1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы. Все большее смещение фокуса внимания экономической науки и управленческой практики в сторону поиска путей ускорения перехода нашей страны на инновационный путь развития объективно требует интенсификации исследований в области теории и методологии управленческого анализа (в том числе инновационного анализа). Данное требование находит свое отражение и в новом паспорте научной специальности 08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика, где в разделе «Экономический анализ» выделены такие новые области научных исследований, как «Теория и методология финансового, управленческого, налогового, маркетингового анализа» и «Инвестиционный анализ и оценка эффективности инвестиций».
Это особенно актуально в условиях продолжающейся неопределенности и крайней неустойчивости мировой экономики, постоянно вступающих между собой в противоречие противоположных тенденций - с одной стороны, развития интеграционных процессов, а с другой стороны, резкого усиления конкуренции, в промышленно развитых, новых индустриальных странах и в России все более широкое распространение получает управленческий анализ и учет.
Между тем все интенсивнее протекают процессы приближения отечественных фирм к условиям цивилизованных рыночных отношений, и перед ними встают проблемы рыночной экономики, в первую очередь, проблемы совершенствования управления. Рыночная экономика проявляет себя, прежде всего, через конкуренцию. Конкуренция же выражается в постоянной борьбе за рынки сбыта. Это трансформируется в борьбу за инновации, качество и низкую себестоимость. Чтобы получить этот ключ, фирмы просто обречены на внедрение управленческого учета и анализа.
Потребность в появлении и функционировании обоих видов учета и анализа в России и в их эффективном взаимодействии существует объективно. Поэтому развитие теоретико-методологических и прикладных основ управленческого анализа в современных трансформационных условиях представляет собой важную и актуальную задачу, решение которой необходимо российским коммерческим фирмам.
Степень изученности проблемы. Целый ряд отечественных и зарубежных авторов в своих работах рассматривают проблемы управленческого анализа, практически не отделяя их от проблем управленческого учета. Среди этих авторов выделяются работы Волковой О.Н., Герчиковой И.Н., Ивашкевич В.Б., Ивановой М.А. и Кондракова Н.П., Керимов В.Э, Кукукина И.Г., Николаевой С.А., Пашиоревой Г.И., Савченко О.С., Соколова Я.В., Чая В.Т., Чупахина Н.И., Чернова В.А., Друри К., Скоун Т., Фостер Дж. и Хорнгрем Ч.Т., Шмаленбаха Э., Шредер Н.Г., Энтони Р. и др.
Группа ученых вела (и продолжает вести) исследования определенного круга проблем управленческого анализа. Среди них: Брянцева Л.В. и Полозова А.Н., Вахрушина М.А., Каверина О.Д. и Соколова Н.А., Крылова С.И., Кузубова С.А., Маркарьян Э.А., Попова Л.В., Черненко А.Ф., Шадрина Г.В., Шеремет А.Д. и ряд других ученых.
Отдельные авторы обозначили подходы к рассмотрению систем управленческого учета и анализа (Горелик О.Н., Парамонова М.А. и Низамова Э.Ш., Пашигорева Г.И., Шевченко И.Г.), а также выполнили сравнительную характеристику финансового и управленческого учета (Бергер А.).
Вопросы становления и развития анализа инновационной деятельности отражены в работах следующих авторов: Ивановой Н.И., Коменденко С.Н. и Ендовицкий Д.А., Крылова Э.И., Власовой В.М. и Журавковой И.В. Отдельные вопросы инновационного анализа рассмотрены у специалистов по инновационному менеджменту (Гольштейн Г.Я., Зинов В.Г., Суров С.Ю. и Сурова Н.Ю.).
Разработке ряда аспектов инвестиционного анализа посвящены работы следующих авторов: Антипина А.И., Аньшина В.М., Бирмана Г. и Шмидта С., Блохиной В.Г., Колмыковой Т.С., Кравченко Н.А., Кучариной Е.А., Мазоль С.И., Станиславчик Е.Н., Чернова В.А.
