Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИТАЛИИ: НОВАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТИТУТЫ

Работа №102188

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

международные отношения

Объем работы200
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4-29
Глава I. Политические институты и их функции в управлении вооруженными силами и обеспечении национальной безопасности 30-71
1.1. Президент Италии как главнокомандующий вооруженными силами и
председатель Верховного совета обороны 31
1.2. Законодательное обеспечение военной безопасности: палата депутатов
и сенат. Комиссия по обороне парламента Итальянской Республики 41
1.3. Деятельность правительства Итальянской Республики в области
государственной безопасности 52
1.4. Стратегическое и оперативное управление вооруженными силами
Италии: Министерство обороны и Генеральный штаб ВС 57
1.5. Место и роль армии в системе государственной власти 65
Глава II. Стратегические доктрины и военные реформы: законодательная деятельность в области реформирования вооруженных сил 72-108
II. 1. Эволюция стратегии национальной безопасности со времен холодной войны до начала глобальной войны против терроризма 73
II.2. «Белая книга» 2002 г.: новый альманах обороны 78
II.3. Военно-политические реформы и пересмотр оборонной стратегии
после теракта 11 сентября 2001 г. 81
II.4. «Итальянская военная доктрина» 2011 г. 86
II.5. «Белая книга международной безопасности и обороны» 2015 г.:
революционная стратегическая доктрина 93
Глава III. Итальянская Республика в асимметричных конфликтах XXI
века: военные операции в Афганистане, Ираке, Ливии, Косово и Ливане 109-144
III.1. Операции «Несокрушимая свобода» и «Международная сила содействия безопасности» (Афганистан, 2001-2006, 2001-2014) 112
III.2. Операция «Древний Вавилон» (Ирак, 2003-2006) 119
III.3. Операция «Союзный защитник» (Ливия, 2011) 123
III.4. Операции «Союзная сила», «Союзная гавань» и «Силы для Косово»
(Косово, 1999 - по настоящее время) 132
III.5. Операция «Временные силы Организации Объединенных Наций в
Ливане» (Ливан, 2006 - по настоящее время) 139
Заключение 145-155
Список сокращений 156-157
Библиографический список 158-180
Источники 158
Литература 171
Приложение 1. Иллюстрации (карты-схемы, таблицы) 181
Приложение 2. Интервью 186

Актуальность темы исследования
Окончание холодной войны привнесло в геополитику глобальные изменения: баланс биполярного мира был разрушен, распались некогда целостные государства и образовались другие, появились новые акторы, на международном уровне возникли угрозы безопасности совершенно иного порядка. Мировому сообществу пришлось столкнуться с современными вызовами, такими как международный терроризм, неконтролируемые миграционные потоки, распространение оружия массового поражения, проблемы доступа к ресурсам и их использования, кибернетические угрозы, демографические и экономические кризисы.
Степень научной разработанности проблемы
В диссертационном сочинении рассматривается государственная политика по реформированию вооруженных сил Италии в рамках создания их новой модели и институтов. Теоретико-методологический контекст работы составили исследования крупнейших российских и зарубежных политологов по государственной политике в области безопасности и обороны, современной военной и стратегической культурам, научные разработки в сфере политического взаимодействия государства и армии, армии и общества, конфликтологии и военного дела. В целом, представляется возможным разделить имеющиеся источники на несколько групп.
Первая группа концептуальных разработок посвящена феномену современных конфликтов и войн. Она представлена работами североамериканских и британских политологов Э. Луарда, К. Я. Холсти, Д. О’Лафлина, К. Боулдинга, Р. Купера, а также исследованиями итальянских ученых П. Батакки, К. Жана, В. Кораллуццо и М. Нучари. В изучение этого вопроса значительный вклад внесли российские исследователи: О. Н. Барабанов анализирует вопрос использования силы в разрешении конфликтов и останавливается на особенностях современного миротворчества ; А. В. Загорский рассматривает миротворческую деятельность как инструмент международного управления региональной безопасностью, исследует процессы трансформации операций по поддержанию мира ; К. Л. Сазонова характеризует международно-правовое содержание концепции «ответственности за защиту» и ее роль в миротворческой деятельности ООН . Одной из особенностей военных действий в наши дни стало активное использование информационных технологий. Концепция сетецентрических войн подробно освещается в работах А. Е. Кондратьева, С. И. Макаренко, Л. В. Савина. Реформирование вооруженных сил в контексте сетецентрической доктрины в Итальянской Республике исследовалось итальянскими политологами М. Нонесом и А. Марроне .
Вторая группа исследований связана с изучением современной военной и стратегической культур. Основополагающими можно назвать труды Л. Сондхауса «Стратегическая культура и методы войны» и Дж. С. Лантиса и Д. Ховлетта «Стратегическая культура». Комплексное изучение итальянской стратегической культуры было проведено учеными П. Иньяци, Д. Джакомелло, Ф. Котиккья. Их коллективная монография «Итальянские военные операции за рубежом: просто не называйте этой войной» освящает вопрос обеспечения государственной безопасности Италии в постбиполярную эпоху, особое внимание уделяется политической трактовке военных миссий. В монографии представлена история формирования антимилитаристского и пацифистского образа мысли и действия в стране и, как следствие, осторожного отношения к использованию вооруженных сил. Авторы монографии считают, что сегодня Италия является одним из самых активных европейских акторов, участвующих в многочисленных миссиях за рубежом, однако политические элиты предпочитают рассматривать эти операции исключительно как миротворческие или гуманитарные, избегая высказываний, указывающих на их военную природу. В качестве доказательной базы они представляют проведенный ими контент-анализ дебатов в парламенте. По мнению ученых, консенсуса в парламенте по вопросу участия в военных операциях за рубежом и их одобрения со стороны общества в Италии можно добиться с помощью простого принципа - «просто не называйте это войной», который и послужил названием монографии.
Объектом исследования выступает военная политика Итальянкой Республики в XXI в.
Предмет исследования — государственная политика Италии по реформированию вооруженных сил, функционирование государственных институтов в сфере безопасности и обороны и процесс создания новой модели вооруженных сил.
Цели и задачи исследования
Цель исследования — выявить основные направления государственной политики Итальянской Республики по реформированию вооруженных сил в XXI в. и формированию новой военно-стратегической доктрины в условиях трансформации современного мирового порядка и возрастающей роли страны в операциях за рубежом в рамках ЕС и НАТО.
В этом ракурсе определяются задачи исследования:
1. охарактеризовать политические институты Италии и их функции в управлении вооруженными силами и обеспечении национальной безопасности;
2. проанализировать отношения государственной власти и вооруженных сил;
3. рассмотреть главные стратегические и доктринальные документы, ставшие основой для формирования новой модели политики безопасности в условиях трансформации современного мирового порядка;
4. дать оценку законодательной деятельности и содержания политических дебатов по вопросу реформирования вооруженных сил, проследить за ходом и реализацией военных реформ;
5. выявить основные принципы в адаптации Италии к вызовам мировой политики, связанным с новыми асимметричными угрозами для безопасности страны;
6. проанализировать участие итальянских вооруженных сил в военных операциях в Афганистане, Ираке, Косово, Ливане и Ливии и их политические уроки;
7. определить роль Италии в обеспечении коллективной безопасности в рамках международных организаций (НАТО, ООН, ЕС);
8. выявить специфические черты новой модели вооруженных сил Италии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI в. по сегодняшний день. Нижняя граница обусловлена началом широкого реформирования вооруженных сил Италии и складывания новой модели безопасности, что связано с событиями 11 сентября 2001 г., приведшими к значительным изменениям в геополитике, в том числе к увеличению числа асимметричных конфликтов, появлению новых акторов на международной арене, влияние которых распространяется далеко за пределы традиционных границ государств, а также к изменению содержания понятия «обеспечение национальной безопасности». В ряде случаев допускается выход за этот хронологический рубеж, поскольку некоторые более ранние события - радикальные изменения в международных сценариях, начавшиеся в 1989 г. с падением Берлинской стены, окончанием холодной войны, распадом СССР - оказали непосредственное влияние на роль Италии в деятельности международных организаций, а также изменили восприятие роли армии и оценку внешнеполитических угроз.
Географические (территориальные) рамки определяются, во-первых, территориальными границами Итальянской Республики, во-вторых - пространством ее геополитических интересов (Евро-Средиземноморский и Евро-Атлантический регионы), в- третьих — территориями, где задействованы вооруженные силы страны в ходе проведения военных операций и миротворческих миссий совместно с НАТО, ЕС и ООН (Африка, Европа, Средний Восток).
Эмпирическая база исследования
Ввиду сложности и многослойности предметного поля, охватывающего области политологии, международных отношений и военной науки, структуры власти и организации управления, а также исключительной новизны темы, в диссертационном сочинении использован обширный круг источников. Основным источником для разработки темы послужили опубликованные законодательные и нормативно-правовые акты, официальные программно-политические документы Итальянской Республики:
• Конституция 1947 г.;
• законы и другие нормативно-правовые акты, определившие модернизацию итальянского военного аппарата и вооруженных сил, такие как закон 331 (2000 г.) о переходе на контрактную армию, закон 380 (1999 г.) о принятии женщин на военную службу, закон 78 (2000 г.) об изменении структуры вооруженных сил, признавший Карабинеров новым видом ВС, закон 244 (2012 г.), положивший начало масштабной военной реформы и др.;
• официальные документы стратегического и доктринального характера. В качестве опорных документов используются: 1) «Белая книга международной безопасности и обороны» 2015 г., представляющая собой стратегию национальной безопасности Италии. Документ обозначает геополитические амбиции страны, оценивает состояние вооруженных сил и ход их реформирования. 2) «Итальянская военная доктрина» 2011 г., которая рассматривает армию как часть сложной системы, функционирующей в интересах государственной обороны и безопасности, и определяет задачи вооруженных сил как в мирное время, так и в условиях современных конфликтов (традиционных и ассиметричных).
