Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЗА М. ЦВЕТАЕВОЙ: ХАРАКТЕР И СПОСОБЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Работа №102183

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы203
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Самоидентификация М. Цветаевой в семейно-родовой парадигме (автобиографическая проза) 21
1.1. Восстановление идентичности: персонажный и предметный мир
детства 21
1.2. Оппозиция «свой» / «чужой» как способ семейной, национальной и
социальной самоидентификации 33
1.3. Приемы самообнаружения личности 45
Глава 2. Самоидентификация М. Цветаевой и апология поэта (литературно-критическая проза) 62
2.1. Апология как жанр 62
2.2. Апология как интенция или «скрытая самоапология» 84
2.3. Феномен лингводицеи как апологии поэзии 107
Глава 3. Самоидентификация М. Цветаевой в контексте личностного
этико-эстетического сценария (дневниковая и художественная проза) 121
3.1. Дневник как публичная самопрезентация 121
3.2. Мотив истинной и ложной предназначенности в художественной прозе
М. Цветаевой 142
3.3. «Пушкинский текст» М. Цветаевой»: единство самоидентификации 162
Заключение 174
Список литературы

Хорошо известно, что Марина Цветаева скептически (даже негативно) относилась к прозаическому письму поэтов, но сама не только чужих, но и своих «заповедей не блюла» и прозу писала. Она оставила после себя многожанровое прозаическое наследие: письма, записные книжки, дневниковую и автобиографическую прозу, эссе, литературно-критические статьи, повесть, роман в письмах. И все это отмечено ее творческим даром, ее специфической, сразу узнаваемой манерой письма, в любом своем проявлении имеющей статус художественности. При всем многообразии творческого волеизъявления Цветаева остается прежде всего поэтом, классиком русской поэзии XX века, в этом отношении совершенно справедливо высказывание О. А. Казниной: «...она всегда ощущала себя не писателем, а поэтом, пишущим прозу». Поскольку Цветаева - в первую очередь поэт, ее прозу можно отнести к феномену «прозы поэта» - явления, характерного фактически для всех поэтов от А. Пушкина и до И. Бродского.
Ключевое отличие цветаевской прозы в данном случае - граница между стихами и повествовательными жанрами: если у других авторов она зачастую была безусловной (за исключением таких сложных образцов поэтической прозы, как работы Андрея Белого и Б. Пастернака), то у М. Цветаевой - напротив, крайне зыбкой и допускающей взаимопроникновение поэзии и прозы.
Р. О. Якобсон в работе «Заметки о прозе поэта Пастернака» подробно рассматривает феномен «прозы поэта», называя его «абсолютным билингвизмом» . При исследовании прозы М. Цветаевой традиционно и справедливо акцент делается на анализ поэтической составляющей цветаевского творчества. По точному замечанию Е. В. Канищевой, «она (имеется в виду «проза поэта». - Е. Д.) характеризуется всеми признаками, свойственными для данной формы взаимодействия стиха и прозы: фрагментарностью повествования, сложностью ассоциативной связи между частями и главами произведений, резкой сменой субъектов и объектов действия и речи, наличием метрических, рифмованных отрывков, анафор и звукописи, появлением строфичности и аналога стихотворного переноса, насыщенной языковой образностью произведения» . Исследование способности М. Цветаевой с совершенством владеть вторым языком, распоряжаясь двумя формами художественной речи - основной тезис современного цветаеведения. Именно этой проблеме посвящены работы таких известных исследователей, как И. В. Кудрова, А. А. Саакянц, В. А. Швейцер, И. Д. Шевеленко.
Успешно также предпринимались попытки анализа непосредственно ее прозы, С. Н. Бунина прямо заявляет о невозможности рассмотрения прозы М. Цветаевой как вспомогательной, одновременно отмечая трудности, возникающие при попытках четкого жанрового разделения соответствующих произведений. Большинство исследователей, изучающих цветаевскую прозу, сходятся во мнении о невозможности применения к этим произведениям традиционных жанровых определений. Д. А. Богатырева анализирует специфику проявления авторского присутствия в тексте, отдельно рассматривая сугубо индивидуальные приемы мемуарного жанра, используемые Цветаевой. О. В. Калинина акцентирует внимание на образной системе цветаевской автобиографической прозы с целью обозначить специфику формирования творческой личности и описать этот процесс. Важна в аспекте исследования мировоззренческих установок, воплощенных в этой прозе, и основательная работа С. Ж. Макашевой, где рассматривается становление и развитие взглядов Цветаевой при сохранении в мировоззренческой позиции непременного антропоцентризма, всегда вытесняющего художественную космогонию. Отмеченный антропоцентризм в целом является смыслообразующим для поэта и характеризуется многими исследователями. Так, совершенно справедливо высказывание О. А. Казниной о преобразовании личного в универсальное и частного в «характерное для времени».
В поле зрения исследователей преимущественно оказывается автобиографическая и мемуарная проза, анализу подвергаются языковые особенности на всех уровнях текста, жанровые модификации и непосредственно творческая личность и специфика ее формирования.
Прозаическое наследие Цветаевой ввиду своей цельности шире, чем феномен «прозы поэта»: «по объему и значимости написанного в прозе М. И. Цветаева является не в меньшей мере прозаиком, чем поэтом. И признать это мешает только масштаб ее поэтического дарования» . Симптоматично, что в работе Н. Н. Вольской по отношению к Цветаевой появляется номинация «прозаик». Безусловно верен тезис В. Вейдле: «...в жизни, а не только в стихах, была она прежде всего и всегда поэт, так остается она поэтом в каждой строчке своей прозы» . Заслуживает внимания и размышления о том, что «...в прозе она впервые по-настоящему объяснила себя как человека и как поэта, чего с той же степенью проникновения не смог сделать ни один критик или исследователь».
Несмотря на значительную разработанность, вопрос системного изучения прозаического наследия М. Цветаевой до сих пор остается открытым и требует дальнейшей углубленной разработки с использованием новых аспектов анализа. Обращение к понятию «самоидентификации» и способам ее реализации непосредственно в прозаических произведениях Цветаевой, рассмотрение прозы как инструмента самоопределения и рефлексии обусловило актуальность настоящей работы.
М. В. Ляпон в книге «Проза Цветаевой: опыт реконструкции речевого портрета автора» пишет: «Цветаева (автор эссе о современниках, субъект авторефлексии в автобиографической прозе, в письмах, записных книжках) предстает как неисчерпаемый информант, обладающий высокоразвитым чувством самоидентичности» . В книге используется понятие «языковая личность», понимаемое как «лингвопсихологическая сущность говорящего индивида» , которое вслед за Ю. Н. Карауловым может быть истолковано как способность человека к созданию текста. Характеризуя разные жанры прозы М. Цветаевой, М. В. Ляпон отмечает: «...дневниковые заметки, мемуары, рассказы, статьи о литературе, эссе, письма - это образцы автопсихологической прозы, в которой автор демонстрирует свою “технику” использования языка и одновременно выступает в роли собственного психоаналитика, воссоздающего психологический автопортрет». Опираясь на труды К. Г. Юнга, М. В. Ляпон, говоря о языковой личности Цветаевой, настаивает: «В позиции наблюдателя Цветаева, как правило, - метанаблюдатель, пристально рассматривающий свой ракурс, свой принцип реагирования на внешний объект, собственное видение картины мира...» Стиль цветаевской прозы оказывается связан с таким ключевым для всей аналитической психологии понятием, как «самость». Понятие «языковой личности» связывается с психоаналитическим понятием «идентичности», идущим от концепции архетипов К. Г. Юнга. Возникшие в пространстве психологии и философии, а в настоящее время конкретизированные (с учетом предмета исследования) и филологией категории идентичности и самоидентичности наиболее важны для нашей работы.
