняка, A. Г. Здравомыслова, Г. Г. Дилигенского, Д. А. Кикнадзе, А. В. Меренкова, B. В. Радаева, Л. Я. Рубину, М. Н. Руткевича, В. И. Тарасенко. Среди западных — Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Спенсера.
В России социологическими исследованиями особенностей, противоречий формирования и реализации потребностей молодежи в техническом образовании занимались Р. Н. Абрамов, А. Л. Арефьев, Л. Н. Банникова, Л. Н. Боронина, Е. В. Виноградова, Ю. Р. Вишневский, Н. П. Дронишинец, Г. Е. Зборовский, А. Г. Здравомыслов, И. М. Козина, О. В. Крыштановская, А. В. Меренков, Е. А. Михайлова, О. Б. Михайлова, Б. С. Павлов, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, М. Х. Титма, Е. А. Шаповалов, Ф. Э. Шереги, О. И. Шкаратан, И. И. Шолина, Л. И. Щербакова, В. А. Ядов.
Исследованием факторов выбора учащейся молодежью технической профессии, изучением состояния и мер, повышающих качество инженерного образования в других странах, занимались К. Д. Аллен, Дж. Д. Башам, Р. В. Берн, Е. Браун, Л. Вайс, Х. Эль-Гаиди, Б. Дхар, Ф. О. Каратас, Б. Р. Кларк, Э. Ф. Кроули, А. Кумар, В. М. Ласситер, М. Т. Марино, А. Очиенг, С. Саглам, Дж. А. Сайерс, А. Е. Стич, П. В. Хааг, М. Эйзенхарт и другие.
Работы указанных авторов позволили проанализировать особенности становления потребностей разных социальных групп индивидов в техническом образовании. Однако, несмотря на значительное количество работ по тематике диссертационной работы, существует необходимость в социологическом изучении нынешнего состояния системы формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образования, противоречий, которые сопровождают эти процессы.
Объект диссертационного исследования: потребности учащейся молодежи в техническом образовании.
Предмет исследования: формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в высшем техническом образовании.
Цель диссертационного исследования: исследовать влияние основных внешних и внутренних факторов, определяющих формирование и реализацию потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
1. раскрыть сущность понятия «потребности в техническом образовании»;
2. рассмотреть основные факторы, действующие на макро-, мезо- и микроуровнях на формирование и реализацию потребностей учащейся молодежи в техническом образовании;
3. выявить особенности формирования у учащихся школ потребностей в получении после окончания учебы высшего технического образования;
4. исследовать основные противоречия, существующие в настоящее время при реализации студентами вузов потребностей в техническом образовании в период обучения и в процессе трудоустройства на промышленные предприятия.
Теоретико-методологическую основу кандидатской диссертации составляют системный, структурно-функциональный подходы, теории мотивации, основные положения которых представлены в теории потребностей К. Альдерфера, иерархии потребностей А. Маслоу, теории приобретенных потребностей Д. К. Макклелланда, двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга.
Работы социологов, раскрывающие особенности формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в профессиональном образовании — Е. С. Баразговой, Л. Н. Банниковой, Ю. Р. Вишневского, Г. Е. Зборовского, М. К. Горшкова, Д. Л. Константиновского, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова; посвященные теории детерминации человеческого поведения (труды А. Г. Здравомыслова, Г. Г. Дилигенского, А. В. Меренкова, В. А. Ядова). В них анализируются внешние и внутренние факторы, определяющие становление и удовлетворение потребностей личности в образовании, которое соответствует ее склонностям, способностям и интересам общества в подготовке высококвалифицированных специалистов для современного промышленного производства.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы следующих социологических исследований:
В 2014 г. были опрошены 1725 первокурсников Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (далее — УрФУ), из них: Институт материаловедения и металлургии — 345; Институт радиоэлектроники и информационных технологий — 278; Механико-машиностроительный институт — 412; Строительный институт — 297; Уральский энергетический институт — 393. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, сплошной.
В 2015 г. были опрошены 652 студента 2-4 курсов, обучающихся по техническим направлениям подготовки в УрФУ: Институт материаловедения и металлургии — 166; Институт радиоэлектроники и информационных технологий — 105; Механико-машиностроительный институт — 92; Строительный институт — 132; Уральский энергетический институт — 157. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, квотная выборка.
