1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования. В современный период в связи с расширяющимся выходом России на международные рынки проблема обеспечения устойчивого роста ее экономики стала особенно актуальной. Мировой экономический кризис показал, что отечественный бизнес не избавился от сырьевой зависимости, а производимые российскими предприятиями готовые изделия в основной массе имеют невысокую конкурентоспособность. На уровне глобальных экономических процессов влияние России невелико и не соответствует ее исторической роли. Это подтверждается ежегодным рейтингом мировой конкурентоспособности стран, составляемом швейцарской бизнес-школой ГМЭ, где в 2010 году Россия занимает 51 место из 58, опустившись за год с 49-го места. Это худший результат с 2006 года, когда она занимала 54-е место. Россия находится в последней десятке в рейтинге конкурентоспособности Международного экономического форума (63-е место из 68).
Глобализация ставит перед отечественными предприятиями задачу всесторонней интеграции в мировое экономическое пространство. Успешным данный процесс будет при условии, когда предприятия будут обладать достаточно высоким уровнем конкурентоспособности. Повышение ее уровня является важнейшим фактором обеспечения успешного развития экономики регионов и страны в целом, поскольку сила и мощь любого государства во многом определяются конкурентоспособностью его хозяйствующих субъектов. Обеспечение ее высокого уровня на предприятиях положено в основу разработки национальной стратегии развития России, цель которой состоит в том, что в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, где благополучие обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.
Для выживания в конкурентной борьбе и достижения доминирующих позиций лидера в стратегически важных отраслях и сферах экономики предприятиям необходимо иметь и активно развивать устойчивые и уникальные конкурентные преимущества. На первых порах должно формироваться ответственное и более глубокое осмысление самой категории конкурентоспособности во всем многообразии аспектов и определяющих ее факторов. Помимо управления уровнем собственной конкурентоспособности, для предприятий в целях более успешного функционирования в усложняющихся условиях хозяйствования, необходимо владеть информацией об уровне конкурентоспособности его партнеров.
Одной из основных сложностей, возникающих при исследовании конкурентоспособности предприятия, является решение вопросов методологического характера, которые вызваны рядом причин: во-первых, разнообразием объектов оценки конкурентоспособности в условиях «новой экономики»; во-вторых, наличием несистематизированного объема информации о сущности конкурентоспособности ввиду отсутствия единства в подходах к ее определению; в- третьих, многообразием факторов, влияющих на конкурентоспособность, особенно на макроуровне.
Актуальность заявленной в работе темы вызвана объективной необходимостью систематизации накопленного исследовательского опыта по изучению конкурентоспособности предприятий, разработки принципиально нового подхода с учетом преодоления имеющихся недостатков и формирования на его основе методики ее анализа, которая позволяла бы предприятиям оценивать ее уровень у себя и своих партнеров для принятия эффективных управленческих решений.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические и методические основы экономического анализа конкурентоспособности в целом и предприятия в частности исследовали в своих трудах отечественные и зарубежные ученые. Акцент в исследованиях конкурентоспособности продукции делали: Азгальдов Г.Г., Белый Е.М., Войтоловский Н.В., Воронов А.А., Гребнев Е.Т., Долинская М.Г., Завьялов П.С., Зайченко Д.А., Каплина О.В., Кутин А.А., Лифиц И.М., Лобанов М.М., Магомедов Ш., Ползунова Н.Н., Сабецкая Г.Р., Цеханов В.; особое внимание вопросам конкурентоспособности предприятия уделяли: Абрамов В.Л., Азоев Г.Л., Алещенко В.В., Андреева Е.Л., Бабошин А.В., Баумгартен Л.В., Белоусов В.Л., Беляевский И.К., Богомолова И.П., Голубков Е.П., Дубаневич Е.В., Замураева Л.Е., Захарченко В.И., Зулькарнаев И.У., Караева Ф.Е., Криворотов В.В., Кротков А.М., Маракулин М.В., Прахалад К.К., Портер М., Стрикленд А. Дж., Томпсон Артур А., Уланова И.А., Фасхиев Х.А., Хайн Дж., Хамел Г., Чаплина А.Н., Шкардун В.Д., Эрлих М., Яковлев Г.И.; изучением конкурентоспособности на макроуровне занимались: Анучин А.А., Беленов О.Н., Бицоева С.М., Габуния Г.В., Гуриева Л.К., Дерябина М., Дынкин А.А., Колчин С., Кормнов Ю.Ф., Куренков Ю.В., Николаева Н.А., Терещевский Ю.И., Фатхутдинов Р.А., Целикова Л.В., Шамрай Ю.Ф., Шеховцева Л.С.
