ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА 6
1.2 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖБЫ
МАРКЕТИНГА 23
1.3 ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГА В НАУЧНОЙ
ПЕРИОДИКЕ 35
2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ 40
2.1 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 40
2.2 ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПОДХОДОВ
К ОЦЕНКЕ МАРКЕТИНГА 61
2.3 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МАРКЕТИНГА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 68
3 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 71
3.1 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ АО «УРАЛЬСКИЙ
ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 71
3.2 КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА АО «УПЗ» 80
3.3 ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АО «УПЗ» . 97 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 114
Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Предприятие делает все, что необходимо потребителю с помощью маркетинга. Маркетинг двусторонний процесс, который основан на взаимосвязи производственных сил и потребителя.
Служба маркетинга в целом и ее состояние на конкретном предприятии является актуальным вопросом на сегодняшний день, так как сам процесс деятельности маркетинга включает в себя систему различных мероприятий, которые после проведения анализа помогают выбрать наилучший вариант развития предприятия в целом.
Концепция маркетинговой деятельности на предприятия в настоящее время подразумевает то, чтобы вся деятельность предприятия базировалась на знании потребительского спроса и его изменений в дальнейшей перспективе. Более того, одной из целей маркетинга является выявление неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы в дальнейшем ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг, как комплекс сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний.
Руководителям современных промышленных предприятий России необходимо не только изучать концепцию маркетинга и методы ее оценки, но и уметь их применять, за счет чего можно добиться повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Актуальность вопроса оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия обусловлена рядом причин:
- несоответствием состояния маркетинговых служб на большинстве отечественных промышленных предприятий современным требованиям маркетинговой деятельности;
• накоплением определенного теоретического и практического опыта в области оценки маркетинговой деятельности предприятия и неумением применить подходы на практике предприятий;
• необходимостью использования оценки маркетинговой деятельности как одного из критериев эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Оценка маркетинговой деятельности должна быть нацелена на
осуществление следующих мероприятий:
• выбор оптимального варианта решения на основе обоснования эффективности маркетинговой деятельности на стадии его разработки;
• определение конечной эффективности маркетинговой деятельности по завершении определенного периода времени, исходя из фактически достигнутых результатов;
• выявление факторов, влияющих на показатели эффективности маркетинговой деятельности, их взаимосвязи, степени их влияния на показатели эффективности;
• выявление резервов повышения эффективности.
Новизной магистерской диссертации является разработка собственного комплексного подхода к оценке эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии.
Цель магистерской диссертации - предложить методический подход, с помощью которого можно оценить эффективность маркетинговой деятельности на промышленном предприятии.
Задачи, рассматриваемые в магистерской диссертации:
• рассмотрение теорико-методических основ оценки эффективности маркетинговой деятельности через изучение особенностей маркетинга;
• разработка комплексного методического подхода к оценке эффективности маркетинговой деятельности;
• выявление сильных и слабых сторон деятельности маркетинга на промышленном предприятии.
Объект работы: промышленные предприятия
Предмет работы: деятельность службы маркетинга.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного комплексного методического подхода к оценке маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях.
Рассмотрев подходы разных авторов, которые предлагали свои методики оценки эффективности маркетинговой деятельности, нами был предложен свой комплексный методический подход к оценке эффективности маркетинга на промышленном предприятии. Сначала был проведен анализ исследуемого предприятия АО «Уральский приборостроительный завод», в ходе которого было рассмотрено финансовое состояние предприятия, действующая система маркетинга, конкуренты, после чего была оценена эффективность маркетинга разработанным методическим подходом.
Предложенный нами подход позволил оценить маркетинговую эффективность с разных сторон и выделить наиболее сильные и слабые места маркетинга. Оценив маркетинг предприятия разными способами, мы пришли к одному выводу, что маркетинговая деятельность предприятия является эффективной на данный момент.
Проведение комплексной оценки маркетинговой деятельности предлагается на основе следующих направлений:
• результаты реализации маркетинговой деятельности;
• маркетинговые исследования;
• управление продажами;
• планирование и организация маркетинга;
• функции отдела маркетинга.
В современных условиях хозяйствования изучение рынка и адаптация производства к его требованиям становятся главной сферой деятельности руководителей предприятий и служат залогом достижения их конечных целей. Недопонимание многими руководителями предприятий сущности и роли маркетинга в их деятельности выражается весьма ограниченным применением отдельных инструментов маркетинга, что не позволяет увидеть его результаты, а следовательно и оценить эффективность.
Определение экономической эффективности маркетинговой деятельности необходимо для того, чтобы выявить факторы, влияющие на показатели эффективности маркетинговой деятельности, их взаимосвязь, если она есть, степень их влияния на показатели эффективности, резервы повышения эффективности и принять управленческие решения в различных областях.
Предлагаемая система критериев комплексной оценки маркетинговой деятельности предоставляет возможность:
• комплексно изучить организацию маркетинговой деятельности на предприятии;
• проанализировать достигнутые конечные результаты реализации маркетинговой деятельности (прибыль, объем продаж, доля рынка, затраты на рекламу, послепродажное обслуживание и т.д.);
• экономить время, рассчитанное на планирование и оценку результатов деятельности;
• выявлять проблемные направления и разрабатывать мероприятия по их совершенствованию;
• контролировать маркетинговую деятельность, а именно
оптимизировать процесс принятия маркетинговых решений, что ведет к совершенствованию маркетинговой деятельности, повышению
конкурентоспособности предприятия и увеличению его финансовых результатов.
1 Маркетинг: Учебник / Под ред. Л.В. Бирюковой. М.: Экономика, 2013. С. 214.
2 Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 4. 115-127 с.
3 Маркетинг: Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник / Под ред. Эриашвили И.Д. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. С 255.
4 Маркетинг: Маркетинговое планирование: Учебник / Под ред. А.В. Завгородней, Д.О. Ямпольской. СПб.: Питер, 2002. С. 340.
5 Маркетинг: Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие / Под ред. доктора экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. М.: Вузовский учебник, 2013. С. 272.
6 Маркетинг: Межсубъектные коммуникации в системе маркетинга взаимодействия. Вопросы теории и методологии: Учебник / Под ред. Н.И. Мелентьева. СПб.: Борей Арт, 2007. С. 238.
7 Ситникова Я.В., Надгребельная В.С. Конкурентоспособность предприятия на международном рынке и вызовы современной экономики / Современная наука: теоретический и практический взгляд: Сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2015. 144-148 с.
8 Пилипчик В.П. Контроль, оценки и анализ эффективности
маркетинговой деятельности // Маркетинг в России. 2014. № 1. 28-32 с.
9 Маркетинг: Современный маркетинг: настольная книга по
исследованию рынка: Учебное пособие / Под ред. В.Е. Хруцкого, И.В. Корнеева. 2-изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 528.
10 Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики: Учебник / Под ред. Е.И. Пунина. М.: Международные отношения, 2013. С. 345.
11 Маркетинг: Маркетинг на предприятии: Учебник / Под ред. И.И. Кретова. М.:Финстатинформ, 1994. 181 с.
12 Менеджмент: Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. Р.А. Фатхутдинова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2002. С. 496.
13 Маркетинг: Учебник / Под ред. Н.М. Мурахтановой, Е.И Ереминой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 96.
14 Институциональная теория и экономическая политика: Кн. 1: Методологический эскиз. / Под ред. Сухарева О.С. М.: ИЭ РАН, 2001. С. 1328.
15 Современный экономический словарь: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1998. 479 с...