ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 7
1.1 РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 7
1.2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 13
1.3 МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 21
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
МАЛОГО БИЗНЕСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 31
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 31
2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 46
3 РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К СТИМУЛИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕТАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 58
3.1 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАВИТИЮ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МСП 58
3.2 АПРОБОЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРАНИТ СБ» 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Актуальность темы исследования. Современное общество всё больше усваивает ценности постиндустриального развития, поэтому в основу принципа функционирования субъектов экономики ложится инновационное развитие, которое направлено на максимальное использование накопленного интеллектуального капитала и человеческих ресурсов в процессе создания ценности. Малые и средние предприятия в большинстве развитых стран играют ключевую роль в развитии экономики, создавая значительные количество рабочих мест и объем валового внутреннего продукта (ВВП). Такие предприятия обладают большой гибкостью и более точно реагируют на запросы рынка, удовлетворяя потребности даже самых узких сегментов потребителей. В исследовательской литературе неоднократно отмечается, что инновации лежат в основе коммерческого успеха любого предприятия, поскольку на их основе предприятия способны повышать свою конкурентоспособность и удовлетворять потребности клиентов на новом уровне [1]-[3]. Однако оказывается, что наряду с инновационной деятельностью существует много факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятий. Тем более, что значительное число факторов определяет успех самой инновационной деятельности - к ним относятся особенности построения бизнес-процессов, инструменты управления финансовыми, человеческими ресурсами и производством.
Для большинства предприятий на практике остается неясным, каким образом устойчиво и целенаправленно активизировать механизм создания и продвижения инноваций [4]. Одним из значимых факторов является создание адекватного механизма стимулирования инновационной деятельности на предприятии малого бизнеса [5]. Особенность данного процесса определяется, прежде всего, спецификой малых предприятий, которые не обладают, в отличие от крупных корпораций, значительным числом ресурсов и более подвержены мелким колебанием конъюнктуры рынка товаров и услуг.
Степень разработанности проблемы. Проблемы мотивации и стимулирования инновационной деятельности широко рассмотрены в работах отечественных авторов - Борисовой Н.М., Изоткиной Н.Ю., Магомедова А.А., Чайкова М.Ю., Максимчук Е.В., Чикиной Е.Д. и других. Несмотря на наличие значительного количества публикаций по теме исследования, отсутствует систематическое представление о целенаправленном и эффективном применении определенных практик стимулирования инновационной деятельности в рамках единой стратегии предприятия с учетом изменения тенденций развития внутренней и внешней среды. Тем более что отсутствуют ориентированные на практику инструменты стимулирования инноваций на малых предприятиях, которые не могут ввиду ресурсных ограничений использовать сложные аналитические инструменты и дорогостоящие методы стимулирования инноваций. Кроме того, в литературе недостаточно четко раскрыта проблема оценки эффективности внедрения отдельных решений по стимулированию инновационной деятельности в привязке к индикаторам результативности инноваций, характерным для малых предприятий.
• Цель исследования - Разработка и апробация направлений инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
Цель определила ряд следующих задач:
• изучить теоретические и методические аспекты организации и управления инновационной деятельности на малых и средних предприятиях, определить роль механизмов стимулирования в активизации инноваций;
• проанализировать инновационную деятельность малых предприятий Свердловской области, выявить проблемы и перспективы;
• разработать предложения по развитию направлений стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий Свердловской области.
• Объект исследования - малые и средние предприятия, осуществляющие инновационную деятельность в Свердловской области .
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления инновационной деятельностью малых и средних предприятий.
Основные положения, обладающие научной новизной, выносимые на защиту заключаются в следующем:
разработаны мероприятия по стимулированию инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в законодательной и финансовой сферах с обоснованием ожидаемого результата, их внедрения, что позволит повысить инновационную активность и финансовую устойчивость.
Методы исследования включают изучение теории, системный подход к формированию эффективного набора стимулов для сотрудников малых предприятий, активизирующих инновационную деятельность и экономико - математическое моделирование.