Методология и методы исследования
В диссертационном исследовании военная политика Итальянской Республики рассматривается с позиции политического реализма. По мнению представителей школы политического реализма, национальный интерес выступает основой внешнеполитического поведения страны в системе международных отношений, главной формой разрешения межгосударственных противоречий считается конфликт, а значит и крайняя форма его проявления - война. Отсюда интересы безопасности государства становятся ведущим императивом его перспективной политики. Ведущими целями государства при таком подходе становится усиление влияния на мировой арене и обеспечение собственной безопасности, значительная роль отводится международному сотрудничеству в рамках военных и военно-политических союзов. Основоположник политического реализма Г. Моргентау отмечал ключевую роль нематериальных факторов силы, таких как национальный характер и национальный дух. Для анализа современной итальянской внешнеполитической и военно-политической идентичности эта парадигма представляется чрезвычайно удобным инструментом - интеллектуальные и моральные качества, составляющие национальный характер итальянцев, неизбежно накладывают отпечаток на то, как осуществляется управление политическими институтами, как проводятся военные операции за рубежом, как выстраиваются отношения с союзниками.
Научная новизна
Государственная политика Итальянской Республики в сфере реформирования вооруженных сил в XXI в. рассматривается в России впервые. Новизна исследования обеспечивается исключительной современностью темы (последняя военная доктрина Италии была принята в 2011 г., стратегия национальной безопасности «Белая книга» - в 2015 г.), а также комплексностью и системностью анализа трансформации вооруженных сил Италии за последние 20 лет. Научная новизна диссертационного сочинения подтверждается полученными в ходе исследования результатами.
Выявлены особенности функционирования государственных институтов Италии (парламента, правительства, Министерства обороны, Генерального штаба ВС и др.), принимающих участие в реформаторском и законодательном процессе, направленном на модернизацию вооруженных сил.
Систематизированы и проанализированы ключевые военно-стратегические и доктринальные документы в области безопасности и обороны («Белая книга» 2002 г., «Белая книга» 2015 г., «Итальянская военная доктрина» 2011 г. и др.), военные реформы, определившие ход и характер модернизации вооруженных сил Италии.
Доказана результативность и новаторство законодательной деятельности по реформированию вооруженных сил Итальянской Республики в XXI в., дана оценка профессионализму итальянских ВС, отличающихся на сегодняшний день высоким уровнем подготовки личного состава и эффективностью работы в составе многонациональных операций военного и миротворческого характера за рубежом.
Раскрыта роль Италии в современной архитектуре геополитического пространства как одного из лидеров в обеспечении коллективной безопасности в рамках НАТО и ЕС, преследующего амбиции стать гарантом мира и стабильности в важнейшей зоне своих национальных интересов - Средиземноморье.
Определены перспективы дальнейшего развития вооруженных сил, исходя из закономерностей протекания политических процессов в Италии, принимая во внимания нестабильность политического ландшафта страны и ограниченность военного бюджета в период экономического кризиса.
Введен в научный оборот большой массив источников на иностранном языке (итальянском). В исследовании были задействованы непереводившиеся на русский или английский языки тексты законодательных, стратегических и доктринальных документов; слушаний в парламенте и правительстве, выступлений и интервью политических лидеров, официальных отчетов Министерства обороны. Особую ценность представляют исследования, проведенные на базе документов, не находящихся в широком доступе, включая архивные документы Центра высших исследований обороны (Centro Alti Studi per la Difesa - CASD) при Минобороны Италии, авторские интервью с политическими деятелями и политологами.
Основные положения, выносимые на защиту
1) Система политического управления вооруженными силами Итальянской Республики представляет собой сложную многоуровневую структуру. В реальности функции институтов часто отличаются от обозначенных в Конституции и в Военном кодексе. Роль тех или иных институтов в обеспечении национальной безопасности нередко меняется в зависимости от личности руководящих ими политических лидеров.
2) Италия уверенно выдвигается на позиции одной из ведущих держав в обеспечении коллективной безопасности в рамках НАТО и Европейского Союза. В новой архитектуре геополитического пространства Рим отдает приоритет «интеграции» собственной военной системы с военными системами других стран ЕС и видит себя в роли регионального лидера на южном фланге НАТО, способного вести за собой союзников в борьбе с угрозами в Средиземноморье.
3) Приоритетным для военной политики Итальянской Республики стало участие в военных и миротворческих операциях за рубежом. На современном этапе Рим стремится перенести основные усилия на географически более близкие регионы, т. к. кризисные ситуации на этих территориях оказывают непосредственное влияние на национальные интересы страны. Политический вес Италии и ее военно-стратегический потенциал позволяют стране не только быть важной частью международного механизма, но и занимать командные посты в проведении крупнейших миссий.
4) Многолетий опыт участия в операциях за рубежом обеспечил Риму возможность сформировать особый «итальянский подход», для которого характерно использование инструментов «мягкой силы», повышенное внимание к гражданско-военной кооперации, стремление действовать в составе международных коалиций и избегать прямых вооруженных столкновений. Эти принципы способствуют поддержанию социально-политического имиджа итальянской армии как инструмента мира и защиты прав человека.
5) Законодательная деятельность по реформированию вооруженных сил Италии в конце XX - начале XXI в. принесла свои плоды - уже сегодня итальянская армия является одной из самых технически оснащенных, укомплектованных и боеготовых в Европе. Вооруженные силы Италии отличает профессионализм, гибкость, успешная гендерная политика. Последующие преобразования предусматривают еще более масштабное реформирование армии в соответствии с современными стандартами мобильности и технологичности - стратегической основой нового витка реформ станет «Белая книга международной безопасности и обороны» 2015 г.
6) Своевременное завершение преобразований вооруженных сил Италии в объеме, предусмотренном законодательными и стратегическими документами, маловероятно. Медленные темпы реформирования обусловлены недостатком финансирования и слишком быстрой сменой политического руководства, которое, находясь у власти короткий срок, не способно довести до конца начатые проекты реорганизации системы обороны и армии.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость работы связана с апробацией на примере военного реформирования в Италии теоретических концепций баланса силы, роли «срединных» государств (Middle Power) в переформатировании геополитических регионов и, таким образом, их влиянии на региональную и глобальную безопасность. Участие Италии в миротворческих операциях и вызванная этим дискуссия в международно-правовом сообществе являются основаниями для обсуждения теоретических аспектов места гуманитарных интервенций в современном международном праве.
Осмысление опыта других стран в обеспечении государственной безопасности и закономерностей развития вооруженных сил важно для понимания сегодняшней геополитической ситуации, анализа современных практик и механизмов регулирования как асимметричных, так и традиционных конфликтов. Сформулированные в диссертационном сочинении обобщения и выводы могут быть использованы государственными институтами в разработке стратегий развития двусторонних отношений Российской Федерации и Итальянской Республики, способствовать расширению и обогащению межгосударственного диалога. Материалы исследования могут найти применение в практической работе российской дипломатии для определения направлений и выработки эффективных инициатив в сотрудничестве и нейтрализации возможных узлов напряженности между Римом и Москвой.
В научно-практическом плане исследование позволяет выявить характерные черты военной политики Итальянской Республики, ее значение в обеспечении коллективной безопасности в рамках международных организаций и вклад в проведение военных операций за рубежом. Выводы могут оказаться востребованными в формировании стратегии РФ в отношении НАТО и ЕС, внести вклад в повышение обороноспособности России. Принимая во внимание, что адаптация вооруженных сил Италии к новым угрозам международной безопасности соответствует современным европейским стандартам, некоторые элементы «итальянского опыта» могут стать основой для разработки программ модернизации армии в России.
Материалы исследования могут быть использованы в сфере высшего образования при подготовке отдельных разделов учебных курсов по мировой политике и европейской безопасности, внешней политике Италии, в лекционных курсах по истории международных отношений, регионоведению, военной политологии.
Достоверность полученных выводов обеспечена использованием комплекса разнообразных источников, которые в своей совокупности обеспечивают репрезентативность и научную достоверность. Исследование строится на анализе документов НАТО, ЕС, Итальянской Республики. В диссертации использованы документы нормативно-правового характера, официальные документы стратегического и доктринального характера, документы политических институтов Италии, участвующих в законодательной деятельности по реформированию вооруженных сил и в принятии решений по вопросам внешней и военной политики. Важное значение для раскрытия темы имеет обращение к аналитическому и экспертному материалу по вопросам военной политики и реформирования вооруженных сил Италии, представленному итальянскими исследовательскими центрами и институтами. Ценными для исследования стал личный опыт аналитической работы автора в Высшем институте геополитических исследований и смежных наук, интервью, взятые у политических и военных руководителей, участие в специализированных конференциях с военной повесткой.
