Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СИБИРСКОГО РЕГИОНА)

Работа №102210

Тип работы

Диссертация

Предмет

культурология

Объем работы339
Год сдачи2018
Стоимость5790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Регион: критическое прочтение концепта в контексте теории социального конструктивизма 22
§ 1. Концепт «регион» в научном дискурсе 22
§ 2. Регион: переосмысление понятия в контексте новой пространственной парадигмы 40
§ 3. Регион как социальный конструкт 59
§ 4. Параметры конструирования региона и проблема его репрезентации 75
Глава 2. Региональная идентичность в меняющемся мире 102
§ 1. Региональная идентичность как социокультурный феномен 102
§ 2. Структура региональной идентичности 123
§ 3. Формы дискурсивной репрезентации региональной идентичности 138
Глава 3. Сибирская идентичность в конструктивистском измерении: формирование и содержательный анализ 163
§ 1. Конструирование сибирской идентичности: к постановке проблемы 163 § 2. Динамика образов Сибири: когнитивный компонент сибирской идентичности 184
§ 3. Кто такие сибиряки? ценностный компонент сибирской идентичности...203 § 4. «Чувство места» в Сибири: чувственно-эмоциональный компонент сибирской идентичности 226
§ 5. Поведенческие стратегии сибиряков: регулятивный компонент сибирской идентичности 255
Заключение 277
Список литературы 282


Исторически социокультурное пространство России формировалось как основанное не только на этническом, но и на региональном многообразии. Резкие перемены, произошедшие со страной в период распада Советского Союза, усугубили ее региональную контрастность и обусловили рост регионального самосознания. С 1990-х гг. в академической среде не ослабевает интерес к вопросам, связанным с изучением формирования и развития региональной идентичности, ее влияния и значения для становления национального самосознания.
Для российской гуманитарной мысли значимость данной проблематики связана, прежде всего, с попыткой выяснить, какие образы идентичности доминируют в общественном сознании, что представляют собой важнейшие референтные группы самоидентификации. От ответа на эти вопросы во многом зависят перспективы становления в России структур гражданского общества, возможности развития межкультурных коммуникаций и предотвращение культурных конфликтов. В изменчивых условиях современной реальности актуализируются именно те культурные механизмы, которые обеспечивают солидарность общностей. В этой ситуации осмысление социокультурного разнообразия региональных сообществ, их адекватное представление в дебатах и документах, потребность в определении понятий «регион» и «региональная идентичность» приобретают особое значение.
Отечественные традиции обсуждения региональной идентичности разворачиваются, как правило, на двух уровнях - теоретического анализа и концептуализации политических проектов. В процессе теоретического изучения региональной идентичности формируется значительный объем суждений о миссии того или иного региона, его символических ресурсах и, в конечном итоге, - его субъектности. В научных дискуссиях активно обсуждается вопрос о путях формирования региональной идентичности, постоянно растет число эмпирических исследований, посвященных изучению ее конкретных форм. Обращается внимание на то, что региональная идентичность, несмотря на процессы глобализации, сохраняет свое значение и выражает глубокую потребность региональных сообществ к сооружению разного рода конструктов, мифологем, которые помогают регионам выделиться и предложить миру свой отличительный образ.
Однако на фоне эмпирической констатации наличия и роста региональной идентичности растет ощущение, что многие традиционные для социогуманитарного знания подходы к ее изучению исчерпали свой эвристический потенциал и требуется обновление методологического инструментария в осмыслении новых сюжетных линий, формирующихся на субнациональном уровне. Концепции региональной идентичности и региона, представленные на уровне частных наук в отечественном научном дискурсе, нуждаются как в корреляции российских и зарубежных исследований по этой тематике, так и в изучении фундаментальных оснований формирования региональной идентичности. Это приводит к необходимости осмысления данной проблематики в тематическом пространстве философии культуры.
Особенно остро в современном гуманитарном знании стоит вопрос о необходимости нахождения методологии содержательного изучения региональной идентичности, позволяющей исследователям выявить и описать ее структуру. Без выделения и характеристики ключевых компонентов региональной идентичности в рамках философии культуры, без анализа образующих региональную идентичность дискурсов, невозможно представить данный феномен как специфическое когнитивное и социокультурное образование. Представление о структуре и механизмах формирования региональной идентичности служит основой для выявления всех каналов, через которые формируются и через которые воспроизводятся в современной культуре образы «своего» региона и «других» регионов.