Опрошено 19 работодателей (руководители отделов предприятий среднего, крупного бизнеса, работающих в Свердловской области); 16 студентов магистратуры институтов, ведущих подготовку по техническим направлениям обучения с целью выявления мотивов получения инженерных специальностей. В качестве метода сбора информации использовалось глубинное интервью.
Опрос 324 абитуриентов, поступающих в УрФУ, Уральский государственный горный университет (далее — УГГУ), Уральский государственный университет путей сообщения (далее — УрГУПС) по техническим направлениям подготовки. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, целевая двухступенчатая выборка.
Опрос 1890 первокурсников, поступивших на технические специальности в УрФУ. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, сплошной.
В 2016 г. опрошено 1034 студента старших курсов обучения по техническим направлениям бакалавриата и магистратуры, получающих образование в УрФУ, УГГУ, УрГУПС, Уральском государственном лесотехническом университете (далее — УГЛТУ). В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, квотная двухступенчатая выборка.
В 2017 г. опрошено 78 руководителей цехов, отделов промышленных предприятий Свердловской области, на которых работают выпускники направления подготовки «Машиностроение», с целью выявления уровня сформированности у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос.
Опрошено 11 руководителей, начальников отделов государственных и коммерческих предприятий г. Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. В качестве метода сбора информации использовалось глубинное интервью.
Опрос 19 молодых выпускников, получивших 2-3 года назад техническое образование в разных вузах страны. Использован биографический метод получения эмпирических данных. Получена информация о том, когда и под влиянием каких внешних и внутренних факторов происходило становление потребности в получении конкретного технического образования и ее реализация во время учебы, а также трудоустройстве после окончания вуза.
Вторичный анализ результатов мониторинга качества приема в российские государственные вузы, проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики»; данных статистики о социально-экономическом положении России в 2016 г. в сравнении с предыдущими годами, обнародованные Федеральной службой государственной статистики; результатов исследований российских социологов, в том числе уральских, посвященных проблемам подготовки инженерных кадров в вузах.
Научная новизна диссертационной работы заключается в раскрытии влияния внешних и внутренних факторов на формирование и реализацию потребностей учащейся молодежи в получении технического образования в современных российских условиях. Основные научные результаты, полученные автором и содержащие новизну, заключаются в следующем:
- дано определение потребности в техническом образовании, представляющее собой внутреннее побуждение социального субъекта к активной деятельности по получению компетенций, необходимых для создания, производства, использования различных технических устройств, совершенствующих физический и умственный труд человека;
- выделены основные факторы формирования и реализации потребностей в техническом образовании, действующие на макро-, мезо- и микроуровнях;
- доказано, что в России в разных социально-экономических и социокультурных условиях развития отечественной промышленности ведущим субъектом формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании являлось государство, а не бизнес-сообщество;
- показано, что отсутствие согласованных действий государства и бизнес- сообщества в формировании и реализации общих и конкретных потребностей учащейся молодежи в техническом образовании является основным фактором, снижающим эффективность действий, направленных на их развитие;
- исследован механизм взаимодействия внешних и внутренних факторов, определяющих становление и реализацию общих потребностей учащихся школ в получении технического образования в вузах;
- раскрыты основные противоречия, характеризующие реализацию конкретных потребностей студентов в техническом образовании в период обучения в вузе и при трудоустройстве, вызванные ограниченным участием бизнес-сообщества в этом процессе;
- определены основные направления совершенствования системы формирования и реализации общих и конкретных потребностей учащейся молодежи в техническом образовании на основе комплексной системы профориентационной работы, стимулирования работодателей, участвующих в создании условий для выявления способностей школьников к работе с техникой и их развитие в процессе получения студентами конкретной специальности в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
- доказано, что ведущая роль при формировании потребностей учащихся школ в получении технического образования принадлежит факторам, действующим на макро- и микроуровнях. Всеобщее использование в повседневной жизни современных технических устройств, личная склонность к изучению их устройства, методов конструирования новых механизмов, усиленная влиянием референтной группы, побуждает поступать в вузы на технические направления подготовки;
- раскрыт механизм становления личной потребности в получении технического образования, включающий: осознание склонностей к работе с техникой; интериоризацию общественной потребности в специалистах, способных ее использовать и создавать; интерес к способам ее реализации в процессе профессиональной подготовки; ориентацию на ценность выбранного направления образования; установку на его получение;
- показано, что отсутствие постоянного взаимовыгодного взаимодействия вузов с предприятиями при подготовке молодых специалистов не позволяет выработать у них конкретные потребности в знаниях и умениях, необходимых для работы на определенных производствах; уровень развития профессиональных компетенций выпускников технических направлений подготовки оценивается работодателями в среднем на 3 балла из 5;
