ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7
1.2 КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ 14
1.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 22
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ КОНТРОЛЬНО
НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 32
2.1 МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ:
ДЕМОГРАФИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 32
2.2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
ВЛИЯНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВА НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС 40
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 50
3 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВА НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 67
3.1 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ
ТРУДА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 67
3.2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 107
Г осударственное регулирование предпринимательства является одной из важнейших функций государственного управления в целом, а государственная поддержка предпринимательства составляет одно из направлений государственной политики.
В условиях перехода Российской Федерации к рыночной экономике существует объективная потребность в создании эффективной системы государственного регулирования предпринимательства. Под системой государственного регулирования предпринимательства следует понимать правовое, экономическое и организационное обеспечение среды для устойчивого развития частных предприятий. Данная система включает в себя различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Формирование системы государственного регулирования предпринимательства в качестве приоритетного направления предполагает совершенствование контрольно-надзорной деятельности. Векторами реформирования данной сферы являются упрощение и упорядочение процедур контрольных и надзорных мероприятий, а также оценка влияния этих мероприятий на эффективность функционирования предпринимательских структур в целом.
Особую актуальность данная оценка приобретает применительно к исследованию функционирования малого и среднего предпринимательства, что обосновано рядом факторов. Оно позволяет решать такие социальные задачи, как самозанятость и создание новых рабочих мест. Количество занятых в секторе малого и среднего предпринимательства составляет 25% от общей занятости в экономике на 2017 год [97]. Таким образом, каждый четвертый работник в России занят в секторе малого и среднего предпринимательства. Упорядочение процедур контрольных и надзорных мероприятий по отношению к малому и среднему предпринимательству призвано снизить административную нагрузку в соответствии с реформой контрольно-надзорной деятельности. Вместе с тем, на сегодняшний момент реализация указанной реформы носит неоднозначный характер и требует оценки с точки зрения первых результатов влияния на функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, оценка подобного рода показателей является затруднительной в силу сложности объекта оценки, разнообразия методик и подходов к оценке, а также влияния ряда внешних факторов макроэкономического характера. Указанные обстоятельства определили актуальность исследования вопросов оценки влияния контрольно-надзорной деятельности на функционирование малого и среднего предпринимательства.
Объект исследования - деятельность органов государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью.
Предмет исследования - механизмы и способы влияния контрольнонадзорной деятельности государства на функционирование малого и среднего бизнеса.
Цель исследования - разработать методический подход к оценке влияния контрольно-надзорной деятельности государства на функционирование малого и среднего бизнеса.
Реализация поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
• охарактеризовать особенности государственного регулирования предпринимательства, контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти;
• провести статистический анализ деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации;
• охарактеризовать малый и средний бизнес в российской экономике;
• предложить методический подход к анализу влияния контрольно-надзорной деятельности государства на функционирование малого и среднего бизнеса;
- апробировать разработанный методический подход к оценке влияния контрольно-надзорной деятельности государства на деятельность малого и среднего бизнеса.
Степень научной разработанности темы исследования.
Теоретической основой исследования явились литература: научно-исследовательская, нормативно-правовая и учебная, а также материалы периодической печати и статистическая отчетность.
Теоретические и практические вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности рассмотрены в работах А.П. Алёхина, Г.В. Атаманчука, А.В. Виленского, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, О.М. Роя, А.Б. Ручкина, В.П. Уманской и др. Сущность предпринимательства рассматривается авторами через призму функций и параметров деятельности.
Проблема регулирования малого предпринимательства рассматривалась такими учеными, как О.В. Александров, Е.И. Добролюбова, А.Б. Жулин, В.А. Рубе, Е.Н. Клочкова, А.Н. Колесников, Б.М. Корнеев, Л.К. Колесникова, К.Р. Сытдикова, Ф.Ф. Хамидуллин, Ф.Н. Шамхалов, А. Шулус, В.Н. Южаков и другими. В их работах выделены особенности развития малого предпринимательства в России, также особое внимание уделено достижениям и недостаткам системы государственной поддержки предпринимательства.
Вопросы контрольно-надзорной деятельности раскрыты в трудах таких ученых, как С.Б. Авдашева, О.В. Александров, Е.И. Добролюбова, Н.В. Зыбуновская, Н.В. Зайцева, Д.А. Кирьянов, А.В. Кнутов, Е.В. Климовская, Е.Н. Клочкова, И.В. Май, А.В. Мартынов, Д.В. Мукосеев, С.М. Плаксин, А.Н. Покида, С.В. Семенов, Е.Е. Сидорова, Д.В. Цыцулина, А.В. Чаплинский, П.З. Шур, В.Н. Южаков и др.
