1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
НКО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
1.1 Анализ научных положений социального проектирования и оценки
эффективности социальных проектов НКО в Российской Федерации 19
1.2 Обзор актуальных систем оценки социальных проектов НКО
в субъектах Российской Федерации 39
Выводы по первой главе 51
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НКО
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 52
2.1 Анализ практики и исследование обоснованности оценки проектов
НКО в МФКСиМП СО и ДМП СО 52
2.2 Описание сущности разработанной методики оценки социальных
проектов НКО 87
2.3 Анализ опыта внедрения разработанной методики оценки проектов
НКО в Минсоцполитики СО и Минздравоохранения СО 93
2.4 Экспериментальное исследование разработанной методики оценки
социальных проектов НКО 99
2.5 Предложения по внедрению разработанной системы оценки
социальных проектов НКО в Минобразования СО 102
Выводы по второй главе 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 128
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРОГРАММА социологического исследования членов конкурных комиссий МФКСиМП СО и ДМП СО и руководителей, специалистов и добровольцев (волонтеров) НКО - победителей конкурсов
МФКСиМП СО и ДМП СО 142...
Актуальность исследования. Финансовая поддержка НКО для реализации социальных проектов является одним из приоритетов государственной социально-экономической политики. Это подтверждается и ежегодными посланиями Президента России Федеральному Собранию, и принятием ряда нормативных документов, направленных на расширение участия НКО в оказании социальных услуг в субъектах Российской Федерации1. Государство стремится к совершенствованию законодательной базы для того, чтобы развивать деятельность некоммерческих организаций, которые, в свою очередь, будут улучшать качество жизни населения.
Особенности становления и формирования гражданского общества в России при активном участии общественных организаций отражены в трудах Дж. Бредли, К. С. Гаджиева, З. Т. Голенковой, И. Б. Левина, Р. Т. Мухаева, Ю. М. Резника, Л. М. Романенко, В. Г. Хороса, А. И. Черных и других2.
Одной из наиболее распространенных форм государственной финансовой поддержки стало предоставление грантов и субсидий НКО на реализацию проектов по работе с молодежью и патриотическому воспитанию молодых граждан по итогам отборов в виде конкурсов.
Тем не менее, организаторами конкурса и исполнителями социальных услуг из числа СОНКО отмечается необходимость совершенствования уже существующего порядка отбора проектов для предоставления финансовой поддержки. Отсутствие практики внедрения научно-обоснованной унифицированной объективной и прозрачной системы оценки социальных проектов у грантооператоров из числа исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней
Специфика социальных проектов отражается в немногочисленных на сегодняшний день научно-прикладных публикациях по теории и практике социального проектирования, основным недостатком которых является методологическая неполнота тех разделов, которые посвящены концептуальным и методическим аспектам оценки социальных проектов.
Помимо вопроса непосредственно разработки прозрачной стандартизированной системы оценки социальных проектов немаловажным является и внедрение данной системы у грантооператоров. Основные трудности данного внедрения связаны с недостаточным уровнем проектных знаний НКО, трудоемкостью обоснования нормотворческой инициативы по внедрению, высоким уровнем требований, предъявляемых
к использованию разработанных систем.
Отсутствие успешного опыта внедрения инновационных систем оценки эффективности социальных проектов НКО у грантооператоров из числа органов государственной власти предопределило определение объекта, предмета, постановку целей и задач данного исследования.
Проблема диссертационной работы заключается в том, как внедрить научно-обоснованную унифицированную систему оценки социальных проектов, отвечающую современным стандартам социального проектирования, требованиям законодательства, запросам НКО и грантооператоров.
Целью диссертационной работы является разработать и предложить для внедрения в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области научно-обоснованную систему оценки социальных проектов НКО в сферах работы с молодежью и патриотического воспитания молодых граждан в Свердловской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать научные положения социального проектирования и оценки эффективности социальных проектов НКО в Российской Федерации;
2) Рассмотреть актуальные системы оценки социальных проектов НКО в субъектах Российской Федерации;
3) Проанализировать практику и исследовать обоснованность оценки проектов НКО в МФКСиМП СО и ДМП СО;
4) Описать сущность разработанной методики оценки социальных проектов НКО;
5) Рассмотреть опыт внедрения разработанной методики оценки социальных проектов НКО в Минсоцполитики СО и Минздравоохранения СО;
6) Провести экспериментальное исследование разработанной методики оценки социальных проектов НКО;
7) Сформулировать предложения по внедрению разработанной системы оценки социальных проектов в Минобразования СО и оценить их социальную и экономическую эффективность.
Гипотеза диссертационного исследования: возникновение коррупционных рисков, а также существенное снижение эффективности реализации бюджетных средств, выделяемых на реализацию проектов по работе с молодежью и патриотическому воспитанию молодых граждан в Свердловской области обусловлено низким уровнем проектных знаний экспертов и участников конкурсов НКО, а также несовершенством методики оценки социальных проектов молодежных НКО в Свердловской области.
