ЖАНР АКАФИСТА: КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕКСТОВАЯ СПЕЦИФИКА
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
Заключение 24
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 25
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 10
Заключение 24
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 25
Диссертационное исследование посвящено категориально-текстовому описанию акафиста как жанра религиозного стиля русской речи.
Представление о стиле и возможности функциональностилистического варьирования определяется коммуникативной
целесообразностью. Религиозный стиль рассматривается как совокупность жанров, в текстах которых проявляются типологические признаки, имеющие общую коммуникативную природу. Внеязыковое влияние обеспечивает системность конкретного текста, позволяет в частном проявлении выделить общестилевые черты.
Актуальность настоящей диссертационной работы обусловлена научной необходимостью целостного текстового описания функциональных стилей и жанров. Прежде всего, указанная задача ставится по отношению к религиозному стилю, изучение которого начинается в последние десятилетия ХХ века в связи со сменой общественной формации, восстановлением статуса религии как неотъемлемой части общественного сознания и возрождением полной научной картины функционального варьирования литературного русского языка. Выделение каждого функционального стиля опосредуется экстралингвистическими факторами. В исследуемом функциональном стиле находит отражение специфика религиозного мировоззрения, что вызывает обусловленность текстового анализа описанием христианской картины мира как сакрального компонента текста акафиста. Актуальность диссертации определяется необходимостью
преимущественного описания ядерных жанров религиозного стиля, в частности, молитвы, разновидностью которой является жанр акафиста.
Степень разработанности темы. Описанию религиозного стиля и его жанровой специфики посвящаются научные изыскания в отечественной и зарубежной лингвистике таких ученых, как Е. В. Артамонова, К. А. Архипова, К. Байер, Т. В. Беднягина, Д. Бенковска, И. В. Бугаева,
А. А. Бусель, С. С. Вареник, А. О. Велижанина, М. Войтак, А. А. Волков, А. К. Гадомский, И. М. Гольберг, С. А. Гостеева, И. В. Грекова, А. И. Гречаная, Г. В. Гриненко, А. Драгала, Д. А. Звездин, А. И. Изотов, С. Н. Ипатова, И. А. Истомина, Т. В. Ицкович, Ю. В. Кагарлицкий, И. С. Карабулатова, Ю. С. Карагодская, В. И. Карасик, В. Ковальски,
Х. Куссе, О. А. Крылова, Л. П. Крысин, В. В. Куклев, А. М. Лейчик, Ю. Т. Листрова-Правда, Л. М. Майданова, Г. Е. Малыгина, Т. Д. Маркова, Д. А. Михеева, В. А. Мишланов, А. Ю. Никифорова, О. Е. Павловская 3
B. И. Постовалова, А. М. Прилуцкий, О. А. Прохватилова, И. А. Реморов, А. В. Рожкова, Н. Н. Розанова, В. А. Салимовский, Л. Д. Самохвалова, А. Н. Смолина, А. С. Стаценко, Т. Б. Трошева, Л. В. Христолюбова, Е. С. Худякова, В. В. Филатова, О.В. Чевела, В. Н. Щукина и др.
В жанровой парадигме религиозного стиля акафист, имеющий богатую многовековую историю, является одним из наиболее активно развивающихся жанров, что вызывает внимание исследователей (С. С. Аванесов,
C. С. Аверинцев, М. А. Агафонова, В. Д. Богословский, Т. С. Борисова, И. П. Давыдов, Т. В. Ицкович, А. А. Камалова, Б. Козак, М. Е. Козлов, М. Н. Коннова, А. И. Кузнецова, Ю. А. Лабынцев, Ф. Б. Людоговский, Г. Павлович, Г. Папайаннис, Е. А. Полетаева, А. В. Попов, О. А. Родионов, И. В. Самсонова, П. Товарек, А. А. Чуркин, О. А. Шапорева, Л. Л. Щавинска и др.).
