ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТАИЛАНДА В 1990-х-2000-х гг 36
1.1. Институты и механизмы принятия внешнеполитических решений в
Таиланде 36
1.2. Внешнеполитические концепции Таиланда и их развитие 43
ГЛАВА II. УЧАСТИЕ ТАИЛАНДА В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 81
2.1. «Асеановский путь» Таиланда 81
2.2. Развитие двусторонних отношений Таиланда с государствами в Юго-Восточной Азии («мягкий регионализм») 96
ГЛАВА III. ВЫЗОВЫ ВНЕШНЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ТАИЛАНДА 135
3.1. Проблемы народности рохинджа, сепаратизма на юге Таиланда и незаконного оборота наркотиков 135
3.2. Незаконная миграция, торговля людьми и территориальный конфликт 143
Заключение 157
Список литературы 161
Приложение 205
Актуальность темы исследования обусловлена современным процессом трансформации системы мироустройства, в котором важную преобразующую роль играют не только великие державы, но и государства регионального уровня. Региональные интеграционные процессы играют настолько важную роль в глобальной повестке, что некоторые аналитики прогнозируют приход на смену упрощенному восприятию полярностей мира «мультиплексного» или «мира регионов». К примеру, П. Катценштайн полагает, что современный мировой порядок движется «к миру регионов» . А. Ачария обращает внимание на «возникающую региональную архитектуру мира» . Б. Бузан и О. Уэйвер концептуализируют «глобальный порядок сильных регионов» . «Регионы сейчас повсюду во всем мире и все более фундаментальны для функционирования всех аспектов мировых дел от торговли до управления конфликтами, и даже можно сказать, что теперь они являются мировым порядком», - отмечает Р. Фаун.
Данное исследование посвящено анализу внешней региональной политики Таиланда в Юго-Восточной Азии (ЮВА) с 1990-х до настоящего времени и обоснованию интеграционной политики Таиланда в ЮВА в виде «мягкого регионализма».
Регион ЮВА является частью Азиатско-Тихоокеанского региона. ЮВА включает в себя две составляющие - крупный полуостров Индокитай и острова Малайского архипелага. Этот регион считается одним из ведущих в мире с постоянно высокими стабильными темпами экономического роста. На территории ЮВА проживает около 600 млн. человек с совокупным ВВП в 2,1 трлн. долл. США и с внешнеторговым оборотом в 3,0 трлн. долл. США . В состав ЮВА входят 11 стран, такие как: Таиланд, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма и Восточный Тимор, расположенные между крупными мировыми державами, такими как: Китай, Индия и Австралия. Регион ЮВА располагается к югу от Китая, востоку от Индии, западу от Новой Гвинеи и северу от Австралии.
Регион ЮВА находится в центре экономических, военно-политических и стратегических интересов современных великих и региональных держав. В конце XX в. международные отношения в регионе ЮВА претерпели заметные трансформации из-за изменения политики мировых держав в данном регионе и соотношения сил между ними. После распада СССР Соединенные Штаты Америки (США) стали единоличным мировым лидером. Мировая политическая система под контролем США характеризовалась как однополярная система. Кроме того, в азиатском регионе начали набирать силу и распространять свое экономическое, политическое и идеологическое влияние другие акторы. На первый план выходят не только США, но и другие крупные мировые державы и региональные державы, такие как Китай, Россия, Индия, Япония, страны Европейского Союза и др.
Очевидно, что этот регион имеет важное значение для экономики и геополитики Таиланда, а также для его региональных национальных интересов. Кроме того, в регионе ЮВА Таиланд поддерживает Ассоциация государств Юго¬Восточной Азии (АСЕАН) в интересах региональной стабильности и страны. В XXI в. АСЕАН имеет предпосылки для того, чтобы стать одной из важнейших региональных организаций в современном мире. Таиланд является одной из ведущих стран региона, поддерживающих региональную интеграцию, входит в первую пятерку стран-учредителей АСЕАН в 1967 г.
Таиланд является типичным для региона ЮВА небольшим государством, которое не может в своей внешней политике использовать те силовые инструменты, которыми пользуются великие державы. В связи с этим Таиланд использует гибкую внешнюю политику и придерживается концепта «мягкого регионализма» в ЮВА для защиты своих национальных интересов.
Гибкая внешняя политика Таиланда имеет глубокие исторические корни. Именно она позволила Таиланду избежать колонизации, защитить суверенитет и независимость. В рассматриваемый период Таиланд стремится выступить в роли ведущего регионального актора, одного из инициаторов региональной интеграции. Исследование внешней политики Таиланда в ЮВА, ее взаимосвязи с внутренней политикой и национальными интересами страны содействует научному пониманию специфики региональной интеграции, роли интеграционных проектов как в ЮВА, так и их влияния на соотношение мировых сил.
Степень научной разработанности темы
При анализе научных работ как российских, так и зарубежных исследователей можно выделить следующие кластеры исследований: западно-центричная модель восприятия ЮВА как региона, АСЕАН и Таиланда; исследования, ученых стран АСЕАН и Таиланда, изучаюшие регион и роль Таиланда.
Большинство российских экспертов, равно как и западные аналитики анализирует регион ЮВА в целом, анализируются интеграционные процессы в регионе.
Объектом исследования является внешняя политика Таиланда, направленная на реализацию региональных интеграционных проектов в Юго -Восточной Азии.
Предметом исследования являются двусторонние и многосторонние интеграционные проекты, возникшие в результате целенаправленной деятельности Таиланда в регионе Юго-Восточной Азии.
Область исследования соответствует пп. 3,4,5,6 паспорта специальности ВАК 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики.
Цель настоящей работы состоит в исследовании и периодизации внешней региональной политики Таиланда и перспектив интеграционных процессов и проектов в Юго-Восточной Азии через призму участия в них Таиланда, типологизации азиатского регионализма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить и классифицировать источники и исследования по теме работы.
2. Проанализировать теоретико-методологическую базу изучения внешней политики Таиланда под углом ее применения к анализу региональной политики Таиланда. Особое внимание уделить анализу таиландских и азиатских исследовательских групп по вопросам внешней политики Таиланда и региональной интеграции (азиатский регионализм).
3. Обосновать региональную интеграционную политику Таиланда как «мягкий регионализм», а внешнюю политику как «бамбуковую» дипломатию; определить основные этапы внешней региональной политики Таиланда.
4. Проанализировать механизмы принятия внешнеполитических решений в Таиланде, изучить взаимозависимость внутриполитических и внешнеполитических факторов, определяющих интеграционную политику Таиланд.