Вместе с тем библиографическое исследование показало, что в настоящее время отсутствуют работы, в которых были бы охарактеризованы процессы интеграции различных видов экономического и, в особенности, управленческого анализа. Поскольку в нашем диссертационном исследовании рассматриваются возможности интеграции инновационного, инвестиционного, маркетингового и конкурентного анализа, представляет безусловный интерес оценка степени изученности вопросов маркетингового и конкурентного анализа, а также конку-рентной разведки.
Зарубежная и отечественная литература по маркетинговому анализу (исследованиям) представлена следующими основными авторами: Котлер Ф., Портер М., Вествуд Д., Левинсон Д., Мак-Куэрри Э. Ф., Хартли Р.Ф., Черчилль Г. и Якобуччи А., Березин И., Божук С.Г. Ковалик Л.Н. и Маслова Т.Д., Ковалев А.И., Светуньков С.Г., Шаповалов В.А. и др.
Различные аспекты теоретических и прикладных вопросов проведения конкурентного анализа и конкурентной разведки рассматриваются в работах таких авторов, как: Вайс А., Плэтт В., Портер М., Доронин А. И., Дудихин В.В. и Дудихина О.В., Илышев А.М., Илышева Н.Н. и Селевич Т.С., Климов В., Лукаш Ю.А., Матанцев А.Н., Нежданов И.Ю, Ющук Е.Л.
Однако на современном этапе развития экономической науки наблюдается относительно небольшое число исследований по проблемам локальных видов управленческого анализа и их интеграции. Особенно это относится к инновационному анализу, призванному выполнять функцию информационного обеспечения сферы принятия и реализации управленческих решений по переходу предприятий на инновационный путь развития. Управленческая практика до известной степени опережает здесь экономическую науку: вследствие развития процессов интеграции инновационной и инвестиционной деятельности со-ответствующие управленческие решения базируются на объединенном (инновационно-инвестиционном) анализе, а не на раздельном их применении.
Кроме того, сегодня управленческий анализ инновационно-инвестиционной деятельности базируется практически лишь на информации, циркулирующей внутри предприятия. Тем самым игнорируются данные о внешнем окружении хозяйствующего субъекта (его конкурентах, клиентах, партнерах, покупателях), что неизбежно приводит к снижению его конкурентоспособности.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке совокупности программно-методологических вопросов интегрированного анализа инновационно-инвестиционной деятельности и механизма многоступенчатой интеграции инновационного анализа.
В соответствии со сформулированной целью диссертационного исследования были поставлены следующие научные задачи:
1. Идентифицировать понятие инновационного анализа в условиях начинающегося перехода к информационному обществу;
2. Разработать классификацию видов управленческого анализа (по объектно-функциональным признакам);
3. Определить совокупность программно-методологических вопросов интегрированного анализа инновационно-инвестиционной деятельности
4. Разработать систему локальных показателей инновационного, инвестиционного, маркетингового и конкурентного анализа;
5. Выработать концептуальный подход к пошаговой (многоступенчатой) интеграции управленческого анализа.
Объектом исследования является инновационно-инвестиционная деятельность предприятия.
Предмет исследования - процессы интеграции анализа инновационно-инвестиционной деятельности с локальными видами управленческого анализа.
Области исследования:
2.2. Теоретические и методологические основы и целевые установки экономического анализа.
2.7. Инвестиционный анализ и оценка эффективности инвестиций.
2.11. Теория и методология финансового, управленческого, налогового, маркетингового анализа.
Теоретической и методологической основой выполненного диссертационного исследования являются системный подход и базовые положения научной методологии информационно-аналитического отражения социально-экономических явлений.
В диссертации использованы положения современной теории экономического и управленческого анализа, а также других систем сбора необходимой информации, обобщен зарубежный и отечественный опыт совершенствования локальных видов управленческого анализа.
Информационную базу диссертационной работы составили нормативно-правовые акты в области учетно-аналитического отражения деятельности предприятий (федеральные законы, положения по учету, инструкции и методические указания), результаты исследований российских и зарубежных ученых. Кроме того, была использована информация сети Интернет, электронных СМИ, опубликованные и размещенные на сайте Росстата статистические данные.
Наиболее важные научные результаты, полученные лично автором и их новизна:
1. Идентифицировано понятие инновационного анализа как частично интегрированного инновационно-инвестиционного анализа, что позволяет разрабатывать и принимать эффективные решения в сфере управления инновационно-инвестиционной деятельностью (п.п. 2.2 и 2.7 ПС);
2. Разработана классификация видов управленческого анализа по объектно-функциональным признакам (всего на основе системного подхода выделено десять локальных видов управленческого анализа), что создало возможность перехода к интеграционным процедурам (п. 2.11 ПС).
3. Определены основные программно-методологические вопросы интегрированного анализа инновационно-инвестиционной деятельности, которые включают в себя: идентификацию объекта и предмета интегрированного анализа; выявление целевых установок и методологических принципов анализа; разработку системы аналитических показателей; нахождение форм, способов и источников исходной информации; установление совокупности методов проведения анализа. Это позволяет перейти к разработке рабочих методик интегрированного анализа и определить направления использования аналитических результатов (п. 2.2 ПС).
4. Разработана система локальных аналитических показателей инновационного, инвестиционного, маркетингового и конкурентного анализа, состоящая из соответствующих групп показателей, что создает возможность проведения интегрированного инновационно-инвестиционного анализа (п. 2.11 ПС).
5. Выработан концептуальный подход к пошаговой (многоступенчатой) интеграции управленческого анализа, позволяющей осуществить интеграционные процедуры частичной интеграции на первом, втором шаге и идентифицировать условия более полной интеграции локальных видов управленческого анализа на третьем шаге (п. 2.2 ПС).
Достоверность полученных теоретических и прикладных результатов обусловлена использованием общенаучных методов исследования (системного подхода, синтеза, гипотетико-дедуктивного метода), изучением взглядов отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономического и управленческого анализа в сферах инновационной и инвестиционной деятельности, конкурентной разведки и маркетинговых исследований, апробацией полученных результатов на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: о Интерпретация инновационного анализа как частично интегрированного анализа инновационно-инвестиционной деятельности позволяет в практике управленческо-аналитической работы рассматривать их как единое целое, что порождает синергетический эффект;
о Разработанная система показателей инновационно-инвестиционного, конкурентного и маркетингового анализа дает возможность обеспечить менеджеров и аналитиков инструментарием для проведения аналитических процедур оценки, диагностики и прогнозирования текущей и перспективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий;
о Разработанные в диссертационном исследовании процедуры использования неформализованных методов анализа (коллективной экспертизы проектных решений и др.) позволяют успешно применять их в практической работе.
Апробация результатов диссертации. Положения диссертационного исследования докладывались на пяти научно-практических конференциях межрегионального, общероссийского и международного уровней.
Структура и объем. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 162 наименований и 6 приложений. Основное содержания изложено на 155 страницах машинописного текста, работа включает 5 рисунков и 5 таблиц.
Во введении обоснована актуальность проводимого исследования, определенны его цели и задачи, охарактеризованы объект и предмет работы, раскрыты ее научная новизна и практическая значимость.
В первой главе предлагается концептуальный подход к интеграционным процессам, происходящим в инновационно-инвестиционной деятельности; выполнено терминологическое исследование базовых понятий; идентифицированы место и роль, занимаемое инновационно-инвестиционной деятельности в современных условиях; рассмотрена эволюция представлений ученых и специалистов об управленческом анализе.
Во второй главе исследована следующая совокупность программно-методологических вопросов интегрированного управленческого анализа инновационно-инвестиционной деятельности:
- определены целевые установки и методологические принципы анализа;
- разработана система аналитических показателей, комплексно характеризующих инновационно-инвестиционную, конкурентную и маркетинговую деятельность предприятия;
- установлены информационные источники и методы интегрированного анализа инновационно-инвестиционной деятельности;
- охарактеризованы наиболее важные направления использования аналитических результатов.
