ВНЕШНЯЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТАИЛАНДА: 1990-е-2000-е гг
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТАИЛАНДА В 1990-х-2000-х гг 36
1.1. Институты и механизмы принятия внешнеполитических решений в
Таиланде 36
1.2. Внешнеполитические концепции Таиланда и их развитие 43
ГЛАВА II. УЧАСТИЕ ТАИЛАНДА В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 81
2.1. «Асеановский путь» Таиланда 81
2.2. Развитие двусторонних отношений Таиланда с государствами в Юго-Восточной Азии («мягкий регионализм») 96
ГЛАВА III. ВЫЗОВЫ ВНЕШНЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ТАИЛАНДА 135
3.1. Проблемы народности рохинджа, сепаратизма на юге Таиланда и незаконного оборота наркотиков 135
3.2. Незаконная миграция, торговля людьми и территориальный конфликт 143
Заключение 157
Список литературы 161
Приложение 205
ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТАИЛАНДА В 1990-х-2000-х гг 36
1.1. Институты и механизмы принятия внешнеполитических решений в
Таиланде 36
1.2. Внешнеполитические концепции Таиланда и их развитие 43
ГЛАВА II. УЧАСТИЕ ТАИЛАНДА В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 81
2.1. «Асеановский путь» Таиланда 81
2.2. Развитие двусторонних отношений Таиланда с государствами в Юго-Восточной Азии («мягкий регионализм») 96
ГЛАВА III. ВЫЗОВЫ ВНЕШНЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ТАИЛАНДА 135
3.1. Проблемы народности рохинджа, сепаратизма на юге Таиланда и незаконного оборота наркотиков 135
3.2. Незаконная миграция, торговля людьми и территориальный конфликт 143
Заключение 157
Список литературы 161
Приложение 205
Актуальность темы исследования обусловлена современным процессом трансформации системы мироустройства, в котором важную преобразующую роль играют не только великие державы, но и государства регионального уровня. Региональные интеграционные процессы играют настолько важную роль в глобальной повестке, что некоторые аналитики прогнозируют приход на смену упрощенному восприятию полярностей мира «мультиплексного» или «мира регионов». К примеру, П. Катценштайн полагает, что современный мировой порядок движется «к миру регионов» . А. Ачария обращает внимание на «возникающую региональную архитектуру мира» . Б. Бузан и О. Уэйвер концептуализируют «глобальный порядок сильных регионов» . «Регионы сейчас повсюду во всем мире и все более фундаментальны для функционирования всех аспектов мировых дел от торговли до управления конфликтами, и даже можно сказать, что теперь они являются мировым порядком», - отмечает Р. Фаун.
Данное исследование посвящено анализу внешней региональной политики Таиланда в Юго-Восточной Азии (ЮВА) с 1990-х до настоящего времени и обоснованию интеграционной политики Таиланда в ЮВА в виде «мягкого регионализма».
Регион ЮВА является частью Азиатско-Тихоокеанского региона. ЮВА включает в себя две составляющие - крупный полуостров Индокитай и острова Малайского архипелага. Этот регион считается одним из ведущих в мире с постоянно высокими стабильными темпами экономического роста. На территории ЮВА проживает около 600 млн. человек с совокупным ВВП в 2,1 трлн. долл. США и с внешнеторговым оборотом в 3,0 трлн. долл. США . В состав ЮВА входят 11 стран, такие как: Таиланд, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма и Восточный Тимор, расположенные между крупными мировыми державами, такими как: Китай, Индия и Австралия. Регион ЮВА располагается к югу от Китая, востоку от Индии, западу от Новой Гвинеи и северу от Австралии.
Регион ЮВА находится в центре экономических, военно-политических и стратегических интересов современных великих и региональных держав. В конце XX в. международные отношения в регионе ЮВА претерпели заметные трансформации из-за изменения политики мировых держав в данном регионе и соотношения сил между ними. После распада СССР Соединенные Штаты Америки (США) стали единоличным мировым лидером. Мировая политическая система под контролем США характеризовалась как однополярная система. Кроме того, в азиатском регионе начали набирать силу и распространять свое экономическое, политическое и идеологическое влияние другие акторы. На первый план выходят не только США, но и другие крупные мировые державы и региональные державы, такие как Китай, Россия, Индия, Япония, страны Европейского Союза и др.
Очевидно, что этот регион имеет важное значение для экономики и геополитики Таиланда, а также для его региональных национальных интересов. Кроме того, в регионе ЮВА Таиланд поддерживает Ассоциация государств Юго¬Восточной Азии (АСЕАН) в интересах региональной стабильности и страны. В XXI в. АСЕАН имеет предпосылки для того, чтобы стать одной из важнейших региональных организаций в современном мире. Таиланд является одной из ведущих стран региона, поддерживающих региональную интеграцию, входит в первую пятерку стран-учредителей АСЕАН в 1967 г.
