КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СИБИРСКОГО РЕГИОНА)
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Статьи в научных изданиях, входящих в перечень ВАК Минобрнауки Российской Федерации для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук
Статьи в научных изданиях, входящих в перечень ВАК Минобрнауки Российской Федерации для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук
Исторически социокультурное пространство России формировалось как основанное не только на этническом, но и на региональном многообразии. Резкие перемены, произошедшие со страной в период распада Советского Союза, усугубили ее региональную контрастность и обусловили рост регионального самосознания. С 1990-х гг. в академической среде не ослабевает интерес к вопросам, связанным с изучением формирования и развития региональной идентичности, ее влияния и значения для становления национального самосознания.
Для российской гуманитарной мысли значимость данной проблематики связана, прежде всего, с попыткой выяснить, какие образы идентичности доминируют в общественном сознании, что представляют собой важнейшие референтные группы самоидентификации. От ответа на эти вопросы во многом зависят перспективы становления в России структур гражданского общества, возможности развития межкультурных коммуникаций и предотвращение культурных конфликтов. В изменчивых условиях современной реальности актуализируются именно те культурные механизмы, которые обеспечивают солидарность общностей. В этой ситуации осмысление социокультурного разнообразия региональных сообществ, их адекватное представление в дебатах и документах, потребность в определении понятий «регион» и «региональная идентичность» приобретают особое значение.
Отечественные традиции обсуждения региональной идентичности разворачиваются, как правило, на двух уровнях - теоретического анализа и концептуализации политических проектов. В процессе теоретического изучения региональной идентичности формируется значительный объем суждений о миссии того или иного региона, его символических ресурсах и, в конечном итоге, - его субъектности. В научных дискуссиях активно обсуждается вопрос о путях формирования региональной идентичности, постоянно растет число эмпирических исследований, посвященных изучению ее конкретных форм. Обращается внимание на то, что региональная идентичность, несмотря на процессы глобализации, сохраняет свое значение и выражает глубокую потребность региональных сообществ в сооружении разного рода конструктов, мифологем, которые помогают регионам выделиться и предложить миру свой отличительный образ.
Однако на фоне эмпирической констатации наличия и роста региональной идентичности растет ощущение, что многие традиционные для социогуманитарного знания подходы к ее изучению исчерпали свой эвристический потенциал, и требуется обновление методологического инструментария в осмыслении новых сюжетных линий, формирующихся на субнациональном уровне. Концепции региональной идентичности и региона, представленные на уровне частных наук в отечественном научном дискурсе, нуждаются как в корреляции российских и зарубежных исследований по этой тематике, так и в изучении фундаментальных оснований формирования региональной идентичности. Это приводит к необходимости осмысления данной проблематики в тематическом пространстве философии культуры.
Особенно остро в современном гуманитарном знании стоит вопрос о необходимости нахождения методологии содержательного изучения региональной идентичности, позволяющей исследователям выявить и описать ее структуру. Без выделения и характеристики ключевых компонентов региональной идентичности в рамках философии культуры, без анализа образующих региональную идентичность дискурсов, невозможно представить данный феномен как специфическое когнитивное и социокультурное образование. Представление о структуре и механизмах формирования региональной идентичности служит основой для выявления всех каналов, через которые формируются и воспроизводятся в современной культуре образы «своего» региона и «других» регионов.
Специального внимания со стороны философии культуры заслуживает также проблема формирования и функционирования сибирской региональной идентичности. В культурном и идеологическом пространстве современной России сибирская идентичность является если и не самой выраженной и активно растущей среди форм региональной идентичности, то во всяком случае относится к числу лидирующих. Последнее десятилетие в России было отмечено проведением различных политических кампаний и акций под лозунгом “Я - сибиряк”, настойчивыми попытками сибирских территорий выработать свою концепцию региональной идентичности и создать отличительные региональные бренды. Понятие «сибирской идентичности» получило довольно широкое распространение на уровне научного дискурса, феномен «сибирского характера» стал предметом рассмотрения в художественном творчестве, в политической риторике сибирская идентичность часто рассматривается как ресурс формирования общероссийской идентичности. В XX - XXI вв. усилиями средств массовой информации представления о «сибирскости» стали даже некоторой отправной точкой для формирования в отношении к россиянам в целом стереотипов, которые непросто уходят из современных политических настроений элит и массового сознания. Все это свидетельствует о том, что сибирская региональная идентичность представляет собой сегодня значимую проблему в рамках философии культуры. Данная ситуация актуализирует необходимость для философского знания решить вопросы содержательного наполнения сибирской идентичности, предсказать возможные перспективы развития данного умонастроения. При этом особую актуальность для социогуманитарного знания приобретает сегодня поиск методов анализа сибирской идентичности.