В настоящей работе жанр как текстотип определенного функционального стиля рассматривается с опорой на труды по лингвистике текста [Арнольд 1991; Бортников 2020; Валгина 2003; Гальперин 1981; Гвенцадзе 1986; Левицкий 2006; Леонтьев 1976; Леонтьев 1979; Москальская 1981; Новиков 1983; Скворецкая 2002; Слюсарева 1982; Тураева 2018; Шабес 1989 и др.] и стилистике текста [Баранов 1993;Бондарко 1988; Брандес 2014; Виноградов 1963; Гайда 2015; Горшков 2006; Кожина 2018; Костомаров 2005; Котюрова 1988; Матвеева 1990; Купина, Матвеева 2017; Одинцов 1980; Сиротинина 2000; Солганик 2018; Шмелев 2002 и др.]. Всестороннее изучение текста позволяет выделять интегральное текстовое качество на коммуникативном основании [Головин 1977; Золотова 2010; Котюрова 2013; Колшанский 1984; Сидоров 1987; Степанов 1985; Храпченко 1985]. Системно-коммуникативный подход формирует представление о тексте как о системе текстовых категорий (типологических признаков текста)1, каждая из которых представляет собой «универсальный смысл текста»2 и имеет особую лингвистическую манифестацию. Текстовые категории характеризуются типовой реализацией в рамках определенного функционального стиля и жанра-текстотипа как объекта более низкого уровня абстракции...
Представление о стиле и возможности функциональностилистического варьирования определяется коммуникативной
целесообразностью. Религиозный стиль рассматривается как совокупность жанров, в текстах которых проявляются типологические признаки, имеющие общую коммуникативную природу. Внеязыковое влияние обеспечивает системность конкретного текста, позволяет в частном проявлении выделить общестилевые черты.
Актуальность настоящей диссертационной работы обусловлена научной необходимостью целостного текстового описания функциональных стилей и жанров. Прежде всего, указанная задача ставится по отношению к религиозному стилю, изучение которого начинается в последние десятилетия ХХ века в связи со сменой общественной формации, восстановлением статуса религии как неотъемлемой части общественного сознания и возрождением полной научной картины функционального варьирования литературного русского языка. Выделение каждого функционального стиля опосредуется экстралингвистическими факторами. В исследуемом функциональном стиле находит отражение специфика религиозного мировоззрения, что вызывает обусловленность текстового анализа описанием христианской картины мира как сакрального компонента текста акафиста. Актуальность диссертации определяется необходимостью
преимущественного описания ядерных жанров религиозного стиля, в частности, молитвы, разновидностью которой является жанр акафиста.
Степень разработанности темы. Описанию религиозного стиля и его жанровой специфики посвящаются научные изыскания в отечественной и зарубежной лингвистике таких ученых, как Е. В. Артамонова, К. А. Архипова, К. Байер, Т. В. Беднягина, Д. Бенковска, И. В. Бугаева,
А. А. Бусель, С. С. Вареник, А. О. Велижанина, М. Войтак, А. А. Волков, А. К. Гадомский, И. М. Гольберг, С. А. Гостеева, И. В. Грекова, А. И. Гречаная, Г. В. Гриненко, А. Драгала, Д. А. Звездин, А. И. Изотов, С. Н. Ипатова, И. А. Истомина, Т. В. Ицкович, Ю. В. Кагарлицкий, И. С. Карабулатова, Ю. С. Карагодская, В. И. Карасик, В. Ковальски,
Х. Куссе, О. А. Крылова, Л. П. Крысин, В. В. Куклев, А. М. Лейчик, Ю. Т. Листрова-Правда, Л. М. Майданова, Г. Е. Малыгина, Т. Д. Маркова, Д. А. Михеева, В. А. Мишланов, А. Ю. Никифорова, О. Е. Павловская 3
B. И. Постовалова, А. М. Прилуцкий, О. А. Прохватилова, И. А. Реморов, А. В. Рожкова, Н. Н. Розанова, В. А. Салимовский, Л. Д. Самохвалова, А. Н. Смолина, А. С. Стаценко, Т. Б. Трошева, Л. В. Христолюбова, Е. С. Худякова, В. В. Филатова, О.В. Чевела, В. Н. Щукина и др.
В жанровой парадигме религиозного стиля акафист, имеющий богатую многовековую историю, является одним из наиболее активно развивающихся жанров, что вызывает внимание исследователей (С. С. Аванесов,
C. С. Аверинцев, М. А. Агафонова, В. Д. Богословский, Т. С. Борисова, И. П. Давыдов, Т. В. Ицкович, А. А. Камалова, Б. Козак, М. Е. Козлов, М. Н. Коннова, А. И. Кузнецова, Ю. А. Лабынцев, Ф. Б. Людоговский, Г. Павлович, Г. Папайаннис, Е. А. Полетаева, А. В. Попов, О. А. Родионов, И. В. Самсонова, П. Товарек, А. А. Чуркин, О. А. Шапорева, Л. Л. Щавинска и др.).