Специального внимания со стороны философии культуры заслуживает также проблема формирования и функционирования сибирской региональной идентичности. В культурном и идеологическом пространстве современной России сибирская идентичность является если и не самой выраженной и активно растущей среди форм региональной идентичности, то во всяком случае относится к числу лидирующих. Последнее десятилетие в России было отмечено проведением различных политических кампаний и акций под лозунгом “Я - сибиряк”, настойчивыми попытками сибирских территорий выработать свою концепцию региональной идентичности и создать отличительные региональные бренды. Понятие «сибирской идентичности» получило довольно широкое распространение на уровне научного дискурса, феномен «сибирского характера» стал предметом рассмотрения в художественном творчестве, в политической риторике сибирская идентичность часто рассматривается как ресурс формирования общероссийской идентичности. В XX - XXI вв. усилиями средств массовой информации представления о «сибирскости» стали даже некоторой отправной точкой для формирования в отношении к россиянам в целом стереотипов, которые непросто уходят из современных политических настроений элит и массового сознания. Все это свидетельствует о том, что сибирская региональная идентичность представляет собой сегодня значимую проблему в рамках философии культуры. Данная ситуация актуализирует необходимость для философского знания решить вопросы содержательного наполнения сибирской идентичности, предсказать возможные перспективы развития данного умонастроения. При этом особую актуальность для социогуманитарного знания приобретает сегодня поиск методов анализа сибирской идентичности.
Степень разработанности проблемы
В настоящее время проблема региональной идентичности существует как междисциплинарная и находится на стыке философии и политологии, социологии и психологии, философской антропологии и культурологии. Основная сложность в целостном осмыслении материала по этой проблеме заключается в том, что обширный комплекс философских идей, возникших не в результате эмпирических исследований, а в результате философских размышлений не используется для анализа региональной идентичности в той мере, в какой, на наш взгляд, это возможно. Кроме того, термин «региональная идентичность» в современных исследованиях часто сближается с понятием «имидж территории» и используется скорее в инструментальном ключе, в частности, в политической практике и для разработки региональных брендов. В диссертации феномен региональной идентичности рассматривается в ином исследовательском ракурсе, в контексте современного философско- антропологического и культурологического знания, опираясь на конструктивистскую научно-исследовательскую программу.
В научной литературе накоплен значительный опыт анализа региональной идентичности, которая осмысливается по-разному в рамках модернистской и постмодернистской концепций. Модернистское понимание региональной идентичности основано на эссенциалистском подходе (Э. Берк, Р. Коэн, Э. Смит, Дж. Элтон и др.) и исходит из того, что ее развитие обусловлено рядом объективных внешних факторов, и идентичность носит тождественный характер у всех членов регионального сообщества. Постмодернистская концепция ставит под сомнение очевидность многих традиционных концептов, включая самотождественность, а региональная идентичность рассматривается как непрерывный процесс самоидентификации, как результат многочисленных само- и иноприписываний, аскриптивной классификационной практики множеств людей. Представители данного подхода (Б. Андерсон, Р. Брубэйкер, М. Кастельс, У. Коннор, Ф. Купер, М. Саруп, Ч. Тилли, В.А. Тишков, Э. Хобсбаум и др.) полагают, что использование региональной идентичности в социальном взаимодействии, отнесение себя и других к определенным категориям, собственно и формирует региональные сообщества в их организационном качестве.
Для определения современного статуса региональной идентичности в рамках философии культуры необходимым является обращение к обеим данным концепциям. В широком плане исследование региональной идентичности, безусловно, оказывается связанным и с общими концепциями идентичности, рассматриваемой на индивидуальном и групповом уровне. Сюда относится обширная литература, представленная фундаментальными работами Б. Андерсона, Э. Гидденса, И. Гоффмана, У. Джемса, К. Кардинера, И.С. Кона, В.В. Козлова, Ч. Кули, Д. Локка, Р. Мертона, Дж. Мида, П.А. Сорокина, Дж. Тэрнера, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Хобсбаума, Э. Эриксона и др.