5. Обобщить теории азиатского регионализма как особой формы реализации интеграционных конструктов.
6. Исследовать роль, место и позицию Таиланда в системе региональных отношений, потенциал лидерства Таиланда. Выявить их влияние на формирование политической стратегии региональной политики Таиланда, на динамику различных аспектов политики Таиланда в отношении региональных объединений в ЮВА.
7. Изучить региональные вызовы политике Таиланда, которые напрямую влияют на безопасность и стабильность страны в регионе.
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении внешней региональной политики Таиланда в регионе ЮВА в 1990-х-2000-х гг., в обосновании ее этапов и эффективности, в выяснении взаимозависимости от внутренних и внешнеполитических факторов. Научная новизна также прослеживается в комплексном изучении политической стратегии и региональной политики Таиланда в регионе ЮВА, в изучении особенностей региональной и интеграционной политики Таиланда.
Автор рассматривает Таиланд как одного из ведущих акторов интеграционных процессов в ЮВА. Через призму внешней политики Таиланда автор раскрывает природу интеграционных процессов и особенность интеграционных проектов в ЮВА, обосновывает этапы эволюции современных интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии, осуществляет классификацию типов регионализма в Юго-Восточной Азии. Исследует особенности и определены основания интеграционной политики Таиланда как «мягкого регионализма» (Асеановский путь). Обобщает современные теоретические и методологические подходы к обоснованию специфики Азиатского регионализма.
В данной работе представлены различные исследовательские подходы к современным региональным отношениям и роли Таиланда в регионе ЮВА. Впервые введены в научный оборот материалы Архивов Министерства иностранных дел Таиланда, Министерства экономики Таиланда, Министерства Торговли и Таможенного департамента Таиланда, Министерства спорта и туризма Таиланда, Министерства культуры, а также Министерства социального развития и социального обеспечения.
Хронологические рамки исследования охватывают период 199О-х-2000-х гг. В связи с завершением биполярного противостояния изменяется идеологический и политический контексты интеграционных процессов и сформированных блоков. Темы военно-политического противодействия наступлению коммунизма в Азиатском регионе уходят на второй план, а на первый план выдвигается реализация национальных интересов государств региона в областях экономики, открытых рынков, движения труда и капитала, территориальной безопасности, законной и незаконной миграции и др. После окончания холодной войны, в период правления премьер-министра Анана Панньярачуна Таиланд акцентирует свое внимание во внешней политике на «регионализме» в ЮВА. Кроме того, с 1990 г. отмечается возникновение инфраструктуры «нового» азиатского регионализма. Сменяющие друг друга у власти руководители Таиланда вырабатывают эффективные механизмы и стратегии реагирования на внешнеполитические вызовы. И завершается исследование 2017 г., когда руководство Таиланда в целях поддержания динамического равновесия взаимоотношений с великими державами в регионе и равными себе региональными государствами провозглашает новые принципы внешней региональной политики «обращаясь вовнутрь» (Inward - Looking). Таким образом, данное исследование посвящено анализу внешней региональной политики Таиланда в ЮВА с 1990-х до 2017 г. и обоснованию стратегий интеграционной политики Таиланда в ЮВА в виде «мягкого регионализма».
Автор использует понятие «внешняя региональная политика», исходя из того, что практически для всех современных государств нормой стало проведение внутренней региональной политики.
Практическая значимость исследования обусловлена, что диссертация вносит научный вклад в изучение роли Таиланда в качестве ключевого регионального игрока. Выводы и содержательная часть диссертации способствуют пониманию причин активизации и затухания интеграционных процессов, а также роли Таиланда в построении региональных процессов.
Результаты данной диссертации также будут полезным тем, кто интересуется политическим развитием и внешнеполитическим процессом Таиланда в регионе ЮВА. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов, учебников, справочно-библиографических и энциклопедических изданий по политологии и международным отношениям. Важное практическое значение диссертация может иметь при изучении особенностей политической системы и региональной политики Таиланда, а также процесс выработки государственной политики в рамках формирования направления внешней политики Таиланда в ЮВА.
Достоверность исследования обеспечивается тем, что сформулированные в диссертации научные положения и выводы основываются на широкой базе источников тайского происхождения и на изучении обширного круга исследований и теоретических работ российского, тайского и других зарубежных авторов.
Апробация результатов исследования. Главные положения диссертации были опубликованы в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ. Основные положения данной работы изложены в 16 публикациях автора, докладывались на ряде международных и всероссийских конференций: «II TRF- ASEAN Public Forum, Сообщество АСЕАН: динамика, готовность и вызовы в политической, экономической и социокультурной областях», Бангкок, университет Тхаммасат, 14 августа 2015 г.; «Х Международная конференция: роль региональных систем высшего образования в развитии регионов», Екатеринбург, УрФУ, 12-14 ноября 2015 г.; «V Декабрьских чтениях по правам человека: Личность, социум и мир» Екатеринбург, УрФУ, 4 декабря 2015 г.; «Третьи Чемпаловские чтения, посвященные 70-летию Ялтинского мира и ООН», Екатеринбург, УрФУ, 12 декабря 2015 г.; «ASEAN 2025 Thailand moves forward», Бангкок, университет Тхаммасат, 7 июля 2016 г.; «Китай, Индия, Япония, Россия и США - мировые крупные страны и экономическое равновесие и безопасность стратегии Таиланда», Бангкок, университет Чулалонгкорн, 26 июля 2016 г.; «Конфликт в Южно-Китайском море и место Таиланда», Бангкок, университет Чулалонгкорн, август 2016 г.; VI Декабрьские чтения по правам человека «Личность, социум и мир», Екатеринбург, УрФУ, 2 декабря 2016 г.; Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017», Москва, МГУ, 10-14 апреля 2017 г.; Международная научно-практическая конференция «Европейский интеррегионализм и большая Евразия: теория и практика региональной интеграции», Екатеринбург, УрФУ, 20-21 апреля 2018 г. и др.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений Уральского федерального университета и рекомендована к защите.
Достоверность и обоснованность диссертационного исследования обеспечивается: анализом автором основных нормативно-правовых документов Королевства Таиланд; применением широкого спектра методов внешнеполитического, политологического и регионального анализа, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; использованием значительного количества разнообразных источников по роли Таиланда в интеграциях ЮВА и особенностей тайского внешнеполитического и регионального процесса.
Научная и практическая значимость заключается в том, что результаты и выводы настоящего исследования дополняют политическую систему Таиланда и его внешнеполитический процесс в ЮВА в 199О-х-2000-х гг., расширяя понимание новейшей истории Таиланда и международных отношений в ЮВА в XXI в., роль и место Таиланда в региональном процессе, а также региональных вызов Таиланда.
