ЗАДАНИЕ
Реферат 4
Основные определения 6
Ведение 8
1 Теоретические основы кадровых служб 10
1.1 Понятие, задачи и функции кадровой службы 10
1.2 Положения об отделе кадров 13
1.3 Типы организационных структур управления 17
1.4 Кадровая служба организации, ее структура и функции 25
1.5 Организация структуры кадровой службы 31
1.6 Кадровая политика организации 37
2 Организация кадровой службы в строительных организациях 42
3 Организация кадровой службы на примере ОАО «Томскгазстрой» 50
3.1 Описание и анализ организационной структуры предприятия и отдела кадров ОАО
«Томскгазстрой» 50
3.2 Кадровая политика организации ОАО «Томскгазстрой» 56
3.3 Рекомендации по совершенствованию работы с кадрами на предприятии 66
Заключение 69
Список литературы 73
Приложение 1 75
Приложение 2 82
Приложение 3 86
Приложение 4 91
Неотъемлемой частью работы каждого предприятия является организация кадровой службы. Подбор персонала важнейшая задача, решение который не только обеспечивает функционирование организации, но и ее будущий успех. В зависимости от того, насколько эффективно построена работа по отбору персонала, зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и востребованность предоставляемых услуг.
Актуальность данной темы заключается в том, что без эффективной работы кадровой службы организации могут возникнуть проблемы при отборе квалифицированного персонала для выполнения задач предприятия.
На сегодняшний день одной из главных проблем в современных организациях является недостаточное внимание, которое уделяется разработке кадровой политики и ее дальнейшему совершенствованию в процессе апробации.
Объектом исследования дипломной работы является организация кадровой службы предприятия.
Предмет исследования - критерии эффективности работы кадровой службы, модели ее развития.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по развитию кадровой службы ОАО «Томскгазстрой» с целью повышения ее эффективности.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить принципы, подходы к организации кадровой службы предприятия, систему управления персоналом.
2) Выявить специфику кадровой работы строительной организации.
3) Изучить организацию кадровой службы и кадровую политику ОАО «Т омскгазстрой».
4) На основе передовых подходов к организации кадровой службы предприятия сформулировать предложения по повышению эффективности работы с кадрами в «Томскгазстрой».
Общие рекомендации по совершенствованию кадровой политики могут быть предложены к внедрению в организации ОАО «Томскгазстрой», - в их разработке заключается новизна работы.
Методологической основой исследования является системный анализ, направленный на изучение объекта как целого, системы взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга функций; сравнительный анализ, позволяющий сопоставить различные модели организации кадровой службы, сравнить организацию кадровой работы изучаемого предприятия с эталонными.
В качестве источников в дипломной работе использовались нормативные документы организации, документы внутреннего распорядка, а так же периодика по теме исследований и монографии.
Исходя из поставленных целей и задач, данная работа состоит из введения, основной части (3 главы) и заключения.
Целью дипломной работы являлась разработка рекомендаций по развитию кадровой службы ОАО «Томскгазстрой» с целью повышения ее эффективности.
Для достижения цели необходимо было решить ряд задач.
В ходе изучения принципов, подходов к организации кадровой службы предприятия, системы управления персоналом было установлено, что для достижения успеха в конкурентной борьбе и эффективной работы предприятия, должна быть разработанная кадровая политика организации, четко сформулированы функции и структура отдела.
Было установлено, что успешная кадровая политика должна быть связана со стратегией предприятия, что позволяет обеспечить кадрами реализацию данной стратегии.
Она должна быть достаточно гибкой, с одной стороны, и динамичной, с другой. Что позволяет сохранять стабильность предприятия, но и изменяться в соответствие с меняющимися внешними условиями деятельности.
Кадровая политика на предприятии должна быть финансово обоснована, что определяется возможностями предприятия для формирования квалифицированными сотрудниками.
К каждому работнику нужно иметь свой подход, что помогает обеспечить правильно сформулированная и разработанная кадровая политика организации.
Изучая особенности кадровой работы на строительно-монтажном предприятии газовой отрасли, были выявлены следующие особенности:
Строительная отрасль трудоемкая, в производственный процесс вовлечены большое количество людей разных специальностей и уровня квалификации, что, в свою очередь, задает высокий уровень трудоемкости для кадровых служб.
Для данной отрасли характерны и сезонность деятельности, и высокая степень зависимости от колебаний рынка. Строительные организации первыми сокращаются в периоды кризисов и тяжелее из них выходят. Это приводит к высокой текучести кадров, сложности построения корпоративной культуры, создания системы повышения квалификации и карьерного продвижения на предприятии.
Еще одной причиной текучести кадров является неудовлетворенность руководителей организации уровнем квалификации молодых специалистов строительно-монтажного профиля. Предпочтение отдается кадрам, подготовленным еще советской профессиональной школой. Идет слабое обновление трудовых ресурсов с ухудшением их качества. В то же время большинство строительных объектов сегодня уникальны, требуют новых проектных документов и принятия новых производственных решений; обеспечение многофункциональным выполнением видов деятельности.