Изначально термин «идентичность» появился в философии и толковался исключительно как «тождественность». Благодаря Э. Эриксону понятие об идентичности шло за пределы философии в область психологии, определяясь как непрерывная саморефлексия индивида в попытках достичь тождества самому себе. Впоследствии философское понимание идентичности расширилось и представляет собой единство двух составляющих: «данное в опыте постоянство во времени» и «тождественность себе». Проблему персональной идентичности исследователь Н. Ю. Мочалова трактует как «проблему определения границ человеческого Я, персонального измерения человека, его уникального отличия от других». Как видно, понятия идентичности в философии и психологии оказываются крайне близки.
Ключевым представляется филологическое значение термина «идентичность», возникшее в феноменологической герменевтике благодаря работам Ж. Делеза, Ж. Дерриды, М. Хайдеггера и др. Для понимания литературного понятия идентичности необходимым становится обращение к «повествовательной идентичности», предложенной П. Рикёром и характеризуемой знаково-символическими языковыми средствами.
Исследователи, занимающиеся проблемой идентичности в литературной проекции, отмечают, что авторская идентичность формируется так же, как и любая иная личностная идентичность. При этом актуализируется философский, культурологический и психологический контекст произведения. М. П. Абашева, концепция которой представляется точно выверенной и апробированной на материале анализа ряда творческих индивидуальностей, пишет: «Применительно к изучению литературы персональная идентичность автора - это прежде всего индивидуальные текстуальные стратегии авторства, исторически и социально стимулированные (выделено М. П. Абашевой. - Е. Д.). Термин “идентичность”, в отличие от более привычных в литературоведческом обиходе “самосознания”, “самоопределения” и т. п., фиксирует заостренно-отрефлектированные и символически маркированные моменты авторского самосознания в поисках самотождественности, его “кристализацию”» .
Вопросами идентичности автора в тексте также задаются исследователи Л. А. Софронова, О. Ю. Осьмухина и др. М. И. Ибрагимов в статье «Идентичность в литературе (на материале татарской поэзии XX века)» характеризует идентичность как «состояние тождества с другим» . Говоря же об идентификации, исследователь актуализирует ее процессуальность.
Смыслообразующим для понимания идентичности и идентификации в литературном тексте становится сам язык. В работе «Письмо и различие» Ж. Деррида отмечает: «В той мере, в какой литературный акт первоначально исходит из этой воли писать, он является признанием чистого языка, ответственностью за призвание чистого слова, которое, будучи однажды услышанным, конституирует писателя как такового». Восприятие мира тесно связано с сознанием и языком, а рефлексия становится своего рода «самоконструированием» личности. Не случайно М. Хайдеггер считал поэзию объединяющим началом всех искусств, а язык - домом бытия: «Язык впервые дает имя сущему, и благодаря такому именованию впервые изводит сущее в слово и явление». Формирование личностной, социальной и культурной идентичности невозможно без языка, в связи с чем возникает понятие «лингводицеи». Трактуется это понятие как особое отношение к поэту: (Т)творцу и (С)создателю не только слова, но и целого микрокосма: сам язык оказывается оправдан как инструмент (С)создателя.
В предлагаемой работе выделяются три уровня идентичности: семейно-родовая, поэтическая и этико-эстетическая. Анализируются также компоненты социальной, национальной, культурной идентичности. Мотивировками выделения трех важнейших для М. Цветаевой уровней самоидентификации стали следующие размышления. Разрушение устойчивого, казалось бы, уклада жизни привело поэта к постоянным воспоминаниям о своем детстве. Как образно пишет М. Степанова, «тоска по прошлому, сопутствующая ей всю жизнь, в последние годы стала использоваться ею как убежище». Семья и род становятся, с одной стороны, «убежищем» для Цветаевой-человека, с другой - именно они позволили ей вновь обозначить собственную поэтическую значимость и творческое предназначение. М. Цветаева не просто документирует уклад семьи и дома, но анализирует по прошествии времени события, повлиявшие на ее личностное и творческое становление. Личностная идентичность поэта неизбежно связана с детством и с семьей, а реконструкция семейно-родовой истории открывает возможность объяснения индивидуально-неповторимой творческой идентичности. Проблемы семейно-родовой идентичности обнаруживаются в автобиографической прозе, где центральное место занимает сама М. Цветаева, а образы матери, отца и сестры оказываются важны, прежде всего, для убедительного воссоздания семейной истории, сильно повлиявшей на поэта.
Безусловно, вопрос, связанный с позиционированием М. Цветаевой как поэта, занимает центральное положение в системе её самоидентификации. Здесь важно обозначить и то, что Цветаева не просто выступает как поэт - она защищает поэтов, в том числе и саму себя, что приводит к необходимости объединить ее литературно-критические статьи, эссе и трактаты в рамках понятий «апологии» и «самоапологии». М. Степанова трактует подобную защиту как потребность выразить голос тех, кто был не способен сказать сам, - толпы и народа: «Но толпы, выпавшие в прорехи сверхнового времени (курсив Степановой. - Е. Д.), не имеют ни права голоса, ни заступника. Им против собственной воли стала Марина Цветаева, всю жизнь настаивающая на исключительности собственного случая, пока он не стал почти всеобщим». По мнению автора статьи, Цветаева выражает голос «чистой богооставленности, последнего отчаяния».
Параллельно с терминами «самоидентификация» и «идентичность» в нашей работе употребляется понятие «идентификации», тесно связанное с философской категорией «Другой». Принципиальным для осознания самого себя оказывается другой субъект (поэт, творец, социальная или национальная группа). «Изначальная процедура самоидентификации сопряжена с определением внешнего, извне бытия. Именно иное, вненаходимое, не-Я ограничивает поле моего персонального существования, идентифицирует мою самость». Идентифицирование с другим человеком или социальной группой - неотъемлемая часть самопознания: без понимания границ другого человека невозможно определить свои собственные. Об этом говорит и Л. А. Софронова в статье «О проблемах идентичности»: «...самоидентификация непременно достраивается отношением к Я другого», что ведет к возникновению оппозиции «свой» / «чужой»: «во все времена процесс идентификации строится на основе оппозиции свой/чужой» . Именно эта оппозиция стала одной из ключевых в настоящей работе.
Помимо личностных представлений поэта и их естественных изменений в течение жизни, важно обозначить этическую составляющую. Марина Цветаева выстраивает собственную систему представлений и «моральных кодов», порой существенно отличающихся от традиционных. Они не просто обозначаются, но открыто постулируются в дневниках и собственно прозе. Личностно-этическая идентичность представляет собой понятия и ценности , формирующие основы авторского самосознания.
Итак, понятие «самоидентификация», вслед за названными выше исследователями, трактуется в нашей работе как «самообнаружение», точнее - абсолютное тождество самому себе, обретение которого становится главной целью поэта в прозе. Научная новизна диссертации определяется, во-первых, аспектом анализа: цветаевская проза рассмотрена как пространство
самоидентификации; во-вторых, выявлением трех типов самоидентификации: семейно-родового, поэтического (в терминологии Цветаевой - «поэтового»), этико-эстетического и изучением способов их проявления во всех жанрах прозы М. И. Цветаевой; в-третьих, анализом художественных способов, благодаря которым цветаевский характер самоидентификации проявлен в прозаических текстах.
Нестандартность цветаевской прозы выражается и в неклассической субъектной организацией, которую затруднительно рассматривать сквозь теорию М. М. Бахтина о «вненаходимости автора герою», а саму Марину Цветаеву сложно назвать «безучастным зрителем». Согласно теории М. Бахтина, автор произведения не может быть равен автору-человеку, а совпадение героя с творцом крайне редко, поскольку «в противном случае мы не получим художественного произведения». Тем не менее, ученый не отрицает возможность автобиографичности героя, в случае с Мариной Цветаевой мы можем говорить об определенном совпадении героини и автора, что особо важно: подобная тенденция свойственна не только автобиографической прозе поэта, но и в целом всему ее прозаическому наследию.
