Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ «ПЛАНЕТА» В НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТАХ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

Работа №10227

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

языкознание

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
891
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
Глава 1. Теоретические основы изучения концепта как элемента дискурсивной картины мира 12
1.1. Специфика понятия «языковая картина мира» 12
1.2. Понятие дискурсивной картины мира 20
1.3. Научная картина мира 30
1.4. Концепт в языковой картине мира 33
1.5. Метафора в когнитивной лингвистике 41
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Концепт «планета» в русском и английском языках 44
2.1. Вербализация концепта «планета» / «planet» в русской и английской
лингвокультурах 44
2.1.1. Вербализация концепта «планета» в русской языковой картине
мира 44
2.1.2. Вербализация концепта «planet» в английской языковой картине
мира 53
2.2. Метафорическое осмысление концепта «планета» / «planet» в русской
и английской лингвокультурах 64
2.2.1. Метафоризация концепта «планета» в языковой картине мира
носителей русского языка 64
2.2.2. Метафоризация концепта «planet» в языковой картине мира
носителей английского языка 72
Выводы по второй главе 78
Заключение 82
Список публикаций 85
Список использованных источников и литературы 86


В последние десятилетия в современной лингвистике особенно актуальны исследования в области языковой картины мира, которая трактуется как «отраженный единицами языка образ сознания - реальности, модель интегрального знания о концептуальной системе представлений, репрезентируемых языком. Языковую картину мира принято отграничивать от концептуальной, или когнитивной модели мира, которая является основой языкового воплощения, словесной концептуализации совокупности знаний человека о мире» [1, с. 46]. Важнейшие представления человека об окружающем мире находят выражение в единицах языка, которые в своей совокупности формируют языковую картину мира.
В связи с пристальным вниманием лингвистов к ключевым компонентам языковой картины мира особое значение получает изучение концептов. Исследователи, работающие в рамках когнитивной лингвистики (Н. Д. Арутюнова, Е. С. Кубрякова, О. А. Корнилов, З. И. Рязанова) в первую очередь акцентируют свое внимание на принадлежности концепта сфере сознания индивида, а также на его ментальной сущности. По мнению Т. В. Захаровой, специфика концепта обусловлена жизнью человека в той или иной культурной среде [2, с. 42-44], поэтому его рассмотрение в сопоставительном аспекте, позволяет выявить особенности репрезентации концепта в рамках разных лингвокультур.
Актуальность настоящего исследования обусловлена интересом современной лингвистики к изучению взаимосвязи языка и мышления, к осмыслению языковой картины мира и отраженной в ней специфики национального менталитета носителей различных языков, потребностью в изучении специальных концептов, распространившихся в результате развития науки и техники.
Объектом данного исследования является концепт «планета» / «planet» в русском и английском языках.
Предметом исследования являются способы репрезентации концепта «планета» / «planet» в русском и английском языках.
В данной работе источником исследования послужили по тридцать научных статей на русском и английском языках, материалы Национального корпуса русского языка и Национального корпуса английского языка, тексты различной дискурсивной направленности, размещенные на платформе электронной библиотеки Google, а материалом - выбранные из указанных источников фрагменты текста на русском и английском языках, содержащие лексические единицы, репрезентирующие концепт «планета» (338 контекстов на русском языке и 310 контекстов на английском языке).
Цель исследования заключается в выявлении особенностей вербализации концепта «планета» / «planet» в наивной и научной картинах мира русского и английского языков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Рассмотреть понятия «языковая картина мира», «дискурсивная картина мира», «научная картина мира» и «концепт».
2. Изучить основные способы вербализации концепта «планета» / «planet» в русском и английском языках.
3. Рассмотреть метафорические модели, выявляющие специфику смыслового поля концепта «планета» / «planet» в русском и английском языках.
4. Произвести сопоставительный анализ полученных результатов и выявить особенности концепта «планета» / «planet» в сознании носителей русского и английского языков, сходства и различия его функционирования в рамках наивной и научной картины мира.
В процессе решения стоящих перед нами задач были использованы следующие методы научного исследования: метод научного описания с приемами сбора, классификации и анализа материала; метод сплошной выборки, метод полевого анализа, метод компонентного анализа, метод контекстуального анализа, метод сопоставительного анализа.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды Н.Д. Артюновой, Д. С. Лихачева, И.А. Стерина, З.Д. Поповой, Е. С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, М. Джонсона, А. П. Чудинова, О.А. Корнилова, З.И. Резановой и других исследователей.
Научная новизна работы определяется следующим:
1. Разработана синтетическая модель исследования, объединяющая изучение наивной и научной картин мира, анализ особенностей вербализации концептов в обыденном и научном дискурсах, метафорических моделей, в которых реализуются их признаки.
2. Произведен сопоставительный анализ вербализации концепта «планета» / «planet» в наивной и научной картинах мира носителей русского и английского языков.
3. В результате сопоставительного анализа выявлены сходства и различия в интерпретации концепта «планета» / «planet» в сознании представителей двух национальных культур, рассмотрены основные причины, обусловленные особенностями культуры русских и англичан.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов для дальнейшего изучения концепта «планета» и других подобных концептов, а также для сопоставительного исследования картин мира носителей разных языков, в том числе в процессе преподавания различных дисциплин лингвистического профиля и подготовки учебных пособий по лингвистике и переводоведению.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка публикаций списка литературы.
Реализация и апробация работы. Отдельные положения настоящей выпускной квалификационной работы были апробированы в докладе на Международной заочной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества» (Тамбов, 2016). По результатам исследования опубликованы две статьи в изданиях, индексируемых в РИНЦ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании были поставлены и достигнуты следующие
задачи:
1) Изучена история научного осмысления базовых понятий когнитивной лингвистики: «дискурсивная картина мира», «научная картина мира», «концепт», «метафора», а также методология изучения концептов в современной лингвистике. В качестве доминирующего подхода к изучению концепта был рассмотрен когнитивный подход.
2) Были изучены способы вербализации концепта «планета» / «planet» в научных и научно популярных текстах на русском и английском языках. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам, демонстрирующем сходства и различия в национальном менталитете носителей русского и английского языков.
а) в русской языковой картине мира данному концепту присущи значения «судьба», «участь», что, в сою очередь, свидетельствует о закрепившихся представлениях о роли планет в жизни человека в сознании носителей русского языка. Данный ЛСВ не был обнаружен в толковых статьях английского языка.
б) лексемы-синонимы, представленные в словарях синонимов обоих языков, указывают на существенное различие в менталитете носителей русского и английского языков. Наличие таких лексем-синонимов как «свет» в значении «мир», как и синоним «Вселенная» глобализируют представление о планете в сознании русских - т. е. масштаб планеты приравнивается к масштабам Вселенной. В то время как в английском языке наиболее репрезентативными лексемами-синонимами являются «Земля», «земной шар», что свидетельствует о том, что носители английского языка воспринимают планету как часть Вселенной.
в) представленные в настоящей работе устойчивые словосочетания, имеющие цветовую семантику, разнопланово характеризуют концепт «планета» / «planet». В языковой картине английского языка наиболее явно прослеживается стремление к поддержанию экологической безопасности нашей планеты. В то время как в русской языковой картине мира актуализируется интерес к освоению космического пространства.
3) В результате проведенного исследования было выявлено, что концепт «планета» / «planet» помимо неметафорической репрезентации обладает образным компонентом. В научном и обыденном дискурсах обоих языков было выявлено семь типов антропоморфной метафоры, а также были определены специфические особенности ее проявления, обусловленные базовыми аксиологическими доминантами национального сознания носителей русского и английского языков:
а) для научного дискурса русского языка характерно преобладание метафор, образованных адъективными словосочетаниями и существительными, в то время как для научного дискурса английского языка характерно преобладание метафор, образованных глаголами.
б) практически одинаковым процентным содержанием в научном дискурсе русского и английского языков обладают такие метафоры как: физиологическое сходство планеты и человека; способность обладать или не обладать материальными и нематериальными ценностями, благами. Данный факт, говорит о том, что данные типы метафорической интерпретации концепта «планета» / «planet» универсальны для обоих языков. В первом случае это происходит ввиду того, что данный тип метафоры преобладает в научнопопулярных текстах, так как он помогает рассматривать планету с точки зрения строения человека, что, в свою очередь облегчает понимание и делает представления о космическом объекте доступными большому кругу людей; во втором случае - в связи с актуальностью экологических проблем и ответственности ученых за результаты научно-технической революции.
Стоит отметить, что, несмотря на обнаруженные различия, в сознании носителей обоих языков образ планеты закрепился, в качестве самостоятельного живого организма, наделенного интеллектом.
Полученные результаты также позволяют сделать вывод о том, что основные представления о концепте «планета», закрепленные носителями того или иного языка в наивной картине мира, влияют на формирование признаков концепта в рамках специальных дискурсов. Кроме того при стремлении научного знания к универсальности, в функционировании концепта «планета» в научном дискурсе в русском и английском языках были выявлены различия, которые объясняются особенностями национальных менталитетов русских и англичан. Несмотря на стремление ученых к универсальности характера научного знания, обусловленного процессами глобализации и активизации совместной работы специалистов в области науки, наличие в научном дискурсе конституирующих признаков концепта, отражающих особенности ментальности народа, неоспоримо.
Представленный материал позволяет всестороннее изучение реализации концепта «планета» / «planet» в сознании носителей обоих языков. Тем не менее, за рамками исследования остался ряд вопросов, требующих решения, а именно необходимым является более обширное исследование концепта «планета» / «planet» в других дискурсивных картинах мира, а также изучение взаимосвязи рассматриваемого концепта с другими языковыми категориями.



1. Манакин В. Н. Сопоставительная лексикология. - Киев: Знания, 2004. - 327 с
2. Захарова Т. В. Концепт как основная единица языковой картины мира // ФЭН-Наука. - 2012. - № 2. - С. 42-44.
3. Потебня А. А. Мысль и язык. - Киев: Синто, 1993. - 192 с.
4. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В.Ломоносова, 1996. - 245 с.
5. Маругина Н. И. Концепт «собака» как элемент русской языковой картины мира // Язык и культура. - 2009. - № 2. - С. 11-30.
6. Богатырева И. И. Языковая картина мира [электронный ресурс] - URL: http://www.portal-slovo.ru/
7. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
8. Батсурэн Р. Отображение универсальных и этноспецифических черт языковой картины мира в фразеологических фондах английского, русского и монгольского языков (на материале фразеологизмов- соматизмов и зоонимов): дис. канд. филол. наук. - Саратов, 2010. - 227 с.
9. Апресян Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография //.Избранные труды. - М.: Языки русской культуры, 1995. Т. 2. - 767 с.
10. Малько Е. С. Языковая картина мира: опыт осмысления // Общество и право. - 2012. - № 2 (39). - С. 247-252.
11. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.
12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / пер. с англ. Е. Н. Перцова; общ ред. Е. А. Кибрик. - М.: Прогресс, 1993. - 656 с.
13. Гончарова Н. Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 396-405.
14. Чепелова Т. П. История возникновения понятия «языковая картина мира», его развитие // Молодой ученый. - 2009. - № 5. - С. 119-122.
15. Богатырева И. И. Языковая картина мира // Русская словесность. - 2010.
- № 2. - С. 71-74.
16. Бердникова Д. В. Языковая картина мира как часть концептуальной картины мира // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетной научно-методической конференции). - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2012. - С. 271-278.
17. Резанова З. И. Языковая и дискурсивная картина мира - аспекты соотношений // Сибирский филологический журнал. - 2011. - Вып. 3. - С. 184-194.
18. Ревзина О. Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика.
- 2005. - Вып. 8. - С. 66-78.
19. Габбасова А. Р. Языковая картина мира: основные признаки, типология и функции / А. Р. Г аббасова, Ф. Г. Фаткуллина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 19-22.