Структура работы отражает логику и методологию исследования. Работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В первой главе автор характеризует институты и механизмы принятия внешнеполитических решений в Таиланде и рассматривает внешнеполитические концепции Таиланда, особенности региональной политики Таиланда и их развитие. Во второй главе рассматривает региональное пространство и роль Таиланда в региональных интеграциях ЮВА, а также анализирует развитие устойчивых отношений и сотрудничества Таиланда со странами ЮВА и позицию Таиланда в ЮВА. В третьей главе рассматривает региональные вызовы Таиланда и решения данных проблем Таиланда и стороны АСЕАН. В заключении автором подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы. Приложения содержат текстовый, а также графический и статистический материал, основывающийся на расчетах автора.
Современный кризис миропорядка сопровождается компенсирующим ростом региональных и субрегиональных интеграционных проектов, которые становятся гарантом безопасности, условиями экономической и политической стабильности государств. Региональные институты в условиях ослабления международных организаций принимают на себя функции регулирования международных конфликтов и других дестабилизирующих факторов региональной и внутригосударственной действительности, становятся факторами роста и устойчивого развития государств, выступают в роли стабилизаторов в рамках динамического равновесия международных сил.
На примере Таиланда рассмотрено становление и эволюция внешней политики «срединной силы» (Middle Power), которое в условиях формирования нового мирового порядка и переформатирования регионов пытаются использовать преимущества глобализации и региональной интеграции и «по дороге» не растерять государственный суверенитет.
Итогом данного исследования является определение основных параметров модели внешней политики «срединной силы», в нашем случае Таиланда, и его поведенческих мотивов в отношениях как с региональными партнерами, так и с великими державами.
В диссертации установлено, что Таиланд стремится через политику «мягкого регионализма» реализовать свои амбиции ведущего актора в регионе. В работе исследованы механизмы реализации этих устремлений через многосторонние, субрегиональные и двусторонние проекты, показаны результаты этой деятельности. Таиланд реализует свою лидерскую роль в региональных и субрегиональных организациях, в том числе АСЕАН, ACD и ACMECS. Таиланд принимает активное участие в форматировании региона ЮВА и претендует на роль лидера в региональных проектах. Он выступает в качестве регионального донора для более бедных соседей, таких как Камбоджа, Мьянма и Лаос. Он оказывает экономическую помощь, техническую поддержку, выделяет стипендии на обучение, экспортирует в соседние страны тайские фильмы, сериалы, телепередачи, песни и тайскую кухню, поощряет изучение тайского языка в соседних странах, обеспечивает академическое сотрудничество и т. д.
Автор обосновывает связь между внутриполитической стабильностью в Таиланде и активностью, успешностью Таиланда в решении задач регионального доминирования.
Обобщая итоги стратегического управления внешней политикой Таиланда, можно отметить, во-первых, что его руководители всегда будут исходить из реагирования на внешнеполитическое доминирование великих держав в регионе, которое представляет собой вызовы и угрозы национальному суверенитету. Во- вторых, Таиланд обречен на участие в комбинациях одних сил против других сил и на инициирование и поддержку разных форм объединений (союзов) с целью поддержания динамического баланса сил в регионе. В-третьих, руководство Таиланда будет проявлять политическую гибкость и прагматизм при заключении соглашений о сотрудничестве с любой доминирующей силой. Как нельзя лучшим ответом на вызовы со стороны великих держав является проверенная временем «бамбуковая» дипломатия Таиланда.
Если говорить о поведенческих нормах Таиланда как «срединной силы», то для них характерным является приверженность международному праву, поддержка системы ООН и основных принципов международного сотрудничества. Далее, они проявляют повышенную активность в деле регионального сотрудничества, которое гарантирует им экономическую устойчивость и международную безопасность. Наконец, они придают важное значение многосторонней дипломатии.
На примере региональной политики Таиланда осуществлена апробация современных теоретических подходов к изучению Азиатского регионализма, которая показывает наличие эффективного методологического инструментария для изучения интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Асеановский путь (или «мягкий регионализм») основан на принципах неформальности, на гибких консенсусных и неконфронтационных подходах. АСЕАН работает больше через диалог, чем через принуждение. Там нет передачи национального суверенитета какому-либо наднациональному органу. Тем не менее, автор обращает внимание на становление в процессе интеграции регионального сообщества и региональной идентичности, творцами которых являются государства-участники, но которые сами в процессе моделирования региональных сообществ видоизменяются.
Особенностью «мягкого регионализма» в ЮВА является то, что интеграционные процессы проходят с участием примерно равноуровневых государств, без участия «изнутри» со стороны великих держав. Между участниками «азиатского регионализма» достигнут консенсус в том, чтобы не допускать чрезмерного влияния великих держав в интеграционных проектах.
Автор исследует механизмы многосторонних и двусторонних взаимоотношений, составляющих разветвленную ткань азиатского регионализма, обеспечивающего рост и устойчивость в регионе. Автор обосновывает положительные результаты «мягкого регионализма» в ЮВА, которые проявляются в становлении экономической и политической стабильности, устойчивого развития государств ЮВА, решении территориальных, миграционных и других проблем.
В работе оцениваются перспективы «мягкого регионализма» в ЮВА, его сильные и слабы стороны, проблемы интеграции.
На основе эмпирического материала, характеризующего интеграционные процессы в ЮВА и действиях одного из региональных протагонистов интеграционного процесса автор типологизирует особенности «мягкого регионализма» в ЮВА. В концентрированном виде они могут быть сведены к следующему: специфической особенностью азиатского регионализма как «мягкого регионализма» является сочетание государственного индивидуализма (суверенитета) и коммунитарных форм интеграции. Эти два принципа составляют особенность коллективной идентичности интеграционных проектов в ЮВА. Многие инициативы и интеграции АСЕАН идут от периферии к центру. Азиатский регионализм относится к типу «открытых», т.е. его участники могут реализовывать свои интересы в других региональных интеграционных проектах. Поэтому АСЕАН отличается мягким институционализмом. Одной из норм интеграции в ЮВА является невмешательство во внутренние дела других государств, уважительное отношение суверенитета, реализация принципа консенсуса, неразвитая система формальных наднациональных институтов (сформировалось определение особый «Путь АСЕАН (ASEAN Way)».
С другой стороны, недостаток наднациональных институтов ослабляет «мягкий регионализм» при решении таких проблем, ослабляющих интеграцию, как незаконная иммиграция, неурегулированность пограничных территориальных вопросов и пограничных конфликтов, торговлю людьми, наркотрафики, этнический и религиозный экстремизм и сепаратизм, международный терроризм.