В выпускной квалификационной работе использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, описание, классификация, измерения, а также сравнительно-аналитические методы. Для сбора эмпирических данных использовался анализ документов.
Эмпирической базой исследования являются:
• данные Федеральной службы государственной статистики России, Свердловскстата, Единой межведомственной информационно-статистической системы, информационной системы мониторинга деятельности контрольнонадзорных органов, отчетов и аналитических обзоров;
• аналитические материалы, отчеты о реализации государственных программ по вопросам поддержки и развития МСП, в том числе материалы Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», а также отчеты о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства;
• данные, аналитические материалы, отчеты, размещенные на официальных сайтах органов государственной власти по вопросам реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.
Научная новизна проведенного исследования заключаются в следующем: предложен методический подход к оценке влияния контрольно-надзорной деятельности государства на функционирование малого и среднего предпринимательства, предполагающий возможность получения объективных (экономико-статистических) и субъективных (социологических) оценок такого влияния, что развивает теоретико-методические подходы к анализу регулирующей деятельности государства в сфере экономики и способствует усилению информационно-инструментальной базы исследования особенностей функционирования малого и среднего бизнеса в России.
Практическая значимость исследования заключается в полученных в процессе апробации разработанного методического подхода оценках влияния отдельных видов государственного контроля (надзора) на деятельность малого и среднего предпринимательства.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включая 8 параграфов, заключения, списка использованных источников и 3 приложений. Работа изложена на 117 страницах машинописного текста и включает 21 таблицу и 15 рисунков.
В результате проведенного исследования были получены результаты и сформулированы следующие выводы.
В настоящее время существуют две формы государственного участия в предпринимательской деятельности: прямая и опосредованная. Для прямой формы характерно применение метода императивного воздействия на бизнес- структуры. Средствами такого воздействия служат налогообложение, лицензирование и регистрация коммерческих компаний и индивидуальных предпринимателей, установление правовых норм в сфере предпринимательства.
Для опосредованной формы характерно участие государства в предпринимательских отношениях как юридически равного с другими участниками субъекта. В рамках этой формы государство придерживается диспозитивного метода регулирования, т.е. согласования собственной воли и интересов с намерениями других субъектов предпринимательской деятельности. Средствами, обеспечивающими опосредованное участие государства в предпринимательских отношениях, являются действие государства per se (например, заключение инвестиционных договоров) или через аффилированные структуры (например, частные компании с долевым участием государственного капитала, государственные унитарные предприятия, государственные компании и корпорации).
Контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти представляет собой комплекс мер контроля и надзора, осуществляемых в рамках полномочий по отношению к гражданам и юридическим лицам. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяет виды и порядок осуществления, требования к осуществлению и продолжительность мероприятий государственного контроля (надзора), а также гарантии для юридических лиц, предусмотренных в ходе осуществления 92
контрольно-надзорных мероприятий. Все виды контроля так или иначе влияют на предпринимательскую деятельность.
Анализ статистических данных показал, что внедрение риск- ориентированного подхода в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий имело, как положительные, так и отрицательные эффекты. В качестве положительных эффектов выявлены сокращение количества плановых проверок, как в целом по всем органам государственной власти, так и по органам государственной власти, осуществляющим наиболее массовые виды контрольно-надзорных мероприятий. Отрицательный эффект заключается в росте числа внеплановых проверок, в том числе проверок, не получивших прокурорское согласование. В разрезе уровней власти также выявлена динамика: выросло количество проверок на региональном и муниципальном уровнях, сократилось количество проверок на федеральном уровне. Однако можно констатировать, что рост числа проверок на региональном и муниципальном уровнях превышает сокращение на федеральном уровне власти. Более того, за 7-8 федеральными органами государственной власти остаются около 2/3 объема проверочных мероприятий.