В отечественной научной литературе различные аспекты региональной идентичности рассматривались в трудах В.Я. Гельмана, Д.С. Докучаева, М.П. Крылова, О.Я. Киричек, А.С. Макарычева, О.Ю. Малиновой, В.С. Малахова, В.А. Мальковой, А.Г. Манакова, И.Я. Мурзиной, М.В. Назукиной, С.А. Панарина, И.В. Побережникова, О.Б. Подвинцева, И.С. Семененко, Л.В. Смирнягина, С.В. Соколовского, В.А. Тишкова, Е.И. Филипповой и др. В рамках реализации программы «Социокультурный проект региона», разработанной Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН (ЦИСИ РАН) под руководством члена- корреспондента РАН Н.И. Лапина была предложена методология и инструментарий изучения российских регионов, обосновано использование жанра «портрета» как способа их исследования. В зарубежной литературе обращение к вопросам региональной идентичности происходило в научных трудах М. Антонсич, К. Джонсон, Д. Грегори, А. Коулман, Л. Манзо, Г. Маркса, И. Нойманна, А. Пааси, К. Терлоу, Ж. Раагмаа, А. Харелла и др. Особо следует выделить исследования, обращающиеся к вопросам изучения регионального имиджа и региональных брендов и дополнивших теоретическое изучение проблемы эмпирическими данными (В .В. Абашев, Д.В. Визгалов, Т.А. Морозова, Л.А. Фадеева, Ю.Г. Чернышова и др.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема региональной идентичности имеет устойчивую традицию осмысления в рамках философии и частных наук и может рассматриваться с точки зрения эссенциалистского, инструменталистского и конструктивистского подходов. Одной из самых актуальных задач ее изучения в настоящее время является поиск методов анализа и формулирование методологического подхода, способного объяснить, каким образом формируются и осуществляются процессы региональной идентификации в российском социокультурном пространстве. Данная задача должна решаться с учетом новых направлений в современных гуманитарных исследованиях, часто обозначаемых как «критические», развитие которых было вызвано изменениями в понимании онтологического статуса пространства и его форм, в частности - отказом от объективистской трактовки региона, усилением субъектной составляющей при его характеристике, появлением в структуре региона и региональной идентичности компонентов, имеющих конструктивистскую природу.
Поскольку региональная идентичность в современной культуре перестает выглядеть как устойчивое и зафиксированное образование, а ее эмпирические исследования могут оказаться репрезентативными для любой территории, то при анализе региональной идентичности в философии культуры акцент переносится с констатации ее наличия и роста на описание процесса ее формирования и, в конечном итоге, конструирования различными субъектами. Конструктивизм в данном случае понимается не как политическая практика, а в смысле теории (социальный конструктивизм) и одновременно научно-исследовательской программы, способной предложить определенный спектр способов изучения региональной идентичности. В ходе реализации этого подхода в ее анализе появляются новые темы и сюжеты, позволяющие раскрыть закономерности процессов региональной идентификации у субъектов, проживающих в той или иной региональной культуре, дать содержательную характеристику компонентов региональной идентичности, описать образующие ее дискурсы, а также объяснить, на каких уровнях (обыденном, специализированном) возможно ее функционирование.
В онтологическом плане региональная идентичность в рамках философии культуры может анализироваться двояко. С одной стороны, она предстает как самоопределение регионального сообщества и его членов в современной культуре, включающее в себя когнитивное, ценностное, чувственно¬эмоциональное, регулятивное отношение к занимаемой территории. С другой стороны, она активно конструируется и репрезентируется. И в том, и в другом случае при ее формировании и функционировании оказывается важным существование конвенциально оформленных способов говорения о территориальном и региональном, которые становятся существенной частью определения своей региональной принадлежности на индивидуальном уровне.
В отличие от национальной идентичности, отражающей идею одной страны с одним историческим и культурным прошлым и одним политическим будущим, региональная идентичность основана на выделении своеобразия конкретного региона. Ее содержание составляют изменчивые идентификации, которые образуют систему конструктов.