- выявлено противоречие между потребностями государства в подготовке высококвалифицированных кадров, способных использовать и создавать современную технику, и системой их закрепления на промышленных предприятиях. Ведущими потребностями выпускников при трудоустройстве являются высокие заработки, карьерный рост, независимо от возможностей самореализации и самоутверждения в профессиональной деятельности;
- доказано на материалах эмпирических исследований, что в процессе обучения у студентов к выпускному курсу происходит снижение потребности стать высококвалифицированными специалистами из-за неудовлетворенности качеством образования, неопределенности трудоустройства, профессионального и карьерного роста: 23 % убедились за время обучения в том, что приобретаемая профессия соответствует их способностям, 47 % выпускников намерены искать работу, соответствующую полученному образованию;
- выявлены основные требования работодателей к выпускникам технических направлений подготовки, определяющие направленность развития конкретных потребностей молодых специалистов: способность взаимодействовать со всеми работниками, занимающимися эксплуатацией, конструированием, изготовлением изделий; самостоятельность в приобретении новых знаний, умений в связи с изменениями в технологиях и технических устройствах;
- разработаны конкретные рекомендации по созданию системы формирования общих потребностей школьников в техническом образовании в процессе изучения основных направлений современного научно-технического прогресса, ознакомления с требованиями современной техники к человеку; реализации конкретных потребностей студентов в приобретении опыта проектирования, конструирования инновационных разработок в совместной с работодателями и преподавателями вузов деятельности по модернизации промышленных предприятий.
Соответствие темы диссертации специальности ВАК 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы выражается в реализации требований следующих пунктов:
26. Социальные функции системы образования; функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование.
30. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. Молодежь на рынке труда, перспективы трудоустройства. Региональные особенности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении роли факторов, действующих на макро-, мезо- и микроуровнях при формировании и реализации потребностей учащейся молодежи в высшем техническом образовании в условиях современного научно-технического прогресса. Исследована взаимосвязь внешней и внутренней необходимости, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и установок, определяющих активность молодежи при получении специальных знаний, умений, обеспечивающих профессиональную деятельность по эксплуатации действующих машин и механизмов, проектированию, конструированию новых технических устройств. Материалы и результаты проведенных исследований могут представлять интерес для организаций общего, среднего профессионального и высшего образования, предприятий при совершенствовании работы по формированию и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании, повышении уровня соответствия молодых специалистов требованиям работодателей.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов для студентов социологических факультетов: «Социология образования», «Социология духовной жизни», «Социология молодежи», а также для исследования эффективности практик раннего выявления склонностей учащихся школ к работе с техникой, формирования у студентов компетенций, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Достоверность результатов, полученных автором, подтверждается совпадением теоретических положений работы с результатами проведенных социологических исследований при использовании апробированных методов сбора и анализа эмпирических данных, обоснованностью выводов и рекомендаций.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на 14-ти международных, 11-ти всероссийских и 1-й региональной конференциях: Всероссийская научно - практическая конференция УП-Х Ковалевские чтения (г. Санкт-Петербург, 2012-2015 гг.); ХХ-ХХ1У Международная конференция студентов и молодых ученых «Ломоносов — 2013» (г. Москва, 2013-2017 гг.); ХУ11-ХХ Международная конференция памяти Л. Н. Когана (г. Екатеринбург, 2014-2017 гг.); Вторая выездная научная конференция студентов ИСПН (г. Екатеринбург, 2014 г.); Всероссийская молодежная научно-исследовательская конференция «Инновационный потенциал молодежи: формирование нового типа культуры» (г. Екатеринбург, 2014 г.), IX Международная научная конференция «Сорокинские чтения» (г. Москва, 2014 г.); юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция XX Уральские социологические чтения (г. Екатеринбург, 2015 г.); Всероссийская научно-практическая интернет-конференция с элементами школы для молодых исследователей (г. Пермь, 2015 г.); Всероссийская научная конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда (г. Екатеринбург, 2015 г.); ХУ111 Международная научно-практическая конференция молодых ученых (г. Уфа, 2015 г.); Научно-практическая конференция с международным участием (г. Москва, 2015 г.); Всероссийская междисциплинарная научная конференция с международным участием «У Информационная школа молодого ученого» (г. Екатеринбург, 2015 г.); Первые чтения памяти В. А. Ядова (г. Санкт-Петербург, 2015 г.); Международная междисциплинарная научная конференция «Стыки модерности: жизнестойкость личности и обществ» (г. Екатеринбург, 2016 г.); У Всероссийский социологический конгресс — 2016 «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» (г. Екатеринбург, 2016 г.); У Тюменский международный социологический форум «Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты» (г. Тюмень, 2017 г.).