Апробация
Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на международных конференциях, организованных парламентом Италии и Высшим институтом геополитических исследований и смежных наук (ISAG) в марте 2016 г. L'interesse nazionale. Dal Mediterráneo al mondo globalizzato, cosa serve all'Italia e come proteggerlo («Национальный интерес. От Средиземноморья до глобализованного мира, что нужно Италии и как защитить ее интересы») и в октябре 2016 г. Autonomia e pluralità. La sfida del multiculturalismo in Italia e nel Mondo («Автономия и многообразие. Вызов мультикультурализма в Италии и мире»).
Результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались автором на встречах и консилиумах аналитической группы при Военном центре стратегических исследований (CeMISS), относящемуся к Министерству обороны Итальянской Республики. Авторские материалы были использованы при разработке Global Outlook, одной из главных публикаций по стратегическому мониторингу и геополитическому анализу и прогнозированию Центра высших исследований обороны (CASD) при Министерстве обороны Италии.
В рамках изучения вопроса национальных интересов Италии совместно с Итальянским обществом международных организаций (SIOI) автором диссертации был реализован проект «Арктика. Новые перспективы Италии», поддержанный грантом Европейского Союза. В результате исследовательской работы в Риме и Торонто, в мае 2017 г. была организована международная конференция ONE ARCTIC, в которой приняли участие более 200 человек и на которой автор исследования выступил в роли научного координатора и модератора пленарных заседаний в Министерстве иностранных дел Италии.
В целях расширения информационно-аналитического поля исследования автором были получены консультации у ряда экспертов и официальных лиц Министерства иностранных дел и Министерства обороны Италии, Высшего института геополитических исследований и смежных наук (ISAG), Агентства информационной и внешней безопасности (AISE), Центра информации Европы и стран Персидского залива в Риме (EGIC).
Итоги исследований обобщены в трех статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Исследования автора в области итальянской внешней и внутренней политики отражены в пяти публикациях, в том числе в коллективной монографии, в двух российских и двух зарубежных научных статьях.
Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры теории и истории международных отношений (департамент международных отношений) ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» и рекомендована к защите.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Начало XXI в. отмечено значительными изменениями в геополитике - возникли новые вызовы глобальной безопасности, широкое распространение получили конфликты асимметричного характера, активные позиции на международной арене заняли различные нетрадиционные акторы, такие как неправительственные организации, средства массовой информации, транснациональные корпорации, организованная преступность, террористические организации, вооруженные группы и религиозные движения различного характера. В этих условиях изменилось само понимание обеспечения безопасности: его больше не связывают исключительно с защитой территории страны от возможной внешней угрозы, главной задачей становится поддержание мира и обеспечение устойчивого развития в зоне интересов и влияния того или иного государства, а также в кризисных зонах, перспективных с точки зрения ресурсов, финансов и политики. Изменение концепции обеспечения безопасности, ее гибридность, сложная многоакторная организация международных отношений показали, насколько устарели парадигмы биполярного мира, и продемонстрировали, что пришло время главным акторам мировой арены - государствам, пересмотреть свое положение в современной геополитической действительности.
Итальянская Республика, страна-основательница и одна из лидеров Европейского Союза, сегодня амбициозно стремится к более независимому внешнеполитическому курсу, желая превратиться из «средней державы» в «протагониста» мировой политики, готового в своих решениях опираться прежде всего на свои национальные интересы. Рим осознает, что глубокие сдвиги в сфере международной безопасности требуют не только глобальной модернизации армии, но и создания принципиально нового стратегического мышления, разработки современных военно-политических инструментов и законодательного обеспечения сферы обороны на высочайшем уровне.
Для оценки деятельности Италии в области реформирования вооруженных сил необходимо понимать, какие государственные институты вовлечены в формирование политики обороны и безопасности и управление ВС страны. Политико-законодательный уровень представлен парламентом, состоящим из сената и палаты депутатов и Президентом Итальянской Республики. Президент находится во главе всей командной структуры, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и занимает важную роль в законодательном процессе благодаря своему праву промульгировать законы, издавать законодательные декреты и постановления, ратифицировать международные договоры (с разрешения палат парламента). Главным инструментом, через который глава государства получает информацию о правительственной деятельности в области обороны, является Верховный совет обороны. Правомерно отметить уникальность Верховного совета обороны, представляющего собой настоящий орган-хамелеон, роль которого в политической системе Италии изменяется в зависимости от личности главы государства: за последние 20 лет ВСО в разные президентства менял свои функции от ключевого института, участвующего в формировании политической линии Рима и влияющего на работу правительства путем принятия политических директив, до рядового органа, довольствующегося консультативной и административной деятельностью.
Законодательная деятельность осуществляется обеими палатами парламента - сенатом и палатой депутатов. Для изучения узкоспециализированных военно-политических вопросов в парламенте существует специальная комиссия - Комиссия IV по обороне. Законодательная деятельность этой парламентской комиссии имеет первостепенное значение для реформирования вооруженных сил и военного аппарата Италии - именно IV Комиссией по обороне принимаются решения о проведении и реализации военных реформ, обсуждаются стратегические документы и доктрины, выносятся вердикты относительно покупки вооружения и участия ВС в операциях за рубежом.
Парламент досконально изучает военно-политические вопросы и представляет свои резолюции в Совет министров, который, приняв во внимание решения сената и палаты депутатов, определяет политическую линию правительства - так позиционируется принятие решений по военно-политическим вопросам в итальянских законодательных документах. В реальности парламент часто играет фиктивную «консультативную» роль - мнение палаты депутатов и сената не всегда оказывается учтено, и даже если это происходит, то с большим опозданием. Показательным примером служат операции за рубежом: со времен окончания Второй мировой войны парламент Италии одобрил участие в 49 операциях за рубежом до их начала, в 11 - в ходе самих операций, 34 - после их окончания, 30 операций вообще никогда не выносились на обсуждение в парламент . Совет министров часто не вовлекает парламент в процесс принятия решений.
Вместе с тем, даже когда обсуждение вопроса в парламенте проводится в соответствии с установленными законодательством правилами, парламент в превалирующем числе случаев утверждает уже принятое правительством решение. Такая «сговорчивость» парламента обусловлена двумя причинами: 1) большинство парламентариев разделяют партийную принадлежность правительства, таковы особенности итальянской политической системы - победившая на парламентских выборах партия формирует правительство. Поддерживая предложения правительства, парламентское большинство оказывает содействие однопартийцам; 2) депутатам и сенаторам часто не предоставляется необходимой информации по узкоспециальным вопросам военно-стратегического характера. Например, депутат от «Движения пяти звезд» Лука Фрузоне, работающий в Комиссии по обороне в палате депутатов, описывая одну из ситуаций, пояснял, что парламент был вынужден одобрить покупку военных кораблей, даже не имея представления об их размерах. При этом парламентариям удалось получить больше сведений о приобретаемой военной технике из научных изданий, специализирующихся на обороне и безопасности, чем от Минобороны, не заинтересованного в распространении информации. Таким образом, военная политика и координирование вооруженных сил на сегодняшний день остаются прерогативой Совета министров, несмотря на то что контроль парламента над сферой обороны исключительно важен. Именно парламентарии в силу опыта работы в разных сферах имеют возможность оценить, насколько целесообразным может быть принятие нового закона, участие в операции или проведение реформы с точки зрения существующих приоритетов и нужд государства, а также доступных экономических ресурсов.
За разработку стратегий и принятие решений в области национальной обороны несут ответственность ряд политических органов и техническо-административных структур. Военно-политический уровень управления вооруженными силами представлен Министерством обороны и правительством Италии. Правительство является высшим органом исполнительной власти, которым руководит премьер-министр - его называют также Председатель Совета министров. Интересно, что на итальянском языке его должность буквально переводится «Президент совета министров», поэтому в СМИ премьер-министра часто называют просто «Президент». Такая двусмысленность не случайна: в условиях слабой президентской власти премьер-министр и правительство имеют исключительно важную роль - они поддерживают отношения с политическими руководителями других государств, выступают с законодательными инициативами, обеспечивают принятие законов, а значит напрямую участвуют в развитии военной политики и в создании новой модели вооруженных сил. Министерство обороны утверждает общее, оперативное и технико-финансовое планирование действий вооруженных сил, занимается подготовкой директив в области военной политики и несет ответственность за международное сотрудничество по вопросам обороны.
На технико-оперативном уровне главным институтом является Главный штаб ВС Италии, который отвечает за планирование, подготовку и применение вооруженных сил, разработку межведомственного общего, операционного и технико-финансового планирования, утверждаемого впоследствии Министерством обороны. На военно-политическом и технико-оперативном уровнях управления ВС «фактор личности» не теряет своего значения. Министры обороны в основном являются гражданскими лицами и не всегда располагают опытом в военной сфере, поэтому нескольких лет пребывания в должности зачастую не хватает для того, чтобы войти в суть дела в такой сложной сфере, как оборона и безопасность. К сожалению, это сказывается на эффективности политики по модернизации вооруженных сил - неслучайно всплеск активности в реформировании армии наблюдался именно при министре обороны Джампаоло Ди Паола, который занял пост после 30 лет службы в ВМС, имел опыт работы в должности генерального секретаря по обороне, начальника Генерального штаба ВС и президента военного комитета НАТО. Новый министр обороны, Роберта Пинотти, хотя и не имеет такого богатого опыта, но уже зарекомендовала себя как новатор и реформатор, выпустив долгожданную военно-политическую стратегию - «Белую книгу международной безопасности и обороны» 2015 г.