Методология конструктивизма оказывается теоретическим основанием для анализа конкретных вариантов региональной идентичности, в частности, - для предпринятого в данном исследовании изучении ее сибирской разновидности. Оправданность применения этой методологии вызвана тем, что в настоящее время анализ сибирской идентичности разворачивается либо в направлении ее эмпирических исследований и сводится к констатации стихийных установок по поводу сибирскости на уровне обыденного сознания респондентов, либо в сторону вычленения «коллективного бессознательного» населения сибирского региона, представленного в разного рода источниках (текстовых, визуальных, медийных и др.). Изучение сибирской идентичности с позиции конструктивистского подхода в философии культуры, с одной стороны, позволяет объединить между собой разнородные факты и феномены, относящиеся к сибирской идентичности и фиксируемые на уровне частных наук, а с другой стороны, - объяснить, как формируются, складываются и осуществляются процессы региональной идентификации сибиряков в самом социокультурном пространстве Сибири.
Проведенный анализ показывает, что границы Сибири в общественном сознании связываются не с административно-политическим делением, а с восприятием этого региона как «воображаемого сообщества», субъектами которого являются конкретные носители сибирской идентичности, разделяющие концепт «сибирскости». Территориальность Сибири может приобретать специфическую размерность в зависимости от параметров ее конструирования (институционально-политический контроль, экономическое развитие, культурная стандартизация, общность исторического прошлого региона), а любое ее измерение обеспечивает (реальную или воображаемую) внутреннюю гомогенность территории.
Обращаясь к процессам региональной идентификации в сибирской идентичности, мы обнаруживаем их осуществление по четырем основаниям, образующим одновременно структуру сибирской идентичности.
Во-первых, идентификация «Я-сибиряк» реализуется как познавательное отображение Сибири и ее жителей. Как было показано, образы Сибири и сибиряков в современной культуре характеризуются значительной сложностью, амбивалентностью и имеют конструктивистскую природу. Их устойчивое функционирование в общественном сознании на протяжении длительного времени объясняется, помимо прочего, культурно-историческими причинами - процессами повседневного символического освоения региона переселенцами в ходе колонизации Сибири и его концептуального освоения (в сибирском областничестве и др.) - когнитивный компонент сибирской идентичности.
Во-вторых, региональная идентификация сибиряков осуществляет себя через приверженность и следование определенным ценностным ориентациям. Особость сибирского дискурса, формирующегося на основе общих разделяемых ценностей, образуют: принадлежность к территориальному сообществу сибиряков и сибирской земле, выделение особых природно-климатических и топонимических условий (устойчивая корреляция образа Сибири с зоной «холода», «тайги», «бескрайнего пространства»), значимость переселенческого и этнокультурного нарратива, апелляция к историческим ценностям (особенно - советскому культурному наследию) и культивирование «мест памяти» (П. Нора), а также - выделение особого регионального типа «сибиряк» и «сибирского характера» с его амбивалентными чертами «героического», «пассионарного» и «маргинального» - ценностный компонент сибирской идентичности.
В-третьих, сибирская региональная идентичность раскрывает себя как сложная система значений и смыслов эмоциональной привязанности к региону. На индивидуальном и коллективном уровне сознания Сибирь, как эмоционально значимое пространство, вычленяется через сложную гамму чувств: чувство региональной социально-экономической ущемленности, чувство
конкурирующего локализма, чувство гордости и любви по отношению к природным объектам, позитивного эмоционального восприятия Сибири как духовного центра и «места силы». Пространство Сибири также может быть маркировано через отрицательный эмоциональный опыт (например, осмыслено в категориях «травмы» и «вины») - чувственно-эмоциональный компонент сибирской идентичности.
В-четвертых, сибирская региональная идентичность реализуется в предрасположенности к определенным действиям на территории Сибири, в конкретных поведенческих стратегиях и практиках сибиряков. В современной культуре набор таких стратегий и поведенческих ориентаций предстает как многослойный, включающий в себя активное взаимодействие с природой, социальную активность и солидарность, коммеморативные и перфомативные практики, связанные с освоением сибирского пространства - регулятивный компонент сибирской идентичности.