Результаты исследований отражены в 30 научных публикациях, общим объемом 10,7 п. л., в том числе в рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в базу данных Scopus, Web of science — 1 и перечень ВАК — 3.
Проведенный анализ состояния и противоречий формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании показал следующее. На протяжении всего периода развития отечественной промышленности, начиная с XVII в., ведущая роль в организации этого процесса принадлежала государству. Оно, ориентируясь на тенденции развития технического прогресса в других странах мира, стремясь обеспечить независимость во внешней политике, стимулировало предпринимателей строить новые заводы, фабрики, создавать новейшие машины и механизмы, не уступающие мировым образцам.
На средства государства открывались учебные заведения, в которых готовили востребованных работодателями техников, инженеров. Центральная власть использовало имеющиеся у нее возможности для обеспечения относительно высокого материального положения инженерных кадров, повышения престижа тех, кто проектировал, конструировал, создавал современное оружие, станки, транспортные машины, самолеты, бытовую технику. Бизнес-сообщество, общественное мнение, организации общего и дополнительного образования поддерживали и участвовали в решении задач обеспечения специалистами конкурентной на мировом рынке отечественной промышленности, формируя у учащейся молодежи потребность в получении технического образования.
В настоящее время государство, начиная с середины 2000-х гг., вновь вернулось к политике активного участия в развитии технического образования. Однако пока основным методом является взятие на себя финансовых расходов по подготовке будущих инженеров. При этом цифры приема на конкретные технические направления подготовки не обосновываются данными о том, какие предприятия и в каком объеме нуждаются в определенном их количестве инженерных кадров. Неопределенность развития отечественной промышленности в условиях санкций, трудности реализации политики импортозамещения не дают возможность крупным и средним промышленным предприятиям страны указать количество молодых инженеров, для которых появятся через несколько лет вакантные места в разных регионах, городах, поселках.
Отечественный бизнес удовлетворяет потребность в получении нужных для него работников путем отбора из выпускников вузов тех, кто способен за короткое время освоить предъявляемые работодателями требования. Им выгодно получить без каких-либо собственных затрат почти готового молодого специалиста, имеющего базовое техническое образование. У руководителей предприятий отсутствует заинтересованность даже в предоставлении производственных практик для студентов старших курсов. Нынешняя система их взаимодействия с вузами не позволяет обучающимся во время практики получить необходимые общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Наши исследования показали, что до сих пор сохраняется существовавшая еще при социализме оценка результатов обучения студентов в техническом вузе: «забудьте все, чему вас учили, мы вас научим тому, что нам нужно». Работодатели не проявляют высокой активности в профориентационной работе со школьниками, редко принимают участие в обучении тех, кто поступает на технические направления подготовки в вузы. Бизнес-сообщество фактически является в настоящее время номинальным, а не реальным субъектом формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании.
Для школы выработка этой потребности у учащихся старших классов также не является одной из ведущих задач. Специальные дисциплины, направленные на изучение современного научно-технического прогресса, пока не появились в школьной программе. При каждом общеобразовательном учреждении создать кружок робототехники невозможно. Они стали появляться в последнее время только в системе дополнительного образования крупных городов. Вузы, в которых осуществляется обучение студентов по техническим направлениям подготовки, в первую очередь озабочены выполнением плана по набору абитуриентов на те специальности, которые не являются престижными. Снижение после введения ЕГЭ значимости профильных классов в профориентационной работе со школьниками ведет к тому, что вузы ограничиваются периодическим проведением встреч со старшеклассниками, что не позволяет у значительной части учащихся сформировать осознанную конкретную по содержанию потребность в приобретении той профессии, которая соответствует их склонностям и возможностям.
