Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Работа №101752

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы28
Год сдачи2016
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 4
Научная новизна диссертации 11
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Актуальность темы исследования. Сложные и противоречивые поли­тические процессы, происходящие в современном мире, становятся предпо­сылкой появления в политической науке исследований, связанных с осмыс­лением новых аспектов реальности. Среди них можно отметить метаморфозу власти, которая заключается в смещении основания власти от силы и богат­ства к знанию; изменение характера и статуса идеологий; отчетливый пере­вес горизонтальных моделей социальной коммуникации над вертикальными; демассификацию социальных отношений и индивидов, рождающую феномен эмансипации человека, который можно назвать «восстанием индивидов», по аналогии с «восстанием масс» в первой половине XX века. Общим знамена­телем перемен выступает новая роль знания, отмечаемая практически во всех сферах общественной жизни. Знание превращается в технологическое осно­вание не только экономики, социальных отношений, культуры, политики, но и человеческой повседневности.
Принципиальное изменение роли знания проявляется также в том, что знание становится не только материалом для производства институтов, для социального конструирования реальности, но и его (конструирования) «ко­дом», или языком, обеспечивающим взаимопонимание акторов и возмож­ность согласования их подходов к решению той или иной задачи. В этой си­туации не только расширяется круг участников выработки политических ре­шений (консультанты, эксперты, ученые, журналисты, представители обще­ственных организаций и движений), но и, тем самым, возрастает потенциал политики как действия, расширяются границы возможного в политике, в ко­нечном счете, меняется образ политики. От полюса конфликта, питаемого столкновениями интересов разных политических сил и борьбой за власть между ними, политика все более смещается в противоположную сторону ме­диативных практик, поиска согласия по поводу основополагающих ценно­стей и целей. В этом смысле политика выступает инструментом не разделе­ния, а интеграции, важнейшим средством самосохранения человеческого ро­да и осуществления доброй воли, вносит свой вклад в реализацию прав и свобод человека, в укрепление и развитие демократических основ государ­ства как правового и социального института.
В условиях кардинального цивилизационного сдвига обретает особое значение функция политики в управлении процессом перемен, затрагиваю­щих фундаментальные основы бытия общества и человека. Специфической проекцией политики на область управления социальными (в широком смыс­ле слова) процессами является политическое пространство, понятие которо­го, равно как и способ реального существования требует серьезного пере­осмысления и обновления в свете указанных перемен. Проблема концептуа­лизации пространства в политической науке рассматривается в работе в дву­едином контексте: во-первых, в свете системной трансформации общества, в которую Россия втянулась со второй половины 1980-х г.г., во вторых - в рус­ле общемирового тренда, с учетом последствий глобального перехода инду­стриальных обществ на информационную ступень и появления обществ так называемой Третьей волны.
Выбор темы диссертационного исследования связан с необходимостью концептуализации современной формы политического пространства, выяв­ления его теоретического содержания и методологического потенциала. Не­смотря на то, что понятие политического пространства используется многи­ми учеными и политиками, отсутствует общетеоретическая постановка про­блемы политического пространства и его концептуализации в новом транс­формационном периоде. Открытым остается вопрос о роли политического пространства в эффективном осуществлении политики как инструмента управления социальными процессами в условиях общественной транс­формации.
Степень научной разработанности темы исследования. Категория пространства имеет большую традицию научных исследований. Общеприня­тые трактовки пространства колеблются между двумя моделями - образами пространства, сформированными И. Ньютоном и А. Эйнштейном. Первая модель исходит из представления об одноплоскостном (евклидовом) харак­тере пространства. Трактовка пространства Эйнштейном нашла свое вопло­щение в теории относительности, постулирующей четырехмерный характер пространственно-временного континуума и его динамический характер. У Ньютона пространство, во-первых, существует независимо от времени и не изменяется в своих базовых характеристиках, во-вторых, оно стационарно. Пространство Ньютона - это, по сути, место для возможных изменений и ди­намики, «вместилище» для акторов и возможных изменений. У Эйнштейна пространство связано со временем - свойства пространства меняются в зави­симости от движения и характера взаимодействия движущихся тел.
Под влиянием этих общенаучных моделей в обществознании в целом и в политической науке складывались два противоположных образа простран­ства - субстанциальный (стационарный) и реляционный. Пример стационар­ных представлений дает направление геополитики, берущее начало в т.н. географическом детерминизме (Ш. Монтескье) и представленное классиче­скими работами Ф. Ратцеля, Э. Симпла, Л. И. Мечникова. Трактовка полити­ческого пространства представителями геополитического направления сво­дится к положению, что существование обществ и государств в природном (физическом) пространстве обусловливает как особенности их устройства, так и конкуренцию между ними. С точки зрения Ф. Ратцеля, территория гос­ударства с находящимися на ней природными и человеческими ресурсами образует жизненное пространство нации и определяющим образом влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства. В настоящее время эти взгляды в работах А. С. Панарина, А. Г. Дугина, Р. А. Аронова, Г. Ю. Семи­гина получили новую редакцию, тяготеющую к евразийству. Потенциал гео­политической трактовки политического пространства далеко не исчерпан. В глобализованном мире на политической сцене появляются новые «игроки», оказывающие серьезное влияние как на международные отношения, так и на национальную политику и условия ее реализации, на роль государства в дан­ном процессе. Это - транснациональные корпорации, межгосударственные объединения и организации и др. Эти тенденции формируют в научной среде запрос на обоснование российской идентичности в условиях глобализации, формирования многополярной конструкции международных отношений и меняющейся структуры политического пространства как вовне, так и внутри страны. Данные вопросы затрагиваются в ряде исследований последних лет (С. В. Голунов, Н. А. Косолапов, М. М. Лебедева, И. Л. Прохоренко, М. С. Стрежнева)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изменения политического пространства основаны на консолидации и принятии предшествующих и настоящих институтов, совмещении культур­но-исторических аспектов развития общества и взаимообусловленности не­формальных норм и правил. Принцип преемственности культурно-историче­ского развития предполагает рассмотрение перехода от одной системы к дру­гой как специфического механизма, который включает в себя начало истории и эволюцию новообразования. С нашей точки зрения, такой механизм, явля­ющийся ядром символического универсума, может быть охарактеризован как Мегамашина. Мегамашина представляет интерес, с одной стороны, как осо­бого рода ритуал - ритуал перехода, обеспечивающий непрерывный характер цепочки поступательных перемен (знание - коммуникация - обмен), кото­рые, в конце концов, приводят к единству старого и нового, формированию институционального порядка. С другой стороны, Мегамашина важна для нас как социальная техника, предполагающая наличие системы неформальных институтов, закрепляющей и стандартизующей модели социального поведе­ния и соответствующий им набор социальных ролей и ожиданий. Развитие науки и техники, заложившее в XIX веке основу для перехода к новому этапу развития общества - социальному порядку открытого доступа, одновременно привело к несбалансированному росту богатства и силы у отдельных агентов, формированию технократических установок. Все это вместе подтолкнуло нарастающую дестабилизацию институционального порядка в обществе. Возникла потребность в постоянном обновлении факторов, упорядочиваю­щих власть и систему институтов. В этом смысле символизация служит ин­струментом, конвертирующим в политическую форму процессы, происходя­щие в политическом пространстве. Становясь ядром Мегамашины, символи­зация направлена на осуществление относительно безболезненной смены мо­делей общественного развития, переходов от одного этапа к другому, тем са­мым обеспечивая социокультурную динамику власти и общества.
Символические формы, наполняющие Мегамашину и несущие в себе сложившиеся на предыдущих этапах развития неформальные институты, соз­дают и конституируют новую реальность - инфосферу (О. Тоффлер). В ин­фосфере консолидируются символы, которые распространяются в политиче­ском пространстве и обеспечивают интеграцию старых и новых знаний, ин­ститутов и организаций, а также функционирование новых коммуникацион­ных каналов. Символизация становится средством властного подчинения ин­дивида, однако, благодаря технологиям социального контроля, это осуществ­ляется в форме добровольного согласия субъекта. Мегамашина контролирует поведение индивида, символически формообразуя мир его желаний посред­ством моды. В ее основе лежит коллективное представление об образцах и нормах поведения. Мода и соблазн - инструменты создания контролируемых желаний, которые являются проекцией Мегамашины на общество. Контро­лируемые желания - симулякры, за которыми ничего не стоит и которые мо­гут быть заменены новыми образами в любое время. Становясь законодате­лем моды в политическом пространстве, символизация создает и стимулиру­ет потребление тех симулякров, которые должны заполнять собой политиче­ское пространство в переходный период Мегамашины.
Символизация поддерживает деятельность агентов, направленную на производство и продвижение определенных способов интерпретации соци­альной реальности в качестве доминирующих. Характер и направления сим­волизации современной политики трансформационного периода в России рассматривается на примере анализа государственной кампании по реализа­ции приоритетных национальных проектов и соотнесения ее с политическим компонентом системы государственного управления. Ключевой составляю­щей реализации национальных проектов становится симуляция удовлетворе­ния социальных интересов граждан, имеющих для них наибольшую важ­ность. В национальных проектах происходит кристаллизация накопленного ранее опыта во взаимодействии политических акторов, в результате чего символический ресурс становится консолидирующей базой для объединения социальных, экономических, политических ресурсов.