Таким образом, система управления вооруженными силами имеет сложный и многоступенчатый характер: высшая исполнительная (Совет министров) и законодательная (сенат и палата депутатов) власть осуществляют контроль над процессом реформирования, функционированием и развитием вооруженных сил и военного аппарата. Общее управление вооруженными силами принадлежит министру обороны, который возглавляет Министерство обороны и представляет его интересы в правительстве, тогда как оперативное управление вооруженными силами осуществляет Генеральный штаб ВС. Отношения государственной власти и вооруженных сил можно назвать взаимозависимыми: они характеризуются властным доминированием политики над армией и, в то же время, зависимостью от армии государства, использующего ВС для реализации своей воли. В военной доктрине Италии заявляется, что совокупность сферы обороны и обеспечивающих ее функционирование институтов можно назвать «сложной системой» (понятие, чаще использующееся в кибернетике и информатике), в основе которой находится принцип «целое сложной системы не равно сумме слагаемых ее элементов» . Вооруженные силы представляют собой исключительно важную составляющую политической системы и не поддаются определению в отрыве от динамики государственных институтов и среды, с которыми они взаимодействуют.
Законодательную деятельность по реформированию вооруженных сил в конце XX - начале XXI в. можно назвать настоящим прорывом для итальянской политики безопасности и обороны. Страна, за весь прошлый век опубликовавшая всего две стратегии национальной безопасности - «Белые книги» в 1977-м и в 1985 гг. (о существовании первой «забывают» даже на официальных сайтах политических институтов), начала новый век с пересмотра стратегической доктрины и глобальных военных реформ. Рим принимает решение отменить обязательную военную службу и перейти на профессиональную армию, сокращает размеры вооруженных сил, реформирует их структуру (добавив к ВМС, ВВС, СВ четвертый вид ВС - Карабинеров) и начинает принимать на службу женщин.
Решение принимать на военную службу на контрактной основе женщин имело немаловажное политическое значение - Италия оказалась последней из стран НАТО, позволившей женщинам носить форму. Несмотря на то, что на сегодняшний день в вооруженных силах Италии служат 12000 женщин - это составляет всего 5 % от общего числа военнослужащих - новая гендерная политика имеет большой успех. Женщины сегодня вовлечены в работу во всех видах вооруженных сил, кроме спецназа - пока ни одна кандидатка не смогла справиться со сложными вступительными испытаниями. Впрочем, итальянки преуспели на военно-политическом поприще - пост министра обороны Италии на протяжении работы двух правительств занимала Роберта Пинотти (в 2018 г. ее сменила Элизабетта Трента), а верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности является уроженка Рима Федерика Могерини. Итальянская гендерная политика в военной сфере демонстрирует результаты на трех уровнях - женщины служат в рядах армии, женщины руководят государственной военной политикой Италии, женщины управляют политикой безопасности и обороны Европейского Союза.
Сегодня вооруженные силы Италии - одни из самых хорошо подготовленных и технически оснащенных на южном фланге Европы, их отличает высокий уровень подготовки личного состава и эффективность работы в составе многонациональных операций военного и миротворческого характера за рубежом. Рим оценивают как четвертую военную силу в Европейском Союзе, что является интригующим результатом в связи с выходом из организации Великобритании. Италия, много лет проводившая пассивную внешнюю политику за спиной НАТО, таким образом окажется в тройке лидеров ЕС вместе с Францией и Германией. Однако модернизация ВС Италии еще не закончена - Рим стремится сделать свои вооруженные силы еще более мобильными и компактными, военный аппарат менее тяжеловесностным и бюрократизированным, финансирование более сбалансированным и приближенным к стандартам Северо-Атлантического Альянса.
Важнейшими военно-стратегическими документами современности в области реформирования вооруженных сил Италии стали «Новые силы в новом веке» (Nuove Forze per un nuovo secolo) 2001 г., «Белая книга» (Libro Bianco) 2002 г., «Стратегическая концепция начальника Генерального штаба ВС» (Il Concetto Strategico del Capo di Stato Maggiore della Difesa) 2005 г., «Инвестировать в безопасность» (Investiré in Sicurezza) 2005 г.,
«Сетецентрическая трансформация: будущее межнационального и междисциплинарного взаимодействия» (La trasformazione NET-Centrica: il futuro dell'interoperabilitá multinazionale e interdisciplinare) 2005 г., «Воинский устав» (Cordice dell’Ordinamento Militare) 2011 г., «Итальянская военная доктрина» (Dottrina Militare Italiana) 2011 г. Все эти документы являются свидетельством развития итальянской военно-политической мысли и определяют роль вооруженных сил в современных конфликтах, перспективы Италии в обеспечении коллективной безопасности, возможности технологического прогресса в сфере обороны, предлагают комплексный пересмотр военного бюджета. Вооруженные силы будущего должны соответствовать современным стандартам и быть способными при необходимости с легкостью интегрироваться в армии других европейских стран.
Главным документом политико-стратегического характера и опорой для будущих реформ вооруженных сил стала «Белая книга международной безопасности и обороны» 2015 г. Документ анализирует геополитические амбиции Рима и предлагает новую модель национальной безопасности страны, основывающуюся на трех составляющих: европейская интеграция, трансатлантическое сотрудничество и политика на мировом уровне. Особое значение для страны приобретает Евро-Средиземноморский регион - Италия видит себя лидером на южном фланге НАТО, способным не только защищать свою зону интересов, но и при необходимости встать во главе многонациональной операции по урегулированию кризисов, восстановлению мира и безопасности. Кроме того, в тексте стратегической доктрины впервые со времен фашизма ставится вопрос о национальных интересах страны, что свидетельствует о желании Италии вести более независимую внешнюю и военную политику и заострить внимание на собственной зоне интересов, переместив на второй план разрешение кризисов в других частях мира. Эти изменения идут вразрез с исторически сложившейся позицией Рима - государственные интересы превалируют над коллективными интересами в рамках НАТО и ЕС.
Новые внешнеполитические амбиции Итальянской Республики предполагают необходимость модернизации армии в соответствии с современными стандартами. «Белая книга» 2015 г. планирует реформы управления, кадров, операционной модели и материально-технического оснащения. Эти реформы должны позволить ВС Италии стать еще более компактными, функциональными, технологически оснащенными и способными эффективно действовать в условиях операций за рубежом на отдаленных территориях. Однако реализация реформ задерживается - первые законопроекты, основанные на «Белой книге» 2015 г. были представлены в парламент только в начале 2017 г. Можно выделить две главные причины задержки реализации реформ:
1) Для модернизации требуются большие денежные вложения, особенно для покупки дорогостоящей военной техники и разработки новых технологий. Затянувшийся финансовый кризис не позволяет Италии повысить затраты в сфере обороны и безопасности с учетом того, что на сегодняшний день ввиду множества нерешенных проблем на внутриполитической арене реформирование ВС - не первостепенная задача Рима.
2) Частая сменяемость власти не позволяет добиться постоянства и «бесперебойности» в проведении модернизации вооруженных сил. В XXI в. в Италии успело смениться 6 созывов парламента, 10 правительств и 8 председателей Совета министров. Правительственная чехарда является устойчивой практикой в итальянском политическом процессе - за время существования Итальянской Республики (72 года) в стране сменилось 65 правительства и 29 председателей Совета министров. Министры обороны меняются в Италии тоже достаточно часто, поскольку почти каждое правительство назначает на эту должность нового человека. С начала века сменилось 8 министров обороны: в среднем министр обороны задерживается на своей должности не более двух лет. Привычка итальянцев к частой смене власти не отменяет негативных последствий этого явления для реформирования вооруженных сил. Политические институты в столь короткий срок не могут выстроить целостную и функциональную стратегию действий. Некоторые программы реформирования ВС, одобренные и запущенные сенатом и палатой депутатов, оказываются приостановлены из-за смены власти - каждый новый созыв парламента вынужден заново рассматривать незаконченные проекты. Такая ситуация сложилась с «Белой книгой» 2015 г., реализация которой была отложена в связи с окончанием деятельности XVII созыва парламента.
Большую роль в современной военной политике Итальянской Республики играют военные операции за рубежом. Рим в XXI в. не просто участвует в военных миссиях - он становится одним из лидеров в этой сфере в рамках политики коллективной безопасности НАТО и ЕС и уже берет на себя руководство операциями - это демонстрирует опыт в Афганистане, Ливане и Косово. Во время миссии в Афганистане руководство Штабом ПГР Западного командования в провинции Герат перешло к Италии, а в 2005 г. итальянский генерал Мауро дель Веккьо был назначен командующим операции. Для Рима подобное признание со стороны союзников стало большой политической и стратегической победой. Во время операции в Ливане Итальянская Республика отличилась дипломатическими успехами - Рим предложил свои проекты участникам операции в рамках ООН, получил их одобрение и показал, что Италия накопила достаточно опыта для того, чтобы не только следовать за союзниками, но и диктовать свои правила. Однако самый интересный случай - это Косово. Будучи непосредственно в зоне интересов страны, миссия в Приштине стала воплощением эволюции итальянской военной политики. Операция «Силы для Косово» находится под командованием Рима с 2014 г. - многолетнее присутствие на территории конфликта позволило итальянцам выстроить доверительные отношения с руководством Косово и другими международными акторами, присутствующими в регионе, такими как ООН, ОБСЕ, ЕС. Италии удалось занять лидирующие позиции в политическом ландшафте региона благодаря своей политической гибкости и умелому использованию «мягкой силы», являющимися главнейшими характеристиками методов работы Рима в операциях за рубежом.