Поэтому в период обучения в школе удается сформировать общую потребность в техническом образовании. Для ее конкретизации необходимо погружение в содержание будущей работы, знание требований, которые она предъявляет к человеку. Их молодые люди узнают во время учебы в вузе. Эффективно действующие варианты раннего выявления склонностей школьников к приобретению конкретной технической специальности пока не разработаны и не применяются.
Проведенные нами исследования показали, что потребность общества в подготовке молодых специалистов, способных активно заниматься проектированием, конструированием, созданием лучших в мире образцов машин и механизмов, не реализуется из-за того, что основные субъекты ее осуществления не объединены единой целью. Эта потребность не является для работодателей, организаций общего и высшего образования ведущей. Поэтому принимаемые решения Правительства России по этому вопросу не выполняются в полном объеме. Необходимо создать реально, а не номинально действующую систему целенаправленного формирования и реализации, начиная с начальной школы , конкретных потребностей учащейся молодежи в техническом творчестве, которые станут внутренними побудителями получить в будущем высшее техническое образование для того, чтобы заниматься инновационной деятельностью для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. Об этом пишут многие исследователи данной проблемы, однако пока предпринимаемые для ее решения меры носят половинчатый характер, не дают желаемые результаты.
Исследования показали, что процесс формирования и реализации потребностей студентов в техническом образовании носит противоречивый характер. На этапе формирования общей потребности выпускников школ в получении технического образования возникает противоречие между необходимым уровнем их информированности о востребованности профессии на рынке труда, содержании обучения по желаемой специальности для обоснования ее выбора и активности абитуриентов по приобретению соответствующих знаний. Общая потребность не превращается в конкретную потребность, реализация которой осуществляется на протяжении всего периода учебы в вузе.
Государство не получает желаемой отдачи от тех средств, которые оно тратит на подготовку будущих инженеров. Выявлена низкая оценка работодателями качества обучения молодых специалистов.
На основе данных выводов предлагаем следующие рекомендации:
1. Необходимо ввести профориентационные мероприятия в школах, начиная с первого класса. Это могут быть экскурсии на предприятия и в вузы с целью ознакомления с особенностями профессиональной деятельности, требованиями к специалисту с техническим образованием. Школьники могут наглядно увидеть современные новейшие технические разработки, робототехнику и т. п. Также следует расширить в системе основного и дополнительного образования сеть технических лицеев, центров технического творчества, приглашая учителей и школьников к реализации некоторых технических проектов, осуществляемых вузами. Это может обеспечить становление более конкретной по содержанию потребности в техническом образовании после окончания школы.
2. Ввести в 7-9 классах курс «Основные направления развития научно-технического прогресса». Он позволит ознакомить учащихся с историей развития техники, основными направлениями ее развития в современном мире, требованиями, предъявляемыми как к пользователям техническими устройствами в быту, так и к создателям новейших их разработок. Учащиеся получат опыт выявления склонностей к работе с разными видами техники, возможностями получения специального образования и последующего трудоустройства, требованиями работодателей к выпускникам колледжей, вузов.
3. Перейти к отбору будущих студентов технических направлений подготовки абитуриентов в высшую школу на основании выявления с помощью специальных тестов, портфолио природных склонностей к изучению конкретных видов техники, современных машин и механизмов. Для ряда специальностей, требующих высокого уровня развития общеучебных навыков, наличия опыта использования определенных технических устройств, ввести при поступлении в вуз собеседование.
4. Основной задачей высшего образования считать выработку у студентов потребности в постоянном саморазвитии на основе самообразования, вырабатывающего навыки самостоятельного освоению новых знаний о появляющихся в мире технических устройствах и методах работы с ними.
5. С целью формирования и развития конкретной потребности студентов в трудоустройстве по приобретаемой специальности включать их с 3 курса в реализацию промышленными предприятиями имеющихся проектов модернизации производства, проектирования, конструирования новых видов изделий. Организовать на основе специальных договоров вузов с предприятиями совместную работу их представителей, преподавателей, студентов при создании конкретных инновационных продуктов. В результате обучающиеся получат опыт творческой деятельности под руководством тех, кто может стать их работодателем после окончания вуза, а преподаватели будут иметь возможность готовить инженеров на основе требований бизнес-сообщества. Для повышения активности работодателей в профориентационной работе со школьниками, их включения в подготовку молодых специалистов в вузах разработать систему стимулирования этой деятельности.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования особенностей формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании являются следующие. Во-первых, изучение роли и возможностей организации дополнительного образования в раннем выявлении склонностей детей, подростков к работе с техникой, проектированию и конструированию новых ее видов. Во-вторых, механизмов превращения общей потребности первокурсников в освоении определенной технической специальности в конкретную потребность в результате изучения ее теоретических основ, прохождения производственной практики на старших курсах. В -третьих, особенностей включения выпускников вузов в процесс самообразования после трудоустройства на промышленные предприятия с целью реализации требований работодателей к молодым специалистам.