Для Б. О. Кормана важным является носитель речи, «содержательно-субъектная организация текста» определяется как «соотнесенность текста с носителями речи». Исследователь отмечает, что «субъект речи тем ближе к автору, чем в большей степени он растворен в тексте и незаметен в нем». В цветаевской прозе зачастую авторский голос заглушает голоса остальных героев, а сами персонажи даются сквозь призму авторского восприятия.
Специфика материала напрямую отсылает к размышлениям С. Н. Бройтмана о неклассической субъектной организации. Анализируя роман М. Пруста «В поисках утраченного времени», исследователь пишет: «это не просто я-повествование, ибо субъект речи здесь не герой в обычном смысле, точнее - не только герой, но и образ автора» , важным становится изображение «личности». В случае с прозой М Цветаевой важны размышления ученого о сущности неклассического автора и соотношении творца и «Другого»: «В связи с этим и в поэзии, и в прозе рубежа веков наряду с традиционными возникают такие субъектные формы, основой которых становится не аналитическое различение «я» и «Другого», а их изначально нерасчленимая интерсубъектная целостность». Думается, именно «неклассический автор» является способом реализации «я-субъекта» в прозе М. Цветаевой, поскольку «...поэт, создающий “прозу поэта”, т. е. особый род мемуаристики и художественно-публицистической прозы, характеризующейся повышенной личностностью и эмоциональностью тона».
Применительно к субъектной организации прозы Цветаевой центральными становятся понятия «автор» / «герой», что во много обусловлено спецификой цветаевской прозы, а также обосновано постоянным стремлением поэта к самоидентификации. Понятие «самоидентификация», вслед за исследователями, трактуется как «самообнаружение», точнее - абсолютное тождество самому себе, обретение которого становится главной целью поэта в прозе.
Методологическая основа работы представляет собой комплекс подходов. Материал потребовал привлечения междисциплинарных методов. В частности, использованы работы философов, психологов, теоретиков культуры (Л. С. Выготского, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Н. Н. Козловой, А. Ф. Лосева, Л. И. Мазур, К. С. Пигрова, П. Рикера, П. А. Флоренского, А. Н. Чистякова, А. Ю. Шеманова, Э. Эриксона). В части литературоведческого анализа исследование выполнено в соответствии с принципами исторической поэтики , которая «изучает не только генезис и развитие системы категорий, но и само искусство слова в его историческом становлении» . Поскольку феномен прозы поэта уходит своими корнями в историю жанра , важную роль играет концепция речевых жанров М. М. Бахтина.
Для анализа способов самоидентификации потребовалось обращение к работам лингвистического характера. Так, при исследовании основного мотивного комплекса используется особый инструментарий: прочтение текстов сквозь специфику местоименно-именной парадигмы. Как отмечают исследователи Е. Г. Кашицына и М. Г. Милютина, «для поэтической прозы Марины Цветаевой характерна индивидуально-авторская антонимия (выделено Кашицыной и Милютиной. - Е. Д.), нестандартная, незафиксированная в каком- либо антонимическом словаре, при этом проявляющая себя порой в совершенно неожиданных разрядах слов» . К таким словам исследователи относят и личные местоимения, что подтверждает необходимость рассмотрения местоименных парадигм. Важными для точной характеристики способов самоидентификации М. Цветаевой стали работы текстологов, представленные в отдельном издании писем поэта с примечаниями А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина и в редком книжном издании «Красная тетрадь» под редакцией Е. И. Лубянниковой и А. И. Поповой .
Формирование целостного представления о творческом и личностном развитии Цветаевой, реализованного в прозе поэта, сделало необходимым выделение ключевых антиномий и концептов в их структурных связях, прослеживаемых в произведениях различных жанровых модификаций , что возможно только при обращении как к «зрелому», так и к «начальному» этапам творчества. Это обстоятельство определило выбор материала диссертационного исследования в пользу следующей совокупности прозаических текстов: «Волшебство в стихах Брюсова» (1910), «То, что было» (1912), «О любви» (1917), «Грабеж» (1918), Расстрел царя» (1918), «Покушение на Ленина» (1918), «Чесотка» (1918), «Fräulein» (1918), «Ночевка в коммуне» (1918), «Воин Христов» (1918), «О благодарности» (1919), «О Германии» (1919), «Отрывки из книги “Земные приметы”» (1919), «Чердачное» (1920), «Световой ливень» (1922), «Кедр» (1923), «Возрожденщина» (1925), «Поэт о критике» (1926), «Мой ответ Осипу Мандельштаму» (1926), «О новой русской детской книге» (1931), «Эпос и лирика современной России» (1932), «Поэт и время» (1932), «Искусство при свете совести» (1932), «Письмо к Амазонке» (1932), «Флорентийские ночи» (1932), «Два “Лесных Царя”» (1933), «Дом у старого Пимена» (1933), «Поэты с историей и без истории» (1933), «Лавровый венок» (1933), «Жених» (1933), «Башня в плюще» (1933), «Китаец» (1934), «Страховка жизни» (1934), «Чудо с лошадьми» (1934), Хлыстовки (1934), «Сказка матери» (1934), «Мать и музыка» (1934), «Черт» (1935), «Поэт-альпинист» (1936), «Отец и его музей» (1936) «Мой Пушкин» (1937), «Пушкин и Пугачев» (1937), «Повесть о Сонечке» (1937).
Объект исследования - большая часть цветаевской прозы, за исключением записных книжек и писем.
Предмет исследования - приемы и особенности, характеризующие все три вида авторской самоидентификации в прозе поэта.
Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке системы приемов анализа характера и способов авторской самоидентификации в прозаическом письме поэта.
Практическая значимость диссертации определяется применимостью результатов исследования как при чтении базовых курсов по истории русской литературы XX века, так и в качестве материала к специальным курсам, посвященным феномену прозы поэта.
Степень достоверности результатов обеспечивается:
- системным изучением собрания сочинений Марины Цветаевой 1997 года с текстологическими комментариями Л. А. Мнухина и А. А. Саакянц; (Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. / М. И. Цветаева; [Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина]. - М., 1997-1998);
- анализом основных подходов к исследованию прозаического наследия Марины Цветаевой;
- опорой на классические и новейшие теоретические разработки, посвященные проблемам целостности художественного произведения, теории жанра, мифопоэтике, проблемам идентичности.
Основная цель диссертационного исследования - исследовать специфику семейно-родовой, поэтической, этико-эстетической идентичности прозы М. Цветаевой, проанализировать способы выражения авторской идентичности в тексте.
Данная цель обусловила решение ряда задач:
1. Системно охарактеризовать особенности семейно-родовой идентичности М. Цветаевой путем анализа предметности и вещественности в автобиографической прозе М. Цветаевой, проведенного с учетом функциональности антиномии «исчезновение» / «память».
2. Исследовать мотивный комплекс «свой» / «чужой», а также принципы «объединения» / «отчуждения» в автобиографической прозе поэта с позиций семейной и социальной самоидентификации.
3. Рассмотреть основы поэтической идентичности в художественном мире Марины Цветаевой.
4. Проанализировать жанровую специфику цветаевской апологии, отличающейся от традиционной. Исследовать авторскую апологию как интенцию и как «скрытую самоапологию».
5. Обозначить феномен «лингводицеи», свойственный прозаическим произведениям М. Цветаевой.
6. Охарактеризовать этико-эстетическую самоидентификацию М. Цветаевой.
7. Отметить ключевые самохарактеристики поэта, свойственные художественной прозе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Три уровня идентичности: семейно-родовой, поэтический и этико-эстетический - образуют целостную систему, достаточную для исследования характера и способов самоидентификации М. Цветаевой.