Аналитическое обеспечение оценки конкурентоспособности объектов различных уровней содержится в работах следующих авторов: Бариленко В.И., Вахрушиной М.А., Волковой О.Н., Головниной Л.А., Жигуновой О.А., Зыряновой Т.В., Илышева А.М., Илышевой Н.Н., Керимова В.Э., Ковалева В.В., Крылова С.И., Мельник М.В., Панковой С.В., Поповой Л.В., Савицкой Г.В., Селевич Т.С., Сорокиной Е.М., Хорина А.Н., Черненко А.Ф., Шеремета А.Д.
Конкурентоспособность была и остается предметом обсуждений и споров многих авторов. При этом проработанность ряда аспектов изучения еще далека от завершения. Существует множество подходов, как к определению данной категории, так и к методике ее анализа. Все это привело к тому, что к настоящему моменту накоплен значительный массив информации по вопросам конкурентоспособности, который в большей части представляет собой несистематизированную совокупность авторских подходов. Кроме того, если на уровне продукции такие аспекты как сущность, влияющие факторы, методика анализа уже разработаны достаточно глубоко, то на уровне предприятия, территориальных образований эта конкретика теряется, возникает много сложностей и спорных моментов.
В исследованиях конкурентоспособности предприятия большое внимание в авторских публикациях уделяется вопросам методики ее анализа. Изучение большого объема информации позволило автору выделить ряд недостатков: недоступность информационной базы для проведения анализа; наличие теоретических показателей, которые не могут быть формализованы и объективно измерены, что снижает точность оценок; многообразие рассчитываемых при анализе показателей с целью максимального охвата всех сфер деятельности предприятия, а отсюда возникновение дублирования и противоречий; отсутствие показателей, характеризующих уровень инновационного развития. Разработанные методики не учитывают цели конкретного заинтересованного лица, хотя одно и то же предприятие может иметь разный уровень конкурентоспособности с позиции того или иного оценивающего его субъекта.
Высокая научная, теоретическая и практическая значимость вопросов исследования конкурентоспособности, недостаточная систематизация имеющихся подходов, а также необходимость преодоления теоретических и методических недостатков в данной области предопределили выбор темы диссертационного исследования и обусловили его цель и основные задачи.
Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в развитии теоретических и методических основ формирования системы аналитических показателей конкурентоспособности предприятия для улучшения информационно-аналитического обеспечения управленческих решений, принимаемых внешними пользователями.
Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач:
- классифицировать подходы к развитию понятия конкурентоспособности, идентифицировать ее современное понятие;
- дополнить и уточнить совокупность требований к системе аналитических показателей конкурентоспособности предприятия;
- выделить факторы конкурентоспособности предприятия и методы ее анализа в разрезе оценивающих субъектов-пользователей;
- на основе субъектного подхода сформировать систему частных и интегральных показателей и разработать алгоритм их расчета для проведения анализа конкурентоспособности предприятия каждым субъектом-пользователем.
Область исследования. Диссертационное исследование соответствует п. 2.3. «Развитие методологии комплекса методов оценки, анализа, прогнозирования экономической деятельности», п. 2.8. «Экономический анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности», п. 2.11. «Теория и методология финансового, управленческого, налогового, маркетингового анализа» раздела 2 «Экономический анализ» специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» паспорта научных специальностей ВАК Минобрнауки России.
Предмет и объект исследования. Предметом является комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с формированием и апробацией системы аналитических показателей конкурентоспособности предприятия на основе субъектного подхода. Объектом диссертационного исследования выступает уровень конкурентоспособности ряда предприятий Ярославской, Вологодской, Московской, Рязанской, Нижегородской областей с позиций потребителя, поставщика, кредитора, инвестора, персонала, конкурентов.