Практическая значимость результатов обусловлена следующими положениями. Разработанные инструменты методы и механизмы могут быть применены в практике управления с учетом специфики функционирования российских малых предприятий: недостаточности финансирования,
обеспеченности квалифицированными кадрами и общей низкой активностью в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Публикации. По материалам диссертации опубликованы 2 печатных работы: Суслова Н.А. Механизм стимулирования инновационной деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса. // сборник докладов XII международная конференция Российские регионы в фокусе перемен». 2018. С. 220-223.; Суслова Н.А. Повышение эффективности управления проектами на предприятии малого бизнеса. // сборник докладов международной конференции Весенние дни науки ВШЭМ. 2018. С. 66-70.
Структура работы. Работа состоит введения, трех глав и заключения. Во введении обусловлена актуальность рассматриваемых методов и подходов к стимулированию инновационной деятельности, определены основные цели и задачи данного процесса.
В первой главе раскрыты теоретике -методические аспекты управления инновациями на предприятиях малого бизнеса, особо подчеркнуто экономическое значение функции стимулирования внутренней инновационной активности, определены подходы к оценке эффективности применения инструментов стимулирования инновационной деятельности.
Во второй главе на основании проведенного анализа основных статистических показателей, характеризующих деятельность малых предприятий, сформулированы выводы о современных тенденциях деловой и инвестиционной активности малого бизнеса Свердловской области, выявлены перспективные направления региональной поддержки субъектов малого предпринимательства.
В третьей главе обоснован подход к совершенствованию системы государственной поддержки МСП в Свердловской области, учитывающий особенности развития. Предложены меры по развитию венчурного финансирования малого бизнеса, ориентированные на современный этап обновления технологической базы российской промышленности.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка литературы, включающего 42 наименования. Содержание работы изложено на 97 страницах, включая 13 таблиц, 12 рисунков и 2 приложения
В современной мировой экономике инновации являются главным фактором конкурентоспособности и устойчивого экономического развития. От способности государства осуществлять эффективную инновационную политику зависит место страны на международной арене и благосостояние ее граждан.
В развитых странах малые и средние предприятия вносят существенный вклад в инновационное развитие национальной экономики, используя свои конкурентные преимущества в гибкости и оперативности принимаемых решений. В России их потенциал в значительной мере не реализован. Однако, как показывает мировой опыт, малое и среднее предпринимательство может внести больший вклад в инновационное развитие экономики нашей страны.
Более того, по мнению некоторых экономистов, именно малый и средний бизнес призван стать локомотивом модернизации российской экономики и обеспечить преодоление кризисной полосы в ее развитии. В этой связи важно определить, какую роль призван сыграть малый и средний бизнес на том этапе экономических преобразований, которые предстоят российской экономике. Исходя из этой роли должна быть выработана экономическая политика в отношении малого и среднего предпринимательства.
Анализ инновационной деятельности малых предприятий Свердловской области показал, что наибольшее число малых предприятий, осуществлявших технологические инновации (96.4%) сосредоточено в обрабатывающей промышленности. В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве продуктов питания, в том числе напитков, и табачных изделий, 21,4% малых предприятий осуществляют инновационную деятельность, в производстве резино - пластмассовых изделий, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 14,3%, в химическом производстве и производстве других неметаллических минеральных продуктов-10,7%.
В настоящее время вся инновационная продукция, экспортируемая за рубеж - продукция обрабатывающей промышленности, 84,8% экспортируемой инновационной продукции-продукция металлургии.
К проблемам инновационной деятельности малого и среднего бизнеса в Свердловской области относятся:
Высокие кредитные ставки. Банки при выдаче кредитов должны быть уверены, что предприятие будет платежеспособным, им нужен хороший бизнес план, хорошая кредитная история, залог. Трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях привести к низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий.
Высокие налоги и сборы. Помимо налогов, существует обязанность осуществлять платежи в различные фонды, например, уплачивать страховые взносы. Поэтому у предпринимателей большие денежные потери, становится невыгодно вести бизнес.
Низкая квалификация предпринимателей и работников. Некомпетентность может выражаться в отсутствии знаний в области маркетинга, финансов, управления, производства, снабжения, в отсутствии управленческого опыта или неспособности решать нестандартные задачи. Предприниматели, нуждающиеся в повышении бизнес-грамотности, в Свердловской области разработали программу управленческой поддержки малого и среднего бизнеса, являются «инкубаторами» малого бизнеса. Таким образом, повышается информированность предпринимателей о мерах по поддержке их деятельности.
Административный барьер. Наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между различными уровнями законодательства (федеральным и региональным), большой объем отчетности, огромное количество контролирующих органов осложняет развитие малого бизнеса.
Небольшой отток капитала из производства в сферу преимущественно посреднических операций. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли общественного питания и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Необходимо увеличить долю предприятий, занимающихся наукой, так как это наиболее перспективное направление предпринимательской деятельности, которое может принести большой объем инвестиций в бюджет.
В качестве рекомендаций по совершенствованию механизма стимулирования инновационной деятельности малых предприятий Свердловской области предлагаются следующие направления:
Направление 1. Повышение эффективности деятельности и улучшение качественного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства
Направление 2. Оптимизации процесса взаимодействия малого бизнеса с крупным служит объединение малых и средних предприятий в формате кластеров.
Направление 3. Стимулирование развития предпринимательства в производственной сфере.
Направление 4. Развитие специализированных инструментов инвестиционного финансирование в том числе, с участием Свердловского инвестиционного фонда. Интеграция региональной гарантийной организации в формируемую сегодня национальную систему гарантирования. Расширение линейки предлагаемых гарантийных и инвестиционных продуктов.
Направление 5. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности на региональном уровне .
Направление 6. Минимизация территориальных диспропорций в развитии малого и среднего предпринимательства
Направление 7. Повышение популярности предпринимательства и предпринимательских ценностей среди жителей Свердловской области, в первую очередь - среди молодежи.
Предложенные в настоящей работе меры являются лишь самым обобщенным комплексом рычагов по активизации инновационной деятельности МСП. Учитывая тот факт, что МСП не функционируют обособленно от других форм организации экономической деятельности, в настоящих рекомендациях предложены механизмы по формированию инновационно ориентированной экономики в целом. В то же время ряд актуальных проблем инновационного развития, которые в большей мере затрагивают проблемы крупных корпорации (кластерные сети, технополисы, закономерности и направления интеграции в мировое научное и инновационное пространство и др.), вследствие ограниченности объёмов данной работы остались за её пределами.
1. Трилицкая О. Ю. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2013. - № 1. - 1. - C. 155-161.
2. Щетинина И. В. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности продукции // Экономинфо. - 2012. - № 17. - 1. - C. ДО- 41.
3. Бахрачева Ю. С. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала как гарантия успешного внедрения управленческих инноваций на предприятии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. - 2016. - № 1. - 20. - C. 14-20.
4. Магомедов А. А. Проблемы организации стимулирования инноваций на строительных предприятиях // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2009. - № 3. - 1. - C. 132-138.
5. Осипова И. М., Ксенофонтова Т. Ю. Внедрение инноваций как фактор повышения предпринимательской активности предприятий // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 6. - 77. - C. 219-223.
6. Pelkmans J., Renda A. Does EU regulation hinder or stimulate innovation? / , CEPS Special Report No. 96, № November. - 1. - 2014. - 38 c.
7. Коричева Е. А. Стимулирование инноваций как основа формирования конкурентных стратегий предприятий медицинского приборостроения // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2015. - № 4.
• 34. - C. 83-86.
8. Казакова А. Н., Путиков А. С. Мотивация персонала в условиях инноваций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета.
• 2011. - № 2. - 1. - C. 197-200.
9. Jimenez-Jimenez D., Sanz-Valle R. Innovation, organizational learning, and performance // Journal of Business Research. - 2011. - № 64. - 4. - C. 408-417.
10. Коваленко А. А. Исследование мотивации инновационной деятельности // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - № 47. - 1. - C. 54-79.
11. Панфилов А. В. Внедрение управленческой инновации: роль лидера и мотивация персонала // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1. - 1. - C. 75-78.
12. Teece D. J. Competition, cooperation, and innovation // Journal of Economic Behavior & Organization. - 1992. - № 18. - 1. - C. 1-25.
13. Ильина С. А. Факторы, влияющие на процесс коммерциализации инноваций на малых и средних предприятиях в России // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. - № 4. - 35. - C. 81.
14. Коваленко А. А. К вопросу мотивации инновационной деятельности на предприятии // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. - № 2. - 1. - C. 78-80.
15. Gunday G., Ulusoy G., Kilic K., Alpkan L. Effects of innovation types on firm performance // International Journal of Production Economics. - 2011. - № 133. - 2. - C. 662-676...