Факторами, которые поддерживают разнообразие сибирской идентичности и одновременно являются формами ее дискурсивной репрезентации выступают мифологический, религиозный, художественный, научный и философский
дискурс о Сибири и сибиряках. В современной культуре они с содержательной и логической стороны формируют собой конвенционально оформленные способы рассуждения о сибирскости. Следует также отметить, что целостность образов сибирской идентичности в настоящее время обеспечивается вербальными и визуальными источниками (в частности, литературными и
кинематографическими нарративами), формирующими особый «сибирский текст».
В конечном итоге, анализ самых различных социокультурных аспектов бытования и содержания сибирской идентичности способствует пониманию того, чем она собственно является как философско-культурологический феномен. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выявленные в работе принципы конструирования сибирской идентичности могут быть применены для дальнейшего анализа других разновидностей региональной идентичности. И в этом контексте, перспективным направлением разработки обозначенной тематики в будущем может стать, например, возможное сравнительное изучение различных региональных идентичностей между собой, выявление важнейших акторов и параметров конструирования конкретной региональной идентичности, выявление механизмов ее функционирования и возможных форм репрезентации, а также проведение с учетом полученного материала философской экспертизы в отношении разработки брендов конкретных территорий.



1. Абашев, В. В. Пермь как центр мира. Из очерков локальной мифологии / В. В. Абашев // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 46. - С. 275 - 287.
2. Абдуллина, Л. И. Творческая мастерская: индивидуальный почерк и территориальное самосознание / Л. И. Абдуллина // Геопоэтика писателей Сибири и Алтая: сборник научных статей / отв. ред. А. И. Куляпин. - Барнаул : АлтГПУ, 2016. - С. 5 - 15.
3. Аблажей, Н. Н. Сибиряки поневоле: регион в контексте советских депортаций и повторных переселений спецпереселенцев / Н. Н. Аблажей // Сибирь: контексты настоящего: сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири / науч. ред. И. П. Басалаева, М. Я. Рожанский. Иркутск : Центр независимых социальных исследований, 2016. - С. 105 - 112.
4. Абрамов, В. А., Волнина, Н. Н. Глобализирующийся человек: грани социокультурного изменения / В. А. Абрамов, Н. Н. Волнина. - Чита : Читинский гос. ун-т, 2006. - 2008 с.
5. Авдонин, В. С. Проблемы формирования региональной культурной идентичности в депрессивном социально-экономическом контексте (случай Рязанской области) / В. С. Авдонин // Культурная политика в регионах и борьба за идентичность / Под ред. В.В. Маланина. Пермь : ПГУ, 2011. - С. 7 - 14.
6. Агеев, А. Д. Сибирь и американский Запад: движение фронтиров /
А. Д. Агеев. - М. : Аспект - Пресс, 2005. - 334 с.
7. Агеев, И. А. Брендинг города и региона как средство формирования территориальной идентичности: исторический опыт сибирских городов / И. А. Агеев // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 2 (17). - С. 155 - 163.
8. Адорно, Т. Что означает «проработка прошлого» / Т. Адорно // Память о войне 60 лет спустя: Россия. Германия. Европа. - М. : Новое литературное обозрение, 2005. - 800 с.
9. Азадовский, М. К. Литература сибирская (дореволюционный период) / М. К. Азадовский // Сибирская советская энциклопедия. Т. 3. Л. - Н. / гл. ред. Б.С. Шумяцкий. Зап. - Сиб. отд. ОГИЗ, 1932. - 804 стб.
10. Амин, Э., Трифт, Н. Внятность повседневного города / пер. Л.Баньковской / Э. Амин, Н. Трифт // Логос. - 2002. - № 3 (34). - С. 1- 25.
11. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева / Б. Андерсон. - М. : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. - 288 с.
12. Андрианов, Б. В., Чебоксаров, Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и проблема их картографирования / Б. В. Андрианов, Н. Н. Чебоксаров // Советская этнография. - 1972. - № 2. - С. 3-16.
13. Андюсев, Б. Е. Ментальность сибиряков / Б. Е. Андюсев // Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. 2-е изд. - Красноярск : РИО КГПУ, 2003. - С. 24 - 34.
