Актуальность темы исследования. Построение экономики нового типа стимулирует потребность в постоянном развитии профессиональных компетенций работников. Динамика экономического развития все в большей степени связывается с качеством профессионального образования и работой институтов формирования человеческого капитала. Сегодня именно человеческий капитал выпускника системы высшего профессионального образования является тем ресурсом, который обеспечивает конкурентоспособность потенциального работника на рынке труда. Результатом обучения студента является набор сформированных компетенций, которые дают выпускнику возможность быстро адаптироваться в новых условиях и самореализоваться в разных сферах деятельности.
Одним из факторов, определяющих как развитие человеческого капитала студентов в процессе обучения в вузе, так и его результаты, является человеческий потенциал преподавателей вуза. Смена ключевых ориентиров в образовании привела к усложнению содержания преподавательского труда, к изменению его традиционных функций. Имеющиеся модели стимулирования этого вида труда, включающие методику анализа и оценки его составляющих по системе учета индикаторов, служат сегодня обоснованием назначения стимулирующих выплат сотрудникам высшей школы. Однако такие модели не обладают свойством ориентированности на решение главной образовательной задачи, соответствующей компетентностной парадигме образования. В связи с этим задачи разработки методик анализа и регулирования преподавательского труда в парадигме компетентностного подхода, оптимизации этого вида труда звучат сегодня особенно актуально.
Противоречие между системой образования, традиционно ориентированной на формирование специалиста, обладающего пакетом знаний, умений и навыков, и потребностями бизнес-сообщества, организаций в специалистах, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям, вызвало необходимость внедрения компетентностного подхода в образовании. Его реализация в учебном процессе сопряжена с рядом трудностей, которые на сегодняшний день не разрешены. Они заключаются прежде всего в отсутствии сложившейся системы средств формирования компетенций, мониторинга и коррекции этого процесса.
Решение задачи формирования выпускника вуза как обладающего набором необходимых компетенций отвечает требованиям современной российской экономики. В свою очередь, процессы подобного развития человеческого капитала студентов протекают в ходе реализации преподавательского труда. При всем разнообразии источников, содержащих теоретические и практические разработки в области формирования компетенций у студентов вуза, до сих пор не существует эффективных апробированных методик управления преподавательским трудом для достижения высоких показателей качества образования в вузе. Между тем представляется, что современные управленческие решения, направленные на регулирование преподавательского труда, могли бы способствовать
систематизации и упорядочению знаний в сфере обеспечения эффективности деятельности учреждений высшего профессионального образования. Необходимость трансформации традиционных моделей организации, стимулирования преподавательского труда в функциональную методику управления преподавательским трудом определяет актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую базу для возникновения концепции человеческого капитала составили труды классиков политэкономии: К. Маркса, А. Маршалла, У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита и др. Собственно понятию человеческого капитала в конце XIX - начале XX вв. посвятили свои исследования У. Беджхот, Л. Вальрас, Дж. М. Кларк, Ф. Лист, Дж. Мак-Кулох, Г. Д. Маклеод, Дж.С. Милль, У. Рошер, И. Тюнен, И. Фишер и др. С середины XX века в этой области работали Т. Шульц и Г. Беккер. Отечественная традиция изучения человеческого капитала ведет историю с 1990-х гг. Она представлена в работах Э. Вильховченко, В. С. Гойло, А. В. Дайновского, A. И. Добрынина, С. А. Дятлова, Р. И. Капелюшникова, А. В. Корицкого, Т. А. Коркиной, М. М. Критского, С. А. Курганского, В. И. Марцинкевича, Р. М. Нуреева, В. И. Романчина, Л. Г. Симкиной, И. В. Скоблякова, В. Т. Смирнова, И. В. Сошникова, Е. Д. Цыреновой, Н. Ф. Чеботарева и др.
Роли образования в формировании человеческого капитала уделено специальное внимание в исследованиях таких ученых, как П. Друккер, B. А. Жамин, Д. Имей, Л. М. Клейнборт, В. В. Клочков, С. Л. Костанян, И. А. Майбуров, В. Г. Подмарков, А. А. Саградов, И. В. Соболева, С. Г. Струмилин, Т. Ю. Стукен, О. Н. Шкаратан, В. Е. Шукшунов, Д. И. Чупрунов, В. П. Щетинин и др.