Таиланд является типичным для региона ЮВА небольшим государством, которое не может в своей внешней политике использовать те силовые инструменты, которыми пользуются великие державы. В связи с этим Таиланд использует гибкую внешнюю политику и придерживается концепта «мягкого регионализма» в ЮВА для защиты своих национальных интересов.
Гибкая внешняя политика Таиланда имеет глубокие исторические корни. Именно она позволила Таиланду избежать колонизации, защитить суверенитет и независимость. В рассматриваемый период Таиланд стремится выступить в роли ведущего регионального актора, одного из инициаторов региональной интеграции. Исследование внешней политики Таиланда в ЮВА, ее взаимосвязи с внутренней политикой и национальными интересами страны содействует научному пониманию специфики региональной интеграции, роли интеграционных проектов как в ЮВА, так и их влияния на соотношение мировых сил.
Степень научной разработанности темы
При анализе научных работ как российских, так и зарубежных исследователей можно выделить следующие кластеры исследований: западно-центричная модель восприятия ЮВА как региона, АСЕАН и Таиланда; исследования, ученых стран АСЕАН и Таиланда, изучаюшие регион и роль Таиланда.
Большинство российских экспертов, равно как и западные аналитики анализирует регион ЮВА в целом, анализируются интеграционные процессы в регионе.
Объектом исследования является внешняя политика Таиланда, направленная на реализацию региональных интеграционных проектов в Юго -Восточной Азии.
Предметом исследования являются двусторонние и многосторонние интеграционные проекты, возникшие в результате целенаправленной деятельности Таиланда в регионе Юго-Восточной Азии.
Область исследования соответствует пп. 3,4,5,6 паспорта специальности ВАК 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики.
Цель настоящей работы состоит в исследовании и периодизации внешней региональной политики Таиланда и перспектив интеграционных процессов и проектов в Юго-Восточной Азии через призму участия в них Таиланда, типологизации азиатского регионализма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить и классифицировать источники и исследования по теме работы.
2. Проанализировать теоретико-методологическую базу изучения внешней политики Таиланда под углом ее применения к анализу региональной политики Таиланда. Особое внимание уделить анализу таиландских и азиатских исследовательских групп по вопросам внешней политики Таиланда и региональной интеграции (азиатский регионализм).
3. Обосновать региональную интеграционную политику Таиланда как «мягкий регионализм», а внешнюю политику как «бамбуковую» дипломатию; определить основные этапы внешней региональной политики Таиланда.
4. Проанализировать механизмы принятия внешнеполитических решений в Таиланде, изучить взаимозависимость внутриполитических и внешнеполитических факторов, определяющих интеграционную политику Таиланд.
5. Обобщить теории азиатского регионализма как особой формы реализации интеграционных конструктов.
6. Исследовать роль, место и позицию Таиланда в системе региональных отношений, потенциал лидерства Таиланда. Выявить их влияние на формирование политической стратегии региональной политики Таиланда, на динамику различных аспектов политики Таиланда в отношении региональных объединений в ЮВА.
7. Изучить региональные вызовы политике Таиланда, которые напрямую влияют на безопасность и стабильность страны в регионе.
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении внешней региональной политики Таиланда в регионе ЮВА в 1990-х-2000-х гг., в обосновании ее этапов и эффективности, в выяснении взаимозависимости от внутренних и внешнеполитических факторов. Научная новизна также прослеживается в комплексном изучении политической стратегии и региональной политики Таиланда в регионе ЮВА, в изучении особенностей региональной и интеграционной политики Таиланда.
Автор рассматривает Таиланд как одного из ведущих акторов интеграционных процессов в ЮВА. Через призму внешней политики Таиланда автор раскрывает природу интеграционных процессов и особенность интеграционных проектов в ЮВА, обосновывает этапы эволюции современных интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии, осуществляет классификацию типов регионализма в Юго-Восточной Азии. Исследует особенности и определены основания интеграционной политики Таиланда как «мягкого регионализма» (Асеановский путь). Обобщает современные теоретические и методологические подходы к обоснованию специфики Азиатского регионализма.
В данной работе представлены различные исследовательские подходы к современным региональным отношениям и роли Таиланда в регионе ЮВА. Впервые введены в научный оборот материалы Архивов Министерства иностранных дел Таиланда, Министерства экономики Таиланда, Министерства Торговли и Таможенного департамента Таиланда, Министерства спорта и туризма Таиланда, Министерства культуры, а также Министерства социального развития и социального обеспечения.
