Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме иследования 7
1.1. Особенности физиологического развития детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические доменанты развития младших
школьников 12
1.3. Педагогическое значение игры 16
1.4. Значение игрового метода в физическом воспитании 21
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы исследования 28
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 36
3.1. Анализ результатов эксперимента 36
3.2. Рекомендации к использованию игрового метода 42
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложения
Актуальность проблемы. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования [1]. Важность такой ориентации образовательной деятельности в сфере физической культуры достаточно высока, поскольку, согласно данным Минздрава Российской Федерации, лишь 14% детей практически здоровы, в то время как более 50% - имеют различные функциональные отклонения, 35¬40% - хронические заболевания [26].
Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается в ст. 84 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки особое значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск обусловлен выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств. Одним из методов физического воспитания является игровой метод.
Значение игры как многообразного общественного явления далеко выходит за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т.д.
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т.к. по мнению А.К. Бондаренко, игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления [11]. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Достижению этих целей призван игровой метод, широко применяемый в физическом воспитании.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Большое значение в решении задач физического воспитания в работе с младшими школьниками имеют подвижные игры. Подвижные игры способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и инициативы, дружбы и товарищества. Правильная организация и проведение подвижных игр доставляют учащимся радость, создают хорошее настроение. И поэтому уроки физической культуры должны быть интересными и содержательными.
Проблема исследования. Анализ современной педагогической литературы показал, что система физического воспитания в образовательных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Возможность применения игрового метода на занятиях физической культурой в достаточной степени освещена такими авторами как В.А. Баландин [5], А.К. Бондаренко [11], М.Н. Жуков [14], А.П. Матвеев [17] и др. Несмотря на столь пристальное внимание к избранной проблематике современными педагогическими деятелями, вопрос использования игрового метода требует дальнейшего совершенствования и разработки. Это обусловлено тем, что основная часть учебно-методической литературы и имеющихся публикаций содержит в себе теоретические аспекты использования игры в физическом воспитании младших дошкольников, а остальная часть представляет собой сборники игровых упражнений, в которых мало уделено внимания развитию психофизических качеств.
Таким образом, для наиболее полного и эффективного применения игрового метода на занятиях физической культурой с детьми младшего школьного возраста необходим симбиоз теоретических и практических знаний по избранной проблематике.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс детей младшего школьного возраста
Предмет исследования - игровой метод на занятиях физической культурой с детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования - определить эффективность применения игрового метода на занятиях физической культурой и спортом с детьми младшего школьного возраста.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач исследования:
1. Изучить теоретические аспекты применения игрового метода на занятиях физической культурой и спортом;
2. Изучить методику использования игрового метода на занятиях физической культурой и спортом с младшими школьниками;
3. Экспериментально обосновать эффективность использования игрового метода и его влияние на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста.
Настоящее исследование проводилось в форме педагогического эксперимента по применению игрового метода в занятиях физической культурой с детьми младшего школьного возраста.
Проведенный педагогический эксперимент имел своей целью подтверждение либо опровержение гипотезы о том, что игровой метод на занятиях по физической культуре с младшими школьниками оказывает положительное влияние на развитие их физических качеств, повышает интерес к занятиям физической культурой и способствует формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни. В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся двух 2 классов общеобразовательной школы № 2 г. Карпинска. Во 2 «Б» классе уровень физической подготовленности учащихся был выше, чем во 2 «В» классе.
По окончанию педагогического эксперимента были получены следующие результаты:
- был отмечен рост уровня развития физических качеств, как во 2 «Б» классе, так и во 2 «В» классе, т.е. подтверждается первая часть гипотезы настоящего исследования;
- во 2 «Б» классе, где уровень физической подготовленности учеников был выше, повышение физических качеств произошло более низкими темпами, чем во 2 «В» классе, ученики которого были менее подготовлены к физическим нагрузкам.
Полученные результаты указывают на необходимость пересмотра и усложнения комплекса упражнений вводной части урока и полосы препятствий, используемой в основной части урока, для учеников 2 «Б» класса с более высоким уровнем физической подготовленности. Следовательно, применение игрового метода в занятиях физической культуры с детьми младшего школьного возраста будет достигать своей цели и способствовать физическому развитию учащихся при выполнении определенных условий. Во-первых, педагог должен организовывать игровую деятельность на каждом уроке физической культуры с учетом уровня физического развития учеников, с постепенным возрастанием объема и интенсивности физических нагрузок. Во-вторых, необходима адекватная оценка и своевременное поощрение достигнутого уровня выполнения упражнений не только сильных учеников, но и учащихся со средним и низким уровнями подготовленности, но сумевших добиться улучшения своих результатов.