Научной основой исследования преподавательского труда стали работы, в которых рассматриваются характеристики труда как социально-экономического явления, виды труда, основные процессы, детерминирующие трудовую деятельность (У. Бек, Д. Белл, Б. М. Генкин, Дж. Гершуни, Н. А. Горелов, Р. Гронау, Дж. Гэлбрейт, Н. С. Зоткина, А. Я. Кибанов, К. Клеман, С. Г. Климова, Ю. П. Кокин, Б. В. Корнейчук, Е. В. Лисова, М. Н. Макарова, Дж. Нейсбит, Ю. Г. Одегов, Т. Г. Озерникова, В. С. Паршина, К. Поланьи, В. С. Половинко, В. В. Радаев, А. И. Рофе, Г. Э. Слезингер, Р. Г. Смелик, О. Тоффлер, И. И. Чангли, Н. И. Шаталова, А. В. Шевчук, П. Э. Шлендер и др.).
Различным аспектам преподавательского труда - его составляющим, принципам стимулирования, вопросам мотивации - посвящено множество исследователи, как М. С. Байнова, В. К. Жуков, А. В. Ивлев, Е. А. Лебедева, Г. Б. Скок, Е. Е. Кузьмина, Е. А. Могилевкин, В. Н. Нуждин, Д. С. Ритер, В. М. Соколов, В. П. Соловьев и др.
Несмотря на весомое количество теоретических трудов и практических разработок в сфере изучения преподавательского труда и человеческого капитала остаются нерешенными вопросы оптимизации управления преподавательским трудом в аспекте его направленности на формирование компетенций у студентов.
В условиях развития инновационной экономики особо проявляется недостаток разработанных принципов и актуализированных подходов в этой области и необходимость создания практического инструментария по оптимизации и стимулированию организации преподавательского труда как инструмента формирования человеческого капитала выпускников вуза. Не уделено должного внимания поиску возможных эффективных механизмов управления преподавательским трудом. Актуальность, дискуссионность и недостаточная методологическая проработанность темы организации и стимулирования преподавательского труда как инструмента формирования человеческого капитала выпускников обусловили выбор темы исследования.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в разработке основ совершенствования организации преподавательского труда как инструмента формирования человеческого капитала выпускников вуза в условиях развития инновационной экономики и внедрения компетентностного подхода в образовании.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Раскрыть специфику и содержание трудовых функций преподавателя высшей школы в их взаимосвязи с результатами преподавательского труда в парадигме компетентностного подхода;
2. Разработать методику анализа результативности преподавательского труда и контроля процесса формирования компетенций студентов вуза как важнейшего результата этого труда;
3. Разработать управленческие подходы к совершенствованию организации преподавательского труда, рассматриваемого в качестве инструмента формирования человеческого капитала студентов вуза.
Объектом исследования являются преподаватели высшей школы как субъекты преподавательского труда, а также студенты, человеческий капитал которых рассматривается в качестве важнейшего результата этого труда.
Предметом исследования выступает преподавательский труд как инструмент формирования человеческого капитала студентов, а также его организация.
Области исследования диссертационной работы соответствуют следующим пунктам Паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда):
5.3. Теоретико-методологические проблемы в сфере труда и социально-трудовых отношений;
5.7. Проблемы качества рабочей силы, подготовки, формирования профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации кадров; формирование конкурентоспособности работников; профессиональная ориентация населения; мобильность кадров;
5.8. Нормирование, организация и гуманизация труда, их особенности для различных сфер деятельности и категорий работников;
5.9. Производительность и эффективность труда, эволюция критериев, методы измерения, факторы и резервы повышения, программы управления производительностью.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются системный подход и базовые положения научной методологии изучения социально-экономических явлений. В диссертации использованы положения экономики труда, социологии труда, управления персоналом, менеджмента, проведен анализ точек зрения ученых, работающих в данных сферах. Для обоснования полученных в ходе исследования выводов использовались общенаучные методы (анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной абстракции), статистические методы и методы экономического анализа (группировки, сравнения, расчет относительных и средних величин), метод опроса, метод эксперимента, метод типологизации. Все расчеты реализованы с помощью стандартных средств MS Office.
Информационной базой исследования стали статистические данные, характеризующие изменения в осознании обществом ценности человеческого капитала; результаты проведенных автором опросов студентов и преподавателей; результаты проведенного автором исследования документов, описывающих системы стимулирования преподавательского труда, разработанных и принятых к исполнению в вузах; результаты эмпирических расчетов параметров образовательного процесса в вузе; теоретические и практические материалы российских и зарубежных ученых.
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке совокупности новых теоретических и методических вопросов, связанных с организацией и стимулированием преподавательского труда как инструмента формирования человеческого капитала выпускников.
Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. Раскрыты специфика и содержание трудовых функций преподавателя высшей школы в их взаимосвязи с результатами преподавательского труда в парадигме компетентностного подхода. Это дает возможность рассматривать модели анализа человеческого капитала преподавателя вуза и формирования человеческого капитала студентов в системе, что развивает теоретические положения экономики труда (п. 5.3);
2. Разработана методика анализа результативности преподавательского труда и контроля процесса формирования компетенций студентов вуза как важнейшего результата этого труда. Это создает информационно-аналитическую основу для принятия управленческих решений, направленных на достижение соответствия человеческого капитала вуза потребностям рынка труда (п. 5.7, п. 5.9);
3. Разработаны управленческие подходы к совершенствованию организации преподавательского труда, рассматриваемого в качестве инструмента формирования человеческого капитала студентов вуза. Это создает основу для повышения эффективности преподавательского труда, что в свою очередь обеспечивает конкурентоспособность выпускников (п. 5.8).
Достоверность полученных теоретических и прикладных результатов обусловлена использованием общенаучных методов исследования (анализа, синтеза, системного подхода), применением адекватных экономико-статистических методов и процедур анализа.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:
- выявленная взаимосвязь человеческого капитала преподавателя вуза и компетенций как формируемого человеческого капитала студентов позволяет разработать конкретные механизмы и управленческие решения по повышению эффективности преподавательского труда;
- разработка методики анализа процесса формирования компетенций студентов в ходе преподавательского труда позволяет создать основу для эффективного регулирования преподавательского труда в условиях реализации компетентностной образовательной парадигмы;
- успешная апробация предложенной методики анализа результативности преподавательского труда и полученные в ходе ее применения результаты позволяют внедрить ее в практику системы управления образованием для принятия управленческих решений.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены к обсуждению на международных научных конференциях, в частности: на Международной конференции International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts SGEM 2014 (Болгария, 2014), VII Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Республика Башкортостан, 2014), V Международной научно-практической конференции «Достойный труд — основа стабильности общества» (Екатеринбург, 2013), III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей «Инновационные процессы и человеческий капитал» (Екатеринбург, 2012), XV Международной конференции «Российский человек
в «разломе эпох»: quo vadis?»» (Екатеринбург, 2012), VI Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Республика Башкортостан, 2012), Международной научно-практической конференции «Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития» (Екатеринбург, 2011), XVII Международной научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга» (Нижний Тагил, 2011).
Результаты диссертационного исследования нашли практическое применение:
- в организации образовательного процесса, оценке эффективности преподавательского труда ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»;
- при разработке новых образовательных программ для эффективного управления преподавательским трудом в условиях реализации компетентностного подхода в ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия».
Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 212 наименований и 8 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 146 страницах и включает 11 рисунков, 8 формул и 11 таблиц.
Во введении обосновывается актуальность темы, дается характеристика степени разработанности проблемы, определяются цель и задачи, объект, предмет и область исследования, его теоретическая и методологическая основы и информационная база, раскрываются научная новизна и практическая значимость исследования, приводятся сведения об апробации результатов диссертационной работы.
В первой главе «Теоретические подходы к исследованию формирования человеческого капитала в системе высшего образования» рассматривается эволюция представлений о человеческом капитале и преподавательском труде в социально-экономических теориях, раскрывается суть и содержание понятий человеческого капитала и преподавательского труда. Это позволяет рассматривать достижения преподавателей как человеческий капитал вуза, необходимый для обеспечения результатов обучения студентов, а компетенции студентов - как формируемый в вузе и востребованный работодателем человеческий капитал.
Во второй главе «Методические вопросы исследования преподавательского труда, направленного на формирование компетенций студентов» излагаются методические принципы анализа преподавательского труда и процесса формирования компетенций студентов с целью совершенствования инструментов управления преподавательским трудом для развития человеческого капитала студентов вуза. Обосновывается необходимость перехода к технологии коллегиального планирования преподавателями процесса формирования компетенций у студентов.
В третьей главе «Формирование компетенций в системе профессиональной подготовки на уровне высшего образования: анализ и оптимизация» приводятся результаты апробации модели управления процессом формирования компетенций студентов посредством создания и внедрения модели управления преподавательским трудом с предварительной оценкой человеческого капитала преподавателей; обосновываются подходы к совершенствованию организации преподавательского труда по формированию компетенций студентов как элемента их человеческого капитала.
В заключении излагаются основные результаты диссертационной работы.
В приложения включены результаты апробации методик и документы, подтверждающие внедрение результатов диссертационной работы.
Публикационное обеспечение диссертационного исследования. Всего по теме диссертации опубликовано 18 работ общим объемом 5,96 п. л. (лично автором - 5 п. л.), в том числе 4 работы в научных журналах, рекомендуемых ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований, 4 работы в периодических научных изданиях, а также 10 работ в сборниках научных трудов международных научно-практических конференций.