Хронологические рамки исследования охватывают период 199О-х-2000-х гг. В связи с завершением биполярного противостояния изменяется идеологический и политический контексты интеграционных процессов и сформированных блоков. Темы военно-политического противодействия наступлению коммунизма в Азиатском регионе уходят на второй план, а на первый план выдвигается реализация национальных интересов государств региона в областях экономики, открытых рынков, движения труда и капитала, территориальной безопасности, законной и незаконной миграции и др. После окончания холодной войны, в период правления премьер-министра Анана Панньярачуна Таиланд акцентирует свое внимание во внешней политике на «регионализме» в ЮВА. Кроме того, с 1990 г. отмечается возникновение инфраструктуры «нового» азиатского регионализма. Сменяющие друг друга у власти руководители Таиланда вырабатывают эффективные механизмы и стратегии реагирования на внешнеполитические вызовы. И завершается исследование 2017 г., когда руководство Таиланда в целях поддержания динамического равновесия взаимоотношений с великими державами в регионе и равными себе региональными государствами провозглашает новые принципы внешней региональной политики «обращаясь вовнутрь» (Inward - Looking). Таким образом, данное исследование посвящено анализу внешней региональной политики Таиланда в ЮВА с 1990-х до 2017 г. и обоснованию стратегий интеграционной политики Таиланда в ЮВА в виде «мягкого регионализма».
Автор использует понятие «внешняя региональная политика», исходя из того, что практически для всех современных государств нормой стало проведение внутренней региональной политики.
Практическая значимость исследования обусловлена, что диссертация вносит научный вклад в изучение роли Таиланда в качестве ключевого регионального игрока. Выводы и содержательная часть диссертации способствуют пониманию причин активизации и затухания интеграционных процессов, а также роли Таиланда в построении региональных процессов.
Результаты данной диссертации также будут полезным тем, кто интересуется политическим развитием и внешнеполитическим процессом Таиланда в регионе ЮВА. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов, учебников, справочно-библиографических и энциклопедических изданий по политологии и международным отношениям. Важное практическое значение диссертация может иметь при изучении особенностей политической системы и региональной политики Таиланда, а также процесс выработки государственной политики в рамках формирования направления внешней политики Таиланда в ЮВА.
Достоверность исследования обеспечивается тем, что сформулированные в диссертации научные положения и выводы основываются на широкой базе источников тайского происхождения и на изучении обширного круга исследований и теоретических работ российского, тайского и других зарубежных авторов.
Апробация результатов исследования. Главные положения диссертации были опубликованы в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ. Основные положения данной работы изложены в 16 публикациях автора, докладывались на ряде международных и всероссийских конференций: «II TRF- ASEAN Public Forum, Сообщество АСЕАН: динамика, готовность и вызовы в политической, экономической и социокультурной областях», Бангкок, университет Тхаммасат, 14 августа 2015 г.; «Х Международная конференция: роль региональных систем высшего образования в развитии регионов», Екатеринбург, УрФУ, 12-14 ноября 2015 г.; «V Декабрьских чтениях по правам человека: Личность, социум и мир» Екатеринбург, УрФУ, 4 декабря 2015 г.; «Третьи Чемпаловские чтения, посвященные 70-летию Ялтинского мира и ООН», Екатеринбург, УрФУ, 12 декабря 2015 г.; «ASEAN 2025 Thailand moves forward», Бангкок, университет Тхаммасат, 7 июля 2016 г.; «Китай, Индия, Япония, Россия и США - мировые крупные страны и экономическое равновесие и безопасность стратегии Таиланда», Бангкок, университет Чулалонгкорн, 26 июля 2016 г.; «Конфликт в Южно-Китайском море и место Таиланда», Бангкок, университет Чулалонгкорн, август 2016 г.; VI Декабрьские чтения по правам человека «Личность, социум и мир», Екатеринбург, УрФУ, 2 декабря 2016 г.; Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017», Москва, МГУ, 10-14 апреля 2017 г.; Международная научно-практическая конференция «Европейский интеррегионализм и большая Евразия: теория и практика региональной интеграции», Екатеринбург, УрФУ, 20-21 апреля 2018 г. и др.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений Уральского федерального университета и рекомендована к защите.
Достоверность и обоснованность диссертационного исследования обеспечивается: анализом автором основных нормативно-правовых документов Королевства Таиланд; применением широкого спектра методов внешнеполитического, политологического и регионального анализа, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; использованием значительного количества разнообразных источников по роли Таиланда в интеграциях ЮВА и особенностей тайского внешнеполитического и регионального процесса.
Научная и практическая значимость заключается в том, что результаты и выводы настоящего исследования дополняют политическую систему Таиланда и его внешнеполитический процесс в ЮВА в 199О-х-2000-х гг., расширяя понимание новейшей истории Таиланда и международных отношений в ЮВА в XXI в., роль и место Таиланда в региональном процессе, а также региональных вызов Таиланда.
Структура работы отражает логику и методологию исследования. Работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В первой главе автор характеризует институты и механизмы принятия внешнеполитических решений в Таиланде и рассматривает внешнеполитические концепции Таиланда, особенности региональной политики Таиланда и их развитие. Во второй главе рассматривает региональное пространство и роль Таиланда в региональных интеграциях ЮВА, а также анализирует развитие устойчивых отношений и сотрудничества Таиланда со странами ЮВА и позицию Таиланда в ЮВА. В третьей главе рассматривает региональные вызовы Таиланда и решения данных проблем Таиланда и стороны АСЕАН. В заключении автором подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы. Приложения содержат текстовый, а также графический и статистический материал, основывающийся на расчетах автора.