Особую актуальность оценка влияния контрольно-надзорной деятельности приобретает применительно к малому и среднему бизнесу. Анализ динамики данного сектора выявил, что за 2016-2017 гг. произошло сокращение численности субъектов средних предприятий, что отразилось на показателях занятости и величины оборота: занятость упала на 0,7 млн. чел, а оборот в 1,5 раза. Количество малых предприятий, включая микропредприятия, за этот же период выросло на 0,4 млн. Соответственно, выросли показатели занятости и оборота малых предприятий. Создавая до 20 % ВВП, малый бизнес демонстрирует устойчивую локализацию в торговле оптовой и розничной (количество малых и средних предприятий, являющихся устойчивым источником рабочих мест для населения страны, и величина оборота выше, чем в других видах деятельности совокупно). Анализ распределения МСП по видам деятельности в зависимости от объема инвестиций в основной капитал показал противоположные тенденции: лидируют виды деятельности, имеющие поддержку со стороны государства и затронутые программой импортозамещения. Регулирование функционирования малого и среднего бизнеса осуществляется в рамках иерархической системы нормативных актов, которая содержит перечень мер поддержки и стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Анализ экономико-статистических показателей влияния контрольнонадзорной деятельности на малый и средний бизнес позволил выявить, что базовая модель показателей результативности и эффективности контрольнонадзорной деятельности состоит из группы ключевых показателей и двух групп индикативных показателей, которые включают обязательные для определения показатели и те показатели, которые могут не устанавливаться для конкретного вида контрольно-надзорной деятельности в случае, если ее осуществление не предполагает реализацию отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий. В основном эти показатели отражают результативность как отражение конечного общественно значимого результата государственного и муниципального контроля, а также непосредственные результаты осуществления мероприятий в конкретной предметной области. Показатели эффективности выражены в терминах причиненного ущерба, расходов административного аппарата и издержек хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся в государственном секторе практика анализа влияния контрольно-надзорной деятельности на функционирование малого и среднего бизнеса характеризуется лишь оценкой эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при проведении контрольно-надзорных мероприятий, что однако, не дает возможность осуществлять собственно оценку влияния. Имеющийся набор показателей недостаточен, с одной стороны, объемен, с другой, не универсален, с третьей.
В процессе исследования был предложен методический подход, предполагающий использование трех способов анализа влияния деятельности
контрольно-надзорных органов государства на бизнес. Во-первых, это анализ динамики комплексного экономического индикатора, в качестве которого автор предлагает использовать «экономические издержки бизнеса, связанные с осуществлением контрольно-надзорной деятельности». Во-вторых,
статистическое изучение корреляционной взаимосвязи показателей контрольно-надзорной деятельности государства и показателей
функционирования малого и среднего бизнеса, динамика которых может быть детерминирована активностью контрольно-надзорных органов. В-третьих, это социологическое исследование субъектов малого и среднего бизнеса с целью получения субъективных оценок влияния контрольно-надзорной деятельности на их функционирование.
Анализ практики осуществления контрольно-надзорной деятельности был осуществлен на примере двух федеральных органов государственной власти с наиболее массовыми видами проверок - Роструд и МЧС. Апробация предложенного во второй главе работы методического подхода позволила прийти к следующим выводам:
• исследование комплексного экономического индикатора позволило выявить наличие тренда в реализации контрольно-надзорных полномочий (на примере Роструда) на усиление негативного влияния деятельности органа власти на проверяемые субъекты бизнеса;
• исследование взаимосвязи двух групп показателей позволило выявить, что с ростом показателя количества проверок растет показатель предотвращенного вреда в части количества устранённых правонарушений, что свидетельствует о наличии положительного влияния от проведения контрольно-надзорных мероприятий. Однако степень корреляции остается низкой, что говорит о том, что на факт количества устраняемых правонарушений в области пожарной безопасности влияет множество факторов, в том числе присутствуют факторы, препятствующие кардинальному улучшению рассматриваемой сферы;
• количество контрольных мероприятий не является само по себе
фактором, влияющим на административную среду, и должно оцениваться в комплексе с другими аспектами контрольно-надзорной деятельности, например такими, как актуальность и доступность обязательных требований, которым должны соответствовать подконтрольные субъекты, степень
административного усмотрения при проведении проверок и пр.;
• проведенное социологическое исследование показало противоречивые оценки субъектами малого и среднего бизнеса влияния контрольно-надзорных органов. Оценки по большинству вопросов носят преимущественно негативный или нейтральный характер, однако, сочетаются с неартикулируемым страхом и нежеланием взаимодействовать с органами власти как во время, так и по завершении проверочных процедур.
Таким образом, поставленные в выпускной квалификационной работе цель и задачи были выполнены.
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2 Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (последняя редакция)
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (последняя редакция)
4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (последняя редакция)
5 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
6 Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ (последняя редакция)
7 Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 4.05.2011 № 99-ФЗ (последняя редакция)
8 Федеральный закон «О приватизации государственного и
муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ м
9 Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (последняя редакция)
10 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)
11 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135- ФЗ (последняя редакция)
12 Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 ФЗ-209 (последняя редакция)
13 Федеральный закон «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция)
14 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (последняя редакция).
15 Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ...