I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
III. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
IV. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования. Развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий способствует специализации и обособлению высокопрофессиональных сервисных рынков в экономике. В электроэнергетике этот рынок является наиболее естественным объектом развития рыночных отношений, в отличие от искусственно созданного рынка электроэнергии и мощности. Тем не менее, на сегодняшний день сервисные структуры выполняют преимущественно внутренние заказы по ремонту оборудования энергетических предприятий в статусе дочерних зависимых или косвенно аффилированных организаций.
Между тем, высокая значимость эффективного сервисного обслуживания в электроэнергетике как основы для надежного и бесперебойного энергоснабжения обусловлена не только неудовлетворительным состоянием основных фондов. В мировой практике сервисный бизнес является ведущей опорой для инновационного развития отрасли. В энергосервисных предприятиях сконцентрированы необходимые отраслевые компетенции, осуществляется активная разработка и внедрение новых технологий в области автоматизации, информационных систем, диагностики состояния оборудования и др. Кроме того, в развитых странах сервис является одним из главных центров прибыли энергокомпаний, в отличие от отечественной практики, когда затраты на сервисное обслуживание зачастую подлежат первоочередной минимизации.
Возникает задача создания таких организационно-экономических рыночных механизмов рационального сервисного обслуживания в электроэнергетике, которые смогут обеспечить поступательное развитие отрасли с учетом процессов модернизации и технологического обновления, и сохранить баланс между коммерческими результатами деятельности сервисных подразделений, надежностью и энергоэффективностью электроснабжения. Эта задача обусловлена, с одной стороны, негативными тенденциями, происходящими в энергосервисе, с другой - значительным потенциалом сервисной функции, требующим непременной реализации.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам развития систем сервисного сопровождения промышленных товаров и рынков сервиса посвящены работы многих ученых. Среди зарубежных исследователей вклад в разработку теоретических основ сервиса внесли Е. Дихтль, Ф. Котлер, К. Лавлок, Д. Майстер, Э. Мате, С. Риуолдт, Р. Норманн, С. Сэмпсон, Д. Шоул. Отечественный научный фундамент обеспечен трудами Г.А. Аванесовой, Д.А. Аманжоловой, В.М. Артюшенко, И.В. Болгова, О.Е. Васильевой, В.В. Кулибановой, Ю.П. Свириденко, В.М. Семенова, В.М. Советова и др.
В области создания научно-методологической базы организации сервисного обслуживания в энергетике известны работы российских ученых В.В. Бушуева, И.О. Волковой, Н.И. Воропая, Л.Д. Гительмана, Ю.В. Захарова, В.В. Зинакова, Ю.Б. Клюева, А.Н. Назарычева, Б.Е. Ратникова, Н.Д. Рогалева, Ю.Н. Руденко, А.И. Таджибаева, Л.Д. Хабачева, В.И. Эдельмана, А.И. Ящуры и др.
Несмотря на немалый объем исследований в области организации сервисного обслуживания в промышленности и энергетике, множество аспектов в данной области остаются недостаточно изученными, как в зарубежной, так и в отечественной науке. Основной теоретико-методологической проблемой является отсутствие единой для субъектов энергорынка стратегии сервисного обслуживания, которая с учетом национальных особенностей электроэнергетики могла бы обеспечить поступательное развитие всей отрасли в целом. Актуальность данной научной проблемы определяет цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования: разработка методических основ рационального сервисного обслуживания в электроэнергетике, базирующегося на балансе рыночных интересов заказчиков и поставщиков сервисных услуг.
Задачи исследования:
- определить основные требования, предъявляемые к сервисной деятельности в электроэнергетике, выявить специфику и структуру рынка энергосервисных услуг;
- сформировать и обосновать концепцию и отраслевую модель сервисного обслуживания в электроэнергетике, отвечающую целям энергетической стратегии страны и интересам субъектов энергорынка;
- разработать методический инструментарий, позволяющий принимать эффективные управленческие решения в части развития рыночных отношений в энергосервисе, организации сервисного обслуживания на энергетических предприятиях и оценки его экономической эффективности.
Объект исследования: экономические отношения между сервисными компаниями, генерирующими и сетевыми энергопредприятиями.
Предмет исследования: организационно-экономический механизм сервисной деятельности в электроэнергетике.
Методы исследования. В процессе решения поставленных задач использовались общенаучные методы: диалектический, анализ и синтез, восхождения от абстрактного к конкретному и от общего к частному, комплексный и системный подход, опрос, наблюдение, сравнительный и логико-структурный анализ, построение трендов, методы математической статистики.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные, представленные в научной литературе, монографиях и периодической печати, материалы государственной статистики; Законодательные акты Российской Федерации; данные официальной отчетности; аналитические мате-риалы информационных агентств; материалы, полученные с помощью внутренних баз данных энергокомпаний.
Результаты диссертационного исследования.
1. Уточнены понятия «энергетический сервис», «энергосервисный рынок», «сервисный поток», «сервисное взаимодействие».