Автор полагает, что использование современных теорий регионализма и изложенный эмпирический материал будут способствовать дальнейшим теоретическим разработкам концепций регионализма и их творческому использованию великими и малыми государствами при осуществлении интеграционных проектов.
1. Human Rights in Thailand - AI's Secretary General meets with government
ministers and human rights activists [Electronic resource] // - URL: http://asiapacific. amnesty.org/apro/aproweb.nsf/pages/issue08_SGmeetsThaiminister. (accessed:
15.12.2016) .
2. Ministry of foreign affairs of the kingdom of Thailand. Action on the prevention
and suppression of human trafficking [Electronic resource] // - URL:
http://www.mfa.go.th/main/th/issues/9894.html (accessed: 23.03.2017).
3. Ministry of Foreign Affairs. Kingdom of Thailand Annual report 2012 / Ministry of Foreign Affairs. - Bangkok, 2012. - 124 p.
4. Ministry of Foreign Affairs. Kingdom of Thailand Annual report 2013 / Ministry of Foreign Affairs. - Bangkok, 2013. - 178 p.
5. Statement of policy. Council for the reform of the country [Electronic resource] /Statement of policy// - URL:
http://library2.parliament.go.th/giventake/content_sp/spr54.pdf (accessed: 23.08.17).
6. The constitution of the Kingdom of Thailand (1997).
7. The Royal Thai Consulate in St.Petersburg. King Chulalongkorn in Russia / The Royal Thai Consulate in St.Petersburg. - St.Petersburg. 2010.
8. n?m,mnm?Rn?£,MQ4-id£i>vifl. иТав0а1^аиагЕ?гТа^и’^1^ачг1й1гв. Департамент торговых переговоров. Внешняя политика Таиланда и выгоды Таиланда [Электронный ресурс] // - URL: http://www. dtn.go.th/index.php/% 9A.html (дата обращения: 15.12.2016).
9. nnrnmu. т^гс^йАай^Ая^йтп. Департамент АСЕАН МИДа Таиланда.
Восточно-Азиатский саммит [Электронный ресурс] / Департамент АСЕАН МИДа Таиланда // - URL: http://www.led.go.th/asean/pdf/4/4-2.pdf(дата обращения:
15.12.2016) .
10. nmflswn^mrwnwTifl. i^iuwn^RQnwd'u^'ufivn^i^Jw^n^l^fl-^u. пштт: ^TunfiNtfn-uinQ, Министерство торговли. Направление экономических отношений между Таиландом и Китаем / Министерство торговли. - Бангкок: Кингкэа Изда-во, 2001. - 486 с.
11. n?svi?Q-im?m-idra>vifl. mim^nnww'u^nT^wl'. МИД Таиланда. Заявление премьер- министра: официальный текст [Электронный ресурс] / МИД Таиланда // - URL: http://www.mof.go.th/ home/Press_release/News2014/history_61.pdf (дата обращения:
15.12.2016) .
12. n?svi?Q-im?m-idra>vifl. иТав0Ат?т^?ш1й (тт^^пиЕт^^тт!). МИД Таиланда. Внешняя политика (годовой отчет): официальный текст [Электронный ресурс] / МИД
Таиланда //- ПИТ: Ь1:1:р://’№№№. mfa.go.th/main/th/policyZ9 (дата обращения:
15.12.2016) .
13. П?ГИЭТ-ЗПП?Я'Н^?Ш|ЛИА. ^ог^ш^'ашшт МИД Таиланда. Выступления и заявления премьер-министра: официальный текст [Электронный ресурс] / МИД Таиланда // - ПИТ: http://www.mfa.go.th/азеап/соп1е^з/111ез/оШег-20121203-162828- 142802.pdf (дата обращения: 15.12.2016).
14. п^1ЭТ4по?^ио^Аш^Аоожий^®^ц™. иТаиоа ^ивтая?
о^ой?поЛипопЫпшйЫ?оъ1Ыжо?йо^ц™ (А.Й. 2011-2016). Министерство социального развития и безопасности человека. Стратегической политики и меры по предупреждению и пресечению торговли людьми (2011-2016): официальный текст [Электронный ресурс] / Министерство социального развития и безопасности человека // - ПИТ: http://www.mfa.go.th/main/contents/fi1es/media-center-20150430-161606-980768.pdf(дата обращения: 15.12.2016).
15. пз^тдот ПошпотАо^ц™. Министерство труда. Проблема торговля людьми:
официальный текст [Электронный ресурс] / Министерство труда // - ПИТ:
http://www.mo1.go.th/content/human_trafficking(дата обращения: 23.03.2017).
16. мш^м^оот^шЗ ^оиш^'ио'й? 2554. Выступление и заявление премьер-
министра Ийнглак Чиннават 2011 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - ПИТ: http://www.hrdi.or.th/pub1ic/fi1es/po1icystatement54.pdf(дата обращения:
15.12.2016) .
17. А ои.о^иТаиоА^АШ^Чуия? ио^оо^оиш ^иоя? ио^п^ий? иш^в^ло ои^Аот! -^ &мш
<19 <19 <19
-.г.?«-. Заявление премьер-министра Ийнглак Чиннават в Парламенте 23 августа 2011 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - ПИТ:
http://spm.thaigov.go.thZmultimediaZwarapornc/policy/PolicyYingluck28.pdf (дата
обращения: 15.12.2016).
18. А оит^и^^т'Чиой яЛп ио^пТЧ^шТ Заявление премьер-министра
<19 Я <19 Г Г Г
Праюта Чан-о-чи: официальный текст [Электронный ресурс] //- ПИТ:
https://thaipub1ica.org/2014/09/ncpo-watch-1/(дата обращения: 31.10.2016).
19. ТА^ПО^П^ПИО. АоошживЪт-чи 201кии-1Йя?лти. пжтт, 1995. 703 и. Институт китайского исследования. 20 лет дружеские отношения Таиланда и Китая / Институт китайского исследования. - Бангкок, 1995. - 703 с.
20. иТешпет^ятЫтпя. Внешняя политика: официальный текст [Электронный ресурс] // - ЦКТ: http://www.mfa.go.th/main/th/policy/9868A8.html(дата обращения:
15.12.2016) .
21. иЫ^пптя^Ж^гтвопиш тиоят. Внешняя политика Таксина Чиннавата: официальный текст [Электронный ресурс] // - ЦКТ: http://mpe16.blogspot.ru/2007/11/ blog-post_4249.html (дата обращения: 15.12.2016).