Данное исследование посвящено анализу внешней региональной политики Таиланда в Юго-Восточной Азии (ЮВА) с 1990-х до настоящего времени и обоснованию интеграционной политики Таиланда в ЮВА в виде «мягкого регионализма».
Регион ЮВА является частью Азиатско-Тихоокеанского региона. ЮВА включает в себя две составляющие - крупный полуостров Индокитай и острова Малайского архипелага. Этот регион считается одним из ведущих в мире с постоянно высокими стабильными темпами экономического роста. На территории ЮВА проживает около 600 млн. человек с совокупным ВВП в 2,1 трлн. долл. США и с внешнеторговым оборотом в 3,0 трлн. долл. США . В состав ЮВА входят 11 стран, такие как: Таиланд, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма и Восточный Тимор, расположенные между крупными мировыми державами, такими как: Китай, Индия и Австралия. Регион ЮВА располагается к югу от Китая, востоку от Индии, западу от Новой Гвинеи и северу от Австралии.
Регион ЮВА находится в центре экономических, военно-политических и стратегических интересов современных великих и региональных держав. В конце XX в. международные отношения в регионе ЮВА претерпели заметные трансформации из-за изменения политики мировых держав в данном регионе и соотношения сил между ними. После распада СССР Соединенные Штаты Америки (США) стали единоличным мировым лидером. Мировая политическая система под контролем США характеризовалась как однополярная система. Кроме того, в азиатском регионе начали набирать силу и распространять свое экономическое, политическое и идеологическое влияние другие акторы. На первый план выходят не только США, но и другие крупные мировые державы и региональные державы, такие как Китай, Россия, Индия, Япония, страны Европейского Союза и др.
Очевидно, что этот регион имеет важное значение для экономики и геополитики Таиланда, а также для его региональных национальных интересов. Кроме того, в регионе ЮВА Таиланд поддерживает Ассоциация государств Юго¬Восточной Азии (АСЕАН) в интересах региональной стабильности и страны. В XXI в. АСЕАН имеет предпосылки для того, чтобы стать одной из важнейших региональных организаций в современном мире. Таиланд является одной из ведущих стран региона, поддерживающих региональную интеграцию, входит в первую пятерку стран-учредителей АСЕАН в 1967 г.
Таиланд является типичным для региона ЮВА небольшим государством, которое не может в своей внешней политике использовать те силовые инструменты, которыми пользуются великие державы. В связи с этим Таиланд использует гибкую внешнюю политику и придерживается концепта «мягкого регионализма» в ЮВА для защиты своих национальных интересов.
Гибкая внешняя политика Таиланда имеет глубокие исторические корни. Именно она позволила Таиланду избежать колонизации, защитить суверенитет и независимость. В рассматриваемый период Таиланд стремится выступить в роли ведущего регионального актора, одного из инициаторов региональной интеграции. Исследование внешней политики Таиланда в ЮВА, ее взаимосвязи с внутренней политикой и национальными интересами страны содействует научному пониманию специфики региональной интеграции, роли интеграционных проектов как в ЮВА, так и их влияния на соотношение мировых сил.
Степень научной разработанности темы
При анализе научных работ как российских, так и зарубежных исследователей можно выделить следующие кластеры исследований: западно-центричная модель восприятия ЮВА как региона, АСЕАН и Таиланда; исследования, ученых стран АСЕАН и Таиланда, изучаюшие регион и роль Таиланда.
Большинство российских экспертов, равно как и западные аналитики анализирует регион ЮВА в целом, анализируются интеграционные процессы в регионе.
Объектом исследования является внешняя политика Таиланда, направленная на реализацию региональных интеграционных проектов в Юго -Восточной Азии.
Предметом исследования являются двусторонние и многосторонние интеграционные проекты, возникшие в результате целенаправленной деятельности Таиланда в регионе Юго-Восточной Азии.
Область исследования соответствует пп. 3,4,5,6 паспорта специальности ВАК 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики.
Цель настоящей работы состоит в исследовании и периодизации внешней региональной политики Таиланда и перспектив интеграционных процессов и проектов в Юго-Восточной Азии через призму участия в них Таиланда, типологизации азиатского регионализма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить и классифицировать источники и исследования по теме работы.
2. Проанализировать теоретико-методологическую базу изучения внешней политики Таиланда под углом ее применения к анализу региональной политики Таиланда. Особое внимание уделить анализу таиландских и азиатских исследовательских групп по вопросам внешней политики Таиланда и региональной интеграции (азиатский регионализм).
3. Обосновать региональную интеграционную политику Таиланда как «мягкий регионализм», а внешнюю политику как «бамбуковую» дипломатию; определить основные этапы внешней региональной политики Таиланда.
4. Проанализировать механизмы принятия внешнеполитических решений в Таиланде, изучить взаимозависимость внутриполитических и внешнеполитических факторов, определяющих интеграционную политику Таиланд.
5. Обобщить теории азиатского регионализма как особой формы реализации интеграционных конструктов.
6. Исследовать роль, место и позицию Таиланда в системе региональных отношений, потенциал лидерства Таиланда. Выявить их влияние на формирование политической стратегии региональной политики Таиланда, на динамику различных аспектов политики Таиланда в отношении региональных объединений в ЮВА.
7. Изучить региональные вызовы политике Таиланда, которые напрямую влияют на безопасность и стабильность страны в регионе.
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении внешней региональной политики Таиланда в регионе ЮВА в 1990-х-2000-х гг., в обосновании ее этапов и эффективности, в выяснении взаимозависимости от внутренних и внешнеполитических факторов. Научная новизна также прослеживается в комплексном изучении политической стратегии и региональной политики Таиланда в регионе ЮВА, в изучении особенностей региональной и интеграционной политики Таиланда.
Автор рассматривает Таиланд как одного из ведущих акторов интеграционных процессов в ЮВА. Через призму внешней политики Таиланда автор раскрывает природу интеграционных процессов и особенность интеграционных проектов в ЮВА, обосновывает этапы эволюции современных интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии, осуществляет классификацию типов регионализма в Юго-Восточной Азии. Исследует особенности и определены основания интеграционной политики Таиланда как «мягкого регионализма» (Асеановский путь). Обобщает современные теоретические и методологические подходы к обоснованию специфики Азиатского регионализма.
В данной работе представлены различные исследовательские подходы к современным региональным отношениям и роли Таиланда в регионе ЮВА. Впервые введены в научный оборот материалы Архивов Министерства иностранных дел Таиланда, Министерства экономики Таиланда, Министерства Торговли и Таможенного департамента Таиланда, Министерства спорта и туризма Таиланда, Министерства культуры, а также Министерства социального развития и социального обеспечения.
Хронологические рамки исследования охватывают период 199О-х-2000-х гг. В связи с завершением биполярного противостояния изменяется идеологический и политический контексты интеграционных процессов и сформированных блоков. Темы военно-политического противодействия наступлению коммунизма в Азиатском регионе уходят на второй план, а на первый план выдвигается реализация национальных интересов государств региона в областях экономики, открытых рынков, движения труда и капитала, территориальной безопасности, законной и незаконной миграции и др. После окончания холодной войны, в период правления премьер-министра Анана Панньярачуна Таиланд акцентирует свое внимание во внешней политике на «регионализме» в ЮВА. Кроме того, с 1990 г. отмечается возникновение инфраструктуры «нового» азиатского регионализма. Сменяющие друг друга у власти руководители Таиланда вырабатывают эффективные механизмы и стратегии реагирования на внешнеполитические вызовы. И завершается исследование 2017 г., когда руководство Таиланда в целях поддержания динамического равновесия взаимоотношений с великими державами в регионе и равными себе региональными государствами провозглашает новые принципы внешней региональной политики «обращаясь вовнутрь» (Inward - Looking). Таким образом, данное исследование посвящено анализу внешней региональной политики Таиланда в ЮВА с 1990-х до 2017 г. и обоснованию стратегий интеграционной политики Таиланда в ЮВА в виде «мягкого регионализма».
Автор использует понятие «внешняя региональная политика», исходя из того, что практически для всех современных государств нормой стало проведение внутренней региональной политики.
Практическая значимость исследования обусловлена, что диссертация вносит научный вклад в изучение роли Таиланда в качестве ключевого регионального игрока. Выводы и содержательная часть диссертации способствуют пониманию причин активизации и затухания интеграционных процессов, а также роли Таиланда в построении региональных процессов.
Результаты данной диссертации также будут полезным тем, кто интересуется политическим развитием и внешнеполитическим процессом Таиланда в регионе ЮВА. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов, учебников, справочно-библиографических и энциклопедических изданий по политологии и международным отношениям. Важное практическое значение диссертация может иметь при изучении особенностей политической системы и региональной политики Таиланда, а также процесс выработки государственной политики в рамках формирования направления внешней политики Таиланда в ЮВА.
Достоверность исследования обеспечивается тем, что сформулированные в диссертации научные положения и выводы основываются на широкой базе источников тайского происхождения и на изучении обширного круга исследований и теоретических работ российского, тайского и других зарубежных авторов.
Апробация результатов исследования. Главные положения диссертации были опубликованы в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ. Основные положения данной работы изложены в 16 публикациях автора, докладывались на ряде международных и всероссийских конференций: «II TRF- ASEAN Public Forum, Сообщество АСЕАН: динамика, готовность и вызовы в политической, экономической и социокультурной областях», Бангкок, университет Тхаммасат, 14 августа 2015 г.; «Х Международная конференция: роль региональных систем высшего образования в развитии регионов», Екатеринбург, УрФУ, 12-14 ноября 2015 г.; «V Декабрьских чтениях по правам человека: Личность, социум и мир» Екатеринбург, УрФУ, 4 декабря 2015 г.; «Третьи Чемпаловские чтения, посвященные 70-летию Ялтинского мира и ООН», Екатеринбург, УрФУ, 12 декабря 2015 г.; «ASEAN 2025 Thailand moves forward», Бангкок, университет Тхаммасат, 7 июля 2016 г.; «Китай, Индия, Япония, Россия и США - мировые крупные страны и экономическое равновесие и безопасность стратегии Таиланда», Бангкок, университет Чулалонгкорн, 26 июля 2016 г.; «Конфликт в Южно-Китайском море и место Таиланда», Бангкок, университет Чулалонгкорн, август 2016 г.; VI Декабрьские чтения по правам человека «Личность, социум и мир», Екатеринбург, УрФУ, 2 декабря 2016 г.; Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017», Москва, МГУ, 10-14 апреля 2017 г.; Международная научно-практическая конференция «Европейский интеррегионализм и большая Евразия: теория и практика региональной интеграции», Екатеринбург, УрФУ, 20-21 апреля 2018 г. и др.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений Уральского федерального университета и рекомендована к защите.
Достоверность и обоснованность диссертационного исследования обеспечивается: анализом автором основных нормативно-правовых документов Королевства Таиланд; применением широкого спектра методов внешнеполитического, политологического и регионального анализа, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; использованием значительного количества разнообразных источников по роли Таиланда в интеграциях ЮВА и особенностей тайского внешнеполитического и регионального процесса.
Научная и практическая значимость заключается в том, что результаты и выводы настоящего исследования дополняют политическую систему Таиланда и его внешнеполитический процесс в ЮВА в 199О-х-2000-х гг., расширяя понимание новейшей истории Таиланда и международных отношений в ЮВА в XXI в., роль и место Таиланда в региональном процессе, а также региональных вызов Таиланда.
Структура работы отражает логику и методологию исследования. Работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В первой главе автор характеризует институты и механизмы принятия внешнеполитических решений в Таиланде и рассматривает внешнеполитические концепции Таиланда, особенности региональной политики Таиланда и их развитие. Во второй главе рассматривает региональное пространство и роль Таиланда в региональных интеграциях ЮВА, а также анализирует развитие устойчивых отношений и сотрудничества Таиланда со странами ЮВА и позицию Таиланда в ЮВА. В третьей главе рассматривает региональные вызовы Таиланда и решения данных проблем Таиланда и стороны АСЕАН. В заключении автором подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы. Приложения содержат текстовый, а также графический и статистический материал, основывающийся на расчетах автора.
Современный кризис миропорядка сопровождается компенсирующим ростом региональных и субрегиональных интеграционных проектов, которые становятся гарантом безопасности, условиями экономической и политической стабильности государств. Региональные институты в условиях ослабления международных организаций принимают на себя функции регулирования международных конфликтов и других дестабилизирующих факторов региональной и внутригосударственной действительности, становятся факторами роста и устойчивого развития государств, выступают в роли стабилизаторов в рамках динамического равновесия международных сил.
На примере Таиланда рассмотрено становление и эволюция внешней политики «срединной силы» (Middle Power), которое в условиях формирования нового мирового порядка и переформатирования регионов пытаются использовать преимущества глобализации и региональной интеграции и «по дороге» не растерять государственный суверенитет.
Итогом данного исследования является определение основных параметров модели внешней политики «срединной силы», в нашем случае Таиланда, и его поведенческих мотивов в отношениях как с региональными партнерами, так и с великими державами.
В диссертации установлено, что Таиланд стремится через политику «мягкого регионализма» реализовать свои амбиции ведущего актора в регионе. В работе исследованы механизмы реализации этих устремлений через многосторонние, субрегиональные и двусторонние проекты, показаны результаты этой деятельности. Таиланд реализует свою лидерскую роль в региональных и субрегиональных организациях, в том числе АСЕАН, ACD и ACMECS. Таиланд принимает активное участие в форматировании региона ЮВА и претендует на роль лидера в региональных проектах. Он выступает в качестве регионального донора для более бедных соседей, таких как Камбоджа, Мьянма и Лаос. Он оказывает экономическую помощь, техническую поддержку, выделяет стипендии на обучение, экспортирует в соседние страны тайские фильмы, сериалы, телепередачи, песни и тайскую кухню, поощряет изучение тайского языка в соседних странах, обеспечивает академическое сотрудничество и т. д.
Автор обосновывает связь между внутриполитической стабильностью в Таиланде и активностью, успешностью Таиланда в решении задач регионального доминирования.
Обобщая итоги стратегического управления внешней политикой Таиланда, можно отметить, во-первых, что его руководители всегда будут исходить из реагирования на внешнеполитическое доминирование великих держав в регионе, которое представляет собой вызовы и угрозы национальному суверенитету. Во- вторых, Таиланд обречен на участие в комбинациях одних сил против других сил и на инициирование и поддержку разных форм объединений (союзов) с целью поддержания динамического баланса сил в регионе. В-третьих, руководство Таиланда будет проявлять политическую гибкость и прагматизм при заключении соглашений о сотрудничестве с любой доминирующей силой. Как нельзя лучшим ответом на вызовы со стороны великих держав является проверенная временем «бамбуковая» дипломатия Таиланда.