14. Анисимов, К. В. Климат как «закоснелый сепаратист». Символические и политические метаморфозы сибирского мороза / К. В. Анисимов // Новое литературное обозрение. - 2009. - № 5 (99). - С. 98 - 114.
15. Анисимов, К. В. Путешествие: к вопросу о жанровой составляющей сибирского текста / К. В. Анисимов // Сибирский текст в русской культуре: к 400-летию Томска и 125-летию первого ун-та Сибири: [Сб. ст.] / Томский гос. ун-т; [Ред.-сост. А. П. Казаркин]. - Томск : Сибирика, 2002. С. 20 - 30.
16. Анисимов, К. В. Соотношение «политического» и «психологического» начал в сибирском областничестве XIX века / К. В. Анисимов // Ежегодник Красноярского государственного педагогического института. - 2002. - Т. 1. - С. 70 - 76.
17. Анисимов, К. В. У истоков сибирской темы в русской литературе XIX века: журнал Г.И. Спасского «Сибирский вестник» / К. В. Анисимов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - № 3 (40). - С. 65 - 72.
18. Анисимова, А. А., Ечевская, О. Г. Исследование механизмов формирования и трансформации сибирской региональной идентичности на основе анализа биографических нарративов / А. А. Анисимова, О. Г. Ечевская // Сибирь: контексты настоящего: сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири / науч. ред. И. П. Басалаева, М. Я. Рожанский. - Иркутск : Центр независимых социальных исследований, 2016. - C. 9 - 26.
19. Анисимова, А. А., Ечевская, О. Г. Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации. Монография /
A. А. Анисимова, О. Г. Ечевская. - Новосибирк : НГУ, 2012. - 176 с.
20. Анисимова, А. А., Ечевская, О. Г. «Сибиряк»: общность, национальность или состояние души»? / А. А. Анисимова, О. Г. Ечевская // Laboratorium. Журнал социальных исследований. - 2012. - № 4 (3). - С. 11 - 43.
21. Анисимова, А. А., Ечевская, О. Г. Социологический анализ биографических нарративов как способ изучения механизмов формирования сибирской региональной идентичности / А. А. Анисимова, О. Г. Ечевская // Гуманитарный исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2014. - № 2 (28) - С. 44 - 55.
22. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. / Я. Ассман. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
23. Астафьев, В. П. Собрание сочинений: В 15 т. / Виктор Петрович Астафьев. - Красноярск : ПИК «Офсет», 1997. - Т. 2 : Стародуб : Повесть. - С. 109 - 180; 1998. - Т. 13: Стародуб: Повесть (вариант).
24. Баберовски, Й. Цивилизаторская миссия и национализм в Закавказье: 1828 - 1914 гг. / Й. Баберовски // Новая имперская история постсоветского пространства. - Казань : Центр исследований национализма и империи, 2004. - С.307 - 352.
25. Баков, А. А., Дубичев, В. Р. Цивилизации Средиземья / А. А. Баков,
B. Р. Дубичев. - Екатеринбург : Уральский рабочий, 1995. - 118 с.
26. Баранов, А. В. Региональная политическая идентичность: Методы исследования в Западной Европе / А. В. Баранов // Социальная политика и социология. - 2006. - № 1. - C. 23 - 31.
27. Барт, Ф. Этнические группы и социальные границы / пер. с англ. И. Пильщикова / Ф. Барт. - М. : Новое издательство, 2006. - 198 с.
28. Басалаева, И. П. Между быть и становиться: сибиряки в советском кинематографе 1930-х-1940 х гг. / И. П. Басалаева // Сибирь: контексты настоящего: сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири / науч. ред. И. П. Басалаева, М. Я. Рожанский. - Иркутск: Центр независимых социальных исследований, 2016. - С. 27 - 56.
29. Бауман, З. Глобализация: последствия для человека и общества / пер. с англ. / З. Бауман. - М. : Весь мир, 2004. - 188 с.
30. Бауман, З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред.
В. Л. Иноземцева. / З. Бауман. - М. : Логос, 2002. - 390 с.
31. Бауман, З. Текучая современность. / З. Бауман. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.
32. Бедаш, Ю. А. Акционистская парадигма в исследовании пространства: подход Бенно Верлена / Ю. А. Бедаш // Топос. - 2011. - № 1. - С. 106 -115.