В настоящей работе жанр как текстотип определенного функционального стиля рассматривается с опорой на труды по лингвистике текста [Арнольд 1991; Бортников 2020; Валгина 2003; Гальперин 1981; Гвенцадзе 1986; Левицкий 2006; Леонтьев 1976; Леонтьев 1979; Москальская 1981; Новиков 1983; Скворецкая 2002; Слюсарева 1982; Тураева 2018; Шабес 1989 и др.] и стилистике текста [Баранов 1993;Бондарко 1988; Брандес 2014; Виноградов 1963; Гайда 2015; Горшков 2006; Кожина 2018; Костомаров 2005; Котюрова 1988; Матвеева 1990; Купина, Матвеева 2017; Одинцов 1980; Сиротинина 2000; Солганик 2018; Шмелев 2002 и др.]. Всестороннее изучение текста позволяет выделять интегральное текстовое качество на коммуникативном основании [Головин 1977; Золотова 2010; Котюрова 2013; Колшанский 1984; Сидоров 1987; Степанов 1985; Храпченко 1985]. Системно-коммуникативный подход формирует представление о тексте как о системе текстовых категорий (типологических признаков текста)1, каждая из которых представляет собой «универсальный смысл текста»2 и имеет особую лингвистическую манифестацию. Текстовые категории характеризуются типовой реализацией в рамках определенного функционального стиля и жанра-текстотипа как объекта более низкого уровня абстракции...
В параграфе 4.3. «Категория оценочности акафиста» выявляется аксиологическое своеобразие жанра.
В текстах акафистов категория оценочности эксплицируется с помощью аксиологического лексикона, включающего аксиологемы, которые могут обозначать как ценности русского православия: любовь ко Господу Богу; любовь к ближнему; милосердие; смирение; кротость; правда; безстрастие, так и антиценности: гордыня; гнев; ярость; хитрость; ложь, а также аксиологически маркированную (мелиоративную и пейоративную) лексику.
Аксиологическая категоричность, свойственная христианскому представлению о добре и зле, воплощается в текстах акафистов посредством оси ценностных оппозиций, формируемых на лексическом и на синтаксическом языковых уровнях: Радуйся, ибо с тобою мы зависть попираем; //радуйся, ибо благодаря тебе благонравное житие исправляем [Акафист святителю Николаю Мирликийскому].
Анализ текстов акафистов показал, что категория тональности и категория оценочности реализуются с помощью различных языковых средств и находятся во взаимодействии, представляя собой экспликацию комплексной логико-эмоциональной оценки, соответствующей православному мировоззрению.
В Заключении подводятся основные итоги исследования. Намечаются перспективы дальнейшей разработки темы, связанные с возможностью применения диахронического анализа к текстам акафистов различных временных периодов, синхронического анализа акафистов, создаваемых в разных христианских конфессиях, а также сопоставительного анализа текстов в соответствии с субжанровым членением. Продолжение исследования может способствовать формированию наиболее полного представления об акафисте как жанре религиозного стиля...
В текстах акафистов категория оценочности эксплицируется с помощью аксиологического лексикона, включающего аксиологемы, которые могут обозначать как ценности русского православия: любовь ко Господу Богу; любовь к ближнему; милосердие; смирение; кротость; правда; безстрастие, так и антиценности: гордыня; гнев; ярость; хитрость; ложь, а также аксиологически маркированную (мелиоративную и пейоративную) лексику.
Аксиологическая категоричность, свойственная христианскому представлению о добре и зле, воплощается в текстах акафистов посредством оси ценностных оппозиций, формируемых на лексическом и на синтаксическом языковых уровнях: Радуйся, ибо с тобою мы зависть попираем; //радуйся, ибо благодаря тебе благонравное житие исправляем [Акафист святителю Николаю Мирликийскому].
Анализ текстов акафистов показал, что категория тональности и категория оценочности реализуются с помощью различных языковых средств и находятся во взаимодействии, представляя собой экспликацию комплексной логико-эмоциональной оценки, соответствующей православному мировоззрению.
В Заключении подводятся основные итоги исследования. Намечаются перспективы дальнейшей разработки темы, связанные с возможностью применения диахронического анализа к текстам акафистов различных временных периодов, синхронического анализа акафистов, создаваемых в разных христианских конфессиях, а также сопоставительного анализа текстов в соответствии с субжанровым членением. Продолжение исследования может способствовать формированию наиболее полного представления об акафисте как жанре религиозного стиля...
Подобные работы
- ЭТИКЕТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ В ДУХОВНЫХ ПИСЬМАХ АРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (САХАРОВА)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Магистерская диссертация, риторика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017