Если говорить о поведенческих нормах Таиланда как «срединной силы», то для них характерным является приверженность международному праву, поддержка системы ООН и основных принципов международного сотрудничества. Далее, они проявляют повышенную активность в деле регионального сотрудничества, которое гарантирует им экономическую устойчивость и международную безопасность. Наконец, они придают важное значение многосторонней дипломатии.
На примере региональной политики Таиланда осуществлена апробация современных теоретических подходов к изучению Азиатского регионализма, которая показывает наличие эффективного методологического инструментария для изучения интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Асеановский путь (или «мягкий регионализм») основан на принципах неформальности, на гибких консенсусных и неконфронтационных подходах. АСЕАН работает больше через диалог, чем через принуждение. Там нет передачи национального суверенитета какому-либо наднациональному органу. Тем не менее, автор обращает внимание на становление в процессе интеграции регионального сообщества и региональной идентичности, творцами которых являются государства-участники, но которые сами в процессе моделирования региональных сообществ видоизменяются.
Особенностью «мягкого регионализма» в ЮВА является то, что интеграционные процессы проходят с участием примерно равноуровневых государств, без участия «изнутри» со стороны великих держав. Между участниками «азиатского регионализма» достигнут консенсус в том, чтобы не допускать чрезмерного влияния великих держав в интеграционных проектах.
Автор исследует механизмы многосторонних и двусторонних взаимоотношений, составляющих разветвленную ткань азиатского регионализма, обеспечивающего рост и устойчивость в регионе. Автор обосновывает положительные результаты «мягкого регионализма» в ЮВА, которые проявляются в становлении экономической и политической стабильности, устойчивого развития государств ЮВА, решении территориальных, миграционных и других проблем.
В работе оцениваются перспективы «мягкого регионализма» в ЮВА, его сильные и слабы стороны, проблемы интеграции.
На основе эмпирического материала, характеризующего интеграционные процессы в ЮВА и действиях одного из региональных протагонистов интеграционного процесса автор типологизирует особенности «мягкого регионализма» в ЮВА. В концентрированном виде они могут быть сведены к следующему: специфической особенностью азиатского регионализма как «мягкого регионализма» является сочетание государственного индивидуализма (суверенитета) и коммунитарных форм интеграции. Эти два принципа составляют особенность коллективной идентичности интеграционных проектов в ЮВА. Многие инициативы и интеграции АСЕАН идут от периферии к центру. Азиатский регионализм относится к типу «открытых», т.е. его участники могут реализовывать свои интересы в других региональных интеграционных проектах. Поэтому АСЕАН отличается мягким институционализмом. Одной из норм интеграции в ЮВА является невмешательство во внутренние дела других государств, уважительное отношение суверенитета, реализация принципа консенсуса, неразвитая система формальных наднациональных институтов (сформировалось определение особый «Путь АСЕАН (ASEAN Way)».
С другой стороны, недостаток наднациональных институтов ослабляет «мягкий регионализм» при решении таких проблем, ослабляющих интеграцию, как незаконная иммиграция, неурегулированность пограничных территориальных вопросов и пограничных конфликтов, торговлю людьми, наркотрафики, этнический и религиозный экстремизм и сепаратизм, международный терроризм.
Автор полагает, что использование современных теорий регионализма и изложенный эмпирический материал будут способствовать дальнейшим теоретическим разработкам концепций регионализма и их творческому использованию великими и малыми государствами при осуществлении интеграционных проектов.
На примере Таиланда рассмотрено становление и эволюция внешней политики «срединной силы» (Middle Power), которое в условиях формирования нового мирового порядка и переформатирования регионов пытаются использовать преимущества глобализации и региональной интеграции и «по дороге» не растерять государственный суверенитет.
Итогом данного исследования является определение основных параметров модели внешней политики «срединной силы», в нашем случае Таиланда, и его поведенческих мотивов в отношениях как с региональными партнерами, так и с великими державами.
В диссертации установлено, что Таиланд стремится через политику «мягкого регионализма» реализовать свои амбиции ведущего актора в регионе. В работе исследованы механизмы реализации этих устремлений через многосторонние, субрегиональные и двусторонние проекты, показаны результаты этой деятельности. Таиланд реализует свою лидерскую роль в региональных и субрегиональных организациях, в том числе АСЕАН, ACD и ACMECS. Таиланд принимает активное участие в форматировании региона ЮВА и претендует на роль лидера в региональных проектах. Он выступает в качестве регионального донора для более бедных соседей, таких как Камбоджа, Мьянма и Лаос. Он оказывает экономическую помощь, техническую поддержку, выделяет стипендии на обучение, экспортирует в соседние страны тайские фильмы, сериалы, телепередачи, песни и тайскую кухню, поощряет изучение тайского языка в соседних странах, обеспечивает академическое сотрудничество и т. д.