2. Разработана матрица «сервисный профиль», позволяющая классифицировать сервисные услуги и систематизировать структуру сервисной деятельности энергокомпании.
3. Сформирована логико-структурная схема проблем, имеющихся в организации энергосервисного обслуживания.
4. Разработаны принципы формирования рынка энергосервиса, учитывающие современное состояние электроэнергетики, основные требования, предъявляемые к сервисной деятельности, ее потенциал, и обеспечивающие баланс интересов рыночных субъектов (коммерческих, надежности и энергоэффективности).
5. Обоснована необходимость развития принципиально новых ас-сортиментных позиций в портфеле услуг энергосервисных компаний. В частности, проанализированы возможности и предложена последовательность реализации программ управления спросом на энергию как перспективной инновации для российской электроэнергетики.
6. Разработана методика оценки емкости рынка энергосервисных услуг, позволяющая менеджменту энергокомпаний и сервисных организаций принимать рациональные решения о развитии новых рыночных сегментов.
Научная новизна исследования состоит в следующем.
1. Разработана концепция сервисного обслуживания в энергокомпании, позволяющая государственным структурам, крупным энергокомпаниям, энергосервисным предприятиям проводить на единой идеологической основе организационно-экономические совершенствования в сервисной деятельности, разрабатывать стратегию ее развития, формировать техническую и инновационную политики. Концепция включает уточненный понятийный аппарат (энергетический сервис, энергосервисный рынок, сервисный поток, сервисное взаимодействие); классификацию энергосервисов; схему применения базовых понятий при формировании системы сервисного обслуживания (пункт 1.1.15 Паспорта специальностей ВАК).
2. Разработана отраслевая модель рынка сервисного обслуживания, основанная на выявлении, анализе и решении проблем в организации энергосервиса и обеспечивающая баланс интересов рыночных субъектов, включая коммерческие интересы, а также интересы в сферах надежности (готовности и бесперебойности электроснабжения) и энергоэффективности. Модель способствует росту клиентоориентированности и эффективному взаимодействию между энергокомпаниями и сервисными организациями, в том числе при решении инновационных отраслевых задач (пункт 1.1.22 Паспорта специальностей ВАК).
3. Разработана методика, позволяющая специализированным подразделениям энергокомпаний и сервисных предприятий (маркетинговым и аналитическим отделам) проводить оценку емкости рынка энергосервисных услуг и принимать на основе оценки рациональные решения о выходе сервисных организаций на новые рыночные сегменты (пункт 1.1.19 Паспорта специальностей ВАК).
Практическая ценность результатов исследования обусловлена наличием в работе конкретных методик и инструментов по созданию, совершенствованию и управлению процессами сервисного обслуживания, учитывающими рыночные требования и современное состояние электроэнергетики.
Результаты диссертационного исследования внедрены в ОАО «Башкирэнерго» и ООО «Энергоремонт». Материалы и выводы диссертации используются в хозяйственной практике ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания», ООО «Модуль», ООО «ПКФ «Электротехмонтаж».
Материалы диссертационного исследования используются в ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в учебном процессе при преподавании курсов и проведении семинаров «Управленческие решения», «Сервисное обслуживание в промышленности и энергетике», «Менеджмент в энергетике».
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования были апробированы на международных конференциях:
- X Международная научно-практическая конференция: Новые тенденции в экономике и управлении организацией (Екатеринбург, 2011);
- I Международная научно-практическая конференция: Молодежное предпринимательство: опыт университетов (Екатеринбург, 2011);
- IX Международная научно-практическая конференция: Устойчивое развитие российских регионов: экономика политических процессов и новая модель пространственного развития (Екатеринбург, 2012);
- X Международная конференция молодых ученых: Инновационные технологии в управлении конкурентоспособностью территориальных социально-экономических систем (Екатеринбург, 2012).
Результаты диссертационного исследования были также апробированы на межвузовском научно-практическом семинаре «Система управления экологической безопасностью» (Екатеринбург, 2012) и региональной научно-методической конференции «Вопросы управления энергетикой и промышленными предприятиями» (Екатеринбург, 2009).
Основные положения диссертации представлены в 10 опубликованных работах общим объемом 3,38 печатного листа, в том числе 5 статьях объемом 1,37 печатного листа в журналах, включенных в перечень изданий, рекомендованных ВАК.
Структура и объем диссертации соответствует поставленным целям и задачам и отражает логику рассматриваемых вопросов. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений. Основное содержание работы изложено на 142 страницах, включает 36 рисунков, 18 таблиц, список литературы из 121 наименования.
Содержание диссертационной работы
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цели и задачи, определены объект и предмет, представлена характеристика научной новизны и практической значимости полученных результатов.
В первой главе рассмотрены основные подходы к определению сервисного обслуживания в промышленности и энергетике, выявлены специфика и структура рынка энергетического сервиса, проведен анализ ключевых проблем, существующих на сегодняшний день в организации сервисного обслуживания, доказан межфункциональный характер сервисной деятельности, представлены основные функции сервиса в энергетике с учетом современного состояния отрасли.