Вторая часть гипотезы исследования о том, что игровой метод повышает интерес к занятиям физической культурой и способствует формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни, нашла свое подтверждение в следующих данных, полученных в результате опроса: 100% учащихся считают занятия физической культурой интересными и полезными; 69% учащихся 2 «Б» класса и 56% учеников 2 «В» класса занимаются спортом в свободное от учебы время и посещают различные секции; 19% учащихся 2 «Б» класса и 31% учеников 2 «В» класса имеют намерение записаться в спортивные секции в ближайшем будущем.
В качестве дополнительных рекомендаций по применению игрового метода в занятиях физической культурой и спортом приведены:
- необходимость модифицирования и модернизации формы игрового метода в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий; недопущение механического переноса моделей игр из пособий и сборников в практику учебной работы;
- возможность использования сюжетных полос препятствий - круговых тренировок с различными тренажерами;
- обязательность проведения упражнений на осанку в начале и в конце занятий;
- разъяснение необходимости выполнения в домашних условиях упражнений на развитие силы, гибкости и других качеств;
Также дан ряд рекомендаций для развития быстроты движений, тренировки скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, внимания и памяти. Для снятия излишнего возбуждения необходимо предлагать учащимся выполнить 2-3 упражнения на дыхание.
Таким образом, задачи исследования полностью решены, поставленная цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведенного педагогического эксперимента.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
2. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 г. Карпинска: утвержден приказом Отдела образования Администрации городского округа Карпинск № 18-Д от 06.02.2015.
3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.
4. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. 259 с.
5. Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура. 2000. № 1. С. 24-26.
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст]: учебник для студентов, преподавателей университетов физической культуры / М.М Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 с.
7. Былеева Л.В., Короткое И.М., Климкова Р.В. и др. Подвижные игры. Практический материал: учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. М.: Спорт Академ Пресс, 2002. 279 с.
8. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 381 с.
9. Верхошинский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития: лекция для студентов ГЦОЛИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. 22 с.
10. Виленская Т.Е. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата как одно из наиболее «слабых звеньев» у современных детей 7-10 лет // Физическая культура. 2005. № 3. С. 52-55.
11. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1983. 192 с.
12. Голощапов Б.Р. Анализ урока физической культуры // ХУ Международная научно-практическая конференция «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». Коломна, 2005. С. 124 - 128.
13. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2001. 444 с.
14. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2010. 160 с.
15. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2012. 296 с.
16. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. - 2-е изд., испр. - М.: ВАКО, 2011. 272 с.
17. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 классов / под ред. А.П. Матвеева. - М.; 2001. 54 с.
18. Коц Я.М. Спортивная физиология: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1986. 200 с.
19. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. - Советский спорт, 2004. 464 с.
20. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.
21. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 272 с.
22. Матвеев Л.В. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методологические аспекты спора и профессионально-прикладных форм физической культуры). - М.: Физическая культура и спорт. 1991. 543 с.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: введение в предмет: учебник. - СПб.: Лань: Омега - Л., 2004. 159 с.
24. Пресняков В.В. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие.
- М.: Человек. 2013. 288 с.
25. Стандарты физического развития школьников: пособие для медицинских работников, преподавателей физической культуры, тренеров / Н.А. Сауров, В.К. Балябин, А.Д. Тиселько. - Ульяновск, 1994. 73с.
26. Стародубцева И.В. Познавательные процессы: от теории к практике физического воспитания: учеб. Пособие. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 112 с.
27. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебн. пособ. для вузов. - М.: Академия, 2006. 368 с.
28. Суслова Ф.П., Холодова Ж. К. и др. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва. - М.: 1997. 416 с.
29. Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. Физическая культура. 2 класс.
- М.: Ассоциация XXI век. 176 с.
30. Физическая культура в образовательном процессе младших школьников: методическое пособие для учителей начальных классов. / Н.В. Базунова Т.В. Волосникова В.Д. Гончаров [и др.]. / под ред. С.О. Филиппова.
- СПб: Изд-во ОИ НМЦ ВРУО, 1998. 132 с.
31. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. 319 с.
32. Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования.
- Киев, 2001. 432 с.
33. Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 1999 г. 360 с.
34. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей школьного возраста / Г.П. Юрко, В.Л. Пирина. - М.: Физическая культура,1997. 176 с.
35. Рафалович, А.Б. Тестирование физической подготовленности и
физическая тренировка школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-
testirovanie-fizicheskoy-podgotovlennosti-i-fizicheskaya-trenirovka-shkolnikov (дата обращения 20.04.2015).
36. Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения [Электронный ресурс]. URL: http://gimn3-prol.narod.ru/ health/health_of_schoolchildren.html. (дата обращения 20.04.2015).