Методология и методы исследования. В процессе написания диссертации были использованы материалы монографий, научных трудов, учебников, учебных пособий, статей из специализированных периодических изданий по финансовому и управленческому анализу, менеджменту, маркетингу. В диссертационном исследовании в качестве методологического инструментария использовались такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация и конкретизация; сравнение; логический, диалектический подходы. При работе над диссертацией применялись экономические методы исследования: статистический, экономико-аналитический, динамический, графический, коэффициентный анализ. А также использовался специальный метод - метод расстояний. Методика исследования включает изучение, обобщение, оценку накопленного зарубежного и отечественного опыта теории и практики определения и анализа конкурентоспособности, разработку методики анализа конкурентоспособности на основе субъектного подхода, выполнение расчетных аналитических процедур в рамках методики, апробацию разработанного подхода на объектах исследования.
Научная новизна исследования заключается в формировании авторского варианта решения основных теоретических, методических и практических проблем в области исследования конкурентоспособности предприятий и формировании нового подхода к определению ее сущности и методике анализа. В процессе исследования получены следующие научные результаты:
1. Разработана классификация подходов к развитию понятия конкурентоспособности на основе историко-эволюционного подхода, что позволило идентифицировать современное понятие конкурентоспособности и структурировать его в широком и узком смысле, то есть обеспечило приращение научного знания.
2. Дополнена и уточнена совокупность требований к системе аналитических показателей конкурентоспособности предприятия через введение в ее состав требования наличия и доступности информации для ее оценки, исключения субъективных и теоретических показателей, что дало возможность перейти к формированию данной системы.
3. Выделены факторы конкурентоспособности предприятия и методы ее анализа в разрезе оценивающих субъектов, в качестве которых были рассмотрены покупатели, поставщики, кредиторы, инвесторы, персонал фирмы, конкуренты, что позволило провести дифференцированный анализ конкурентоспособности предприятия по субъектам- пользователям исходя из поставленной ими цели.
4. На основе субъектного подхода сформирована система частных и интегральных показателей, разработан алгоритм их расчета для проведения анализа конкурентоспособности предприятия каждым субъектом-пользователем, что дало возможность учесть их специфические интересы при принятии управленческих решений с целью повышения эффективности сотрудничества с партнерами.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении, уточнении, дополнении и развитии существующих теоретических положений анализа конкурентоспособности предприятия, изучении имеющихся и разработке новых подходов, принципов и требований формирования сущности и методики анализа конкурентоспособности предприятия, а также рекомендаций по их совершенствованию.
Практическая значимость исследования состоит в научном обосновании методики анализа конкурентоспособности для каждого оценивающего субъекта-пользователя с учетом его специфических интересов. Методика может использоваться:
- в качестве инструмента оценки контрагентов (потребителей продукции, поставщиков) в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия для оперативного и эффективного принятия управленческих решений по организации отношений с оцениваемыми партнерами;
- как основа принятия решений кредиторами о сроках и величине предоставляемых заемных средств, а также инвесторами на предварительном этапе определения объекта вложения средств;
- как инструмент оценки фактического или выбора потенциального места работы;
- при разработке оптимальной маркетинговой и конкурентной стратегии предприятия исходя из того или иного положения конкурентов.
Теоретические и методические положения анализа конкурентоспособности предприятия могут быть использованы в рамках учебного процесса, в том числе как специализированная дисциплина в рамках подготовки студентов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации».
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты, полученные в процессе диссертационного исследования в части организационных и методических вопросов анализа конкурентоспособности предприятия получили освещение на международных и всероссийских научно-практических конференциях и форумах в Рыбинской государственной авиационной технологической академии (14.10.2008, г. Рыбинск), в Ярославском государственном техническом университете (13.11.2008, г. Ярославль), в Ярославском государственном университет им. П.Г. Демидова (9.12.2008, 4.12.2009, 29.01.2010, г. Ярославль), в Ярославском военном финансово-экономическом институте (15.04.2009, г. Ярославль), в Ярославском филиале Московского института экономики, статистики и информатики (23.04.2009, г. Ярославль), в Пензенском государственном педагогическом университете (31.03.2010, г. Пенза), в Смоленском гуманитарном университете (12.11.2009, г. Смоленск), в Уральском государственном экономическом институте (21.04.2010, г. Екатеринбург), в Вятском государственном гуманитарном университете (15.04.2010, г. Ижевск).
Содержащиеся в диссертации практические рекомендации нашли применение в учебном процессе экономического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, а также при проведении управленческого анализа хозяйственной деятельности ООО «Инсайд-2000» (при оценке конкурентоспособности контрагентов и конкурентов).
Основные положения диссертации отражены в 14 печатных работах общим объемом 4,07 печатных листа (в том числе авторских - 3,74 печатных листа), среди которых 2 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация изложена на 193 страницах, содержит: 6 рисунков, 34 таблицы, 42 формулы, 26 приложений.
Библиографический список включает 150 наименований.
1. Кострова А.А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и структура // Труды вольного экономического общества России. 2008. Т. 93, №3. С. 278-283. (0,22 п.л.)
2. Кострова А.А. Анализ конкурентоспособности предприятия с использованием субъектного подхода // Аудитор. 2010. №12. С. 20-28. (0,68 п.л.)
Статьи и тезисы докладов в других изданиях:
1. Кострова А.А., Маматова Л.А. Рациональная организация аналитической деятельности
как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Образование и наука в региональном развитии : Материалы научно-практической конференции. Ч.2. - Рыбинск:
РГАТА, 2008. С. 68-76. (0,66 п.л., авторское участие 0,33 п.л.)
2. Кострова А.А. Анализ подходов к определению роли интеллектуальных ресурсов при инновационном обеспечении конкурентоспособности предприятий // Инновационное развитие региональной экономики: состояние, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. - Ярославль : ЯГТУ, 2008. С. 245-250. (0,41 п.л.)
3. Кострова А.А. Оценка подходов к определению сущности и состава конкурентоспособности предприятия // Новая российская экономика : движущие силы и факторы: Международная научно-практическая конференция молодых ученых и аспирантов - Ярославль : ЯрГУ, 2009. С.72-75. (0,19 п.л.)
4. Кострова А.А. Конкурентоспособность: конкретизация понятия для решения практических задач // материалы VI Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь и экономика» - Ярославль : ВФЭА, 2009. С.157-158. (0,08 п.л.)
5. Кострова А.А. Конкурентоспособность как экономическая категория: проблемы методологии // Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции - Пенза : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. С.91-96. (0,28 п.л.)
6. Кострова А.А. Маркетинговая деятельность как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий в современных условиях // Молодежь. Образование. Экономика: сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов - Ярославль : Ярославский филиал МЭСИ, 2009. С. 72-75. (0,21 п.л.)
7. Кострова А.А. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий как инструмент развития конкурентных преимуществ России // Актуальные вопросы социально - экономического развития России в XXI веке: аспиранты и студенты в научном поиске: материалы межрегиональной научно-практической конференции - Смоленск : НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», 2009. С. 208-214. (0,41 п.л.)
8. Кострова А.А. Детерминирующие факторы конкурентоспособности предприятий и особенности методики ее анализа // Новая российская экономика: движущие силы и факторы: Международная научно-практическая конференция молодых ученых и аспирантов - Ярославль: ЯрГУ, 2010. С.134-137. (0,18 п.л.)
9. Кострова А.А. Интеллектуальная составляющая конкурентоспособности // Конкурентоспособность регионов и субъектов хозяйствования в условиях преодоления кризиса: материалы XIII Всерос. Форума молодых ученых и студентов - Екатеринбург : Ин-т экономики Урал. отд-ния РАН; Урал. гос. экон. ун-т, 2010. С. 52-53. (0,05 п.л.)
10. Кострова А.А. Использование субъектного подхода к оценке конкурентоспособности предприятия // Наука и экономика. 2010. №2 (2). С. 102-103. (0,22 п.л.)
11. Кострова А.А. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятий в контексте современных направлений экономического развития страны // Социально-экономическая политика государства и возможности ее реализации в современных условиях : сборник статей II Международной научно-практической конференции - Пенза : Приволжский Дом знаний, 2010. С. 71-73. (0,13 п.л.)
12. Кострова А.А. Практическое применение и перспективы развития методики анализа конкурентоспособности предприятия на основе субъектного подхода // Социально - экономические и правовые аспекты развития общества в современных условиях : Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Ижевск : ВятГУ, 2010. С. 151-157. (0,35 п.л.)