2. Семейно-родовая самоидентификация М. Цветаевой осуществляется главным образом в рамках автобиографической прозы посредством мотивных комплексов «память» и «исчезновение», а также антиномии «свой» / «чужой».
3. Поэтическая самоидентификация М. Цветаевой реализуется главным образом в литературно-критической прозе, в категориях «апология», «самоапология» и «лингводицея».
4. Этико-эстетическая самоидентификация М. Цветаевой в дневниковой и художественной прозе воплощена в мотивном комплексе «истинное» / «ложное», а также в системе таких образов и лейтмотивов, как «умысел», «воплощение», «сон», «судьба», «смерть».
5. Очерк «Мой Пушкин» являет собой квинтэссенцию всех уровней авторской самопрезентации.
Апробация промежуточных результатов исследования проходила на научных конференциях: XI Всероссийской научной конференции «Дергачевские чтения - 2014» (Екатеринбург, 2014), Международной научной конференции «Пушкинские чтения - 2015» (Санкт-Петербург, 2015), IV Международной конференции молодых ученых «Litteraterra:проблемы поэтики русской и зарубежной литературы - 2015» (Екатеринбург, 2015), III Всероссийской научной конференции с международным участием - 2015 (Челябинск, 2015), VIII Международных Цветаевских чтениях - 2016 (Елабуга, 2016), V Международной конференции молодых ученых «Litteraterra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы - 2016» (Екатеринбург, 2016), XII Всероссийской научной конференции «Дергачевские чтения - 2016» (Екатеринбург, 2016), VI Международной конференции молодых ученых «Litteraterra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы - 2017» ( Екатеринбург, 2017).
Основные положения исследования отражены в четырнадцати публикациях , в том числе в трех статьях в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:
1. Джаббарова Е. Я. Лингводицея Марины Цветаевой («Искусство при свете совести») // Филология и культура. Philology and Culture. Филологические науки. Литературоведение. 2017. № 1 (47). С. 156-162.
2. Джаббарова Е. Я. Предметный мир и семиотика местоимений в автобиографической прозе М. Цветаевой // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 2 (163). С. 102-110.
3. Джаббарова Е. Я. Дневниковая проза М. Цветаевой: авторская концепция и законы жанра // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 2 (175). С. 189-198.
4. Джаббарова Е. Я. Местоименная игра в ранней лирике Марины Цветаевой // Уральский филологический вестник. Сер.: ДРАФТ: Молодая наука. 2014. Вып. 3. С. 125 - 129.
5. Джаббарова Е. Я. Имя собственное и местоимение в очерке М. Цветаевой «Эпос и лирика современной России (о В. Маяковском и Б. Пастернаке) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия Филология. 2015. № 13. С. 113 - 118.
6. Джаббарова Е. Я. Имяславие и местоимение в «Повести о Сонечке» М.
Цветаевой // Дергачевские чтения - 2014. Русская литература: типы
художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций: материалы XI Всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 6-7 октября 2014 г. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. С. 91 - 96.
7. Джаббарова Е. Я. Местоименная игра и имя собственное в прозе поэта (на материале очерка «Пленный дух» М. Цветаевой) // Пушкинские чтения - 2015. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: материалы XX Междунар. науч. конф.: [сб.] / Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; под общ. ред. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. С. 329 - 333.
8. Джаббарова Е. Я., Снигирева Т. А. «Световой ливень» М. Цветаевой:
специфика автопрезентации // LITTERATERRA: Материалы IV
Международной конференции молодых ученых «Litteraterra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» [Электронный ресурс]. (Екатеринбург, 4 - 5 декабря 2015 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [УрГПУ], 2015. С. 65 - 69.
9. Джаббарова Е. Я. «Твоя смерть» М. Цветаевой: имя и местоимение как знаки диалогичности текста // Уральский федеральный вестник. Сер.: ДРАФТ: Молодая наука. 2015. Вып. 5. С. 141-145.
10. Джаббарова Е. Я. Категория женского в трактате «Письмо к Амазонке» // Уральский федеральный вестник. Сер.: ДРАФТ: Молодая наука. 2016. Вып. 5. С. 94 - 97.
11. Джаббарова Е. Я. Осмысление времени и эпохи в художественной прозе М. Цветаевой // LITTERATERRA: Материалы V Международной конференции молодых ученых «Litteraterra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» [Электронный ресурс]. (Екатеринбург, 2 - 3 декабря 2016 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [УрГПУ], 2016. С. 145-152. Режим доступа: http: //j ournal s. uspu.ru/attachments/article/1953/16. pdf
12. Джаббарова Е. Я. Апология учителя (на примере статьи М. Цветаевой «Кедр») // LITTERATERRA: Материалы VI Международной конференции молодых ученых «Litteraterra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» [Электронный ресурс]. (Екатеринбург, 1 декабря 2017 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [УрГПУ], 2017. С. 75-83. Режим доступа:
http: //j ournals. uspu.ru/attachments/article/1936/Litteraterra_12_2017. pdf
13. Джаббарова Е. Я. Апология как интенция и как жанр литературно-критической прозы М. Цветаевой / /ART LOGOS (ИСКУССТВО СЛОВА). 2017. № 2. С. 97-106.
14. Джаббарова Е. Я. Поэт vs прозаик (статья М. Цветаевой «Мой ответ Осипу Мандельштаму») // Уральский филологический вестник. Сер.: ДРАФТ: Молодая наука. 2017. Вып. 5. С. 32 - 37.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 255 позиций. Общий объем диссертации составляет 203 страницы. Во Введении определяется выбор темы, ставятся цель исследования и задачи, решение которых необходимо для ее достижения. В первой главе «Самоидентификация М. Цветаевой в семейно-родовой парадигме (автобиографическая проза)» анализу подвергается мотивный комплекс «исчезновение» / «память» предметного мира, антиномия «свой» / «чужой» в аспекте значимости названных категорий для вписывания М. Цветаевой себя в историю семьи и рода. Важным инструментом анализа становится характеристика функционирования местоименно-именной парадигмы в автобиографической прозе поэта. Вторая глава «Самоидентификация М. Цветаевой и апология поэта (литературно-критическая проза)» посвящена выявлению специфических черт и характеристик цветаевской апологии как жанра и ее отличия от «скрытой самоапологии». В третьей главе «Самоидентификация М. Цветаевой в контексте личностного этико-эстетического сценария (дневниковая и художественная проза)» анализируются ведущие мотивные комплексы и антиномии, репрезентирующие специфику этико-эстетической самоидентификации поэта. Завершает главу анализ «пушкинского текста» как квинтэссенции цветаевского самоопределения. В Заключении подводятся итоги исследования, делаются обобщающие выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ прозы Марины Цветаевой, которая создавалась на протяжении всей жизни, но особо интенсивно в 1920-30-е годы (филологические трактаты, критические статьи, рецензии, эссе, автобиографическая, дневниковая проза, повесть, роман в письмах ), проведенный в аспекте проблемы самоидентификации и способов ее решений, позволил сделать следующие выводы.
Исследование семейно-родового уровня самоидентификации показало, что Цветаева в зрелом периоде творчества, погружаясь в собственное детство, реконструирует историю семьи и рода, обусловившую появление поэта. Она предпринимает попытку самоанализа, в которой ее личная сущность предопределена или обречена на творческое предназначение. Детство и семья становятся для нее точкой отсчета рождения творческого «я». Несмотря на то, что автобиографическая проза основана на самоанализе, точнее, самопознании, нельзя сказать, что эго-текст ориентирован исключительно и только на самого автора. Важным становится фактор объединения с семьей, реализуемый благодаря последовательно создаваемой местоименной парадигме «мы / наш». Местоимение «мы» используется в трех функциях: для обозначения близости с сестрой Асей (я и Ася), для восприятия себя в контексте семьи (в особенности при разговоре о вещной атмосфере дома), при объединении с этнической или социальной (эмиграция) группой. Предметный мир полноценно раскрывается в мотивном комплексе память / исчезновение, актуализируются принципы «объединения» / «отчуждения». В автобиографической прозе восприятие рода становится смыслообразующими для понимания поэта, в ней возникает и прочно укрепляется феномен «трансгрессии». Эмигрантский конфликт «свой / чужой» перерастает в философские дихотомии «живой / мертвый», «нужный / ненужный». Память становится своеобразным инструментом , с помощью которого поэт стремится уйти, укрыться от настоящего и переоценить события прошлого. В автобиографической прозе явлен процесс формирования комплекса отказа от общепринятого, который является одним из важнейших в самоидентификации М. Цветаевой.
Анализ характерологических черт поэтической самоидентификации Цветаевой проведен путем характеристики явления апологии, которое, исходя из материала (эссе, рецензии, историко-литературные статьи, филологический трактат), понимается двояко: «подлинная» апология, реализуемая как жанр, и «скрытая самоапология», характеризуемая наличием защитительного пафоса и отсутствием структур и приемов, свойственных апологии как жанру. Главными субъектами цветаевской апологии первого типа выступают самые беззащитные и потому особо нуждающиеся в защите категории людей: ребенок, эмигрант и учитель.
В ходе анализа были выявлены приемы цветаевской апологии как жанра. Во-первых, это функциональная значимость именных парадигм и имен собственных обусловлена стремлением Цветаевой доказать и аргументировать не только свои авторские стратегии, но и величие другого поэта. Строгая избирательность литературных параллелей позволяет выстроить ряд «своих» авторов, определяя понимание творца в целом. Во-вторых, автор щедро цитирует чужой текст с множественными авторскими ремарками, которое может как возвеличивать объект, так и ниспровергать. В-третьих, значимо полное отсутствие личных местоимений «я» / «мой». Появление категории «читатель», относительно которой Цветаева идентифицирует себя, позволяет ей аргументированнее охарактеризовать себя как автора, о котором ведется речь.
Второй тип апологии - апология как интенция или как «скрытая самоапология» - реализуется в произведениях, защищающих Поэта. Цветаева стремится к собственной творческой автопрезентации и реализации ключевых творческих стратегий. Главными чертами апологии как интенции становятся частотность использования личных местоимений «я / мой», тенденция к объединению, подчеркивающая сходство авторских установок с близкими ей творцами, и, как следствие, постоянное встраивание в определенную поэтическую парадигму. Возникают особые антиномии - такие, как поэт - время, поэт - эпоха, поэт - критик; утверждается общетворческое «я», что не свойственно цветаевской апологии как жанру. Важна та миссия, которую вполне сознательно и взвешенно берет на себя Цветаева: роль защитницы, почти покровительницы, оберегающей остальных. Примечательно, что в прозе, посвященной детству поэта, подобная роль еще не провозглашается как основная. В литературно-критических работах о других поэтах Цветаева уже не сомневается в своем творческом предназначении и четко определяет эстетические ориентиры и художественные постулаты.
Апология поэзии и поэтического оказывается связана с понятием «лингводицеи», для которого характерно особое отношение к поэту как творцу микро- и макрокосмоса. Лингводицея объясняет цветаевский смысл понятий «поэт», «искусство», «совесть», «поэзия». Для нее важны такие соотношения «совесть» - «добро», «чума» - «зло», «дозволенное» - «недозволенное», «человек» - «поэт». Совесть как категория этическая становится необязательной, поскольку само творчество вырастает из стихии (злого начала), невозможного при Боге. Очерк «Черт» и трактат «Искусство при свете совести» являют собой яркий пример выхода за рамки этической и эстетической нормы.
В центре внимания личностной (в том числе гендерной) этико-эстетической самоидентификации М. Цветаевой стали ее дневники и такие жанры, как повесть, роман в письмах.
В ходе анализа дневниковой прозы как особого жанра в ней обнаруживаются традиционные и индивидуально-авторские черты. К традиционным, свойственным дневниковой прозе Цветаевой , относятся датировка, цитирование и воссоздание диалога или диалогов с другими. Выделяются и сугубо цветаевские черты дневниковой прозы: повышенная афористичность высказываний; наличие графических элементов, отделяющих одну мысль от другой; стремление к тематическому обозначению дневниковых записей; появление особого психологического сюжета, связанного с категорией «сущностного» и соотношением «сущность» / воплощение». Цветаевская дневниковая проза имеет статус художественно законченного высказывания, что сделало возможным, в резком отличии от традиции жанра, ее прижизненную публикацию.
Анализ художественной прозы привел к выделению категорий «истинного» и «ложного» предназначения. Истинная предназначенность являет себя в любви двух душ, разлуке, трагической судьбе, в обязательности восприятия жизни сквозь душу. Ложная предназначенность связана с природой «мужского», с внешним восприятием реальности, не связанным с умыслом как чистым намерением.
Завершающий диссертационную работу анализ произведений «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев» не только обозначает важнейшую для Цветаевой и для всей русской литературы «пушкинскую тему», но и являет ключевые для характеристики цветаевской самоидентификации мотивные комплексы. В соотнесении с А. С. Пушкиным и его героями раскрывается авторская самоидентификация как в рамках семьи и рода, так и в сфере этико-эстетического и поэтического становления и самоопределения. Доминантной чертой самоидентификации Цветаевой, и это подтверждает анализ ее «пушкинского текста», становится трансгрессивность, выход за рамки любой установленной нормы.
Безусловно, данная работа ограничена взятым для исследования материалом. Особый самостоятельный интерес представляют эпистолярное наследие поэта и записные книжки , которые в рамках настоящего диссертационного исследования использовались лишь как дополнительный материал. Их более глубокое изучение очерчивает перспективу дальнейшего исследования.



1. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. Кн. 1: Стихотворения / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 336 с.
2. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. Кн. 2: Стихотворения / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 320 с.
3. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 2: Стихотворения; Переводы / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 592 с.
4. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 3. Кн. 1: Поэмы; Поэмы- сказки / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 352 с.
5. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 3. Кн. 2: Драматические произведения / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 480 с.
6. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 4. Кн. 1: Воспоминания о современниках / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 416 с.
7. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 4. Кн. 2: Дневниковая проза; Из записных книжек и тетрадей; Ответы на анкеты; Интервью / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 272 с.
8. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. Кн. 1: Автобиографическая проза; Статьи; Эссе / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 336 с.
9. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. Кн. 2: Статьи; Эссе; Переводы / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 400 с.
10. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. Кн. 1: Письма / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1998. - 336 с.
11. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. Кн. 2: Письма / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1998. - 464 с.
12. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 7. Кн. 1: Письма / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1998. - 432 с.
13. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 7. Кн. 2: Письма / сост., подгот. текста и коммент. Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; «Книжная лавка - РТР», 1998. - 352 с.
14. Цветаева М. И. Письма 1905-1923 / сост., подгот. текста Л. А. Мухина. М.: Эллис Лак, 2012. - 792 с.
15. Цветаева М. И. Письма 1924-1927 / сост., подгот. текста Л. А. Мухина. М.: Эллис Лак, 2013. - 760 с.
16. Цветаева М. И. Письма 1928-1932 / сост., подгот. текста Л. А. Мухина. М.: Эллис Лак, 2015. - 624 с.
17. Цветаева М. И. Сочинения. В 2-х т. - М.: Худож. лит., 1980. - Т. 2. Проза. / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. - 543 с.
18. Цветаева М. Неизданное. Сводные тетради / М. Цветаева. - М.: Эллис Лак, 1997. - 640 с.
19. Цветаева М. Неизданное. Семья: История в письмах / М. Цветаева. - М.: Эллис Лак, 1999. - 592 с.
20. Цветаева М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 4. Воспоминания о
современниках. Дневниковая проза / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина М.: Эллис Лак, 1994. - 688 с.
Отдельные издания М. Цветаевой
21. Цветаева М. И. Девять писем / сост., пер. с французск., коммент. Ю. П. Клюкина. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. - 160 с.
22. Цветаева М. И. Красная тетрадь / сост., подгот. текста, примеч. Е.И. Лубянниковой и А.И. Поповой; Перевод А.И. Поповой; Статьи А.И. Поповой и Ж. Нива. СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2013. - 472 с., ил.
23. Цветаева М. И. Одна - здесь - жизнь: автобиографическая проза / Марина Цветаева; сост., коммент. Л. А. Мнухина. - М.: Астрель, 2012. - 759 с.
24. Цветаева М. И. Полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2010. - 1214 с.
25. Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. - Свердловск: Сред.-Урал.кн. изд- во, 1991. - 528 с.
Произведения других авторов
26. Битов А. Пушкинский Дом. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1999. - 244 с.
27. Цветаева А. И. Моя Сибирь : повести. - М.: Советский писатель, 1988. - 288 с.
Мемуарно-критические источники
28. Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе / Вступ. ст. И. Кудровой. - М.: НГ,
1997. - 208 с.
29. Волков Соломон. О Марине Цветаевой: Диалог с Иосифом Бродским // Звезда. - 1997. - № 1. - С. 72-79.
30. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания
современников/ В. Лосская. - М.: Культура и традиции, 1992. - 348 с.
31. Мандельштам Н. Я. Вторая книга: Воспоминания / Н. Я. Мандельштам; [подгот. текста, предисл., примеч. М. К. Поливанова]. - М.: Моск. рабочий, 1990. - 560 с.
32. Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Возвращение на родину. - М.: Аграф, 2002. - 304 с.
33. Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Рождение поэта. М.: Аграф, 2002. - 345 с.
34. Марина Цветаева в критике современников: В 2-х ч. Ч. I. 1910-1941 годы. - М.: Аграф, 2003. - 638 с.
35. Марина Цветаева в критике современников: В 2-х ч. Ч. II. 1942-1987 годы. Обреченность на время. - М.: Аграф, 2003. - 640 с.
36. Труайя А. Марина Цветаева / А. Труайя. - М.: Эксмо, 2008. - 480 с.
37. Цветаева А. И. Воспоминания / А. И. Цветаева. - М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной: Дом-музей Марины Цветаевой, 2014. - 717 с.
38.Эфрон А. С. Книга детства: Дневники Ариадны Эфрон, 1919-1921 /
Ариадна Эфрон; сост., подгот. текста, введение и примеч. Е. Б. Коркиной; худож. И. И. Антонова. - 2-е изд. - М.: Русский путь, 2015. - 248 с.
39. Эфрон А. Моя мать - Марина Цветаева / Ариадна Эфрон. - М.: Алгоритм, 2016 - 256 с.
40.Эфрон А. О Марине Цветаевой / сост. и автор вступ. ст. М. И. Белкина. Коммент. Л. М. Турчинского. М.: Сов. писатель, 1989. - 479 с.
Научная литература
Исследования, посвященные творчеству М. Цветаевой
41. «Чужбина, родина моя!»: Эмигрантский период жизни и творчества Марины Цветаевой: XI Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9 - 12 октября 2003 года) : сб. докладов. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. - 562 с.
42. Адмони В. Марина Цветаева и поэзия ХХ века / В. Адмони // Звезда. - 1992. № 10. - С. 163-169.
43. Айзенштейн Е. О. Символика «стекла» в творчестве Марины Цветаевой / Е. О. Айзенштейн // Научные доклады высшей школы: Филологические науки - 1990. - № 6. - С. 10-17.
44. Айзенштейн Е. О. Сны Марины Цветаевой / Е. Айзенштейн. - СПб.: Акад. Проект, 2003. - 463 с.
45. Акбашева А. С. Поэзия и проза Марины Цветаевой: научно-методическое пособие / А. С. Акбашева. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 1999.
- 102 с.
46. Алексеева М. А. Мотив игры в мемуарной прозе М. И. Цветаевой и
Б. Л. Пастернака / М. А. Алексеева // Дергачевские чтения - 2006. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности:
материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 5-7 октября 2006 г. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Издательский дом «Союз писателей», 2007. - Т. 2. - С. 3-10.
47. Андреева Е. И., Иващенко Е. Г. Дневниковая проза Марины Цветаевой // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - Благовещенск, 2011. - С. 151-154.
48. Анисимова А. С. Гендерная проблематика в лирике С. Я. Парнок и М. Цветаевой / А. С. Анисимова // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V Междунар. науч. конф. молодых ученых (12 февраля 2016 г.). - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. - С. 295-302.
49. Ахмадеева С. А. Особенности и принципы организации дневниковых текстов Марины Цветаевой как основа их стилистического анализа // Язык. Словесность. Культура. - 2015. - № 4 - 5. - С. 9-36.
50. Бабушкина С. В. Поэтическая онтология Марины Цветаевой 1926-1941 годов // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. - Иваново: ИГУ, 1999. - С. 189 - 190.
51. Бабушкина С. В. Поэтическая онтология Марины Цветаевой: 1926-1941 гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Бабушкина. - Екатеринбург, 1998.
- 20 с.
52. Бернат О. С. Лингвистическая эстетика символизма в поэзии
М. И. Цветаевой: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. С. Бернат. - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
53. Богатырева Д. А. Авторская позиция в мемуарной прозе М. И. Цветаевой
(на материале «Повести о Сонечке») / Д. А. Богатырева // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века: материалы Четвертых
Международных Цветаевских чтений. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. - С. 21-26.
54. Богатырева Д. А. Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук / Д. А. Богатырева. - Москва, 2009. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formy-vyrazheniya- avtorskogo-prisutstviya-v-memuarnoi-proze-m-tsvetaevoi.
55. Бунина С. Н. Автобиографическая проза М.И. Цветаевой: Поэтика,
жанровое своеобразие, мировидение: дис. ... канд. филол. наук / С. Н. Бунина. - Харьков, 1999. - 172 с.
56. Верескун С. А. Ассоциативно-смысловое поле цвета в прозе
М. И. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук / С. А. Верескун. - Ростов-на- Дону, 2012. - 276 с.
57. Викулина Л. А Стихия и разум в «Крысолове» М. Цветаевой /
Л. А. Викулина. // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой XII Международная научно-иематическая конференция (Москва 9-11 октября 2004 г.). Сборник докладов / Дом-музей Марины Цветаевой. - М., 2005. - 535 с.
58. Воденников Д. Из апрельского праха, с любовью (Марина Цветаева) // Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. XX век: Сборник. 2-е изд. - СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Трубина», 2011. - С. 333-363.
59. Вольская Н. Н. Поэтика автобиографических очерков М. Цветаевой. Повтор
как ведущая черта идиостиля автора: дис. ... канд. филол. наук / Н. Н. Вольская. - М., 1999. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/poetika-avtobiograficheskikh-ocherkov-m-i- tsvetaevoi-povtor-kak-vedushchaya-cherta-idiostily.
60. Вольская Н. Н. Своеобразие повтора в автобиографической прозе
М. И. Цветаевой / Н. Н. Вольская // Русский язык в школе. - 1999. - № 1. - С. 61-66.
61. Гаврилова О. С. Метадефиниция - основное средство регулятивности в прозаических текстах М. Цветаевой // Мир русского слова. - 2014. - № 4. - С. 86-89.
62. Гаспаров М. Л. Избранные статьи. - М.: Новое литературное обозрение, 1995. - С. 234-451.
63. Гаспаров М. Л. Марина Цветаева: От поэтики быта к поэтике слова // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / ред. д.ф.н. В. П. Нерознак. - М.: Академия/Akademia, 1997. - 320 с.
64. Геворкян Т. Еще раз о книге Марины Цветаевой «После России» / Т. Геворкян // Вопросы литературы. - М., 2012. - № 1. - С. 433 - 475.
65. Горбаневский М. В. «Мне имя - Марина...»: Заметки об именах
собственных в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь. 1985. - № 4. - С. 56-64.
66. Горелкина А. В. Словообразовательные окказионализмы в мемуарных
прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого: дис. ... канд. филол. наук / А. В. Горелкина. - Москва, 1999. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/slovoobrazovatelnye-okkazionalizmy-v- memuarnykh-prozaicheskikh-proizvedeniyakh-m-tsvetaevoi.
67. Гурьева Т. Н. Концепция творчества в художественном сознании Марины Цветаевой: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. Н. Гурьева. - Саратов,
1998. - 19 с.
68. Гурьева Т. Н. Марина Цветаева: искание слова // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. - Иваново: ИГУ, 1998. - 228 с. - С. 75-78.
69. Гурьева Т. Н. Тема свободы в творчестве М. Цветаевой / Т. Н. Гурьева. // Филология: Науч. изд-е (сб-к) посвящ. памяти акад. А. М. Богомолова. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. - С. 174-175.
70. Данин Д. Два слова о прозе Марины Цветаевой // Марина Цветаева в критике современников. В 2 ч. М. , 2003. Ч. II. 1942 - 1987. Обреченность на время. С. 391 - 393.
71. Дзуцева Н. В. Игра как принцип творческого поведения в поэтическом сознании М. Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. - Иваново: ИГУ, 1996. - С. 81-90.
72. Дзуцева Н. В. М. Цветаева и А. Ахматова: (К проблеме типа поэтического сознания) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. [Вып. 1]. - Иваново: ИГУ, 1993. - С. 156-165.
73. Дзуцева Н. В. М. Цветаева и Вяч. Иванов: пересечение границ // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. - Иваново: ИГУ, 1998. - С. 150-159.
74. Дзуцева Н. В. Поэтология М. Цветаевой: стихия, демон, игра /
Н. В. Дзуцева. // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой XII Международная научно-тематическая конференция (Москва 9-11 октября 2004 г.). Сборник докладов / Дом-музей Марины Цветаевой. М., 2005. - 535 с.
75. Дзюба Е. В. Концепты жизнь и смерть в поэзии М. И. Цветаевой // Политическая лингвистика. - Екатеринбург. - 2005. - С. 181-189.
76. Дударева А. А. Особенности идиостиля прозы М. Цветаевой: дис. ... канд.
филол. наук / А. А. Дударева. - Тверь, 2002. - Режим доступа:
http://www/dissercat.com/content/osobennosti-idiostilya-prozy-m-tsvetaevoi.
77. Дьячкова Е. С. Записные книжки Марины Цветаевой: проблемы издания / Е. С. Дьячкова // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 2. - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 101-108.
78. Ельницкая С. И. Цветаева и Чорт / С. И. Ельницкая // Статьи о Марине Цветаевой. - М., 2004. - С. 9 - 32.
79. Ельницкая С. И. Сеанс словесной магии: О скрытом сюжете в
автобиографической прозе «Страховка жизни» // Ельницкая С. Статьи о Марине Цветаевой. - М., 2004. - С. 73-108.
80.Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. - Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1989. - 261 с.
81.Зубова Л. В. Поэтическая этимология и паронимическая аттракция в поэзии М. Цветаевой // Историческое и диалектное словообразование. Функциональный и стилистический аспекты деривации и номинации в русском языке: Областная науч. конф. «Проблемы деривации и номинации в русском языке»: Тезисы докладов. - Омск: Изд. Омского ун-та, 1988. - С. 86-88.
82.Зубова Л. В. Традиции стиля «плетения словес» у Марины Цветаевой («Стихи к Блоку», 1916-1921 гг., «Ахматовой», 1916 г.) // Вестник
Ленинградского ун-та. - 1985. - № 9. - С. 134-149.
83. Ибрагимова С. Р. Поэтика дихотомии «тело-душа/ Ева-Психея» в
творчестве М. И. Цветаевой: автореф. дис. ... канд. филол. наук /
С. Р. Ибрагимова. - Казань, 2017. - 21 с.
84. Калинина О. В. Автобиографическая проза М. И. Цветаевой о детстве поэта: монография / О. В. Калинина. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 228 с.
85. Калинина О. В. Формирование творческой личности в автобиографической
прозе М. И. Цветаевой о детстве поэта: дис. ... канд. филол. наук / О. В. Калинина. - Волгоград, 2003. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskoi-lichnosti-v- avtobiograficheskoi-proze-mi-tsvetaevoi-o-detstve-poeta.
86. Калинина О. В. Формирование творческой личности в автобиографической прозе М. И. Цветаевой о детстве поэта: автореф. дис. ...канд. филол. наук / О. В. Калинина. - Волгоград, 2003. - 25 с.
87. Каменская А. В. Автобиографическая проза Марины Цветаевой в «Русском тексте» журнала «Современные записки» // Филологические науки. - 2007. - № 6. - С. 64-70.
88. Канищева Е. В. Поэтика прозы М. Цветаевой // Пушкинские чтения. Выпуск № XIX. - СПб., 2014. - С. 185-194.
89. Канищева Е. В. Ритм прозы М. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Канищева. - Челябинск, 2013. - 202 с.
90. Канищева Е. В. Ритмико-синтаксические особенности прозы М. Цветаевой / Е. В. Канищева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. - 2013. - № 2. - С. 97-102.
91. Карлинский С. Марина Цветаева. Ее жизнь и творчество. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2015. - 384 с.
92. Кашицына Е. Г., Милютина М. Г. Особенности организации
антонимической системы в прозе М. И. Цветаевой / Е. Г. Кашицына, М. Г. Милютина // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. - 2012. - № 2. - С. 127-134.
93. Кертман Л. Л. Душа, родившаяся где-то: Марина Цветаева и Кристин, дочь Лавранса. - М.: Возвращение, 2000. - 176 с.
94. Кертман Л. Л. Марина Цветаева. Воздух трагедии. Главы написанного романа. - М.: АСТ, 2017. - 464 с.
95. Кихней Л. Г. , Круглова Т. С. Проблема адресата в цикле Марины Цветаевой «Стихи к Пушкину» // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика. - 2016. - № 2. - С. 40-47.
96. Кихней Л. Г. , Меркель Е. В. Поэт и язык: к вопросу о поэтологических стратегиях О. Мандельштама и М. Цветаевой // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 3. - С. 103-106.
97. Клинг О. А. Миф о «Лебедином стане» - миф в «Лебедином стане» / О. А. Клинг // Четвертая Международная научно-тематическая конференция, (Москва, 9-10 октября 1996 г.): сб. докладов. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1997. - С. 156-166.
98. Коркина Е. Б. Заметки о цветописи М. Цветаевой // Творческий путь
Марины Цветаевой: Первая международная научно-тематическая
конференция (Москва, 7 - 10 сентября 1993 г.): Тезисы докладов / под ред. О. Г. Ревзиной. - М., 1993. - С. 53-57.
99. Корниенко С. Ю. Самоопределение в культуре модерна. Максимилиан Волошин - Марина Цветаева. Серия: Коммуникативные стратегии культуры.- М.: Языки славянской культуры, 2015. - 424 с.
100. Крадожен Е. М. Литературная норма и черты идиостиля Марины Цветаевой // Становление и развитие норм русского языка XVII-XX вв. - Хабаровск, 1986. - С. 119-132.
101. Крадожен Е. М. Повтор в структуре поэтического цикла: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. М. Крадожен. - М., 1989. - 17 с.
102. Круглова Т. С. «Адресованная» лирика Марины Цветаевой: коммуникативно-жанровый аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. С. Круглова. - М., 2008. - 16 с.
103. Круглова Т. С. «Поэт есть ответ...»: фактор адресации в лирике Марины Цветаевой: Монография / Л. Г. Кихней, Т. С. Круглова. - М.: МНЭПУ, 2010. - 146 с.
104. Круглова Т. С. Жанр лирического посвящения в поэзии Марины Цветаевой // Вестник Вятского государственного университета. Литературоведение. - Киров, 2009. - С. 147-149.
105. Кудрова И. В. Версты, дали...: Марина Цветаева: 1922-1939. - М.: Сов. Россия, 1991. - 368 с.
106. Кудрова И. В. Просторы Марины Цветаевой: Поэзия, проза, личность / И. В. Кудрова. СПб.: Вита Нова, 2003. - 528 с.
Кудрова И. В. Путь Комет. Жизнь Марины Цветаевой. - М.: Вита
Нова, 2002. - 356 с.
108. Кудрова И. Гибель Марины Цветаевой / Ирма Кудрова. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2013. - 255 с.
109. Лаврова Е. Л. А. Пушкин и М. Цветаева о поэте и поэтическом творчестве / Е. Л. Лаврова // А. Пушкин - М. Цветаева: Седьмая Цветаевская Международная научно-тематическая конференция (9-11 октября 1999): сб. докладов. - М.: Дом-музей Цветаевой, 2000. - С. 168-172.
110. Ляпон М. В. Проза М. Цветаевой: стратегия чтения авторского текста» / М. В. Ляпон // Художественный текст как динамическая система: материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В. П. Григорьева; Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Москва, 19-22 мая 2005 г. - М.: Управление технологиями, 2006. - С. 219¬227.
111. Ляпон М. В. Проза Цветаевой: опыт реконструкции речевого портрета автора / М. В. Ляпон. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - 528 с.
112. Ляпон М. В. Языковой портрет - психологический портрет (на материале прозы М. Цветаевой) / М. В. Ляпон // Структура и семантика художественного текста: доклады VII Международной конференции. - М.: СпортАкадемПресс, 1999. - С. 240-250.
113. Макашева С. Ж. Поэзия и проза М. И. Цветаевой 1920-1930-х гг. (онтология, концепция личности): монография / С. Ж. Макашева. - М.: МПГУ, 2005. - 246 с.
114. Макашева С. Ж. Творческая эволюция М. И. Цветаевой: онтология, концепция личности: дис. ... д-ра филол. наук / С. Ж. Макашева. - М., 2006. - 378 с.
115. Маслова В. А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: Учебное пособие / В. А. Маслова. - М.: Флинта; Наука, 2004. - 256 с.
116. Митева Е. Н. Концепт «рыцарство» в смысловой структуре стихотворения М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо...» // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. - Екатеринбург, 2013. - № 5. - С. 91-97.
117. Мухина А. С. Речевое поведение лирических героинь А. Ахматовой и М. Цветаевой: монография / А. С. Мухина. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 195 с.
118. Одинцова И. В. Автор в повествовательной структуре
автобиографической прозы М. Цветаевой // Гуманитар. исслед. - 2008. - № 3. - С. 95-100.
119. Орлицкий Ю. Б. «Об особенностях цветаевской прозы» // Семья Цветаевых в истории и культуре России: XV Международная научно-тематическая конференция (Москва, 8-11 октября 2007 г.). - М., 2008. - С. 237-251.
120. Осипова Н. О. Мифологема музыки в поэме М. Цветаевой «Крысолов» / Н. О. Осипова // Художественный текст и культура: Материалы международной конференции. - Владимир, 1997. - С. 99-101.
121. Осипова Н. О. Семантика взрыва в творчестве М. Цветаевой / Н. О. Осипова. // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой XII Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9-11 октября 2004 г.). Сборник докладов / Дом-музей Марины Цветаевой. М., 2005. - С. 124-131.
122. Осипова Н. О. Творчество М. И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века / Н. О. Осипова. - Киров, 2000. - 271 с.
123. Павловский А. И. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. - Ленинград: Советский писатель, 1989. - 350 с.
124. Порошина А. И. Семантическая аппликация в поэтических текстах М. И. Цветаевой: структура, семантика, функция: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. И. Порошина. - Челябинск, 2009. - 22 с.
125. Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность / М. Разумовская. - М.: Радуга, 1994. - 576 с.
126. Ревзина О. Г. Некоторые особенности синтаксиса поэтического языка М. Цветаевой // Лингвистическая семантика и семиотика: Учен. зап. Тартус. ун-та. Вып. 481, 2. - 1979. - С. 89-106.
127. Ревзина О. Г. Собственные имена в поэтическом идиолекте М. Цветаевой // Поэтика и стилистика 1988-1990. Вып. 1. - М., 1991. - С. 172-192.
128. Саакянц А. А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество/ А. А. Саакянц. - М.: Эллис Лак, 1997, 1999. - 816 с.
129. Саакянц А. А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс. -
«Бессмертные имена». - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 827 с.
130. Серова М. В. Автобиографическая проза в общем контексте
поэтического самоопределения М. Цветаевой: («Мать и музыка», «Отец и его музей», «Стол») // «... Все в груди слилось и спелось»: Пятая
международная научно-тематическая конференция (Москва, 9 -11 октября 1997 г.): Сборник докладов / отв. ред. В. И. Масловский. - М.: ДМЦ, 1998. - 280 с. - С. 175-188.
131. Смит А. Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой / А. Смит. - М.:, 1998. - 256 с.
132. Соболевская Е. К. «Стихи к Блоку» М. Цветаевой как поминальный жанр // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. - Иваново: ИГУ, 1998. - С. 113-123.
133. Соболевская Е. К. Трансформация мотива «молчания» как единство поэтического текста: (Пушкин - Вяч. Иванов - Цветаева) // Русская литература. - 1896. - № 1. - С. 203-209.
134. Степанова М. Прожиточный минимум (М. И. Цветаева) //
Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. XX век:
Сборник. 2-е изд. - СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Трубина»,
2011.- С. 291-333.
135. Сулейманова М. А. Эпистолярные тексты М. Цветаевой - проявление лингвистической креативности элитарной языковой личности. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 2. - С. 249-253.
136. Творчество М. И. Цветаевой в контексте европейской и русской литературной традиции: третьи Международные Цветаевские чтения / под общ. ред. А. И. Разживина. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2006. - 269 с.
137. Титова Е. В. Эссеистическое и лирическое в творчестве М. Цветаевой: характер взаимодействия // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. - Вып. 5. - С. 149-156.
138. Тора Лане. Язык конца и язык мира в «Поэме конца» Марины Цветаевой. // Стасис. Т. 5. - 2017. - № 1. - С. 176-194.
139. Фаликов И. З. Марина Цветаева. Твоя неласковая ласточка /
И. З. Фаликов. - М.: Молодая гвардия, 2017. - 854 с.
140. Федорова Е. В. «Проза поэта» как жанрово-родовой феномен (на материале «Повести о Сонечке» М. Цветаевой) / Е. В. Федорова // Дергачевские чтения - 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. - Екатеринбург, 2009. - Т. 2. - С. 250-256.
141. Федорова Е. В. Особенности композиционного ритма в прозе М. Цветаевой // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 2. Серия «Лингвистика», выпуск 14. - С. 114-118.
142. Федорова Е. В. Принцип композиционного монтажа в ритмической структуре прозы М. Цветаевой / Е. В. Федорова // Дергачевские чтения - 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы X Всерос. науч. конф. - Екатеринбург, 2012. - Т. 1. - С. 166-170.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