Объектом диссертационного исследования является система оценки социальных проектов НКО в сферах молодежной политики и патриотического воспитания молодых граждан в Свердловской области.
Предмет диссертационного исследования - технология оценки социальных проектов молодежных НКО в Свердловской области.
Сформулирована проблема, составлен перечень научной литературы к изучению, проведен анализ научных положений социального проектирования и оценки эффективности социальных проектов НКО в Российской Федерации, проведено исследование практики Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики СО и Департамента молодежной политики СО в оценке проектов...
В результате диссертационного исследования представлены теоретические основы оценки социальных проектов НКО в Российской Федерации. Описаны научные положения социального проектирования и оценки эффективности социальных проектов НКО в России.
Рассмотрены действующие системы оценки социальных проектов НКО в субъектах Российской Федерации. Изучение практики социального проектирования и оценки социальных проектов НКО в Российской Федерации показало несистемность и дифференциацию по регионам. В комплексе с недостаточностью знаний в сфере проектного управления у представителей грантооператоров приводит к потере ключевой составляющей всей оценки как процесса - обеспечении эффективности расходования бюджетных средств.
Установлено, что в большинстве систем оценок, имеющих балльную оценку, наблюдается отсутствие шкалирования внутри заданных диапазонов возможных значений критериев, что порождает возможности крайнего субъективизма со стороны экспертов, а также способствует появлению коррупционных рисков, связанных с определением проектов победителей и расчет суммы субсидий из средств ГРБС.
Определено, что введение критериев, зависящих от направления деятельности организации или направления реализации проектов носит локальный характер. В большинстве регионов ограничиваются весьма общими критериями. Отсутствие единого подхода к пониманию сущности социального проектирования, а значит и оценки проектосообразности как ключевого показателя эффективности проекта приводит к появлению специфических вариантов систем оценок.
По результатам аналитических и экспериментальных исследований опыта оценки социальных проектов в МФКСиМП СО и ДМП СО установлено, что действующая методика оценки проектов в сферах работы с молодежью и патриотического воспитания имеет существенные
недостатки, серьезным образом влияющие на эффективность определения достойных финансовой поддержки проектов. По результатам проведенного социологического исследования, и грантополучатели, и эксперты единодушно выразили уверенность в эффективного проектного подхода к повышению эффективности деятельности НКО. Только 22% грантополучателей и 40% экспертов продемонстрировали относительно достаточный уровень проектных знаний, ответив на соответствующие вопросы анкеты исследования. Однако, исследование показало низкий уровень знакомства со стандартами проектного управления, как международными, так и национальными с обеих сторон. Кроме того, установлено несоответствие ожиданий сторон оценки как процесса и относительно высокий уровень негативного отношения к действующей методике оценки.
На основании проведенных исследований была взята для изучения в качестве основы разработки новой системы оценки проектов методика оценки проектов авторского коллектива кафедры ОРМ. В результате изучения определено экспериментальным путем, что разработанная система методика социальных проектов НКО существенным образом повышает эффективность распределения бюджетных средств путем наиболее научнообоснованной оценки и выявления конкурентоспособных социальных проектов.
Однако, опыт применения авторской методики для оценки проектов НКО в Минсоцполитики СО и Минздравоохранения СО оказался неудачным. В рамках исследования причин провала внедрения было установлено, что основными причинам неуспеха явились низкий уровень проектных знаний экспертов и грантооператоров, неготовность ведомств к инновациям ввиду интеллектуальной и трудоемкости внедрения новой методики. С учетом результатов пилотного эксперимента по методике оценки проектов в фокус-группе был сделан вывод о необходимости разработки сопутствующих элементов, в том числе в виде нормативных правовых актов,
Разработаны проекты нормативных правовых документов для внедрения разработанной системы оценки в Минобразования СО. Оценен социально-экономический потенциал внедрения разработанной системы оценки в Министерстве образования и молодежной политики СО, состоящей из порядка предоставления субсидий для утверждения нормативным правовым актом Свердловской области, программы обучения проектной технологии экспертов и участников конкурсов субсидий НКО, модели программного комплекса, который может быть адаптирован под особенности конкурса субсидий НКО Минобразования СО.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы внедрения могут заключаться в детальном изучении опыта, который будет получен Минобразования СО в ходе использования разработанной системы оценки социальных проектов молодежных НКО и универсализации системы с точки зрения вариативного модуля модели оценки и отдельных аспектов других элементов системы.
Практическая значимость работы заключается во внедрении в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области научно-обоснованной системы оценки социальных проектов НКО в сферах работы с молодежью и патриотического воспитания молодых граждан в Свердловской области. Доказано, что внедрение системы оценки имеет значительный социально-экономический эффект.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
5. Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
6. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях».
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
8. Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».
9. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».
10. Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений в сфере оказания общественно полезных услуг».
11. Указ Президента Российской Федерации от 03 апреля 2017 года № 137 «О Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества».
12. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2019 года № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 Об общих требованиях к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями»...