На средства государства открывались учебные заведения, в которых готовили востребованных работодателями техников, инженеров. Центральная власть использовало имеющиеся у нее возможности для обеспечения относительно высокого материального положения инженерных кадров, повышения престижа тех, кто проектировал, конструировал, создавал современное оружие, станки, транспортные машины, самолеты, бытовую технику. Бизнес-сообщество, общественное мнение, организации общего и дополнительного образования поддерживали и участвовали в решении задач обеспечения специалистами конкурентной на мировом рынке отечественной промышленности, формируя у учащейся молодежи потребность в получении технического образования.
В настоящее время государство, начиная с середины 2000-х гг., вновь вернулось к политике активного участия в развитии технического образования. Однако пока основным методом является взятие на себя финансовых расходов по подготовке будущих инженеров. При этом цифры приема на конкретные технические направления подготовки не обосновываются данными о том, какие предприятия и в каком объеме нуждаются в определенном их количестве инженерных кадров. Неопределенность развития отечественной промышленности в условиях санкций, трудности реализации политики импортозамещения не дают возможность крупным и средним промышленным предприятиям страны указать количество молодых инженеров, для которых появятся через несколько лет вакантные места в разных регионах, городах, поселках.
Отечественный бизнес удовлетворяет потребность в получении нужных для него работников путем отбора из выпускников вузов тех, кто способен за короткое время освоить предъявляемые работодателями требования. Им выгодно получить без каких-либо собственных затрат почти готового молодого специалиста, имеющего базовое техническое образование. У руководителей предприятий отсутствует заинтересованность даже в предоставлении производственных практик для студентов старших курсов. Нынешняя система их взаимодействия с вузами не позволяет обучающимся во время практики получить необходимые общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Наши исследования показали, что до сих пор сохраняется существовавшая еще при социализме оценка результатов обучения студентов в техническом вузе: «забудьте все, чему вас учили, мы вас научим тому, что нам нужно». Работодатели не проявляют высокой активности в профориентационной работе со школьниками, редко принимают участие в обучении тех, кто поступает на технические направления подготовки в вузы. Бизнес-сообщество фактически является в настоящее время номинальным, а не реальным субъектом формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании.
Для школы выработка этой потребности у учащихся старших классов также не является одной из ведущих задач. Специальные дисциплины, направленные на изучение современного научно-технического прогресса, пока не появились в школьной программе. При каждом общеобразовательном учреждении создать кружок робототехники невозможно. Они стали появляться в последнее время только в системе дополнительного образования крупных городов. Вузы, в которых осуществляется обучение студентов по техническим направлениям подготовки, в первую очередь озабочены выполнением плана по набору абитуриентов на те специальности, которые не являются престижными. Снижение после введения ЕГЭ значимости профильных классов в профориентационной работе со школьниками ведет к тому, что вузы ограничиваются периодическим проведением встреч со старшеклассниками, что не позволяет у значительной части учащихся сформировать осознанную конкретную по содержанию потребность в приобретении той профессии, которая соответствует их склонностям и возможностям.
Поэтому в период обучения в школе удается сформировать общую потребность в техническом образовании. Для ее конкретизации необходимо погружение в содержание будущей работы, знание требований, которые она предъявляет к человеку. Их молодые люди узнают во время учебы в вузе. Эффективно действующие варианты раннего выявления склонностей школьников к приобретению конкретной технической специальности пока не разработаны и не применяются.
Проведенные нами исследования показали, что потребность общества в подготовке молодых специалистов, способных активно заниматься проектированием, конструированием, созданием лучших в мире образцов машин и механизмов, не реализуется из-за того, что основные субъекты ее осуществления не объединены единой целью. Эта потребность не является для работодателей, организаций общего и высшего образования ведущей. Поэтому принимаемые решения Правительства России по этому вопросу не выполняются в полном объеме. Необходимо создать реально, а не номинально действующую систему целенаправленного формирования и реализации, начиная с начальной школы , конкретных потребностей учащейся молодежи в техническом творчестве, которые станут внутренними побудителями получить в будущем высшее техническое образование для того, чтобы заниматься инновационной деятельностью для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. Об этом пишут многие исследователи данной проблемы, однако пока предпринимаемые для ее решения меры носят половинчатый характер, не дают желаемые результаты.