Автор обосновывает связь между внутриполитической стабильностью в Таиланде и активностью, успешностью Таиланда в решении задач регионального доминирования.
Обобщая итоги стратегического управления внешней политикой Таиланда, можно отметить, во-первых, что его руководители всегда будут исходить из реагирования на внешнеполитическое доминирование великих держав в регионе, которое представляет собой вызовы и угрозы национальному суверенитету. Во- вторых, Таиланд обречен на участие в комбинациях одних сил против других сил и на инициирование и поддержку разных форм объединений (союзов) с целью поддержания динамического баланса сил в регионе. В-третьих, руководство Таиланда будет проявлять политическую гибкость и прагматизм при заключении соглашений о сотрудничестве с любой доминирующей силой. Как нельзя лучшим ответом на вызовы со стороны великих держав является проверенная временем «бамбуковая» дипломатия Таиланда.
Если говорить о поведенческих нормах Таиланда как «срединной силы», то для них характерным является приверженность международному праву, поддержка системы ООН и основных принципов международного сотрудничества. Далее, они проявляют повышенную активность в деле регионального сотрудничества, которое гарантирует им экономическую устойчивость и международную безопасность. Наконец, они придают важное значение многосторонней дипломатии.
На примере региональной политики Таиланда осуществлена апробация современных теоретических подходов к изучению Азиатского регионализма, которая показывает наличие эффективного методологического инструментария для изучения интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Асеановский путь (или «мягкий регионализм») основан на принципах неформальности, на гибких консенсусных и неконфронтационных подходах. АСЕАН работает больше через диалог, чем через принуждение. Там нет передачи национального суверенитета какому-либо наднациональному органу. Тем не менее, автор обращает внимание на становление в процессе интеграции регионального сообщества и региональной идентичности, творцами которых являются государства-участники, но которые сами в процессе моделирования региональных сообществ видоизменяются.
Особенностью «мягкого регионализма» в ЮВА является то, что интеграционные процессы проходят с участием примерно равноуровневых государств, без участия «изнутри» со стороны великих держав. Между участниками «азиатского регионализма» достигнут консенсус в том, чтобы не допускать чрезмерного влияния великих держав в интеграционных проектах.
Автор исследует механизмы многосторонних и двусторонних взаимоотношений, составляющих разветвленную ткань азиатского регионализма, обеспечивающего рост и устойчивость в регионе. Автор обосновывает положительные результаты «мягкого регионализма» в ЮВА, которые проявляются в становлении экономической и политической стабильности, устойчивого развития государств ЮВА, решении территориальных, миграционных и других проблем.
В работе оцениваются перспективы «мягкого регионализма» в ЮВА, его сильные и слабы стороны, проблемы интеграции.
На основе эмпирического материала, характеризующего интеграционные процессы в ЮВА и действиях одного из региональных протагонистов интеграционного процесса автор типологизирует особенности «мягкого регионализма» в ЮВА. В концентрированном виде они могут быть сведены к следующему: специфической особенностью азиатского регионализма как «мягкого регионализма» является сочетание государственного индивидуализма (суверенитета) и коммунитарных форм интеграции. Эти два принципа составляют особенность коллективной идентичности интеграционных проектов в ЮВА. Многие инициативы и интеграции АСЕАН идут от периферии к центру. Азиатский регионализм относится к типу «открытых», т.е. его участники могут реализовывать свои интересы в других региональных интеграционных проектах. Поэтому АСЕАН отличается мягким институционализмом. Одной из норм интеграции в ЮВА является невмешательство во внутренние дела других государств, уважительное отношение суверенитета, реализация принципа консенсуса, неразвитая система формальных наднациональных институтов (сформировалось определение особый «Путь АСЕАН (ASEAN Way)».
С другой стороны, недостаток наднациональных институтов ослабляет «мягкий регионализм» при решении таких проблем, ослабляющих интеграцию, как незаконная иммиграция, неурегулированность пограничных территориальных вопросов и пограничных конфликтов, торговлю людьми, наркотрафики, этнический и религиозный экстремизм и сепаратизм, международный терроризм.
Автор полагает, что использование современных теорий регионализма и изложенный эмпирический материал будут способствовать дальнейшим теоретическим разработкам концепций регионализма и их творческому использованию великими и малыми государствами при осуществлении интеграционных проектов.
Подобные работы
- Косовский вопрос во внешней политике Сербии в 1990 - 2010-е гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика Китая по отношению к странам Юго-Восточной Азии с 1990-х по 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - БРИКС во внешнеполитической стратегии России (Курский Государственный Университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СИНГАПУРА (1991-2021 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Военно-техническое сотрудничество, как фактор повышения эффективности экономических связей России с Зарубежными странами
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Мьянма в системе региональных международных отношений (История Востока, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - АСЕАН В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИИ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Постколониальня политика Франции во второй половине ХХ века в Юго-Восточной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019