В Заключении диссертационной работы подводятся итоги работы, формулируются основные результаты, полученные в процессе исследования...


Положения и выводы диссертационного исследования изложены в публикациях автора, в том числе, 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ общим объемом 1,6 п.л. Общий объем публикаций - 6,6 п.л.
Публикации в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ:
1. Гурарий Е.М. Соотношение управленческих и политических компо­нентов в политическом поле реализации приоритетных национальных проек­тов // Социум и власть. 2010. № 3. С. 37-41. - 0,5 п. л.
2. Гурарий Е.М. Динамические аспекты развития политического про­странства // Социум и власть. 2012. № 1. С. 39-43. - 0,6 п. л.
3. Гурарий Е.М. Зарождение политического пространства: от физиче­ского образа к динамической системе // Вопросы управления. 2013. № 4(6). С. 39-43. - 0,5 п. л.
Публикации в других изданиях:
4. Гурарий Е.М. Проблемы становления демократического российского государства // Проблемы становления профессиональной государственной и муниципальной службы: Материалы научной студенческой конференции. Екатеринбург: УрАГС, 2002. С. 63-66. - 0,3 п.л.
5. Гурарий Е.М. Институциональная трансформация в России в пере­
ходный период // Проблемы реформирования государственного и муници­пального управления в современной России: Материалы научно­
практической конференции аспирантов и студентов. Екатеринбург: УрАГС, 2005. С. 3-6. - 0,3 п.л.
6. Гурарий Е.М. Необходимость института оппозиции в России // Со­временное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных ис­следований: материалы VII Всероссийской научной конференции, посвящен­ной памяти профессора З.И. Файнбурга. Том II. Пермь, 2004. С. 99-102. - 0,2 п.л.
7. Гурарий Е.М. Основные аспекты реформы системы исполнительной власти в России // Политическая культура и политические процессы в совре­менном мире: методология, опыт эмпирического анализа. Материалы 8-й Международной конференции памяти Л.Н. Когана. Ч. II - Екатеринбург: УрГУ, 2005. С. 53-55. - 0,2 п.л.
8. Гурарий Е.М. Реформа вертикали власти в России: основные пер­спективы // Практическое решение государственных проблем глазами сту­дентов: экономический, правовой, политологический аспекты. Материалы всероссийской научно-практической студенческой конференции». Екатерин­бург, УрАГС, 2005. С. 25-27. - 0,2 п.л.
9. Гурарий Е.М. К вопросу о взаимодействии власти и бизнеса на реги­ональном уровне // Политическая, административная и образовательная ре­формы в РФ: пути взаимовлияния. Материалы международной конференции. Екатеринбург: УрАГС, 2006. С. 21-24. - 0,2 п.л.
10. Гурарий Е.М. Тенденции построения вертикали власти в России // Власть и властные отношения в современном мире. Международная научно­практическая конференция. Екатеринбург, 2006. С. 31-33. - 0,2 п.л.
11. Гурарий Е.М. Влияние принципа формирования регионального парламента на взаимодействие власти и бизнеса на примере Свердловской области // Практическое решение государственных проблем: экономический, правовой и политологический аспекты. Материалы всероссийской научно­практической студенческой конференции. Екатеринбург, УрАГС, 2006. С. 17-20. - 0,3 п.л.
12. Гурарий Е.М.Система национальных проектов как форма реализа­ции взаимодействия власти и бизнеса на региональном уровне // Современ­ный этап реформирования российской системы государственной власти и местного самоуправления. Международная конференция. Екатеринбург, УрАГС, 2006. С. 10-14. - 0,2 п.л.
13. Гурарий Е.М. Борьба за символическое влияние в процессе реали­зации национальных проектов // Чиновник. № 2 (48). Екатеринбург, 2007. С. 16-18. - 0,3 п.л.
14. Гурарий Е.М. Структура регионального политического поля, скла­дывающегося в процессе решения проблем социального характера // Полити­ка, экономика, социум: стратегические приоритеты развития и механизмы взаимодействия в современной России: материалы международной конфе­ренции. Екатеринбург, УрАГС, 2008. С. 28-31. - 0,2 п.л.
15. Гурарий Е.М. Реформа социальной сферы посредством механизма реализации приоритетных национальных проектов: структура и динамика политического поля // Современные реформы в России: опыт осмысления. Сборник научных статей. УрАГС, 2009. С. 137-148. - 0,4 п.л...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