После многих лет участия Итальянской Республики в миссиях за рубежом можно говорить о существовании особого подхода Рима к проведению миротворческих и военных операций. «Итальянский подход» отличает:
1) Эффективное применение «мягкой силы». Итальянские военнослужащие с легкостью создают доверительные отношения с местным населением, успешно проводят обучение полицейских сил и пограничной полиции на территории вмешательства, организуют гуманитарную составляющую операций. Рим полагается на дипломатические инструменты и стремится по возможности избежать прямых вооруженных конфликтов. Однако иногда итальянская «одержимость» в использовании «мягкой силы» оказывается неуместной с точки зрения союзников по НАТО и ЕС - вооруженные силы Италии ставят себя под удар, когда, несмотря ни на что, продолжают искать диалога в условиях военной конфронтации.
Политические власти Италии и СМИ спекулируют словестной формулой «Italiani brava gente» («Итальянцы - хорошие люди»), подразумевающей, что даже принимая участие в действиях военного характера, итальянцы остаются благонамеренным и толерантными и не совершают тех военных преступлений, в которых участвуют другие стороны конфликта.
2) Проекты военно-гражданского взаимодействия (CIMIC). Итальянские вооруженные силы в рамках операций за рубежом эффективно осуществляют проекты военно¬гражданского взаимодействия, имеющие огромное значение в процессе восстановления территорий из-за частого отсутствия негосударственных организаций в зоне интервенций. Кроме того, итальянские CIMIC играют заметную роль в кооперации и сотрудничестве многочисленных международных акторов на территории вмешательств.
3) Многосторонний подход, т. е. разрешение кризисов совместными усилиями многочисленных государственных институтов и международных акторов. Для этого подхода характерна исключительная координация действий разных игроков, их «синхронность» и сбалансированность в решении различных задач - боевых, гуманитарных, задач по реконструкции и стабилизации. Многосторонний подход применим в любых операциях, в которых возникает необходимость использования разнохарактерных ресурсов страны или нескольких государств. Этот подход подразумевает создание целой культуры кооперации и сотрудничества со стороны участников, призванных не только одновременно использовать свои военные и гражданские ресурсы, но и вести совместную работу с различными структурами ВС других стран. Многосторонний подход позволяет представить операции за рубежом общественному мнению в «правильном» ракурсе, доказать их «мирный» характер, необходимость их проведения, оправданность и легитимность.
Все эти принципы, составляющие основу «итальянского подхода» к проведению операций за рубежом, позволяют представить на внешнеполитической и внутриполитической арене особый социополитический имидж вооруженных сил Италии как инструмент мира и защиты прав человека. Однако образ Италии-миротворца несколько искажает действительность: военную составляющую операций принято приуменьшать, политические власти и СМИ предпочитают вести речь об исключительно гуманитарной природе миссий за рубежом и подчеркивать неагрессивность внешней и военной политики.
Итальянская Республика, в новейших стратегических документах заявившая о намерении следовать своим национальным интересам, уже сегодня акцентирует внимание на географически более близких регионах - пример тому активное участие страны в политической жизни Косово и Ливана. Недавно опубликованное планирование миссий за рубежом в 2018 г. подтверждает, что стратегическое переориентирование продолжается - Италия собирается постепенно вдвое уменьшить военное присутствие в Ираке и Кувейте (на настоящее время на этих территориях находятся 1400 итальянских военнослужащих); в Афганистане, где ситуация за долгие годы присутствия НАТО значительно стабилизовалось, итальянский контингент также будет сокращен с 900 до 700 человек.
«Освободившиеся» силы будут переброшены в Африку для борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией. Новая операция начнется в Нигере, где 250 итальянских военных будут проводить обучение местных вооруженных сил, для того чтобы подготовить их к противостоянию террористическим угрозам, оказанию помощи в охране границ и контроле потоков мигрантов. Мандат предусматривает возможность задействования ВС также в Мавритании, Нигерии и Бенине. В 2018 г. Италия отправит 60 человек на помощь вооруженным силам Туниса в рамках миссии НАТО; встанет во главе европейской операции Eunavfor Med Sophia в целях контроля трафика мигрантов в Средиземноморье; увеличит контингент в Триполи, призванный оказать поддержку местному правительству, признанному ООН, ЕС и НАТО . Безусловно, Италия наращивает присутствие в зоне своих национальных интересов - Средиземноморье, как и предписывала стратегическая доктрина «Белая книга» 2015 г.
Таким образом, в обеспечении международной безопасности Италия играет исключительно важную роль - страна участвует в значительном количестве военных и миротворческих операций за рубежом, занимает командные посты, ведя за собой союзников из НАТО, ЕС и ООН, и становится гарантом мира и стабильности в своей важнейшей зоне интересов - Средиземноморье. Однако, как было отмечено ранее, итальянский политический ландшафт отличается нестабильностью, поэтому сложно предугадать, как будет разворачиваться ситуация в долгосрочной перспективе и какую военно-политическую линию выберет следующее правительство - это еще раз продемонстрировали выборы в 2018 г.
В Италии для формирования правительства партия на выборах должна набрать не менее 40 % голосов, однако на голосовании 4 марта 2018 г. ни одна партия не смогла перейти этот рубеж. Первой партией по числу голосов, а значит одержавшей победу на выборах, стала партия «Движение пяти звезд», но по суммарному числу голосов победила коалиция правого центра, в которую входят партии «Лига Севера», «Вперед, Италия» и «Братья Италии». Победа этих партий и личности возглавляющих их политиков Л. Ди Майо и М. Сальвини не могли не удивить Брюссель - их объединяет евроскептицизм и симпатия к России. Для Российской Федерации приход к власти этих политиков может означать начало новой эпохи в отношениях с Италией - Л. Ди Майо настроен на улучшение двусторонних отношений с Россией и снятие санкций, тогда как М. Сальвини не только желает отменить санкции, но и демонстративно посещает Крым, открыто восхищается политикой Москвы и заявляет, что Италии нужен свой Владимир Путин.
К выборам «Движение пяти звезд» представило собственную программу в области обороны и безопасности, предусматривающую: 1) реформирование сферы кадров, т. е. сокращение персонала и приведение уровня зарплат военнослужащих к европейским стандартам; 2) пересмотр военного бюджета - уменьшение затрат на закупку дорогостоящего вооружения и увеличение финансирования сферы разведки, инноваций и высоких технологий;
3) переоценку целесообразности участия Италии в операциях за рубежом в соответствии с возможностями бюджета и национальными интересами. В программе правого центра предусматриваются преобразования на внутриполитическом уровне - увеличение зарплат военнослужащих, набор кадров в ВС, продолжение использования армии в «домашних» операциях по обеспечению безопасности на территории Италии. Для борьбы с терроризмом предполагается усиление контроля на границах в целях недопущения увеличения миграционных потоков.
Принимая во внимание значимость «фактора личности» в итальянской политике, приход к власти М. Сальвини или Л. Ди Майо не может не оказать влияния на политику обороны и безопасности страны. Программы двух партий в области военной политики значительно различаются, их можно даже охарактеризовать как противоположные: современный взгляд молодого политика идет в одном русле со всеми проводимыми уже не одно десятилетие реформами; традиционный же курс правого центра - не устремлен к переменам и игнорирует обозначенные политико-стратегическими документами проблемы. Однако как партия «Движение пяти звезд», так и правый центр привержены идеям евроскептицизма, стремятся к более независимой военной политике и продвижению национальных интересов. Правомерно предположить, что в будущем мировому сообществу придется столкнуться с новой Италией, чьи внешнеполитические амбиции и обновленная армия позволят ей не только активно поддерживать инициативы и участвовать в операциях союзников по НАТО и ЕС, но и стать «протагонистом» международных отношений, успешно продвигать и защищать свои национальные интересы.
Перспективами дальнейшей разработки темы являются детальное изучение реформирования вооруженных сил Италии и изменения военно-политического курса страны в связи с приходом к власти новых политических сил - правительства Конте. Кроме того, представляется возможным продолжение теоретического исследования процесса переформатирования роли «срединных государств» в обеспечении региональной и глобальной безопасности, а также значения международных военных и гуманитарных операций в предотвращении и регулировании кризисов и разрешении конфликтов.



1. Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности // European Union External Action.- 2016.- URL:https ://eeas. europa.eu/headquarters/headquarters-homepage ш/7822/Глобальная%20стратегия%20Европейского%20Союза%20по%20внешней%20политике%20и%20политике%20безопасности(дата обращения: 10.01.2018).
2. Европейская стратегия безопасности - безопасная Европа в лучшем мире.- Люксембург: Бюро официальных публикаций Европейских Сообществ, 2009.- 43 с.- URL: https://www.consilium.europa.eu/media/30825/qc7809568ruc.pdf(дата обращения: 10.01.2018).
3. Конституция Итальянской Республики (1947).- URL:http://worldconstitutions.ru/?p=148(дата обращения: 01.02.2018).
4. Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 (1999).- URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1244(дата обращения: 05.05.2017).
5. Резолюция Совета Безопасности ООН 1386 (2001).- URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1386(2001)(дата обращения: 09.09.2017).
6. Резолюция Совета Безопасности ООН 1701 (2006).- URL:https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/465/05/PDF/N0646505.pdf?OpenElement(дата обращения: 12.10.2017).
7. Резолюция Совета Безопасности ООН 1970 (2011).- URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1970%20(дата обращения: 01.10.2017).
8. Резолюция Совета Безопасности ООН 1973 (2011).- URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1973(дата обращения: 01.10.2017).
9. Североатлантический договор. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля
1949 г. // Организация Североатлантического договора. НАТО.- URL:
https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official texts 17120.htm(дата обращения: 01.10.2017).
10. Decreto Legislativo n. 66 del 15 marzo 2010. Codice dell'ordinamento militare // Parlamento Italiano. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.parlamento.it/parlam/leggi/deleghe/10066dl.htm(data di accesso: 01.08.2017).
11. Decreto Legislativo n. 7 dеl 28 gennaio 2014 // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana.- URL:http://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2014/02/11/14G00014/sg%20(data di accesso: 10.08.2017).
12. Decreto Legislativo n. 8 del 28 gennaio 2014 // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana.- URL:http://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2014/02/11/14G00015/sg(data di accesso: 10.08.2017).
13. Legge n. 25 del 18 febbraio 1997. Attribuzioni del Ministro della difesa, ristrutturazione dei vertici delle Forze armate e dell'Amministrazione della difesa // Parlamento Italiano. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.camera.it/parlam/leggi/97025l.htm(data di accesso: 21.01.2018).
14. Legge n. 78 del 31 marzo 2000. Delega al Governo in materia di riordino dell'Arma dei carabinieri, del Corpo forestale dello Stato, del Corpo della Guardia di finanza e della Polizia di Stato. Norme in materia di coordinamento delle Forze di polizia // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana.- URL:http://gazzette.comune.jesi.an.it/2000/79/1.htm(data di accesso: 10.08.2016).
15. Legge n. 124 del 3 agosto 2007. Sistema di informazione per la sicurezza della Difesa e nuova
disciplina del segreto // Sistema di informazione per la sicurezza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: https://www.sicurezzanazionale.gov.it/sisr.nsf/wp-
content/uploads/2016/06/legge-124-2007-aggiornata-2017.pdf(data di accesso: 01.08.2017).
16. Legge n. 145 del 21 luglio 2016. Disposizioni concernenti la partecipazione dell’Italia alle missioni internazionali // Parlamento Italiano. [Il sito ufficiale].- URL: http://www.parlamento.it/application/xmanager/projects/parlamento/file/Commissione sicurezza repubblica XVII Leg/L 145-2016.pdf(data di accesso: 10.08.2017).
17. Legge n. 219 del 1 agosto 2003. Conversione in legge, con modificazioni, del decreto-legge 10 luglio 2003, n. 165, recante interventi urgenti a favore della popolazione irachena // Camera dei deputati. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.camera.it/parlam/leggi/03219l.htm(data di accesso: 01.09.2017).
18. Legge n. 226 del 23 agosto 2004. Sospensione anticipata del servizio obbligatorio di leva e disciplina dei volontari di truppa in ferma prefissata, nonche delega al Governo per il conseguente coordinamento con la normativa di settore // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: https://www.difesa.it/Legislazione/Norme in rete/Pagine/urn nir parlamento legge 2004-08¬23 226 24-09-200401 06 2011 15 08 35.aspx(data di accesso: 15.08.2016).
19. Legge n. 244 del 31 dicembre 2012. Delega al Governo per la revisione dello strumento militare nazionale e norme sulla medesima materia // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: http://difesa.usb.it/fileadmin/archivio/difesa/documenti e volantini/LEGGE 31-12¬
12 n244 revisione strumento militare.pdf(data di accesso: 15.08.2016).
20. Legge n. 311 del 14 novembre 2000. Norme per l'istituzione del servizio militare professionale // Camera dei deputati. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.camera.it/parlam/leggi/00331l.htm(data di accesso: 10.08.2016).
21. Legge n. 380 del 20 ottobre 1999. Delega al Governo per l'istituzione del servizio militare volontario femminile // Parlamento Italiano. [Il sito ufficiale].- URL: http://www.parlamento.it/parlam/leggi/99380l.htm(data di accesso: 10.08.2016).
22. Legge n. 400 del 23 agosto 1988. Disciplina dell'attività di Governo e ordinamento della Presidenza del Consiglio dei Ministri // Gazzetta Ufficiale della Repubblica Italiana.- URL: http://www.gazzettaufficiale.it/atto/serie generale/caricaDettaglioAtto/originario?atto.dataPubblicazioneGazzetta=1988-09-12&atto.codiceRedazionale=088G0458&elenco30giorni=false(data di accesso: 01.09.2017).
23. Legge n. 624 del 24 luglio 1950. Istituzione del Consiglio supremo di Difesa // Gazzetta Ufficiale
della Repubblica Italiana.- URL:
http://www.edizionieuropee.it/LAW/HTML/22/zn46 08 183.html(data di accesso: 15.08.2016).
Тексты слушаний в парламенте (стенограммы)
24. Atti parlamentan, seduta n. 537 del 19 maggio 1999 // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].-
1999.- 19 maggio.- URL:
http://legislature.camera.it/dati/leg13/lavori/stenografici/sed537/sintero.pdf(data di accesso: 01.09.2017).
25. Atti parlamentari, seduta n. 283 del 19 marzo 2003 // Camera dei Deputati. [Il sito uffi ciale].-
2003.- 19 marzo.- URL:
http://documenti.camera.it/dati/leg14/lavori/stenografici/sed283/sintero.pdf(data di accesso: 10.09.2017).
26. Atti parlamentari, Indagine conoscitiva sulla sicurezza e la difesa nello spazio cibernetico. Proposta
di un documento conclusivo // Commissione IV. Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].- 2017.¬20 dicembre.- URL:
http://documenti.camera.it/leg17/resoconti/commissioni/bollettini/pdf/2017/12/20/leg.17.bol0935.data20171220.com04.pdf(data di accesso: 01.02.2018).
Тексты выступлений министров обороны
и иностранных дел в парламенте (стенограммы)
27. Berlusconi, S.Intervento del Presidente del Consiglio S. Berlusconi alla seduta n. 283 del 19 marzo 2003 / S. Berlusconi // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].- 2003.- 19 marzo.- URL: http://documenti.camera.it/ dati/leg14/lavori/stenografici/sed283/sintero.pdf(data di accesso: 09.09.2017).
28. D Onofrio, F.Intervento del Senatore Francesco D’Onofrio alla seduta n. 594a del 13 aprile 1999 /
F. D’Onofrio // Senato. [Il sito ufficiale].- 1999.- 13 aprile.- URL:
http://www.senato.it/leg/13/BGT/Schede/ProcANL/ProcANLscheda4431.htm(data di accesso: 02.19.2017).
29. Frattini, F.Intervento del Ministro degli Esteri F. Frattini alla seduta n. 298 del 15 aprile 2003 / F.
Frattini // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].- 2003.- 15 aprile.- URL:
http://legxiv.camera.it/chiosco.asp?sframeTitle=Resoconto%20stenografico&sMacrosezione=Docesta&source=/organiparlamentariSM/241/4405/5340/documentotesto.ASP&position=Organi%20Parlamentari/L'assemblea/Il%20rapporto%20con%20il%20governo/Comunicazioni%20e%20informative%20urgenti%20del%20Governo&content=/ dati/leg14/lavori/stenografici/sed298/s050.htm#Titolo7%2018(data di accesso: 09.09.2017).
30. Gasperini, L.Intervento del Senatore Luciano Gasperini alla seduta n. 594a del 13 aprile 1999 /
L. Gasperini // Senato. [Il sito ufficiale].- 1999.- 13 aprile.- URL:
http://www.senato.it/leg/13/BGT/Schede/ProcANL/ProcANLscheda4431.htm(data di accesso: 02.19.2017).
31. La Russa, I.Intervento del Ministro della Difesa I. La Russa alla seduta n. 415 del 12 gennaio 2011 / I. La Russa // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].- 2011.- 12 gennaio.- URL: http://leg16.camera.it/410?idSeduta=0416&tipo=stenografico#sed0416.stenografico.tit00080.sub00010.int00020(data di accesso: 12.09.2017).
32. La Russa, I. Intervento del Ministro della Difesa I. La Russa alla seduta n. 525 del 23 marzo 2011 /
I. La Russa // Senato. [Il sito ufficiale].- 2011.- 23 marzo.- URL:
http://www.senato.it/Japp/bgt/showdoc/frame.Jsp?tipodoc=Resaula&leg=16&id=00527183&part=doc dc&parse=no&stampa=si&toc=no(data di accesso: 17.11.2017).
Документы стратегического и доктринального характера
33. Codice dell'Ordinamento Militare / Ministero della Difesa.- [Roma], 2010.- 801 р.- URL: https://www.difesa.it/Content/Documents/DLGS 15 marzo 2010 n 66.pdf(data di accesso: 07.12.2017).