Выполненное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Проведенный нами анализ показал, что человеческий капитал непрерывно формируется в разных сферах жизни человека и общества, таких как семья, здравоохранение, культура, образование, профессиональная деятельность. Развитие человеческого капитала в одной сфере предполагает успешность его формирования в следующей. Таким образом, формирование человеческого капитала представляет собой многоступенчатый процесс, имеющий циклический характер. Каждый цикл развития человеческого капитала поднимает его на новый уровень. Процесс формирования человеческого капитала можно моделировать в виде поступательной спирали, каждый виток которой говорит о новом качественном уровне развития его носителя.
2. Институт высшего профессионального образования прошел путь от монопольно-централизованной государственной системы образования советского периода, характеризующейся высоким уровнем регламентации и идеологизации и нацеленностью на получение базовых знаний, которых выпускнику вуза должно было хватить для профессиональной карьеры до конца трудоспособного возраста, до реализуемой в настоящее время компетентностной парадигмы образования, ориентированной на формирование у студента компетенций, достаточных для обеспечения его мобильности и быстрой адаптируемости в меняющихся условиях.
3. Смена ключевых ориентиров в образовании привела к усложнению содержания преподавательского труда и к изменению его традиционных функций. Специфика преподавательского труда заключается в его высоком адаптивном потенциале, поскольку его содержание должно корректироваться и приспосабливаться к меняющейся действительности, формирующей запросы работодателя. К числу трудовых функций преподавателя сегодня следует отнести ведение им научно-исследовательской деятельности, ведение учебно-методической деятельности, участие в предметно-профессиональной коммуникации с целью своевременного обновления предметно-информационной базы. Собственно компетенции преподавателя являются одним из факторов успешного формирования человеческого капитала выпускников вуза. Подготовка специалиста высокого класса и высокого уровня мобильности, креативности, адаптивности и информационной грамотности невозможна без преподавателя нового типа, который должен обладать теми же качествами, которые он должен сформировать у обучаемого.
4. Разработана совокупность индикаторов, предназначенных для измерения и оценки результативности преподавательского труда. Эти индикаторы, с одной стороны, дифференцируются на кластеры по видам деятельности, с другой - по способу измерения результата.
5. Разработана методика анализа результативности преподавательского труда, включающая систему индикаторов, способ сбора и фиксирования, методы расчета и анализа показателей. При этом система индикаторов учитывает стратегические ориентиры российской системы высшего образования, обеспечивая обоснование предложенного механизма расстановки преподавательских кадров для осуществления формирования компетенций студентов вуза.
6. Разработаны методические основы оценки уровня сформированности компетенций студента вуза как результата преподавательского труда. Такая оценка строится по системе укрупненных показателей на основании анализа ФГОС и экспертной оценки. Её результаты могут использоваться в управлении образовательным процессом и в разработке системы стимулирования преподавательского труда.
7. Результаты анализа, проведенного с помощью разработанных методик анализа человеческого капитала субъектов образовательного процесса, позволили предложить следующие управленческие подходы, направленные на совершенствование организации преподавательского труда: подход, основанный на анализе человеческого капитала преподавателя вуза; подход, основанный на анализе формирования компетенций студентов; подход, связанный с модернизацией организации преподавательского труда с целью обеспечения качества образования в вузе.
1. Щербина Е.Ю. Влияние новой образовательной парадигмы на будущий человеческий капитал российского населения / А.П. Багирова, Е.Ю. Щербина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 32. - С. 2-6 (0,5 п.л. / 0,3 п.л.).
2. Щербина Е.Ю. Проектный метод в высшем профессиональном образовании: преимущества и возможности использования / Е.М. Дорожкин, Е.Ю. Щербина // Машиностроение и инженерное образование. - 2013. - № 4 (37).- С. 88-93 (0,4 п.л. / 0,3 п.л.)
3. Щербина Е.Ю. Тенденции развития профессионального образования вусловиях социально-экономических преобразований / Е.Ю. Щербина, Е.М. Дорожкин // Образование и наука. - 2013. - № 6 (105). - С. 64-73 (0,38 п.л. / 0,25 п.л.).
4. Щербина Е.Ю. Взаимодействие социальных институтов в процессе
формирования человеческого капитала / Е.М. Дорожкин, Е.Ю. Щербина // Вестник Томского государственного университета - 2014.- № 381.- C. 184-188
(0,5 п.л. / 0,3 п.л.)