Во второй главе сформулированы основные концептуальные положения по формированию эффективного сервисного рынка в электроэнергетике, а также стратегии сервиса энергокомпании, предложена отраслевая модель рынка энергосервиса, рассмотрены основные направления совершенствования подсистемы технического сервиса и ремонтов с позиций энергокомпании и сервисного предприятия, определены траектории развития клиентоориентированности энергокомпаний. Приведен алгоритм внедрения программ управления спросом в регионе.
В третьей главе приведены инструменты и методики, позволяющие осуществлять эффективное управление сервисной деятельностью в энергокомпаниях, способствующие развитию рыночных отношений в сфере отраслевого сервисного обслуживания и касающиеся оценки емкости рынка энергосервиса, принятия решений о применении аутсорсинга при осуществлении сервисного обслуживания, формирования рейтинга энергосервисных компаний. Приведены результаты практической апробации предложенных методик.
В заключении диссертации обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы, касающиеся вопросов развития сервисного обслуживания в электроэнергетике.
Разработанная в диссертации концепция сервисного обслуживания в электроэнергетике отвечает современному состоянию отрасли, требованиям ее технологической модернизации и роли сервисной деятельности в отраслевом инновационном процессе. Практическая значимость разработки концепции обусловлена статусом сервиса, который выступает гарантом надежной работы электроэнергетической системы, и высоким потенциалом сервисной функции.
Предложенный понятийный аппарат и инструментарий позволяет классифицировать сервисные услуги и систематизировать сервисные процессы с учетом отраслевой специфики и их межфункционального характера. Разработанная отраслевая модель рынка сервисного обслуживания, основанная на логико-структурном анализе проблем, является основой выработки стратегических инициатив. Сформулированная методика оценки емкости рынка энергосервиса позволяет менеджменту энергокомпаний и сервисных организаций принимать рациональные управленческие решения относительно структуры и эффективности сервисного бизнеса.
В реализации предложенных методических рекомендаций по организации рационального сервисного обслуживания значительна роль государственных структур, которые во взаимодействии с крупнейшими энергетическими компаниями должны внедрить соответствующие законодательные и финансовые механизмы для развития рынка энергосервиса.
1. Гительман Л. Д. Концептуальные основы организации сервиса в электроэнергетике / Л. Д. Гительман, М. В. Кожевников // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2011. - № 6. - С. 36-47. - 0,68 п. л. (в том числе авт. - 0,34).
2. Гительман Л. Д. Университетские центры компетенций / Л. Д. Гительман, М. В. Кожевников // Университетское управление: практика и анализ. 2012. - № 6. - С. 26-31. - 0,36 п. л. (в том числе авт. - 0,18).
3. Гительман Л. Д. Управление спросом на энергию: адаптация зарубежного опыта в России / Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников, М. В. Кожевников // Эффективное антикризисное управление. 2013. - № 1. - С. 84-89. - 0,5 п. л. (в том числе авт. - 0,17).
4. Гительман Л. Д. Управление спросом на энергию в регионе / Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников, М. В. Кожевников // Экономика региона. 2013. - № 2. - С. 71-78. - 0,73 п. л. (в том числе авт. - 0,25).
5. Кожевников М. В. Оценка емкости рынка сервисных услуг в электроэнергетике / М. В. Кожевников // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. - № 5. - С. 47-52. - 0,43 п. л.
Разделы в коллективных монографиях
6. Гительман Л. Д. Основы управления производственными активами энергокомпаний: практическое пособие для менеджеров / Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников, М. В. Кожевников, М. А. Симонов. Екатеринбург: УрФУ, 2012. - 98 с. - 3,7 п. л. (в том числе авт. - 1,0).
Другие публикации по теме диссертационного исследования
7. Кожевников М. В. Перспективы развития энергосервисного предпринимательства / М. В. Кожевников // Молодежное предпринимательство: опыт университетов: материалы I Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрФУ, 2011. - С. 40-42. - 0,15 п. л.
8. Гительман Л. Д. Управление спросом — универсальный метод решения современных проблем энергоснабжения / Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников, М. В. Кожевников // ЭнергоРынок. - 2012. - № 5. - С. 44-49. - 0,63 п. л. (в том числе авт. - 0,21).
9. Кожевников М. В. Модель ремонтно-сервисного обслуживания в региональной электроэнергетике / М. В. Кожевников // Устойчивое развитие российских регионов: экономика политических процессов и новая модель пространственного развития. Доклады Девятой Международной научно-практической конференции по проблемам экономического развития в современном мире. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. - С.189-193. - 0,2 п. л.
10. Кожевников М.В. Сервисная концепция управления промышленным предприятием / М.В. Кожевников // Инновационные технологии в управлении конкурентоспособностью территориальных социально-экономических систем: труды X Международной конференции молодых ученых. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. - С. 163-169. - 0,45 п. л.