34. Il Concetto Strategico del Capo di Stato Maggiore della Difesa / Stato Maggiore della Difesa.- [Roma]: Società Editrice Imago Media srl Piedimonte Matese, 2005.- 93 р.- URL: https://www.difesa.it/SMD/CaSMD/ConcettoStrategico/PublishingImages/87587 Documento%20completo%20(File%20Pdf%202,48%20Mb)pdf.pdf(data di accesso: 21.01.2018).
35. Investire in sicurezza, Forze armate: uno strumento in evoluzione / Stato Maggiore della Difesa.- [Roma], 2005.- 32 р.- (Supplemento a “Informazioni della difesa”. 2005. № 5).- URL: https://www.difesa.it/InformazioniDellaDifesa/periodico/IlPeriodico AnniPrecedenti/Documents/Investire in sicurezza.pdf(data di accesso: 22.01.2018).
36. La Dottrina Militare Italiana (PID/S-1) / III Reparto Centro Innovazione della Difesa. Stato Maggiore della Difesa.- Roma, 2011.- 137 p.
37. La trasformazione NET-Centrica: il futuro dell'interoperabilità multinazionale e interdisciplinare /
Stato maggiore della difesa.- [Roma], 2005.- 40 p.- URL:
https://www.difesa.it/InformazioniDellaDifesa/periodico/IlPeriodico AnniPrecedenti/Documents/La Trasformazione Net-Centrica.pdf(data di accesso: 18.01.2018).
38. Libro Bianco 2002 / Ministero della Difesa.- Roma, 2002.- 244 p.- URL: http://files.studiperlapace.it/spp zfiles/docs/20060816165432.pdf(data di accesso: 01.02.2018).
39. Libro Bianco. Per la sicurezza internazionale e la difesa / Ministero della Difesa. Roma, 2015.¬
68 p.- URL:http://www.difesa.it/Content/Pagine/Libro Bianco.aspx(data di accesso: 04.12.2017; 05.12.2017; 06.12.2017; 07.12.2017; 14.12.2017; 24.12.2017; 30.12.2017; 10.01.2018); Roma : [28° reggimento “PAVIA”], 2015.- 133 p.- URL:
https://www.difesa.it/Primo Piano/Documents/2015/04 Aprile/LB 2015.pdf(data di accesso: 01.03.2018).
40. Livre blanc sur la Défense et la Sécurité nationale / Ministère de la Défense.- Paris : Direction de
l’information légale et administrative, 2013.- 160 p.- URL:
http://www.livreblancdefenseetsecurite.gouv.fr/pdf/le livre blanc de la defense 2013.pdf(date d'accès: 12.08.2016).
41. Nuove Forze per un nuovo secolo / Ministero della Difesa.- [Roma, 2001].- 80 p.- URL: https://www.difesa.it/Approfondimenti/ArchivioApprofondimenti/Documents/46144 2001 nuove
forze.pdf(data di accesso: 01.09.2016).
42. Responsibility to protect : report of the international commission on intervention and state sovereignty / ICISS.- Ottawa : International Development Research Centre, 2001.- 91 p.- URL: http://responsibilitytoprotect.org/ICISS%20Report.pdf(date of access: 24.11.2017).
43. Strategic Security and Defence Review / HM Government, United Kingdom.- [London] : The
Williams Lea Group, 2015.- 94 p.- URL:
https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment data/file/555607/2015 Strategic Defence and Security Review.pdf(date of access: 10.08.2016).
44. Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense / Department of Defense,
United State of America.- Washington, 2012.- 19 p.- URL:
http://archive.defense.gov/news/Defense Strategic Guidance.pd(date of access: 20.01.2018).
45. White Paper 2016 on German security policy and the future of Bundeswehr / The Federal Government, Germany.- Berlin : Federal Ministry of Defence, 2016.- 144 p.- URL: https://issat.dcaf.ch/download/111704/2027268/2016%20White%20Paper.pdf(date of access: 15.01.2018).
Официальные сайты политических институтов
46. Парламент Италии // Большая российско-итальянская межпарламентская комиссия. [Официальный сайт].- URL:http://rusit.duma.gov.ru/?page id=61(дата обращения: 05.10.2017).
47. Справочная информация: Ответственность по защите // ООН. [Официальный сайт].- URL: http://www.un.org/ru/preventgenocide/rwanda/bgresponsibility.shtml(дата обращения: 01.10.2017).
48. Alti comandi e regioni aeree // Aeronautica Militare, Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.aeronautica.difesa.it/organizzazione/AC RRAA/Pagine/default.aspx(data di accesso: 15.10.2017).
49. Capo di Stato Maggiore della Difesa, Configurazione della carica // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL:https://www.difesa.it/SMD/CaSMD/Pagine/ConfCarica.aspx(data di accesso:
25.10.2017) .
50. Centro Alti Studi per la Difesa // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: https://www.difesa.it/SMD/CASD/Pagine/default.aspx(data di accesso: 26.10.2017).
51. Consiglio Supremo di Difesa // Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://www.quirinale.it/qrnw/attivita/csd/csd.html(data di accesso: 01.10.2017).
52. Compiti istituzionali del Ministo // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: https://www.difesa.it/Il Ministro/compiti istituzionali/Pagine/default.aspx(data di accesso: 01.10.2017).
53. Esercito organizzazione // Esercito, Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: http://www.esercito.difesa.it/organizzazione(data di accesso: 18.10.2017).
54. Giustizia militare // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL:
https://www.difesa.it/Giustizia Militare/Pagine/default.aspx(data di accesso: 20.10.2017).
55. I carabineri quarta forza armata // Carabinieri. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.carabinieri.it/arma/ieri/storia/vista-da-2015/fascicolo-43/i-carabinieri-quarta-forza-armata(data di accesso: 11.10.2017).
56. Il comando squadra aerea // Aeronautica Militare, Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.aeronautica.difesa.it/organizzazione/AC RRAA/CSA/Pagine/default.aspx (data di
accesso: 21.10.2017).
57. Il Presidente della Repubblica // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: https://www.difesa.it/Il Presidente della Repubblica/Pagine/ConsiglioSupremodiDifesa.aspx(data di accesso: 17.10.2017).
58. La funzione del Governo // Governo Italiano. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.governo.it/il-governo-funzioni-struttura-e-storia/la-funzione-del-governo/187(data di accesso: 01.10.2017).
59. La struttura del Governo // Governo Italiano. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.governo.it/il-governo-funzioni-struttura-e-storia/la-struttura-del-governo/185(data di accesso: 11.10.2017).
60. Organizzazione della Marina Militare // Marina Militare, Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.marina.difesa.it/conosciamoci/organizzazione/Pagine/default.aspx(data di accesso: 01.10.2017).
61. Reparti dello Stato Maggiore della Difesa // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: https://www.difesa.it/SMD/Staff/Reparti/Pagine/default.aspx(data di accesso: 11.10.2017).
62. Stato Maggiore della Difesa // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: https://www.difesa.it/SMD/Pagine/home.aspx(data di accesso: 13.10.2017).
Материалы и документы парламента и правительства в области обороны и вооруженных сил
63. Comunicato stampa del Consiglio dei Ministri n. 31 del 24 maggio 2015 // Governo Italiano. [Il
sito ufficiale].- URL: http://www.governo.it/articolo/comunicato-stampa-del-consiglio-dei-
ministri-n-31/7447(data di accesso: 12.11.2017).
64. Difesa e Forze armate: Il controllo parlamentare sull'acquisizione di armamenti // Camera dei
Deputati. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.camera.it/leg17/browse/465?tema=programmi d arma(data di accesso: 14.09.2017).
65. Difesa e Forze armate: Il documento programmatico pluriennale per la Difesa // Camera dei
Deputati. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.camera.it/leg17/browse/465?tema=Il documento programmatico pluriennale per ladifesa(data di accesso: 13.09.2017).
66. Difesa e Forze armate: Il rilievo internazionale della Difesa // Camera dei Deputati. [Il sito
ufficiale].- URL:
http://www.camera.it/leg17/browse/465?tema=rilievo internazionale della difesa (data di
accesso: 20.09.2017).
67. Difesa e Forze armate: Impiego delle Forze armate nella tutela dell'ordine pubblico // Camera dei
Deputati. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.camera.it/leg17/browse/465?tema= forze armate e ordine pubblico(data di accesso: 13.09.2017).
68. Difesa e Forze armate: La difesa cibernetica // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].- URL: http://www.camera.it/leg17/browse/465?tema=indagine conoscitiva sulla sicurezza e la difesanello spazio cibernetico(data di accesso: 11.09.2017).
69. Difesa e Forze armate: La revisione dello strumento militare // Camera dei Deputati. [Il sito http://www.camera.it/leg17/browse/465?tema=gli schemi di decreto attuativi della revisione dello strumento militare(data di accesso: 13.09.2017).
70. Difesa e Forze armate: Prime applicazioni della “legge quadro sulle missioni internazionali” //
Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.camera.it/leg17/465?tema=deliberazione del consiglio dei ministri del 14 gennaio2017(data di accesso: 23.09.2017).
71. Il quadro delle missioni militari dell'Italia dal secondo dopoguerra ad oggi // Camera dei Deputati.
[Il sito ufficiale].- URL:
http://leg16.camera.it/561?appro=64&Il+quadro+delle+missioni+militari+dell%27Italia++dal+secondo+dopoguerra+ad+oggi(data di accesso: 24.09.2017).
72. La revisione dello strumento militare: La legge n. 244 del 2012 // Parlamento. [Il sito ufficiale].- URL: http://leg16.camera.it/465?area=13&tema=670&La+revisione+dello+strumento+militare%3A+La+legge+n.+244+del+2012(data di accesso: 22.01.2018).
73. Temi dell'attività parlamentare // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].- URL: http://www.camera.it/leg17/browse/292(data di accesso: 13.09.2017).
74. Temi dell'attività parlamentare: Difesa e Forze armate // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale].- URL:http://www.camera.it/leg17/browse/807?area=difesa forze armate#more(data di accesso: 15.09.2017).
Официальные сообщения и аналитические материалы
Министерства обороны и Министерства иностранных дел
75. Dal libro bianco 1985 al Golfo Persico // Marina Militare, Ministero della Difesa. [Il sito
ufficiale].- URL:
http://www.marina.difesa.it/storiacultura/storia/storianavale/Pagine/librobiancoMarina.aspx(data di accesso: 17.01.2018).
76. Focus-Libia: Il ruolo dell'Italia ed il Confronto in Parlamento // Farnesina.- 2011.- 21 aprile.- URL:
http://www.esteri.it/mae/it/sala stampa/archivionotizie/approfondimenti/2011/04/20110421 ruoloitalia.html(data di accesso: 12.11.2017).
77. Il Presidente Mattarella ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (06.04.2017, Roma) //
Presidenza della Repubblica.- URL:
http://www.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=2701(data di accesso: 01.11.2017).
78. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (02.10.2008, Roma) //
Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL:
http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=7556(data di accesso: 01.11.2017).
79. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (27.05.2009, Roma) //
Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL:
http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=8618(data di accesso:
21.11.2017) .
80. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (11.11.2009, Roma) // Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=9312(data di accesso:
11.11.2017) .
81. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (09.03.2010, Roma) // Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=11404(data di accesso: 14.11.2017).
82. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (10.03.2010) // Presidenza
della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL:
http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=9810(data di accesso: 01.11.2017).
83. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (07.07.2010, Roma) //
Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL:
http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=10460(data di accesso: 03.11.2017).
84. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (10.11.2010, Roma) //
Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=10922 (data di
accesso: 01.11.2017).
85. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (06.07.2011, Roma) // Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=11982(data di accesso: 05.11.2017).
86. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (08.02.2012, Roma) //
http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=12972(data di accesso: 01.11.2017).
87. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (04.07.2012, Roma) //
Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=13684 (data di
accesso: 06.11.2017).
88. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (28.11.2012, Roma) // Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=14316(data di accesso: 13.11.2017).
89. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (03.07.2013, Roma) //
Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL:
http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=15294(data di accesso: 01.11.2017).
90. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (06.11.2013, Roma) // Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=15810(data di accesso: 01.11.2017).
91. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (19.03.2014, Roma) //
Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL:
http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=16330(data di accesso: 07.11.2017).
92. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (18.06.2014, Roma) //
Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=16750 (data di
accesso: 11.11.2017).
93. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (15.10.2014, Roma) // Presidenza della Repubblica. [Il sito ufficiale].- URL: http://presidenti.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=17194(data di accesso: 14.11.2017).
94. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (21.04.2015, Roma) //
Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=307(data di accesso: 01.11.2017).
95. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (21.10.2015, Roma) //
Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=1017(data di accesso: 01.11.2017).
96. Il Presidente Napolitano ha presieduto il Consiglio Supremo di Difesa (25.02.2016, Roma) //
Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.quirinale.it/elementi/Continua.aspx?tipo=Comunicato&key=1447(data di accesso:
16.11.2017) .
97. Libia - Operazioni a supporto del paese // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: https://www.difesa.it/OperazioniMilitari/op int concluse/LibiaOperazioniSupporto/Pagine/default.aspx(data di accesso: 18.11.2017).
98. Libro Bianco, approvato il DDL // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- 2017.- 10 febbraio.-
URL: https://www.difesa.it/Primo Piano/Pagine/Libro-bianco-approvato-il-ddl.aspx (data di
accesso: 14.12.2017).
99. Operazione “Strade sicure” // Ministero della Difesa. [Il sito ufficiale].- URL: http://www.esercito.difesa.it/operazioni/operazioni nazionali/Pagine/Operazione-Strade-Sicure.aspx(data di accesso: 01.09.2016).
100. Riunione del Consiglio Supremo di Difesa (24.11.2016, Roma) // Ministero della Difesa. [Il
sito ufficiale].- URL:
https://www.difesa.it/Primo Piano/Pagine/Riunione del Consiglio Supremo di Difesa.aspx(data di accesso: 01.11.2017).
101. Riunione del Consiglio Supremo di Difesa (05.10.2017, Roma) // Ministero della Difesa. [Il
sito ufficiale].- URL:
https://www.difesa.it/Primo Piano/Pagine/Riunione del Consiglio Supremo di Difesa al Quirinale.aspx(data di accesso: 09.11.2017).
102. Riunione del Consiglio Supremo di Difesa (30.06.2016, Roma) // Rappresentanza Permamente
NATO - Bruxelles. [Il sito ufficiale].- URL:
http://www.rappnato.esteri.it/rapp nato bruxelles/it/ambasciata/news/2016/06/riunione-del-consiglio-supremo.html(data di accesso: 22.11.2017).
Интервью министров иностранных дел и министров обороны
103. D’Alema, M.Intervista del Ministro Degli Esteri M. D’Alema / M. D’Alema // Farnesina. [Il
sito ufficiale].- 2006.- 13 agosto.- URL:
http://www.esteri.it/mae/it/sala stampa/archivionotizie/interviste/200608 dalema intervista 9.html (data di accesso: 01.02.2018).
104. Frattini, F.Intervista del Ministro degli Esteri F. Frattini / F. Frattini // Farnesina. [Il sito
ufficiale].- 2008.- 24 giugno.- URL:
http://www.esteri.it/mae/it/sala stampa/archivionotizie/interviste/2008/06/20080624 missionimodelloitalia.html(data di accesso: 20.09.2017).
105. Frattini, F. Intervista del Ministro degli Esteri F. Frattini / F. Frattini // Farnesina. [Il sito
ufficiale].- 2010.- 12 ottobre.- URL:
http://www.esteri.it/mae/it/sala stampa/archivionotizie/interviste/20101012 kabul l italia via dal
2011.html(data di accesso: 22.09.2017).
106. Frattini, F. Intervista di F. Frattini e Hamad bin Jassem bin Jabr Al-Thani / F. Frattini, Hamad bin Jassem bin Jabr Al-Thani // Farnesina. [Il sito ufficiale].- 2011.- 5 maggio.- URL: http://www.esteri.it/mae/it/sala stampa/archivionotizie/interviste/20110505 gruppo di contatto.html(data di accesso: 18.11.2017).
107. Frattini, F. Intervista del Ministro di affari esteri F. Frattini del 21.08.2011 / F. Frattini //
Farnesina. [Il sito ufficiale].- 2011.- 21 agosto.- URL:
http://www.esteri.it/mae/it/sala stampa/archivionotizie/interviste/2011/08/20110822 libia intervento militare.html(data di accesso: 18.11.2017).
108. La Russa, I. Intervista del Ministro della Difesa I. La Russa / I. La Russ // Ministero della
Difesa. [Il sito ufficiale].- 2009.- 20 settembre.- URL:
https://www.difesa.it/Ministro/Compiti e Attivita/Interviste29/2009-
09/Pagine/La Russa«Nessuna ambiguità 947terrorismo».aspx(data di accesso: 14.09.2017).
109. Martino, A. Intervista del Ministro della Difesa A. Martino / A. Martino // Ministero della
Difesa. [Il sito ufficiale].- 2004.- 10 giugno.- URL:
https://www.difesa.it/Ministro/Compiti e Attivita/Interviste29/2004-
06/Pagine/Martino allestero solo per dare 100prendere.aspx(data di accesso: 14.09.2017).
110. Parisi, A. Intervista del Ministro della Difesa A. Parisi / A. Parisi // Ministero della Difesa. [Il
sito ufficiale].- 2006.- 9 settembre.- URL:
https://www.difesa.it/Ministro/Compiti e Attivita/Interviste29/2006-
09/Pa»ine/Siamoli per portare la pace no 406indietro.aspx(data di accesso: 12.09.2017).
111. Parisi, A. Intervista del Ministro della Difesa A. Parisi / A. Paris // Ministero della Difesa. [Il
sito ufficiale].- 2007.- 7 gennaio.- URL:
https://www.difesa.it/Ministro/Compiti e Attivita/Interviste29/2007-
01/Pagine/LA VERA FORZA DELLITALIA 415.aspx(data di accesso: 09.09.2017).
Информационные данные о вооруженных силах Италии на европейских сайтах
112. European Powers Ranked by Military Strength Ranking // Global Firepower.- URL: https://www.globalfirepower.com/countries-listing-europe.asp(date of access: 08.01.2018).
113. Il generale Claudio Graziano nominato comandante della missione ad interim delle nazioni
Unite in Libano (UNIFIL) // UNRIC. [Il sito ufficiale].- 2007.- URL:
http://www.unric.org/it/attualita/8363(data di accesso: 08.09.2017).
114. 2017 Italy Military Strength // Global Firepower.- URL:
https://www.globalfirepower.com/country-military-strength-detail.asp7country idMtaly(date of access: 08.01.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