22. Жт^пптЯ^Ж^ш^ЛжМЖш. Современная внешняя политика Таиланда
[Электронный ресурс] // - ЦКТ: http://www.thaigoodview.com/node/30406(дата
обращения: 15.12.2016).
23. тадттшошт^'апшп'Жт'Ы 2550. Конституция Королевства Таиланд 2008 г.:
официальный текст
24. ?Ч1тЪт. тиоат™0ап?^ия1<п&ш^мя?2544. Правительство Таиланда. Заявление премьер-министра Таксина Чианнавата в 2001 г.: официальный текст [Электронный ресурс] / Правительство Таиланда // - СЖК: http://www.thaigov.go.th/th/government- policies/item/73622.html (дата обращения: 15.12.2016).
25. т^тЪт. мц.т^вд'и^птад'иЯпЖов тиТмт 2557. Правительство Таиланда. Заявление
премьер-министра Праюта Чан-о-чи в 2014 г.: официальный текст [Электронный ресурс] / Правительство Таиланда // - ПКТ:
http://spm.thaigov.go.th/multimedia/tawachinee.p/A2.pdf (дата обращения: 15.12.2016).
26. т^тЪт. тцоат^ап^иятзапи’Ш ^иоя? 2554. Правительство Таиланда. Заявление
премьер-министра Ийнглак Чинанават в 2011 г.: официальный текст [Электронный ресурс] /Правительство Таиланда//-ПКТ:
http://www.hrdi.or.th/public/files/policystatement54.pdf(дата обращения: 15.12.2016).
27. ^Ым. тцпа4^мет?рия?аачпа о^оЯя 2551. Правительство Таиланда. Заявление
премьер-министра Сомчая Вонгсавата в 2008 г.: официальный текст [Электронный ресурс] / Правительство Таиланда // - 1ЖЕ:
http://www.cabinet.thaigov.go.th/acrobat/pol_58.pdf(дата обращения: 15.12.2016).
28. т^тЪт. тцо^^ипАп^ш^йя? ^таи 2550. Правительство Таиланда. Заявление
премьер-министра Самака Сунторнвета в 2007 г.: официальный текст [Электронный ресурс] / Правительство Таиланда // - 1ЖЕ:
http://www2.narathiwat.go.th/narathiwat/doc9_2_1.pdf(дата обращения: 15.12.2016).
29. т^тЪт. тц.ш^вд'и^птад'ияЗшов ^тиш! 2550. Правительство Таиланда. Заявление премьер-министра Сураюта Чуланона в 2007 г.: официальный текст [Электронный
ресурс] / Правительство Таиланда // - URL:
http://spm.thaigov.go.th/multimedia/tawachinee.p/A2.pdf(дата обращения: 15.12.2016).
30. ^Ым. йпцпа^^0^тап?^упя1'0л^^в1^^^п^^г2551. Правительство Таиланда. Заявление премьер-министра Аписита Ветчачивы в 2008 г.: официальный текст [Электронный ресурс] / Правительство Таиланда // - URL: http://www.thaigov.go.th/th/govemment- policies/item/73628A1-2551.html(дата обращения: 15.12.2016).
31. fAmhm. vifivm'uULl'm'awLm: пптштшпоп^^'Ц'тптадшЗ'ал^в iQwfos. Правительство
Таиланда. Направление политики правительства: принятие премьер-министр Аписита Ветчачивы: официальный текст [Электронный ресурс] / Правительство Таиланда // - URL: http//www.thaigov.co.th. (дата обращения: 15.12.2016).
32. ?^алп (The national Assembly). T^ash-m^«™. Национальная Ассамблея. Структура
Парламента: официальный текст [Электронный ресурс] / Национальная Ассамблея // - URL:
http://www.parliament.go.th/ewtadmin/ewt/parliament_parcy/ewt_news.php?nid=10836(дата обращения: 23.06.2017).
33. :jw (The national Assembly). йтийявфэдя. Национальная Ассамблея.
Законодательство: официальный текст [Электронный ресурс] / Национальная Ассамблея //-URL:
http://www. parliament. go.th/ewtadmin/ewt/parliament_parcy/ewt_news.php?nid= 10834 (дата обращения: 23.06.2017).
34. ?^лт mw^im. Национальная Ассамблея. Роль Парламента: официальный текст [Электронный ресурс] / Национальная Ассамблея // - URL:
http: //www.parliament.go .th/ewtadmin/ewt/parliament_parcy/ewt_news. php?nid=10827 (дата обращения: 23.06.2017).
35. Парламент Таиланда.
Экономическая политика Таиланда: официальный текст [Электронный ресурс] / Парламент Таиланда//-URL:
http://www.thaigov.go.th/multimedia/admin/policy/surayud3-11_02.html. (дата
обращения: 15.03.2017).
36. ?w^fin^qju>w?™0hwh'in?,l>vifl 2014. Проект создания Конституции Королевства
Таиланд в 2014 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL:
http://www.parliament.go.th/ewtcommittee/ewt/draftconstitution2/ewt_dl_link.php?nid=80 3&filename=index (дата обращения: 23.06.2017).
37. Правительственный вестник.
Акт о мигрантах 2008 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/human-traffic/law/download/la2-13. pdf (дата
обращения: 23.06.2017).
38. Правительственный вестник. Закон о поправках, Уголовный кодекс (№21) 2009 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m- society.go.th/human-traffic/law/download/la2-6.pdf(дата обращения: 23.06.2017).
39. г^гттишпит w^riimjUm'umi.im RA1979. Правительственный вестник. Закон Об
Иммиграции 1979 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL:
http://www.nocht.m-society.go.th/human-traffic/law/download/la2-2 -1. pdf (дата
обращения: 23.06.2017).
40. г^гттишпит w^riimjййАЗй'аъо'ий^'т^ U^RTWAUWи^йпТя^шпч■wU'UAA'anjn Й.Й. 2001. Правительственный вестник. Закон о компенсации и компенсации и расходы обвиняемых в уголовном праве 2001 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/human-traffic/law/download/la2-12.pdf(дата обращения: 23.06.2017).
41. г^гттишгт. w^iJjjlR^AJwm R.R.2003. Правительственный вестник. Закон О
Защите Детей 2003 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL:
http://www.nocht.m-society.go.th/human-traffic/law/download/la2-11. pdf (дата
обращения: 23.06.2017).
42. г^гттишгт. w^rfjjm^A^wn'uTuAA'anan R.R.2003. Правительственный вестник. Закон о защите свидетелей 2003 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/human-traffic/law/download/la2-10.pdf(дата обращения: 23.06.2017).