В третьей главе предложен разработанный в диссертационной работе механизм многоступенчатой интеграции инновационно-инвестиционного управленческого анализа:
- рассмотрен инновационно-инвестиционный анализ как первый шаг в развитии интеграционных процессов;
- предложены процедуры частичной интеграции инновационно-инвестиционного анализа с маркетинговым и конкурентным анализом (как второй шаг в развитии интеграционных процессов);
- показаны возможности полной интеграции локальных видов управленческого анализа как третьего шага в реализации интеграционных процессов.
В заключении приведены обобщенные результаты исследования.
Публикационное обеспечение диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 публикациях (в том числе 6 статей, из них 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ) общим объемом 3,92 печатных листа (из них авторских - 2,46 печатных листа).
1. Трактовка инновационного анализа (в период перехода страны на инновационный путь развития) как частично интегрированного инновационно-инвестиционного анализа позволяет разрабатывать и принимать эффективные решения в сфере управления инновационно-инвестиционной деятельностью.
2. Разработка системы локальных аналитических показателей инновационного, инвестиционного, маркетингового и конкурентного анализа, состоящая из соответствующих групп показателей, создает возможность проведения интегрированного инновационно-инвестиционного анализа и повышения эффективность управленческих решений тактического и стратегического характера.
3. Выработка концептуального подхода к пошаговой (многоступенчатой) интеграции управленческого анализа позволяет осуществить интеграционные процедуры частичной интеграции на первом, втором шаге и идентифицировать условия более полной интеграции локальных видов управленческого анализа на третьем шаге. Разработанные интеграционные процедуры, основывающиеся на неформализованных методах анализа (прежде всего методе экспертных оценок), могут быть успешно использованы при использовании других схем частичной, а также полной интеграции локальных видов управленческого анализа.
1. Илышев А.М., Селевич Т.С., Сахно Ю.С. Тенденции дифференциации и интеграции в управленческом анализе // Экономический анализ: теория и практика. - М.: ИД «Финансы и кредит», 2010. - № 24. (0,77 п.л. / 0,57 п.л.)
2. Илышев А.М., Сахно Ю.С. Инновационный анализ как инструмент формирования привлекательного образа компании в маркетинговой и конкурентной среде // Экономический анализ: теория и практика, - М.: ИД «Финансы и кредит», 2010. - № 27. (0,67 п.л./0,22 п.л.)
3. Сахно Ю.С. Многоступенчатая интеграция локальных видов управленческого анализа (на примере инновационного анализа) // Экономический анализ: теория и практика, - М.: ИД «Финансы и кредит», 2010. - № 35. (0,50 п.л.)
Статьи в научных журналах и сборниках
4. Сахно Ю.С. Методические вопросы инвестиционно-инновационного управленческого анализа // Стратегический управленческий анализ. - 2009 - №1 (7). (0,57 п.л.)
5. Сахно Ю.С. Терминологическое исследование базовых понятий в сфере инновационно-инвестиционного проектирования. / «VI Знаменские чтения»: В ч.1. / под ред. В.Н. Малиновской. - Сургут: РИО СургГПУ, 2007. - Ч.1. (0,12 п.л.)
6. Сахно Ю.С. Инвестиции для стратегии инновационного развития. / «VI Знаенские чтения»: Сборник тезисов / под ред. В.Н. Малиновской. - Сургут: РИО СургГПУ, 2007. (0,04 п.л.)
7. Сахно Ю.С. Развитие базовых понятий инновационно-инвестиционного анализа. / Труды V всероссийской конференции молодых ученых по институционалной экономике - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. (0,26 п.л.)
8. Сахно Ю.С. Совокупность локальных видов управленческого анализа. / Материалы II всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения» - Тюмень: ТГАМЭУП, 2008. (0,21 п.л.)
9. Сахно Ю.С. Идентификация роли анализа инновационно-инвестиционной деятельности в условиях быстрого экономического роста. / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита» - Иркутск: БГУЭП, 2008. (0,57 п.л.)
10. Сахно Ю.С. Управленческий анализ как самостоятельный элемент системы управления / В сб. трудов XIV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга» - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2008. (0,20 п.л.)
11. Сахно Ю.С. Система аналитических показателей в инновационно-инвестиционной деятельности управленческого анализа / В сб. трудов XV Между-народной научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга» - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2009. (0,28 п.л.)