20. З. И. Резанова. Картины русского мира: современный медиадискурс /
З. И. Резанова, Л. И. Ермоленкина, Е. А. Костяшина. - Томск: ИД СК- С,
2011. - 288 с.
21. Олешков М. Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект : учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит.- Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. социально-педагогическая академия, 2006. - 146 с.
22. Шамсутдинова Л. Р. О соотношении языковой и фразеологической картин мира // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 410414.
23. Эмер Ю. А. Современный песенный фольклор: когниции и дискурсы. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. - 266 с.
24. Волков В. В. Филология в системе современного гуманитарного знания : учеб. пособие. - 2-е изд., - М.: ФЛИНТА, 2014. - 222 с.
25. Турлыбекова О. А. Лингвистическая сущность концепта: теоретический аспект // Вестник ун-та Кайнар. - 2008. - № 1/1. - С. 72-76.
26. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. - М.: Академия, 1997. - С. 280-287.
27. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. - М.: Изд-во РГГУ, 1999. - 382 с.
28. Попова З. Д. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин. -Изд. 3. перераб. и доп. - Воронеж: Истоки, 2007. - 61 с.
29. Занегина Н. Н. Лексико-семантические классы слов как отражение национальной языковой картины мира // Информационно-поисковая система «РУС-ОРФО» [электронный ресурс] - URL: http://lexrus.ru/default.aspx?p=2914/
30. Будаев Э. В., Чудинов А.П. Метафора в политическом дискурсе. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2006. - 214 с.
31. Чудинов А. П. Теория метафорического моделирования на современном этапе развития // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2000. Т. 5. - 76 с.
32. Маругина Н. И. Метафора в процессах текстопорождения (на материале повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» и ее переводов) : автореф. дис. канд. филол. наук. - Томск: Изд-во Том. гос ун-та, 2005. - 23 с.
33. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. -896 c.
34. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры. - М. : Едиториал УРСС, 2004. -256 с.
35. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2001. -238 с.
36. Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка в 2 т. Т. 2. - М.: Флинта : Наука, 2010. - 576 с.
37. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 12 томах / Том 8. Ост - Пог. - М.: Мир книги, 2003. - 416 с.
38. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
39. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково
словообразовательный. - М.: Рус. яз., 2000. Т. 2: П -Я. - 1088 с.
40. Большой академический словарь русского языка / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; [гл. ред. А. С. Герд]. - Москва : Санкт -Петербург : Наука, 2004. Т. 17 : План - Подлечь. - 2011. - 670 с.
41. Научно-технический энциклопедический словарь [электронный ресурс] - URL: http://enc-dic.com/sciencetech/
42. Электронная библиотека Google Books [электронный ресурс] - URL: https://books.google.ru/
43. Национальный корпус русского языка [электронный ресурс] - URL: http://ruscorpora.ru/
44. Вельгас Л. Б. Универсальный метод природы - вращение / Л. Б. Вельгас, Л. Л. Яволинская // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - №18 [электронный ресурс] - URL: http: //cyberleninka. ru/
45. Блинов В. Ф. Растущая Земля: из планет в звезды. -Электронная монография, созданная на основе одноименной книги. - Киев, 2011. - 305 с.
46. Плеханов П. Г. Планеты Солнечной системы образовывались группами
(научная гипотеза) // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - №16 [электронный
ресурс] - URL: http: //cyberleninka. ru/
47. Белашов А. Н. Эволюционное развитие планет Солнечной системы // Актуальные вопросы современной науки. - 2013. - №28 [электронный ресурс] - URL: http: //cyberleninka. ru/
48. Русский ассоциативный словарь [электронный ресурс] - URL: http://tesaurus.ru/dict/dict.php/
49. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. -М.: Русские словари, 1999 [электронный ресурс] - URL: http: //www. gramota. ru/
50. Гурьева Т. Н. Словарь синонимов. Серия энциклопедия русского языка. - М.: Мир книги, - 2003. - 400 с.