33. Бедаш, Ю. А. Концепция социального пространства Анри Лефевра / Ю. А. Бедаш // Вестник ТПГУ. - 2012. - № 11 (126). - С. 219 - 224.
34. Безруков, Л. А., Корытный, Л. М. Роль территории Сибири в экономическом развитии России / Л. А. Безруков, Л. М. Корытный // География и природные ресурсы. - 2009. - № 3. - С. 22 -30.
35. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Медиум, 1995. - 323 с.
36. Бережнова, М. Л. Загадка чалдонов: история формирования и особенности культуры старожильческого населения Сибири. / М. Л. Бережнова. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2007. - 266 с.
37. Бережнова, М. Л. Сибиряки как проект и реальность // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации. Материалы межд. науч. конф. / под ред. Т. К. Щегловой. / М. Л. Бережнова. - Барнаул : Алтайский гос. пед. ун-т, 2012. - С. 9 -16.
38. Бережнова, М. Л. Челдоны как группа русских сибиряков: поиск социальных истоков её формирования / Электронная библиотека МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. [Электр. ресурс] / М. Л. Бережнова. - Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-227-2/978-5-88431-227- 2_02.pdf
39. Бляхер, Л. Е., Григоричев, К. В. Мигранты и миграционная политика в постсоветской Сибири и на Дальнем Востоке / Л. Е. Бляхер, К. В. Григоричев // Восток России: миграции и диаспоры в переселенческом обществе. Рубежи XIX-XX и XX-XXI веков / науч. ред. В. И. Дятлов. - Иркутск : Оттиск, 2011. -
С.142 - 183.
40. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Пер. О.А. Печенкина. / Ж. Бодрийяр. - Тула : Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.
41. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М. : Рудомино, 2001. - 218 с.
42. Болотова, А. А. «Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда»: взаимодействие с природой в северных промышленных городах / А. А. Болотова // Неприкосновенный запас. - 2014. - № 5 (97). - С. 170 - 188.
43. Бороноев, А. О. Проблемы динамики сибирской идентичности /
А. О. Бороноев // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - № 3. -
С. 81 - 85.
44. Бороноев, А. О. Территориальная ментальность и проблемы социокультурного развития региона / А. О. Бороноев // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. Сборник статей. - СПб : «Астерион», 2006. - С. 7 - 13.
45. Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / под ред. П. В. Панова, К. А. Сулимова, Л. А. Фадеевой. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 263 с.
46. Бочаров, А. В. Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ / А. В. Бочаров // Вестник Том. гос. ун-та. Сер.: История. - 2012. - № 2 (18). - С. 81 - 91.
47. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV XVII вв. / Пер. с фр. Куббеля Л.Е. / Ф. Бродель. - М. : Прогресс, 1992. - Т. 3. Время мира. - 679 с.
48. Бродель, Ф. Что такое Франция? Кн. 1. Пространство и история / Ф. Бродель. - М. : Изд-во им Сабашниковых, 1994. - 405 с.
49. Брубейкер, Дж., Купер, Ф. За пределами идентичности / Дж. Брубэйкер, Ф. Купер // Ab imperio. - 2002. - № 3. - С. 61 - 115.
50. Бурдье, П. Социология социального пространства / Пер. с фр. под общ. ред. Н. А. Шматко / П. Бурдье - СПб. : Алетейя, 2005. - 288 с.
51. Бэкон, Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон // Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. - М. : Мысль, 1972. - Т. 2. - 582 с.
52. Вайль, П., Генис, А. Собр. соч.: в 2 т. - Т. 1. Шестидесятые. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. - Екатеринбург, 2003. - С. 513 - 948.
53. Вайс, К. Русское географическое общество и создание образа Сибири в
Х1Хвеке. [Электр.ресурс] / К. Вайс
http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sbornik_Sib/2_1.html
54. Васильев, А. Г. Культурная память/забвение и национальная идентичность: теоретические основания анализа / А. Г. Васильев // Культурная память в контексте формирования национальной идеи XXI века / отв. ред. Н. А. Кочеляева. - М. : Совпадение, 2015. - С. 3 - 30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