43. г^гттишпит w^riimjjm^AJwiiw'u R.R.1998. Правительственный вестник. Закон
Об Охране Труда 1998 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/human-traffic/law/download/la2-7 -1. pdf (дата
обращения: 23.06.2017).
44. г^гттишгт. m£?^tfijJmRw-mi>1,uviRu>vi,u R.R.1994. Правительственный вестник.
Закон о компенсации 1994 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/human-traffic/law/download/la2-4. pdf (дата
обращения: 23.06.2017).
45. т^гттишгт. «rcmi^imuw^wewwm Й.Й. 1985. Правительственный вестник. Занятости и закон о защите соискатель 1985 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/human- traffic/law/download/la2-3- 1.pdf (дата обращения: 23.06.2017).
46. г^гттишпит. m£?^tfi^^il^nma£d54Bd?™m?mdra>Qw Й.Й. 1996. Правительственный
вестник. Закон о предупреждении и пресечении проституции 1996 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/human-
traffic/law/download/la2-5.pdf (дата обращения: 23.06.2017).
47. г^гттишгт. ш^т^^^йй®ииоЫг11Ыг1йгт'Н'апни Й.Й. 1999. Правительственный
вестник. О Борьбе с отмыванием денег 1999 г.: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/human-traffic/law/download/la2-
8.pdf (дата обращения: 23.06.2017).
48. ?T^nw^N£irmmiuurnn'a^m^?4iw1'mwuQu‘isLm'wumuow. iiuQuUimATurrnmU^iii^
dS dS dS
Отчет о реализации Кабмина в соответствии с государственной политикой. Политика по иностранным делам: официальный текст [Электронный ресурс] // - URL: http://www.cabinet.thaigov.go.th/acrobat/yingluck_report09.pdf(дата обращения:
25.11.2016) .
49. ^эдэдтат^ипвЯэдяти^тийт^тя. Декларация АСЕАН о трудящихся-мигрантах:
официальный текст [Электронный ресурс] // - URL:http://www.aseanthai.net/
ewt_news.php?nid=1012&fîlename=index (дата обращения: 23.02.2017).
50. ^^QTiiiwwwwi. й^тшСи^^-залтй^тйй'ий^ия^^тя. Совет национальной
безопасности. История Совета национальной безопасности: официальный текст [Электронный ресурс] / Совет национальной безопасности // - URL:
http://www.nsc.go.th/Pages/history.aspx(дата обращения: 23.06.2017).
51. ^тип^Tidiwufiîrm-idmvrô п^гайгтвгт. й9тй1этй1й00т>.^ни W. Бюро международных
отношений, Министерство образования. Сотрудничество АСЕАН и Таиланда [Электронный ресурс] / Бюро международных отношений, Министерство образования // - URL: http://
www.bic.moe.go.th/th/index.php?option=com_content&view=article&id=189&Itemid=150 (дата обращения: 23.06.2017).
52. ^ПиттийШ£П5'^тМ|^иТПТПЙ5^Пйиа£&йШ™^тйТиО^и1АВТА^йШ£|Ч|,иЯ? WI^TQ^âriBUÎ
dS dS
ww unsnreiwi? u>oa-ml4am §ww ^^^^. Управление Национального совета
экономического и социального развития. Заявление преьмер-министра Ийнглак Чинават 23 августа 2011 г.: официальный текст [Электронный ресурс] / Управление Национального совета экономического и социального развития // - URL: http: //www.nesdb.go.th/more_news .php?cid=441 &filename=index (дата обращения:
31.10.2016) .
53. ^nwn^nwiain^nn?RWin??wnn?il0^nwuaid?nBd?nwnn?Rnw^wfl. gufldg^n^^nuiasdinBdinNnnim^wfl. Кабинет секретаря комиссии по предупреждению и пресечению торговли людьми. Центр по борьбе с торговлей: официальный текст [Электронный ресурс] / Кабинет секретаря комиссии по предупреждению и пресечению торговли людьми // - URL: http://www.nocht.m-society.go.th/about-us/(дата обращения: 23.06.2017).
54. ^uh^uarnvIdlnMmfl^n^ua^Rm'M-mfl. uwuw^wifl^n^u^&Rm'MWfl ^tfuvl 8 кй. 2540-2544.
dS dS
Управление Национального совета экономического и социального развития. Национальный совет по экономическому и социальному развитию восьмое издание 1997-2001 гг.: официальный текст [Электронный ресурс] / Управление Национального совета экономического и социального развития // - URL:
http://www.rpu.ac.th/Library_web/doc/e-book_T/plan8. pdf (дата обращения:
23.02.2017).
55. .лnviU1тml.йJИghmй^Й4АШЖ^ПЙ (Office of the National Economic and social advisory Council). цNutfl^u^lй?^>a^d^йш,иwя ^tfuvl 10. Управления Национального экономического и социального консультативного совета. Национальный совет экономического и социального развития № 10: официальный текст [Электронный ресурс] / Управления Национального экономического и социального консультативного совета // - URL: http://www. sahavicha.com/?name=blog&file=readblog&id=3605(дата обращения:
31.10.2016) .
56. ^,uhl>ainfinn?RW£?^wi? (The secretariat of the cabinet ). UN'umnirmwwniUNW'U w.0. 2555 - 2558.
Секретариат кабинета. Административный План 2012 - 2015 гг.: официальный текст [Электронный ресурс] / Секретариат кабинета // - URL:
http://www.cabinet.soc.go.th/soc/Program2-3.jsp?top_serl=99228334(дата обращения: 23.06.2017).
57. L'an^jnnmm'u n^virannimU^i^oU^ivifllm жтао^шш. 2554. Департамент
АСЕАН МИДа Таиланда. Россия и АСЕАН. 2011.
Неопубликованные источники
58. Национальный архив Таиланда, Бангкок. n^r^nwfin^nijmMi^w'uTflU'ifl МШМ1иЙПЙ Ш Qviflnáénl^nwnwwn'ín? OU! 16 Nqw/TñN 2523. 16 W.ñ. 2523 - 2523. ЙЪ. 23.4/3. РаЗВИТИе политики национальной безопасности. 16 мая 1980 г. SB. 23.4/3.
59. Национальный архив Таиланда, Бангкок. ттштатайаз
nfeunma^uQw^iinWam^nmmwffl^^'all
60. Национальный архив Таиланда, Бангкок. чайналаэ? йа«
иТавяат?4й1я1?гздйяаяпа-Лиа Тийзтжтт.айаш'т к/.и.А/
61. Национальный архив Таиланда, Бангкок. чпоЯ^^-Йа^^^'l?^wiSfi?rh £?а- nfeuoanojww'u'w'uoaní^wl'^ou яапла. 18-20 fl.ñ. 2536. ЙЪ. 23.9.1/59. Политика энергетика преьер- минимтра Чуана Ликпая. 18-20 марта 1993 г. SB. 23.9.1/59.