51. Этимологический словарь Г. А. Крылова [электронный ресурс] - URL: http://gufo.me/krilov a/
52. Большой толковый словарь В. И. Чернышова [электронный ресурс] - URL: http://www.e-slovar.ru/dictionary/19/18575/
53. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [электронный ресурс] - URL: http: //megabook. ru/
54. Robert K. Barnhart. Chambers Dictionary of Etymology. -1999. - 1284 с.
55. Encyclopaedia Britannica [электронный ресурс] - URL: http://global.britannica.com/
56. Толковый словарь английского языка [электронный ресурс] - URL: http: //www. dictionary. reference. com/
57. Oxford Dictionary of English / edited by Catherine Soanes, Angus Stevenson. 2nd ed. revised. - Oxford: Oxford University Press, 2006. -2088 p.
58. Macmillan English Dictionary: for advanced learners [электронный ресурс] - URL: http: //macmillandictionary.com/
59. British National Corpus [электронный ресурс] - URL: http: //www.natcorp. ox.ac. uk/
60. MagAO imaging of long-period objects (MILO). I. A Benchmark M Dwarf Companion exciting a massive planet around the Sun-like Star HD 7449 / T. J. Rodigas, P. Arriagada, J. Faherty, G. Anglada-Escude, N. Kaib, R. P. Butler, S. Shectman, A. Weinberger, J. R. Males, K. M. Morzinski, L. M. Close, P. M. Hinz, J. D. Crane, I. Thompson, J. Teske, M. Dfaz, D. Minniti, M. Lopez- Morales, F. C. Adams, and A. P. Boss // The Astrophysical Journal. -2016. - Vol. 818, № 2 [электронный ресурс] - URL: http://iopscience.iop.org/
61. Stephen H. Lubow. The evolution of planet-disk systems that are mildly
inclined to the orbit of a binary companionhttp / Stephen H. Lubow, Rebecca
G. Martin // The Astrophysical Journal. - 2016. - Vol. 817, № 1
[электронный ресурс] - URL: http://iopscience.iop.org/
62. Cristobal Petrovich. Scattering outcomes of close-in planets: constraints on planet migration / Cristobal Petrovich, Scott Tremaine, Roman Rafikov // The Astrophysical Journal. -2014. - Vol. 786, № 2 [электронный ресурс] - URL: http://iopscience.iop.org/
63. Ассоциативный тезаурус английского языка [электронный ресурс] - URL: http: //www.eat.rl.ac. uk/
64. Словарь синонимов английского языка [электронный ресурс] - URL: http://www.thesaurus.com/
65. Веб-сайт компании «Green Planet 21» [электронный ресурс] - URL: http://www.greenplanet21 .com/
66. Веб-сайт компании «Green Planet» [электронный ресурс] - URL: http://greenplanetmission.in/
67. Веб-сайт компании «Green Planet Architects» [электронный ресурс] - URL: http: //www.greenplanetarchitects.com/
68. Будаев Э. В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. Вып. 1. - Екатеринбург, 2007. - С. 16-32
69. Шерина Е. А. Языковая метафора семантического поля «Погодные
явления» в аспекте языковой картины мира (сопоставительный анализ лексики русского и английского языков) // Фундаментальные исследования. - 2013. - №. 4-3 [электронный ресурс] - URL:
http: //cvberleninka.ru/
70. Климова О. А. Политическая метафора в выступлениях членов
Государственной Думы XX и XXI веков // Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. [электронный ресурс] - URL:
http: //www.tsutmb ■ru/konkursvi-ministerstva-obrazovaniva-i-nauki-rossii skoj- federaczii/
71. Караулов Ю. Н. Русский язык. Энциклопедия. - М.: Дрофа, 1997. - 721 c.
72. Гаврин Д. А. Спектроскопические исследования планет солнечной
системы в работах А. А. Белопольского // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. -2010. - №6 [электронный ресурс] - URL:
http: //cyberleninka. ru/
73. Зубаков А. П. Проверка гипотезы о планетах и Солнечной системе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2012. - №6 [электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/
74. Маракушев А. А. Метеориты и планеты Солнечной системы / А. А. Макрушев, Н. Г. Зиновьева // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2013. - №1. [электронный ресурс] - URL: http: //cyberleninka/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