Для российской гуманитарной мысли значимость данной проблематики связана, прежде всего, с попыткой выяснить, какие образы идентичности доминируют в общественном сознании, что представляют собой важнейшие референтные группы самоидентификации. От ответа на эти вопросы во многом зависят перспективы становления в России структур гражданского общества, возможности развития межкультурных коммуникаций и предотвращение культурных конфликтов. В изменчивых условиях современной реальности актуализируются именно те культурные механизмы, которые обеспечивают солидарность общностей. В этой ситуации осмысление социокультурного разнообразия региональных сообществ, их адекватное представление в дебатах и документах, потребность в определении понятий «регион» и «региональная идентичность» приобретают особое значение.
Отечественные традиции обсуждения региональной идентичности разворачиваются, как правило, на двух уровнях - теоретического анализа и концептуализации политических проектов. В процессе теоретического изучения региональной идентичности формируется значительный объем суждений о миссии того или иного региона, его символических ресурсах и, в конечном итоге, - его субъектности. В научных дискуссиях активно обсуждается вопрос о путях формирования региональной идентичности, постоянно растет число эмпирических исследований, посвященных изучению ее конкретных форм. Обращается внимание на то, что региональная идентичность, несмотря на процессы глобализации, сохраняет свое значение и выражает глубокую потребность региональных сообществ в сооружении разного рода конструктов, мифологем, которые помогают регионам выделиться и предложить миру свой отличительный образ.
Однако на фоне эмпирической констатации наличия и роста региональной идентичности растет ощущение, что многие традиционные для социогуманитарного знания подходы к ее изучению исчерпали свой эвристический потенциал, и требуется обновление методологического инструментария в осмыслении новых сюжетных линий, формирующихся на субнациональном уровне. Концепции региональной идентичности и региона, представленные на уровне частных наук в отечественном научном дискурсе, нуждаются как в корреляции российских и зарубежных исследований по этой тематике, так и в изучении фундаментальных оснований формирования региональной идентичности. Это приводит к необходимости осмысления данной проблематики в тематическом пространстве философии культуры.
Особенно остро в современном гуманитарном знании стоит вопрос о необходимости нахождения методологии содержательного изучения региональной идентичности, позволяющей исследователям выявить и описать ее структуру. Без выделения и характеристики ключевых компонентов региональной идентичности в рамках философии культуры, без анализа образующих региональную идентичность дискурсов, невозможно представить данный феномен как специфическое когнитивное и социокультурное образование. Представление о структуре и механизмах формирования региональной идентичности служит основой для выявления всех каналов, через которые формируются и воспроизводятся в современной культуре образы «своего» региона и «других» регионов.
Специального внимания со стороны философии культуры заслуживает также проблема формирования и функционирования сибирской региональной идентичности. В культурном и идеологическом пространстве современной России сибирская идентичность является если и не самой выраженной и активно растущей среди форм региональной идентичности, то во всяком случае относится к числу лидирующих. Последнее десятилетие в России было отмечено проведением различных политических кампаний и акций под лозунгом “Я - сибиряк”, настойчивыми попытками сибирских территорий выработать свою концепцию региональной идентичности и создать отличительные региональные бренды. Понятие «сибирской идентичности» получило довольно широкое распространение на уровне научного дискурса, феномен «сибирского характера» стал предметом рассмотрения в художественном творчестве, в политической риторике сибирская идентичность часто рассматривается как ресурс формирования общероссийской идентичности. В XX - XXI вв. усилиями средств массовой информации представления о «сибирскости» стали даже некоторой отправной точкой для формирования в отношении к россиянам в целом стереотипов, которые непросто уходят из современных политических настроений элит и массового сознания. Все это свидетельствует о том, что сибирская региональная идентичность представляет собой сегодня значимую проблему в рамках философии культуры. Данная ситуация актуализирует необходимость для философского знания решить вопросы содержательного наполнения сибирской идентичности, предсказать возможные перспективы развития данного умонастроения. При этом особую актуальность для социогуманитарного знания приобретает сегодня поиск методов анализа сибирской идентичности.
Подобные работы
- КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В
СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ СИБИРСКОГО РЕГИОНА)
Диссертация , культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - ДОЛГАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КМНС: НА МАТЕРИАЛЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЖУРНАЛ «СИБИРСКИЕ ОГНИ» В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РЕГИОНАЛИЗМА (НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - История формирования и деятельность Азербайджанской национально- культурной автономии на территории Западной и Восточной Сибири в 1990-2016 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - История формирования и деятельность Азербайджанской национально-
культурной автономии на территории Западной и Восточной Сибири
в 1990-2016 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере Ленинградского телевидения)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - Еврейская община г. Томска на рубеже XIX-XX и XX-XXI веков
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ТЕЛЕКАНАЛА «ЕНИСЕЙ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