Другие публикации
5. Scherbina E. Graduate Competence as a Result of Professors Work /
A. Bagirova, E. Scherbina // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts SGEM 2014: Conference Proceedings (September 1-10, 2014, Albena, Bulgaria). - Vol. 3: Psychology and Psychiatry, Sociology and Healthcare, Education. - Education and Educational Research. - Pp. 325-332 (0,45 п.л. / 0,32 п.л.)
6. Щербина Е.Ю. Формирование человеческого капитала в процессе образования: актуализация исследования / А.П. Багирова, Е.Ю. Щербина // Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга: материалы XVII Международной научно-практической конференции (г. Нижний Тагил, 3-4 июня 2011 г.). - Нижний Тагил: НТИ (ф) УрФУ, 2011. - С. 412-415 (0,28 п.л. / 0,19 п.л.)
7. Щербина Е.Ю. Формирование профессиональной компоненты
человеческого капитала в условиях высшей школы: компетентностный подход / Е.Ю. Щербина // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития: сборник статей Международной конференции
(г. Екатеринбург, 24-25 ноября 2011 г.). - Екатеринбург: УрАГС, 2011. - Т. 2 - С. 233-235 (0,2 п.л.)
8. Щербина Е.Ю. Молодежь в информационном обществе: трансформация процессов формирования человеческого капитала / Е.Ю. Щербина // Модернизация России: ответственность молодежи: материалы научно-практической конференции.
- Екатеринбург: УрФУ, 2011. - С. 494-499 (0,22 п.л.)
9. Щербина Е.Ю. Человеческий капитал: опыт теоретического анализа в условиях депопуляции / Е.Ю. Щербина // Исторические и социально-психологические проблемы миграционного поведения: сборник научных трудов. - Екатеринбург: Екатеринбург: Уральский институт РАНХ и ГС, 2012. - С. 55-62 (0,2 п.л.)
10. Щербина Е.Ю. Изменение парадигмы образования в информационной экономике / С.А. Копейкин, Е.Ю. Щербина // Российский человек в «разломе эпох»: цио уаб18?: материалы XV Международной конференции Гуманитарного университета. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2012. - Т. 2 - С. 96-99 (0,22 п.л. / 0,2 п.л.)
11. Щербина Е.Ю. Качество высшего образования как фактор качества трудового потенциала региона / Е.Ю. Щербина // Демографический и миграционный потенциал Урала: материалы круглых столов III Уральского демографического форума с международным участием. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. - С. 57-63 (0,3 п.л.)
12. Щербина Е.Ю. Инновационная экономика: изменение роли
профессионального образования в развитии человеческого капитала / Е.Ю. Щербина // Инновационные процессы и человеческий капитал: материалы III международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей (г. Екатеринбург, 29-30 ноября 2012 г.). - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2012. - С. 22-25 (0,17 п.л.)
13. Щербина Е.Ю. Новые подходы к использованию активных методов обучения, основанных на информационных технологиях / Е.Ю. Щербина,
B. Н. Сыромятников, Н.В. Хмелькова // Новые информационные технологии в
образовании: материалы международной научно-практической конференции
(Башкортостан, 13-16 марта 2012 г.) - Екатеринбург: РГППУ, 2012. - С. 335-337 (0,17 п.л. / 0,08 п.л.)
14. Щербина Е.Ю. Качество подготовки кадров как фактор
конкурентоспособности работников / Е.Ю. Щербина // Достойный труд - основа стабильности общества: материалы V очно-заочной Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 14-16 ноября 2013 г.). -
Екатеринбург: УрГЭУ, 2013. - С. 65-69 (0,23 п.л.)
15. Щербина Е.Ю. Информационно-коммуникационные компетенции
преподавателя как условие развития современной высшей школы / Е.Ю. Щербина // Новые информационные технологии в образовании: материалы
VII международной научно-практической конференции (Башкортостан, 11-14 марта 2014 г.). - Екатеринбург: РГППУ, 2014. - С. 387-390 (0,25 п.л.)
16. Щербина Е.Ю. Эффективность преподавательского труда как фактор конкурентоспособности выпускников вуза / Е.Ю. Щербина // Научный диалог. - 2014. - № 3 (27) . - С. 123-131. (0,37 п.л.)
17. Щербина Е.Ю. Трансформация функций социального института образования / Е.Ю. Щербина // Вестник Гуманитарного университета. - 2014. - № 2 (5). - С. 110-116. (0,5 п.л.)
18. Щербина Е.Ю. Комплекс индикаторов в моделях стимулирования преподавательского труда / Е.Ю. Щербина // Научный диалог. - 2014. - № 6 (30). -
C.93-108. (0,62 п.л.)