62. Национальный архив Таиланда, Бангкок. тилй-иТашача- ñwd^uí? ияаатиии
Яиаяэтги итал^^ии? ипазяазЧйлз n?-i//iwmw? йтигиАтвт'пш^жия? 2535. áтиои 1 ió 11 min 22
Я dS dS Я dS
й.а. 2535. ЙЪ. 23.9/3. Заявление политики кабинета Министров Анана Панячуна в Парламенте 1992. 1 выс. 11 с. 22 июня 1992 г. SB. 23.9/3.
63. Национальный архив Таиланда, Бангкок. й?!чаж
пш^шя30ояоапоошожаяои11Тя?1>йаЛиаттаи ( ASEAN COUNCIL ON PETROLEUM: A SCOPE ). 1 M. 2536-2 ка. 2536. ЙЪ. 23.3.1/8. Итог совета минитров по сотрудничеству в области нефти в АСЕАН (ASEAN COUNCIL ON PETROLEUM: ASCOPE). 1-2 ноября 1993 г. SB. 23.3.1/8.
64. National archives of Thailand, Bangkok. A vision for the future of Thailand: a pivotal place in the world community. SB. 23.8/3.
65. National archives of Thailand, Bangkok. Conference between the state railway of thailand and the railway of Cambodia on resumption of railway operation between the border station of Aranyaprathet (RSR) and Poipet (CFC). 9-11 Jul 1970 г. SB.10.2.6/16.
66. National archives of Thailand, Bangkok. D.G.E. HALL. A history of South - East Asia. Nowich: Jarrold and Sons LTD, B.E. 1958. 807 P. SB. 10.11.4/205.
67. National archives of Thailand, Bangkok. ECAFE working party of railway experts on trans - ASIAN railway 26 Nov - 3 Dec 1970 г. SB. 10.2.6/20.
68. National archives of Thailand, Bangkok. Foreign Policy Report. SB. 2.12/35.
69. National archives of Thailand, Bangkok. M.L. Manich Jumsal. Popular history of Thailand. 528 P. SB. 10.11.4/160.
70. National archives of Thailand, Bangkok. Meeting: TRANS - ASIAN railway network project. SB. 10.2.6/12.
71. National archives of Thailand, Bangkok. Memorandum Concerning the Policy: A Programme of Highways B.E 2468. SB. 2 .41/8.
72. National archives of Thailand, Bangkok. Qualitative research from the viewpoint of policy makers. SB. 23.4/7.
73. National archives of Thailand, Bangkok. Seminar: Development of petrochemical industry in Thailand and the ASIAN region on the 4th ASIA plastic forum & 1994 AFPI council meeting. 10 may 1994 r. SB. 23.3.1.3/18.
74. National archives of Thailand, Bangkok. Seminar: future challenges and thrusts of the petroleum authority of Thailand. 19 may 1993 r. SB. 23.3.1.3/10.
75. National archives of Thailand, Bangkok. Seminar: Information booklet of the stafe railway of thailand in 1985-1988. SB. 10.2/179.
76. National archives of Thailand, Bangkok. Seminar: international traffic between state railway of Thailand and royal Cambodian railways. SB. 10.2.6/1.
77. National archives of Thailand, Bangkok. Seminar: Thailand: a firm foundation for a dynamic economy on ASEA brown boveri's excutives meeting. 12 Sep 1992 r. SB. 23.5.1/24.
78. National archives of Thailand, Bangkok. Seminar: The second ASIAN committee for future accelerators (ACFA) and The regional school on the application of synchrotron radiation. 22-24 Feb 1997 r. SB. 23.2.1.1/25.
79. National archives of Thailand, Bangkok. State railway of Thailand Kaeng Koi - Bua Yai line project Lam Sonthi - Lam Khan Chu section (technical specifications earthwork and structures). 24 Mar 1975 r. SB. 10.2.7/9.
80. National archives of Thailand, Bangkok. State railway of Thailand Kaeng Koi - Bua Yai line project Lam Sonthi - Lam Khan Chu section (technical specifications earthwork and structures). 28 Mar 1975 r. SB. 10.2.7/10.
81. National archives of Thailand, Bangkok. Thailand 2000: toward a sustainable and balanced development. 14 Nov 1994 r. SB. 23.2.1.1/11.
82. National archives of Thailand, Bangkok. Visioning the future of Thailand: people - centered development. 29 Mar 1995 r. SB. 23.2.1.1/13.
83. Thai Customs Department. Thailand - Balance of Trade by country 2000-2013. HS 10.
84. Thai Customs Department. Thailand - Balance of Trade with world 2000¬
2013. HS 10.
85. Thai Customs Department. Thailand - Exports by Country 2000-2013 (World Trade Atlas). HS 10.
86. Thai Customs Department. Thailand - Exports by Country 2012-2014 (World Trade Atlas). HS 10.
87. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Brunei Darussalam 2012¬
2014. HS 10. Code 10,87,25,17,73.
88. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Cambodia 2012-2014. HS 10. Code 27,71,85,87,84.
89. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Indonesia 2012-2014. HS 10. Code 87,84,39,17,85.
90. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Laos 2012-2014. HS 10. Code 27,87,84,72,85.
91. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Malaysia 2012-2014. HS 10. Code 84,27,85,87,40.
92. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Myanmar 2012-2014. HS 10. Code 27,84,22,85,25.
93. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Philippines 2012-2014. HS 10. Code 87,85,84,27,39.
94. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Singapore 2012-2014. HS 10. Code 27,84,85,71,29.
95. Thai Customs Department. Thailand - Exports to Vietnam 2012-2014. HS 10. Code 84,39,85,87,27.
96. Thai Customs Department. Thailand - Exports to World 2000-2013. HS 10. Code 84,85,87,40,27.
97. Thai Customs Department. Thailand - Imports by country 2000-2013 (World Trade Atlas). HS 10.
98. Thai Customs Department. Thailand - Imports by country 2012-2014 (World Trade Atlas). HS 10.
99. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Brunei Darussalam 2000-2013. HS 10. Code 27,29,72,73,03.
100. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Cambodia2000-2013. HS 10. Code 85,07,90,76,23.
101. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Indonesia 2000-2013. HS 10. Code 27,87,84,85,80.
102. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Laos 2000-2013. HS 10. Code 27,74,44,07,85.
103. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Malaysia 2000-2013. HS 10. Code 85,84,27,39,90.
104. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Myanmar 2000-2013. HS 10. Code 27,44,12,03,01.
105. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Philippines 2000-2013. HS 10. Code 85,87,84,90,74.
106. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Singapore 2000-2013. HS 10. Code 85,89,27,84,39.
107. Thai Customs Department. Thailand - Imports from Vietnam 2000-2013. HS 10. Code 85,72,87,84,03.
108. Thai Customs Department. Thailand - Imports from world 2000-2013. HS 10. Code 27,85,84,71,72.
109. Thai Customs Department. Thailand - Imports from world 2012-2014. HS 10. Code 27,85,84,72,87.
Периодические издания
110. Азия и Африка сегодня. - М., 1996.
111. ASTV Manager Post. - Bangkok, 2006.
112. Bangkok biznews. - Bangkok, 2009.
113. Contemporary Southeast Asia. - UK, 2003.
114. Kaosod News. - Bangkok,2000-2017.
115. Thairath News. - Bangkok, 2006.
116. The Bangkok Post. - Bangkok, 2001-2012.
117. The Nation. - Bangkok, 2006.
118. The Pacific Review. - Canada, 2003.
Литературы
Исследования на русском языке
119. Абрамова А. В., Пискулова Н. А., Алексеева Т. А., Ахтамзян И. А. и др. Современные международные отношения / А. В. Абрамова. - М.: Аспект Пресс., 2016. - 688 с.
120. Акимов А. В., Афонцев С. А., Белокреницкий В. Я., Боришполец К. П. и др. Мировое комплексное регионоведение / А. В. Акимов // Введение в специальность. М.: - 2015. - С. 130-157.
121. Алексеева Т. А. Современные политические теории. - М., 2001.
122. Алексеева Т. А., Байков А. А., Барановский В. Г., Баталов Э. Я. и др. Методология / Т. А. Алексеева. - М.: Современная политическая наука., 2017.
123. Алексеева Т. А., Казанцев А. А. Внешнеполитический процесс. Сравнительный анализ: Учеб. пособие для студентов вузов / Т. А. Алексеева, А. А. Казанцев. М.: Аспект Пресс, 2012. - 223 с.
124. Арунова Л. В. Этапы интеграции стран АСЕАН в единое экономическое сообщество / Л. В. Арунова // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2010. - С. 90-105.
125. АСЕАН в системе международных политических отношений / - М.: Изд- во Москва. ННОУ ВПО, 1993. - 189 с.
126. Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века / [под. ред. В. И. Михайленко] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 476 с.
127. Атаев А. М. антикризисная политика стран юго-восточной Азии по урегулированию внешнедолгового кризиса / А. М. Атаев // Бизнес. Образование. Право. - 2012. - №2. - С. 231-236.
128. Афонасьева А. В. Экономическое влияние хуацяо в Юго-Восточной Азии: перспективы для Китая / А. В. Афонасьева // Общество и государство в Китае. -2014. - Т. 44. - № 15-2. - С. 179-186.
129. Ачкасов В. А. и Ланцов С. А. Мировая политика и международные отношения / В. А. Ачкасов и С. А. Ланцов. - М.: Аспект пресс, 2011. - 480 с.
130. Ачкасов В. А. Сравнительная политология / В. А. Ачкасов. - М., 2011.
131. Байков А. А., Белокреницкий В. Я., Воскресенский А. Д., Лунев С. И. и др. Практика зарубежного регионоведения и мировой политики / А. А. Байков. - М.: Магистр., 2014. - 560 с.
132. Баранова Т. В. Развитие народного образования и его роль в социально -
политической модернизации таиландского общества 1980- 990-х гг. / Т. В.
Баранова. - М., 2005.
133. Барышникова О. Г., Левтонова Ю.О., Шабалина Г.С. Юго-восточная Азия в 2005 г.: региональные и страновые аспекты развития / О.Г. Барышникова // восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - 2006. - №5. - С. 177¬186.
134. Бектимирова Н. Н. Политические системы стран Юго-Восточной Азии / Н.Н. Бектимирова. - М.: КРАСАНД., 2011. - 160 с.
135. Былиняк С. А. Страны Юго-Восточной Азии: модель послекризисного развития / С. А. Былиняк // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2006. - № 9. - С. 20-33.
136. Василенко И. А. Политическая глобалистика / И. А. Василенко. - 2000. - 256 с.
137. Васильев Л. Е. и др. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы / Л.Е. Васильев и др. - М.: ИД «ФОРУМ», 2010. - 368 с.
138. Васильев Л. Е. Проблемы безопасности в Юго-восточной Азии. Борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом / Л. Е. Васильев // северо-восточная азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество. - 2014. - С. 188-221.
139. Воскресенский А. Д. Историческая эволюция международного сообщества и ее влияние на формирование региональных подсистем международных отношений / А. Д. Воскресенский // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. - 2013. - № 21 (122). - С. 83-94.
140. Воскресенский А. Д. Мировое комплексное регионоведение и перспективы построения незападной (китаизированной) теории международных отношений / А. Д. Воскресенский // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 6. - С. 82-96.
141. Воскресенский А. Д. Регионализация в современных международных отношениях / А. Д. Воскресенский // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2012. - № 5. - С. 5-17.
142. Воскресенский А. Д., Колдунова Е. В., Киреева А. А. Трансрегиональные и ренгиональные проекты в условиях «постзападной» международной реальности / А. Д. Воскресенский // Сравнительная политика. - 2017. - Т. 8. - № 2. С. 37-57.
143. Воскресенский А. Д., Стрежнева М. В., Ефимова Л. М., Емельянов А. Л. и др. The Eastern and Western Political Worlds and Classifications of World Political System // Is Non-Western Democracy Possible? A Russian Perspective / А. Д. Воскресенский. - Сингапур, 2017. - 768 с.
144. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX века / Гос. ком. по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Науч.-исслед. ин-т теории, истории и перспективных проблем сов. архитектуры. - Л.; М.: Стройиздат, 1971. - 643 с., 11 л. ил.: ил. - Библиогр.: с. 628-631.
145. Дольникова В. А., Колосова А. В. и Шустров П. Е. Новые тенденции в политическом развитии Таиланда // Индокитай на рубеже веков (политика, идеология): сб. ст. / В. А. Дольникова, А. В. Колосова и П. Е. Шустров. - М.: Гуманитарий, 2001. - 243 с.
146. Евпатова Н. В. Утверждение и развитие демократических тенденций и норм в политической жизни Таиланда в последней четверти XX века.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03 / Н. В. Евпатова. - М., 2000.