Изучив организацию кадровой службы и кадровую политику ОАО «Томскгазстрой» можно прийти к выводу, что кадровая служба занимается различными направлениями кадровой деятельности. В большей степени уделяется время на работу с документооборотом организации, что приводит не достаточному вниманию отбору и подбору новых сотрудников на предприятие.
Данная организация предоставляет возможность реализации молодым специалистов в своей сфере деятельности, получить колоссальный опыт работы и продвижение по карьерной лестнице. На сегодняшний день существует ряд проблем, которые вызваны экономической ситуацией и сменой генерального директора предприятия. Высокая текучесть кадров в настоящее время обусловлена сезонностью работы и недовольством сотрудников новым руководителем. Введенная кадровая политика на предприятии не реализуется, входе чего система управления персоналом является несовершенной.
Любой сотрудник организации ценит хорошее отношение к нему и выполненной работе, для удержания ценных кадров в организации стоит разработать новую систему мотивации. Социальный анализ в коллективе, создание творческой атмосферы и создание нормального психологического климата в организации, приводит к появлению у сотрудников инициативы и к улучшению благоприятного климата в коллективе. Данный метод можно расценивать как способ мотивирования сотрудников. Для создания корпоративной культуры и мотивации сотрудников можно применить различные методы, например создание стенда новостей, где будут прописываться успехи сотрудников.
Кадровая политика организации преследует следующие принципы: справедливая зарплата, гарантия занятости, соблюдение безопасности и охраны сотрудников на объектах, использование и развитие способностей персонала организации. На предприятие стоит ввести открытую кадровую политику, что поможет обеспечить понимание сотрудников и руководителя. В организации важно правильно выстроить систему социально - психологического климата и решению производственных конфликтов, также стоит разработать систему менеджмента качества по проведению обучения сотрудников.
В ходе отбора и подбора персонала, нужно уделять внимание не только на профессиональные навыки, опыт и стаж работы, но и на личные моральные качества, которые способствуют эффективной деятельности работников, помогают сбалансировать совместимость, сработанность и характер межличностных отношений. При приеме на работу нового сотрудника, стоит прикрепить к нему наставника, который поможет облегчить ему адаптацию в организации.
Ознакомившись со структурой данной организации видно, что некоторые должности были исключены из организации, входе чего положение о работе отдела кадров было не изменено. Введя, изменение в положение и конкретизируя некоторые функции, можно добиться определенного успеха в управлении организации.
На основе передовых подходов к организации кадровой службы предприятия сформулированы предложения по повышению эффективности работы с кадрами в ОАО «Томскгазстрой», что и являлось целью данной дипломной работы.
1. Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации: Практическое пособие кадровика. М.: Экономика, 2007. 704 с.
2. Барановская Н. И. Повышение конкурентоспособности строительной организации на основе развития ее кадрового потенциала: понятие конкуренции и конкурентоспособности строительной организации, кадровый потенциал: понятие, показатели оценки, направления развития, методика планирования. Кызыл: ТувГУ, 2011. 127 с.
3. Басаков М.И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). 11-е изд. М.: Феникс, 2012. 376 с.
4. Блинов А. О. Искусство управления персоналом: Учеб. пособие / А. О. Блинов, О. В. Василевская. - М.: Гелан, 2015. 411 с.
5. Булат Р. Е. Правовые нормы и психологическое сопровождение управления персоналом в строительстве. СПб: Бизнес-пресса, 2010. 197 с.
6. Грейсон Д., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 2009. 320 с.
7. Зарецкий М.В., Поликарпова Д.С. Интеллектуальная система поддержки принятия решений для кадровой службы строительно- монтажного предприятия // Information Technologies for Intelligent Decision Making Support (ITIDS’2015) Proceedings of the 3rd International Conference.
2015. С. 9-12.
8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М.: Новое знание, 2009.
336 с.
9. Карибова И. Ш. Повышение квалификации строителей как один из главных рычагов роста производительности труда и качества строительной продукции // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 2. С. 293-299.
10. Кибанов А.Я. Система управления персоналом. М.: Проспект, 2012. 64 с.
11. Коровина Т.Ю. Деятельность кадровых служб промышленного предприятия по подбору и отбору персонала // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 20. С. 408-411
12. Кузнецова Т.В., Кузнецов С.Л. Кадровое делопроизводство. М.: Книга Сервис, 2011. 144 с.
13. Менеджмент организации. Учебник / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М. 2010. 980 с.
14. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2005. 279 с.
15. Рогожин М.Ю. Управление персоналом. 100 вопросов и ответов о самом насущном в современной кадровой работе. М.: Альфа-Пресс, 2009. 176 с.
16. Сазыкин А. Кадровое делопроизводство на основании Трудового кодекса Российской Федерации. М.: Экзамен, 2008. 334 с.
17. Симонова М. В. Управление персоналом в организациях строительного комплекса. Самара: Самарский гос. архитектурно-строит. унт, 2010. 198 с.
18. Синявец Т.Д. Аудит службы управления персоналом: выбор критериев и показателей оценки // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. №5. С. 30-35.
19. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2010. 375 с.
20. Эффективная каровая политика // Национальный союз кадровиков. М. 2013 URL: http://www.kadrovik.ru/ (дата обращения 14.05.2016г.).