Исследования показали, что процесс формирования и реализации потребностей студентов в техническом образовании носит противоречивый характер. На этапе формирования общей потребности выпускников школ в получении технического образования возникает противоречие между необходимым уровнем их информированности о востребованности профессии на рынке труда, содержании обучения по желаемой специальности для обоснования ее выбора и активности абитуриентов по приобретению соответствующих знаний. Общая потребность не превращается в конкретную потребность, реализация которой осуществляется на протяжении всего периода учебы в вузе.
Государство не получает желаемой отдачи от тех средств, которые оно тратит на подготовку будущих инженеров. Выявлена низкая оценка работодателями качества обучения молодых специалистов.
На основе данных выводов предлагаем следующие рекомендации:
1. Необходимо ввести профориентационные мероприятия в школах, начиная с первого класса. Это могут быть экскурсии на предприятия и в вузы с целью ознакомления с особенностями профессиональной деятельности, требованиями к специалисту с техническим образованием. Школьники могут наглядно увидеть современные новейшие технические разработки, робототехнику и т. п. Также следует расширить в системе основного и дополнительного образования сеть технических лицеев, центров технического творчества, приглашая учителей и школьников к реализации некоторых технических проектов, осуществляемых вузами. Это может обеспечить становление более конкретной по содержанию потребности в техническом образовании после окончания школы.
2. Ввести в 7-9 классах курс «Основные направления развития научно-технического прогресса». Он позволит ознакомить учащихся с историей развития техники, основными направлениями ее развития в современном мире, требованиями, предъявляемыми как к пользователям техническими устройствами в быту, так и к создателям новейших их разработок. Учащиеся получат опыт выявления склонностей к работе с разными видами техники, возможностями получения специального образования и последующего трудоустройства, требованиями работодателей к выпускникам колледжей, вузов.
3. Перейти к отбору будущих студентов технических направлений подготовки абитуриентов в высшую школу на основании выявления с помощью специальных тестов, портфолио природных склонностей к изучению конкретных видов техники, современных машин и механизмов. Для ряда специальностей, требующих высокого уровня развития общеучебных навыков, наличия опыта использования определенных технических устройств, ввести при поступлении в вуз собеседование.
4. Основной задачей высшего образования считать выработку у студентов потребности в постоянном саморазвитии на основе самообразования, вырабатывающего навыки самостоятельного освоению новых знаний о появляющихся в мире технических устройствах и методах работы с ними.
5. С целью формирования и развития конкретной потребности студентов в трудоустройстве по приобретаемой специальности включать их с 3 курса в реализацию промышленными предприятиями имеющихся проектов модернизации производства, проектирования, конструирования новых видов изделий. Организовать на основе специальных договоров вузов с предприятиями совместную работу их представителей, преподавателей, студентов при создании конкретных инновационных продуктов. В результате обучающиеся получат опыт творческой деятельности под руководством тех, кто может стать их работодателем после окончания вуза, а преподаватели будут иметь возможность готовить инженеров на основе требований бизнес-сообщества. Для повышения активности работодателей в профориентационной работе со школьниками, их включения в подготовку молодых специалистов в вузах разработать систему стимулирования этой деятельности.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования особенностей формирования и реализации потребностей учащейся молодежи в техническом образовании являются следующие. Во-первых, изучение роли и возможностей организации дополнительного образования в раннем выявлении склонностей детей, подростков к работе с техникой, проектированию и конструированию новых ее видов. Во-вторых, механизмов превращения общей потребности первокурсников в освоении определенной технической специальности в конкретную потребность в результате изучения ее теоретических основ, прохождения производственной практики на старших курсах. В -третьих, особенностей включения выпускников вузов в процесс самообразования после трудоустройства на промышленные предприятия с целью реализации требований работодателей к молодым специалистам.
Подобные работы
- Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - Реализация ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образование в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно¬оздоровительной деятельности
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников
учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-
оздоровительной деятельности
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Элективные курсы по биологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к миру
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Формирование здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



